реконструкция морского собора в кронштадте
Художественная роспись интерьеров и экстерьеров
Москва +7-985-613-79-31
СПб +7-906-252-07-90
zhivopisinet@mail.ru
Как реставрировали Морской Собор в Кронштадте
В интернет-журнале «Охраняется государством» опубликована моя статья
Привожу ее со своими фотографиями
«Как реставрировали Морской собор в Кронштадте»
Рассказ реставратора Юрия Шелыгова
Свою работу в Соборе я начал в сентябре 2011 года в реставрационной фирме «Карэ» в должности художника-реставратора под руководством О.В. Мендельсона. Уже были выполнены все подготовительные работы — расчищены орнаменты и композиции и выполнялось восстановление живописи собора. За слоями краски и штукатурки открывались удивительные по замыслу работы. Храм был исторически расписан не полностью: живопись была только в алтаре в северном и южном окнах и в галереях. Купол, как и пилоны, росписей не имел, и было принято решение расписать и его (эти работы выполняла фирма «Вифания»).
Я выпускник Российской академии художеств — ГАИЖСА им. Репина (закончил в 2010 году живописное отделение, мастерская В.В. Соколова). К началу работы в Соборе уже имел опыт реставрации монументальной живописи, а также росписи храмов, но с такими масштабными работами столкнулся впервые: ежедневно на объекте присутствовало более 700 человек различных специальностей, среди них более 200 художников-реставраторов из нескольких реставрационных фирм и бригад. В Кронштадте я встретил много своих знакомых по академии: здесь уже работала моя однокурсница Екатерина Баранова, здесь также обрел новых друзей.
Рабочий график был достаточно тяжелым, особенно для художников — день начинался в 8:45 с общего построения и заканчивался в 18 часов, ближе к завершению работ мы работали до девяти вечера. Учитывая дорогу от Санкт-Петербурга до Кронштадта, работа занимала весь день. Все работы велись на строительных лесах — это был сложный лабиринт переходов, разобраться в котором сначала было непросто. Зачастую большие изображения занимали много ярусов, и было трудно представить общую картину.
Масштабы работ по реставрации были огромные — тысячи метров. Первоначально я занимался реставрацией орнаментов, затем работал над тонировками фигуры Спаса Эммануила в главной конхе алтаря. Лик практически не сохранился — остался только контурный предварительный рисунок, сделанный прозрачной краской, которая глубоко впиталась в поверхность.
Позднее мы с моим коллегой Ильей Палкиным выполнили реконструкцию двух фигур святителей (северная малая конха), практически полностью утраченных: остался лик одной фигуры. Их можно было лишь с трудом разглядеть на сохранившейся дореволюционной фотографии. Первоначально были сделаны эскизы и выполнен картон в натуральную величину.
Мною в составе небольшого коллектива были выполнены картоны в натуральную величину (около 6 метров) фигур пророков; я также участвовал в тонировке орнаментов в галерее — это единственные орнаменты, которые были сохранены в первоначальном виде, их фрагменты можно увидеть при входе на галерею: часть креста, орнаменты на стенах и колоннаде. В композиции «Благословение св. Николая» хорошо сохранилась только нижняя часть. Под самой композицией проходила воздушная труба системы отопления Собора, которую тоже, в свою очередь восстанавливали строители (рабочие под надзором реставраторов пробили стену и поменяли трубы). Это была одна из самых сложных работ, в которых я участвовал. Практически композиция была написана заново с сохранением стилистики подобных изображений в этой части храма — сделан эскиз по оставшимся фрагментам, изготовлен картон в натуральную величину.
Живопись в храме больше всего напоминает византийскую мозаику: большие плоскости, лаконичный язык, фоны, имитирующие кусочки смальты; в трактовке фигур видны разные авторы. Композиция «Благовещенье», в тонировке которой я также участвовал, написана (предположительно Кузьмой Петровым-Водкиным) в более живописной широкой манере. По всей видимости, под ней была другая композиция, фрагменты которой просматривались сквозь слои краски.
Особенно интересны орнаменты Собора на морскую тематику — она прослеживается и в элементах пола, орнаментах стен, лепнине. Видно, как тщательно и с каким вкусом отнеслись художники к каждой детали храма. Неоднозначно были восприняты мотивы некоторых орнаментов: свастики под фигурами Богоматери и Архангела было решено заменить на другой орнамент.
