речевая практика поурочное планирование 4 класс
Речевая практика, адаптированная программа 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЫЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТРУЖКИНА И.В.»
(«ЛЫЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»)
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Лычковская средняя школа имени
Героя Советского союза Стружкина И.В.»
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
(адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитель начальных классов
Иванова Маргарита Васильевна
Лычковской средней школы
первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект: учебник речевая практика для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автора С. В. Комарова, Москва «Просвещение», 2013г.
Курс по речевой практике направлен на достижение следующих целей и задач.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика »:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика».
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
— индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
— психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);
— комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
— связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.
— Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план на изучение речевой практики в 4 классе отводит 2 часа в неделю, всего 68 уроков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) ещё», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации .
по учебному предмету «Речевая практика» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Речевая практика», 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
140300 Московская обл. г. Егорьевск, ул. Владимирская, д. 1а тел. 3-95-50
Директор МКОУ «ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ» _____________ С.А. Логинова
Рабочая программа по речевой практике
учитель первой квалификационной категории Е.Н. Рогова.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 4 класса «Общеобразовательной школы № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании адаптированной основной образовательной программы школы (вариант 1).
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ «ОШ № 9 для обучающихся с ОВЗ» на 2019– 2020 учебный год и рассчитана на 70 часов (исходя из 35 учебных недель в году, 2 часа в неделю). При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие интеллектуальную недостаточность).
Программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Общеобразовательная программа по предмету «Речевая практика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Филология», проекта ФГОС для ОВЗ в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Речевая практика».
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по устной речи.
Цель программы обучения:
коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся коррекционной школы.
Задачи программы обучения:
способствовать совершенствованию речевого опыта;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
формировать выразительную сторону речи;
учит строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. В 4 классе эти подразделы остаются и расширяются.
Программа реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Рабочая программа и КТП по речевой практике 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Областное государственное казённое образовательное учреждение
на Методическом совете Директор
Протокол №____от ____________Т. А. Беспалова
Рабочая программа учебного предмета
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель: Хмелева Е. Ю.
I . Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по речевой практике разработана для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС на основе нормативно-правовых документов:
— Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 158 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
— Приказ МО РФ от 31. 03. 2014 г. № 253 № об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями);
— Учебный план ОГКОУ « Центр ППМС « Доверие».
Цель ю учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации обучающихся 4 класса с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
— учить строить устные связные высказывания;
— ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
— помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт;
— развивать такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
— воспитывать культуру речевого общения.
II . Общая характеристика учебного предмета.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
— индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
— психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности);
— комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
— связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его людей.
По характеру познавательной деятельности основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются:
— объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей. Как показывает практика, работа учащихся на уроках разговорной речи не может оцениваться по традиционной 5-балльной системе в связи с отрицательной эмоциональной реакцией детей на низкую оценку их речи. Для поощрения речевых достижений предпочтительнее использовать мотивационную шкалу «хорошо — очень хорошо — отлично». При этом принимается во внимание не конечный результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент, тем самым мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
III . Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие» на изучение речевой практики в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
IV . Личностные и предметные результаты освоения речевой практики в 4 классе .
— ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
— воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
— освоить роль ученика;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
— формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
— осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
— расширить представления об окружающей действительности и развить на этой основе лексическую, грамматико-синтаксическую сторону речи и связной речи;
— использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
— уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения.
Содержание учебника ориентировано на следующие лексические темы:
Я дома. Я в мире природы. Мы писатели. Я за порогом дома. Играем в сказку. Я и мои товарищи.
Делимся новостями: познакомить с фиксированной структурой текста.
Развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации.
Актуализировать знания о правилах поведения при приветствии, знакомстве, в беседе. Знакомство с текстом стихотворения И. Гамазковой «Прошлым летом». Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул.
Играем в сказку (6 ч)
Закреплять умение рассказывать по серии картинок. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Воспитывать интерес к рассказыванию и слушанию как видам проведения досуга.
Сочиняем сказку: продолжать учить составлять связные высказывания по собственному замыслу. Воспитывать умения работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом в процессе работы. Продумать вместе с учителем название сказки, начало сказки, основная часть, конец. Развивать творческую активность школьников.
У телевизора: помочь обучающимся понять назначение радио, телевидения в современной жизни (для проведения досуга, получения информации). Пополнять словарный запас школьников словами и выражениями по теме (актёр, диктор, ведущий, программа, передача и т.д.) Закреплять умения составлять связные рассказы по собственному замыслу. Беседа на тему: Чем полезен и вреден телевизор». Учить планировать свой телевизионный досуг.
Я за порогом дома (7 ч)
Знаки-помощники: помочь понять значение наиболее распространённых условных знаков. Формировать представление о необходимости обязательного выполнения правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе. Знание дорожных знаков, знаки пожарной безопасности, информационные таблички. Продолжать учить участвовать в обсуждении; высказывать своё мнение, слушать собеседников, обращаться за помощью.
Я в мире природы (8 ч)
В гостях у леса: Закреплять умение составлять различные по структуре предложения. Развивать умение участвовать в коллективной работе: обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей, использовать сказанное ими в собственных ответах. Беседа на тему: «Что может нанести вред лесу». Составление правил вежливого поведения в лесу. Беседа о животных и растениях леса. Составление рассказа «В гостях у леса». Воспитывать ответственное отношение к своим поступкам, оказывающим влияние на природу.
Я и мои товарищи (7 ч)
Задушевный разговор: уточнить значение слов, называющих эмоциональное состояние человека, и активизировать их в речи школьников. Актуализировать умение участвовать в диалогах. Развивать эмпатию по отношению к окружающим, прежде всего к ровесникам. Знакомство со словосочетанием «задушевный разговор» (добрый, между друзьями или близкими людьми, негромкий). Слушание рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке». Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Уметь рассказать о своих эмоциях в определённых жизненных ситуациях.
Я за порогом дома (16 ч)
Приглашение: познакомить со структурой устного и письменного приглашения. Помочь понять структуру приглашения, правила вежливости при приглашении гостей. Закреплять умение составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру. Составлять приглашения учителям, родителям, воспитателям, друзьям на праздник. Знакомство со стихотворением А. Усачёва «Приглашение улитке». Составлять приглашение с учётом личностных предпочтений.
Поздравляю!: п ознакомить со структурой устного и письменного поздравления. Учить адресно подбирать пожелания. Совершенствовать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся. Учить произносить поздравления (стоять прямо, обращаться к имениннику, произносить текст торжественно, доброжелательно). Разучить поздравления на день рождения. Подготовка устных и письменных поздравлений, нарисовать открытки. Воспитывать ответственное отношение к подготовке поздравления.
Рабочая программа по речевой практике за 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 города Белово»
на заседании МО учителей
_________/ Фурсова Н. В. /
решением методического совета
_________/ Володина Н.В./
по речевой практике
Срок реализации 1 год
Содержание учебного предмета ………………………………………………………. …. 8
Тематическое планирование …………………………. ……………………………………. 10
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………. ……. 15
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015г. № 35850), на основе:
— АООП школы – интерната №15;
— примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 4 класс/ м-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2018.
Для реализации программного содержания 4 класса используется следующий учебник :
Речевая практика. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /С.В.Комарова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2019.
Цель и задачи изучения предмета
Цель: развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
— способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
— корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
— формировать выразительную сторону речи;
— учить строить устные связные высказывания;
— воспитывать культуру речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Введение в программу предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Предмет «Речевая практика» включает в себя несколько разделов.
Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь.
Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету. В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике и др.
Материал включенный в раздел «Аудирование» реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других разделов.
Дикция и выразительность речи. Ориентирует учителя на отработку у учащихся чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Ведущий в развитии устной разговорной речи. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя» проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения бдагодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого раздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал подготовленный учителем должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.