расписание служб в клобуковском монастыре
Чудеса
С видетельств о чудесах, совершавшихся в стенах Николаевского Клобукова монастыря, сохранилось немного. Отец Серафим Архангелов рассказывает о некоторых чудотворениях, бывших на месте погребения схимонахов Сергия и Марфы. Множество чудес и исцелений совершалось по молитвам святой благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской.
Святая благоверная великая княгиня-инокиня Анна Кашинская. Современная икона из Алексеевской церкви Клобукова монастыря.
В 2009 году, к 100-летию со дня второго прославления святой благоверной Анны Кашинской, Николаевский Клобуков монастырь факсимильно издал весьма примечательную брошюру 1911 года «Во славу святой благоверной княгини Анны Кашинской».
Брошюра эта написана некоей Александрой Дьяконовой (судя по всему, довольно молодой особой), которая спешит рассказать людям о том, как, будучи в Москве, благодаря Анне Кашинской, она исцелилась от своего недуга. Казалось бы, что тут нового? Болезнь, страдания, обращение к святому и исцеление. Ан нет, история, при ближайшем рассмотрении, оказывается не слишком типичной.
Так могла выглядеть как Александра Дьяконова, так и героиня бунинского «Чистого понедельника».
Вот как рассказывает госпожа Дьяконова о своем недуге: «Немало пережив весьма тяжелых жизненных толчков и разных огорчений, — я сильно нервно заболела. Сначала еще боролась со своим недугом, выразившимся в унынии и раздражении, и принимала лекарства для подкрепления сил и нервного успокоения, но потом, когда духовное мое состояние ухудшилось, я бросила эти заботы о себе и стала жертвою тяжелых нервных страданий». У Александры появились мысли о том, что «надо покончить все расчеты с жизнью», одновременно с этим «вера совершенно затмилась» в ее душе. Весьма подробные и яркие описания душевного настроения героини напоминают нам о той эпохе, современницей которой она являлась. Начало XX века в русской культуре принято называть Серебряным веком. Это время господства стиля модерн, время символизма и декаданса. Время сомнительных «прозрений» и всеобщего увлечения спиритизмом. Повышенная чувствительность, нервная возбудимость, мистериальность — все это приметы эпохи, чью «печать» получила и Александра Дьяконова. При чтении ее исповедального, почти дневникового повествования невольно вспоминается героиня рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник», действие которого тоже разворачивается в Москве. Именно в таких выражениях, в каких пишет о себе героиня брошюры, могла бы написать о себе после отъезда в Тверь и героиня Бунина: «Переживая томление и страдание души, я испытывала и физически тяжелое состояние: мне как будто не хватало воздуха для дыхания и, по временам, я положительно задыхалась. Не освежал меня приток свежего, чистого воздуха, и светлый солнечный день и красоты весенней природы вызывали у меня на душе не радость, а еще сильнейшее страдание и тоску. В эти моменты, во время болезненных приступов, я порывисто стремилась покончить с собой, но или слабость моей воли, или окружающие меня люди мешали мне привести в исполнение задуманное».
Старая Москва, в центре —храм Христа Спасителя. Примерно в таких декорациях происходит действие рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Героиня Бунина, как мы помним, находит душевное успокоение в Марфо-Мариинской обители. Александру Дьяконову «томление и страдания души» приводят 12 июня ко всенощной в Ивановский монастырь (по всей видимости, имеется в виду Иоанно-Предтеченский монастырь возле Китай-города). А день этот примечателен — именно 12 июня (по старому стилю) 1909 года в Кашине состоялось второе прославление святой княгини Анны Кашинской. «Я вошла в храм, — сообщает Александра Дьяконова, — положительно без всякой веры и желания молиться, напротив, с критически настроенными мыслями к вере и молитве. На аналое, к которому я подошла, лежал образ св. благоверной княгини Анны. » Наша героиня с вызовом мысленно обращается к святой: «Открой же мне, ведь религия придумана и создана только самими людьми, и их воображением создано Божество, а небо безмолвно и ничего общего не имеет с нами, нашим представлением и нашей жизнью?» И в этот момент: «Открыв свою душу, излив все страдания ее, смотря на икону угодницы Божией, вдруг я почувствовала в своем сердце какую-то необычайную теплоту, как будто в него проникла живая сила другого “я”, — и моего затемненного духа коснулся другой дух, дух чистого небесного существа, который внес собой свет и тепло в мою омраченную душу, и в ней загорелась новая жизнь; тогда точно солнечный свет озарил всю мою душу, из глаз ручьями полились слезы и вместо печали, радостью наполнилось сердце».
