расписной потолок в храме
Секреты росписей в храмах России
Мы восхищаемся тем, как древние мастера смогли украсить потолки многочисленных церквей и соборов. При входе в тот или иной храм человек поднимает голову вверх, и перед ним предстает уникальная картина, которая занимает несколько десятков, а то и сотен квадратных метров площади. Выражаясь современным языком, мастера использовали изображения святых и мучеников за веру при создании уникального дизайна потолков в христианских храмах.
Некоторые творения мастеров предстают настоящими загадками, многие из которых не разгаданы по сей день. К примеру, в одной из церквей Воронежской области сохранилась потолочная роспись, датированная концом 17-го столетия. При этом каждый желающий может увидеть здесь удивительное сочетание: на потолке церкви изображена сама эта церковь с вратами, через которые идет людской поток, чтобы поклониться святым мощам. При этом над входом в церковь горит пятиконечная красная звезда – совершенно нехарактерный символ для христианской веры.
Некоторые ученые предположили, что звезды изобразили гораздо позже создания первоначальной фрески. Однако специалисты-реставраторы пришли к выводу, что изображение звезды создано тогда же, когда создавалась и вся роспись на потолке храма.
Удивительно, неужели древний иконописец хотел передать своей работой угрозу, которая ожидала церковь в России в эпоху прихода к власти большевиков. Если так, то такое послание люди смогли понять лишь после того, как Православие в России снова обрело прежние формы, и люди снова вернулись к осознанию того, что религия играет большую роль в жизни каждого человека.
Древние иконы и росписи могут многое поведать о том, что мастера-иконописцы были не просто художниками, но и зачастую обладали даром предвидения. Случай с воронежским храмом – далеко не единичный. Существуют храмы в Москве, Новгороде, Рязани, Муроме, где роспись на стенах и потолках церкви изобилует весьма оригинальными сюжетами, тайны которых часто не могут объяснить даже те, кто в этих храмах проводит службы.
© 2010-2012 Непознанный мир
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Расписной потолок в храме
«Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.
«Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8,12,14,15,16.
В росписях Кенозерских «небес» присутствуют различные сюжеты. Есть небеса с изображением Архангелов (Пахомиевская часовня в д. Карпово, Иоанна Богослова в Зихново и др.), Апостолов (Введенская часовня в д. Рыжково, Трех Святителей в д. Немята) и др., есть смешанные сюжеты.
Далее представляем краткие описания и фотографии небес из часовен Кенозерского парка и соседних районов.
Фотографии 208 года |
Фотографии Ел. Шатковской и Ю.Огурцова. |
Сюжет росписи 16-гранного неба: «Архангелы» и «Распятие» на восточной грани с фигурами Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова, Логина Сотника (по одной фигуре на соседних с «распятием» гранях).
Росписи принадлежат тому же мастеру, который расписывал «небеса» в Усть-Поче и Карпово.
Масляная живопись 19 века.
Фотографии 2008 г. |
Конево не входит в Кенозерский национальный парк, но основная дорога в Парк идет через Конево. И там приходится ждать автобуса: туда или обратно. Поэтому при наличии времени стоит зайти в часовню и посмотреть ее.
По Т.М.Кольцовой, это роспись со смешанным сюжетом.
В иконографическую программу этого «неба», помимо архангелов, евангелистов, включены апостолы Петр и Павел, а также ряд необычных сюжетов, не встречающихся в других памятниках. Речь идет о композиции «Покров Богородицы» и изображениях святых Александра Невского, мученицы Евдокии. Появление их, несомненно, связано с местными, наиболее почитаемыми культами. Часовня посвящена Александру Невскому, он был патроном этого небольшого храма. Что же касается Покрова Богородицы, то этот праздник особо чтился в данной местности, так как в с. Конево была ранее Покровская церковь (не сохранилась). Включение новых необычных сюжетов и персонажей в роспись «неба» с. Конево, видимо, обусловлено пожеланием заказчика, местного клира.
Росписи «неба» в Глазово по классификации Т.М.Кольцовой относятся к смешанному типу, по которому в росписи соседствуют апостолы и архангелы со всеми сопутствующими сюжетами.
Такой же тип росписи использован в Коневской часовне Александра Невского и церкви Происхождения Честных древ Христовых в Филипповской. Это живопись 19 века прямо по древесной основе или очень тонкому левкасу (Т.М.Кольцова).
Как пишет Т.М.Кольцова, «небо» в Тамбич-лахте написано в грубоватой манере масляной живописи в конце XIX в. и содержит изображения архангелов. Раньше (Э.С.Смирнова) над входом в часовню можно было видеть дату «1883», которая, видимо, определяла дату сооружения часовни. Эта надпись не сохранилась.
Фотографии выполнены видеокамерой при инфракрасном освещении, так как в часовне было совсем темно.
А теперь (в конце 2009 г.) мы можем во всей красе показать фотомакет «неба» из часовни в Тамбич-лахте, сделанный для Каталога кенозерских небес и часовен и опубликованный Парком.
Впечатление, по-моему, потрясающее.
Замечательное исследование перекрытий «небом» в северных храмах и часовнях см. в книге: Т.М.Кольцова. Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск. 1993 г.
Дополнительно на нашем сайте о «небесах» :
1. Расписи»неба» в храмах Русского Севера (фрагменты из книги Т.М.Кольцовой).
2. Кольцова Т.М. Расписные «небеса» в культовых памятниках Кенозера.
Самые шедевральные потолки и купола храмов со всего мира
Комната павлинов в замке Саммеццано, Италия
Эти потолки такой красоты, что дух захватывает и не устаешь поражаться человеческому гению и адскому труду художников, создавших такое великолепие.
Церковь Тамплиеров 12 века в Лондоне.
Собор Святого Петра в Йорке в Англии.
Потолок Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Монреале.
Потолок Мирского замка, Беларусь
Потолок Тадж-Махал, Индия.
Часовня Леди,является составной частью собора в Уэльсе.
Потолок Собора Ла Саграда Фамилия в Барселоне, Испания
Потолок античного Пантеона, Рим.
Купол виллы Ротонда, Италия.
Храм Неба в Китае является символом Пекина.
Мечеть Вакиль, Шираз, Иран.
Восьмиугольный купол Кафедерального собора Эли в Кембриджшире.
Купол Церкви Сент-Луис в Севилье.
Доминиканский костел Святого Духа, Вильнюс.
King»s College Chapel в Кембридже.
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.
Собор Святого Петра, Рим.
Купол Церкви Святого Николая в Амстердаме.
Исаакиевский собор, Санкт Петербург.
Купол Мэрии Сан-Франциско 1906 год.
Купол синагога в Сегеде, Венгрия.
Купол Парламента, Будапешт.
Мавританский Дворец Альгамбра в Испании.
Потолок в замке Нойшванштайн, Германия.
Кентерберийский собор, Англия.
Голубая мечеть, Турция.
Зеркальный зал королевского дворца в Брюсселе, Бельгия (зелёный цвет потолка получили из надкрылий 1 600 000 экзотических жуков из Азии)
Свод представляющий Вселенную, Алькасар в Севилье 1427 год.
Мечеть Шах, Исфахан, Иран.
Керамическая мозаика-Вечность,украшающая потолок гробницы 14-го века персидского поэта Хафеза в Ширазе, Иран.
Калейдоскопический потолок в святыне Шаха Sheragh в Ширазе, Иран.
Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран.
Потолок Летнего Дворца в Пекине.
Испанская синагога, Прага.
Зал двух сестёр, Альгамбра, Гранада, Испания
Мавзолей Фатимы аль-Маасума в Куме, Иран.
Купол Зальцбургского собора.
Мечеть Вазир Хан в Пакистане.
Публичная библиотека в Лос-Анджелесе.
Витражный купол галереи Лафайет в Париже.
Потолок Одесского оперного театра.
Коммерческий банк в Торонто, Канада
Лоджии Рафаэля, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Библиотека Конгресса США.
Библиотека аббатства Адмонт в Австрии
Роспись потолка Строгановского дворца, Санкт-Петербург.
И, конечно, Сикстинская капелла.
Оставьте свой голос:
Подпишись на наш дайджест
TOP 5
Новости, сплетни, слухи за неделю
Как заканчивается брак
Самая безупречная фигура ХХ века
Председатель отряда «Лиза Алерт» о поисках Светличной
По наблюдениям сплетниц
Комментарии Скрыть комментарии
Роспись потолков храмов и соборов Европы
Роспись потолков храмов и соборов Европы поражает своим величием и красотой. Многие знаменитейшиеххудожники эпохи Ренессанса оставили свои лучшие картины именно на этих поверхностях. В те времена это было огромной честью и отличным способом заработать. К тому же, к росписи потолков храмах допускались только профессионалы, что служило доказательством общественного признангия таланта художника.
Во времена войн и пожаров многие храмы были уничтожены, но и те, что дошли до наших дней удивляют и ласкают взоры профессиональных художников и обычных туристов.
Приглашаю вас на экскурсию лучших росписных куполов.Иллюстрации взяты из книги David Stephenson «The Dome in European Architecture».
Battistero degli Ortodossi
Ravenna, Italy, 400–500
Florence, Italy, begun by 1113, mosaics begun 1225
Church of the Chora
Istanbul, Turkey, c. 1050–1320, mosaics c. 1303–20
Cathedral of the Assumption
Kremlin, Moscow, Russia, 1475–79,
Alberto (Aristotele) Fioraventi (c. 1415–1486), fresco 1642–44 by Sidor Pospeev and Ivan and Boris Paisein
Parma, Italy, 1090–1130, remodeled with fresco 1523–30 by Correggio (1489?–1534)
Cathedral of the Assumption
Trinity Monastery of St. Sergius, Sergiev Posad, Russia, 1559–85,
after Alberto Fioraventi’s Cathedral of the Assumption at the Kremlin
Ely, England, begun 1090, crossing vault 1328–42 by William Hurley (d. 1354)
Dome over the Mihrab, Mezquita (Great Mosque)
Córdoba, Spain, c. 961–76
Cremona, Italy, begun 1463,
fresco c. 1533–59 by Camillo Boccaccino (1511–1546) and Giulio (c. 1508–1573) and Bernardino (c. 1522–1590) Campi
Sant’Ivo alla Sapienza
Como, Italy, dome 1688,
by Carlo Fontana (1638–1714)
St. Paul’s Cathedral
London, England, 1675–1711,
Sir Christopher Wren (1631–1723)
Granada, Spain, begun 1702,
probably Francisco de Hurtado Izquierdo (1669–1725)
Salzburg, Austria, 1614–28,
Ettal, Germany, founded in 1330 and renovated in 1709–45
by Enrico Zucalli (1642–1724) and Joseph Schmuzer (1683–1752), fresco 1769 by Johann Jakob Zeiller (1708–1783)
Steinhausen, Germany, 1728–31,
Dominikus Zimmermann (1685–1766), fresco by Johann Baptist Zimmermann (1680–1758)
Kladruby, Czech Republic, 1712–26,
Jan Santini-Aichel, fresco by Cosmas Damian Asam
Szeged, Hungary, 1900–03,
Lipot Baumhorn (1860–1932), stained-glass dome by Miksa Roth (1865–1944)
Iglesia del Sagrario, Catedral
Sevilla, Spain, 17th century
Вас нужна хорошая вентиляция офиса? Специалисты компании AERECO смогут сделать вентиляцию любой сложности!
Какая бывает роспись потолков – варианты расписного потолка, правила художественной росписи
Для жилищ с высокими потолками и просторными комнатами хорошо подходит классический стиль оформления, который естественно дополняет роспись потолков. Подобный подход стали все чаще применять также для отделки помещений стандартной высоты.
Когда это началось
Истоки росписи ученые находят еще во временах Палеолита. Для украшения своих жилищ древние люди использовали наскальными изображения, которые фрагментами сохранились до наших времен. На этих рисунках можно увидеть природные явления, образы растений, животных и людей.
Краткие факты из истории потолочной росписи:
Несмотря на богатую историю, в нашей стране роспись потолков в какое-то время надолго предали забвению. В наши дни эта технология заново возрождается, повсеместно вытесняя традиционные решения. Благодаря росписи потолок становится более интересным, сообщая всему помещению особенное настроение. Для этого могут применяться разные сюжеты, позволяющие сделать интерьер сказочным и необычным.
Расписной потолок дает возможность замаскировать определенные дефекты базовой поверхности, отвлекая внимание от мелких неровностей и недостатков. Используя оригинальные захватывающие сюжеты, можно существенно преобразить помещения с низкими потолками и архитектурными ошибками. За счет объемных красивых изображений создают креативную атмосферу, благотворно влияющую на творческих людей с бурной фантазией. Это помогает им работать и отдыхать, черпая вдохновение и положительные эмоции в собственном жилище.
Как определиться с идеей художественной росписи
Чтобы расписать поверхность, обращенную своей лицевой частью к полу, приходится преодолеть немало трудностей. Это работа для опытных профессионалов, которые имеют за своими плечами многочасовые тренировки по выполнению менее сложных заданий.
Чтобы подобрать подходящий сюжет, необходимо учесть целый ряд факторов:
Техника нанесения
Подобрав подходящий сюжет, стиль нанесения и цветовую гамму, переходят к подготовительным мероприятиям.
В настоящее время для нанесения росписи используются следующие виды техники:
Инструменты и материалы
Готовясь к работе, необходимо обзавестись следующим инструментами и материалами:
Наряду с кистями и валиком, для росписи потолков может понадобиться аэрограф и краскопульт. Используя кисточки, можно создавать роспись потолка узором «классика», для которого характерны тонкие линии и мелкие детали. Наносить краску по трафарету удобнее с помощью мехового валика. Этот же инструмент пригодится для сплошного окрашивания базовой основы: это обеспечивает ровную укладку без разводов и наплывов.
Аэрограф представляет собой приспособление, напоминающее небольшой пульверизатор. Краскопульт обладает большими габаритами и мощностью, что позволяет производить закрашивание крупных элементов изображения или создавать общий фона. Перед тем, как раскрасить потолок, помещение необходимо максимально освободить от мебели и предметов декора. То, что невозможно вынести, накрывают пленкой.
Подготовка основания для расписного потолка
Закупив все необходимые материалы и инструменты, можно переходить к подготовке базовой поверхности. От этой процедуры напрямую зависит долговечность финишной отделки, поэтому осуществлять ее необходимо максимально качественно.
Подготовка основания включает в себя следующие операции:
Нанесение изображений
Благодаря художественной росписи потолок можно визуально поднять или сделать его объемным. Комната после этого становится более яркой и светлой. Это накладывает особую ответственность на прорисовку всех деталей. Они должны быть яркими, но не навязчивыми, обладая четкими контурами. Особенно это касается объемных изображений, где малейшая ошибка может сделать их плоскими.
Защитный слой
После того, как все изображение будет перенесено на потолочную поверхность, необходимо дождаться полного высыхания краски. Как уже говорилось выше, срок высыхания у разных материалов отличается. Быстрее всего застывают акриловые материалы – за 2-3 часа. Что касается масляных картин, то они могут сохнуть до недели.
Готовый рисунок на потолке необходимо защитить от выгорания, появления трещин и загрязнения. Чаще всего в качестве дополнительного покрытия используют акриловый лак, которые удобнее всего наносить посредством распылителя. Для обработки труднодоступных участков потребуется кисть с коротким ворсом. Дождавшись высыхания лакового покрытия, осуществляют его полировку сухой кисточкой.