ребенок аутист обучение в школе

Учеба аутистов в обычной школе

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

Обучение аутистов в общеобразовательной школе в странах бывшего Советского Союза началось только в 1990-е годы. До этого, ребята с поставленным диагнозом РАС, обучались на дому. К ним приходили учителя, или детей оформляли в специализированные школы. В отдельных регионах, такие детки считались «необучаемыми», хотя между аутизмом и умственной отсталостью масса отличий. Что приводило к невозможности социализировать и выявить их сильные стороны.

Сегодня ничего не мешает обучению ребенка – аутиста в классе обычной начальной школы, так как большинство психиатров и педагогов сходится во мнении, что учиться в коллективе, положительно влияет на социальную адаптированность ребенка с РАС.

Как правило, малыши идут в первый класс после нескольких лет терапии и коррекционной работы. Ведь родители и их помощники не оставляют малыша без внимания. Первым делом, такого ребенка нужно научить говорить.

Однако первый год обучения, все равно становится для них крайне тяжелым.

Ребенок не только будет постигать разнообразные науки, но и станет учиться общению в социуме.

Он начнет познавать социальные нормы поведения, попробует себя в различных ролях. В итоге, такой опыт положительно отражается на дальнейшей жизни аутистов.

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

Может ли аутист учиться в обычной школе?

Люди, работающие с детьми-аутистами, согласны, что учеба в обычной школе, как и общение с сверстниками в других ситуациях, положительно сказываются на дальнейшем развитии.

К сожалению, возможность ресоциализации через школу доступна не всем детям, так как РАС бывает разных видов.

По силе проявления симптомов традиционно людей с аутизмом делят на 4 группы: с 4 – легкой, до 1 – самой тяжелой.

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

Ребята с 4 и 3 формой РАС способны обучаться в общеобразовательной школе, даже по общей программе.

Для детей со 2 формой, дело обстоит хуже. Они способны на развитие, но при условии специально для них разработанной адаптивной программы, с параллельной коррекционной работой.

Не исключена ситуация, когда учащиеся с таким диагнозом зачисляются в первый класс, и достигают успехов в учебе. Важно, по какой программе учатся дети – аутисты, какие дополнительные меры для их развития предпринимаются.

Школа должна соответствовать критериям, предусмотренным психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК). Такую проходит будущий ученик.

Типичные условия, нужные в учебном учреждении:

Ребенок с легкой формой аутизма, в обычной школе быстро адаптируется. И научится получать необходимые знания самостоятельно. Это позволит в будущем проявить ему свои способности, раскрыться, реализовать себя.

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

Не стоит забывать, что людям с РДА предварительно следует привить навык обучения. То есть – научить получать и накапливать информацию. По сложности для них это – как освоение второго языка для среднего человека. Выполнив эту задачу, аутист удачно адаптируется, преодолевает ограничения, вызванные своим расстройством.

Подготовка к школе

Аутизм в легкой форме – не помеха обучению в школе. Но это не значит, что дошкольник с диагнозом, 1 сентября войдет в класс и там освоится без предварительной подготовки. Перед этим нужно провести работу по подготовке человека к новым условиям, ежедневному выполнению учебных задач.

Педагоги-коррекционщики, на этапе подготовки к школе должны сформировать у ребенка следующие навыки:

Источник

Документ. Обучение детей с аутизмом в школе: ответы на часто задаваемые вопросы

Ответы на вопросы директоров школ о ресурсных классах для детей с аутизмом

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

Данный документ был разработан инициативной родительской группой проекта «Инклюзивная молекула», направленного на создание и развитие ресурсных классов для обучения детей с аутизмом в общеобразовательных учреждениях. Родители создали закрытую группу в сети Фейсбук, где публиковали вопросы директоров школ, а затем обращались к специалистам за ответами. Все нижеприведенные вопросы реальны — их слышали родители, когда обсуждали с директорами московских школ возможность открыть ресурсный класс.

Модератор и выпускающий редактор проекта Евгения Лебедева (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии развития ФГБУН Институт психологии РАН и мама детей с РАС), консультанты — Анастасия Козорез, Елена Кутепова, Татьяна Медведева, Елена Цырульникова и многие другие специалисты, заинтересованные в том, чтобы дети с РАС могли бы ходить в детский сад и учиться в школе.

Постепенно документ будет дорабатываться, и вы можете принять участие в его разработке. Присылайте вопросы от ваших знакомых директоров школ и детских садов на адрес emishina@outfund.ru, и мы обязательно найдем тех, кто сможет на них содержательно ответить.

Уважаемые коллеги!

В этом документе собраны ответы на вопросы директоров школ, к которым обращаются инициативные группы родителей с просьбой принять в школу детей с аутизмом. В школах, которые принимают таких детей, в международной практике часто организуются ресурсные классы. Если в школе есть такой класс — обучение ребенка с аутизмом становится возможным и эффективным, а школа на практике реализует принципы инклюзивного образования. Сегодня такие проекты есть и в России. Мы будем рады расширить список ответов и готовы принять ваши вопросы. Полная версия с новыми ответами на вопросы будет опубликована на сайте Департамента образования Воронежской области, на сайте фонда «Выход» и на сайте Института проблем инклюзивного образования (МГППУ). На вопросы отвечали специалисты образовательных учреждений, где обучаются дети с РАС, а также представители общественных организаций, созданных родителями детей с аутизмом. Рецензент: Институт проблем инклюзивного образования (МГППУ).

1. Какие особенности могут быть у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?

Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.

Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.

Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.

Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.

Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.

Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.

У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.

Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.

Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.

2. Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

3. Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.

В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.

4. Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе?

Для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе.

5. Что такое ресурсный класс?

Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.

Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.

Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.

6. Кто решает, когда ученик с РАС будет готов к включению в обычный класс?

Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.

Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с учителями общеобразовательного класса. При необходимости учитель ресурсного класса адаптирует учебные материалы под нужды ученика.

7. Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?

Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.

Если работа ресурсного класса строится на основе Прикладного анализа поведения (АВА), учитель должен иметь дополнительное образование в этом направлении.

В обязанности учителя ресурсного класса входит:

— проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;

— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный класс;

— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;

— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных планов;

— составление планов уроков ресурсного класса;

— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;

— составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащихся с РАС;

— консультирование родителей и работников школы;

— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.

8. По какой программе будет учиться ребенок с РАС?

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Учитель ресурсного класса в сотрудничестве с учителями общеобразовательных классов при составлении программы должен определить, какие знания, умения и навыки являются наиболее приоритетными для данного ученика и в каком формате их усвоение будет наиболее эффективным: при индивидуальных формах работы, в ресурсном классе или в общеобразовательном классе, а также какие материалы, методы и приемы должны быть использованы при его обучении.

Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра

8.1 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4-е классы).

8.2 Адаптированная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1– 6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.

8.3 Адаптированная образовательная программа для учеников с умственной отсталостью. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

8.4 Специальная индивидуальная программа развития. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

9. Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?

Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, напечатать, составить схему.

Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями.

В школе должны быть созданы условия, при которых ребенок сможет использовать все возможные средства коммуникации, и тогда отсутствие устной речи не станет препятствием для учебы или общения со сверстниками.

10. Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?

Агрессивность не является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут обороняться в ответ на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку.
Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов.

Важно помнить, что дети, у которых есть потенциально опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в общеобразовательном классе.

11. Детям свойственно повторять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть ли способы этого избежать?

Возможно, что другие дети будут иногда повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение, потому что у них сформированы свои, привычные формы поведения для возникающих жизненных ситуаций.

Если у детей появятся вопросы, почему их одноклассник с РАС ведет себя именно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему можно помочь научиться вести себя по-другому.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник

Как дети с аутизмом учатся в общеобразовательной школе

Лекарство в тетрадках

Илья Яковлев из Минска сегодня идет во второй класс. У мальчика аутизм, и долгое время таких, как он, ждала спецшкола либо учеба на дому. Но после того как в стране появилась возможность инклюзивного обучения, при котором дети с особыми потребностями учатся в одном классе с обычными ребятами, жизнь Ильи заиграла новыми красками.

Мама Татьяна Яковлева, председатель общественной организации «Дети. Аутизм. Родители», рассказывает, что в первый класс сын шел, не умея ни читать, ни писать. Более того, в свои шесть лет вообще не говорил:

– И буквально через неделю он произнес первое слово. «Туалет». Просил вывести его. А теперь он читает, считает, рисует. А как красиво пишет! Никто не верил, что у наших детей будет такой прогресс.

Психолог, АВА-терапист Анна Грапова считает, что инклюзивное обучение подходит каждому:

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе– Мы стремимся сделать своих подопечных максимально самостоятельными, приспособленными к жизни. А проучившись в обычной школе, потом можно освоить профессию и работать.

Илья был одним из первых детей с аутизмом, кто, будучи в таком тяжелом состоянии, пошел в первый класс со своими ровесниками.

Особенным ребятам нужны особые условия, чтобы учеба пошла на пользу. Они быстрее устают, поэтому должна быть возможность выйти и отдохнуть в специальной комнате. Кроме основного преподавателя с детьми работают дефектолог и психолог. У каждого мальчика или девочки должен быть индивидуальный сопровождающий – тьютор. Он посещает с ними все занятия, дает подсказки, настраивает и, самое главное, помогает наладить коммуникацию с окружающими. В университетах нашей страны пока такой специальности не учат, и до сих пор индивидуальных сопровождающих готовили в организации «Дети. Аутизм. Родители».

– Хорошая новость в том, что с этого учебного года в педагогическом университете имени Танка открывается институт инклюзивного образования, – замечает Татьяна Яковлева.

Еще из недавнего: 6 июня вышло постановление Минтруда и соцзащиты о том, что у детей с аутизмом должен быть индивидуальный сопровождающий. Вот только он обязательно должен иметь квалификацию педагога.

– А значит, большинство наших действующих специалистов уже не могут работать, и родителям нужно искать новых. Правда, администрация школы может разрешить старому сопровождающему временно продолжать работать с ребенком, пока не найдут замену.

На аутистов часто навешивают клеймо умственной отсталости или интеллектуальной недостаточности.

– Но это все не про них. Дети могут быть очень умными, и если заниматься с ними, помогать взаимодействовать с миром, то в будущем они станут образованными, профессионалами, как это происходит в развитых странах.

– Все началось с того, что Международный детский фонд организовал проект инклюзивного образования в нашей стране. Нас обучали два года, и так появилась национальная команда тренеров инклюзивного образования, – рассказывает Татьяна. – Мы получили знания и захотели их использовать для своих детей. Но подготовить специалистов очень дорого. Деньги собрали с помощью краудфандинга. Минская 187-я школа приняла нашу инициативу.

Эта школа приютила Илью и других таких же ребят. Сегодня в ней лучшие в стране условия для инклюзивного обучения.

– Кроме нее в Минске уже около десятка школ с инклюзивными классами, а вот в регионах с этим гораздо хуже. Но мы работаем над этим. В прошлом году появился класс в Жодино. А в этом – в Бобруйске.

Татьяна вспоминает, как поначалу переживали, как вывести своих детей в класс. А теперь Илья стал веселым, дружелюбным:

– Это миф, что аутистам не нужно общение. Оно им просто необходимо. Однажды в первом классе произошел любопытный эпизод. У Илюхи большая сенсорная чувствительность на аудиораздражители. Нам первое время разрешали приходить после начала первого урока, чтобы не сталкиваться с шумом или звонком. Но как-то мы зашли в здание на перемене. И тут появляется наша учительница вместе со всем классом и говорит: «Привет, Илья». А за ней все дети здороваются и дают пять. У меня почти земля из-под ног ушла. А мой сын каждому ответил и хлопнул по ладони. Я не ожидала, что школа на него так положительно повлияет.

На форумах иногда можно прочесть комментарии родителей, которые не хотят, чтобы с их чадами за партой сидел особенный одноклассник, который может, например, внезапно запеть посреди урока. Психолог Анна Грапова говорит, что не стоит этого опасаться:

– Даже если ребенок с аутиз­мом устанет и захочет встать посреди урока или еще что-то сделать, рядом будет специалист, который выведет его в специальную комнату. И никому в классе не придется терпеть неудобства.

ребенок аутист обучение в школе. Смотреть фото ребенок аутист обучение в школе. Смотреть картинку ребенок аутист обучение в школе. Картинка про ребенок аутист обучение в школе. Фото ребенок аутист обучение в школе

Сын Ларисы Абабурко учится в 7-м классе вместе с Тимуром Класковским, у которого аутизм:

– Когда я узнала, что к нам придут дети с такой особенностью, против не была. Кстати, мой Гриша с Тимуром сдружились, и я этому рада, потому что сын стал добрее.

Гриша помогает Теме и защищает его, если что:

– Тема веселый, мне нравится сидеть с ним за одной партой. С утра я встречаю его в школе и помогаю дойти до класса, чтобы не растерялся. Мы вместе ходим в столовую. Иногда напоминаю, что нужно записать домашнее задание.

Мама Тимура Ирина Дергач вспоминает, что однажды в конце года тьютор отсутствовал, и Гриша по сути его заменил. Сам парень подумывает, не стать ли ему в будущем тьютором.

– У нас не было конфликтов, – рассказывает Анна Грапова. – На первых порах обычные ученики могут бояться подходить к детям с аутизмом, а потом начинают интересоваться, и сами идут на контакт. Но сложности действительно могут быть, потому что человеку нелегко понять и принять отличающихся людей. Поэтому мы готовим одноклассников и учителей: раз в четверть проводим уроки добра, делаем видео, показываем, чем ребята с аутизмом отличаются от других, как с ними можно общаться. И это помогает.

Весной в Минске появился первый в стране инклюзивный театр. Художественный руководитель Ирина Пушкарева замечает, что за время репетиций ребята с аутизмом сделали невероятный рывок в развитии:

– Те, кто не мог говорить с посторонними, боялся, – выходят на сцену, играют свои роли, поют и танцуют. Кстати, 3 июня мы показали премьеру спектакля «Флейта-Чарадзейка». Ребята стали смелее, самостоятельнее, улучшилась их речь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *