рассказ на тему пословицы повторение мать учения
Повторение — мать учения: Смысл пословицы, значение, рассказ
Пословица: Повторение — мать учения.
Похожие по смыслу пословицы, аналоги:
Интерпретация смысла, значение:
Учение дает нам знания и умения, открывает новые пути и возможности. Но так устроена человеческая память, что с первого раза запомнить информацию бывает сложно. Чтобы не забыть что-то, мы делаем записи или заучиваем путем многократного повторения. Как правило, во время устного ответа на уроке запрещается подсматривать в тетрадь, а это значит, что единственная возможность получить пятерку — выучить учебный материал. Но не всегда выучить — означает зазубрить. Повторять и учить урок нужно осмысленно, вдумчиво. Тогда и будет толк.
Но почему в пословице говорится о матери? Мать — первооснова, источник жизни на земле, начало рода, начало начал. Именно мать дает человеку жизнь. Попробуем заменить в пословице слово «мать» на слова «начало, источник, первооснова»:
Логично, не правда ли? Теперь становится понятно, почему народ называет повторение матерью учения.
Повторение в учении — это первооснова, начало начал, то есть самое главное!
Рассказ с пословицей
В 5 классе на дом часто дают задание:
Мы подумали и придумали 🙂 ситуацию, которая, возможно, поможет вам в выполнении этого задания. Но нам хотелось бы, чтобы, прочитав ее, вы нашли собственные идеи, а не списывали 😉 Ведь, как говорится в другой русской народной пословице: «Чужим умом в люди не выйдешь».
Мише задали на дом выучить урок. Мальчик пришел домой и в окно увидел, как мальчики играют во дворе играют в футбол. Миша футбол тоже очень любил, но мама строго-настрого велела написать контрольную по географии на хорошую отметку. Мальчик вздохнул, но делать нечего. В эти выходные вся семья идет в цирк, и если Миша получит двойку, придется остаться дома.
Миша быстро прочитал про кругосветное путешествие Магеллана, запомнил плохо, но тут в дверь постучат друг Витька. Он позвал Мишу во двор, и мальчик охотно согласился. За контрольную Мише поставили двойку, и в цирк вместе со всеми он не пошел. Остался дома зубрить географию, чтобы исправить оценку. Ночью Мише приснился Магеллан. Он погрозил пальцем и сказал: «Повторение — мать учения».
Детский час
для детей и родителей
Рассказ по пословице «Повторение – мать учения»
Есть такие золотые слова — «повторение – мать учения». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной.
Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти?
Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось.
Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной.
Все люди, дети и даже взрослые, сдают экзамены. Представьте себе, что на экзамене вам нужно ответить по какой-либо теме. А вы её когда-то читали, один раз, ну, может два. Что-то запомнилось, но для хорошего ответа этого явно недостаточно. А если материал был усвоен, понят, повторён несколько раз, то в нужный момент он будет обязательно вытащен из соответствующих «ячеек» памяти.
Повторение материала ранее выученного – это самый оптимальный способ что-то запомнить.
Повторение – мать учения. Не зря в царстве русских народных пословиц «поселилась» эта пословица. Народная мудрость проверена веками, и не стоит «изобретать велосипед».
На дворе двадцать первый век. Сейчас ценны люди грамотные, с большим багажом знаний, владеющие огромным количеством информации. Такие люди успешны, жизнь их бьёт ключом. Информация – это наше всё. А её нужно запомнить.
Выучил – и забыл. Что в этом интересного? Информация прошла транзитом через наш мозг, и не задержалась в нём. В том случае, когда она нам понадобится, мы воспользоваться ей не сможем.
Память нужно тренировать. Повторения тренируют память. После неоднократных повторений заученное помещается в такие ячейки памяти, которые хранят информацию долго, так называемую долговременную память.
Повторяйте, ведь повторение – это мать учения!
Автор рассказа: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Повторение — мать учения: смысл пословицы, значение, рассказ
Глава 1. повторение – мать учения…
Если спросить многих из вас о том, какими способами запоминания Вы пользуетесь, то большинство ответит не задумываясь: повторяем много раз подряд до тех пор, пока не запомнится. И еще добавят незаконченную и знакомую всем фразу: “Повторение – мать учения!” А в полном варианте, кстати, средневековая заповедь учителя звучала так: “Повторение – мать учения и прибежище ослов”.
РИСУНОК 4
Почему же с одной стороны повторение признается эффективным способом запоминания, а с другой стороны – нет? Оказывается “повторение повторению рознь”.
Осмысленное, методично и постепенно проводимое повторение (“кумулятивное повторение” или “система накопления”, о которой подробнее мы поговорим позже) несомненно, является эффективным способом запоминания (“матерью учения”).
Такое повторение имеет ряд преимуществ: 1) легко запоминаются длинные поэмы, речи и пр.; 2) они долго помнятся; 3) они так же быстро вспоминаются по желанию; 4) растет способность запоминать любую информацию; 5) улучшается способность вспоминать любую информацию.
Этот метод запоминания известен с давних времен, когда письмена были еще неизвестны. В те времена познания передавали устно от одного поколения другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ученики в состоянии были повторять громадные тексты, не изменяя и не пропуская ни одного слова.
Философские, религиозные сочинения и даже законы предавались именно так в течение многих столетий, не будучи записанными.
С изобретением книгопечатания, когда стало уже очевидным, что можно напечатать тысячу копий одной и той же книги, и поэтому уменьшилась возможность потери ее, сама собой устранилась и необходимость изустной передачи учений, а с нею – и древнее искусство повторения.
Сегодня же, применяя древний способ запоминания при изучении школьных предметов, учащиеся используют только “повторительную” часть способа и игнорируют его “кумулятивную” часть, т.е. методичность и постепенность. Такое механическое запоминание и называют презрительно “зубрежкой”, тем самым “прибежищем ослов”.
Как правило, “зубрят” то, что не понимают, или то, что неинтересно. Многие по себе знают, сколько времени и сил занимает это неблагодарное занятие и как быстро забывается информация, выученная таким способом. Зубрежка всегда вызывала и будет вызывать протест у человека и у его памяти. Особенно точно это описал К.С. Станиславский в своих дневниках.
“…Я никогда не умел зубрить; непосильная работа, задаваемая памяти … У меня и по сие время ноет сердце, когда я вспоминаю мучительные ночи, проведенные за зубрением грамматики или греческого и латинского текста поэтов: двенадцать часов ночи, свеча догорает, борешься с дремотой, мучительно напрягаешь свое внимание, сидя над длинным списком ничем не связанных между собой слов, которые нужно запомнить в установленном порядке.
Но память не принимает больше ничего, точно губка, переполненная влагой. А надо еще вызубрить несколько страниц. Если же нет – то впереди крик, плохой балл, может быть, и наказание, но, главное, ужас перед учителем с его унизительным отношением к человеку!”
Испытывая подобные отрицательные эмоции и чувства, учащиеся заучивают что-либо только на один день, а затем без повторения материал быстро забывается. Поэтому перед экзаменами они вынуждены практически все запоминать заново. Низкая продуктивность “зубрежки” была установлена еще в опытах Г.
Эббингауза (1885), которые показали, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений. Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н.А. Рыбников (1923).
Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, скорости, точности и прочности.
И если наряду с осмыслением ученик будет практиковать и регулярное повторение, то материал полностью сохранится в памяти.
Интересным фактом является еще то, что зазубренный материал хранится в памяти отдельным “куском”. С кем не бывало такого случая, когда учитель задавал вопросы по “добросовестно выученному тексту”, а вы не могли на них ответить? Думаю, такая ситуация знакома многим.
Происходит это потому, что текст запоминался целиком и вспоминался соответственно только целиком, как говорится “от А до Я”, со всеми знаками препинания. Существует масса примеров, доказывающих это факт.
Например, Лейден мог прочесть наизусть целый парламентский акт с начала и до конца, не пропуская ни слова, но не в состоянии был начать с произвольно указанного места, не прочтя предварительно предыдущего.
(Внимание! Эксперимент! Попросите знакомого рассказать алфавит наоборот: от Я до А. Скорее всего ни вы, ни ваш знакомый этого сделать не сможете. А почему?…)
Наконец, вспомните свое беспомощное состояние перед учителем, когда вдруг “выпало из памяти” какое-то слово, и чтобы вспомнить текст, нужно начинать сначала или ждать спасительной подсказки со стороны класса…
Вспомнив и осознав все “прелести” механического запоминания или зубрежки, думаю, многие откажутся от нее раз и навсегда. А вот то, чем можно и нужно заменить зубрежку и как развить память, обсудим подробнее в следующих главах книги.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Все мы учили русский в школе, и многие знали его на отлично, но все равно нет-нет да и проскакивают в речи ошибки. Еще и в самый неподходящий момент — в письме будущему работодателю или в комментариях, куда тут же слетаются бдительные граммар-наци.
Мы публикуем для вас статью о самых распространенных ошибках в русском языке. Их можно легко избегать, если запомнить нехитрые правила или фразы-подсказки.
День рождения
Бывает, что частота ошибочного употребления слов и устойчивых оборотов просто «хоронит» языковую норму. Но мы-то знаем, как правильно! Так случилось, например, с днем рождения. Как словосочетание только не коверкают! Сплошь и рядом слышно: «Я иду на день рождение», «Я поздравляю вас с днем рождением». Это неправильно. Нужно: «Иду на день рождения», «Поздравляю с днем рождения».
Во-вторых, есть «день рождения», но нет такого явления, как «день рождение». Кроме того, многие пишут оба слова с заглавной буквы. Это как будто придает выражению значимости, но по правилам русского языка это ошибка. Допустимо, хотя и не совсем верно (день рождения не является всеобщим торжеством) писать с заглавной буквы первое слово, но никак не оба.
В_общем
ЗвонИт
Компания и Кампания
Слово «компания» произошло от латинского слова panis («хлеб»), то есть изначально компанией называлась группа сотрапезников. Слово «кампания» происходит от другого слова — campus, то есть «поле», в том числе «поле боя». Словом «кампания» обозначался военный поход. Эти два слова — омофоны, то есть звучат они одинаково, но пишутся по-разному.
Запомнить разницу можно так: компания решила провести кампанию.
Не и Ни
Настоящая головная боль корректоров и редакторов. Правомерное употребление этих частиц подчас не всегда очевидно. «Ни» является усилительной частицей и употребляется при отрицании у сказуемого, также может использоваться в качестве соединительного союза.
Не сделаю ни шага, не выпью ни грамма.
когда весь день одни проблемы и не выходит ни черта я залезаю в ванну с пеной у рта
«Не» обычно выражает отрицание, употребляется чаще всего с глаголами, деепричастиями и в некоторых других случаях. Если вы сомневаетесь, лучше заглянуть в словарь.
во мне заговорила совесть и говорит и говорит как жаль что я не понимаю иврит
Одеть и Надеть
«-Тся» и «-Ться»
Единица
Как_будто
Что_ли, вряд_ли
Эспрессо и лАтте
Занять и Одолжить
В_течение (предлог)
Начиная со школы слова «в течение» и «в течении» часто пишут неправильно. Во-первых, пишут слитно, что является грубой ошибкой, во-вторых, путают буквы в конце слов. Запомнить, как правильно писать, можно так: предлог с существительным «в течении» можно разделить зависимым словом, а предлог «в течение» неразрывен.
Рассказ по пословице «Повторение – мать учения»
Автор рассказа: Ирис Ревю
Есть такие золотые слова — «повторение – мать учения». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной.
Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти?
Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось.
Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной.
Повторение мать ученье — объяснение пословицы повторенье мать ученье — 22 ответа
В разделе Литература на вопрос объяснение пословицы повторенье мать ученье заданный автором Katerina лучший ответ это Значит что если ты ещё раз повторишь хуже от этого не будет а наоборот только лучше!
Ответ от Проспать[новичек]Повторишь – укрепишь в памяти.
Например, когда стихи учат – их же не раз и не два повторяют, чтобы запомнить.
Ответ от черносотенец[мастер]начнем с того, что пословица в Вашем исполнении говорит о том, что с русским языком у Вас туговато. так что повторите-ка ее еще раз, чтоб уж наверняка запомнить.
Повторенье – мать ученья!
Ответ от Daladna daladna[гуру]то же что краткость сестра талантапервое придумали тупицы, второе – телепатытак же наличие матери подразумевает и отца, ну а кто отец учения это всем известно, во всяком случае марксистколенинского учения, отсюда – учиться, учиться и ещё раз учитьсянаденьке скажу – пойду к инессеинессе скажу – вейнусь к монахам – к наденькеа сам пойду на чейдачёк учиться учиться и учиться Ответ от Невропатолог[гуру]Объясняю – Повторение мать ученье это поговорка, под которой подразумевается, что члавным в учёбе является повторение. Без повторения ученье безполезно. Отсюда и вытикает слово мать – начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. Хотя и без ученья не будет повторенья.А таперь простым языком: повторение – это фигура, состоящая в повторении слов, выражений, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.Но и это не имеет отношение к этому вопросу.
Попытка N 3: Если не повторять то, что ты выучил, то очень скоро всё забудешь. Отсюда и вытикает что чтобы знать что то надо всё повторять.
Ответ от Maks solo[новичек] малодец кукла кукла Ответ от Елена Елена[новичек] это значит что если ты повторишь иной матерьял то хуже от этого не станет Ответ от Михаил Карнаухов[активный]Есть такие золотые слова — «повторение – мать учения». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной.Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти?Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось.Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной.Все люди, дети и даже взрослые, сдают экзамены. Представьте себе, что на экзамене вам нужно ответить по какой-либо теме. А вы её когда-то читали, один раз, ну, может два. Что-то запомнилось, но для хорошего ответа этого явно недостаточно. А если материал был усвоен, понят, повторён несколько раз, то в нужный момент он будет обязательно вытащен из соответствующих «ячеек» памяти.Повторение материала ранее выученного – это самый оптимальный способ что-то запомнить.Повторение – мать учения. Не зря в царстве русских народных пословиц «поселилась» эта пословица. Народная мудрость проверена веками, и не стоит «изобретать велосипед».На дворе двадцать первый век. Сейчас ценны люди грамотные, с большим багажом знаний, владеющие огромным количеством информации. Такие люди успешны, жизнь их бьёт ключом. Информация – это наше всё. А её нужно запомнить.Выучил – и забыл. Что в этом интересного? Информация прошла транзитом через наш мозг, и не задержалась в нём. В том случае, когда она нам понадобится, мы воспользоваться ей не сможем.Память нужно тренировать. Повторения тренируют память. После неоднократных повторений заученное помещается в такие ячейки памяти, которые хранят информацию долго, так называемую долговременную память.
Повторяйте, ведь повторение – это мать учения!
“Повторение – мать учения”. В поговорку нужно добавить отца для правильного понимания ее смысла
Как часто мы говорим фразы, смысл которых не до конца нам понятен. Еще хуже обстоит дело с различными поговорками и пословицами. Их смысл вроде бы понятен, но часто мы понятия не имеем об их происхождении и предыстории.
Сколько раз в жизни вы слышали фразу «Повторение – мать учения»? А сколько раз сами говорили ее другим? Думаю, не один десяток. А задумывались ли вы, что за смысл в ней заключен?
Ну, как же, скажете вы мне, смысл очень простой – нужно повторять какую-то истину неоднократно, чтобы она лучше усвоилась. Что же здесь спорного? Ничего, отвечу я. И тут же предложу вам свой вариант этой фразы. Вернее, не свой, а такой, какой эта фраза была изначально.
Прочтите это изречение несколько раз, ведь для того чтобы понять нужно повторять. Повторение – мать учения. Сколько повторять? А пока не поймете (посмеемся!).
Корнями эта истина уходит, как и положено, в то время, когда скрепы семьи были намного мощнее, чем сегодня. Когда дети еще не посещали школы, а проходили учебу дома. Кто же в таком случае был главным учителем, источником всех знаний и умений? Ну, конечно же, отец! Вот отсюда «Ученье – отец». А какова же роль матери в семье? А мать повторяла ученье отца детям – ведь не с первого же раза усваивалось. А так, мать снова и снова с женским терпеньем и любовью повторяла детям учение отца, и дети, о чудо, вырастали учеными.
То есть если отец давал ученье, то дети с помощью матери становились учеными!
Нужно отметить еще одну деталь семейных отношений. Она существенна, ибо семья не разлучалась с момента ее создания. Все члены семьи жили, трудились, учились неразлучно. Именно поэтому в истории так много примеров того, каким горем и несчастьем были ситуации, когда семьи разлучались. Это и служба в армии, и каторга, и война. Всегда это приводило к появлению поколения неученой молодежи и, как следствие, деградации общества, деградации народа.
Обратите внимание, что исчезновений цивилизаций, некогда процветающих, начиналось с разлучения отцов и их семей по разным поводам. Часто это были длительные войны или тирания со стороны правителей. В результате выросшее поколение необученных ученью создания жизни людей уже не могло поддерживать культуру социума на должном уровне. Государство распадалось на мелкие хаотические части и погибало.
Недавно прочел что-то вроде анекдота на стихи.ру по этой теме:
В начале учебного года учительница Мария Ивановна начинает урок с учащимися 3-го класса.
– Ребята, сегодня мы повторим материал, пройденный во 2-ом классе. Это нам не помешает, потому что “ПОВТОРЕНИЕ – М А Т Ь УЧЕНИЯ”.
– О т е ц? Он у каждой дисциплины свой. Его имя написано на обложке учебника.
Мы воспитываемся семьей, где ученье дает отец, а запоминается детьми через мать, но есть и более широкая трактовка, которая восходит к понятию вселенского разума, Бога как отца, а в роли матери выступает земля. Иными словами, Бог – Отец и мать – Земля.
Давайте подумаем вместе, что если сделать такое предположение, то тогда Бог дает нам Истину как Отец, а мать-Земля нам нужна для того, чтобы эту Истину познать через повторение как внутри одной жизни, так и через неоднократное рождение вновь и вновь до полного осознания учения Отца.
У меня зреет четкое понимание, в таком случае, что жизнь на земле обретает смысл. А ведь как часто мы задаемся вопросом, в чем смысл нашей жизни? Возможно, мы очень близки к ответу на этот вопрос, а может быть, нам предстоит еще долгий путь?
Сочинение на тему пословицы повторение мать учения
6 вариантов
Есть такие золотые слова — «повторение – мать учения». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить. Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной. Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти? Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось. Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной. Все люди, дети и даже взрослые, сдают экзамены. Представьте себе, что на экзамене вам нужно ответить по какой-либо теме. А вы её когда-то читали, один раз, ну, может два. Что-то запомнилось, но для хорошего ответа этого явно недостаточно. А если материал был усвоен, понят, повторён несколько раз, то в нужный момент он будет обязательно вытащен из соответствующих «ячеек» памяти. Повторение материала ранее выученного – это самый оптимальный способ что-то запомнить. Повторение – мать учения. Не зря в царстве русских народных пословиц «поселилась» эта пословица. Народная мудрость проверена веками, и не стоит «изобретать велосипед». На дворе двадцать первый век. Сейчас ценны люди грамотные, с большим багажом знаний, владеющие огромным количеством информации. Такие люди успешны, жизнь их бьёт ключом. Информация – это наше всё. А её нужно запомнить. Выучил – и забыл. Что в этом интересного? Информация прошла транзитом через наш мозг, и не задержалась в нём. В том случае, когда она нам понадобится, мы воспользоваться ей не сможем. Память нужно тренировать. Повторения тренируют память. После неоднократных повторений заученное помещается в такие ячейки памяти, которые хранят информацию долго, так называемую долговременную память.
Пословица: Повторение — мать учения.
Интерпретация смысла, значение:
Учение дает нам знания и умения, открывает новые пути и возможности. Но так устроена человеческая память, что с первого раза запомнить информацию бывает сложно. Чтобы не забыть что-то, мы делаем записи или заучиваем путем многократного повторения. Как правило, во время устного ответа на уроке запрещается подсматривать в тетрадь, а это значит, что единственная возможность получить пятерку — выучить учебный материал. Но не всегда выучить — означает зазубрить. Повторять и учить урок нужно осмысленно, вдумчиво. Тогда и будет толк.
Но почему в пословице говорится о матери? Мать — первооснова, источник жизни на земле, начало рода, начало начал. Именно мать дает человеку жизнь. Попробуем заменить в пословице слово «мать» на слова «начало, источник, первооснова»:
Повторение — начало учения.
Повторение — источник учения.
Повторение — певооснова учения.
Логично, не правда ли? Теперь становится понятно, почему народ называет повторение матерью учения.
Повторение в учении — это первооснова, начало начал, то есть самое главное!
Похожие по смыслу пословицы, аналоги:
Повторять да учить – ум точить.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Знания не даются без старания.
Всякое полузнание хуже всякого незнания.
Рассказ с пословицей
Есть такие золотые слова – “повторение – мать учения”. И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить. Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной. Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти? Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось. Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной. Все люди, дети и даже взрослые, сдают экзамены. Представьте себе, что на экзамене вам нужно ответить по какой-либо теме. А вы её когда-то читали, один раз, ну, может два. Что-то запомнилось, но для хорошего ответа этого явно недостаточно. А если материал был усвоен, понят, повторён несколько раз, то в нужный момент он будет обязательно вытащен из соответствующих “ячеек” памяти. Повторение материала ранее выученного – это самый оптимальный способ что-то запомнить. Повторение – мать учения. Не зря в царстве русских народных пословиц “поселилась” эта пословица. Народная мудрость проверена веками, и не стоит “изобретать велосипед”. На дворе двадцать первый век. Сейчас ценны люди грамотные, с большим багажом знаний, владеющие огромным количеством информации. Такие люди успешны, жизнь их бьёт ключом. Информация – это наше всё. А её нужно запомнить. Выучил – и забыл. Что в этом интересного? Информация прошла транзитом через наш мозг, и не задержалась в нём. В том случае, когда она нам понадобится, мы воспользоваться ей не сможем. Память нужно тренировать. Повторения тренируют память. После неоднократных повторений заученное помещается в такие ячейки памяти, которые хранят информацию долго, так называемую долговременную память.
ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ.
Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они говорят о том, что тысячи раз проверено опытом многих-многих людей. «Ума и чувства в русских пословицах — на целые книги», — справедливо говорил М. Горький. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Народная мудрость не ошибается! Всем известна пословица «повторение – мать учения». Психологи считают, что «без повторения невозможно продолжительное сохранение информации, так как, хранясь в памяти, она подвергается постоянным изменениям: искажается при каждом повторном вспоминании. Вот почему классическое повторение не только не устарело как метод фиксации материала, но и просто необходимо в работе памяти».
Опыт работы в школе показал, что необходимость в повторении знаний учащихся обусловлена многими причинами. Во-первых, неизбежен процесс забывания, что приводит к утрате чёткости, уменьшению объёма знаний, к затруднениям и ошибкам, а иногда и полной невозможности воспроизвести ранее изученный материал. Во-вторых, при возвращении к ранее изученному материалу, создаются предпосылки для получения новых знаний, прочного закрепления и углубления старых. В-третьих, повторение дает возможность учителю скоординировать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. В наше время ученику надо много знать и многое помнить. С каждым годом обучения учащиеся получают новую дополнительную информацию, которую нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике, и к тому же за меньшее, чем прежде, время. Бывает, что иногда учащиеся забывают материал, который изучался совсем недавно. Это, конечно же, сказывается на успеваемости детей. Что всегда огорчает как родителей, так и учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объёма информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память.
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, Д. Карнеги, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Память — это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Этот процесс лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память начинается с запоминания. Запоминание — это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Для большинства людей лучший способ запоминания – многократное повторение. Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: « Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это».
Вряд ли кто из глубоко интересующихся проблемой обучаемости ребенка не вспомнит слова К. Д. Ушинского о том, что «можно исправить иногда в ребенке замечательную неспособность к учению, приучив его к активному повторению урока». Казалось бы, что в этом педагогическом действии и нет ничего сложного, так как великий педагог, продолжая свою мысль, говорит нам: «Если он сам еще не открыл его пользы своим маленьким опытом» (см. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения в 2 т. — т.1/Теоретические проблемы педагогики/, М.: Педагогика, 1974, стр.325). Что такое активное повторение? В одном из наиболее известных учительских пособий, в книге для учителя «Как научить детей учиться» ее автор, К. В. Бардин, обращается к теме об использовании в обучении активного повторения дважды. И, что удивительно, оба раза, давая свое определение активному повторению, он отходит от того определения, которое давал оному К.Д.Ушинский. Давайте сравним:
По Бардину:
1. «Если ребенок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает все по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат дает активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал».
2. «Выше уже шла речь об активном и пассивном усвоении. Точно так же повторение бывает активным, когда учащийся, напрягая свою память, старается вспомнить содержание нужного материала».
По Ушинскому:
«Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Ученик прочитал, к примеру, текст. После этого он может прочитать его еще и еще раз — это будет пассивное повторение; он может, прочитав текст, закрыть книгу и, напрягая память, вспомнить его. То есть:
а) Пересказать, как пересказывает иногда текстовку с непонятной ему иностранной речью. Будет ли это действие активным повторением? Да, будет! Но никакого проку от такого «активного» повторения, кроме разве что тренировки словесной памяти, ученик не поимеет.
б) Представить (тоже вспомнить!) информацию по тексту — это и будет по К.Д.Ушинскому именно активным повторением.
Человек учится, воспроизводит (не сравнивает, не комбинирует, не составляет понятий… а просто воспроизводит) представления — этот процесс психической деятельности предшествует мышлению. К.Д.Ушинский назвал его активным повторением. Значение активного повторения в обучении огромно. Повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. К.Д.Ушинский называл воспроизведение при запоминании активным повторением материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося. Наиболее активной формой произвольного воспроизведения является припоминание. В процессе припоминания активнее оживляются временные связи. Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания — то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо. Припоминание связано для школьника с напряжением. По меткому наблюдению К.Д.Ушинского, младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли. Указывая на эту особенность учеников младшего возраста, К.Д.Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд всегда нелегкий, к которому надо приучать дитя понемногу».
Повторение имеет диагностический и развивающий характер. Оно объединяет все уроки, являясь обязательным компонентом обучения на каждом из уроков всех возможных типов. При повторении из ранее изученного материала не только воспроизводятся наиболее существенные факты, понятия, умения, но и устанавливаются логические связи между ними. Прослеживаются их возникновение и развитие. Изученный материал при этом переосмысливается в целом, что приводит не только к упрочению усвоенного, но и к выстраиванию знаний в краткую структурную систему, тем самым повышается качество усвоения изученного материала, развивается мыслительная деятельность учащихся, уменьшается их нагрузка.
Каждое новое повторное воспроизведение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Так уроки русского языка можно начинать с «минутки повторения», которая является организационным моментом урока. На этом этапе урока в течение нескольких минут учащиеся повторяют правила на изученные орфограммы, обязательно приводя свои примеры. При этом, конечно же, повторения должны быть разнообразными. На каждом уроке дети воспроизводят правила или термины на новый раздел русского языка. Например, в понедельник – это морфемика, во вторник – лексикология, в среду – морфология, в четверг – орфография, в пятницу – синтаксис и пунктуация. Проводить «минутки повторения» можно в форме вопросов. Например: раздел «морфемика»:
1)Что такое корень?
2)Что такое окончание?
3) Что такое суффикс?
4) Что такое приставка?
5) Как отличить приставку от предлога?
В случае ограниченности времени вопрос заменяется формулировкой правила, которую должны закончить дети. Например: Учитель: Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Ученик: Имя существительное. Всё это позволяет сэкономить драгоценное время на уроке.
Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Так при изучении нового словарного слова на уроке русского языка, включаются в словарную работу различные виды разбора, изученные ранее: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т. е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.
На уроках математики «минутки повторения» включаются в устный счёт, где также берутся задания на ранее изученные темы.
Не обходятся без этих минуток и уроки ознакомления с окружающим миром. На каждом уроке мы обязательно вспоминаем то, что было пройдено давно и совсем недавно.
Также в работе можно использовать такой приём: любому ученику, отвечающему на уроке, одноклассники дополнительно задают два вопроса из пройденного материала. Порой дети, задающие вопрос, вспоминают и озадачивают своих одноклассников так, что тем приходится поднапрячься, чтобы вспомнить материал. Таким образом, задавая вопросы и отвечая на них, дети вновь невольно обращаются к тому, что, казалось бы, забыто.
Важным является то, что при повторном воспроизведении той или иной информации учащиеся учатся выделять существенное, отбрасывая второстепенное. Повторение ставит ученика в условия, когда ему необходимо, осмыслив материал, выделить самое главное. Одновременно при активном повторении учебного материала, знания углубляются, расширяются, вырабатываются интеллектуальные умения и навыки. Таким образом, обеспечивается необходимая прочность усвоения, устраняются причины появления пробелов в знаниях учащихся и создаются благоприятные условия для повышения эффективности изучения программного материала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Введение в психологию./Составитель Петровский А.В. – М., Прогресс, 1989.
2. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М., Просвещение, 1990.
3. Память человека и ее воспитание // Нечаев А.П. – М., – Воронеж, 1997.
4. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично./Составитель Карнеги Д. – М., Прогресс, 1989.
5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. – М.,1974; Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. – М.: Педагогика, 1988.
6. Маслов А. «Активное повторение»// «Учительская газета» № 37, 2005-09-13.
Если спросить многих из вас о том, какими способами запоминания Вы пользуетесь, то большинство ответит не задумываясь: повторяем много раз подряд до тех пор, пока не запомнится. И еще добавят незаконченную и знакомую всем фразу: “Повторение – мать учения!” А в полном варианте, кстати, средневековая заповедь учителя звучала так: “Повторение – мать учения и прибежище ослов”.
РИСУНОК 4
Почему же с одной стороны повторение признается эффективным способом запоминания, а с другой стороны – нет? Оказывается “повторение повторению рознь”.
Осмысленное, методично и постепенно проводимое повторение (“кумулятивное повторение” или “система накопления”, о которой подробнее мы поговорим позже) несомненно, является эффективным способом запоминания (“матерью учения”).
Такое повторение имеет ряд преимуществ: 1) легко запоминаются длинные поэмы, речи и пр.; 2) они долго помнятся; 3) они так же быстро вспоминаются по желанию; 4) растет способность запоминать любую информацию; 5) улучшается способность вспоминать любую информацию.
Этот метод запоминания известен с давних времен, когда письмена были еще неизвестны. В те времена познания передавали устно от одного поколения другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ученики в состоянии были повторять громадные тексты, не изменяя и не пропуская ни одного слова.
Философские, религиозные сочинения и даже законы предавались именно так в течение многих столетий, не будучи записанными.
С изобретением книгопечатания, когда стало уже очевидным, что можно напечатать тысячу копий одной и той же книги, и поэтому уменьшилась возможность потери ее, сама собой устранилась и необходимость изустной передачи учений, а с нею – и древнее искусство повторения.
Сегодня же, применяя древний способ запоминания при изучении школьных предметов, учащиеся используют только “повторительную” часть способа и игнорируют его “кумулятивную” часть, т.е. методичность и постепенность. Такое механическое запоминание и называют презрительно “зубрежкой”, тем самым “прибежищем ослов”.
Как правило, “зубрят” то, что не понимают, или то, что неинтересно. Многие по себе знают, сколько времени и сил занимает это неблагодарное занятие и как быстро забывается информация, выученная таким способом. Зубрежка всегда вызывала и будет вызывать протест у человека и у его памяти. Особенно точно это описал К.С. Станиславский в своих дневниках.
“…Я никогда не умел зубрить; непосильная работа, задаваемая памяти … У меня и по сие время ноет сердце, когда я вспоминаю мучительные ночи, проведенные за зубрением грамматики или греческого и латинского текста поэтов: двенадцать часов ночи, свеча догорает, борешься с дремотой, мучительно напрягаешь свое внимание, сидя над длинным списком ничем не связанных между собой слов, которые нужно запомнить в установленном порядке.
РИСУНОК 5
Но память не принимает больше ничего, точно губка, переполненная влагой. А надо еще вызубрить несколько страниц. Если же нет – то впереди крик, плохой балл, может быть, и наказание, но, главное, ужас перед учителем с его унизительным отношением к человеку!”
Испытывая подобные отрицательные эмоции и чувства, учащиеся заучивают что-либо только на один день, а затем без повторения материал быстро забывается. Поэтому перед экзаменами они вынуждены практически все запоминать заново. Низкая продуктивность “зубрежки” была установлена еще в опытах Г.
Эббингауза (1885), которые показали, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений. Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н.А. Рыбников (1923).
Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, скорости, точности и прочности.
И если наряду с осмыслением ученик будет практиковать и регулярное повторение, то материал полностью сохранится в памяти.
Интересным фактом является еще то, что зазубренный материал хранится в памяти отдельным “куском”. С кем не бывало такого случая, когда учитель задавал вопросы по “добросовестно выученному тексту”, а вы не могли на них ответить? Думаю, такая ситуация знакома многим.
Происходит это потому, что текст запоминался целиком и вспоминался соответственно только целиком, как говорится “от А до Я”, со всеми знаками препинания. Существует масса примеров, доказывающих это факт.
Например, Лейден мог прочесть наизусть целый парламентский акт с начала и до конца, не пропуская ни слова, но не в состоянии был начать с произвольно указанного места, не прочтя предварительно предыдущего.
(Внимание! Эксперимент! Попросите знакомого рассказать алфавит наоборот: от Я до А. Скорее всего ни вы, ни ваш знакомый этого сделать не сможете. А почему?…)
Наконец, вспомните свое беспомощное состояние перед учителем, когда вдруг “выпало из памяти” какое-то слово, и чтобы вспомнить текст, нужно начинать сначала или ждать спасительной подсказки со стороны класса…
Вспомнив и осознав все “прелести” механического запоминания или зубрежки, думаю, многие откажутся от нее раз и навсегда. А вот то, чем можно и нужно заменить зубрежку и как развить память, обсудим подробнее в следующих главах книги.
Источник: https://supermemory.bib.bz/glava-1-povtorenie-mat-ucheniya
Рассказ по пословице «Повторение – мать учения»
Автор рассказа: Ирис Ревю
Есть такие золотые слова — «повторение – мать учения». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной.
Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти?
Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось.
Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной.