расписание службы в храме на сходне
Троицкий храм г. Сходня
Престольный праздник: Святой Троицы (23 июня)
Настоятель: иерей Алексий Рыженков, 1987
Приделы: свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
Святыни храма: крест-мощевик с частицами срачицы, мантии и волосами преподобного Серафима Саровского, мироточивая икона святой благоверной княгини Анны Кашинской, икона святой блаженной Матроны с частицей мощей и особо чтимые Казанская и Владимирская иконы Божией Матери и святителя Николая.
При храме открыта воскресная школа. На ее базе созданы библиотека и видеотека. Издается приходская газета «Троицкое слово».
Из истории
На полустанке Сходня первый храм построили иждивением местных земледельцев и дачевладельцев в 1903 г. Он принадлежал приходу села Черкизово. Храм был летний, деревянный, без колокольни, освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1907 г. на средства купца И.Н.Проскурякова и пожертвования прихожан воздвигли теплый придельный храм во имя святителя Николая. Но в январе 1909 г. деревянная Троицкая церковь сгорела.
В конце июня 1909 г. завершилось строительство временного молитвенного дома. Тогда же в приходе началась подготовка к сооружению каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая на месте сгоревшего храма. Наблюдал за постройкой архитектор Ф.Ф.Воскресенский. Работы завершились в декабре 1910 г.
После малого освящения в новом Свято-Троице-Никольском храме начались богослужения. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский, предложил временный молитвенный дом «обратить в церковноприходскую школу».
В 1936 г. храм закрыли и использовали как кинотеатр и комбинат художественных работ, который устроил в храме литейный и камнедробильный цех, погубив здание.
В 1990 г. Троицкий храм был передан Русской Православной Церкви. 13 января 1996 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил главный Троицкий престол. 26 января 2003 г. Никольский престол освятил архиепископ Можайский Григорий.
В храме особо почитается блаженная Матрона Московская, которая последние годы жизни провела в Сходне. На территории храма построена часовня в ее честь, освященная 2 мая 2001 г. в день памяти угодницы Божией.
В настоящее время храм полностью восстановлен и являет собой красивейший памятник церковной архитектуры XX в.
Храм Матроны Московской, мкр. Сходня, г. о. Химки
Сайт создан по благословению настоятеля храма прот. Андрея Гахова
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 17:00
Молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомаяТексты молитвенных прошений утверждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Дорогие братья и сестры!
На сегодняшний день в Подмосковье около 250 храмов, требующих восстановления. Каждый из них уникален и неповторим. Храм – не только христианская святыня, но и наше общее культурное достояние.
Благотворительный Фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь просит вас поддержать инициативу участия Фонда в премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
Для поддержки проекта нужно пройти регистрацию на сайте премии и после модерации анкеты стать его участником. Необходимо также оценить проект (поставить «лайк»).
Соискание премии проводится для обеспечения информационно-рекламной деятельности Благотворительного Фонда. Регистрация участника доступна по ссылке: http://наше-подмосковье.рф/personal/?register=yes.
Историческая справка
Последние годы своей жизни святая блаженная Матрона Московская провела в г. Сходне Московской области, куда к ней стекалось множество народа со своими бедами, прося у неё молитвенной помощи. С тех пор блаженная Матронушка, как её часто называли приходящие к ней люди, является покровительницей Сходненской земли.
В конце 2004г., по благословению Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшаго Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского, была создана община для строительства храма святой блаженной Матроны Московской. Под строительство храма Главой Администрации Химкинского городского округа был выделен участок земли на улице Некрасова. Уже с 15-го октября 2005г. на месте строительства Храма каждое воскресенье, под открытым небом, проводился молебен с пением акафиста св. блж. Матроне Московской.
Начиная с 9-го апреля 2006г. по благословению Высокопреосвященнейшаго Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского стала служиться Божественная Литургия по воскресным и праздничным дням; сначала в оборудованной под Храм бытовке, а с 06.01.2007г. в построенном, благодаря помощи Президента Группы Компаний «Стройпромет» Бабанина Павла Юрьевича и многих других, деревянном храме. 11-го февраля 2007г., благочинным Химкинского церковного округа игуменом Владимиром (Денисовым), был освящён крест на куполе храма. В 2008г. храм наконец-то обрёл свой голос, 2-го мая игуменом Владимиром (Денисовым), благочинным Химкинского церковного округа, на престольный праздник, в день памяти блж. Матроны Московской, были освящены колокола на звоннице храма. По благословению Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшаго Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского 9-го ноября 2008г. храм был освящён архиепископом Можайским Григорием.
При храме св. блж. Матроны Московской сформировано молодежное движение, организовани социальное служение, действует Воскресная школа для детей, есть православная библиотека. В храме есть частица мощей блж. Матроны Московской и особо почитаемые иконы: блж. Матроны Московской (перед которой служились молебны ещё под открытым небом), Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», «Неупиваемая чаша», прп. Сергия, игумена Радонежского.
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 17:00. Телефон храма: (8498) 683-05-88
Храм святой троицы на Сходне на ул. Первомайская
Красивейший храм Святой Троицы находится в микрорайоне Сходня Московской области. Настоятелем в настоящее время служит иерей Алексий Рыженков. В 2020 году храм отметит свое 110-летие.
История храма
В 1903 году местные землевладельцы и дачники общим советом решили построить церковь. Общими усилиями были собраны средства на строительство. Новый храм был деревянный, не отапливаемый, колокольни не было. Церковная епархия определила храм в подчинение ближайшему приходу села Черкизово. Освящение церкви состоялось в память о Святой Живоначальной Троице. Службы в храме проводились только во время дачного сезона. Четырьмя годами позднее местный купец И. Н. Проскуряков оказал благотворительную помощь церкви, и на эти деньги был построен отапливаемый придельный храм во имя св-ля Николая.
Зимой 1909 года случился пожар, и деревянный храм был уничтожен огнем. Летом для прихожан построили временный молитвенный дом. На месте сгоревшего храма было принято решение построить новый собор из камня. Так же, как и деревянная церковь, храм строился в память о Святой Живоначальной Троице. В нем планировалось устроить приход во имя святителя Николая. Разрабатывал проект и руководил строительством архитектор Ф. Ф. Воскресенский. К концу 1910 года работы были завершены. Торжественное освящение храма было проведено епископом Дмитровским Трифоном.
После освящения нового каменного храма Святой Троицы начались богослужения. Во временном молитвенном доме было решено устроить церковно-приходскую школу.
Во времена закрытия церквей по всей советской стране храм Святой Троицы также был закрыт. Его отдали под кинотеатр. Губительным для здания храма стало его переоборудование под комбинат художественных работ. Здесь устроили два цеха: камнедробильный и литейный.
Церковной епархии храм вернули в 1990 году. Главный Троицкий престол был освящен 13 января 1996 года митрополитом Ювиналием. Освящение Никольского престола состоялось только через семь лет 26 января 2003 года. Церемонию проводил архиепископ Можайский Григорий.
В храме Святой Троицы провела последние годы жизни блаженная Матрона Московская. Ее память особо почитается в церковных стенах. В честь блаженной в 2001 году рядом с храмом построили часовню. Ее освящение состоялось 2 мая, в день памяти Матроны.
В настоящее время восстановительные и реставрационные работы завершены, и храм ежедневно принимает прихожан. Здание храма является памятником церковной архитектуры. При церкви возобновила работу воскресная школа. Также выпускается собственная газета «Троицкое слово». На базе церковной школы работает библиотека и видеотека.
В церкви Святой Троицы в Сходне хранятся ценнейшие святыни:
С 2013 года в храме работает молодежная группа. Она состоит из молодых людей, стремящихся к творческому развитию, духовному образованию, совместному решению непростых жизненных ситуаций. Участники сообщества организуют мероприятия, обеспечивающие помощь и поддержку малоимущим семьям. Также в их обязанности входит уборка храма и прилегающей территории, украшение внутренних помещений к праздникам.
Строительство храма Святой Троицы
Постройка каменного храма Святой Троицы, уцелевшего до наших лет, началась во второй половине 1909 года. Разработкой проекта и строительными работами руководил архитектор Ф. Ф. Воскресенский. Здание храма было построено в неорусском стиле, сочетающем в себе традиции русского зодчества и простоту. Строительство завершилось в 1910 году.
