расписание службы в ипатьевском монастыре
Ипатьевский монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме, живописно расположившийся у места впадения реки Костромы в Волгу — памятник старины, объект культурного наследия нашего Отечества. Этот монастырь по праву называют «колыбелью», из которой вышла династия Романовых — именно в нем находился юный Михаил Романов, когда сюда направилась процессия Великого Посольства с вестью о том, что народ выбрал его в качестве нового царя. Памятуя об этом, каждый новый наследник престола, становясь государем, не скупился на настоящие царские подарки для Ипатьевского монастыря.
Причем Романовы одаривали обитель не только золотом и серебром, но и редкими книгами, иконами, предметами искусства. И по сей день многие ценные церковные реликвии и другие значимые исторические экспонаты хранятся в музее обители. Монастырь почитается паломниками, которые приезжают сюда, чтобы поклониться его святыням, интересен он и путешественникам, желающим прикоснуться к истории страны.
Ипатьевский монастырь в Костроме на google-панораме:
Собор в Ипатьевском монастыре
Фасад строения имеет множество интересных архитектурных деталей, к примеру, парадное крыльцо украшено восьмигранным шатром, установленным на четырех столбах, декорированных кубышками и висячими арками с гирьками. Поражает великолепие интерьера собора, украшенного иконописью, монументальной живописью, выполненными лучшими мастерами своего времени. Разнообразием сюжетов, гармоничностью цветов и изящным орнаментальным декором приковывает внимание фресковый ансамбль, созданный в XVII веке костромскими изографами во главе с талантливым мастером фресок и иконописи Гурием Никитиным. Над созданием резного золоченого иконостаса в стиле барокко (середина XVIII века) трудились костромские резчики под руководством Макара Быкова и Петра Золотарева.
Также на территории обители находятся восстанавливаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы и надвратная церковь Хрисанфа и Дарии.
История Ипатьевского монастыря
Считается, что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза Чет — влиятельный вельможа Золотой Орды. Направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, он остановился по пути в этой местности, чтобы отдохнуть. Здесь ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после которого он исцелился от недуга. Чет принял православное крещение и выделил средства на строительство обители в месте явления и чудесного исцеления.
Однако есть и другие версии, согласно которым основание монастыря относят к середине XIII века. Его могли заложить новгородцы, считавшие священномученика Ипатия покровителем своих посадников. Несмотря на расхождения мнений по поводу времени основания монастыря, неоспорим тот факт, что Чет внес значимый вклад в его становление, его личность важна и тем, что он был родоначальником Годуновых, представители которых сыграли важную роль в жизни обители и страны в целом.
Еще в XIV и XV веках монастырь был небольшим и малоизвестным, однако все поменялось с укреплением влияния рода Годуновых. С середины XVI по начало XVII века на его территории разворачивается масштабное каменное строительство — в это время возводятся Троицкий собор и монастырские стены с въездными воротами. Обитель имела мощные крепостные стены с башнями, на которых устанавливались орудия, как и многие другие монастыри того времени, он был еще и оборонительным сооружением, он защищал подступы к Костроме со стороны старой ярославской дороги.
Щедро жертвовали представители рода монастырю и ценные реликвии — иконы, украшенные чеканными изображениями золотые предметы церковной утвари. Трудные дни настали для обители в Смутное время — ее захватил один из отрядов Лжедмитрия II, который удалось прогнать из крепости только силами подоспевшего из Галича войска народного ополчения.
В силу своей исторической значимости, обитель в течение долгих веков была неразрывно связана с крупнейшими социальными и политическими событиями, происходившими в Русском государстве. Именно в Ипатьевском монастыре Михаил Романов был призван на престол, что возвеличило обитель. В период правления Михаила Федоровича ее территория была значительно расширена с западной стороны, ее стали называть Новым городом. С годами авторитет обители все больше увеличивался, благодаря щедрым пожертвованиям она стала одной из самых богатых в стране.
Однако в петровские времена расцвет сменился упадком — часть колоколов была снята и отправлена в Москву для военных нужд, также часть доходов и пожертвований сверх установленного размера изымалась в пользу казны, что постепенно привело к обветшанию построек. После учреждения Костромской епархии монастырь стали использовать в качестве резиденции архиерея, в связи с этим обитель претерпела ряд перестроек. В 1767 году произошло знаменательное событие в жизни обители — ее посетила императрица Екатерина II, важное значение имел и приезд в 1834 году императора Николая I, который распорядился о проведении восстановительных и реставрационных работ на территории.
В дальнейшем обитель удостаивали визитами и другие императорские особы. С большим размахом проходило празднование в обители 300-летия Дома Романовых, на котором присутствовал император Николай II с семьей. После событий, связанных с революцией в 1917 году, обитель прекратила существовать в качестве культурного и духовного оплота для верующих. Большинство ее построек было пущено под хозяйственные нужды. Все церковные реликвии, начиная с двадцатых годов, вывозились в Москву, где их использовали на революционные нужды. Лишь часть икон и предметов, не представляющих для большевиков ценности, были отданы в местный краеведческий музей.
Одновременно с этим помещения и постройки монастыря были отданы под общежития для фабричных рабочих, солдат Красной армии и даже под танцевальные площадки. И только лишь с середины 1940-х годов власть стала постепенно пересматривать свое отношение к нему, осознавая его культурную ценность. Со временем в обители был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В 1990-е годы началась постепенная передача монастыря Русской православной церкви, которая окончательно завершилась в 2004 году.
Иконы Ипатьевского монастыря
Одной из наиболее почитаемых святынь обители в частности и костромской земли в целом является точная копия чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Согласно преданию, ее написал святитель Петр, митрополит Московский. В 1613 году ее принесли послы Земского собора, сообщившие Михаилу Романову об его избрании на престол. Позднее царь Михаил Федорович подарил ее монастырю, она размещалась в иконостасе Троицкого собора вплоть до 1919 года, когда ее изъяла новая власть. Только в 2004 году она была возвращена на свое место. Икона украшена драгоценной ризой.
Еще один чтимый образ — икона священномученика Ипатия с частицей мощей святителя. Также в обители пребывают икона святого Серафима Саровского, блаженной Матроны Московской с частицей ее гроба и другие образы.
Экскурсии
Для посетителей открыт доступ к территории Старого города обители, на которой размещается архитектурно-музейный комплекс. За вход на нее взимается плата, для взрослых — 170 руб. Можно осмотреть экспозиции музея Ипатьевского монастыря самостоятельно или оплатить экскурсию. В рамках посещения обители можно ознакомиться с ее архитектурным ансамблем, росписью Троицкого собора и основными святынями. Создано несколько экспозиций и выставок, которые рассказывают об истории достопримечательности и ее значении в судьбе страны.
Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.
Если вас не интересуют музейные коллекции и вам хотелось бы посетить только богослужения, то важно знать, что они проходят с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, вход на них свободный.
Как добраться
Доехать до обители можно на общественном транспорте, рядом находится остановка «Ипатьевская слобода», до нее довезут:
От остановки до места нужно будет пройти около 800 метров.
Удобно добираться до монастыря на машине, он находится недалеко от центра города, к примеру, расстояние от центральной площади Костромы, Сусанинской, до него составляет примерно 4 км.
Как доехать до монастыря от Сусанинской площади
Еще один вариант — поездка на такси, можно вызвать машину, воспользовавшись такими приложениями, как Яндекс. Такси, Везет, Максим, Taxsee.
Неподалеку от монастыря расположилась еще одна достойная внимания достопримечательность — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода».
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, видео:
Ипатьевский мужской монастырь в Костроме: информация для паломников
История обители
Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.
Ипатьевский монастырь в Костроме
Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.
Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.
Становление
В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.
Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.
Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.
Архивное фото святой обители
Относительный упадок
Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.
В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы. Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых.
В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.
В 1913 г. Ипатьевский монастырь принимал высокопоставленных особ по случаю 300-летия династии Романовых. Это было последнее торжественное событие перед последующей долгой смутой.
Период СССР
С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.
Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.
Внутренний двор Костромского монастыря
Современное состояние
Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.
Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.
Архитектурные особенности
Первой постройкой на территории современной пустыни был собор Рождества Пресвятой Девы Марии. Во второй половине XVIII столетия деревянную постройку заменили каменной, увенчав ее пятью главами. Однако вскоре она была снесена, а вместо нее построено новое здание по проекту Константина Андреевича Тона, который заложил в основу византийско-русский стиль. Церковь соединена со Свято Троицким собором юго-западной папертью. Во внутреннем богатом убранстве особенно выделяется большой пятиярусный иконостас, покрытый позолотой, с множеством образов кисти Николая Михайловича Софонова.
Монастырская звонница была возведена в 1601 г. Южная часть ее представляет многопролетную аркаду, а к северной позже была пристроена шатровая колокольня с зеленой крышей. Она украшена килевидными окнами, спаренными полуколоннами и резными кессонами. В XIX столетии с западной стороны звонницы была пристроена открытая галерея, а спустя век монастырь обзавелся 8-тонным колоколом «Царь Михаил».
Еще одним древним зданием является Троицкий собор, датируемый 1650 г. Он имеет три престола и увенчан пятью куполами со световыми барабанами. Храм стоит на высоком подклете, обрамленном двухэтажными галереями, а фасад украшен аркатурно-колончатым поясом. Северная паперть церкви оформлена арочным шатром с гирьками, установленном на четырех колоннах.
Надвратный храм во имя великомучеников Хрисанфа и Дарии появился несколько позже – во второй половине XIX столетия. Здание выполнено в стиле классицизма, который гармонично сочетается с древнерусскими зодческими традициями. Спроектировал собор вмч. Хрисанфа и Дарии знаменитый архитектор К. А. Тон вместе с Н. П. Григорьевым.
Святыни монастыря
Главной святыней Ипатьевской пустыня является чудотворная частичка Ризы Христа. Также здесь хранятся останки сщмч. Ипатия и камень из стены дома, где был расстрелян император Николай II вместе с семьей.
Здесь же можно поклониться Тихвинской богородичной иконе, почитаемой всеми русскими православными. Несмотря на то что это список, копия также наделена божественной силой. Вместе с Феодоровским ликом она принимает участие в ежегодных крестных ходах.
Видео «Ипатьевский монастырь в Костроме»
В этом видео представлена история святой обители.
Праздники и чтимые даты
Свято-Троицкая Ипатьевская лавра отмечает два престольных праздника:
Информация паломнику
Всю необходимую информацию о работе и деятельности костромской мужской обители можно узнать на официальном сайте: www.ipatievsky-monastery.ru.
Богослужение в монастыре
Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:
Как добраться
Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».
Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ипатьевский монастырь в Костроме: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Мужской монастырь в Костроме, известный во всех уголках России, именуют Свято-Троицким Ипатьевским. А все потому, что посвящена обитель монахов сразу и Троице, и почитаемому церковью епископу Гангрскому, Ипатию, погибшему за веру в IV в. Но имя – не все, чем богат монастырь: его стены помнят неповторимых зодчих, бояр Руси, царскую семью Романовых и не один политический переворот.
Где находится Ипатьевский монастырь и как добраться
Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)
В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно.
Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:
Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре Костромы
Службы отправляются каждый день, отличаются они только месяцесловом. Впрочем, вносят коррективы и православные праздники.
Есть в Ипатьевском монастыре и «график» для исповедей:
Где рядом можно остановиться
Чтобы посетить знаменитый монастырь, можно воспользоваться услугами множества мелких отелей и хостелов в Костроме или остановить выбор на паломнической гостинице местной епархии. Называется она «Воскресенская» и расположена на проспекте Вознесенском, 3Б (тел. 4942 466-394). Удобна гостиница тем, что до культовых зданий Костромы отсюда совсем близко, в частности до Ипатьевского монастыря на машине 10 минут езды, а на автобусе минут 35.
Для паломников цены в этом заведении ниже, чем для обычных туристов: одно койко-место в паломническом номере обойдется в 500 руб./сутки. В гостинице есть комната для молитв и предоставляют услуги православных гидов.
История Ипатьевского монастыря в Костроме
Архитектурные и культурные достопримечательности
Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:
Святыни
Ипатьевский монастырь на фото
Белоснежный Троицкий собор помнит визиты особ императорских кровей.
Иконостас в стилистике барокко выполняли местные костромские умельцы еще в XVIII в.
Лестница ведет в царские покои семейства Романовых.
Ипатьевский монастырь в Костроме — видео
Рассматриваешь фото Ипатьевского монастыря в Костроме, и просто холодок ходит по коже, ведь это – одно из самых посещаемых культовых сооружений России и заодно одно из самых древних. В его стенах писалась история Руси и Российской империи.
Ипатьевский Свято-Троицкий мужской монастырь в Костроме
История обители
Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.
Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.
Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.
Становление
В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.
Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.
Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.
Относительный упадок
Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.
В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы. Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых.
В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.
В 1913 г. Ипатьевский монастырь принимал высокопоставленных особ по случаю 300-летия династии Романовых. Это было последнее торжественное событие перед последующей долгой смутой.
Период СССР
С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.
Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.
Современное состояние
Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.
Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.
Московское посольство
Осенью 1612 года в обители появились новые насельники – монахиня Марфа и её шестнадцатилетний сын Михаил Фёдорович. Они происходили из старинного боярского рода Романовых. Проживая последнее время в своей костромской вотчине – селе Домнине, мать и сын были вынуждены укрыться за монастырскими стенами от мародёрства польско-литовских отрядов.
Весенним днём 13 марта 1613 года произошло событие, благодаря которому в историю России навеки вошла дотоле тихая провинциальная Кострома. Ипатьевский монастырь посетило прибывшее из Москвы посольство Земского собора, решением которого юный сын монахини Марфы – Михаил Фёдорович Романов – был избран российским самодержцем.
На следующий день под сводами Троицкого собора была совершена торжественная церемония его призвания на царство. Восшествие на престол первого государя из Дома Романовых, начавшееся в Ипатьевском монастыре, положило конец тяжелейшему периоду отечественной истории, названному впоследствии Смутным временем. Следует помнить, что с костромской обителью связано также имя такого верного сына Отечества, как Иван Сусанин, заманившего в непроходимые лесные дебри поляков, спешивших уничтожить будущего царя.
Архитектурные особенности
Первой постройкой на территории современной пустыни был собор Рождества Пресвятой Девы Марии. Во второй половине XVIII столетия деревянную постройку заменили каменной, увенчав ее пятью главами. Однако вскоре она была снесена, а вместо нее построено новое здание по проекту Константина Андреевича Тона, который заложил в основу византийско-русский стиль. Церковь соединена со Свято Троицким собором юго-западной папертью. Во внутреннем богатом убранстве особенно выделяется большой пятиярусный иконостас, покрытый позолотой, с множеством образов кисти Николая Михайловича Софонова.
Монастырская звонница была возведена в 1601 г. Южная часть ее представляет многопролетную аркаду, а к северной позже была пристроена шатровая колокольня с зеленой крышей. Она украшена килевидными окнами, спаренными полуколоннами и резными кессонами. В XIX столетии с западной стороны звонницы была пристроена открытая галерея, а спустя век монастырь обзавелся 8-тонным колоколом «Царь Михаил».
Еще одним древним зданием является Троицкий собор, датируемый 1650 г. Он имеет три престола и увенчан пятью куполами со световыми барабанами. Храм стоит на высоком подклете, обрамленном двухэтажными галереями, а фасад украшен аркатурно-колончатым поясом. Северная паперть церкви оформлена арочным шатром с гирьками, установленном на четырех колоннах.
Надвратный храм во имя великомучеников Хрисанфа и Дарии появился несколько позже – во второй половине XIX столетия. Здание выполнено в стиле классицизма, который гармонично сочетается с древнерусскими зодческими традициями. Спроектировал собор вмч. Хрисанфа и Дарии знаменитый архитектор К. А. Тон вместе с Н. П. Григорьевым.
Монастырь — оборонительная крепость
Начало
Первой постройкой в монастыре была небольшая деревянная церковь, освящённая во имя Живоначальной Троицы. Потом на этом же месте построили каменный пятиглавый Троицкий собор с одноимённым престолом и двумя приделами.
К монастырю вело 5 въездных ворот, среди них особо выделялись парадные Святые ворота с надвратной церковью. Считалось, что церковь над воротами призывает Небесные Силы для защиты монастыря или города.
Монастырь был укреплён. Кроме духовной, он выполнял ещё и функции оборонительной крепости — высокие, толстые стены, башни с бойницами, подземный ход к реке для снабжения водой — всё было предусмотрено для длительной защиты.
Время расцвета
Не жалели царственные особы богатых даров и пожертвований своей вотчине. Постоянно туда присылались новые иконы в богатых окладах, предметы церковной утвари.
Монастырская библиотека регулярно пополнялась редкими томами, украшенными драгоценностями. До 18 века там хранился древнейший список «Повести временных лет» — уникальная по своей исторической ценности летопись.
В 1835 году обитель посетил русский император Николай-1. Всё досконально осмотрев, он приказал отремонтировать и перестроить здания, чтобы возвратить им первоначальный вид. Глобальные изменения произошли тогда в архитектурном облике комплекса: практически все здания были восстановлены, а некоторые просто заново отстроены.
В 1913 году Кострома стала центром празднования 300-летия Дома Романовых. На праздник приезжали царские особы: Николай-2 со всем своим семейством, а также другие влиятельные люди того времени.
В городе состоялся грандиозный крестный ход, огромные толпы паломников прибыли в святую обитель. Этот год стал триумфальным для древнего монастыря.
и… запустения
После Октябрьской революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, как и многие другие, был попросту закрыт. К счастью, его не разрушили, а открыли в нём Костромской исторический музей.
Только в 1992 году было подписано соглашение о возрождении монастырской общины, и её совместной работе с находящимся там музеем. Это время стало новым периодом возрождения мужского монастыря.
Информация паломнику
Всю необходимую информацию о работе и деятельности костромской мужской обители можно узнать на официальном сайте: www.ipatievsky-monastery.ru.
Богослужение в монастыре
Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:
Помимо служб, паломники могут посетить монастырский музей. Часы его работы такие же, как у обители, но вход платный – 100 р. с человека.
Как добраться
Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».
Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Индивидуальные и групповые экскурсии по Костроме
Музей уникальных кукол
Стоит ли оплачивать услуги частного гида или проще отправиться на осмотр города в составе группы? На самом деле, оба варианта имеют свои преимущества.Когда важно быстро и с минимальными расходами увидеть «открыточные» достопримечательности, групповой тур станет неплохим решением. Однако беглый осмотр основных туристических объектов подходит не всем.
Если важно узнать город с неофициальной стороны, прикоснуться к его истинной энергетике, стоит пригласить частного гида. Индивидуальный тур подойдёт также семьям с детьми и путешественникам, которые глубоко интересуются историей, религией, архитектурой. Профессиональный экскурсовод сможет подстроиться под интересы и возможности конкретной группы. Только в этом случае можно рассчитывать, что маршрут будет скорректирован с учётом личных пожеланий, а у гида будет время и желание отвечать на все интересующие туристов вопросы.
Святыни храма
Монастырь является важной исторической достопримечательностью. Обитель получила много ценных вещей от влиятельных семей Годуновых и Романовых. На ее территории хранятся важные для православной церкви реликвии.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
По легенде, митрополит Московский Петр создал копию чудотворной одноименной иконы. Ее использовали при коронации Михаила Романова. Позже образ стал частью иконостаса. Она являлась частью шествия верующих к храму на Запрудне. В 1919 году изображение вывезли из церкви, в собственность Костромской епархии его вернули в 2004 году.
Частица Ризы Господней
Небольшой кусочек ризы Христа, в которой его распяли на Голгофе, попал в костромской монастырь в 1626 году. Ее передали патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. Реликвии отвели место над царскими вратами. Во время больших православных мероприятий предмет опускали, чтобы показать верующим. В советское время ее спрятали, в монастырь риза вернулась в 2005 году.
Мощи Ипатия Гангрского
Священномученик являлся епископом города Гангры. Его мощи помогают исцелить человека от болезней и изгнать нечистую силу. Ипатий Гангрский считается покровителем комплекса. В 1997 году фрагменты останков и икону преподобного передали в монастырь представители Московского патриархата.
Глава Симона Юрьевецкого
Святой много молился в монастырях, поэтому получил дар пророчества и чудотворения. В 1619 году при изъятии его останков из могилы исцелилась женщина. С 1635 году Симона начинают почитать в качестве святого. Часть мощей хранится в небольшом ковчеге в обители.
Камень из расстрельной комнаты
В 2000 году РПЦ причислила членов императорской семьи к царственным страстотерпцам. Поскольку Романовы долгие годы считались покровителями мужского монастыря, здесь хранятся их вещи. В 2005 году архиепископ передал собору ящик с камнем из подвала купца Ипатьева, где произошел расстрел.