Журнал «Охраняется государством».
Фотографии интерьеров уже отреставрированного Собора Вы можете посмотреть посмотреть в статье Реставрация и реконструкция Морского собора в Кронштадте
Акварели В.М. Косякова для Морского Собора можно посмотреть в статье Эскизы архитектора В.А.Косякова к Морскому собору в Кронштадте
Символ морской славы идет на реставрацию
В Кронштадте начали восстанавливать Морской собор.
Морской собор Кронштадта обрастает строительными лесами. Уже с нового года там начнутся реставрационные работы. О том, что состояние главного собора города моряков крайне сложное и требует немедленной реставрации, признали еще в мае этого года.
Тогда памятник осматривала специальная комиссия. После восстановления филиал музея, возможно, передадут церкви.
Объем предстоящих работ оценил корреспондент НТВ Виктор Черногуз.
Собственно для верующих он был открыт всего 14 лет, с 1913 по 1927. Получается, выросло уже несколько поколений, которые никогда не видели Кронштадтский морской собор таким, каким он должен быть. В мае 2009 года его снова закрыли. Храм пошел трещинами.
Кронштадтский морской собор это шедевр не только с архитектурной, но и с инженерной точек зрения. Автор проекта Василий Косяков применил здесь сразу несколько нестандартных технический решений. Так, здесь была установлена система электрического освещения.
Это большая редкость для российских церквей образца 1913 года. Кроме того, здесь были установлены системы водоснабжения и отопления. Все это до сих пор функционирует. Одному из радиаторов почти 100 лет и он до сих пор работает. Материал, кстати, чистый чугун.
Но эти же уникальные инженерные решения теперь угрожают целостности собора. Купол храма диаметром 27 метров сделан из железобетона. Это был первый такой опыт в России. Но купол оказался слишком тяжел. Именно он стал одной из причин деформаций.
Владимир Улицкий этим летом по заказу КГИОПа обследовал собор. Результаты проверки противоречивы. Главная новость: обрушение собору не грозит, грунт под зданием не поплыл. Но храму срочно нужна реставрация.
Владимир Улицкий, заведующий кафедрой оснований и фундаментов государственного университета путей сообщения: «Всего четыре больных места. Проблема в пристройках и куполе. Он больной. Купол в годы войны был ориентиром для стрельбы по Кронштадту».
В 1913 году для кронштадтского собора выбрали планировку. Петербургский храм должен был повторить древнюю христианскую святыню храм Святой Софии в Константинополе. Но выбранное тогда решение теперь главная проблема реставраторов.
У всех соборов один конструктивный недостаток. Огромный купол давит на центр храма, в итоге под действием силы тяжести боковые пристройки начинают деформироваться и покрываться трещинами.
Андрей Лялин, директор Центрального музея: «Сегодня больше таких симптомов мы уже не наблюдаем. Идет постоянный мониторинг собора, установлены „маячки“. Никаких изменений к нашей великой радости не происходит».
Внутри храма устанавливают леса, снаружи здание закрывают пленкой, чтобы оно пережило зиму. После этого можно будет приступить непосредственно к реставрации. Первое, с чего начнут специалисты, восстановление исторической планировки здания.
Надежда Грищенко, представитель реставрационной компании: «Здесь исторически галерея была открыта. Она была двойной, а зал отделили за счет перегородок и подвесного потолка. К тому же в алтарной части было смонтировано сценическое оборудование. Все, что там находилось, утрачено».
Собственно реставрация начнется с нового года. Восстановление фресок и мозаик не будет сложным. Большинство росписей почти не пострадало. Флотское командование, которому передали зданием в 1939 году, по сути спасло памятник архитектуры.
Андрей Лялин, директор Центрального музея: «Военное ведомство приняло решение законсервировать собор. Пол был накрыт специальным настилом. Сегодня реставраторы его демонтировали. Утраты очень незначительные. Это полностью спасло мозаичное панно».
От настила уже очищен небольшой участок пола. Такая роспись и считается главной особенностью храма. Рыбы, морские звезды, якоря… Кронштадтский собор в каждой детали напоминает: это был главный храм Российской империи.
Восстановление собора реставраторы обещают закончить к его юбилею в 2013 году. Тогда же будет приведен в порядок церковный парк, деревья в котором сажал лично император Николай II.
На реставрацию Морского собора в Кронштадте за 3 года было потрачено 6,1 млрд руб.
Общая сумма средств, направленных в 2009-2012гг. на воссоздание Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, составила 6,1 млрд руб. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Счетной палаты РФ, которая провела проверку целевого использования средств, выделенных на реставрацию.
За счет средств федерального бюджета по линии министерства культуры и министерства обороны было направлено 4,8 млрд руб. Остальные деньги были привлечены за счет пожертвований.
В целом проверка не выявила серьезных нарушений при восстановлении собора. Как говорится в сообщении, были найдены лишь «отдельные незначительные недостатки».
Морской собор в городе-крепости Кронштадте был заложен 14 сентября 1902г. по указу императора Николая II в честь 200-летия российского флота. Он был построен как памятник всем морякам, погибшим за Отечество. На памятные доски храма нанесены имена 12 тыс. российских матросов и офицеров.
В советские годы собор был закрыт и разорен. В здании храма размещались музей, кинотеатр и даже концертный зал. Для восстановления собора был создан специальный фонд.
Первым делом внутри здания убрали межэтажные перекрытия и сцену, занимавшую место алтаря, открыли купола. На втором этапе реставрации были позолочены купола и восстановлено внешнее убранство собора. В настоящее время осуществляется третий этап восстановления.
Воссоздание собора планируется полностью завершить к его столетию, которое будет отмечаться в 2013г.
Реконструкция морского собора в кронштадте
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Морской Никольский собор (г. Кронштадт) до реставрации и после
Морской Никольский собор — православный собор в Кронштадте,
построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.
Собор, в целом, повторяет в плане приём храма Святой Софии в Константинополе.
При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.
Ещё одно похожее сооружение находится в Крыму, в Евпатории
Главные размеры собора следующее:
внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра.
Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра;
пролеты главных арок — 23 метра.
Высота до основания главного купола — 52 метра;
внешняя высота с крестом — 70,5 метров.
Это самое высокое здание в Кронштадте.
Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте была создана Петром I
http://www.archmuseum.ru/?p=1302
Рядом с собором расположены два сквера — южный и северный.
В северном сквере расположен закладной камень на месте будущего монумента
участникам антибольшевистского восстания 1921 года.
Кронштадт — город-порт на острове Котлин в Финском заливе. Это административный район Санкт-Петербурга. Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнакову получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма. Возведение Морского Никольского собора было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для церковных парадов. Условием для составления проекта было то чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович. 1 сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова. 8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1.876.000 рублей. Освящение собора состоялось 10 июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года.
Проект интерьера.
(Г. А. Косяков, акварель)
Центральный военно-морской музей
История Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца
Главная святыня Российского флота Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца возвышается над островом и морем. Его могучий купол, символ Города воинской славы Кронштадта, виден со всех точек Невского фарватера, с Васильевского и Елагина ос тровов в Санкт-Петербурге. Велико и уникально его предназначение – служить Собором морской славы России, собирать флотские реликвии, хранить память о моряках-героях, отдавших жизни во имя воинского долга, во имя Родины. На памятных мраморных досках, установленных на внутренних стенах Собора, были помещены около тысячи имен флотских офицеров, погибших с 1695 по 1913г., всех без исключения: православных и иноверцев, героев Гангута и Цусимы, моряков всех эскадр и сражений. Тогда были оставлены места и для новых героев – наших с вами современников.
Идея строительства в Кронштадте храма-памятника русскому флоту возникла очень давно. Первый морской храм появился здесь в 1728 г. По указу Петра I от 13 июля 1722 г. Деревянный храм освятили в честь Богоявления, и простоял он более 100 лет. Высокая колокольня со шпилем, напоминавшим шпиль Петропавловского собора, была видна со всех точек Невского фарватера. Вероятно, именно это стало причиной того, что при строительстве нового Морского собора одним из основных требований к нему была видимость креста с большого расстояния.
В Богоявленском соборе ежедневно совершались тожества, связанные с празднованием годовщин великих побед русского флота, а также важных событий истории флота. Петр I повелел, чтобы все в храме напоминало о неизменном покровительстве Божием тем, кто вверяет свою жизнь грозной и опасной стихии моря. Храм почитался как памятник основателю Кронштадта Петру Великому и за время своего существования собрал в своих ризницах немало реликвий, связанных с историей русского флота.
К началу XIX в. старинный храм обветшал, и в 1829 г. особая комиссия совместно с архитектором А.Н. Акутиным признала необходимость строительства новой церкви. Однако, у Морского министерства не оказалось необходимых средств. Проект каменной церкви был утвержден 26 января 1849 г., но остался не осуществленным. Деревянный храм за ветхостью разобрали в 1841г. В 1862 г., до строительства каменной церкви, по проекту архитектора А.С. Кудинова была выстроена временная деревянная церковь, просуществовавшая до 1932 г.
Попытки выстроить каменный Богоявленский собор не увенчалась успехом, но идея храма-памятника не забылась и со временем наполнилась новым содержанием.
Зачинателем строительства каменного Морского собора стал главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований. Возвести собор он предложил на Якорной площади. 15 октября 1896 года Н.И. Казнаков представил управляющему Морским министерством план и расценку на сооружение большого каменного собора. 9 декабря 1896 г. это предложение было одобрено императором Николаем II.
Николаевский Морской собор построен в 1903-1913 годах по проекту В. А. Косякова и стал не только украшением, но и высотной доминантой Кронштадта (высота здания — 70 м). Закладка храма происходила в присутствии императорской семьи и была освящена святым праведным Иоанном Кронштадтским. Собор назван в честь Святителя Николая, небесного покровителя мореплавателей, и строился на средства морского ведомства, пожертвования моряков и жителей города как храм-памятник погибшим морякам.
Через год после освещения Морского собора началась Первая мировая война, и храм был готов принять в свои ризницы новые реликвии и пополнить каменный синодик новыми именами для вечного поминовения.
Октябрьская революция прервала естественный ход жизни собора. Как храм он действовал лишь четыре года, в 1918 году здание было передано Кронштадтскому Совету. В 1929 году собор был переделан под кинотеатр и матросский клуб. Долгое время основные помещения здания занимал театр Балтийского флота.
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1200 мест с театральной сценой.
В 1975 г. здание Морского собора приняли под охрану государства как памятник архитектуры местного значения, и во второй половине 1970-х гг. на средства Военно-Морского флота были проведены большие ремонтные и реставрационные работы.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527 утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, в который внесен Собор Никольский Морской.
В дальнейшем, по личному гранту Президента России был разработан «Проект воссоздания памятных досок Кронштадтского Морского собора с именами моряков, погибших за Родину» и подготовлена историко-архитектурная документация для полной реставрации храма.
Силами Балтийской Строительной Компании 24 октября 2002 г. на главном куполе Кронштадтского Никольского Морского Собора был установлен новый долгожданный крест – символ Христианства и Торжества Православия.
В 2003 г. Николаевский собор передали Санкт-Петербургской епархии, и вскоре начались реставрационные работы. 2 ноября 2005 г., в день рождения св. праведного Иоанна Кронштадтского, в соборе была отслужена первая со времени его закрытия Божественная литургия, которую провел назначенный настоятелем храма протоиерей Святослав Мельник.
5 марта 2009 г. состоялось первое заседание Общественно-попечительского совета Кронштадтского Николаевского Морского собора под патронатом супруги Президента Российской Федерации С.В. Медведевой и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1 июня 2009 года, связи с началом реставрационных работ в Кронштадтском Морском соборе, филиал ЦВММ «Кронштадтская крепость» прекратил прием посетителей. В июне 2009 г. была произведена проверка наличия музейных предметов, позальная и попредметная цифровая фотофиксация в залах экспозиции филиала музея.
29 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Морской собор и принял участие в заседании Общественно-попечительского совета по возрождению храма.
31 июля 2011 г., в День Военно-Морского флота России, на якорной площади состоялось освещение новых колоколов и открытие после реставрации фасада Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца.
С 7 июля 2013 года после реконструкции Кронштадтский Морской собор открыт для посещения. Собор можно посетить ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и вторника.