редкая икона сергия радонежского
Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Икона Сергия Радонежского
Прп. Сергий Радонежский
Икона Сергия Радонежского отражает внутренний мир великого святого. Его строгий, одухотворенный лик взирает на молящегося почти в любом храме России, так любящей «игумена всея Руси». Он – утешение скорбным, помощь слабым, поддержка – сомневающимся.
Кратко о преподобном
Путь к монашеству
Варфоломей остался один – но в то же время не один, покрываемый Божиим промыслом. Не случайно же среди леса нашел его игумен Митрофан, от руки которого юноша принял пострижение с именем Сергия. Было же ему только 22 года.
Настоятель
М. Н. Нестеров, «Труды преподобного Сергия» (1896–1897)
В пустынном уединении собирался монах Сергий провести свои дни. Не пугали его ни внешние скорби – холод, голод, ни бесовские нападения, коих, как говорит «Житие» святого, было предостаточно. Но прошло немного времени, и к нему стали собираться братия, к ак-то узнавшие о подвижнике. Причем ж елали они, ни много, ни мало, подвизаться под руководством его, совсем молодого монаха.
Сергий был крайне смущен: «Братия мои, у меня и помысла никогда не было об игуменстве, одного желает душа моя – окончить дни свои простым иноком. Не принуждайте же вы меня».
Каким был его характер и облик при жизни
Однажды, когда преподобный уже был знаменит далеко за пределами скромной обители, посмотреть на великого угодника Божия пришел один поселянин. Игумен трудился тогд а на обительском огороде, где и застал его пришедший : увидел монаха в грязном подряснике, с лопатой. Возмутившись, он, ожидавший узреть благообразного старца, возроптал на монахов, думая, что над ним пошутили. Л ишь сам преподобный остановил братий, которые было хотели выгнать «паломника» из обители, ему же самому пообещал:
« Не скорби, друг, ты вскоре увидишь того, кого хотел видеть ».
Вслед за этим к обители прибыл князь. Сначала с изумлением, а затем со страхом наблюдал поселянин, как пал державный в ноги тому самому оборванному монаху, как просил его благословения. Теперь он действительно увидел святого. По уходе князя крестьянин бросился в ноги игумену, плача, моля о прощении. А вместо обличений услышал утешающее:
«Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!»
Чистота жизни преподобного привлекала к нему великую благодать:
Но до конца земного жития преподобный оставался скромным, не носил не только дорогих, но даже новых одежд, строго постился. Таким его запомнили современники, духовные чада, многочисленные ученики.
Когда появились первые изображения святого
Скончался преподобный 8 октября 1392 г. Почитание его началось сразу по кончине, хотя Церковь еще не прославила угодника Божия. Через 30 лет, в 1422 г., монахи обители, как великое утешение, обрели мощи своего аввы. Именно к этому году, как считается, относится первый образ преподобного.
Прп. Сергий Радонежский. Покров (196 × 84 см)
1420-е годы. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.
Это не писаная икона, а вышитая пелена для гроба святого. Ее подарил монастырю сын блгв. Димитрия Донского, князь Василий. Кем создано это изображение, точно не известно. Нередко такие пелены делали жены и дочери великих князей, желавшие своими трудами послужить Церкви. Но случай этой пелены, конечно, особый. Современные церковные историки предполагают:
Именно благодаря первой иконе рано сложились описания изображения святого в так называемых «иконописных подлинниках». Вот как рекомендует писать прп. Сергия один из них, относящийся уже к началу XX в., созданный иконописцем, художником В.Д.Фартусовым на основе древних источников:
Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении прп. Сергием Радонежским, XV век.
Сергий Радонежский с житием Неизвестный автор времени Андрея Рублева Конец XV в. 140 × 102 см. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
1510 г. датируют искусствоведы еще одну житийную икону, из Успенского собора Москвы. Установлено, что основой иконы послужило «Житие» преподобного пера Пахомия Логофета, составившего жития многих святых Сергиевой обители. На иконе всего 17 клейм, представляющих как прижизненные события жизни святого, так его посмертные чудеса.
Сергий Радонежский с житием». Россия, Москва, 1480-е гг. Успенский собор Московского Кремля.
Какие каноны установились в иконографии прп. Сергия, их значение
Традиции изображения святого заданы его первыми иконами, прежде всего, образом подвижника на первой из них по времени, надгробной пелене.
Одежда святого
Святого пишут в одеяниях, которые он носил при земной жизни. Это полное монашеское облачение: подрясник, куколь, который до богослужебных реформ патриарха Никона носили все иноки. Свт. Симеон Солунский пишет о куколе:
«Кукуль спускается и спереди на грудь – ради силы мысли и сердца, а также и на спину. Он обшит вокруг червлёными крестами, для того чтобы этим царственным и страшным знамением отгонять врагов, спереди и сзади нападающих на нас».
Именно такое облачение мы видим на преподобном, но оно не прикрывает его главу, а в виде опущенного капюшона лежит на плечах.
Благословение и слово истины
Жест ы святого на иконах различны:
Поясные, ростовые, житийные изображения
Иконография: Сергий Радонежский, преподобный Датировки: XVII в. Вторая половина XVII века. Происхождение: Из деисусного чина иконостаса церкви во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Троице-Благовещенской Синозерской мужской пустыни Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Чагодощенский район Вологодской области). Пустынь основана в 1600 году преп. Ефросином Синозерским (†1612). Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 93 см, ширина 35 см.
Знаменитые икон ы XV — XVI вв. дали начало «житийным» образам прп. С ергия. В первые годы после церковного прославления подвижника иконописцы были сосредоточена на его подвиге, иноческом пути, молитвенных трудах.
С течением лет, с умножением случаев помощи, заступничества «игумена земли Русской», иконописцы все большее место уделяют его посмертным чудесам.
Икона прп. Сергия с житийными клеймами.
А среди прижизненных выделяются деяния, связанные с защитой страны от врагов, духовной помощью воинам. Так на разных иконах появляются клейма:
Некоторые сюжеты клейм со временем становятся самостоятельными иконами.
Икона Сергия Радонежского Куликова битва
Преподобный Сергий Радонежский, с житием, с историческими сценами и историей Куликовской битвы, XVIIв.
Считается, что сюжет появился с конца XVII в., когда исполнялось 300 лет «Мамаева побоища». Так, уже упомянутая икона Ярославской школы была «надставлена» двумя досками с клеймами, изображающими событ ия перед битвой, само сражение, победу православного воинства.
Впоследствии появляется образ « Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы ». Современные искусствоведы указывают на символическое значение этой иконы – лежащий на земле шлем князя и куколь на главе святого, крест, которым Сергий благословляет воинство, и опущенный меч блгв. Димитрия. Все это символизирует, что Куликовская победа одержана не столько военной силой, сколько духовной.
«Чудо о птицах»
Еще один житийный сюжет, получивший самостоятельное значение – видение преподобным во время молитвы о учениках множества птиц, что символизировало множество будущих иноков его монастыря и обилие благодати. На иконе преподобный представлен, как повествует его «Житие», вышедшим из кельи, окруженной множеством белых птиц, цвет оперения которых – символ душевной чистоты иноков.
Явление Пресвятой Богородицы
Наконец, один из первых житийных сюжетов, ставший самостоятельным изводом икон преподобного – событие явления ему Пречистой Богоматери.
Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому
Считается, что первые такие иконы исходят из самой Сергиевой обители. На них обычно представлены:
В чем помогает молитва к преподобному согласно церковному преданию
Ученик святого, прп. Епифаний, пишет о своем авве:
«Он всех вместе равно любил и равно почитал, не выбирая, не судя, не взирая на лицо человека, ни над кем не возносясь, не осуждая, не клевеща, ни с гневом, ни с яростью, ни с жестокостью, ни со свирепостью; и зла он не имел против кого-либо; но слово его в благодати солью было растворено с приятностью и с любовью».
А потому обращаются к преподобному с любыми душевными и телесными немощами, лишь бы просимое было полезно самому просящему. К преподобному прибегают:
Бесконечная любовь преподобного привлекала к нему сердца в суровое время вражеских нашествий, когда многие ожесточались. Влечет она к себе и сейчас, ведь святой – живой пример исполнения слов Апостола Павла:
Иконография Преподобного Сергия Радонежского
Житием твоим, еже в мире сем,
образ быв всем… яко солнце, просиял еси.
(Канон на обретение мощей, песнь 3)
По обилию и разнообразию иконографических сюжетов преподобный Сергий Радонежский не имеет равных среди святых, прославленных в Русской Церкви. Самые ранние изображения преподобного появились уже в начале XV в. Из дошедших до нашего времени изображений древнейшим является, очевидно, покров со святых мощей преподобного, датируемый двадцатыми годами XV в. (Сергиево-Посадский госуд. историко-художественный музей-заповедник). Лицевое шитьё достаточно точно передает портретные черты преподобного; во всяком случае, близкие по времени иконографические сюжеты с преподобным это портретное сходство в большей или меньшей степени учитывают. Надо отметить, что более поздние (уже середины XV в.) покровы с мощей преподобного Сергия впечатления портретного сходства уже не оставляют.
Преподобного Сергия вскоре после обретения мощей стали достаточно часто изображать в многофигурных композициях в числе наиболее почитаемых святых. Литературной основой для изображения конкретных событий жизни преподобного стало его Житие, составленное в 1417—1418 гг. его учеником Епифанием Премудрым.
Какие же события из жизни преподобного Сергия нашли отражение в иконографических сюжетах? Епифаний Премудрый, начиная жизнеописание преподобного Сергия, говорит: Надеюсь я на Милосердного Бога и на молитву Его угодника, Преподобного старца. Видимо, и самым первым сюжетом, усвоенным в иконографии преподобного, стало его молитвенное предстояние Святой Живоначальной Троице:
От младаго возраста, отче Сергие, Христа возлюбив и Сего живоносным стопам последуя, мира всего избегл еси и достигл еси в незаходимый свет разума, идеже ныне дерзновенно Святей Троице предстоиши, Юже о всех нас умоли (из канона на обретение мощей преподобного Сергия).
В собрании Третьяковской галереи хранится новгородская икона первой половины XV в. — Богоматерь на престоле с сидящим
Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий, но это, видимо, более поздняя вставка. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорванного в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV в. в собрании Государственного исторического музея. По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного — Богоматери Одигитрии XIV в. (из собрания Троице-Сергиевой лавры).
Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом, как говорится в одной из молитв к нему, за всю богопросвещенную Россию. Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» преподобным Варлаамом Хутынским. Известны изображения и на иконах-святцах, т.н. новгородских «таблетках» из Софийского собора.
В собрании Третьяковской галереи есть происходящий из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри трехстворчатый складень — Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке святитель Алексий. Эта икона — родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре. Икона датируется 1491 г. Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря, нельзя привязать к какому-то определенному моменту — оно было постоянным. В то же время достаточно быстро в иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, вполне определенные в хронологическом отношении.
Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, — явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в.: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.
Большие житийные иконы преподобного Сергия появляются во второй половине XV в. Литературной основой для них служило Житие, написанное Епифанием Премудрым и в середине XV в. основательно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В числе наиболее известных — икона начала XVI в., круга Дионисия, из Успенского собора города Дмитрова; ныне она в собрании Музея им. преподобного Андрея Рублева. Посмотрим, как представлена на ней жизнь Троицкого игумена.
Первое клеймо (левое верхнее) — рождение Варфоломея, затем следуют: «Научение грамоте» (старец-монах благословляет отрока Варфоломея); пострижение святого в монахи игуменом Митрофаном.
Далее идут сюжеты поставления Сергия во диаконы, а затем и во иереи, епископом Волынским Афанасием, жившим тогда в городе Переяславле. Надпись на развернутом свитке, который держит над главою преподобного архиерей: Божественная благодать, всегда немощныя исцеляющая, а недостаточныя полняющая…
Следующий сюжет — изведение источника: собравшиеся к преподобному иноки возроптали на отсутствие воды в пустынной обители. Сергий вышел из монастыря, взяв с собою одного из иноков, и спустился с ним в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды. Преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных, страдавших разными недугами, если болящие приходили к источнику с верой, говорится в Житии.
Следующие клейма рассказывают о воскрешении младенца по молитве преподобного Сергия: несчастный отец спешил донести своего тяжело заболевшего малютку-сына до келии преподобного и просить молитв о его исцелении, но не успел — сын умер. Отец отправился за гробом, чтобы сына похоронить, но преподобный Сергий горячо молился над умершим, и Господь возвратил младенцу жизнь.
Клеймо «Служение Божественной литургии преподобным Сергием с Ангелом» иллюстрирует следующий рассказ Жития. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим родным братом Стефаном и племянником епископом Феодором. Молившимся в храме монахам Исаакию молчальнику и Макарию было видение в алтаре четвертого священнослужителя — сияющего необычайным светом, в блистающих ризах. Иноки поняли, что святому Сергию сослужил Ангел Божий.
С этим сюжетом связывают и чудесное видение, которое имел ученик преподобного Симон: когда святой Сергий служил Литургию, Симон увидел огонь, разливающийся по святому престолу. Когда Преподобный причащался, то Божественный огонь вошел в святой потир.
Далее на иконе из Успенского собора расположено описанное выше изображение чудесного посещения преподобного Сергия Богородицей.
Следующее клеймо — приход послов от Константинопольского Патриарха Филофея. В обитель преподобного Сергия из Константинополя прибыли греки, посланцы Патриарха; они передали подарки — крест, параман, схиму — и послание с советом устроить в обители общежительный монастырь.
Далее — клейма с чудесными исцеления-ми. Клеймо с изображением исцеления греческого епископа, приезжавшего в Москву. Епископ много слышал о святом (слава о Сергии достигла Константинополя!), но думал про себя так: «Разве может явиться такой светильник веры в этой стране, особенно в наше последнее время?» Приближаясь к монастырю, он почувствовал сильный страх, а войдя в монастырскую ограду, ослеп. Преподобный Сергий исцелил епископа, и тот прозрел.
На другом клейме — исцеление Захария Бороздина, тверского боярина, давшего во время болезни обет посетить Сергиеву обитель; преподобный явился ему в сонном видении и исцелил; выздоровевший Захария с радостью отправился в монастырь.
Еще один случай чудесной помощи преподобного Сергия — исцеление некоего знатного человека, жестоко мучимого бесом. Преподобный отслужил молебен о страждущем, и тот стал приходить в себя и, пробыв в монастыре несколько дней, уехал домой полностью здоровым.
Последний из изображенных на дмитровской иконе случай исцелений относится к посмертным чудесам преподобного: это возвращение зрения слепцу, приведенному к гробу преподобного Сергия. Получивший прозрение недавний слепец остался в обители трудником.
Клеймо с изображением погребения преподобного Сергия: стоящий у гроба Ангел держит раскрытую книгу с молитвой шестого часа святителя Василия Великого «Боже и Господи сил и всея твари Содетелю…»
На житийных иконах преподобного из Троице-Сергиевой лавры и Московского Кремля кроме перечисленных сюжетов представлены также следующие:
«Приведение отроком Варфоломеем старца к родителям» — дополнение к сюжету «Научение грамоте».
«Чудо о некоем земледельце». Некий крестьянин-земледелец пришел в монастырь, чтобы увидеть преподобного. Крестьянин никогда ранее не видел Сергия и, придя в обитель, начал его разыскивать и никак не мог поверить, что сам преподобный в ветхой одежде работает на огороде, и надменно отвернулся от него. В это же время в обитель прибыл князь и земно поклонился преподобному Сергию, тем самым вразумив крестьянина.
Сюжет с изображением множества птиц. Однажды, когда святой совершал свое молитвенное правило, вдруг раздался голос: \«Сергий!\» Преподобный открыл оконце келии и увидел множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю. Послышался голос: \«Так же многочисленны будут твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам\».
Необходимо упомянуть здесь и знаменитую икону святителя Алексия, Митрополита Московского с житием, написанную в конце XV — начале XVI вв. Дионисием для Успенского собора Московского Кремля (ныне в ГТГ). Здесь заслуживают внимания два клейма, связанные со взаимоотношениями святителя и преподобного. На седьмом клейме святитель Алексий просит преподобного Сергия отпустить его ученика Андроника на игуменство в Спасский (ныне Спасо-Андроников) монастырь, который свт. Алексий основал в 1361 г. на высоком берегу реки Яузы в Москве. Перед сидящим святителем стоит преподобный Сергий и сопровождающие его два Троицких монаха; преподобный смиренно принимает первосвятительское благословение (Блаженный не отверг просьбу святителя и отпустил с ним Андроника, говорится в Житии). На тринадцатом клейме Митрополит Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призывает преподобного Сергия на первосвятительское служение. Преподобный сидит в мантии на широком седалище напротив святителя Алексия, Митрополит — на святительском престоле; между ними возвышается киворий… По великому смирению своему преподобный Сергий не принял предложения, и Митрополит Алексий, утешив преподобного духовными назиданиями, отпустил его в свой монастырь. Этот сюжет очень точно воспроизводится в миниатюрах Лицевого жития преподобного Сергия XVI в. (Российская государственная библиотека).
В начале XVI в. для собора Высоцкого монастыря в Серпухове была написана житийная икона преподобного с восемнадцатью клеймами; сейчас икона находится в Третьяковской галерее.
Рассматривая сюжеты, изображенные на житийных иконах преподобного Сергия Радонежского, обращаешь внимание на их назидательность; каждый эпизод жития великого игумена Святой Руси не только исторически точен, но открывает для молящегося пред иконой преподобного принять его как добрый пример в своей христианской жизни: житием своим, еже в мире сем, преподобный Сергий являет образ всем — в том числе и нынешнему поколению христиан.
Сергий
Точная дата рождения Святого Сергия неизвестна. Большинство ученых склоняются к мнению, что он появился на свет в 1314 году в селе Варницы неподалеку от Ростова. Родителями мальчика, который при рождении получил имя Варфоломей, были боярин Кирилл и его супруга Мария. В семилетнем возрасте они отправили сына в религиозную школу, в которой он сначала обучался с большим трудом. По свидетельству ряда источников, так продолжалось до тех пор, пока мальчику не явился молящийся старец. Незнакомец угостил Варфоломея просфорой и пообещал, что вскоре тот сумеет опередить в учении многих своих сверстников. С этого момента мальчик действительно стал прилежно постигать науки и, начиная с двенадцатилетнего возраста, соблюдал строжайший пост.
Вскоре невзгоды побудили Кирилла переселиться вместе с семьей в Радонеж – небольшое селение на окраине Московского княжества. К тому моменту Варфоломей завершил свое обучение и собирался принять монашеский постриг, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. Однако осуществить это намерение ему удалось только после смерти родителей. Осиротев, он удалился в Хотьково-Покровский монастырь, где жил его старший брат-вдовец Стефан. Со временем братья принимают решение покинуть обитель и поселиться в уединении в урочище Маковец на берегу реки Кончуры. На месте, выбранном для отшельничества, они собственноручно воздвигают небольшую деревянную церковь и освящают ее в честь Святой Троицы.
Позднее Стефан, утомленный тяготами и лишениями отшельнической жизни, отправился в один из московских монастырей, а Варфоломей принял монашеский постриг и получил имя Сергий. Вскоре весть об отшельнике стала привлекать в эти места жителей окрестных деревень. Так возник первый из многочисленных монастырей, основанных Сергией Радонежским. Обитель получила наименование Троице-Сергиевой Лавры. Что касается дальнейшей жизни святого, то известно, что он в праведных трудах, воздержании и молитвах дожил до глубокой старости и скончался осенью 1392 года. Желающие купить в Москве икону Святого Преподобного Сергия Радонежского могут сделать это, ознакомившись с ассортиментом нашего магазина.