рекомендательный список литературы крещение руси
Рекомендательный список литературы крещение руси
Аннотация. Сборник дает представление об основных концепциях русской и советской исторической науки по введению христианства на Руси. Вступительная статья характеризует общее состояние науки по этой проблеме. Приложение включает выдержки из древнерусских летописных и внелетописных, а также иностранных источников, связанные с «крещением Руси». Рассчитан на научную общественность, партийных работников, пропагандистов и на всех интересующихся историей нашей Родины.
Также по теме читайте:
Фроянов И.Я. Об историческом значении «крещения Руси» // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 10. Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. Межвузовский сборник. Л. С.30-58.
Нельзя обойтись без этой монографии:
Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003.
Аннотация. Книга посвящена первым векам истории христианства на Руси. В увлекательной форме автор рассказывает о быте и верованиях восточных славян, проникновении христианства на территорию Восточной Европы, месте и роли церкви в древнерусском обществе. Особое место в работе отводится рассмотрению восточнославянского язычества, сохранявшего необычайную живучесть на протяжении нескольких столетий после крещения Руси.
_____________________
Книга представлена в двух форматах: FB2 и DOC.
Рекомендательный список литературы крещение руси
«Владимир искал среди всех веру самую святую,
самую чистую, самую правую,
и он нашел её в вере православной…»
Для читателей библиотеки-филиала № 3 им. Н. Островского был проведён час православия «Свет далекого князя Владимира», посвящённый 1030 годовщине Крещения Руси.
Большой праздник для всего православного мира был отмечен масштабными торжествами по всей стране. В столице верующие Крестным ходом направились из Кремля на Боровицкую площадь к памятнику князю Владимиру – Крестителю Руси, где состоялся молебен.
Крещение Руси – это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.
После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича – более долговечного материала, чем дерево. Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь.
Вниманию слушателей была представлена электронная презентация «Солнце Руси-матушки», посвященная князю Владимиру и показаны фрагменты из документального фильма «Сказание о Крещении Руси».
В завершение мероприятия была проведена викторина, которая стала проверкой знаний о судьбоносном событии и великом князе.
В библиотеке к этому Дню был оформлен тематический просмотр «Русь крещёная, Русь православная», где все желающие могли ознакомиться с книгами, научно-популярными статьями, иллюстрации о православии.
Рекомендательный список Свет православия
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Романовский детский отдел
МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова
Составил: библиограф 2 категории
ст. Романовская, 2020 год
Есть чудо на свете с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего мига,
Фундамент грядущих добрых дел.
«Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит – зависит наше будущее». Велико значение православной литературы в жизни верующего человека. Неизгладимый след в душе человека может оставить печатное духовное слово.
День православной книги был учреждён на заседании Священного Синода Русской православной церкви 25 декабря 2009 года. Впервые был отмечен в 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в память о первой книге, которая была издана в этот день (1 марта по старому стилю или 14 марта по новому), в далёком 1564 году. Этой книгой стал 3 «Апостол» первопечатника диакона Ивана Федорова. «…До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках…».
Вашему вниманию предлагаем список литературы, который направлен на духовно-нравственное воспитание, развитие интереса к православной литературе и пропаганда семейного чтения, направленного на воспитание подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.
Составил протоиерей Александр Соколов. Иллюстрации Г.Доре и Плокгорста.
Книга архимандрита Георгия содержит советы и ответы на волнующие вопросы по устроению семьи и духовному воспитанию детей; наставления Иоанна Златоустого желающим вступить в брак и супругам; примеры из жизни прославленных отцов и семейный молитвослов.
Эта книга рассказывает о преподобном Серафиме Саровском, чьи дела и подвиги снискали почёт и уважение при жизни, а после смерти дали основание для причисления к лику святых. На протяжении столетий православный народ молился своему угоднику и чудотворцу, батюшке Серафиму. При жизни к нему стекались тысячи. После смерти – миллионы. Его молитвенное предстояние хранит наше Отечество, спасает и излечивает множество людей. Угодника Божьего, батюшку Серафима, призывают на помощь в самые трудные моменты жизни. О нём написаны десятки книг и снято множество фильмов. Каждый человек должен знать жизнь святого старца Серафима, учась у него вере и любви, подражая ему в мудрости и доброте.
Издание предназначено юным читателям, познакомит их с уникальной русской литературой: «Слово о полку Игореве», былины, жития русских святых, баллады поэтов XIX века и другие – свидетельства великого прошлого нашей страны. Книга откроет для читателей не только удивительный мир древней истории, но и русской словесности.
К
ВВ Важность рассказа о русских святых очевидна: Россия находится на очередном историческом переломе. Преподобные и старцы, равноапостольные и страстотерпцы, канонизированные Русской Православной церковью, сплачивали русский народ.
Книга о канонизированных в разное время святых России. Одна из статей посвящена Преподобному Сергию Радонежскому.
Список использованных источников и литературы. Глава 4. Процесс Крещения Руси. Проблемы Крещения
Заключение.
Глава 5. Значения и последствия.
Глава 4. Процесс Крещения Руси. Проблемы Крещения.
Глава 2. Выбор веры
Социально-экономические
Внешняя политика
Одной из главных причин Крещения Руси стала культурная изоляция Руси. Необходимо было сблизить ее с Западной Европой. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а господствующее на тот момент язычество приводило к изоляции и враждебном восприятии со стороны христианских соседей, которые дичились язычников и их диких традиций и обычаев. Нередко это становилось причиной отказа торгового сотрудничества.
В принципе, Русь поддерживала некоторые международные контакты с Западной Европой и Византией, но была необходимость упрочнения таковых. Для этого требовалась единая идейная основа.
Проведенная Владимиром реформа языческого пантеона, так же не принесла ожидаемого результата. Внутри государства это вызвало волнения, да и на международном уровне положение Руси никак не изменилось. Ее так же воспринимали как варварское государство.
У Киевской Руси были очень тесные торговые отношения с Византией.
В 987 году в Византии вспыхнул бунт, и император Византии Василий II обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился, но с условием, что он женится на сестре императора Анне, ведь это значительно поднимет авторитет князя на международном уровне. Это объяснятся тем, что еще никогда византийские принцессы не становились женами европейских правителей. Император в ответ выдвинул свои условия: Владимир должен принять христианство сам, и крестить свой народ.
Следует учесть, что близкие родственные отношения правящих династий освобождали молодое государство от вассальной зависимости от византийского центра христианства.
При всем этом, следует помнить, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел в 1054 году.
На Руси слишком сильно выраженным явлением было социальное расслоение и имущественное не равенство. Что не соответствовало языческой идеологии, так как по этой идеологии все и каждый были равны перед природой и ее стихиями. Из этого следует что было необходимо идеологическое обоснование данного явления.
Нараставшая социальная неоднородность, а так же меняющиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.
«Летопись рассказывает, как к Владимиру, решившему переменить веру, стали прибывать посольства от волжских мусульман, от католиков из Рима, иудеев из Хазарии и христиан-греков из Византии. И все они пытались склонить киевского князя к принятию своей веры.
По свидетельству летописца, Владимиру более всех понравилась вера греческая. Один из греческих проповедников поведал князю, как Бог сотворил мир и человека и запечатлел в его душе свой образ. Рассказал он и о райской жизни и грехопадении людей, о том как спаситель мира Иисус Христос пришел на помощь падшему во грехе человеку, призывал любить даже врагов. Он своими страданиями и мучительной смертью на кресте искупил людскую греховность перед Богом и даровал всем вечную жизнь. Владимир узнал, что духовное рождение в вечную жизнь через святое крещение получает каждый уверовавший во Христа. В этом случае он уже должен перестать жить для себя, а жить для Христа и других людей.
Грек показал князю икону с изображением Страшного суда. На этом суде все дела, мысли и чувства каждого раскроются, говорил проповедник, и тогда станет очевидным, кто праведник, а кто грешник. На иконе той жившие по правде были изображены справа и радостно шествовали в рай, а стоявшие слева грешники шли, опустив голову, на вечные страдания.
В результате сложившейся в государстве ситуации Владимир счел необходимым принятие другой веры всей Русью.
Как говорилось выше, князь Владимир имел возможность выбора между религиями, признающими единого Бога. Однако, присутствовал ряд причин из-за которых он отказал представителям Иудеи и Мусульманства.
В исламе были неприемлемы некоторые традиции и ограничения, такие как многоженство, запреты на свинину, употребление вина и так далее.
В иудаизме тоже имелись некоторые ограничения (кошерная пища, обрезание так далее). Евреи не имели собственной государственности, что сыграло главную роль в отказе принятия из веры. Распался Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль.
Христианство же восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой церковной службе, и самой церковной организации.
Как уже было сказано выше, процесс Крещения был не одного дня и не одного года.
В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Перед Русью тоже предстоял выбор, по какой ветви далее будет происходить развитие. Преимуществом православия было то, что светская власть полностью контролировала церковь. Богослужения проводились на родном языке, в то время, как в католичестве службы проводились на латыни.
Наряду с монахами (черным духовенством) действовали и приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и должны были быть показательным примером нравственной семейной жизни.
Так же следование православию давало Руси возможность династических связей с правящей династией сильной в то время Византией.
Одной из причин принятия именно христианства стало то, что Византия не посягала на территории Руси, в отличие от хазар и булгар. Более того с Византией были более тесные торговые отношения. Так же христианами уже являлись некоторые киевляне, которые приняли христианство во время правления Аскольда и Дира. Так же христианкой была и бабушка Владимира княгиня Ольга.
Еще одним пунктом, повлиявшим на выбор именно этой религии, как государственной было то, что христианство зависело от государства и лишь укрепляло и поддерживало власть князя, католическая же церковь наоборот была выше правителя государства, что абсолютно не устраивало Великого Князя.
Так же можно проследить ранние личные знакомства русских князей с византийской культурой. Так же учитывалась географическая близость Византии.
Православие было более терпимо к местным традициям, и Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
«Время шло, а киевский князь не торопился с принятием христианства. Возможно, его смущало то обстоятельство, что, приняв крещение от Византии, по церковному законоположению которой глава государства был и главой церкви, Русь теряла свою независимость и становилась зависимой от Царьграда». [3, с 10]
«Великому князю киевскому, по-видимому, не хотелось просить у греков крещения как милости….»[3, с 11]
В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Он обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. «Недостойно христианкам выходить за язычников. Крестись, и тогда дадим тебе невесту.… Не захочешь креститься, не сможем мы отдать тебе сестру нашу». [3, с 12]
«Владимир вернулся с царицей и греческими попами в Киев и велел креститься в реке всему народу, «людье с радостью идяху, радующееся и гоаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре приняли»».[5, с 137]
Процесс смены вероисповедания всем государством встретился с рядом проблем.
Крещение велось путем активного наступления государства и церкви на язычество. Все это несло почти насильственный характер. Распространение христианства шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая активные сопротивления обращаемых в новую религию.
Хотя сопротивление язычников и было пассивным, оно было достаточно массовым. В связи с этим церковь была вынуждена освятить некоторые языческие праздники и перенять поклонение некоторым языческим божествам под видом культа святых.( Масленица, Коляда, праздник Ивана Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, сохранилось поклонение Перуну-Илье Пророку).
После насильного крещения населения, еще долгое время сохранялись старые языческие верования.
Некоторые люди рвали волосы и плакали, глядя, как дружинники сбрасывали в Днепр деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и толкали его шестами, чтобы не смел пристать к берегу, до днепровских порогов. Дядя великого князя Добрыня крестил Новгород мечом и огнем. Каменного идола утопили в Волхове. Правда, вплоть до 20 в. Путешественники кидали «утопленнику» монетку, дабы этот, теперь уже подводный, властитель не причинил им зла. А на крещеной Руси до 14 века в лесных дебрях тайно горели костры и священнодействовали около них языческие жрецы – волхвы.
Значимость Крещения Руси признают как верующие, так и атеисты. Атеистические взгляды опираются на то, что принятие христианства было нормальным закономерным процессом, своеобразным толчком для перехода государства Киевской Руси на новый уровень развития.
Монотеистическая религия повышала авторитет князя, как единого правителя, что способствовало становлению Руси, как единого государства.
Так же важным последствием стало повышение международной значимости Руси. Главы христианских государств теперь стали воспринимать правителей Руси, как равных себе.
Так же значительным принятие христианства стало и в сфере культуры. В этот период на Руси руками Византийских мастеров было создано огромное количество памятников архитектуры, а так же изобразительного искусства. При жизни князя Владимира была заложена церковь Пресвятой Богородицы, в последствии названной Десятинной, так как на ее строительство князь отдал десятую часть государственных денег. К великому сожалению до наших дней церковь не сохранилась. При нашествии монголо-татар она была разрушена до основания.
Церкви теперь украшались фресками, иконами, мозаичными картинами византийских и русских мастеров.
Появилась иконопись, мозаика и фресковая живопись.
Так же появление на Руси письменности относится к ряду последствий Крещения Руси. Само Крещение стало мощным толчком для развития этого явления. В 9 веке была изобретена азбука кириллица, двумя веками позднее появились первые основы летописания. Славянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза старославянского и восточнославянского языка сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о Полку Игореве».
Среди монахов стали появляться врачи и учителя.
По одному из мнений, важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Считалось, что именно они ввели в практику кириллицу и передали свои знания.
Одним из последствий, отмеченным в летописях, стало изменения в характере самого князя Владимира. До крещения он был суровым, жестоким человеком, после же принятия христианства стал мягким и добрым. По его приказам бедным людям стали выдавать еду и одежду. Так же будучи язычником, он имел несколько жен, а обвенчавшись с Анной, он стал примерным семьянином.
Была начата массовая застройка церквей, открывались церковные школы, благодаря чему стала повышаться грамотность населения. На Руси процент грамотных жителей резко увеличилось, чему свидетельствовали новгородские берестяные грамоты. Более того теперь службы велись на родном языке.
Если рассматривать все итоги Крещения Руси, связанные с духовными ценностями и культурой то можно, в качестве своеобразного итога сказать, что все те нововведения, которые вошли в жизнь славян после принятия христианства дают нам возможность сейчас больше узнавать о том, как они жили. Если бы у них не появилась письменность, мы бы не имели никаких исторических документов для изучения развития нашего государства у истоков.
«Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом прославляло русских князей и их деяния по укреплению Руси, что превращало ее в сильную державу.
А написанное Владимиром Мономахом «Поучение детям» являлось требованием соблюдения христианской морали, а так же описание событий русской истории, свидетелем которых Мономах являлся сам.
« Слово о полку Игореве», это произведение в котором автор на примере гибели князя Игоря от рук половцев показывает необходимость единства Русской земли, прекращения усобиц. А пропаганда этих учений вела к укреплению княжеской власти.
Но были запрещены жертвоприношения, многоженство и кровная вражда, что ранее являлось нормальным. На грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаками доблести. Христианская мораль ограничивала алчность богатых, заставляла видеть в простолюдинах и рабах равных себе людей.
А это значительно влияло на внешний моральный облик славян, иностранные купцы уже без такой опаски могли приезжать на территорию Киевской Руси и вести активную торговлю, а это влияло непосредственно на экономическое состояние молодого государства.
Значительным было смягчение нравов, укрепились семьи и их роли в жизни общества, люди становились более терпимыми друг к другу.
Русское православие ориентировало людей на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета древнерусского государства. Русскую церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской власти.
Мирровозрение заключалось в том, чтобы понять смысл жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо местного коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем – сословия), но все более осознавал себя русским православным, что стало в низах общества полными синонимами.
В целом выбор византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:
· Авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом;
· преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира;
· стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.
Однако с принятием христианства Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.
С принятием в 988 году христианства, уже во времена Киевской Руси, у славян было два имени. Настоящее – данное при крещении(еврейские или греческие имена), и мирское – «от сглаза» : языческая кличка, скандинавское или западнославянское имя. Причем в жизни человека звали именно настоящим именем. И многие не помнили, что князь Владимир Красное Солнышко был на самом деле Василием, Ярослав Мудрый – Юрием( Георгием), а Всеволода Большое Гнездо звали Дмитрием.
Традиционными были многодневные посты, при которых запрещалось употреблять в пищу мясо, это приводило к развитию огородничества.
Как уже было сказано выше, изменился статус Руси в системе международных отношений. Это было связано с тем, что Русь стала цивилизованной и придерживалась общепринятых норм и правил поведения.
Кафедра митрополита, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине 11 века, получил название от пещер – печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Христианство явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило цивилизационной выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.
Одно из отличий православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступала с ней в различные соглашения, что создавало одну из предпосылок формирования гражданского, договорного в своей основе общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но укрепляла светскую власть, доказывая, например, ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии. Западное христианство допускала использование науки как «служанки богословия» в целях познания Бога и его творения. Восточная церковь ориентировала не на познание мира, а на его мистическое понимание, считая, что божественная сущность непознаваема и к ней можно лишь приблизиться через веру. Отсюда вытекало преобладание в русском национальном сознании мистического эмоционального, а не рационального отношения к действительности.
Основу христианского учения представляет идея индивидуального «спасения», достигаемого через любовь к ближнему и нравственное самосовершенствование, пример которым показал Христос. Католическое «прочтение» христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его усилий и воли, создавало духовные предпосылки для становления самоценной личности, достижение ею внутренней, а затем и внешней свободы. К тому же католичество более терпимо относилось к человеческим слабостям, воспринимало греховность как неотъемлемую часть человека. Цель же человеческой жизни как раз и заключалась в преодолении греха с помощью активной деятельности, направленной на благо других. В результате этой активности человека, усилившейся в результате протестантской Реформации, которая четче обосновала идею самостоятельности и свободы личности, происходило более динамичное развитие европейских стран.
Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой стал раскол, т. е. сочетание в себе противоречивых черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность.
Противоречивое единство различных тенденций цивилизационного развития влияло на весь ход русской истории.
Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.
Не следует представлять Крещение Руси как подмену одну веру другой. Этому предшествовало множество событий, и после знаменательного для истории 988 года продлилось еще на столетия после.
Богослужения проводились на родном для славян языке, были переведены богослужебные и священные книги. На Руси стали появляться церковные школы с учителями священниками, появились книжники любители, собиравшие и переписывавшие книги.
Как итог всего этого можно отметить, что вместе с новой верой появились новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые связанные с этим обычаи.
В языческие времена в Киевской Руси было единственное разделение населения: свободные или несвободные. Положение рабов было очень тяжким. Они были рабочей силой, как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они были абсолютно бесправными. Не могли иметь имущества, не могли выступать свидетелями на суде, не несли перед судом ответственности за свои действия. За них отвечал их господин, который был вправе распоряжаться жизнью холопа. И в то время как свободные люди находили свое пристанище и защиту в своих родах и сообществах, то холоп мог искать защиты только у господина. Если господин выпускал на волю, или прогонял холопа, он считался изгоем и лишался своего пристанища.
Отсюда следует вывод, что в языческое время княжеская власть не имела той силы и значения, которое она обрела после принятия христианства. В язычестве был принцип похожий на вассальский- «Вассал моего вассала не мой вассал»
Общество делилось на самостоятельные союзы, которые защищались и охранялись своими силами. Вышедший из союза оказывался бесправным и беззащитным изгоем.
Семья при обычае многоженства, умычки и покупки невест, имела грубый языческий характер. Грубая сила господствовала в обществе и человеческая личность в таком государстве не имела никакого значения.
Под влиянием христианства на языческие порядки, они стали значительно смягчаться.
1.Данилов, А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007 – 256 с
3.Дурасов Г. П. Крещение Руси. М.: Книга, 1990
4. Кириллов, В.В История России: учебное пособие для бакалавров – М.: Юрайт, 2013 – 663 с
5. Петрухин, В. Я. Крещение Руси: от язычества к христианству – М.:Астрель, 2006, 222 с