После возвращения храма церкви в 1990 году он находился в плачевном состоянии. Настоятелем был назначен Николай Рыженков (отец нынешнего настоятеля Алексия), который возглавил руководство над восстановительными работами. Основная масса работ по подготовке внутреннего убранства церкви к первому богослужению была выполнена родственниками батюшки: его родителями и женой матушкой Верой. Вначале отремонтировали Никольский придел. Первое богослужение в нем состоялось 14 января 1990 года.
Церковное здание построили в 2006 году. Оно включало с себя храм для крещения, трапезную, помещения для воскресной школы и отдыха духовных лиц.
Большое внимание уделялось внешнему виду здания. К празднованию двух тысяч лет от Рождества Христова установили иконостасы в двух приделах, восстановили внешний облик куполов, отремонтировали звонницу и привезли пять новых куполов. В 2005 году владимирские мастера заново расписали внутренние стены храма. К 2013 году внешний вид храма полностью соответствовал его первоначальному облику, известному по старым фотографиям. Была воссоздана кирпичная кладка четырех купольных барабанов. Рядом с крестами основных глав и звонницы установили 4 позолоченных креста, которые были там изначально. В 2001 году рядом со зданием церкви построили часовню в память о блаженной Матроне.
Где находится храм Святой Троицы в Сходне
До храма Святой Троицы в Сходне можно добраться:
Расписание богослужений
Богослужения и исповедь в храме Святой Троицы совершаются каждый день с понедельника по субботу в 8.30.
Каждую субботу в 17.00 устраиваются всенощные бдения и исповедь.
По воскресеньям утренняя литургия и исповедь бывает два раза: в 8.30 и 9.00.
Православный храм Блаженной Матроны Московской в Сходне
История храма
История возведения храма в честь почитаемой московской святой блаженной Матроны Московской началась во второй половине 2004 года и всего через четыре года — в ноябре 2008, освятили деревянную церковь, малый приход будущего храма. В ближайшем будущем планируется возведение пятиглавого каменного собора.
Решив начать строительство, прежде всего, по благословению митрополита Ювеналия, в Сходне образовали общину из будущих прихожан. Всего за один год светской властью Химок были выделены земли под застройку, а уже в октябре следующего года на стройплощадке прошел молебен с чтением акафиста святой Матроне. Такие службы стали традиционно проводиться по воскресеньям и прихожан не смущало, что они проходят под открытым небом, ведь тогда на месте строительства не было ни одного помещения. Через полгода, в апреле 2006, под временный храм оборудовали строительный вагончик, и митрополит Ювеналий благословил служить в нём Литургию.
Рождество Христово в 2007 году праздновали уже в деревянной церкви малого прихода, освятив купольные кресты.
В 2008 году, через пять дней после Пасхи, 2-го мая, в день памяти святой Матроны Московской, установили и освятили колокола на звоннице, а осенью того же года храм был освящён полностью.
Церковь одноглавая, однопрестольная, под двускатной крышей.
Хотя храм в Сходне невелик, при нём работает воскресная школа для детей прихожан, действует библиотека православной литературы. Приход оказывает социальную помощь бедным семьям и одиноким старикам, духовно работает с Центром реабилитации.
В церкви сохраняется частица мощей святой Матроны и её образ, иконы Богородицы и Сергия Радонежского.
Расписание Богослужений
Прихожане могут посетить церковь с 9 утра до 18 вечера.
Памяти святой Матроны Московской — 2.05.
Обретение мощей — 8.03.
Исповедь ежедневно, крещение по субботам
Как добраться до храма в Сходне
В Сходне также имеется одноименная часовня, расположенная на подворье Троицкого храма по адресу Первомайская ул., 9
Контактные данные
Адрес: Химки, мкрн. Сходня, ул. Некрасова 2/10.
Настоятель: протоиерей Андрей Гахов.
Храм Матроны Московской/Храм Вознесения Господня
Храм Матроны Московской
Русская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Химкинское благочиние
Адрес:
г.о. Химки, мкрн.Сходня, ул Некрасова, д. 2/10
Проезд общественным транспортом:
от станции Сходня автобус № 12 до остановки «Улица Некрасова».
от метро Речной Вокзал автобус № 370 до остановки «Улица Некрасова».
Настоятель:
Протоиерей Андрей Гахов
Святыни:
В храме находится частица мощей блаженной Матроны Московской
Деятельность:
Храм ведет социальную деятельность: оказывает помощь малообеспеченным многодетным семьям, пожилым одиноким людям, также духовно окормляет несколько школ в мкр. Сходня и Центр реабилитации «Вера» в г.о. Химки.
Храм Матроны Московской/Храм Вознесения Господня запись закреплена
Храм Матроны Московской/Храм Вознесения Господня запись закреплена
31 октября
Жизнь и труды апостолов – Святой евангелист Лука
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа.
Показать полностью. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10,1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2Тим.4,10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк.1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк.1,4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19, 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян.15,6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Храм Матроны Московской/Храм Вознесения Господня запись закреплена
30 октября
Димитриевская родительская суббота (перенос с 6 ноября)
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Показать полностью.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы[1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших»[2][3].
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним, что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
Ин.5:24-30. – Зачало 16
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос[*]).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то есть в состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.
Храм Матроны Московской/Храм Вознесения Господня запись закреплена
26 октября
И́верской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.)
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России.
Показать полностью. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Храм Матроны Московской/Храм Вознесения Господня запись закреплена
24 октября
Отцы 7-го Вселенского собора
(Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровский))
Показать полностью.
Гонение на почитателей св. икон продолжалось 58 лет. Этот период в жизни Христианской Церкви напоминает то, что творится в наше время на Интернационалом Маркса оккупированными землями славян.
Какие причины вызвали иконоборчество? История свидетельствует: это дело политической программы данного времени и государственных соображений. Жестокому характеру гонений содействовал характер главного гонителя иконопочитания имп. Константина Копронима, человека развратной жизни, мужеложника, циника и садиста. А так как главную оппозицию иконоборцы встретили в среде монахов, на монашестве сосредоточилась их особая вражда и борьба. Самое монашество было объявлено политически неблагонадежным, было запрещено не только общение, но и знакомство с монахами. Их, на улицах, лакействующие перед властью забрасывали камнями. Если монах появлялся на улице Константина града, его хватали и тащили на ипподром и там до смерти засекали бичами.
Так, игумен Иоанн, отказавшийся топтать икону Богоматери, был, после избиения батогами, всенародно казнен. Известный подвижник св. Стефан, бывший скалой монашества, был заперт со многими другими иноками на много суток без пищи, затем выпущен, но не надолго. Император послал за ним целый отряд воинов. Стефан был, по пути в тюрьму, избиваем истязательски, монастырь сожжен, а монахи избиты и разогнаны. В тюрьму, после 17-ти дней издевательств, к Стефану были посланы гонцы увещевать Стефана – отречься от иконопочитания. И когда Стефан, после долгих бесполезных увещаний, был приведен к императору, он вынул из своего клобука монету и спросил: «Какого наказания я буду достоин, если эту монету с изображением императора брошу на землю и стану топтать? Отсюда ты, император, можешь видеть, какого наказания заслуживают те, кто Христа и Его Святую Матерь оскорбляют на иконах». При этом Стефан бросил монету и топтал ее. За это он был сослан на один из необитаемых островов, а через два года, в кандалах, привезли его в столицу и бросили в тюрьму, где оказались сидящими 342 монаха, пострадавших за иконы. У многих были урезаны носы и уши, у других выколоты глаза, у иных отсечены руки, и у многих к тому же были сожжены бороды и лица, значит – их подвергали пыткой огнем. После обращения Стефаном к иконопочитанию двух императорских посланцев, явились в тюрьму солдаты, привязали к ноге Стефана веревку и потащили по улицам, подвергая его избиению. Даже школьники были освобождены от уроков и выпущены на улицу, чтобы бросать камни в «злодея-преступника».
Тела так замученных иноков бросались в общий для казненных преступников ров. Тогда же были казнены 19 высших государственных сановников за то, что они выразили сочувствие св. Стефану. Монахов секли, калечили, живыми бросали в ямы и там живых засыпали землей.
За годы гонений в одну Италию бежало, спасаясь от гонений, свыше 50.000 монахов. Монастыри обращались в казармы.
Пятьдесят восемь лет. Такой продолжительности гонения на православных частично способствовало раболепство известной части самой иерархии, по инерции покорившейся воле садиста вольнодумца-императора. Отсутствие единства в среде иерархов, в самом Теле Церкви, всегда было страшной язвой в жизни Церкви Христовой. Жестокости иконоборцев, однако, не уничтожили моральной силы ушедших в катакомбы иконопочитателей. Церковь восторжествовала после 60-ти лет.
Так и после 60-лет гонений на Церковь Христову объединенного в марксизме всемирнаго хама – коммунизмом именуемого, духовная сила верующих не сломлена, не уничтожена моральная сила народа-христианина, и – верим – Церковь Христова вскоре возстанет из пепла. Аминь.
Храм Матроны Московской/Храм Вознесения Господня запись закреплена
24 октября
Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора
(Об исповеди в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора, протоиерей Димитрий Смирнов, Проповеди. Книга 1 (2001 г.))
Показать полностью.
Исповедь, покаяние – это одно из таинств Церкви. Когда мы исповедуемся вслух перед священником, рядом невидимо стоит Сам Христос Господь, Который это исповедание принимает и знает все наши согрешения гораздо лучше, чем мы сами, потому что мы, к сожалению, во многом не даем себе отчета – так привыкаем ко греху, что он кажется нам обычной жизнью.
Часто мы совсем не умеем исповедоваться, и научить этому нельзя в силу того, что отношения каждого из нас с Богом – особенные. Бог постоянен, Он не меняется, поскольку Бог – это самое высокое совершенство, которое только возможно. Какой Господь был тысячу лет назад, такой Он был и миллиард лет назад, такой будет и через миллион лет. А человек меняется, и все люди разные: мы отличаемся своим характером, воспитанием, жизненными обстоятельствами, полом, здоровьем, цветом глаз. И это различие диктует наши особые отношения с Богом: каждый молится по-своему, Бога чувствует по-своему, исповедуется по-своему. Есть только определенные общие линии: как у любого человека определенное количество костей в теле, у любого есть голова, руки, ноги – и в этом мы все похожи, – так же существуют и некоторые правила исповеди.
Когда-то в древности, бывало, каялись и перед всей Церковью, но это мало кто может выдержать и мало кто может выслушать спокойно, не соблазнившись, не осудив. Поэтому такой обычай исчез и уже более полутора тысяч лет люди каются в своих грехах индивидуально, на исповеди, в тайном собеседовании. Однако это собеседование зачастую превращается в нечто иное и таинство покаяния не достигает своей цели оттого, что мы не помним, что исповедуемся не священнику, а стоим перед Богом. Священник порой становится для нас препятствием во время исповеди, потому что нам мешают всякие посторонние, смущающие мысли и мы забываем, что припадаем к Самому Господу Богу, а священник является лишь свидетелем, представителем Церкви, через которую Бог раздает благодать и мир.
Нам нужно на исповеди стоять как на Страшном суде; поэтому на аналое кладется крест и Евангелие. Евангелие содержит в себе слово Божие, это есть слово жизни, а крест напоминает нам о той жертве, которую принес за нас на Голгофе Христос Спаситель. Эти два великих символа знаменуют Самого Христа, являют то, что Он здесь невидимо стоит.
Почему Господь не открывается каждому из нас? Не проще ли Ему было показать нам Свой образ? Вот стоял бы Он около аналоя. Господь не делает этого, потому что зрения Самого Бога выдержать не может никто. Когда на горе Фаворской Господь показал ученикам Свою славу, они пали ниц, бросились в разные стороны от сияния Божества – на древних иконах так это и изображается. Человек грешен, он не может видеть славу Божию, он отбегает от нее. Как от зажженной свечи или лампы тьма сразу отбегает, так и мы, люди грешные, не можем созерцать славу Божию.
Если бы Господь, Который невидимо здесь присутствует, нам показался, мы не могли бы устоять, мы бы убежали или сгорели. Поэтому Он, по Своей милости, не являет нам Себя, хотя отдельным подвижникам веры, благочестия, людям, духовно высоким, Господь иногда явным образом открывался. Мы знаем, что преподобному Cерафиму Саровскому Господь явился на Божественной литургии – и преподобный Серафим, который с детства воспитывался в вере и с самой юности пребывал в монастыре, совершая подвиги молитвы и поста, и то, увидев Христа Спасителя, остолбенел, не смог дальше служить, его увели в келью, и он долго не в состоянии был говорить после этого видения. А что же с нами, грешными, будет?
Но если мы не видим перед собой Самого Господа, то перед нами крест и Евангелие, перед нами икона Спасителя или Матери Божией. А Ее икона – это всегда и икона Христа, потому что Матерь Божия держит Его на руках. На некоторых иконах, Боголюбской например, Господь не изображается, но все равно Он невидимо в ней присутствует всегда, светом Своим, который просвещает всех. И к иконе Матери Божией можно обращаться как к Самому Спасителю, она есть образ невидимого присутствия Божия. Поэтому нам должно быть страшно, когда мы подходим к исповеди, мы должны испытывать благоговейный страх присутствия Божия, а не страх перед человеком. И если мы научимся всегда чувствовать Его присутствие, тогда наша исповедь станет настоящей, нас уже не будет занимать, кому мы исповедуемся и что о нас подумают, – мы будем только стремиться очистить свою душу, очистить перед Богом.
Подходя к исповеди, нужно всегда помнить о том, что мы не со священником в беседу вступаем о своих житейских делах и заботах, а подходим к страшному таинству: мы присутствуем на Страшном суде. Господь знает все наши грехи, немощи, все наше лукавство, двоедушие, малодушие, лицемерие, болтливость, себялюбие, разнеженность, нашу лень на молитву, лень на добрые дела. Господь знает, как нам не хочется читать Священное Писание, как тяжело отстаивать в церкви; знает, что мы зачастую ничего не понимаем в богослужении, не интересуемся совершенно духовной жизнью, заповедями Божиими; что мы даже в семье, как собаки, грыземся; постоянно друг друга осуждаем, если не словами, то мыслью; завидуем, говорим друг про друга плохое. Господь знает, что мы постоянно недовольны нашей жизнью – все нам не так, как хотелось бы, – и что мы пользуемся благами, которые Он нам посылает, как будто они принадлежат нам по праву, хотя мы не заслужили ни солнца, ни неба, ни деревьев и никакой красоты. Мы достойны только наказания, а требуем к себе отношения очень ласкового. Все это Господь знает.
Кто-то скажет: а если Господь знает, то зачем тогда исповедоваться? Да, Богу, конечно, это не нужно, это нужно нам. Так же, как и Церковь – она нужна только нам, Господь ее для нас основал, чтобы она нас спасала. Христа так и называют: Спаситель. От чего Господь спасает? Зачем Он вообще пришел на землю? Господь пришел спасти нас не от каких-то тяжелых обстоятельств, трудностей или болезней, а от греха. И если мы приходим в церковь не для того, чтобы изменить свою греховную жизнь, а за чем-то другим, то мы еще совсем не христиане и к Церкви никак не принадлежим. Церковь существует только для того, чтобы спасать нас от греха.
Это спасение совершается, во-первых, в святом крещении. Когда человек уверовал в Бога и хочет оставить свою прежнюю жизнь, то в знак этого он погружается в купель крещения, и ему прощаются все грехи. Человек становится как младенец и может начать новую жизнь. Но и тех, кто крестился давно и после этого неизвестно где бродил и неизвестно что творил (неизвестно людям, но известно Богу и тому, кто творил), – и их Господь не отвергает. Для них есть покаяние – это второе крещение. На исповеди человек тоже может начать новую жизнь. Прийти и сказать: «Господи, я все понял; я поступал неразумно, глупо, губил себя, губил свою душу. Теперь я буду поступать по Твоим заповедям. Я раскаиваюсь в своей прошлой жизни». Раскаиваюсь в этом, в этом и в этом.
Для чего нужно обязательно назвать свои грехи? Потому что когда кто-то подходит к исповеди и говорит: «Во всем грешен» – это равносильно тому, что он сказал: «Я не грешен ни в чем». И если священник спрашивает такого человека: «Ну а в чем все-таки ты согрешил?» – он отвечает: «Не знаю». Вроде во всем, а на самом деле – ни в чем. Человек не осознает, в чем состоит грех его жизни, и поэтому не знает, в чем нужно ее исправить.
И здесь очень важно понять, что такое вообще грех. Мы думаем, что грех – это кому-то сделать подлость. Да, конечно, это так. Но ведь грех – это не только поступок; это и плохая мысль, это и чувства худые; это может быть даже и отсутствие каких-то поступков. Например, человек говорит: «А я ничего плохого не делаю» – но этого совершенно недостаточно, чтобы спастись.
Главный наш грех заключается не в том, что мы совершаем плохие поступки, он состоит в том, что наша жизнь протекает совершенно отдельно от Бога; в том, что у нас с Ним нет никаких взаимоотношений; что наша жизнь – безбожная, потому что в ней нету Бога. Мы существуем сами по себе: вот моя жена, вот мои дети, моя квартира, работа, вот моя стирка, булочная – это круг нашего бытия. А где в нем Бог? Иногда кое-кто из нас, раз в неделю, приходит в церковь – тогда он вспоминает о Боге, старается молиться; или какую-то книгу откроет духовную, Священное Писание; или утром и вечером помолится – пять минут утром, десять вечером. Вот и все, в этом и заключается, собственно, наша христианская жизнь. А все остальное? А все остальное – это грех, независимо от того, собираем ли мы почтовые марки, пьем ли водку или просто гуляем по лесу. Если мы, гуляя по лесу, забыли о Боге, то это есть грех.
Грех – это не обязательно нанесение зла кому-то; это есть отделенность человека от Бога. А уж как человек отделяется от Бога – с помощью самогона, или в карты играет, или еще каким-то образом, – уже не так важно. Не так важно, за какое преступление человек сидит в тюрьме, – главное, что он в тюрьме, что он отделен от мира. И любой грех отделяет нас от Бога. Поэтому в чем цель христианской жизни? Для чего Господь Церковь основал? Чтобы мы через Церковь всю свою жизнь привели к Нему. Чтобы все, что бы мы ни делали, что бы ни думали, ни говорили, у нас было в Боге. И вот такая направленность нашей жизни и будет путем в Царствие Небесное. А мы Богом только пользуемся: у нас кто-то умер – значит, нам надо отпеть; кто-то у нас родился – значит, нужно крестить; что-то у нас заболело – молебен отслужить; или именины у меня – надо причаститься. А почему именно в именины, почему не в следующее воскресенье, чем одна литургия хуже другой?
У нас жизнь духовная идет как бы от случая к случаю. И это отношение наше к Богу есть грех, есть форменное безобразие. Представим себе, что Господь от случая к случаю нам бы давал солнце. Вот оно погасло, допустим, на недельку и только в следующее воскресенье начало бы светить. После такого угасания солнца не осталось бы ничего: ни воды, ни земли, ни птиц, ни зверей. А Господь постоянен в Своей заботе о нас, Он постоянно управляет всеми процессами, которые на земле происходят, и благодаря этому мы живем. Наша жизнь целиком зависит от Бога, а отношение наше к Нему безобразное, потому что мы ничего не ценим, считаем, что это само собой разумеется.
Эта наша отделенность от Бога есть грех, как говорится, в общем плане. А есть еще грех в частности, потому что каждый раз, когда мы в чем-то согрешаем, мы тем самым отделяем себя от Бога. Поэтому, чтобы нашу жизнь привести в какую-то норму, нам нужно постоянно следить за своей душой, постоянно держать в чистоте свою совесть. Если мы чувствуем, что совесть нас в чем-то обличает, то надо каяться перед Богом и просить прощения. Но это не для того, чтобы делать то же самое на следующий день. Если человек осознал, что он что-то делает нехорошо, если он, читая Писание, видит, что его действия идут против заповеди Божией, то нужно просить, чтобы Господь дал силу больше этот грех не повторять.
Раз ты осознал, что то, что ты делаешь, есть грех, значит, надо это прекратить. Или если ты осознал, что то, что ты не делаешь, есть грех, надо начинать делать. Вот, например, приходит человек и говорит: «Я редко хожу в церковь». Да, то, что ты в церковь не ходишь постоянно, каждое воскресенье, грех. Но если, уходя из церкви, ты не принимаешь решения с этого дня начать ходить в церковь постоянно, значит, покаяния не совершилось. Раз человек знает, что он грешит, и все-таки сознательно продолжает это делать, значит, он является противником Божиим.
И вот, чтобы с нами этого не случилось, нам нужна постоянная исповедь. Нужно, чтобы мы с каждой исповедью делали шаг по направлению к Богу. Вот согрешил тем-то и тем-то, Господи, Ты меня прости, я больше так не буду. И я делаю шаг по направлению к Царствию Небесному. Если у нас будет такая жизнь, то постепенно, год от года, наша жизнь начнет исправляться, пути управляться, и так к концу жизни мы достигнем Царствия Небесного. Помоги нам, Господь!
Крестовоздвиженский храм, 25 октября 1987 года, перед исповедью