распятие христа с предстоящими икона

Распятие и Погребение Христа: иконы и картины

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Распятие. Страстной монастырь. Художник Парланд

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Распятие. Художник Александр Айнетдинов

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Распятие. Из с. Чернокулова Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Начало XVI в.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими иконаРаспятие. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Дионисий. Распятие. XV в.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Распятие Христа — Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь иудейский«, и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Джотто. Распятие. 1305 г.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

И. Босх. Распятие с донатором. 1480-1485

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Лукас Кранах Старший. Распятие Христа. 1503 г.

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: «Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю«.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

М. Грюневальд. Распятие. Изенхеймский алтарь. 1510-1515.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Микеланджело. Распятие Христа. 1541

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой«. Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя«. С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

В. Голынский. Распятие Иисуса Христа

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона

Н. Ге Распятый Христос. Эскиз к утраченной картине. 1894 г.

Источник

В чем помогает икона «Распятие Иисуса Христа». Как правильно молиться?

Когда-то обучаться письму могли немногие. Мало у кого был шанс получить образование. Поэтому для распространения религиозных идей, активно использовались образы. Поэтому икона с изображенным Иисусом Христом на распятии называли Евангелием или Евангелием для неграмотных.

Образ сочетал в себе все необходимые символы веры. Так простые люди могли посмотреть на него, поразмышлять, сделать собственные выводы, а верующие открыть для себя нечто новое, некогда скрытое за пеленой незнания и неправильного толкования смысла.

О чем молиться

Жизнь всегда полна испытаний, которые посылает Господь в надежде проверить нас, сделать сильнее. Икона «Распятие Христа» преследует одну единственную цель – укрепить веру молящегося и наставить его на путь истинный.

Образ распятого Христа – это символ очищения рода человеческого. Господь, принявший кровь и плоть людскую, прожил жизнь, как человек, который забрал наши грехи с собой. Молитва, читаемая подле этой иконы, очищает сердце, проясняет разум. Если вас беспокоит что-то, чувство беспокойства тяготит вашу душу – помолитесь иконе «Распятие Христа» и покой вернется в вашу жизнь.

Кроме того, обращайтесь за помощью к Богу в следующих случаях:

История иконы

В Евангелии есть распространенный сюжет. С ним знаком каждый, даже те, кто далек от христианства. Это сюжет о смерти и воскресении Спасителя.

Напомним, что те времена были суровыми. Преступников судили по всей строгости. И это не пустые слова. Если задуматься, то крест не имел еще того живительного символизма, которым он обладает сегодня. Ранее, это было обычное устройство для казни особо страшных преступников. Иисус Христос оклеветанный завистниками, стал жертвой подобной казни.

Распятие Христа распространенный сюжет. К нему обращались не только иконописцы, но и художники. «Страсти Христовы» могут быть прослежены в работах Виктора Васнецова, Василия Верещагина, Эль Греко, Франсиско Го. И, тем не менее, живопись не способна в полной мере воплотить замысел иконы. Образ должен нести свет, привлекать на свою сторону заблудших и дарить откровение каждому желающему.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими иконаНачнем с описания фона. Выполнен он в затемненных тонах, чему соответствует один из ключевых сюжетов христианства – люди распяли Бога. Согласно свидетельствам, в момент распятия свет действительно померк. Этот момент связывают со знамением, что род людской не имеет такой власти над Сыном Божьим.

Однако, в некоторых вариациях, можно увидеть не темный, а золотистый фон. Это связано с тем, что событие, каким бы печальным оно не было, но также является радостным. Христос совершил искупительный подвиг за весь род человеческий, он очистил всех от первородного греха.

Все фигуры, изображенные на иконе, каноничны. Без них рушится вся композиция. Стоит отметить центральных персонажей:

Не зря было сказано, что ранее, до того, как письмо стало распространенной роскошью для всех, передача религиозных идей осуществлялось посредством иконы и соответствующих образов. «Распятие Христа» можно назвать не просто иконой, а целой книгой, в которой заключен ключевой момент всей веры.

План Господа соответствовал последующим событиям. Христос должен был умереть, чтобы возродиться и даровать всем жизнь после смерти в Раю. Радость этого момента неописуема.

Что нужно знать про икону

В церкви служение по иконе «Распятие Христа» считается одним из важных таинств в христианстве. Проводятся они в строго определенные дни. Например, 14 августа, когда начинается Успенский пост, начинается богослужение по иконе. Продолжается оно и на Преображение Господне, которое приходится на 19 августа. В день памяти перенесения Нерукотворного Образа Христа в Константинополь 29 августа завершается служба по рассматриваемой молитве.

Содержание иконы

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими иконаВ IX-X веках иконы исполнялись таким образом, чтобы дать человеку пищу для размышления. Умышленно использовалось затемнение фона и выделение важных деталей. Образ должен был быть четким, как будто настоящим. Цель иконописцев состояла в обеспечение верующего эффектом присутствия. Через темный фон, но лучезарное изображение Христа, делалась попытка выделить Сына Божьего из иконы. И в большинстве работ цель была достигнута.

В иконах подобного рода огромную роль играет золотой цвет. Иконописцы не зря отводят ему отдельное место в своих работах. По канону, считается, что золото – это символ Божьего Царства, символ власти. Поэтому Христос, изображенный, как мученик, таковым не является. И властью своей он бессмертен.

В верхней части нередко изображают ангелов. На некоторых иконах присутствует такой элемент, как потрескавшаяся земля. Такой элемент связан еще с одним библейским событием, когда в момент распятия Христа, произошло землетрясение.

Описание иконы

В зависимости от того, к какой школе иконописи принадлежит икона, могут различаться ключевые моменты. Например, один и тот же сюжет распятия Сына Божьего может быть отражен по-разному в шедеврах православного и католического толка.

В католической традиции, Иисус имеет скрещенные ноги, пробитые одним гвоздем. В православии совсем иначе. Там Христос распят посредством четырех гвоздей. Ладони же, по православной традиции, обязательно должны быть открытыми.

Молитвы перед иконой

Православный человек должен понимать, что иконы обладают чудодейственной силой, если прочитаны с верой, любовью и надеждой. Подобное облагораживает душу верующего, и он обязательно получает поддержку высших сил.

Читать молитву святому образу «Распятие Христа» можно как в церкви, так и дома. Когда чтение осуществляется в храме, человек должен открыть свое сердце и ничего не утаивать от Всевышнего, ведь он все видит. Подобное чтение, по мнению прихожан, имеет чудесную силу приближения души к Богу.

Но бывают ситуации, когда посетить церковь не получается. Время, дела не отпускают. В этом случае, молитву можно читать келейно (дома). Для этого необходимо приобрести свечи и иметь под рукой образ «Распятие Христа». Даже маленький образ, поможет вам в сложной ситуации. Свечи создают необходимое настроение. Поделитесь с Всевышним всем, что вас беспокоит. Попросите у него защиты, поддержки, будьте честны с ним.

Помочь в этом смогут молитвы:

Молитва к Господу Иисусу распятому

Молитва Кресту Господню

Тропарь Господу Иисусу Христу распятому

Величание Господу Иисусу Христу распятому

Молитва образу «Распятие Христа» – неотъемлемая часть жизни любого верующего.

Источник

Распятие христа с предстоящими икона

На иконе Распятие Христа видно: крест, на котором казнили Спасителя, был необычной формы. Обычно для казни использовали обычные сваи, Т-образные столбы или же косые кресты (на кресте такого типа был распятапостол Андрей Первозванный, за что эта форма креста и получила название «андреевский&quot

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона. Крест же Спасителя по форме напоминал летящую вверх птицу, говоря о скором Его Вознесении.

Иногда встречается мнение, что Иисус Христос умер от удара копьём, проткнувшего Его грудь. Но свидетельство евангелиста Иоанна Богослова говорит об обратном: Спаситель умер ещё на кресте, перед смертью выпив уксуса, который на губке ему поднесли издевающиеся римские солдаты. Двум разбойникам, казнённым вместе с Христом, перебили голени для быстрого их умерщвления. А тело мёртвого Иисуса сотник римских солдат Лонгин проткнул своим копьём, чтобы убедиться в Его смерти, оставив кости Спасителя неповреждёнными, что подтвердило древнее пророчество, упомянутое ещё в Псалтире: «Ни одна из костей Его не сокрушится!». Тело Иисуса Христа снял с креста Иосиф Аримафейский, знатный член Священного Синедриона, втайне исповедовавший христианство. Раскаявшийся сотник Лонгин вскоре принял христианство и позднее был казнён за проповеди, славящие Христа. Святого Лонгина причислили к лику мучеников.

Предметы, так или иначе участвовавшие в процессе Распятия Христа стали священными христианскими реликвиями, называемыми Орудиями Страстей Христовых. К ним относят:

Крест, на котором распяли ХристаГвозди, которыми он был прибит к крестуКлещи, которыми вытаскивали те гвоздиТабличку «I.Н.Ц.I»Терновый венецКопьё ЛонгинаМиска из-под уксуса и губка, с которой распятого Иисуса поили солдатыЛестница, с помощью которой Иосиф Аримафейский снимал Его тело с крестаОдежда Христа и игральные кости солдат, поделивших между собой Его одежды.

Каждый раз, осеняя себя крестным знамением, мы рисуем в воздухе изображение креста, с благоговением и невыразимой благодарностью вспоминая добровольный подвиг Иисуса Христа, своей земной смертью искупившего первородный грех человечества и даровавшего людям надежду на спасение.

Иконе Распятие Христа молятся о прощении грехов, к ней обращаются с покаянием.

Источник

О некоторых особенностях иконографии Распятия

Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона
Ил. 2. Неизвестный художник. Крест из храма Сан-Дамиано. XII в. Ассизи

Закономерен вопрос: по какой же причине разошлись восточная и западная традиции в изображении данной иконографической детали? Православные объясняют свои особенности изображения верностью историческому преданию: Крест, привезенный царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь, имел следы от четырех гвоздей, стало быть, ноги Христа были прибиты каждая отдельно. Для католиков основанием служат три гвоздя Распятия, хранящиеся в Ватикане, а впоследствии и данные Туринской плащаницы, на отпечатках которой левая стопа так положена на правую, что вполне можно предположить их пробитие одним гвоздем.

Таким образом, можно заключить: православная иконография имеет под собой твердую историческую основу, а следование церковному преданию снова посрамило самонадеянный рационализм при осмыслении фактов. Однако ради объективности необходимо отметить: католики не столь категоричны по отношению к изображениям Распятия. Например, крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (XII в.) – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями [12] (ил. 2). Аналогичное Распятие можно видеть в киевском костеле Николая Мирликийского. Существуют и другие памятники. Значит, для католиков в те времена это было не так уж и принципиально. Оттого, видимо, Эль Греко, уводя в тень вторую ногу Спасителя, не испытывал особого страха быть обвиненным в греческой схизме перед всесильной тогда инквизицией, а Сурбаран вообще написал ноги Спасителя хотя и перекрещенными, но пробитыми двумя гвоздями.

«держат» само мироздание. Именно указанием, с одной стороны, на неизмеримую высоту смирения и кенозиса, а с другой – на безумную дерзость и неблагодарность гордыни человеческой служат пробитые кисти рук Спасителя. Пойди иконописцы по пути «правды жизни», сместив гвозди с ладоней на место, где они были вбиты реально, – данный смысл был бы смазан. Но он оказался настолько важен для Церкви, что она решила претворить его в канон иконы «Распятие».

Заметной отличительной деталью между католическим и православным Распятием можно назвать и терновый венец на голове Спасителя. В подавляющем большинстве русских и византийских икон всех веков венца нет. Как исключение можно указать на два образа: VIII столетия из Синайского монастыря святой Екатерины и XIV века из праздничного чина Софийского собора в Великом Новгороде. Но эти отступления от канона по причине их малого числа можно не принимать во внимание.

распятие христа с предстоящими икона. Смотреть фото распятие христа с предстоящими икона. Смотреть картинку распятие христа с предстоящими икона. Картинка про распятие христа с предстоящими икона. Фото распятие христа с предстоящими икона
Ил. 4. Распятие. XII в. Музей византийского искусства. Афины

Принципиально важным был и наклон головы Спасителя. На православных иконах мы видим ее склоненной к правому плечу (ил. 4), однако западные художники, следуя «реализму», часто изображали голову и без наклона, смотрящей прямо на зрителя, а если изображали склоненной, то нередко на грудь, но тоже прямо. В чем причина названной православной специфики, удовлетворительно объяснить пока не удается. Следует обратить внимание на два варианта изображения глаз Спасителя. В одном случае глаза закрыты, в другом (чаще в ранних памятниках) – открыты. Думается, здесь византийские иконописцы расставляли разные акценты: Спаситель с открытыми глазами напоминает о Своем Божественном бессмертии, а с закрытыми – полагает жизнь за «овец Своих».

В заключение необходимо особенно подчеркнуть важность иконографических деталей, хотя мы рассмотрели их далеко не все. Как учат святые отцы, в Церкви нет и не может быть ничего лишнего. Так и в иконе. Она есть следствие Боговоплощения, она источник постижения Божественной Премудрости, ибо в ней все возвещено небом и осмыслено соборным сознанием. В этом мы могли убедиться на примере одного из центральных живописных образов православного храма.

[1] Казнь через распятие была заимствована римлянами от персов, применялась она исключительно к рабам и просуществовала как минимум до второй половины IV в. Принято считать, что ее отменил император Константин Великий после 319 г., подписавший закон о запрете убивать рабов (о чем сообщали его современники Аврелий Виктор, Кассиодор, Созомен). Но другие современники – Ксенофонт Ефесский, Фирмик Матерн, Пакут и Харитон – свидетельствуют о крестной казни в IV в. как о чем-то обыденном. Н.В. Покровский пишет: «Примирить это разноречие возможно тем вероятным предположением, что распоряжение императора, как плод его личной филантропии, не получило по неизвестным нам причинам санкции закона и потому отдельные случаи распятия преступников встречались и после Константина Великого. В пандектах действительно такого закона нет. Нет в пандектах и узаконения крестной казни, хотя предписывается казнить разбойников на месте преступления» (Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 402–403).

[2] Зарайский Владислав. Два эпохальных открытия // http://www.pravmir.ru/article_1161.html.

[3] Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 143. Требуется уточнение и к другой мысли этого автора: «Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве и входит в число двунадесятых праздников, составляющих отдельный ряд иконостаса» (Там же. С. 141). Распятие, однако, никогда не входило и не входит «в число двунадесятых праздников», на иконостасе же в праздничном чине оно иногда встречается, но как своеобразный контрапункт особого страстного цикла. При этом надо подчеркнуть, что страстной цикл – явление позднее, он составлял самый верхний шестой ряд, что разрушало иерархический смысл и строй иконостаса, по этой причине он и не прижился. Иногда его внедряли непосредственно в уже существовавший праздничный чин, как это было в Софии Новгородской при расширении иконостаса в XVI в.

[4] Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 12.

[5] Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 492.

[6] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 441.

[7] Ориген. Толкование Евангелия по Матфею // Migne, Patrol, cursus complet. ser. graec, т. XIII, col. 1777.

[8] Тертуллиан. Против Маркиана // Богословский сборник. М., 2005. № 13. С. 195.

[9] Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1845. Ч. 2. С. 187.

[10] Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. С. 533.

[12] Благодарю доцента Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Александра Ранне за указание на данный памятник.

[13] Например, критский иконописец Эммануил Лампардос во второй половине XVII в. изобразил на Распятии руки Христа со сложенными пальцами – точно так же, как они изображаются при благословении, но у благоразумного разбойника они привязаны за спиной к вертикальному брусу креста, хулитель же показан нам со спины, ибо распят лицом ко кресту, руки его привязаны с другой стороны перекладины креста.

[14] Кенозис – дословно опоражнивание, пустота, производное от пустой, порожний, бесплодный, неосновательный, бессмысленный.

[15] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 447.

[16] Филатов В. Праздничный ряд Софии Новгородской. Л., 1974. С. 43.

[17] В Новом Завете, как известно, воины поименно не упоминаются, но по разным древним источникам, насколько нам удалось установить, их три: Лонгин, Стефатон и Кальпурний. На русских лубках встречается, правда, еще воин Лабас, фрязин родом. Но никто не брался отрицать, что так могли звать и непосредственно стражников. Церковь чтит сотника Лонгина как мученика, память его – 16/29 октября.

[18] Майкапар Александр. Новозаветные сюжеты в живописи: Распятие Христа // Искусство: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 42 (210). Ноябрь.

[19] Матфей называет Марию Магдалину, Марию – мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27: 56). Марк говорит о стоящих вдали Марии Магдалине, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии и о Саломии (Мк. 15: 40). Лука пишет обобщенно: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23: 49). Иоанн перечисляет: «При Кресте Его стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).

[20] Называем самые известные памятники, но многие замечательные фрески, мозаики и иконы остаются по объективным причинам вне поля нашего зрения.

[21] Правда, у Дионисия в названной иконе Саломия, обнимая Марию, поддерживает Ее.

[22] Старорусский пастырь архимандрит Агафангел. М., 2005. С. 204.

[23] Дамаскин Иоанн, преподобный. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. (Репринт: М., 2002. С. 120.)

[24] Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Ярославль, 1892. С. 68. (Переиздание: М., 1996.)

[25] См., например, фреску Распятие (1209 г.) из храма Девы Марии в Студенице.

[26] См. также ампулу Монци (VI в.) с композицией «Распятие».

[27] Хлудовская славянская Псалтирь (XIII–XIV вв.); оклад Евангелия Симеона Гордого (XIV в.); подвесная пелена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1525 г.).

[28] См.: 1) греческое Евангелие XI в. из Национальной библиотеки в Париже; 2) славянскую Псалтирь из собрания Хлудова (XIII–XIV вв.); 3) Евангелие Сийского Антониева монастыря (вторая половина XVII в.).

[29] В славянской Псалтири Хлудова они названы Карином и Лицеошем. Но немецкий исследователь Липсиус считал их одним лицом – гностиком Левкием Карином.

[30] Первым везде мы называли благоразумного разбойника. В иконописных подлинниках XVI в. он носит имя Варвар, но, отметим, его часто путали с другим разбойником – фракийским мучеником Варваром, пострадавшем при Юлиане Отступнике. И как результат – благоразумный разбойник подчас оказывался изображенным в одеждах фракийского мученика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *