расширенное банковское сопровождение судебная практика
Расширенное банковское сопровождение судебная практика
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Должен ли субподрядчик открыть отдельный банковский счет в случае, если обязанность открыть такой счет возложена на генерального подрядчика по контракту в соответствии с Законом N 44-ФЗ (цена договора субподряда не является значительной)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условие о заключении договора о банковском сопровождении в указанном контрагентом банке и открытии в этом банке отдельного счета для расчетов обязательно для соблюдения субподрядчиком.
К сведению:
Если исполнение договора, заключенного с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), являющимся стороной контракта, не требует от контрагента совершения операций, отражаемых на отдельном счете, открытом ему в банке (например, если на момент заключения договора контрагент является правообладателем поставляемых товаров), то оплата по акту приемки товара (иному документу, подтверждающему приемку товара) осуществляется поставщиком, соисполнителем контрагенту на указанный им расчетный счет. При этом открытие отдельного счета в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, не требуется (смотрите об этом разъяснения в письме Минфина России от 05.05.2015 N 02-02-04/25683).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Вопрос: Торговая компания поставляет строительные материалы клиенту, который является исполнителем госконтракта в рамках Закона N 44-ФЗ. Клиент требует открыть расчетный счет в указанном банке, а также присоединиться к договору банковского сопровождения. Мы не являемся производителем товаров, а приобретаем их у поставщиков. Какие особенности работы при банковском сопровождении? Сможем ли мы полученные от клиента деньги (в качестве оплаты за поставленные материалы) перевести в полном объеме на основной расчетный счет компании и распоряжаться ими по своему усмотрению? Обязаны ли будут наши поставщики также открывать расчетные счета в указанном банке и оформлять документы. (Правовед.RU, август 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Расширенное банковское сопровождение судебная практика
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 09-04-07/99052 Об особенностях осуществления банковского сопровождения контракта и об определении начальной (максимальной) цены контракта
Определяя случаи осуществления банковского сопровождения, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен исходить из предусмотренных Правилами видов банковского сопровождения:
Таким образом, по мнению Минфина России, в региональном нормативном правовом акте устанавливаются случаи осуществления банковского сопровождения исходя из видов банковского сопровождения с учетом ограничений, установленных пунктом 4 Правил, и определяется лицо, уполномоченное привлекать банк.
В случае если банк в целях простого или расширенного банковского сопровождения контракта привлекается поставщиком, то отбор банка и заключение договора с банком осуществляется поставщиком самостоятельно с учетом достижения цели банковского сопровождения (в том числе, пресечение недобросовестных действий соисполнителей при исполнении сопровождаемого контракта). При этом поставщик руководствуется законодательством, определяющим его деятельность при заключении сделок.
В отношении отбора банка заказчиком в целях осуществления банковского сопровождения контракта необходимо отметить следующее.
Установить начальную (максимальную) цену контракта, равную нулю, заказчик вправе исключительно в отношении привлечения банка для осуществления простого банковского сопровождения, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта (пункт 4 Правил), при этом нормы Федерального закона N 44-ФЗ для отбора банка в указанном случае заказчиком не применяются.
В случае если банк привлекается заказчиком в целях осуществления расширенного банковского сопровождения контракта, то отбор банка осуществляется способами, предусмотренными Федеральным законом N 44-ФЗ, при этом ограничения в отношении предельной стоимость услуг установлены пунктом 4 Правил. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик выбирает в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона N 44-ФЗ.
В отношении выбора способа обоснования начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении заказчиком закупки с целью привлечения банка для осуществления расширенного банковского сопровождения контракта необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, разъясняют возможные способы определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением методов, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
При этом частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Применяя методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик также должен исходить из установленных пунктом 4 Правил ограничений в отношении предельной стоимости услуг банка, осуществляющего банковское сопровождение контракта.
Обзор документа
Минфин подготовил разъяснения о банковском сопровождении контрактов для региональных нужд.
В региональном нормативном правовом акте устанавливаются случаи осуществления банковского сопровождения исходя из его видов и определяется лицо, уполномоченное привлекать банк.
Разъяснены особенности привлечения банка поставщиком и заказчиком.
Минфин России рассказал об особенностях закупки услуг банка для осуществления расширенного банковского сопровождения контракта
peshkova / Depositphotos.com |
В частности, в подготовленном специалистами министерства письме (письмо Минфина России от 18 декабря 2019 г. № 09-04-07/99052) отмечается, что отбор заказчиком банка в указанном случае осуществляется способами, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с учетом ограничения в отношении предельной стоимости указанных услуг. Способ определения контрагента заказчик выбирает в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ.
При этом заказчик вправе установить цену контракта, равную нулю, если банк привлекается для осуществления простого банковского сопровождения, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта. В этом случае нормы Закона № 44-ФЗ заказчиком не применяются.
Может ли территориальный орган ФАС России препятствовать заключению контракта с единственным поставщиком, ссылаясь на отсутствие полномочий на проведение процедуры согласования возможности его заключения? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в «Энциклопедии судебной практики» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме этого, подчеркивается, что применяя методы определения и обоснования НМЦК, в том числе в случае невозможности применения методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ – используя иные методы, при осуществлении закупки с целью привлечения банка для осуществления расширенного банковского сопровождения контракта заказчик также должен исходить из установленных ограничений в отношении предельной стоимости услуг банка.
Расширенное банковское сопровождение судебная практика
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету.
Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет.
Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?
Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Режим простого банковского сопровождения контракта не предполагает ограничений при определении целей расходования денежных средств, предоставляемых исполнителю в рамках исполнения контракта. При этом всем соисполнителям по соответствующему контракту необходимо открыть отдельный расчетный счет. «Дробление» договоров с соисполнителями с целью избежания данной обязанности может повлечь неблагоприятные последствия для исполнителя.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————-
*(1) Следует отметить, что в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 Минфин России разъясняет, что открывать отдельный расчетный счет в рамках исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ необходимо только тем соисполнителям, которым для исполнения своих обязательств по договору с исполнителем необходимо проводить операции, отражаемые на расчетных счетах (например, приобретать товары для поставки). В отсутствие же соответствующей необходимости отдельный счет не открывается. Однако, на наш взгляд, буквальное толкование императивной нормы п. 6 Правил о расчетах с соисполнителем с использованием отдельного счета не предполагает указанной возможности. Иных разъяснений или правоприменительной практики с аналогичной позицией нами не найдено.
*(2) Правоприменительной практики по данной проблеме обнаружить не удалось. Однако, на наш взгляд, в подобной ситуации не исключено применение подхода, выработанного по вопросу о закупке одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика. Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика.
Письмо Минфина России от 22.07.2020 № 24-03-07/64024 «Об осуществлении расчетов (операций) в рамках исполнения контракта, подлежащего банковскому сопровождению»
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона N 44-ФЗ осуществление всех расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил под отдельным счетом понимается счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителям для отражения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, подлежащего банковскому сопровождению.
Подпунктом «а» пункта 6 Правил в соответствии с условиями сопровождаемого контракта, предусматривающими осуществление банковского сопровождения контракта путем проведения мониторинга расчетов, предусмотрена обязанность поставщика по определению в договоре, заключаемом с соисполнителем, условия осуществления расчетов в рамках исполнения обязательств по такому договору на отдельном счете для проведения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, открытом в банке, осуществляющем сопровождение контракта.
Учитывая вышеизложенные нормы, при банковском сопровождении на отдельных счетах должны осуществляться все кассовые операции, связанные с исполнением сопровождаемого контракта поставщиком, соисполнителями любого уровня кооперации, поскольку указанные операции подлежат либо мониторингу (при простом банковском сопровождении), либо контролю (при расширенном банковском сопровождении). Проведение операций, связанных с исполнением контракта, по другим счетам не допускается.
Вместе с тем если исполнение договора, заключенного с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), являющимся стороной контракта, не требует от контрагента совершения операций, отражаемых на отдельном счете, открытом ему в банке (например, если на момент заключения договора контрагент является правообладателем поставляемых товаров), то оплата по акту приемки товара (иному документу, подтверждающему приемку товара) осуществляется поставщиком, соисполнителем контрагенту на указанный им расчетный счет. При этом открытие отдельного счета в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, не требуется.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Правил договор о банковском сопровождении должен содержать порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета. Указанный порядок может включать положения об ограничении по расходованию средств с отдельного счета. При отсутствии таких ограничений операции по отдельному счету осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, банковским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».