Марфо-Мариинская обитель в наши дни
Случилось чудо. С этого мгновения «модный» недуг оставил несчастную женщину, и душа ее открылась Богу: «Сердце мое охватило чувство любви и сострадания к людям, мир Божий показался мне дивно хорош, и поражалась я великим милосердием Спасителя надо мною и удивлялась тому, как я могла сомневаться и отрицать всемогущую Его силу и бежать от Него, подчиняясь влиянию темной силы?» С трудом веря в свое исцеление, Александра попыталась снова вызвать в себе скептический настрой. Но это была уже минутная слабость, агония темных сил. В этот же день наша героиня отправилась к знакомой и поведала ей о случившемся. Та порекомендовала Александре пойти в Ивановский монастырь, рассказать священнику о чудесном исцелении и попросить отслужить благодарственный молебен угоднице Божьей Анне. Через три дня, будучи «охвачена молитвенным настроением и благоговейно-благодарным чувством к св. бл. кн. Анне», Александра Дьяконова пришла в храм на литургию и впервые за долгое время причастилась Святых Христовых Тайн.
Святыни
Н екогда в Николаевском Клобуковом монастыре пребывали древние, ныне утраченные, святыни: икона святителя Николая Мирликийского, серебряный крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона, панагия с частицею мощей св. Иоанна Предтечи. Те же святыни, что сохранились, в XX веке разделили судьбу поруганной обители.
Келья преподобного Макария Калязинского в деревянном саркофаге. Начало XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского.
Внутри монастыря, с южной стороны, между теплой церковью и братским корпусом, с 1425 года существует ветхая деревянная келья преп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца, в которой он положил начало иноческих своих подвигов; над этой кельей устроен деревянный шатер; крыша покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Длина кельи преподобного Макария, с углами, снаружи 3 арш. 18 вершк. (около 2,93 м — здесь и далее в цитате прим. ред.), ширина 3 аршина 3 вершка (2,27 м), а вышина от земли до крыши 2 арш. 2 вершка (1,51 м); внутри же длина 3 арш. 9 вершк. (2,53 м), ширина 3 арш. (2,13 м). Пол в ней и крыша снаружи ветхи, потолка нет; окно только одно волоковое, в 5 верш. (22 см), на правой стороне при входе в келью. В ней находится деревянный крест, аналой и подсвечник старинные, деревянные», — так описывает о. Серафим Архангелов келью прп. Макария Калязинского, хранившуюся в Николаевском Клобукове монастыре. Собственноручно построенная преподобным около 1425 года, она почиталась как святыня, поражая богомольцев своей скромностью, даже убожеством. В 1903 году над этой кельей в качестве футляра поднялась кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексеевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили.
Воссозданная в 2009 году келья преподобного Макария.
В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на исконном месте в первозданном виде, восстановленном по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. Нынешняя келья лишена деревянного саркофага, в который некогда была заключена. Размером она крайне невелика — спать, по всей видимости, в ней получалось только сидя. Топилась келья, скорее всего, по-черному, о чем свидетельствует небольшое оконце. Для воссоздания кельи преподобного Макария использовались бревна от старых разобранных домов, не менее чем вековой давности каждое.
Одна из древнейших святынь монастыря — уникальная резная икона Богоматери «Одигитрия», которая находится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. По мнению Б. М. Кирикова, образ Божией Матери «Одигитрия» из Клобукова монастыря «отражает в иконографии консервативные тенденции тверской школы и те импульсы, которые шли от позднепалеологовского искусства. Строго пирамидальная композиция подчеркнуто, монументальна и статична, — пишет исследователь. — Она разработана в уплощенном, как бы сглаженном рельефе. Ровные поверхности цвета — вишневый мафорий Богоматери, золоченые одежды Младенца и нимбы, золотисто-охристые карнации — источают теплое мерцающее свечение».
Строгий «интерьер» реконструированной кельи поражает аскетизмом.
По предварительной договоренности с Музеем имени Андрея Рублева, планируется выполнить копию монастырской святыни.
В восстановленной Макарьевской часовне сейчас находятся иконы, принесенные в обитель кашинцами и жителями окрестных сел и деревень в 1980—90-е годы, когда стало возможным возрождение Николаевского Клобукова монастыря. Многие из них были найдены старостой Петропавловской церкви города Кашина (подворье Клобукова монастыря) Анатолием Снегиревым. Особенность большинства «домашних» икон — объемные деревянные золоченые киоты, выполненные в местной технике тиволинской резьбы. Ее отличительная черта — обрамляющий икону резной орнамент в виде спелых виноградных гроздьев и витой лозы. Фигурка голубя — также традиционный для Кашина элемент декора в киоте. Многие киоты украшены кружевными рушниками с вышивкой — обычное дело для традиционного крестьянского дома. В левом углу часовни пребывает икона Воскресения Христова, подаренная монастырю потомками кашинского купеческого рода Ждановых.
Уникальная резная икона Богородицы «Одигитрия» хранится в Музее имени Андрея Рублева.
Не только при жизни, но и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю святой Анны Кашинской. За двести лет, прошедшие после ее кончины, гробница благоверной великой княгини-инокини в древнем деревянном Успенском соборе (сейчас на его месте, рядом с Воскресенским собором, установлен памятный крест) пришла в совершенное забвение. В 1611 году, когда город осаждали польско-литовские войска, святая Анна, в схимническом одеянии, явилась во сне хворающему пономарю Успенского собора Георгию. Благоверная княгиня назвала себя Анной и, обещав Георгию исцеление, сказала: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!» Она велела передать духовенству, что гроб ее должно держать «честне» (т.е. достойно) и что перед гробом следует зажечь свечу, «пред образом — Спаса Нерукотворенного». Так были обретены нетленные мощи святой благоверной княгини Анны.
Образ Воскресения Господня — бывшая домашняя икона семьи Ждановых.
Слухи о святой вскоре дошли до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей княгини Анны из деревянного храма в каменный Воскресенский собор. И он выполнил обещание. Самодержец с боярами поднял на плечи мощи святой, чтобы перенести их в соборный храм. Но перед входом в собор мощи чудесным образом «встали», их не могли сдвинуть с места. Это поняли как знак того, что на месте обветшавшего Успенского храма надо ставить новый, каменный.
Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году канонизации святой благоверной княгини Анны Собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось готовившимся тогда наступлением на старообрядчество. Дело в том, что при первом вскрытии гроба святая Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей, но на руке были, естественно, соединены не три, а два перста, что вызвало смущение в народе. Княгиня была деканонизирована. Впрочем, жители Кашина продолжали почитать свою небесную покровительницу и заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили город стороной. В XVIII веке записано было более 40 чудес, произошедших на ее могиле. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской, которая состоялась 24 июня 1909 года — вскоре после того, как в России приняли закон о старообрядцах, предоставлявший им гражданские права. Свыше ста тысяч богомольцев и паломников пришли в этот день в Кашин, украшенный по случаю торжества флагами и гирляндами.
Резные киоты местной тивояинской школы.
В послереволюционные годы безбожная кампания по дискредитации православных святынь не обошла стороной Кашин — мощи княгини вскрыли. Правда, произошло это гораздо позже времени основной массы подобных надругательств — в 1930 году. Кашинцы долго никому не позволяли осквернить свою главную святыню. Чтобы это стало возможным, потребовалось буквально накануне арестовать весь райком партии и городской совет, расстрелять многих священнослужителей и подвергнуть жестоким репрессиям бывших монашествующих. Лишь после этого приехавшая комиссия приступила к вскрытию мощей. Надругательство снимали на кинопленку. Вскоре в «Правде» появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами святой Анны Кашинской — это «поповский обман», подлежащий решительному разоблачению. Нужно отметить, что изъятие мощей небесной защитницы города кашинцы демонстративно бойкотировали — чтобы «представить» толпу любопытствующих и сочувствующих происходящему, властям пришлось согнать в Кашин народ из окрестных деревень.
В этой раке с 1909 года по 1990-е гг. покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Раку с мощами святой после этого перенесли в Кашинский краеведческий музей — в качестве объекта атеистической пропаганды. Но и тут большевики просчитались — музей превратился в место молитвенного поклонения. В музейном зале мощи были поставлены в открытом виде, за ракой стояла икона «Прощание Михаила Тверского с Анной Кашинской перед отъездом в Орду», подаренная жителями города Корчева, и много лет люди приходили в музей, покупали билет, приближались к мощам святой княгини и молились перед ними.
Большим почитателем святой благоверной княгини Анны Кашинской был царь Алексей Михайлович.
Только спустя годы начальство раскрыло секрет популярности Кашинского краеведческого музея. В 1948 году, в пору недолгой религиозной «оттепели», святые мощи передали в Вознесенский собор. При Хрущеве этот храм закрыли, а раку с мощами святой Анны Кашинской переместили сначала в Петропавловскую церковь, а позже — в храм Рождества Христова на Горе.
Выставленным в Кашинском краеведческом музее мощам святой княгини в 1930— 40-е годы продолжали поклонятся верующие.
Завершилось это неслыханное кочевье в начале 1990-х годов. 25 июня 1993 года мощи святой благоверной княгини были перенесены во вновь открывшийся кафедральный Вознесенский собор, где они и пребывают ныне. Рака, в который мощи святой Анны Кашинской покоились со времени второй канонизации в 1909 году по 1990-е годы, сейчас находится в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря. Недавно, решив обновить эту раку, с нее сняли обтягивавший ее зеленый бархат. Под ним открылся темно-малиновый бархат с надписью: «Св. благоверной великой княгини Анны Кашинской приношение ниже городского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев 12 июня 1909 года».
История монастыря
« Н иколаевский Клобуков мужской, заштатный, общежительный монастырь находится в г.Кашине Тверской губернии, на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в нее речки Вонжи, — на северо-восточной стороне города. Вид монастыря, привлекающего внимание зрителей своими красивыми каменными храмами, такими же оградою и кельями, получает еще более привлекательности от стоящего в близком соседстве с ним каменного двухэтажного Введенского приходского храма, с возвышающейся при нем прекрасною новейшей архитектуры колокольнею. Немало красоты придают монастырю стоящие близ него с незапамятных времен ивы и липы, перемешанные с орешником и разного рода кустарником. В этой рощице, с южной стороны, близ ворот монастыря находится довольно большой и глубокий пруд с рыбой и ключевой колодезь, обнесенный деревянным шатром. Колодезь этот вырыт, по преданию, преп. Макарием ».
Такими словами открывает изданное в 1899 году «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря» преподаватель Кашинского духовного училища священник Серафим Архангелов. Сейчас, когда история монастыря насчитывает почти семь столетий, когда позади двадцатый век, сначала уничтоживший обитель, а на своем излете чудесным образом вдохнувший в нее новую жизнь, это описание предстает картиной плодоносного расцвета древнего центра духовной жизни.
С первых летописных упоминаний за монастырем закрепилось двойное название — Николаевский Клобуков. Дело в том, что главный храм монастыря был заложен и освящен в честь свт. Николая Мирликийского — отсюда название Николаевский.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме, куда, согласно преданию, летал на бесе святитель Иоанн Новгородский.
О происхождении же наименования Клобуков (или Клобуковский) нет единого мнения, хотя в Кашине и по сей день бытует благочестивое предание, сообщающее о том, что раньше построения монастыря на левом берегу Кашинки, близ старой угличской дороги, был найден монашеский клобук. Хранимая кашинцами легенда относит чудесное появление клобука к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому (XII век). В известном сказании о путешествии свт. Иоанна на бесе в Иерусалим читаем: «Искуситель хотел смутить раба Божия малыми страхами и начал плескать воду в его келейной умывальнице, чтобы отвлечь его от молитвы; но святой, уразумев бесовское мечтание, оградил знамением крестным сосуд и в нем заключил врага, как бы связанного узами железными. Палимый гневом Божиим, узник вопиял человеческим голосом о свободе, обещая никогда больше не тревожить Иоанна лестными мечтаниями. Но угодник Божий, чтобы наказать его дерзость и обратить ее во славу Божию, повелел узнику в ту же ночь перенести его во святой град к церкви Гроба Господня и на рассвете возвратить назад в новгородскую келью. Повиновался слову святительскому разрешенный от уз и рабски исполнил повеление человека Божия, вооруженного знамением крестным». Местное предание указывает направление этого «полета» через Кашин, где будто бы и был найден оброненный святителем клобук.
Рядом с монастырем излучина реки Кашинки образует «коблучок».
Происхождение прочно вошедшего в обиход второго наименования имеет, возможно, более прозаический характер. По мнению исследователя Б. М.Кирикова, автора книги «Кашин», вышедшей в 1988 году в серии «Памятники городов России», определение «Клобуков» связано с наименованием местности или «каблуком», который образует русло Кашинки в этом месте. Сами кашинцы исстари и до сих пор охотнее называют монастырь «Каблуковым» или «Каблуковским» и даже замешкаются, отвечая на вопрос паломников о дороге к Клобукову монастырю. Эта замена объясняется и тем, что такое звучание привычнее и понятнее для мирского уха; к тому же, если присмотреться к течению реки, то в очертаниях берега, действительно, вполне угадывается каблучок.
Вероятно, так могла выглядеть построенная преподобным Макарием Калязинским монастырская мельница.
Что касается даты «рождения» обители, то можно с уверенностью сказать, что она возникла во второй половине XIV века, так как к началу XV века монастырь был уже достаточно благоустроен и развит, «потому что под кров его стремились для первоначального упражнения себя в иноческих подвигах известные впоследствии святостью жизни преподобные».
В конце XVIII века Клобуков монастырь получал от царской фамилии «милостынную дачу» ассигнациями (на фотографии — ассигнация образца 1798 года).
О внешнем устройстве Клобукова монастыря в XV столетии сохранились лишь немногие свидетельства. Помимо небольшой деревянной церкви во имя свт. Николая, давшей название обители, предание указывает на существование в то время и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой преподобный Макарий Калязинский принял монашеский постриг. Монастырю принадлежала береговая земля реки Кашинки, где этот святой построил мельницу.
Царь Михаил Федорович Романов документально закрепил за монастырем земли, дарованные обители последним кашинским удельным князем.
Еще с 20-х годов XIV века Кашин имел своих удельных князей, которые, как и князья других городов, всячески благоприятствовали устроению монастырей в подвластных им стольных городах. В 1504 году Кашин перешел во владение князя Юрия Ивановича Дмитровского, сына Ивана III. Юрий стал последним удельным кашинским князем. Заподозренный в покушении на великокняжеский престол, он вместе со своими боярами оказался в темнице, где и умер в 1591 году. В бытность же свою князем Юрий Иванович щедро одаривал Клобуков монастырь. Так, документы сообщают, что 2 октября 1511 года обители был передан близлежащий монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы с принадлежавшей ему дворовой и огородной землей. На тот момент Введенский монастырь, по всей видимости, фактически уже являлся богадельней, где доживали свой век несколько стариков под управлением монаха или монахини. Передача этого монастыря Клобуковской обители позволяла устроить его духовное окормление. Кроме того, среди пожертвованных на помин души Юрием Ивановичем угодий значились собственные земли по речке Вонже, а также дворы и огороды его ближнего боярина Шестака-Шеншина. С тех пор эта земля получила название Шестаково-Займище. Щедро жертвовали монастырю и другие благотворители. К концу XVII века Николаевский Клобуков монастырь, помимо Введенского монастыря с храмом, слободки на реке Кашинке и мельницы, владел семью деревнями и пятнадцатью пустошами. Все эти владения, с наделением игумена правом суда над крестьянами “кроме душегубства, разбоя и гатьбы с поличным”, документально закрепил за Клобуковым монастырем в 1722 году первый царь из династии Романовых Михаил Федорович.
Отец Серафим Архангелов, составивший в копии XIX века «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря.
Отец Серафим Архангелов отмечает: “По молитвам угодника Божия, преподобного Макария, ходатайство коего простирается и на Клобуков монастырь, где он принял пострижение, монастырь этот имел всегда какие-нибудь благотворителей; при пожертвованиях он постепенно благоустроился и приходил от силы в силу”. Действительно, уже во второй половине XVII века в обители началось каменное строительство. Трудами и попечением благочестивых супругов Стефана и Матроны Анисимовых (в иночестве Сергия и Марфы) в 1664 году в Клобуковской обители была заложена первая каменная соборная церковь во имя святителя Николая. К 1671 году строительство собора завершилось. Позже трудами новых жертвователей возле него поднялся большой каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы, после чего Никольский храм решили преобразовать в придел новой соборной церкви. К 1684 году эти планы были претворены в жизнь.
Согласно екатерининскому манифесту о секуляризации церковных земель 1764 года, Николаевский Клобуков монастырь был причислен к заштатным и оставлен на своем содержании. Во владении обители сохранились лишь бесспорно принадлежавшие ей пустыни да Макарьевская мельница на реке Кашинке. Монастырские крестьяне с их усадебной и пахотной землей переходили в ведомство коллегии экономии — специального имперского учреждения, которое занималось управлением земельными владениями духовных лиц и учреждении и сбором с них доходов в государственную казну. Введенская церковь также отторгалась от монастыря и становилась приходской церковью Кашина; жители подмонастырской слободы переводились в разряд горожан. Настоятели монастыря впредь именовались не игуменами, как раньше, а строителями. В 1798 году, при наделении обителей землей, Николаевский Клобуков монастырь обошли стороной как достаточно зажиточный. Впрочем, было решено ежегодно выделять монастырю по 300 рублей ассигнациями в качестве «милостынной дачи».
Монастырские угодья, Начало XX века. Фото В. А. Колотильщикова.
К началу XIX столетия монастырские здания начали ветшать, и настоятелям монастыря, сообразно своему новому наименованию, пришлось заняться строительной и восстановительной деятельностью. При содействии жертвователей и благотворителей в 1810—20-е годы кельи и соборы обители ремонтировались и благоукрашались. В 1823 году, в связи с прошением настоятеля и по высочайшему повелению, Николаевский Клобуков монастырь был преобразован в общежительный, а в 1869 году, благодаря щедрым пожертвованиям купчихи Анны Васильевны Вончаковой, Святейший Синод учредил в монастыре архимандритию. Первым архимандритом Клобуковской обители стал строитель Феодосий.
Покровская надвратная церковь, приспособленная под жилье. Фотография 1950-х гг.
О жизни монастыря в конце XIX — начале XX веков известно немного. Это был один из трех монастырей Кашина. Братия его по-прежнему оставалось немногочисленной, служба отправлялась ежедневно, по праздничным дням служилось две Божественные литургии. Само богослужение совершалось строго по уставу, без сокращений и торопливости, во время братской трапезы читались жития святых по дням. Главным престольным праздником считался день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского 22 (9 по старому стилю) мая. В этот день в крестном ходе от кафедрального Воскресенского собора в Клобуков монастырь принимали участие все горожане и духовенство всех кашинских церквей.
Октябрьский переворот 1917 года быстро донес мощную волну безбожия до тихого богомольного города. В 1920-е годы монастырь был упразднен и постепенно начал заселяться светскими людьми. Комнаты городили повсюду — в игуменском корпусе, в кельях, в церквях. Даже из врат Покровской церкви сделали жилье. В 1929 году Алексеевская церковь лишилась колоколов и иконостаса; в 1931-м — разобрали колокольню. Тогда же в Алексеевском храме разместили колбасную артель «Инвалид» с бойней, а в частично разобранном Троицком храме — гончарную мастерскую.
Так по всей стране безбожные власти строили «новый мир». Постройки Клобукова монастыря в 1978 году. Вскоре на территории обители начнутся реставрационные работы.
В таком состоянии Клобуковская обитель простояла до конца 1970-х — начала 1980-х годов, когда усердием хранителей кашинской старины на монастырь обратили внимание как на древний памятник истории и архитектуры. Усилиями таких людей, как первый секретарь Кашинского райкома партии А. И. Ильенков и последний министр культуры РСФСР Ю. С. Мелентьев, монастырские церкви были спасены от неминуемой гибели и отреставрированы. 30 октября 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви. Настоятелем монастыря и одновременно благочинным Кашинского округа стал игумен Сергий (Швырков).
Однако, ввиду большого количества трудностей, с которыми столкнулись отец игумен и малочисленная братия на пути восстановления обители, решением Священного Синода и указом архиепископа Тверского и Кашинского Виктора 19 июня 2001 года Николаевский Клобуков монастырь был преобразован из мужского в женский. В этом новом качестве живет и возрождается единственный на сегодняшний день монастырь города Кашина.
* Примечание: Другие названия монастыря, встречающиеся в разговорной речи: «свято-николаевский клобуков монастырь», «свято-никольский клобуков женский монастырь».
Хронология
Середина XIV века Основание Николаевского Клобукова монастыря в городе Кашине.
0к. 1420 Матвей Кожин (в будущем — преподобный Макарий Калязинский) приходит в Клобуков монастырь и принимает монашеский постриг в Покровском храме.
1425 Преподобный Макарий строит себе келью.
1434—1436 Годы пребывания в Клобуковской обители преподобного Ефрема Перекомского.
1612 Разорение и сожжение монастыря поляками.
1664 Начало строительства небольшой каменной соборной церкви во имя святителя Николая Чудотворца.
1684 Окончание строительства собора во имя Святой Живоначальной Троицы. Николаевская церковь становится ее приделом.
1713 На пожертвования генеральши Секиатовой в монастыре приступают к возведению каменной ограды с тремя башнями.
1764 Согласно манифесту о секуляризации монастырских земель, Клобуков монастырь причислен к заштатным, т. е. находящимся на собственном содержании.
1851 На пожертвования купцов братьев Петра и Алексея Ивановичей Ждановых возводится новая каменная церковь во имя святителя Алексия Московского, с двумя теплыми приделами — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
1869 Учреждение в Клобуковом монастыре архимандритии.
1879 Настоятельский корпус «подрастает» на один этаж.
1903 Для сохранения деревянной келии преподобного Макария Калязинского над ней строится каменная Макарьевская часовня.
1920-е Упразднение Клобукова монастыря. Кельи приспосабливаются под жилье.
1930—40-е В Троицком храме устраивается гончарная мастерская, в Алексеевском храме — бойня и колбасный цех.
1994 Николаевский Клобуков монастырь передан Тверской епархии Русской Православной Церкви
1995 Монастырские постройки официально возвращены Николаевскому Клобукову мужскому монастырю Русской Православной Церкви.
2001 В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви указом архиепископа Тверского и Кашинского Виктора Николаевский Клобуков монастырь г. Кашина преобразован из мужского в женский. Первой игуменьей становится монахиня Анна (Топоркова).
2009 Кончина первой настоятельницы игуменьи Анны (в схиме Стефаниды). Новой настоятельницей Клобукова монастыря назначена игуменья Варвара (Иванова).