регент храма христа спасителя
О том, как регент стал доктором медицинских наук, а доктор – регентом главного храма страны. Интервью руководителя Патриаршего хора Храма Христа Спасителя Ильи Борисовича ТОЛКАЧЁВА
– Илья Борисович, праздник Рождества – престольный праздник главного храма нашей страны, так как главный престол Храма Христа Спасителя освящён во имя Рождества Христова. Какие воспоминания у вас связаны с этим праздником?
– Самые яркие воспоминания о Рождестве – из детства, когда мы, ребятишки нашего прихода, в Рождественскую ночь практически не спали. Потому что шла одна служба за другой. Тогда службы были гораздо длиннее. Они начинались накануне утром, когда ещё было темно, с сочельника, потом переходили в вечернюю службу, а затем и в ночную литургию. На Святки каждый день череда вечерних и утренних служб, в перерыве между которыми нам надо было колядовать. К концу Святок все были уже безголосые. Очень уставали, но были безумно счастливы.
– Это были монастырские службы? Я знаю, что ваш отец служит священником в монастыре города Александрова…
– В то время монастырь ещё не был открыт, и папа служил в обычном приходском храме, но службы были несокращённые, долгие, всё было основательно и неспешно. Что же касается Рождественской службы в Храме Христа Спасителя, то она проходит очень торжественно и динамично, с хорошим репертуаром. А потом череда служб переходит в Рождественский гала-концерт Патриаршего Рождественского международного фестиваля в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, который предваряет серьёзная подготовка. Но для меня это не тяжёлая работа, а просто сплошное удовольствие.
– Как вы стали регентом?
– В нашем приходе в Александрове было довольно много детей, и все они любили пение. Ещё будучи школьниками, мы собирались в хор и пытались петь церковные песнопения. Те ноты, которые удавалось достать, мы не могли перепечатать, т.к. ещё не было копировальных аппаратов. Это сейчас всё просто, а тогда надо было переписывать от руки. Мной было переписано огромное количество нот, включая целиком партитуры «Всенощной» Рахманинова, «Литургии» Чайковского, концерты Борт-нянского. Очень пригодились навыки, полученные в музыкальной школе. И что самое удивительное – хор у нас получился очень неплохой, все были увлечены этим делом. Взрослые даже приостанавливали наш пыл, потому что время было непростое, и нам вполне могло влететь в школе, а родителям – на работе. Тем более что за время своей учёбы в школе мне удавалось увильнуть от вступления в пионеры и комсомольцы. Так что я был в глазах некоторых товарищей неблагонадёжным в квадрате. Но пронесло, санкций никаких не было, и мне даже удалось после школы поступить в Московский медицинский университет.
– А почему вы не пошли в музыкальное учебное заведение?
– Мне просто нравится медицина, это был мой выбор. И я очень рад, что получилось именно так. Хотя изначально после 8 класса я чуть не уехал во Владимир учиться в музыкальном училище, но отец отговорил.
– И тем не менее музыка вас не отпустила?
– Да, и в первую очередь меня интересовало церковное пение и регентское дело. Ещё в детстве я слушал огромное количество пластинок хора под управлением знаменитого регента Николая Матвеева. В советское время из церковной музыки только его и издавали, демонстрируя лояльность государства к Церкви. Спустя какое-то время я попал в храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где стал работать в хоре под управлением великого Матвеева. Пение его хора было совершенно потрясающее, даже высокого качества пластинки не могли передать это звучание, которое можно было в те годы услышать в храме живьём. Не из-за каких-то технических навыков Матвеева, а исключительно благодаря его энергетике. Это была очень сильная для меня школа. А когда Матвеев уже заболел и не мог дирижировать, он меня поставил на своё место, и я стал регентом. После 1991 года, из-за всеобщего обнищания, храм не мог содержать хор в таком количестве певчих, и наш замечательный коллектив развалился. К тому времени я уже работал врачом. Но музыка меня снова не отпустила, и какое-то время спустя мне поступило предложение возглавить хор Храма Христа Спасителя.
– Это предложение вы восприняли как чудо? Было ощущение, что вы стали регентом главного храма страны?
– Абсолютно нет. Я воспринимаю клирос любого храма как клирос главного храма страны. Даже наш маленький Боголюбский храм в Александрове для меня был таким же важным, как Храм Христа Спасителя. Понятие карьеры здесь совершенно неуместно.
– Как вам удаётся совмещать две столь разные профессии – медика (вы «в миру» – доктор медицинских наук) и регента?
– Чудом Божиим. Так удачно сложилось, что большая часть годового круга богослужений расходится по времени с моим расписанием в Диагностическом центре. Если я принимаю больных утром, то в этот день регентую всенощную. Если у меня с утра литургия, то в медицинском центре приём во второй половине дня. Если вдруг какие-то накладки, то там меня хорошо понимают и уважительно относятся к тому, что я делаю в храме, а здесь отец Михаил – ключарь Храма Христа Спасителя – уважительно относится к моей медицинской деятельности.
– Расскажите о вашем хоре. Сколько человек в коллективе и кто в нём поёт?
– В штате хора 35 певчих, но реально 40, потому что многие замечательные вокалисты просятся к нам петь даже без денег, но приходится отказывать, потому что просто нет уже места. Все наши певчие с хорошим вокальным образованием и, что самое главное, – все они верующие. Случайных людей нет.
– Как говорят, кадры решают всё. Общая проблема церковных хоров – когда на клирос приходят петь светские певцы, пусть и хорошие вокалисты, но часто люди неверующие, которым совершенно не интересно богослужение, даже разок перекреститься переломятся. А это же всё слышно, несмотря на хорошие голоса, интонацию не подделаешь, что негативно влияет на ход службы…
– И влияет напрямую. Я с этим столкнулся, когда пришёл в хор Храма Христа Спасителя. Здесь была ситуация не очень хорошая, даже катастрофическая. Певчие иногда просто не понимали, что они тут делают и что от них хотят. Пришлось много поработать – сначала, чтобы собрать хороший коллектив, а затем, чтобы выйти на какой-то уровень. Хоровое дело требует длительного времени. Какие-то вещи не получаются даже сейчас, спустя 10 лет. Может быть, в силу того, что у нас мало репетиций – всего одна в неделю. А хотелось бы, чтобы люди приходили к нам на работу, как в светский хоровой коллектив, на 4 репетиционных часа в день. Это сильно повлияет на качество. Сейчас, кстати, Патриарший хор Грузинской Церкви стал работать именно в таком режиме, потому что его стало поддерживать государство.
– Если репетиция всего раз в неделю, то, наверное, кроме богослужебного репертуара ничего разучить не удаётся?
– А вот удаётся. Мы с хором даже записали массу интересных альбомов, в том числе и современной духовной музыки. То есть музыки не чисто богослужебной, но в церковной традиции и на религиозную тему. Музыка и слова написаны нашими современниками, традиция никуда не делась, она жива и развивается. И наш хор всячески поддерживает всё, что касается современного высокого искусства. Это очень красивая и одухотворяющая музыка.
– То есть традиции великих наших классиков, которые писали духовную музыку – Чайковский, Львов, Кастальский, Бортнянский, Рахманинов – продолжаются современными композиторами?
– Несомненно. Нельзя, конечно, сказать, что здесь всё гладко. Несколько десятилетий разрыва традиции духовной музыки дало о себе знать. Но ничего фатального не произошло. В 80-х, 90-х и начале 2000-х годов пришло новое поколение талантливых православных композиторов. Главное – познакомить с их творчеством слушателей. Наши Рождественские и Пасхальные концерты в рамках Патриаршего фестиваля «Песнопения христианского мира» в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя как раз дают им такую площадку.
– А с какими композиторами, сочиняющими на церковную тематику, вы работаете?
– Начнём с того, что первым хором, кто исполнил на богослужении произведение Георгия Свиридова «Странное Рождество видевше», был хор Храма Христа Спасителя. Раньше его пели в концертах, но никогда на службе. Это было как раз ночью на Патриаршей Рождественской службе, с трансляцией по телевидению на всю страну. Также исполняем произведения последователей Свиридова. Это гениальный композитор Вишневский Иван Сергеевич, Царствия ему Небесного, недавно скончался. Владимир Довгань, Андрей Микита, Алексей Вульфов, Андрей Комиссаров, Антон Висков. Все очень интересные люди, и у каждого своеобычная прекрасная музыка. Также дружим с Натальей Хастлер – немкой, бывшей католичкой, перешедшей в Православие. Она живёт в Питере и пишет великолепную православную музыку.
– Многие музыкальные критики и журналисты считают вас одним из виднейших современных церковных композиторов. В частности, ваш «Опыт гармонизации обихода» был назван крупным художественным явлением в сфере православной музыки после свиридовских «Песнопений и молитв»...
– Есть такой опыт. Но, по большому счёту, композитором я себя не считаю, я прежде всего – регент.
– В Храме Христа Спасителя, кроме вашего основного хора, есть ещё хоры?
– Конечно. Наш Патриарший хор – правый. Мы работаем по воскресным и праздничным дням. Есть молодёжный Камерный хор Храма Христа Спасителя под руководством Светланы Соколовской, где все ребята – профессиональные музыканты. Они работают по будням. А есть ещё Преображенский хор, состоящий из наших прихожан, причём они не только поют богослужебные песнопения, но и ведут концертную деятельность.
– Получается, что в Храме Христа Спасителя – напряжённая не только духовная, но и хоровая жизнь…
– Однозначно! Тем более в Рождество. Пользуясь случаем, от всей души поздравляю дорогих читателей «Русского Дома» с Рождеством Христовым! Здоровья, радости, духовного благополучия! У кого будет возможность, обязательно приходите на наши праздничные богослужения, а также на Рождественский гала-концерт Патриаршего международного фестиваля «Песнопения христианского мира», который состоится 11 января в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Беседовал
Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ
Регент храма христа спасителя
♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪ запись закреплена
ГЕОРГИЕВСКИЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (род. в 1944 г.)
Имеет сорокалетний опыт регентской деятельности. В течение семи лет — с 1998 по 2005 год — был главным регентом хора храма Христа Спасителя. В 2001 году хору кафедрального соборного храма Христа Спасителя Святейшим Патриархом Алексием II было присвоено звание «Патриаршего».
Будущий регент пел на клиросе с 6 лет. Первый его храм —Патриаршая Крестовая церковь, посвященная иконе Божией Матери Владимирская, где его отец был псаломщиком. (Также с 1945 по 1989 год отец Н. С. Георгиевского Сергей Иванович был казначеем Московской Патриархии). Вот что Н. С. Георгиевский рассказывает об этом времени: «Напряжение было огромным, сейчас мало кто об этом вспоминает. Но церковные люди в то время страдали не меньше новомучеников. Их не убили, не расстреляли, однако присутствовал постоянный страх, что придут и кого-то заберут, посадят».
Н. С. Георгиевский закончил Музыкальное училище имени Гнесиных, затем два года учился на теоретическом отделении, и в 1964 году поступил на дирижерско-хоровое отделение института имени Гнесиных в класс А. А. Юрлова, который, кстати, пользовался личной нотной библиотекой Н. С. Георгиевского, выбирая духовные песнопения для исполнения Государственной Капеллой. По идеологическим причинам Н. С. Георгиевский ушел из института с 3 курса. Отслужил в армии – в Академии имени Дзержинского, где организовал хор и ансамбль (40 человек). Был знаком с регентом В. С. Комаровым с 60-го года, а с 1967 по 1968 год (сразу после «ломки» голоса) пел у него в хоре Богоявленском соборе в Елохове. Затем год был помощником регента В. В. Локтева в храме преподобного Пимена Великого, где настоятелем был протоиерей Борис Писарев, в прошлом тоже регент.
В 1968 году участвовал в записи пластинок к 50-летию архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Алексия I, которая осуществлялась хором Скорбященского храма под руководством Н. В. Матвеева. Это была первая церковная запись в СССР, которую разрешили выпустить для внутреннего пользования.
Н. С. Георгиевский с хором церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино. 1988.
С 1 сентября 1969 по 1972 год Н. С. Георгиевский регент храма святителя Николая в Кузнецах (до него был Б. П. Холмицкий, а еще раньше К. С. Алексеев). Настоятелем в то время там был известный протоиерей отец Всеволод Шпиллер, который уважал и ценил молодого регента. Затем Н. С. Георгиевский работал в храмах бессребреников Косьмы и Дамиана в Болшево (Подмосковье), пророка Илии в Черкизово, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще (после Н. С. Данилова), в храме Петра и Павла на Яузе, Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино, где регентовал десять лет. В 90-е годы с хором в составе около сорока человек регулярно участвовал в Патриарших Богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля: По словам самого регента: «Репертуар старался подобрать так, чтобы он был профессиональным, и вместе с тем, чтобы повторял репертуар и В. С. Комарова, и Н. В. Матвеева».
Н. С. Георгиевский имеет огромную нотную библиотеку. Он рассказал, что в советское время ноты расходились рукописно, их переписывали певцы с хорошим подчерком (у Н. С. Георгиевского таким переписчиком был Лев Лобыкин). Часто регенты, имевшие редкие партитуры, ноты не давали — хотели, чтобы только к ним в храм ходили слушать эти песнопения. Свою библиотеку он собирал так: часть купил отец (из библиотеки дореволюционного регента Гладковского), часть взял с разрешения у В. С. Комарова и В. В. Локтева, у Н. В. Матвеева (хотя он не любил отдавать ноты). А также обменивался с другими регентами.
Н. С. Гергиевский имеет дискографию: Литургия ор. 42 П. Г. Чеснокова (совместно с протодиаконом Сергием Стригуновым), Всенощное бдение и Панихида №2 П. Г. Чеснокова, шесть духовных хоров А. В. Никольского, а также диск «Русские композиторы Православной Церкви», записанный с хором Храма Христа Спасителя.
У Н. С. Георгиевского имеются духовные сочинения: полная Патриаршая встреча и облачение, а так же трио «Ис полла».
Являлся музыкальным консультантом на Мосфильме.
Ист.: беседа с регентом Н. С. Георгиевским.
Канон. Встреча с регентом Патриаршего хора Храма Христа Спасителя Ильей Борисовичем Толкачевым. Часть 1
Аудио
В этом выпуске программы «Канон» ведущий Александр Крузе встречается с регентом Патриаршего хора Храма Христа Спасителя Ильей Толкачевым. Илья Борисович расскажет об истории коллектива, о своем духовном пути и о своей второй, медицинской профессии. Дополнит рассказ дивное пение хора.
Илья Толкачев – регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя. Родился в 1964 году в г. Александрове Владимирской области, в семье священника. В детстве собрал свой первый хор из таких же, как он, воцерковленных детей в Троицком соборе Успенского монастыря г. Александрова. Впоследствии Илья Борисович пел в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке под руководством талантливого регента Николая Матвеева, а позднее, по желанию самого Матвеева, возглавил храмовый хор. Илья Толкачев окончил Московский государственный медицинский университет, является доктором медицинских наук, практикующим врачом, а также известным хоровым церковным композитором. С 2007 года руководит хором Храма Христа Спасителя.
– Илья Борисович, ваш хор является голосом главного храма Русской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, об истории создания и восстановления вашего хора.
– В дореволюционную эпоху, в период первого Храма Христа Спасителя, здесь как такового приходского хора, то есть хора самого храма, не было, и здесь пели певчие Чудова монастыря из Кремля (в то время это был лучший хор в России). Позже появился и собственно хор храма. Сначала его возглавил петербуржец из Придворной певческой капеллы, а затем, перед самым закрытием, здесь несколько лет был регентом
А.В. Александров, известный композитор, который не только написал гимн, но и создал ансамбль (теперь его имени) и оставил после себя много интересной музыки для церковного хора. Она, к сожалению, не издана, и ее мало кто знает и практически никто не поет.
– Да, мы это сделали, собрали, но не все записали, причем умышленно. Записали только эпоху советского периода. Большая часть на диске произведений Александрова, но мы туда добавили еще и Кастальского, Голованова, Чеснокова, Никольского, чтобы продемонстрировать тот период, в который эти люди трудились: в условиях, несовместимых с нормальным исполнительством, потому что они не могли это послушать в храме. Не знаю, исполнялось ли что-то в этот период самого Александрова (к сожалению, об этом говорить сейчас нельзя), но мы это подняли, не только записали, но и поем, пропагандируем, очень часто исполняем на концертах, и не только Александрова, но и Голованова, который тоже много писал «в стол». Александров был последним регентом, потом пришли обновленцы, естественно, никакого хора просто не было, об этом даже говорить не хочется. А по восстановлении регентом здесь был назначен, по благословению Патриарха, Николай Георгиевский, потом на короткое время его сменил Сергей Кривобоков, и осенью, на Покров, будет 8 лет, как я руковожу этим коллективом.
Звучит песнопение «Благослови, душе моя, Господа» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.
– Расскажите о своем жизненном пути. Я слышал, что Вы родились в семье священника. Это так?
– Да, так. Папа с мамой, слава Богу, живы. С детства мы, дети, были в храме и пели. В то время, я сейчас вспоминаю, как это было сложно, родителям, не нам. Нам-то это все было очень интересно. Но ведь запрещалась любая деятельность в храме, тем более в школьном возрасте; такая деятельность категорически пресекалась. Наверное, было какое-то давление на папу, потому что с моей стороны эта деятельность была очень активна, я любил петь, и мы создали детский хор; подростки, кто постарше, нам помогали, но у нас был довольно большой коллектив, и мы пели литургии, когда не было приходского хора, или в будние дни. Теперь все это переросло в серьезное, масштабное дело.
– Вы упомянули, что родились и жили в тяжелое советское время, тяжелое в том, что государственная политика была направлена на уничтожение любой религии. Как не бояться идти наперекор толпе, не предавая свою веру и следуя за Христом? Все-таки Вы, можно сказать, подвижник, потому что не потеряли своей веры.
– Нет, я никакой не подвижник, потому что мне в то время все это казалось несерьезным, я не был ни пионером, ни комсомольцем и тем не менее успешно все закончил. Наперекор прессу со стороны государственной машины все удачно получилось, только благодаря тому, что Господь помог, а если Он поможет, кто может быть против? Никто не может помешать. Это единственное, что может спасти ситуацию. Не надо ничего бояться, надо действовать с рассудительностью, и все будет хорошо.
Звучит песнопение «Иже Херувимы» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.
– Илья Борисович, помимо того, что Вы регент Храма Христа Спасителя, еще и доктор медицинских наук и практикующий врач. Как Вам удается совмещать две такие разные и по-своему важные профессии?
– Ну, они может разные по образованию и по прикладному своему делу, но принципиально, мне кажется, они даже похожие: это помощь людям. По состоянию души я себя чувствую одинаково и очень рад, что не бросил ни одно из этих занятий.
– В храме у Вас большая нагрузка. Как Вам удается сбегать с той работы на эту?
– Знаете, слава Богу, и в храме, и на работе есть возможность где-то уйти раньше, прийти попозже, где-то пропустить. Руководство и в том, и в другом месте идет мне навстречу. Конечно, я не могу себе позволить не прийти на Патриаршую службу, но до сих пор у меня, как ни странно, практически не было пропусков в храме, хотя там прием ежедневный, утро и вечер, и запись, то есть невозможно не прийти или сказать, что вместо 8 утра приду в 12, но иного быть не может, потому что в две недели запись полная. При этом – я тоже считаю это интересным явлением – я ни разу или крайне редко здесь пропустил службы, по пальцам можно пересчитать пропущенные службы. Но это тяжело, нагрузка очень большая, потому что практически нет отпуска. Суббота, воскресенье – для всех это выходные, для меня нет, и физически это тоже тяжелое дело.
– Но при этом Вы говорите, что та – работа, а это не работа. Что для Вас храм?
– Это, конечно, не работа. Ну как можно приходить на службу работать? В смысле какой-то физической нагрузки – да, тут есть работа, но это не работа по содержанию, по смыслу. Человек просто пришел помолиться. Если бы даже я не был регентом, все равно пришел бы. И все у нас люди, которые на клиросе, тоже приходят на службу, а не работать, хотя и получают деньги за это. Мы, конечно, можем это все делать и бесплатно, но эти люди учились для этого, они зарабатывают таким образом. Это высококлассные певцы, на сегодняшний день мы собрали очень серьезный коллектив с образованными, тонкими людьми. У нас нет каких-то посторонних или халатно относящихся к этому людей. За 7,5 лет удалось найти певчих, которые разделяют мои убеждения по этому поводу. Это не пришлые, проходящие люди, которые пришли только зарабатывать (у нас здесь далеко не самые высокие ставки), и тем не менее у нас нет дефицита кадров, а даже есть очередь. Каждую неделю я прослушивал по несколько человек, а теперь я уже перестал это делать, потому что некуда брать. Примечательно, что, кроме основного штатного состава, у нас еще человек пять или шесть ходит совершенно бескорыстно, причем очень ответственно к этому относятся, регулярно посещают все службы и репетиции и при этом не получают никаких денег; ходят, потому что им это нравится, они музыкально образованные люди. Здесь такое сложилось духовное состояние, что мы все заодно и стараемся делать общее дело максимально хорошо.
– Помимо вашего правого хора при храме существуют еще какие-то коллективы? Я слышал, что есть народный хор?
– Да, кроме нашего хора, существует еще молодежный хор, который с нами поет всегда всенощные, вторым хором, и они также поют будние службы. Есть еще детский хор из воскресной школы, довольно большой, они тоже иногда участвуют в богослужении и даже поют литургию целиком в Преображенской церкви. И еще огромный Преображенский хор – это хор любителей, им руководит Сергей Сидоренко, певчий молодежного хора. Он собрал огромный коллектив, там почти 100 человек, и они довольно быстро освоили серьезный репертуар и даже выступают, ездят на какие-то конкурсы, фестивали, то есть там активная жизнь. Хоровая жизнь в Храме Христа Спасителя неимоверно широкая, активная. Мы здесь много всего делаем, у нас каждый сезон новый диск. Левый хор тоже постоянно в движении. У нас репертуар колоссальный, и мы теперь с молодежным хором решили, что вечерние службы будут максимально антифонными. Теперь мы поем «Блажен муж», «Великое славословие», «Хвалите Имя Господне» двумя клиросами и стараемся все это привести в какое-то соответствие. То есть поем не просто как концертный номер, а мы же здесь и служим, поэтому пытаемся довести это до того состояния, которое бы хотелось и планировалось: антифон – значит антифон. И здесь мы столкнулись с такой вещью, как акустические особенности нашего храма. Мы репетировали антифонно: молодежный хор стоял на одном клиросе, мы – на другом. И здесь получается так, что мы стремимся, чтобы звук шел непрерывно. А когда попросили человека послушать внизу, то получилось, что мы по ощущениям накладываемся друг на друга, а он говорит, что ничего подобного: там получается пауза, пока долетает звук. То есть тут много было обозначено технических вещей, которые невозможно понять, пока ты стоишь на клиросе.
Звучит песнопение «Воскресе из гроба» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.
Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Светлана Козловская
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В очень непростые для России времена, благодаря таланту и неутомимому трудолюбию, Александр Васильевич Александров смог найти свой путь. Его творчество оказалось востребованным как в царской России, так и при советской власти.
«Пение яко цветы духовные принесем»
Будучи последним регентом Храма Христа Спасителя, перед тем, как храм перешел в руки обновленцев, врагов Святителя Тихона, Александров создал в нем один из лучших соборных хоров. А сколько прекрасной церковной музыки он написал! Однако многие его сочинения были уничтожены. Но, тем не менее, кое-что осталось, и сейчас у ансамбля Александрова есть особая программа духовной музыки его основателя.
В 1928 году, когда Александрову было уже 45 лет, произошло событие, круто изменившее его жизнь, но значение которого Александров осознал не сразу. Ему было предложено стать организатором и руководителем небольшого военного коллектива литературно-музыкального направления. Будучи сугубо штатским человеком, Александров согласился не сразу, но все же принял это предложение.
Начиналось все довольно скромно – небольшой хор из 8 человек, два танцора, чтец и баянист. Но уже первое их выступление имело большой успех, а буквально через год начались активные гастроли по стране. К тому времени численность ансамбля достигла 100 человек, но это еще был далеко не предел. Для гастрольных поездок в распоряжение коллектива был передан специальный поезд.
С началом войны артистов ансамбля разделили на четыре группы. Одна, под руководством Александрова, осталась в Москве работать над записями песен, остальные отправились на фронт. Зачастую выступать приходилось в непосредственной близости от линии фронта, артистов даже привлекали к выполнению боевых заданий.
Александров-дирижер руководил ансамблем, а Александров-композитор продолжал сочинять песни. Но свою главную песню он написал буквально в первые дни войны, после того, как ему на глаза попалось стихотворение Лебедева-Кумача. Остаток дня, бессонная ночь – и песня готова! И уже утром 26 июня на Белорусском вокзале она провожала отправляющихся на фронт солдат.
Автор музыки Государственного гимна
Всю свою жизнь Александр Васильевич работал с полной отдачей, он и умер в 1946 году в Берлине, во время гастролей. Главным памятником великому музыканту стало то, что его детище, любимый ансамбль, стал носить его имя. А руководство ансамблем принял его сын, Борис.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: