ребенок поет в храме
Дети поют в церковном хоре
Всех детей можно научить петь!» — в этом уверена музыкант, хоровой дирижер, заслуженный работник культуры России Александра Юрьевна Подаруева. Почти пятнадцать лет она была регентом детско-юношеского хора воскресной школы на Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сегодня она преподает в Свято-Владимирской православной школе в Москве. О том, как это важно — учить детей церковному пению — наш с ней разговор.
— Православное богослужение невозможно представить без пения, а храм — без хора. В старину церковным песнопениям начинали обучать с раннего детства. «Учись, чадо мое, пению» — книгу с таким названием я видела на выставке музыкального музея имени Глинки. Сейчас эта традиция возрождается — на приходах ведется обучение маленьких певчих, создаются детские хоры. Расскажите о своем опыте работы с детьми в воскресной школе на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры.
— Все началось, когда Владыка Лонгин (с 1993 по 2003 год Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин был настоятелем подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. — Прим. авт.) предложил мне организовать женский любительский хор. Он создавался с образовательной целью — чтобы люди, которые приходили в храм, понимали, о чем поется на богослужении, и посильно участвовали в нем.
Родители, приходя в храм, приводили туда и своих детей, и вскоре я начала заниматься воскресной школой. Как показывает опыт, через богослужебное пение дети очень быстро воцерковляются — сначала они поют молитвы, потом начинают пропевать всю службу. Так, участвуя в хоре, они учатся лучше понимать духовную музыку, молитвы и все церковное богослужение.
— При обучении детей что важнее: понимание текста или умение правильно петь?
— Конечно, сначала была работа над словом, и потом уже над красотой звука. Первым шло осмысление, мы переводили тексты с церковнославянского языка, пытались понять, о чем поется в каждый момент богослужения, а потом уже шла работа над правильным, чистым, вокально красивым пением.
В воскресной школе мы работали со всеми детьми, кто приходил на занятия, отбора по слуху и голосу не было. А приходили абсолютно разные дети, разного возраста. Состав хора постоянно менялся: не у всех детей была возможность регулярно посещать занятия, и зачастую вместе с теми, кто уже давно поет и чему-то научился, начинали петь только что пришедшие в воскресную школу.
Начинали работать с одноголосья, учили простое — основной, второй голос в обиходе, то, что поет сопрано II или альт, также пробовали учить несложные песнопения знаменного распева. Потом присоединили первый голос, позже дети сами попросили, чтобы их учили петь на три голоса. Дети подрастали, становились крепче, со временем в хоре стали появляться ребята, которые занимались в музыкальных школах. Уже хотелось петь разный репертуар, потому что в богослужебном пении большое разнообразие и в обиходе, и в композиторских церковных произведениях. И мы стали потихоньку разучивать новые песнопения.
Вместе с детьми на занятия приходили мамы, умеющие петь. Здесь мы пошли на маленькую хитрость, потому что выглядели мамы зачастую как взрослые подростки — двух-трех мам мы пригласили петь в хоре, они вместе с детьми учились, пели и помогали детям. Так, потихоньку, сформировался коллектив — детско-юношеский хор воскресной школы.
— Который и стал принимать участие в богослужениях?
— Где-то полгода мы учились, и потом Владыка Лонгин благословил нас петь за богослужением, потому что только на репетициях нельзя научиться церковному пению. Конечно, нельзя ему учиться и непосредственно на Литургии — там должно быть уже хорошее пение. Поэтому мы стали петь, уже достаточно подготовившись и научившись. Начинали петь антифоном с братским хором — на утренней службе в субботу, пели обиход, простейшие ектении, Трисвятое, Единородный Сыне. Потом постепенно выучили Херувимскую, Достойно есть. И где-то спустя 2–3 года стали петь целиком Литургию на два голоса с элементами трехголосья.
Мальчики подрастали, стали петь теноровые партии, а со временем мы разучили и басовую партию. Был такой период, до 2003 года, до отъезда Владыки, когда у нас было четырехголосье. Был очень хороший состав, мы легко пели. Когда на подворье приезжал Патриарх Алексий II, ему наше пение очень понравилось.
В лучшие времена в нашем детско-юношеском хоре пело до 30 человек, на службах было не меньше 20 певчих. Большой радостью для всех были праздничные богослужения, когда мы пели позднюю Литургию на Рождество Христово и на Пасху — это было настоящее торжество для всех поющих. Кроме того, мы участвовали во всех праздниках, которые проходили в воскресной школе, готовили музыкальные представления.
— Знаю, что Вы даже записали диск с песнопениями в исполнении детского хора.
— Да, к 10-летию воскресной школы мы выпустили диск «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему», где записали песнопения, которые дети пели на Божественной литургии и праздничных выступлениях, обиходные богослужебные песнопения различных монастырских распевов, а также авторские сочинения. Дети очень полюбили произведения Д. С. Бортнянского, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова. Они также вошли в альбом.
— Какова роль обучения церковному пению в нравственном воспитании детей? Меняются ли дети, когда начинают петь в церковном хоре?
— Дети откликаются на церковное пение, чувствуют его на подсознательном уровне — оно их привлекает даже в большей степени, чем современная популярная музыка. Духовные песнопения не надоедают!
И как любая молитва при повторении меняет человека, так и церковное пение воздействует на душу. Дети меняются, становятся лучше.
— Неужели всех детей можно научить петь, даже тех, у кого нет ни слуха, ни голоса?
— Всех, и не только детей, но и взрослых. В нашем женском любительском хоре были случаи, когда сорокалетние прихожанки, которые никогда нигде не пели, начинали петь очень успешно. Конечно, чем раньше приходят люди — тем лучше, но научить можно всех, а детей учить пению очень важно! Нужно развивать ребенку слух, который пригодится ему не только на занятиях музыкой, но и при обучении иностранным языкам. Голос — музыкальный инструмент, управлять которым можно научить ребенка как можно раньше. В пении важна координация между слухом и голосом — слышит ли ребенок себя и как слышит. Если не слышит, то важно научить его этому, обращать внимание ребенка на то, что он поет и как поет, необходимо обучить его правильному владению певческим дыханием, своим музыкальным инструментом, голосом.
— Важно ли учить детей дома молитвенному пению?
— Если дети поют дома — это замечательно! В нашей школе учились дети регента Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимира Горбика — очень талантливые и музыкальные дети, так хорошо пели!
Но родители, если хотят, могут петь дома вместе с детьми, даже не имея профессионального музыкального образования. Например, пропевать молитвы во время утреннего или вечернего правила, петь перед трапезой и после нее. Домашнее пение помогает детям.
— Как составляется репертуар детского хора?
— Репертуар зависит, конечно, от желания настоятеля, от традиций храма, в котором совершается богослужение, а также от вкуса регента. Если регент любит, к примеру, знаменный или византийский распев, то детей обучают этому. Если же регент любит партесное пение — трех или четырехголосное — то репертуар будет другим. Выскажу свое мнение: людям, молящимся в храме, более привычно многоголосие. Знаменный распев, конечно, очень красивый, это старинная традиция, но не все воспринимают его.
— Слушать детское пение — всегда радость, но обучать детей пению — колоссальный труд. Какими качествами должен обладать педагог? Что приносит особую радость в работе с детьми? Что можно назвать педагогическим успехом в работе регента детского хора?
— Я считаю, что церковное пение в воскресной школе — один из основных предметов, то, чему должны обязательно обучаться дети. Это практическое воплощение тех знаний, которые они получают на занятиях по церковнославянскому языку, на уроках Закона Божьего — все, что они узнали в воскресной школе, они могут выразить в церковном пении.
Самое главное в работе с детьми в воскресной школе — состояние любви и строгости. Вот это сочетание привлекает детей. Нужно любить детей, чтобы дети отвечали тебе взаимностью, но вместе с тем нужна строгость. Это не означает, что нужно все время ругаться — учитель должен быть справедливым, он должен постараться сделать так, чтобы дети полюбили и его, как педагога, и пение. А для этого нужно много работать. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Человек, не умея рисовать, не станет иконописцем, так же и ребенок, который поет мимо нот, не сможет научиться красиво петь, стать певчим.
И мне как регенту бывает радостно, когда в нашей совместной деятельности виден результат. Ведь когда дети хорошо подготовлены, то и сами довольны тем, как пели на службе. Главное, что при этом они испытывают огромную радость от пения на Божественной литургии. Это и есть, наверное, главный педагогический успех, особенно когда слышишь, как дети, которые пришли в хор, ничего не умея, и на репетициях у них ничего не получалось, на службе, наконец, начинают петь правильно. Это победа!
Опыт организации детского хора при храме
Клирос ⇒ Опыт организации детского хора при храме
Сообщение Алиля » 22 дек 2011, 18:02
Сообщение Герда » 22 дек 2011, 18:21
Сообщение Алиля » 22 дек 2011, 18:59
Сообщение Ленушка » 23 дек 2011, 00:43
Сообщение Алиля » 23 дек 2011, 11:18
Сообщение Джамиля » 24 дек 2011, 13:33
Сообщение Алиля » 24 дек 2011, 21:07
От всего сердца благодарю! А сколько лет дети обучаются в вашей школе? И как вы поете на богослужении? На два хора или дети поют отдельные песнопения?
Добавлено спустя 55 секунд:
Сообщение Jane » 24 дек 2011, 21:45
Дети поют в церковном хоре
Всех детей можно научить петь!» — в этом уверена музыкант, хоровой дирижер, заслуженный работник культуры России Александра Юрьевна Подаруева. Почти пятнадцать лет она была регентом детско-юношеского хора воскресной школы на Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сегодня она преподает в Свято-Владимирской православной школе в Москве. О том, как это важно — учить детей церковному пению — наш с ней разговор.
— Православное богослужение невозможно представить без пения, а храм — без хора. В старину церковным песнопениям начинали обучать с раннего детства. «Учись, чадо мое, пению» — книгу с таким названием я видела на выставке музыкального музея имени Глинки. Сейчас эта традиция возрождается — на приходах ведется обучение маленьких певчих, создаются детские хоры. Расскажите о своем опыте работы с детьми в воскресной школе на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры.
— Все началось, когда Владыка Лонгин (с 1993 по 2003 год Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин был настоятелем подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. — Прим. авт.) предложил мне организовать женский любительский хор. Он создавался с образовательной целью — чтобы люди, которые приходили в храм, понимали, о чем поется на богослужении, и посильно участвовали в нем.
Родители, приходя в храм, приводили туда и своих детей, и вскоре я начала заниматься воскресной школой. Как показывает опыт, через богослужебное пение дети очень быстро воцерковляются — сначала они поют молитвы, потом начинают пропевать всю службу. Так, участвуя в хоре, они учатся лучше понимать духовную музыку, молитвы и все церковное богослужение.
— При обучении детей что важнее: понимание текста или умение правильно петь?
— Конечно, сначала была работа над словом, и потом уже над красотой звука. Первым шло осмысление, мы переводили тексты с церковнославянского языка, пытались понять, о чем поется в каждый момент богослужения, а потом уже шла работа над правильным, чистым, вокально красивым пением.
В воскресной школе мы работали со всеми детьми, кто приходил на занятия, отбора по слуху и голосу не было. А приходили абсолютно разные дети, разного возраста. Состав хора постоянно менялся: не у всех детей была возможность регулярно посещать занятия, и зачастую вместе с теми, кто уже давно поет и чему-то научился, начинали петь только что пришедшие в воскресную школу.
Начинали работать с одноголосья, учили простое — основной, второй голос в обиходе, то, что поет сопрано II или альт, также пробовали учить несложные песнопения знаменного распева. Потом присоединили первый голос, позже дети сами попросили, чтобы их учили петь на три голоса. Дети подрастали, становились крепче, со временем в хоре стали появляться ребята, которые занимались в музыкальных школах. Уже хотелось петь разный репертуар, потому что в богослужебном пении большое разнообразие и в обиходе, и в композиторских церковных произведениях. И мы стали потихоньку разучивать новые песнопения.
Вместе с детьми на занятия приходили мамы, умеющие петь. Здесь мы пошли на маленькую хитрость, потому что выглядели мамы зачастую как взрослые подростки — двух-трех мам мы пригласили петь в хоре, они вместе с детьми учились, пели и помогали детям. Так, потихоньку, сформировался коллектив — детско-юношеский хор воскресной школы.
— Который и стал принимать участие в богослужениях?
— Где-то полгода мы учились, и потом Владыка Лонгин благословил нас петь за богослужением, потому что только на репетициях нельзя научиться церковному пению. Конечно, нельзя ему учиться и непосредственно на Литургии — там должно быть уже хорошее пение. Поэтому мы стали петь, уже достаточно подготовившись и научившись. Начинали петь антифоном с братским хором — на утренней службе в субботу, пели обиход, простейшие ектении, Трисвятое, Единородный Сыне. Потом постепенно выучили Херувимскую, Достойно есть. И где-то спустя 2–3 года стали петь целиком Литургию на два голоса с элементами трехголосья.
Мальчики подрастали, стали петь теноровые партии, а со временем мы разучили и басовую партию. Был такой период, до 2003 года, до отъезда Владыки, когда у нас было четырехголосье. Был очень хороший состав, мы легко пели. Когда на подворье приезжал Патриарх Алексий II, ему наше пение очень понравилось.
В лучшие времена в нашем детско-юношеском хоре пело до 30 человек, на службах было не меньше 20 певчих. Большой радостью для всех были праздничные богослужения, когда мы пели позднюю Литургию на Рождество Христово и на Пасху — это было настоящее торжество для всех поющих. Кроме того, мы участвовали во всех праздниках, которые проходили в воскресной школе, готовили музыкальные представления.
— Знаю, что Вы даже записали диск с песнопениями в исполнении детского хора.
— Да, к 10-летию воскресной школы мы выпустили диск «Радуйтеся Богу, Помощнику нашему», где записали песнопения, которые дети пели на Божественной литургии и праздничных выступлениях, обиходные богослужебные песнопения различных монастырских распевов, а также авторские сочинения. Дети очень полюбили произведения Д. С. Бортнянского, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова. Они также вошли в альбом.
— Какова роль обучения церковному пению в нравственном воспитании детей? Меняются ли дети, когда начинают петь в церковном хоре?
— Дети откликаются на церковное пение, чувствуют его на подсознательном уровне — оно их привлекает даже в большей степени, чем современная популярная музыка. Духовные песнопения не надоедают!
И как любая молитва при повторении меняет человека, так и церковное пение воздействует на душу. Дети меняются, становятся лучше.
— Неужели всех детей можно научить петь, даже тех, у кого нет ни слуха, ни голоса?
— Всех, и не только детей, но и взрослых. В нашем женском любительском хоре были случаи, когда сорокалетние прихожанки, которые никогда нигде не пели, начинали петь очень успешно. Конечно, чем раньше приходят люди — тем лучше, но научить можно всех, а детей учить пению очень важно! Нужно развивать ребенку слух, который пригодится ему не только на занятиях музыкой, но и при обучении иностранным языкам. Голос — музыкальный инструмент, управлять которым можно научить ребенка как можно раньше. В пении важна координация между слухом и голосом — слышит ли ребенок себя и как слышит. Если не слышит, то важно научить его этому, обращать внимание ребенка на то, что он поет и как поет, необходимо обучить его правильному владению певческим дыханием, своим музыкальным инструментом, голосом.
— Важно ли учить детей дома молитвенному пению?
— Если дети поют дома — это замечательно! В нашей школе учились дети регента Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Владимира Горбика — очень талантливые и музыкальные дети, так хорошо пели!
Но родители, если хотят, могут петь дома вместе с детьми, даже не имея профессионального музыкального образования. Например, пропевать молитвы во время утреннего или вечернего правила, петь перед трапезой и после нее. Домашнее пение помогает детям.
— Как составляется репертуар детского хора?
— Репертуар зависит, конечно, от желания настоятеля, от традиций храма, в котором совершается богослужение, а также от вкуса регента. Если регент любит, к примеру, знаменный или византийский распев, то детей обучают этому. Если же регент любит партесное пение — трех или четырехголосное — то репертуар будет другим. Выскажу свое мнение: людям, молящимся в храме, более привычно многоголосие. Знаменный распев, конечно, очень красивый, это старинная традиция, но не все воспринимают его.
— Слушать детское пение — всегда радость, но обучать детей пению — колоссальный труд. Какими качествами должен обладать педагог? Что приносит особую радость в работе с детьми? Что можно назвать педагогическим успехом в работе регента детского хора?
— Я считаю, что церковное пение в воскресной школе — один из основных предметов, то, чему должны обязательно обучаться дети. Это практическое воплощение тех знаний, которые они получают на занятиях по церковнославянскому языку, на уроках Закона Божьего — все, что они узнали в воскресной школе, они могут выразить в церковном пении.
Самое главное в работе с детьми в воскресной школе — состояние любви и строгости. Вот это сочетание привлекает детей. Нужно любить детей, чтобы дети отвечали тебе взаимностью, но вместе с тем нужна строгость. Это не означает, что нужно все время ругаться — учитель должен быть справедливым, он должен постараться сделать так, чтобы дети полюбили и его, как педагога, и пение. А для этого нужно много работать. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Человек, не умея рисовать, не станет иконописцем, так же и ребенок, который поет мимо нот, не сможет научиться красиво петь, стать певчим.
И мне как регенту бывает радостно, когда в нашей совместной деятельности виден результат. Ведь когда дети хорошо подготовлены, то и сами довольны тем, как пели на службе. Главное, что при этом они испытывают огромную радость от пения на Божественной литургии. Это и есть, наверное, главный педагогический успех, особенно когда слышишь, как дети, которые пришли в хор, ничего не умея, и на репетициях у них ничего не получалось, на службе, наконец, начинают петь правильно. Это победа!
Материнский капитал. Дети в церковном хоре.
В гостях у программы «Материнский капитал» Анастасия Гамалей, преподаватель Московской консерватории, руководитель церковного хора.
С.Бакалеева
А.Гамалей
С.Бакалеева
— Но я знаю, что Вы кроме того, что профессиональный музыкант, пианистка и лауреат международных конкурсов, вы же еще и регент церковного хора и, правда?
А.Гамалей
С.Бакалеева
— И насколько я знаю, Вы много лет вели церковное пение, занимались детками в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках?
А.Гамалей
— Да, я очень люблю с детишками заниматься церковным пением, потому что они, как никто другой восприимчивы к церковным песнопениям и вообще к службе, к церковной музыке.
С.Бакалеева
— А Вы церковную музыку когда узнали, в каком возрасте услышали впервые?
А.Гамалей
С.Бакалеева
— Чудесная история, действительно чудесная. Но если, скажем, дети наших слушателей не стали участниками такой чудесной истории, можно ли их как-то приобщить к церковному пению и нужно ли это делать?
А.Гамалей
— Я глубоко уверена, что обязательно нужно. Ребенок должен участвовать в службе. Ему сложно подчас понимать церковнославянские тексты, особенно если никто ему не объяснит, что это все вообще значит. Конечно, родители, мамы, папы, бабушки должны немножко приобщать его, что сейчас в данный момент происходит, но когда ребенок сам поет, конечно, он совершенно по-другому воспринимает происходящее. При некоторых храмах есть воскресные школы, в них очень часто занимаются с детьми церковным пением, пусть это будут какие-то небольшие песнопения, достаточно даже «Отче наш» на первых порах, ребенок будет преисполнен радости и даже в какой-то степени гордости, что он наравне со всеми взрослыми, притом не только взрослыми, а еще и певчими участвует в богослужении.
С.Бакалеева
— То есть, если мы увидели, что воскресная школа есть, не надо бояться такого сложного казалось бы словосочетания церковное пение, можно смело детей отдавать туда?
А.Гамалей
— Вы знаете, можно смело отдавать и ни в коем случае не бояться этого словосочетания, потому что как раз дети совершенно не боятся этого. Дети гораздо проще вникают в эти тексты, для них это понятнее, ведь они действительно дети, понимают все очень непосредственно. Я могу сказать, что за время моего сотрудничества с детьми, я очень многому у них научилась. Это конечно удивительно, что они по слуху начинают петь замечательно и очень понимают, к кому они обращаются. У всех детей, конечно должны быть какие-то первоначальные слуховые данные, я как раз против того, чтобы заниматься церковным пением со всеми детьми, которые только захотят, все-таки должно быть какое-то благообразие этого процесса, должно быть красиво, прежде всего, должно быть красиво. Поэтому, если ребенок хочет петь, умеет, и у вас при храме есть воскресная школа и там по стечению преподают церковное пение, думаю, что стоит туда обязательно обратиться и начать учить.
С.Бакалеева
— Это там скажут уже, есть слух у ребенка, или нет. Стоит обратиться сначала к педагогу, или сначала проверить нужно слух, потом уже обращаться?
А.Гамалей
— Я думаю, что можно сразу обратиться, в основном преподают профессионалы, у них все равно есть какое-то музыкальное образование и конечно они скажут, можно ли вашего ребенка записать в этот кружок церковного пения, или нет. Если, например, ребенок уже взрослый и он не знает, например, нотной грамоты совсем и никогда не учился музыке, но, например, у него есть слух – не беда, прекрасно, можно начинать обучение. Я лишь говорю, что ребятки, они все по слуху очень хорошо поют. Тем более, что они постоянно слышат эти песнопения на службе.
С.Бакалеева
— По слуху, то есть, вы имеете в виду, что они не смотрят, даже те дети, которые либо вообще не умеют читать еще, либо те дети, которые не знают нотной грамоты, они вполне могут участвовать?
А.Гамалей
— Да, конечно, я никогда ни от кого не требую знания музыкальной грамоты, потому что тогда мы просто останемся, может быть с одним, или двумя детьми максимально. Дети, у которых есть слух повторяют, то есть мы с ними учимся повторять. Тексты они конечно разучивают дома, тексты не сложные совсем, получают они от этого большое удовольствие и заметьте, как они стоят.
С.Бакалеева
А.Гамалей
— Они стоят очень внимательно, то есть, у них нет желания пойти обязательно поправить какую-то покосившуюся свечку, или посидеть, или порисовать, или пойти посмотреть, что там продается в церковной лавке. Они стоят и занимаются прямым своим делом – они молятся, они поют.
С.Бакалеева
— Они стоят прямо на клиросе вместе со взрослыми?
А.Гамалей
— Нет, вы знаете, обычно я не смешиваю детей и взрослых, потому что – это все-таки, во-первых, детские и взрослые голоса, они все-таки плохо сочетаются вместе. Поэтому если есть профессиональный хор в храме, то мы просим просто их дать нам возможность спеть что-то из церковного богослужения. Что-то может быть одну-две-три вещицы какие-то спеть. Родители очень радуются, конечно, любуясь на своих чад и детям тоже очень полезно это.
С.Бакалеева
— А как-то родители, действительно, кроме того, что радуются, как-то они меняются от этого?
А.Гамалей
— я думаю да, с родителями происходят те же изменения, что и с детьми, они тоже не читают книжки, не поправляют свечки, а просто стоят и радуются, и слушают, и молятся.
С.Бакалеева
— Сколько можно заниматься, чтобы уже можно было участвовать в службе?
А.Гамалей
С.Бакалеева
А.Гамалей
— С детьми, и пришли все дети… и детский хор пел прошлую как раз пасхальную службу пел детский хор – это было совершенно замечательно, удивительно просто.
С.Бакалеева
— Действительно здорово, а какого возраста дети пели?
А.Гамалей
— Я брала детей с четырех лет.
С.Бакалеева
А.Гамалей
— Самым старшим было 16
С.Бакалеева
— Они способны все вместе петь в одном хоре?
А.Гамалей
— Да, у них всех очень чистые детские голоса непосредственные, у них еще есть такое немножко придыхание в голосе, очень замечательное, очень наивное, чуткое. Они поют очень искренно, это очень важно.
С.Бакалеева
— Есть ли какие-то учебные материалы? Как Вы строите программу свою? Или это все творчество, импровизация, фантазия?
А.Гамалей
С.Бакалеева
— То есть, Вы стали регентом в 12 лет?
А.Гамалей
— Я стала регентом в 12 лет. Мы регентовали такие сложные службы, которые сейчас даже я не понимаю как это происходило, в 12 лет мне пришлось прорегентовать ночное богослужение Рождества, это очень сложная служба. Конечно, мы нервничали, девочки все плакали, потому что очень боялись, а вдруг батюшка скажет, что мы плохо поем. На самом деле, сейчас, смотря по записям я думаю, что это было умилительно.
С.Бакалеева
— А Вы говорите, даже 16-ти летние с вами выступают и поют на клиросе. 16-ти летние – это же подростки, они должны бунтовать.
А.Гамалей
— Ну, во-первых, они совершенно не должны бунтовать, просто некоторые из них любят это делать. Я думаю, что единственный способ удержать ребенка в храме, чтобы в сложный период подросткового возраста он просто не откинул это все и не ушел – это чтобы сама, главное семья была в храме и, конечно, ребенку нужно чем-то заниматься, в чем-то участвовать. Например, если у вашего ребенка нет слуховых данных, но он очень хочет, он очень хочет помогать, почему бы не попросить, чтобы он сделал что-то полезное? Может быть там, убираться, может быть что-то еще. Но если у ребенка уж есть слуховые данные, просто грех не поставить его петь.
С.Бакалеева
— И мальчики и девочки поют?
А.Гамалей
— И мальчики, и девочки.
С.Бакалеева
— То есть, это показано и мальчикам и девочкам?
А.Гамалей
— Конечно, просто, если у мальчика ломается голос в этот момент он совсем не может петь и задает петуха, тогда, наверное, стоит ему просто почитать что-то. Ведь богослужение – это не только песнопения, это еще и чтения. Церковнославянский язык не так уж сложен, это нам с вами может быть кажется, как же будем это все читать. Дети с легкостью это изучают, я даже удивляюсь, они сами начинают просто на нем читать и все понимают.
С.Бакалеева
— А еще каким образом могут участвовать в церковной жизни дети и подростки?
А.Гамалей
— Ну, прежде всего, это, конечно участие в воскресной школе. Там бывают очень интересные праздники, встречи, концерты. На концертах вполне уместно исполнение какого-нибудь церковного произведения, например, тропарь праздника могут детки спеть. В моей практике были замечательные постановки спектаклей с песнями, причем это песни могут быть не обязательно какие-то прямо уж церковные, это может быть просто очень красивая песня, посвященная Рождеству, весне, или зиме, осени, или например, тематические песни конкретно к праздникам Пресвятой Богородицы, или каких-то святых, это может быть какой-то подарок батюшке на день ангела, какая-то музыкальная постановка. Это все тоже есть и в воскресных школах очень часто с детьми все-таки занимаются пением. Не во всех есть церковное пене, но пение есть практически во всех.
С.Бакалеева
— Скажите, пожалуйста, Настя, а вот Вы стали регентом опять же чудесным таким образом, а вообще-то обучают в каких-то специальных заведениях регентов? Как это происходит?
А.Гамалей
— Вообще-то есть специальные учебные заведения, не только для регентов, они называются церковно-певческие школы, это могут быть детские школы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался церковным пением, а при вашем храме нет такого занятия, в вашей воскресной школе не преподают церковное пение, то есть замечательная школа церковного пения для мальчиков – это находится в подворье Троице-Сергиевой Лавры. Там очень серьезное обучение, может быть даже гораздо более серьезное, чем в музыкальной школе. Они изучают не только церковное пение, а еще и церковнославянский язык, Закон Божий, Сольфеджио обязательно, хоровое пение, вокал, постановка голоса, все это у них есть. Если уже ребенок, например, вырос и это уже девушка, или юноша 16-18 лет, то есть специальные регентские курсы. Есть школа духовного пения при храме Святой мученицы Татьяны. Есть регентские курсы, их очень много. Вот именно регентских курсов много. Но, есть одно совершенно уникальное учебное заведение по своим характеристикам – это регентская школа в Троице-Сергиевой Лавре. Туда принимаются только девушки в основном, замечательная по своему составу преподавателей, по своему настрою и оттуда выходят настоящие профессионалы. Всегда можно отличить регента, который закончил это учебное заведение, от любого другого.
С.Бакиалеева
— А Вы когда учились в консерватории, Вам приходилось, может быть, скрывать, что Вы регент, или наоборот, это может быть как-то Вам помогало в каких-то ситуациях?
А.Гамалей
— Вы знаете, это всегда помогало, во-первых, потому что когда человек поет в любом хоре, у него очень хорошо организуется гармонический слух, гармоническое мышление. Мне только это помогало всегда, у нас очень многие студентки пели в хорах, потому что, конечно музыкальное образование есть и это просто очень приятно. Я могу сказать, что гораздо сложнее просто стоять на службе, чем петь. Потому что когда ты поешь, ты все эти тексты богослужебные пропускаешь через себя, ты участвуешь в службе, ты никогда не устаешь, тебе никогда не бывает скучно. Поэтому хочется и деток наших приучить к этому, чтобы им никогда не было скучно на службе.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Анастасия. У нас в гостях была Анастасия Гамалей – преподаватель Московской Консерватории, мама троих детей, регент церковного хора. И мы говорили с ней о том, как же здорово, когда дети поют в церковном хоре, ведь таким образом, они вносят свою лепту в церковную службу, они чувствуют себя полноценными участниками. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.