рекомендации пожелания по организации практики пример

Методические рекомендации по организации производственной практики в учреждениях профессионального образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»

Методические рекомендации по организации производственной практики в учреждениях профессионального образования

Методические рекомендации по организации производственной практики. Предназначены для разработки программ производственной практики. Данные материалы рекомендованы мастерам производственного обучения, руководителям производственной практики учреждения профессионального образования в помощь при организации производственной практики.

Е.Н.Титаренко – мастер производственного обучения ГБОУ ПОО МТК.

В средних государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования производственная практика организуется на третьем курсе в первом полугодии после окончания экзаменов по теоретическому обучению. Эта практика проводится на предприятиях ежедневно на одних и тех же штатных рабочих местах.

Для прохождения производственной практики обучающиеся, как правило, направляются на предприятия и организации, на которых они будут работать после окончания образовательного учреждения. Таким образом, этой практикой завершается профессиональная подготовка обучающихся.

Предварительно до начала производственной практики мастер производственного обучения подбирает по согласованию с предприятием штатные рабочие места, соответствующие требованиям совершенствования профессиональной подготовки в заключительный период обучения обучающихся в учреждении профессионального образования.

Хорошо организованная производственная практика обучающихся развивает инициативу, творческое мышление обучающихся и приводит к профессиональной адаптации обучающихся к условиям труда на предприятии.

Целью практики является комплексное освоение обучающимся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального и среднего профессионального образования (далее – НПО, СПО), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы обучающимся по профессии.

Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами практики, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением, реализующим ОПОП НПО самостоятельно.

Представленные методические рекомендации призваны помочь в решении проблем, связанных с разработкой программ учебной и производственной практик как структурных единиц основных профессиональных образовательных программ, разрабатываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования. В них раскрыта структура, содержание и методика проектирования программ учебной и производственной практик, показаны подходы к разработке каждого раздела программы.

Глава 1 Теоретические аспекты организации производственной практики

Производственное обучение – основа профессиональной подготовки обучающихся. Оно должно вырабатывать у них прочные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие качественное и количественное выполнение производственных работ, умение использовать новую технику, современную технологию, передовые методы труда; воспитать в них высокую культуру труда, стремление к рационализаторству и новаторству.

Производственная практика – составная часть процесса профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющая целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых трудовых умений и навыков практической работы по изучаемой профессии, в условиях, приближенных к профессиональной деятельности.

Цель производственной практики – совершенствование трудовых умений и навыков в соответствии с перечнем учебно-производственных работ, предусмотренных планируемым уровнем квалификации выпускника в соответствии со стандартом. Осуществляется в производственных мастерских, производственных цехах, отделах учреждений, предприятий, организаций.

Учебную практику на I курсе в НПО следует проводить только в учебных мастерских и учебных цехах, отвечающих санитарно-техническим требованиям, с широким использованием тренажеров и технических средств обучения (ТСО).

Учебную практику и производственную практику на II и III курсах в НПО необходимо проводить в мастерских, учебных цехах и на базовых предприятиях, где условия труда соответствуют установленным санитарным нормам и правилам.

При этом целесообразно выделять для обучающихся специальные участки и рабочие места, изолированные от рабочих помещений с различными вредными факторами, например с тепло-, газо-, пылевыделениями. При работе в общих цехах следует выбирать участки с высоким уровнем механизации и безопасными условиями труда.

Все обучающиеся должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты: спецодеждой, спецобувью, средствами защиты органов дыхания (респираторы), глаз (очки, маски), органов слуха (противошумы), средствами, предупреждающими падение с высоты (предохранительные пояса и др.).

Основными формами предвыпускной производственной практики следует считать:

1. Практика на индивидуальных штатных рабочих местах. Обучающиеся в этих условиях приобретают самостоятельность и быстрее приспосабливаются к условиям работы на предприятии.

2. Практика совместно с квалифицированными рабочими. Такая форма целесообразна для профессий, связанных с обслуживанием сложных механизмов.

3. Практика в составе бригад взрослых квалифицированных рабочих. Эта форма наиболее распространена в связи с современной бригадной формой организации труда в промышленности и на строительстве.

Таблица1 Формы организации производственной практики

1.Прочность формируемых у обучающихся профессиональных умений и навыков

2.Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выполнять разнообразные производственные работы различной сложности

3.Высокий уровень ответственности обучающихся за результаты работы

4.Создаются благоприятные возможности для воспитания коллективизма

1.Обучающиеся недостаточно связаны с рабочим коллективом предприятия

2.Осложнена работа мастера, так как он не имеет возможности работать со всей группой, является одновременно руководителем и учебного, и производственного процессов

3.Обучающие функции в значительной степени доверяются квалифицированным рабочим, включенным в состав ученических бригад

В составе бригад квалифицированных рабочих (специалистов) предприятия

1.Сравнительно легко организовать процесс производственной практики обучающихся

2.Обучающиеся полностью включены «производственную атмосферу» предприятия

3.Широкие возможности практического освоения обучающимися современной техники и технологии, современных способов производства

1. Учебный процесс в значительной степени подчинен решению производственных задач предприятия

2.снижается руководящая роль мастера как учителя профессии и воспитателя

3.Качество производственного обучения обучающихся во многом зависит от добросовестности квалифицированных рабочих-наставников

4.Снижается производственная самостоятельность обучающихся за результаты работы

5. Осложняется работа мастера из-за значительной рассредоточенности обучающихся по цехам и участкам предприятия

Индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным рабочим (специалистам) предприятия

1.Простота организации практики

2.Обучающиеся всегда находятся под наблюдением взрослого

3.Возможность эффективно осваивать обучающимися современную технику и технологию, передовые способы труда

1.Снижена руководящая роль мастера п/о

2.Эффективность обучения обучающихся в значительной степени зависит от добросовестности и педагогического мастерства квалифицированного рабочего-наставника

Для прохождения производственной практики на штатном рабочем месте на предприятиях с наличием производственных вредностей обучающиеся должны пользоваться такими же льготами, как и соответствующие кадровые рабочие (дополнительным питанием, сокращенным рабочим днем и т.д.).

Для обучающихся, которым к началу производственной практики на предприятиях исполнится 18 лет, длительность рабочего дня должна быть установлена такая же, как и для рабочих на производстве.

Для успешного привлечения трудовых коллективов к воспитательной работе мастер производственного обучения, прежде всего, изучает предприятия и людей, работающих на них. Важно хорошо знать передовых рабочих и инженерно-технических работников, которые могут стать примером обучающимся.

Начальники управлений вместе с мастером производственного обучения используют в работе наставников из состава работников предприятий. Наставники закрепляются за учебными группами и могут в исключительных случаях назначаться отдельных обучающихся. Они помогают мастеру производственного обучения воспитывать у обучающихся ответственное отношение к труду. Велика роль наставников в воспитании у обучающихся любви к изучаемой профессии, гордости за будущую принадлежность к рабочему классу. Передавая обучающимся передовой производственный опыт, наставники помогают воспитывать у обучающихся творческое отношение к труду. Работой наставников руководят инженерно-технические работники.

Одновременно мастера производственного обучения совместно с наставниками заботятся о том, чтобы отдельные элементы помощи и участия наставников в воспитательной работе были частью всей системы работы наставников. На примере работы наставников из передовых рабочих мастер производственного обучения воспитывают у обучающихся потребность в труде, показывают общественную значимость промышленного труда.

Глава 2 Методические рекомендации мастеру производственного обучения для успешного руководства производственной практикой

Производственная практика является заключительной составной частью процесса подготовки квалифицированного рабочего по видам профессиональной деятельности и в целом по профессии.

К рабочим местам предприятия, где намечается прохождение производственной практики учащихся, предъявляются следующие требования:

типичность для профессии, специальности учащихся;

современность оснащенности и технологии выполнения производственных работ;

нормальная обеспеченность сырьем, материалами, средствами технического обслуживания и т. п.;

соответствие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.

Подготовительная работа мастера к проведению производственной практики учащихся на предприятиях сводится к следующему:

изучить производственный процесс и организацию труда рабочих (специалистов), применяемых на предприятии;

определить подразделения (цеха, участки, лаборатории, отделы и др.), где будут проходить производственную практику обучающиеся;

определить формы организации производственной практики обучающихся (см.таблицу 1);

определить совместно с руководителями подразделений предприятия рабочие места, где обучающиеся будут проходить производственную практику;

принять участие в подготовке и заключении договора между учебным заведением и предприятием о проведении производственной практики обучающихся;

разработать рабочую программу производственной практики обучающихся;

разработать программу предвыпускной практики;

разработать графики перемещения обучающихся по производственным подразделениям (цехам, участкам, отделениям и т. п.), рабочим местам, где будет проводиться практика.

Рабочая программа производственной практики учащихся, как правило, содержит разделы:

общие положения: фонд времени на практику; сроки проведения; нормы времени, устанавливаемые для учащихся на выполнение работ разной сложности; указания о режиме труда учащихся; организационные вопросы руководства практикой и т. п.;

учебно-воспитательные задачи производственной практики;

характер и содержание работ и функций, которые должны выполнять учащиеся в процессе практики: сложность, точность, обрабатываемые или используемые материалы, физиолого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т. п.;

характеристика рабочих мест, на которых учащиеся будут проходить практику: названия и номера цехов и участков; оборудование, на котором учащиеся будут работать; инструменты, приспособления, приборы, оснастка и др. оснащение рабочих мест, которое учащиеся должны освоить в процессе практики, и т. п.;

примерные виды (перечень) производственных работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики;

современные приемы и способы труда, характерные для предприятия, новая техника и технология, которые должны быть освоены учащимися в процессе практики;

контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики;

краткие методические рекомендации мастеру по рациональной организации и проведению производственной практики учащихся.

За месяц до начала производственной практики мастером производственного обучения составляется программа. Она обсуждается на заседании цикловой комиссии, согласовывается с предприятием и утверждается директором образовательного учреждения.

В программе производственной практики предусматривается перечень групповых инструктажей обучающихся по вопросам соблюдения санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности.

В итоге предвыпускной производственной практики обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Успешно прошедших производственную практику выпускников после защиты диплома представители базовых предприятий приглашают для дальнейшей работы.

Список используемой литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г N 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

5. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

6. Федеральный государственный стандарт по профессии.

7. Приказ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 октября 2009 г. N 15083).

8. Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2009 г. № 674).

9. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утв. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.).

10. Классификаторы социально-экономической информации: [Электронный ресурс]. Форма доступа – http://www.consultant.ru

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР);

Источник

Замечания и рекомендации руководителя практики от предприятия

ХАРАКТЕРИСТИКА НА СТУДЕНТА

4-го курса специальности «Экономика и управление на предприятии АПК»
Волгоградского Государственного Аграрного Университета Воловодову

Студентка 4-го курса Волгоградского Государственного Аграрного Университета Воловодова Анна Юрьевна проходила производственную практику в ОАО «Перекопское» Клетского района Волгоградской области с 29 июня 2015 г. по 12 июля 2015 г.

Студенткой был проведен анализ деятельности предприятия, его внутренней документацией, а так же знакомство с отчетностью. За время прохождения практики Воловодова А. Ю. была очень внимательна и прислушивалась к замечаниям и советам сотрудников, тем самым вызвав положительное впечатление у руководства. В ходе прохождения производственной и преддипломной практик студентка закрепила и использовала теоретические и практические знания и навыки, которые получила во время обучения в ВолГАУ.

В конце прохождения практики был написан дневник, который служит подтверждением её упорной и кропотливой работы на предприятии.

Студенткой было показано достаточное качество знаний, проявлена высокая активность при выполнении повседневных заданий. Евстратова Ю.С. проявила себя как трудолюбивый, добросовестный, коммуникабельный, исполнительный работник, доброжелательно и уважительно относящийся к коллективу.
По результатам прохождения производственной и преддипломной практики студентка Воловодова А. Ю. заслуживает отличной оценки.

Подпись руководителя практики от предприятия ____________/_________

ПРЕДПИСАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ

(фамилия, имя, отчество)

направляется на __________________________________________практику

Срок практики с «____»__________201__г. по «____»___________ 201__ г.

Руководитель практики от ВУЗа____________________________________

(должность, фамилия, и., о.)

Зам. декана экономического факультета по

Печать производственной и учебной практикам

Спехина М.И. ___________________

Руководитель практики от предприятия______________________________

(должность, фамилия, и., о.)

Прибыл на предприятие

Подпись ответственного лица _____________

Убыл из предприятия

Подпись ответственного лица _____________

Замечания и рекомендации руководителя практики от предприятия

Практикант Воловодова Анна Юрьевна проходила производственную и преддипломную практику в ОАО «Перекопское» Клетского района Волгоградской области в качестве помощника экономиста.

За время прохождения практики Евстратова Ю.С. внимательно и ответственно относилась к выполняемой работе. Студентка показала значительный уровень теоретической подготовки, умение применить и использовать знания, полученные в ВУЗе, для решения поставленных перед ней практических задач.

Во время практики студентка проявила себя инициативным работником, дисциплинированным и грамотным исполнителем, применяла на практике знания, полученные в ходе обучения в вузе. Всю порученную работу выполняла добросовестно.

В целом работа практикантки заслуживает оценки «отлично».

Подпись руководителя практики от предприятия ____________/_________

Календарный план прохождения практики

СрокиОтдел
29.06.15. – 2.07.15.Отдел кадров
3.07.15. – 7.07.15.Экономический отдел
8.07.15 – 12.07.15Бухгалтерия

Подпись руководителя практики от предприятия ____________/_________

Источник

Для изучения делопроизводства и основных направлений деятельности я изучила Положение о юридическом отделе, должностную инструкцию ведущего юрисконсульта, должностную инструкцию начальника юридического отдела, Устав Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, которыми мой непосредственный руководитель руководствуется и придерживается в своей работе. Затем я направилась в канцелярию, где мне объяснили, как происходит работа, регистрируется входящая и исходящая корреспонденция в специальном журнале, где документам присваивается определенный номер.

Все документы оформляются на фирменном бланке ВГУЭС, с обязательной регистрацией в канцелярии исходящего номера и дата. В левом верхнем углу указывается адрес и фамилия получателя. Документ заверяется подписью ректора ВГУЭС Лазаревым Г.И.

Я узнала, как грамотно составлять проект типового договора. При прохождении производственной практики в университете, я помогала руководителю практики в выполнении срочных указаний, предоставляемых руководством.

На период прохождения учебно-ознакомительной практики таких заданий было много, все очень разнообразные, не похожие одно на другое.

Считаю, что пройденная мною учебно-ознакомительная практика пошла мне на пользу. Я научилась работать с документами, освоила делопроизводство, увидела, как на практике применяется теория. Закрепила свои теоретические знания. За время прохождения практики я адаптировалась в новом коллективе и попыталась войти в доверие, постаралась проявить свои положительные качества, желание и умение работать в трудовом коллективе. Проявляла инициативу в работе, которая положительно была воспринята сотрудниками университета и выражалась в поручении мне ответственных заданий. Руководитель отдела уделяла мне достаточно внимания, доброжелательно отвечали на возникшие у меня вопросы, помогали разобраться с трудностями в работе. Данная практика показалась мне интересной и очень познавательной.

При прохождении практики у меня возникли трудности планировании своей работы, с невозможностью выполнения конкретных пунктов программы приходилось вносить некоторые коррективы, в связи, с чем появлялись некоторые пробелы в намеченной программе.

Возникали некоторые трудности в составлении документов, а также некоторая растерянность в работе из-за недостаточности опыта работы и теоретических знаний.

Предложения по совершенствованию программы практики.

На основе проделанной мною работы и на основе выводов я хотела бы поделиться конкретными предложениями по совершенствованию организации практики:

1. Считаю целесообразным направлять на практику туда, где наиболее полно студент сможет проявить теоретические знания и практически их закрепить.

2. Конкретнее разработать программу практики, возможно создать многоуровневый план прохождения практики в различных структурах, учитывая уровень подготовки студента.

3. Возможно, подготовить индивидуальные задания по уже пройденным дисциплинам (дисциплину выбирает студент). Индивидуальное задание может быть оформлено в форме небольшого сообщения, развернутого ответа, возможно, станет темой для доклада в студенческой конференции. Такие задания будут способствовать закреплению на практике теоретических знаний, помогут сопоставить теорию и практику и выявить проблемы в данной области.

4. Целесообразней было бы закреплять за конкретным преподавателем студентов, которым при прохождении практики необходимо будет проявить знания в области изучаемой с данным преподавателем дисциплины.

5. Для лучшей организации прохождения студентом практики необходимо предусмотреть возможные консультации, на которых студент может задать интересующие его вопросы по выполнения программы практики, составления отчета, оформления документов и т.д. или по любым другим вопросам касающихся прохождения практики.

6. Предоставить возможность прохождения практики во время учебного процесса.

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *