расскажите об учении кальвина и устройстве кальвинистской церкви

Кальвин и кальвинизм.

По мнению одних, основная идея речи внушена была Копу Кальвином, а другие считают Кальвина даже автором речи. Эта речь по духу была протестантскою. Впрочем, иные отрицают участие Кальвина в этом деле. Как бы то ни было, Кальвин после этого события вынужден был удалиться из Парижа переодетым, из опасения преследования. Он бежал в южную Францию и жил там в Сантонже и Ангулеме под чужим именем. В Ангулеме он нашел убежище и радушный прием у молодого каноника Людовика Дю-Тиллэ, склонявшегося к протестантизму. Пользуясь обширною библиотекой Дю-Тиллэ, Кальвин, как полагают, в это время уже задумал составить систему богословия.

Ко времени приезда Кальвина в Базель реформация уже широко распространилась по Швейцарии: в иных местах протестантизм стал господствующим вероисповеданием, в других он боролся с католицизмом за преобладание и был на пути к нему. Как известно, отцом реформатского исповедания, распространившегося первоначально в Швейцарии, был Цвингли. В те же годы, как Лютер в Виттенберге, Цвингли начал провозглашать протестантские идеи в Цюрихе, и уже в начале двадцатых годов XVI ст. Цюрих стал городом протестантским. Хотя армия католических кантонов: Люцерна, Ури, Швица, Унтервальдена и Цуга, разбила цюрихское войско при Капеле в 1531 г., и сам Цвингли был убит в этом сражении, и хотя после этого католичество было восстановлено в некоторой части немецкой Швейцарии, однако реформатское исповедание продолжало распространяться в этой стране. В частности, во французской Швейцарии предшественником и соработником Кальвина в проповедании реформатства был француз Фарель, изгнанный из Франции и приехавший в Базель в 1523 г. Он распространил реформатство во многих городах юго-западной Швейцарии в двадцатых и тридцатых годах шестнадцатого века. В Женеве не было благоприятной почвы для реформации, и Фарель был даже изгнан из нее в 1532 г., пробывши только несколько дней. В это время Женева стала вольным городом, освободившись от подчинения Савойскому герцогу. Это освобождение было достигнуто союзом Женевы с Фрейбургом и могущественным Берном. В Берне тогда уже господствовало учение Цвингли, и Берн стал оказывать влияние на Женеву. Фроман несколько месяцев распространял в Женеве реформатство. Явился опять сюда и Фарель. Женевцы разделились на две партии: католическую и реформатскую; последняя усиливалась более и более, и в 1535 г. Женева стала реформатским городом. Хотя Фарель был покинут наиболее деятельными своими помощниками, Вире уехал в Неуенбург, Фроман отказался от общественной деятельности; но утрата этих людей для реформатства в Женеве была вознаграждена деятельностию здесь Кальвина. Окончивши „Наставления в христианской вере“, он в 1536 г. отправился из Базеля в Италию к герцогине Ренате феррарской, дочери французского короля Людовика XII, расположенной к протестантству; однако пробыл там не долго. Уехавши из Италии, он посетил свой родной город и был намерен веселиться в Страсбурге или Базеле. Во время путешествия он заехал на несколько дней в Женеву в августе 1536 г. Но последствием этого случайного проезда Кальвина чрез Женеву было то, что здесь он остался жить и действовать, и Женева стала для него вторым отечеством. Друг Кальвина Людовик Дю-Тиллэ, рассорившийся с Кальвином после его возвращения из Италии и проживавший теперь в Женеве, рассказал своим друзьям о приезде Кальвина в Женеву. Слухи дошли и до Фареля. Он стал убеждать Кальвина остаться в Женеве, а когда убеждения не помогли, то принудил его к этому угрозами суда Божия, чтобы иметь в нем помощника в церковном реформировании Женевы. Отправившись для устройства своих дел на короткое время в Базель, Кальвин возвратился в Женеву. Теперь началась разнообразная, ученая и практическая, деятельность Кальвина в Женеве и для Женевы. По предложению Фареля Совет (городской) разрешил Кальвину читать в соборе св. Петра объяснения Свящ. Писания, имевшие характер богословских лекций. Кальвин одержал победу над авабаптистами в публичном состязании в присутствии Совета и народа. В 1537 г. Фарель и Кальвин представили Совету составленный, по-видимому, Кальвином проект правил церковного устройства Женевы. В проекте две стороны: полемическая, против католицизма, который еще глубоко коренился в сердцах женевцев, и положительная, излагавшая план протестантского обучения, правила нравственной дисциплины и особенности богослужения. Основная мысль проекта – чуждое швейцарским общинам обособление церковной власти от гражданской и главенство первой над последнею. Проект правил имел много пробелов, не имел определенности и законченности и обнаруживал неопытность составителя. Вместе с правилами были предложены „Исповедание» и Катехизис, или возвещалось, что они скоро будут представлены. Исповедание, по-видимому, составлено Фарелем, но не без участия Кальвина. Его нужно отличать от „Исповедания Швейцарского“. Катехизис был конспектом „Наставлений в христианской вере“, о чем мы упомянули раньше. Совет принял правила, но с большими урезками, а с другой стороны значительно дополнил их. „Исповедание“ было принято, а также было принято и предложение, сделанное, по-видимому, Кальвином, чтобы правительственные делегаты и проповедники опросили каждого жителя, принимает ли он „Исповедание“, и отбирали присягу. Этим путем можно было узнать, кто принадлежит к протестантской церкви. Не присягнувших стали изгонять из города. Но эта крутая мера вызвала сильное противодействие правительству, которым многие были не довольны и за его самовластие. В ноябре 1537 г. собралось очередное народное вече. Оно восстало против управления города немногими лицами, потребовало демократического строя правления. На выборах в 1538 г. многие из членов Совета были забаллотированы и выбраны лица из оппозиций. Новое правительство не сочувствовало Фарелю в Кальвину, тем более, что оно угождало Верну, а некоторые бернские пасторы, особенно Кунц, не сочувствовали Фарелю и Кальвину. В марте 1538 г. было приказано проповедникам, т. е. Фарелю и Кальвину, не вмешиваться в политику и дела магистрата, а только проповедовать Евангелие. Совет принял бернский регламент о церковных обрядах, не спросившись проповедников. Берн в посланиях к правительству и к проповедникам Женевы просил их в силу дружеского и братского чувства выразить согласие на три пункта: введение баптистериев, четырех больших праздников и опресноков в причащении. Проповедники не хотели принять предложения Берна, резко осуждали действия правительства с кафедры, не подчинились приказу правительства прекратить проповедование, а Кальвин назвал собрание Совета „диавольским сборищем“. Вообще, проповедники, признавая себя посланниками Божиими, выказали надменность и неуступчивость в отношении светского правительства, власти которого над собой они, по-видимому, не признавали. Тогда вече постановило изгнать их из города. Кальвин подал жалобу в Берн с программою условий, на которых могло бы состояться примирение проповедника с Женевой. Но эта попытка не достигла цели. В апреле 1538 г. Кальвин выехал из Женевы в Страсбург, к своему приятелю Будеру, который уже лет десять как ввел реформацию в этом городе. В Страсбург стекались французские, нидерландские и английские протестанты и отсюда расходились в разные страны. Страсбургская протестантская община держалась примирительного направления, она принимала к сердцу интересы протестантских общин в других странах и была посредницею между лютеранами и цвинглианами. Под влиянием этого направления Кальвин во втором издании „Наставлений в христианской веры“ выставил идею всемирной Церкви. Он отдает явное предпочтение Лютеру пред кумиром швейцарцев Цвингли и жалуется на крайнюю несговорчивость цвинглиан. Занятый прежде вопросами отвлеченными и интересами местными, Кальвин теперь впервые знакомится с общеевропейским, а в особенности германским реформационным движением, принимает деятельное участие в нем и вступает в сношения с германскими реформаторами. Желая под влиянием Буцера соглашения и примирения между различными партиями и направлениями протестантства, Кальвин в отношении католиков по-прежнему остается непримиримым, резко осуждает всякие уступки им и провозглашает воинственную политику. Поэтому он не мог слишком близко сойтись с Меланхтоном, с которым он познакомился, как участник франкфуртского рейстага в 1539 г., и виделся во время вероисповедного совещания в Ворсме в 1540 г. и в Регенсбурге в 1541 г. В 1540 г. он присутствовал еще на совещании в Гагенау. При первом знакомстве с германскою реформацией она показалась ему способной к быстрому росту и решительному успеху; но скоро он заметил недостаток строгой дисциплины в протестантстве и его стали раздражать примирительные приемы Меланхтона и Буцера. В Страсбурге Кальвин был проповедником у протестантских выходцев из Франции и предлагал богословские чтения. Осенью 1540 г. он женился на вдове Иделетте Буре. Она умерла в 1549 г., а единственный сын их скончался в детском возрасте. Кальвин переписывался и с женевскими своими друзьями. Когда в 1539 г. ученый епископ и кардинал Садолет отправил послание в Женеву, убеждая жителей вернуться к прежней вере, Кальвин написал опровержение послания, и это опровержение оказало действие, так что даже некоторые из его противников склонились на его сторону. Между тем столкновения Женевы с Берном привели к падению тех членов женевского правительства, известных под именем „Артишо“, при которых состоялось изгнание Кальвина из Женевы, и власть перешла к так называемым „Гиллерменам“, приверженцам Вильгельма (Guillaume) Фареля и Кальвина. Осенью 1540 г. женевцы уже просили Кальвина вернуться к ним. Но он, занятый устройством страсбургской общины, в которой ввел строгую дисциплину, и питая еще нерасположение к Женеве, согласился не сразу. Только когда просьбы возобновились настойчиво и после того как народное постановление об изгнании проповедников было формально отменено вечем 1-го мая 1541 года, он возвратился в Женеву 11 сентября 1541 г. Немедленно по приезде своем Кальвин внес в, Совет проект церковного устройства. Получивши в Совете существенные поправки, этот проект стал церковным законом под названием „Церковные ордонансы 1541 г.“. Этот проект гораздо полнее и совершеннее правил 1537 г.

В проекте три отдела: 1) О выборе, положении и обязанностях церковных чинов и о нравственном надзоре среди них и над ними, при чем проект различает четыре церковные чина, „установленных Самим Господом: пасторов, докторов или ученых богословов, старейшин и диаконов“; 2) О церковной и общественной деятельности церковных чинов; 3) О строе нравственной дисциплины. Члены церковной общины привлекаются в собрание пасторов и старейшин за мнения, не согласные с церковным учением, за нехождение в церковь и пренебрежение к церковному порядку и за безнравственный образ жизни. Виновных положено увещевать, а в случае упорства не допускать до причащения и отделять от общины до исправления.

Только в Данциге и Эмдене переселенцы нашли прием. Возмущенный этим, Кальвин начал борьбу и написал много полемических сочинений против Вестфаля и Гессгуса.

В этой борьбе принимали участие и другие лица; однако Меланхтон, несмотря на настойчивую просьбу Кальвина, хранил во время этого спора необъяснимое молчание. Но и после этого столкновения, в котором отчуждение лютеран от кальвинистов обнаружилось не менее резко, чем их неприязнь к цвинглианам, Кальвин не терял еще надежды на примирение и единение с лютеранами, так как в 1556 г. он желал для достижения этой цели устроить съезд. При всем том соглашение и соединение реформатов (как цвинглиан, так и кальвинистов) с лютеранами но состоялась. Должно заметить, что в „Тигуринском Соглашении» Кальвин выразил свой взгляд на евхаристию не так отчетливо, как в „Наставлении“ и в специальном сочинении об евхаристии. Часто встречающиеся в „Тигуринском Соглашении“ отрицания чисто лютеранского и католического понимания евхаристии суть приспособления Кальвина к цюрихским цвинглианам, сильно возмущенным лютеранами. Но это не значит, чтобы Кальвин при этом отвергнул свое прежнее учение и принял цвинглианское.

Центром кальвинизма при жизни Кальвина была Женева. Таким же центром кальвинизма вместе со всею французской Швейцарией остался этот город и после Кальвина. Кроме Швейцарии кальвинизм распространился в Голландии, а позже в бывших южно-африканских республиках – Трансваале и Оранжевой, населенных выходцами из Голландии, бурами.

Затем кальвинисты были издавна и существуют доселе в Англии и во Франции. Есть они и в Соединенных Северо-Американских штатах. В Польшу и Литву кальвинизм проник еще при жизни Кальвина в царствование Сигизмунда Августа (1548–1572 г.), сочувствовавшего протестантизму. Лютер посвятил ему свой перевод Библии, а Кальвин – толкование на послание к Евреям и прислал ему в дар свою догматическую систему. Кроме короля кальвинизм широким и быстрым распространением в Польше и Литве был обязан князю Николаю Радзивиллу Черному. Потомок знаменитых православных князей, – оп во время пребывания своего за границей заразился учением Кальвина и Цвингли в 1553 г. Владелец многочисленных имений и богатейших староств, первый в государстве вельможа, великий маршал и канцлер литовский, родственник и друг короля, второй король и правитель королевства, – Радзивилл все свои связи, силы, средства и власть употребил на обращение литовцев в кальвинизм. Он вызвал из-за границы и Польши выдающихся проповедников, которые разъезжали по всей стране, поучали народ и своею образованностию и вкрадчивостию затмили ксендзов, так что даже иные из этих последних стали кальвинистами. Во многих городах он основал школы, устроил типографии для печатания кальвинистических сочинений, построил много кирок или же обратил в кирки православные храмы и католические костелы, помогал и покровительствовал принимавшим кальвинизм, вообще употреблял все возможные средства для распространения этого исповедания. Кроме того, кальвинисты привлекали к себе строгою нравственностию. Скоро огромное большинство католиков, а также и множество православных сделались кальвинистами. В столице Литвы, Вильне, кальвинизм стал господствующим исповеданием, а также чрезвычайно усилился и в других городах, местечках и селениях Литвы. Но после смерти Радзивилла Черного в 1565 г. и Сигизмунда Августа в 1572 г. кальвинизм уже не имел столь сильных покровителей в Литве и Польше. Началась продолжительная и упорная борьба против него католиков и особенно иезуитов, и с течением времени он ослабел.

В России кальвинисты в то время были в Архангельске и в Москве, но было их там мало. В настоящее время в России реформатские общины, достаточно численные, чтобы иметь храмы, есть только в больших городах. Вообще в России их немного.

Источник

ГДЗ по истории Нового времени

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ по истории 7 класс /Юдовская◄

ГДЗ по новой истории, готовые ответы к учебнику Юдовской.

§ 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Вопрос в начале параграфа

Почему движение за переустройство церкви стало общеевропейским?

Потому что кризис Католической церкви и падение ее авторитета были повсеместным. В европейских странах монархи стремились освободиться от власти Папы Римского, общество выражало недовольство богатством и роскошью церкви и падением морального облика духовенства. Как и в Германии феодалы желали заполучить церковные земли, а горожане и крестьяне избавиться от десятины. И повсеместно требовалось вероучение на родном языке, которое бы отвечало новому мировоззрению человека Нового времени.

Вопрос в параграфе

На какие качества иезуитов обращает внимание автор карикатуры?

Найдите фрагмент текста, который помогает объяснить замысел художника.

Орден иезуитов имел неофициальное название «Псы господни», поэтому автор карикатуры изобразил иезуитов с песьими головами, в пасти одного из таких псов – овечка, т.к. перед иезуитами стояла задача «вернуть заблудшие массы в ограду церкви», как собаки загоняют овец в загон.

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Составьте словарик новых терминов параграфа. Внесите в него термины, характеризующие кальвинизм, и термины, характеризующие процесс Контрреформации.

Кальвинизма – учение Ж. Кальвина

Пресвитерианская церковь – самоуправляющаяся церковь, исповедующая учение Ж. Кальвина, во главе которой стояли старейшины – пресвитеры.

Пастор – проповедники в пресвитерианской церкви.

Контрреформация – политика Римской католической церкви против Реформации.

Орден иезуитов – монашеский орден, созданный для борьбы с Реформацией.

Тридентский собор – собрание католического духовенства в 1545-1563 гг. для разрешения спорных и кризисных явлений в церкви.

Вопрос 2. Расскажите об учении Кальвина и устройстве кальвинистской церкви.

Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг – идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности.

В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах знак спасения. Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.

Кальвинистская церковь признавала только два обряда – крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей – проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. — старейшина).

Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники — пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание.

Вопрос 3. Используя материал параграфа, документы к нему и художественную литературу, ответьте на вопрос: когда и с какой целью был создан орден иезуитов?

Орден иезуитов был создан в 1540 г. Целью ордена стало борьба с реформацией, для чего иезуиты стремились всеми средствами укрепить авторитет католической церкви, а также участвовать во всех сферах деятельности (в политике, в торговле и предпринимательстве, в колонизации и миссионерской деятельности, в образовании). Также орден ставил целью на основе идей католицизма воспитать новые элиты в европейских странах.

Вопрос 4. Назовите причины Контрреформации.

Причины Контрреформации: нежелание Католической церкви смириться с Реформацией, нежелание терять источник богатств – десятину.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Сравните общие черты и различия в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. Сделайте вывод.

Общее – неприятие церковной организации и католического духовенства во главе с папой Римским. Священной писание имеет абсолютный авторитет. Отрицание таинств кроме крещения и причастия.

Вопрос 2. Согласны ли вы с утверждением, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы? Свою точку зрения докажите.

Да, кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности, т.к. приверженцы кальвинизма стремились преуспеть в предпринимательской деятельности, чтоб убедиться, что их успешность означает богоизбранность. Учение, соответствовало настроениям буржуазии и купцов, поднимая их предпринимательский дух, т.к. накопительство больше не воспринималось как грех.

Также кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчёт, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом.

Вопрос 3. Обсудите в парах фрагмент работы И. Лойолы «Духовные упражнения». Какими чертами характера, по мнению автора, должен обладать человек, верующий в Бога? Согласны ли вы с мнением И. Лойолы?

У верующего человека, по мнению И. Лайолы, должен быть следующие черты характера: фанатичная преданность и покорность церковному авторитету, безропотное повиновение, почитание вышестоящих, отказ от собственной воли и мнения, подчинение своего разума, готовность исполнить любой приказ. Нет, я не согласен, т.к. в описании не верующий человек, а фанатик, готовый на все.

Вопрос 4. Французский писатель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Как вы понимаете это высказывание?

Учение Ж. Кальвина, которое определяло очень суровые и жесткие правила жизни, Вольтер сравнивает с уставом средневекового католического монастыря.. Согласно учению последователи кальвинизма должны были подчиняться строгому уставу, который запрещал развлечения и предписывал лишь трудиться и молиться, как это требовалось от монахов.

§ 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Источник

Кальвинизм (учение Кальвина)

Жан Кальвин (1509-1564)

Вслед за лютеранством появляются и другие варианты протестантских учений. Основателем одного из них стал француз Жан Кальвин (1509-1564). Его отец занимал почетную должность церковного казна­чея, но, несмотря на это, его семья еле-еле сводила концы с концами. Заботясь о будущем своего отпрыска, отец Кальвина отправляет сына в Париж, в коллегию Монтегю, чтобы юноша смог получить образова­ние богослова. В это время идеи Реформации, провозглашенные Люте­ром, проникают во все слои общества. Заинтересовали они и молодого Кальвина. Но открыто встать на сторону Реформации он еще не реша­ется, так как в учении Лютера не видит законченности и упорядочен­ности, которая свойственна католицизму. И все же спустя несколько лет Кальвин берется довести начатое Лютером дело до конца.

Спасаясь от преследований, в 1533 году Кальвин перебирается из Франции в швейцарский город Женеву. Здесь, в Альпийских горах, еще 30 лет назад крестьянские общины и торговые города окончатель­но отказывались признавать власть императора Священной Римской империи: перестали платить ему налоги и кормить его воинов, идущих через альпийские перевалы. Их ополчения, вооруженные ружьями, неоднократно громили рыцарские войска многих императоров. Кресть­янские и городские общины создали собственный государственный союз, который стал называться Швейцария. В каждой швейцарской общине все вопросы решались голосованием на общем собрании всех мужчин.

Здесь и сложилось новое вероучение — кальвинизм.

Создание Кальвинистской церкви

Городской совет Женевы разрешил Кальвину провести Реформацию в духе своего учения. Так была создана Кальвинистская церковь. В отли­чие от лютеранской, здесь каждая община объявлялась самостоятель­ной и не имеющей верховного управления. При этом самого Кальвина за его влияние на умы протестантов называли «женевским Папой». Избранные проповедники должны были строго следить за нравствен­ностью женевских граждан. Важнейшей их обязанностью стало посе­щение проповеди, причем только в той приходской церкви, к которой они были «прикреплены». Из всех обрядов сохранялись только крещение и причащение. Были запрещены праздники, кроме воскре­сенья. Правила устанавливались во всем и для всех: какую прическу должны носить женщины, какого цвета и фасона должен быть костюм. За малейший проступок предписывалось суровое наказание: «Три ко­жевника присуждаются к трехдневному заключению на хлеб и на воду “за распутство”: они съели за завтраком три дюжины пирожков!». Даже извозчик, в сердцах обругавший свою упрямую лошадь, отправ­лялся в тюремную камеру. Но самыми страшными смутьянами Каль­вин считал ученых, которые осмеливались вступать с ним в спор по вопросам его учения. Один из них даже был признан еретиком и сож­жен на костре. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Суть и идеи Кальвинизма (отличия от Лютеранства)

Кальвин был не согласен с Лютером в том, что спасение души обеспечивается верой. Вера — это дар божий, но, по мнению Кальвина, не все это заслужили. Поэтому Бог сам совершает выбор: души одних людей он заранее пре­допределил к спасению, а души других — к вечной погибели. Исправить это нельзя. Этот догмат получил название «божественного предопре­деления». Человек не может изменить выбор Бога. Все, что он него требуется, — это вести благочестивую жизнь. Жизнь верующих ограничи­валась жесткими рамками, которые оставляли людям только право мо­литься и работать.

Учение Кальвина прижилось во многих странах. Ведь оно объявляло богоугодными делами труд, расчетливость в делах, бе­режливость в расходах. Своим трудом человек служит Богу, каждый верующий должен постараться раскрыть в полной мере то, что даро­вал ему Бог. Знаком того, что человек избран Богом для спасения, считалась его успешность в жизни — в науке, торговле, государственных делах, накоплении богатств. Все это очень нравилось городским тор­говцам и ремесленникам — буржуа, бюргерам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *