река иордан температура воды на крещение
Температура воды в реке Иордан
Средняя температура воды в реке
Здесь представлена приблизительная и усредненная информация о температуре воды в реке Иордан по месяцам.
Каждый год температура в реке Иордан колеблется в пределах от +12 °C зимой до 26 °C летом.
Температура в Иордане изменяется неторопливо, чем температура воздуха, поэтому после зимы вода в речке прохладная.
В жаркий солнечный день у водоёма иногда бывает небольшой ветерок, так называемый морской бриз, который временами создает дополнительную прохладу.
Это связано из-за разницы удельной теплоемкости между двух больших объектов: земли и воды.
Нормальная степень теплоты для омовения: от +15 до +24 Сº.
После погружения в реку с такой температурой нужно вытереться полотенцем, избегая воздействия ветра, если он есть.
Подробный прогноз погоды в окрестности реки Иордан,
температура воздуха на сегодня, завтра, неделю узнать можно здесь
Сравнение температуры по месяцам
Теплоёмкость
Для повышения температуры в реке требуется большое количество тепла, поскольку часть этой энергии уйдёт на разрыв водородных связей между молекулами. Удельная теплоемкость воды выше, чем у любого другого распространенного вещества на Земле.
Благодаря высокой теплоёмкости, H2O можно использовать для минимизации температурных колебаний. Например, удельная теплоёмкость H2O в пять раз больше, чем у песка. После заката берег реки Иордан остывает быстрее, чем вода в нём, поэтому ночью медленно остывающая река согревает прибрежные территории.
Другими словами, для нагрева реки требуется много энергии. Удельная теплоемкость земли значительно ниже, чем у воды.
В солнечный весенний день земля может быстро нагреваться, в то время как в реке Иордан, в течение дня происходит мало температурных изменений. Прохладный весенний ветер у источника вызван тем, что солнце быстро нагревает землю, и воздух над ней нагревается.
Это заставляет воздух подниматься и вызывает легкий ветерок со стороны водоёма, чтобы заполнить пустоту, образующуюся восходящим потоком воздуха.
Вот почему в течение летних месяцев на побережье временами немного прохладнее.
Традиции праздника Крещение Господне: в прорубь с головою…
У всех праздников есть свои традиции, которые складывались тысячелетиями. Христианский праздник Крещение Господне не исключение. Главной традицией этого праздника является водоосвящение в день Крещенского сочельника. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь в форме креста, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней. Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос, поэтому по русской традиции верующие ныряют в ледяную прорубь, вне зависимости от лютости мороза. Традиция купания в иордани возникла уже после прихода христианства на Русь: во времена Иисуса на Святой земле определённо с прорубями были проблемы.
На самом деле купаться в проруби не церковная, а скорее народная традиция. Перелистав назад страницы истории, можно обнаружить тому причины.
По одной версии, славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. Тут уместно вспомнить и обычай, когда после бани люди любят окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб.
Есть достаточно убедительное мнение, что купание в проруби — это часть древних языческих воинских обрядов инициации. Известен факт, что Иван Грозный любил шокировать иностранных послов, заставляя своих бояр, сбрасывая шубы нырять в прорубь с непременным выражением радости и веселья на лицах. Причем происходило это не только на Крещение, а в любой зимний день и демонстрировалась здесь именно смелость да удаль молодецкая в лучших традициях воинских доблестей, а не религиозное рвение.
Веками церковнослужители освящали воду только в источниках. Люди брали эту воду из купели, пили ее, окропляли жилища, но некоторым хотелось еще больше засвидетельствовать силу своей веры — стали в нее и окунаться.
Долгое время в проруби купались только участники массовых святочных игрищ, связанных с переодеванием и колядованием. «Бесовские действа» сильно не одобрялись церковью, поэтому купанием в ледяной воде люди хотели очиститься, смыть с себя все грехи. Так постепенно, наверное, и сложился этот обычай — купаться на Крещение. А сейчас эта традиция стала массовой.
Вообще считается, что в крещенскую ночь любая вода из обычного водоёма получает целительные свойства, так что спокойно можно следовать совету Корнея Чуковского, хоть и высказанного по другому поводу: купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане…
Горячие источники Маин
Во время январского отпуска в Иордании, я, конечно, не могла упустить возможность, и решила, во что бы то ни стало в день Крещения Господня окунуться в священные воды реки Иордан. Не смотря на то, что наш отпуск подходил к концу и к этому времени мы уже перебазировались в курортный район Акаба с Мертвого моря, я все-таки готова была вновь проделать путь через всю страну с юга на север. Для экономии времени и удобства воспользовалась услугами местного туристического агентства, записалась на экскурсию, которую называют «Три в одном: горячие источники Маин, река Иордан, Мертвое море».
Стартовали мы из Акабы в пять утра 19 января, большую часть длинной дороги пассажиры автобуса дружно проспали в предвкушении интересного дня и многочисленных водных процедур. Погода в этот день намечалась не очень хорошей: небо хмурилось, дул холодный ветер, по дороге мы даже видели песчаную бурю в пустыне.
Первой нашей остановкой стало необыкновенное место с горячими минеральными источниками, что в двадцати пяти километрах от Мадабы.
Река Иордан
Крещение в реке Иордан, где крестили Иисуса.
Согласно Библии, в реке Иордан пророк Иоанн крестил Иисуса Христа, из-за этого христиане со всего мира желают окунуться в священную реку Иордан и совершить здесь обряд таинство крещения.
Крещение на реке Иордан
СОДЕРЖАНИЕ
На Севере Израиля находится гора Хермон. У подножия горы берёт своё начало исток Иордана.
Воды Иордана почитали священными и очищающими еще со времен Первого Храма и даже раньше. В Писаниях указывалось об исцелениях людей от проказы и других кожных заболеваний после купания в целительной Иорданской воде.
Некоторые даже погружались в воду в погребальной одежде, саване, и хранили ее до дня смерти, веруя в то, что это поможет им Воскреснуть. Иоанн Креститель, а затем Иисус сделали погружение в святую воду Иордана символом очищения и принятия христианства.
В древности христиане стали считать воду Иордана чудодейственной, ее даже пили, как лечебную. Во времена Византийской империи люди были убеждены, что водой реки Иордан можно излечиться от многих болезней. К берегу святого источника прибывало много больных, чтобы погрузиться в воду и стать снова здоровыми.
Немало было и таких, кто верил в омолаживающую силу Иорданской воды. Рассказывали, когда император Константин лежал на смертном одре, он выразил желание погрузиться в святые воды Иордана.
В более поздний период истории стали верить, что вода этого водоёма приносит удачу и изобилие.
Есть свидетельства о применении в Европе в 6 веке воды из Иордана для окропления полей и виноградников, чтобы получить хороший урожай.
Паломники, прибывающие на Святую Землю рассказывали, что видели как владельцы судов вместе со своей командой набирали большие емкости с водой для опрыскивания кораблей веря, что этим суднам будет обеспечена безопасность и удача в море.
С распространением христианства, святость этой реки стала привлекать паломников. Многие из пилигримов специально из своих стран привозили с собой одежду, чтобы окунуть в ее воду Иордана. Считалось, что обладатель такой одежды будет успешным во всех начинаниях. Посмотреть карту где находится река Иордан можно здесь
Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин (преемник Моисея) перевёл евреев через реку, когда воды Иордана расступились перед ними. Священники вошли в реку, неся Ковчег завета. Вода отступила. Евреи перешли реку по высохшему дну.
Одна из величайших исторических и природных достопримечательностей Израиля и Иордании это река Иордан.
На западном берегу водоема находится Израиль а на восточном берегу Хашимитское Королевство Иордания.
Левый берег водного потока это Израиль, а правый берег Иордания.
Паломнические группы христиан приезжают окунаться в священном месте, в районе долины реки Иордан, недалеко от того места, где священные воды источника впадают в Мертвом море или вблизи озера Кинерет.
В древних и современных источниках по Израилю упоминается как озеро Кинерет, озеро также имеет другое название «Тивериадское озеро» из-за близости к древнему городу который был основан в 1 веке нашей эры и назван в честь римского императора Тиберия.
Озеро довольно часто упоминается в Евангелии как «Галилейское море» древнее и современное название происходит от исторической области «Галилея» которая располагается на севере Израиля и условно делится на Верхнюю и Нижнюю Галилею.
Загадка Святой воды
Каждый год 19 января, в праздник Крещения Господня, происходит настоящее чудо: вода во всех источниках, будь то родник, река или озеро, изменяет свою структуру и приобретает уникальные целительные свойства. Как объяснить этот феномен?
В январе христиане всего мира празднуют Крещение. Правда, происходит это у католиков и православных по-разному, и даже даты торжества не совпадают. В католической традиции Крещение отмечают 6 января. В этот день вспоминают трех волхвов — Каспара, Мельхиора и Валтасара.
Следуя за яркой звездой, они прибыли в Вифлеем сразу после рождения Иисуса и первыми поклонились Спасителю. Люди, исповедующие католичество, в Крещение приносят из костелов домой освященный мел. Они пишут на дверях первые буквы имен мудрецов — «К», «М» и «В» полагая, что тем самым оберегают семью от злых духов.
ЧУДО ПРИРОДЫ
В православии праздник приходится на 19 января. Считается, что именно тогда Иисус крестился в реке Иордан. Согласно Евангелию, в тот момент на него снизошел Святой Дух в виде голубя, и голос с небес провозгласил его Божьим Сыном. В честь этого события во всех православных храмах принято освещать воду, совершая над ней особые ритуалы. Известно, что такая вода, если ее хранить в отдельном сосуде, долго не портится, а кроме того, обладает уникальными лечебными свойствами.
Более того, именно в этот день можно наблюдать еще одно уникальное явление. Иногда на спокойной поверхности водоемов видно резкую рябь, внезапно возникающую при полном безветрии. Этот феномен был зафиксирован множество раз, причем свидетелями становились не только истинно верующие, но и далекие от религии люди.
ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ
Христианство традиционно связывает чудо освящения воды со Спасителем. Отцы Церкви полагают, что в момент крещения произошло соприкосновение Богочеловека с материей. Погрузившись в воду, он тем самым освятил ее. И с тех пор в этот день не только в святых источниках, но в любом другом месте вода приобретает «первозданное свойство нетленности», и процессы гниения и распада ей не грозят. Более того, она имеет способность исцелять болезни и освящать божьей благодатью каждого человека, с верой принимающего ее. Крещенская вода, по уверениям священников, гасит пламя страстей и отгоняет злых духов, поэтому ею окропляют жилища и пищу, омывают лицо и руки.
Момент вхождения Иисуса в иорданские воды сопровождалось многими знамениями. Река течет с гор, впадает в Генисаретское море (ныне озеро Киннерет), но на протяжении 300 метров не смешивается с его солеными водами, а мощным потоком продолжает свой путь, пока не впадет в Мертвое море, Когда Иисус принял крещение и на него снизошел Дух Святой — и воды Иордана пошли вспять. Это знамение с тех пор повторяется ежегодно. Накануне праздника православные христиане пускают по реке деревянные кресты с зажженными свечами. Вода уносит их в Мертвое море, а 19 января возвращает обратно! В этот же день пресная вода Иордана становится соленой…
Место крещения Христа ныне находится на территории Иордании. Местные власти только 19 января позволяют совершать на берегу реки церковную службу и освящать воду. За действом следит множество туристов и паломников, поэтому есть масса очевидцев, которые своими глазами наблюдают за тем, как река поворачивает вспять, а ветви деревьев опускаются так низко, что касаются водной глади.
ЯЗЫЧЕСКИЙ КУЛЬТ
Несмотря на то что Крещение отмена ют миллионы людей во всем мире, это событие отнюдь не относится к разряду библейских. Первые христиане вообще никак не выделяли этот день. Да и в Священном Писании об этом ничего не сказано. Традиция празднования появилась только в VII—VI11 веках от Рождества Христова. Возможно, она имеет что-то общее с обычаями наших более далеких предков? Ведь культ воды был одним из главных в язычестве.
Например, славянские народы издавна поклонялись дождю, который увлажнял и как бы оплодотворял землю. Небесной воде приписывали защитные, очищающие и преумножающие свойства, от ее качества напрямую зависело состояние здоровья жителей той или иной местности. Одно из самых распространенных приветствий у древних русичей было пожелание «Будь здрав, как вода!». Множество источников и колодцев, вода в которых обладала целительной силой, находилось под покровительством богини Мокоши.
Кстати, после принятия христианства все они перешли в ведение святой Параскевы Пятницы, а затем святителя Николая Чудотворца.
В современных марийских, албанских и адыгейских семьях до недавних времен сохранялись обряды вызывания дождя, корни которых уходят к началу нашей эры. Во время засухи женщины и девушки делали особую куклу, относили ее к реке и бросали в воду. Встреченные по дороге к водоему люди пытались обрызгать процессию, а участники действия в ответ должны были утащить их с собой и окунуть в реку.
Наконец, уже в наши дни на побережье Средиземного моря, особенно в окрестностях Ларнаки, Лимассола, Протараса, Пафоса, широко отмечается древний языческий праздник Катаклизмос — день ритуальных купаний в святой воде, являющийся отголоском культов Афродиты и Диониса* В сумерках на берегах горных рек и у моря собираются тысячи людей для ритуального погружения в воду, на одну ночь обретающую магические свойства.
СТРАШНЫЙ ПРАЗДНИК
Освящение воды и связанные с ней всевозможные обряды проводились в древности повсеместно. Например, знаменитые русалии, приуроченные к зимнему и летнему солнцестоянию, служили своего рода инициациями для девушек и юношей, вступающих во взрослую жизнь. Именно они породили и отправили странствовать по былинам и сказкам русалок и водяных, распорядителей влаги земной и небесной. Главные действующие лица праздника — невинные девушки, вытянувшие жребий. Их приносили в жертву реке, венчали с водой ради плодородия прибрежных земель.
Но самый ужасный в жизни любого язычника культовый праздник — Велесов день. Он приходится как раз на б января по старому стилю, то есть 19 января, в тот самый день, когда мы празднуем Крещение!
Имя бога Велеса (в некоторых областях — Волоса) произошло от индийского «вел» — «гибнуть», В течение пяти дней, предшествовавших 6 января, старейшины родов отбирали немощных, больных и ненужных племени людей для отправки к праотцам. Делалось это для того, чтобы работникам не приходилось зря кормить «дармоедов». Обреченных готовили к ритуальной гибели. Родственники выслушивали их последние напутствия, передавали свои просьбы к потусторонним силам, а затем прощались. И в Велесов день людей отводили на берег и топили в проточной воде (обычно в проруби у омута или в устье реки).
Поразительно, но после принятия христианства в тех же самых местах стали сооружать часовни и купели, а зимой делать проруби во льду в виде крестов. И там, где прежде топили родных, стали купаться во славу христианского праздника Крещения, как бы смывая с себя старые грехи!
НАУЧНЫЙ ПОДХОД
И все же почему так много ритуалов сошлось на дате 19 (б) января? В результате многолетних наблюдений специалисты по ядерной физике зафиксировали: каждый год именно в этот день на Землю обрушиваются интенсивные потоки нейтронов-элементарных частиц, не имеющих заряда. Мощность нейтронного облучения нашей планеты возрастает в 100-200 раз. Максимальная интенсивность потока приходится на область Мертвого моря, — не потому ли гнутся деревья на берегах реки Иордан?
Ученые давно установили тот факт, что интенсивные нейтронные «атаки» обладают стерилизующим действием, то есть все вредоносные вирусы и бактерии уничтожаются. Остается лишь удивляться и восхищаться тем, как наши предки умудрились обнаружить этот эффект. Возможно, мудрый Спаситель не зря окунулся в воды Иордана именно в это время. Тем самым он даровал своим последователям мощное средство для самоисцеления, очищения души и тела.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Крещенские чудеса на Святой Земле
«Иордан возвратися вспять…»
В аэропорту Бен-Гурион нашу группу встречала экскурсовод с трогательной табличкой в руках, на которой было написано: «Град Петров». Когда мы все собрались в кружок, она произнесла приветственные слова, некоторые из которых меня удивили и озадачили:
— С каждым из вас обязательно произойдет на этой Земле какое-то чудо, ведь вы ступили на необыкновенную, Святую Землю. Можете мне поверить, я вожу здесь экскурсии уже пять лет. Надо только суметь это чудо увидеть.
То, что поездка эта не простая, я ощутила еще в Петербурге. Все дела, связанные с отъездом, устраивались самым наилучшим образом, без всякого моего участия. И мне с грустью подумалось, что все мои чудеса уже, наверное, произошли и ожидать больше нечего.
Но оказалось, что чудеса еще только начинаются!
Главное событие, ради которого мы все приехали на Святую Землю именно в эти дни, был праздник Крещения Господня. Однако наш гид, матушка Мария, жена протоиерея греческой церкви святителя Николая, очень нас расстроила, сказав, что уже несколько лет подряд израильские военные не пускают паломников к историческому месту Крещения Господа Иисуса Христа, и надо усиленно молиться, чтобы это разрешение наконец-то было получено.
18 января утром, когда мы зашли в автобус, еще не было уверенности, что нас повезут именно туда, где Иоанн Предтеча крестил Господа, а не в какое-то другое место на реке Иордан. Матушка снова призвала всех к молитве и будничным голосом добавила, что сегодня, после чина Великого освящения воды, мы увидим, как Иордан потечет вспять. Видно, это явление было для нее делом привычным. Но не для меня. От такого сообщения я даже привстала с кресла и вскрикнула:
— Как это «вспять»? Что, Иордан на самом деле потечет в обратную сторону?
Но матушка только устало махнула рукой:
— Да вы сами сейчас все увидите!
Я сконфуженно примолкла и плюхнулась в кресло. Но это еще не означало, что мне удалось справиться с вскипевшим потоком мыслей в голове: «Что значит “Иордан потечет вспять”? Как это понимать? Неужели буквально? И почему я раньше об этом ничего не слышала?» Слова 113 псалма «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять», которые исполняются в песнопениях праздника Крещения Господня, я всегда воспринимала аллегорически. Иордан впадает в Мертвое море. Иордан — это образ смертного человечества, а Мертвое море — образ ада. Из всех земных рек Христос совершает таинство Крещения именно в Иордане, как бы освобождая наш род человеческий от течения к смерти. Это толкование слов псалма свт. Иоанном Златоустым было для меня в свое время настоящим открытием. Но чтобы вода в Иордане еще и вспять потекла! И хотя мозг отказывался вмещать это необыкновенное сообщение, что-то внутри меня уже жило и трепетало в ожидании чуда.
Под одежду поверх купальника я, по совету матушки Марии, еще в гостинице надела белую рубашку, купленную накануне за пять долларов в арабской лавочке возле Гроба Господня. По дороге к Иордану наш автобус остановился у последнего магазина, где еще можно было недорого приобрести белые рубашки тем из нас, кто раньше этого не сделал. После суеты с покупками мы пешком поднялись по дороге куда-то вверх и остановились возле какой-то стены. Я оказалась рядом с экскурсоводом как раз в тот момент, когда она объявила, что мы находимся возле входа в первую могилу Лазаря Четверодневного. За все восемь дней поездки я так и не смогла привыкнуть к молниеносному чередованию будничного и великого на этой удивительной Святой Земле!
И вот наконец все волнения от неизвестности позади, и мы находимся вблизи исторического места Крещения Христа, у стен монастыря святого Иоанна Крестителя! Недолгое ожидание приезда Патриарха Иерусалимского Феофила — и Крестный ход под гром литавр и трубные звуки торжественно двинулся на Иордан, где и начался чин Великого освящения воды.
Во все время богослужения на посохе Патриарха чинно восседает белый голубь. В конце службы он взлетает, совершив два круга над нашими головами, и снова возвращается на свое место. Израильские военные, с автоматами наперевес охраняющие подходы к Иордану, пропускают священников к воде и смыкают свои ряды перед паломниками. Меня охватывает беспокойство: как же я теперь увижу самое важное! Вспомнив, что слева и справа от навеса, где проходило богослужение, установлены огромные экраны мониторов, проталкиваюсь к одному из них. Все происходящее внизу видно на нем, как на ладони!
Вот священники бросают в реку впереди себя привязанные на лентах венки из зеленых листьев и цветов. А теперь вытаскивают их обратно с левой стороны. Видимо, их относит течением. Да, но ведь Иордан течет из Галилейского озера в Мертвое море, то есть слева направо, если смотреть с нашего берега. Значит, течение должно относить венки вправо и священники должны вытаскивать их справа. Но вот они снова бросают венки впереди себя, а вытаскивают их слева. Я заворожено смотрю на это действо, которое повторяется многократно — видимо, для таких маловеров, как я. Растерянно озираюсь по сторонам и встречаюсь глазами с матушкой. Она почти смеется, глядя на мое потрясенное лицо, и жестами показывает, что надо поторапливаться.
Почему вода в Иордане соленая
Набираю только что освященной Крещенской воды в привезенную еще из Петербурга бутылку. Для этого не надо спускаться к реке, вода подается наверх с помощью водопровода. Отливаю святой водички в пластиковую кружку, делаю большой глоток и столбенею от неожиданности: вода — горько-соленая на вкус! В голове мелькает смелое предположение: уж не воды ли Мертвого моря дотекли до этого места «возвратися вспять»? Впрочем, раздумывать об этом некогда, сотни паломников в крещенских рубашках уже стоят на подступах к реке большим белым облаком. По другую сторону ограждения снуют израильские солдаты. Один из них, энергично размахивая автоматом, на чистейшем русском языке неутомимо выкрикивает призывы не толпиться у турникетов, не напирать на ограждение, сделать несколько шагов назад. Через час топтания на одном месте наше «белое облако» начинает глухо ворчать, впереди слышна перебранка военных с паломниками, недовольными крайне медленным продвижением очереди. Стоящая слева от меня группа людей во главе с батюшкой дружно запевает: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи. ». Через короткое время я с удивлением вижу, как они с пением проходят через турникет. Предлагаю своим соседям справа спеть тропарь празднику. Они смущенно говорят, что не знают слов. С соседями слева, сзади и сбоку — та же история. Начинаю тихонько петь тропарь про себя. Стоять становится легче, но никакого продвижения вперед не наблюдается.
Еще через два часа кое-как протискиваюсь через турникет, сбегаю по ступенькам к деревянному настилу, быстро снимаю обувь и подхожу к воде. Теперь надо окунуться с головой три раза. Делаю шаг в воду. Ногу обжигает как кипятком! Заставляю себя сделать еще шаг, другой. Судорожно окунаюсь три раза в ледяную воду, бормоча про себя: «Во имя Отца! И Сына! И Святаго Духа! Аминь!», и пробкой выскакиваю на помост! Все тело горит огнем, как после хорошей русской бани! Усталости от трехчасового стояния как не бывало — наоборот, меня охватывает ощущение телесной невесомости и еще невероятной радости, которая переполняется через край!
В автобусе я первым делом спрашиваю матушку Марию, почему вода в Иордане соленая.
— А вы что, уже хлебнули? — восклицает матушка с выражением ужаса на лице.
— Конечно, хлебнула! А что, разве я не должна была этого делать? — недоумеваю я.
— Конечно, нет! Вода в Иордане имеет соленый вкус, потому что вместе с грунтовыми водами туда стекают удобрения с прибрежных полей! У вас как, живот еще не болит?
— Почему же он у меня должен болеть? Ведь это святая Крещенская вода! — не сдаюсь я, — А вы что же, разве не пьете воду, освященную в Иордане?!
— Несколько капелек этой воды мы добавляем в бутылку с обычной пресной водой, и только потом употребляем.
Я немножко сникаю от такого прозаического объяснения, почему вода в Иордане соленая. А как бы хорошо было, если бы и Мертвое море преобразилось в этот великий праздник!
Радость подстерегает меня в Питере, когда я нахожу в интернете выдержку из книги архимандрита Амвросия (Юрасова) «О вере и спасении»: «Накануне Крещения Господня православные христиане сбивают деревянные кресты, укрепляют на них зажженные свечи, и река Иордан уносит их в Мертвое море. А в день Крещения, когда воды Иордана поворачивают вспять и идут из Мертвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пресная вода Иордана становится соленой».