распорядок дня в шаолиньском монастыре

Жизнь и тренировки монахов Шао-Линь

Жизнь монахов Шаолиня — усердный путь к духовному и физическому самосовершенствованию, который предполагает целый ряд тягостей и самоограничений, которые ведут монахов к просветлению. Тренируются монахи согласно древним традициям храма, которые не менялись сотни лет.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

День шаолинских монахов начинается в 5 часов утра. Проснувшись, все монахи собираются во дворе у главного храма и 2 часа придаются медитации, независимо от погодных условий и возраста. Только настоятелю и совету, состоящему из старейших, мудрейших монахов разрешается медитировать в помещении. Для того чтобы медитация новичков не переходила в сон, из состава старших монахов назначается 10 смотрителей, в задачу которых входит надзор за медитирующими новичками. Если кто из новичков уснет, смотритель награждает его двумя ударами шеста по плечам. Проснувшись, новичок должен поблагодарить собрата за его бдительность и за помощь в медитации. Если новичок ослушался, и не выразил благодарности, он вновь получает два удара по плечам. Таким образом, новичкам прививается уважение к старшим и субординация.

По окончанию медитации монахов ждет комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости тела. Многие помнят старые китайские фильмы о монастыре, в которых монахов подвергают нечеловеческим тренировкам, направленным на развитие гибкости тела.

Реальная картина немногим отличается от фильмов. Шаолинский комплекс растяжки включает в себя набор очень тяжелых упражнений, которые неподготовленный человек, не в состоянии будет вынести. К слову сказать, монахов к таким нагрузкам готовят с детства, и практически каждый монах вступивший в ряды храма может сразу и без подготовки сесть на продольный и поперечный шпагаты.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Духовная тренировка монахов шаолинь.

После комплекса растяжки монахи размещаются в главном храме и слушают своего рода лекции о религии, жизненном пути и просветлении. Также настоятель монастыря распределяет своеобразные обязанности между новичками и тем самым, определяя их дальнейшую судьбу в монастыре.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Тренировки шаолинских монахов.

После духовного развития монахи переходят к физическому совершенствованию. Они выполняют различные упражнения для развития мышечной и сухожильной силы. У многих возникает вопрос « Если монахи так усердно тренируются, почему они не выделяются мышечной массой?». Здесь дело в первую очередь в физиологии и наследственности. Практически все китайцы являются эктоморфами, и им довольно тяжело набирать массу, да оно им не особо и необходимо. Второй причиной является питание. Монахам запрещено употреблять мясо, которое, как известно является основополагающим при наборе мышечной массы. Третьей причиной является распорядок дня, при котором мышцы не успевают восстановиться, а следовательно и вырасти. Но это не значит что монахи тренируются зря. Организм человека очень живучая и выносливая штука, которая адаптируется практически под любые условия жизни. И когда монах планомерно и ежедневно нагружает себя изнурительными тренировками, его организм пытается адаптироваться под воздействие окружающей среды. Но образ жизни монаха не позволяет ему выращивать мышечную массу и поэтому все ресурсы организма перестраиваться на развитие сухожильной силы. Вот в чем кроиться секрет удивительной выносливости, а также сравнительно высокой физической силы монаха при малом объеме мышечной массы.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Закончив с физическими упражнениями, монахи переходят к совершенствованию в боевых искусствах.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Как правило новички изучают 5 стилей Шаолинь цуань :

Каждый из данных стилей направлен на развитие определенных качеств ученика. После того как ученик в течении 3 лет изучает вышеизложенные стили боевых искусств шаолиня, он получает степень монаха-воина, и соответствующий пояс – аналог поясов к карате.

Становясь монахом – воином адепт монастыря шаолинь переходит к более сложным и суровым тренировкам, и вместо 5 стилей изучает комплекс из 170 техник шаолиня.

После окончания утренних тренировок (примерно в 14 часов дня) монахи приступают к приему пищи. Как правило, это растительная пища, иногда фрукты. После приема пищи монахам дается один час личного времени, по окончании которого они вновь приступают к тренировкам.

В 19 часов наступает ужин, после которого монахи могут заняться своими делами и отдохнуть. Но практически все монахи продолжают обучение до глубокой ночи.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Заповеди Храма Шаолинь

До наших времен дошли древние заповеди храма, составленные еще Цзюэюанем в 1234 году:

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Стоит сказать, что на момент написания этих заповедей монастырь Шаолинь был, можно сказать самостоятельной и обученной армией воинов, которая постоянно участвовала в сражениях и борьбе за власть. Такая ситуация была на руку монахам, и эти заповеди не исполнялись. Ситуация изменилась после полного разгрома монастыря. Было решено сделать из монастыря Шаолинь духовный центр Китая, и монахи должны были соответствовать религиозному образу.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Также существует ряд внутренних запретов храма:

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Шаолиньский монастырь основан даосами еще в начале V века, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.
Основан в 495 году буддийским монахом по имени Бхадра.

Психофизическая подготовка монахов в Шаолине

Жизнь монахов в монастыре была подчинена строгим правилам и регламентациям. Монахи вставали в пять часов утра. После они приступали к занятиям медитацией, которая продолжалась обычно два часа. Затем монахи переходили к выполнению специальных дыхательных и физических упражнений, некоторые были рассчитаны на начинающих, другие были под силу только хорошо подготовленным. В основном эти упражнения носили оздоровительный и закаливающий характер. После этого выполнялись водные процедуры и массаж. Для обливания использовали холодную воду из протекавшей поблизости горной реки. Массаж выполнялся по специальным методикам, иногда во время массажа втирали различные мази.

Завтрак монахов был всегда легким, но сытным. После завтрака начинались занятия по изучению канонов. Монахи под руководством наставника изучали тексты священных книг, комментарии к ним, многое заучивали наизусть. Курс наук, которые изучали монахи, был очень разнообразен, в него входили и философия, и красноречие, и основы права и медицины, и многое другое.

Напряженные интеллектуальные занятия уступали место ушу. На специально отведенной площадке братия выстраивалась ровными рядами, место каждого определялось его положением в иерархии монастырской общины. Занятия оберегались от посторонних глаз и проводились либо в зале, либо во внутреннем дворе монастыря, куда посторонние доступа не имели.

Занятия по ушу начинались со чтения молитв и проходили под руководством опытного наставника по боевым искусствам и его помощников. В ходе занятий каждое движение и серия движений в результате многократных повторений доводились до совершенства. Большое внимание уделялось также синхронному выполнению приемов.

В полдень монахи трапезничали. Питание в монастыре было строго вегетарианским и весьма рационным. Меню варьировалось в зависимости от времени года, но практически всегда включало блюда из злаков, масличных культур, бобовых, в большом количестве были представлены различные овощи. Рацион составлялся опытными монастырскими поварами, они заботились не только о питательности пищи, но и о ее вкусовых качествах. Монастырские кулинарные рецепты славились не меньше, чем приемы боевого искусства. Обязательными добавками к рациону питания монахов являлись лекарственные травы и коренья. Во время постов рацион менялся, но принцип сбалансированности и полезности сохранялся. Такая диета способствовала повышению выносливости, укреплению всего организма и отдельных внутренних органов.

После обеда монахи немного отдыхали, затем они снова приступали к тренировкам по ушу. На этот раз все монахи, разбивались на три группы: новичков, изучивших основы мастерства и опытных мастеров.

Новички должны были от трех до пяти лет заниматься изучением основных стоек, ударов и блоков. Тренировку проводил опытный наставник.

Ученики изучали «внешнее» и «внутреннее» искусство. «Внешнее искусство» (вай гун) закаляло монахов физически, развивало силу, ловкость, выносливость, укрепляло мышцы и сухожилия, ударные поверхности рук и ног. Это было не простым испытанием для их тела и духа.

Вот как, например, совершенствовались монахи в «искусстве пальца» (в умении пальцем пробивать любую преграду). Сначала ученику следовало тыкать указательным пальцем в пшено, затем в песок, и, наконец, в гравий. Он должен был, преодолевая боль, нанести 3800 ударов. После этого следовало наносить удары в железные опилки. После 9000 ударов на пальце образовывались многослойная мозоль и полностью атрофировались нервные окончания, палец становился как кость; его называли «железный палец», ударом такого пальца монах мог проткнуть мышцы противника или пробить стену дома.

Монахи, изучившие основы мастерства, занимались в группах по четыре человека, каждую группу опекал свой наставник. Монахи, входившие в эти группы, отрабатывали комбинации приемов, изучали тактику и принципы ведения боя, они продолжали совершенствоваться во «внутреннем» и «внешнем» искусствах. Этот этап подготовки обычно занимал несколько лет. Опытные мастера тренировались под присмотром главного наставника по боевым искусствам. Они изучали секретные приемы, учились наносить удары, не касаясь противника, занимались поиском новых эффективных приемов и связок.

Вечером все снова встречались для совместных тренировок, это было своеобразное подведение итогов. Нередко проводились показательные поединки, когда монахи демонстрировали свое искусство в реальных схватках.

После вечерних занятий ушу монахи снова медитировали, а затем отходили ко сну. Но очень часто и ночью в зале Тысячи будд монахи продолжали упорно отрабатывать боевые приемы, наносить удары по деревянным манекенам, заниматься дыхательными упражнениями.

По преданию, только через 10-15 лет монах овладевал искусством Шаолиня, для доказательства своего мастерства он должен был сдать экзамен.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Легенды и были Шаолиня

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

«5.00– подъем, 5.15 – утренняя тренировка, 6.40 – утренние занятия, 7.45 – завтрак, 9.00 – общественные работы, 11.30 – обед, 12.00 – дневной отдых, 14.00 – самоподготовка, 17.10 – вечерний урок, 18.50 – ужин, 21.00 – спортивные тренировки, 23.10 – отход ко сну». Кажется, что это расписание спортсмена-олимпийца или курсанта военного училища. Но нет, это дела духовные: перед нами распорядок дня в монастыре. Самом, вероятно, известном в мире буддийском монастыре Шаолинь. Колыбели и центре боевых искусств Китая.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Легенды Дамо

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Бодхидхарма во время медитации в пещере

Легенды считают его сыном индийского принца, который будто бы оставил светскую жизнь ради «колеса Дхармы» – буддийского учения

Долгая дорога в монахи

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

С клеймом тигра и дракона

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Суровое утро шаолиньских монахов

Жизнь монахов Шаолиня — усердный путь к духовному и физическому самосовершенствованию, который предполагает целый ряд тягостей и самоограничений, которые ведут монахов к просветлению. Тренируются монахи согласно древним традициям храма, которые не менялись сотни лет.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

День шаолинских монахов начинается в 5 часов утра. Проснувшись, все монахи собираются во дворе у главного храма и 2 часа придаются медитации, независимо от погодных условий и возраста.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Для того чтобы медитация новичков не переходила в сон, из состава старших монахов назначается 10 смотрителей, в задачу которых входит надзор за медитирующими новичками. Если кто из новичков уснет, смотритель награждает его двумя ударами шеста по плечам. Проснувшись, новичок должен поблагодарить собрата за его бдительность и за помощь в медитации.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

По окончанию медитации монахов ждет комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости тела. Шаолинский комплекс растяжки включает в себя набор очень тяжелых упражнений, которые неподготовленный человек, не в состоянии будет вынести. К слову сказать, монахов к таким нагрузкам готовят с детства, и практически каждый монах вступивший в ряды храма может сразу и без подготовки сесть на продольный и поперечный шпагаты.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Духовная тренировка монахов шаолинь.
После комплекса растяжки монахи размещаются в главном храме и слушают своего рода лекции о религии, жизненном пути и просветлении. Также настоятель монастыря распределяет своеобразные обязанности между новичками и тем самым, определяя их дальнейшую судьбу в монастыре.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

После духовного развития монахи переходят к физическому совершенствованию. Они выполняют различные упражнения для развития мышечной и сухожильной силы.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

У многих возникает вопрос « Если монахи так усердно тренируются, почему они не выделяются мышечной массой?». Здесь дело в первую очередь в физиологии и наследственности. Практически все китайцы являются эктоморфами, и им довольно тяжело набирать массу, да оно им не особо и необходимо.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Второй причиной является питание. Монахам запрещено употреблять мясо, которое, как известно является основополагающим при наборе мышечной массы.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Третьей причиной является распорядок дня, при котором мышцы не успевают восстановиться, а следовательно и вырасти.
Закончив с физическими упражнениями, монахи переходят к совершенствованию в боевых искусствах.

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Около монастыря расположено несколько школ ушу. Одна из которых — «Академия ушу шаолиньского монастыря» в которой изучают в спортивное ушу. При школах могут также обучаться иностранцы.

Источник

Секреты долголетия шаолиньских монахов

распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть фото распорядок дня в шаолиньском монастыре. Смотреть картинку распорядок дня в шаолиньском монастыре. Картинка про распорядок дня в шаолиньском монастыре. Фото распорядок дня в шаолиньском монастыре

Р асположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна — это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь».

Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций — ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка — основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи

ЗАВТРАК
Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 — 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища : лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки.
Количество: 1 — 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Весенний чай: 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 — 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.

Летний чай: 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.

Осенний чай: 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.

Зимний чай: 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.

Чай долголетия для любого времени года: 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

Дикие растения в рационе монахов

Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.

Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

ДэЕнь /журнал «Цигун и спорт», №2 1995 г./

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *