расписание служб в храмах мурома
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
В нашем храме Вы имеете возможность заказать поминовение о вас и ваших близких за Божественной литургией, на молебне, на панихиде.
Имена можете писать в сообщения группы или в комментариях данного поста. Спаси Господи!
Карта для пожертвований: 4276100014224924 (Вячеслав Васильевич Ч.)
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома запись закреплена
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома запись закреплена
ВОСПИТАННИКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ХРАМА ПОСЕТИЛИ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ГОРОДА МУРОМА
31 октября 2021 года, учащиеся Воскресной школы храма посетили Благовещенский мужской монастырь города Мурома, где приняли участие в познавательной экскурсии, организованной клириком Свято-Успенского Прихода города Мурома диаконом Евгением Нарыжновым.
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома запись закреплена
ВОСПИТАННИКИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ХРАМА ПОСЕТИЛИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ГОРОДА МУРОМА
24 октября 2021 года, в рамках образовательного процесса Воскресной школы прихода, воспитанники школы посетили Воскресенский женский монастырь города Мурома
В ходе экскурсии, учащиеся и их родители ознакомились с историей монастыря и святынями святой обители.
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома запись закреплена
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома запись закреплена
Павел Сабуров
Храм вмч. Димитрия Солунского г. Мурома запись закреплена
В Православной церкви память святых отцов Седьмого Вселенского собора совершается в воскресенье, приходящееся на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю).
Вселенские Соборы – собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.
Показать полностью. Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.
Всего было семь Вселенских Соборов (325-787 гг).
1. Никейский
2. Константинопольский
3. Ефесский
4. Халкидонский
5. Константинопольский 2-й
6. Константинопольский 3-й
7. Никейский 2-й.
VII Вселенский собор 787 г. – «Торжество православия».
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.
Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил – поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.
После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.
На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.
Храм преподобного Серафима Саровского
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
Святой мученик Уар особенно любим русским народом. К его предстательству прибегают, испрашивая облегчения участи душ родственников и ближних, умерших в неверии, не принявших Святого Крещения, не познавших Истинного Бога, уклонившихся от Божией правды. Кроме этого святому Уару молятся о здравии младенцев и малолетних детей, а также о младенцах, умерших во чреве матери или при родах.
Показать полностью.
Святой мученик Уар и семь учителей христианских, жили в Египте в период особых гонений на христиан (конец III – начало IV века). Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Посещая ночью тюрьмы, он приносил узникам пищу, перевязывал раны, ободрял.
Храм преподобного Серафима Саровского запись закреплена
31 октября — память Апостола и евангелиста Луки
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа.
Показать полностью. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 — 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Евангелие написано им в 62 — 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 — 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя.
В центре повествования — Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 — 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Скачать расписание в формате PDF
седмица 20-я по Пятидесятнице
31.10
Апостола и евангелиста Луки
Вечернее богослужение
Акафист Пресвятой Троице
16:45
01.11
Прор. Иоиля.
Мч. Уара и с ним семи учителей христианских
Вечернее богослужение
16:45
02.11
Вмч. Артемия
Вечернее богослужение
16:45
03.11
Прп. Илариона Великого
Молебен с акафистом М.Б. «Неупиваемая Чаша»
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
04.11
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Вечернее богослужение
16:45
05.11
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
Водосвятный молебен
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
06.11
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
07.11
Мчч. Маркиана
и Мартирия
Вечернее богослужение
16:45
седмица 21-я по Пятидесятнице
07.11
Мчч. Маркиана
и Мартирия
Вечернее богослужение
16:45
08.11
Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения
Вечернее богослужение
16:45
09.11
Мч. Нестора Солунского
Вечернее богослужение
16:45
10.11
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница
Молебен с акафистом М.Б. «Неупиваемая Чаша»
Вечернее богослужение
16:45
11.11
Прмц. Анастасии Римляныни.
Прп. Аврамия затворника
Вечернее богослужение
16:45
12.11
Сщмч. Зиновия,
еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии
Водосвятный молебен
Вечернее богослужение
16:45
13.11
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула.
Мч. Епимаха
Панихида
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
16:45
14.11
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
Вечернее богослужение
Акафист Пресвятой Троице
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром
Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков.
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Евангелие от Матфея.
В настоящее время проводится реконструкция основного здания Собора, а также возведение отдельного келейного корпуса. Наряду с этим проводится облагораживание территории, ландшафтные работы.
Показать полностью. Общими усилиями прихожан храма и благотворителей проведен немалый объем восстановительных работ, но тем не менее, нашему монастырю требуется как финансовая помощь, так и продовольственная помощь, а также помощь в осуществлении строительных работ.
В пожертвованиях нуждается и воскресная школа при монастыре. Все желающие помочь могут прислать пожертвования на расчетный счет с пометкой «Для воскресной школы».
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МУРОМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Адрес: 602256, Июльский пер., д.1а, г. Муром, Владимирская обл.
E-mail: svmonastir@yandex.ru
тел. 8(49234)3-04-35
Для перевода через банк-клиент Сбербанк Онлайн:
Номер карты: 639002109011558840
Карта закреплена за: Баширова Инга Рамильевна (инокиня Елисавета)
Реквизиты банка: р/с 40703810200300000279
ФИЛИАЛ ВРУ ПАО «МИнБанк» г.Владимир
БИК 041708716 к/с 30101810200000000716
Для осуществления почтового перевода:
602256, Июльский пер., д. 1а, г. Муром, Владимирская обл.,
Игумении Елене (Богдан Зинаиде Сергеевне),
или на имя инокини Елисаветы (Баширова Инга Рамильевна)
Пожертвования за совершаемые требы в Воскресенском монастыре г. Мурома:
Обедня (1 имя) _____________________________5 р
Поминовение с проскомидией (1 имя):
на 1 год ________________1000 р.
на ½ года ______________500 р.
Сорокоуст с проскомидией (1 имя) ___________200 р.
Сугубое прошение (1 имя) ___________________30 р.
Молебен (1 имя) ___________________________5 р.
Молебен на 1 год (1 имя)__________________100 р.
Молебен на ½ года (1 имя)__________________50 р.
Панихида (1 имя) ___________________________5 р.
Панихида на 1 год (1 имя)____________________80 р.
Панихида на ½ года(1 имя) __________________40 р.
Вечное поминовение ____________________10 000 р.
Кирпичик на восстановление монастыря _______400 р.
В записках указывайте имена, полученные при крещении.
Самоубийц и некрещеных записывать нельзя.
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
ПОЧЕМУ ХРИСТИАНИНУ НЕЛЬЗЯ УЧАСТВОВАТЬ В ХЭЛЛОУИНЕ?
Отвечают пастыри
Чем праздник Хэллоуин плох, и почему христианину нельзя в нем участвовать? И что можно предложить детям взамен? Не секрет, что и детям, и взрослым иногда хочется подурачиться, прикоснуться к чему-то страшному, поиграть в игры с переодеванием.
Хэллоуин – это праздник христиан, которые перестали быть христианами.
Показать полностью.
Протоиерей Феодор Бородин:
– Мы как христиане ни в коем случае не должны праздновать Хэллоуин, потому что никакое прикосновение к темной силе не проходит бесследно для человека, даже в шутливой форме. Поэтому нам, конечно, надо уберечь себя от злых духов.
Вообще Хэллоуин – это праздник христиан, которые перестали быть христианами. Изначально это ведь была «ночь всех святых», народный праздник, который сопровождался народными гуляниями и обрядами. Ими изгоняли всякую нечисть из пространства, из мест, в которых живут христиане. Здесь можно провести такую аналогию. В таких великих средневековых готических соборах, как Кельнский, Шартрский и т.д., есть статуи и изображения химер, демонов. Это не просто какая-то аллегория, а символ. Но что они символизируют? Они символизируют то, что внутреннее пространство храмов недоступно для нечистой силы и поэтому все демоны и химеры расположены снаружи.
Но если вдруг людям стали только демоны и интересны, значит, в них что-то сильно поменялось. И если весь акцент и весь интерес, как в Хэллоуине, сместился со всех святых на тех, кто этих святых ненавидел и с ними боролся, то, видимо, демоны победили в душах празднующих. Поэтому для нас, христиан, участие в этом празднике – предательство нашей веры.
Но если же отец или мать вместо Хэллоуина хотят поиграть с детьми, да так, чтобы они это запомнили, им, прежде всего, надо выяснить, что детям интересно, что они сами хотят. Потому что папа или мама часто используют совместно проведенное с детьми время только для назидания, а дети это лишь терпят, потому что им это просто неинтересно. Вы знаете, я, например, своим детям рассказываю многосерийные сказки, своего рода сериалы. Моему старшему сыну уже 26 лет, но и он, и другие дети это помнят. Когда что-то интересно ребенку, это составляет его счастье.
Ведь любовь не может быть без уважения к личности человека. И если папа занимается тем, что ему неинтересно, а ребенку интересно, то ребенок понимает, что это происходит потому, что его по-настоящему уважают и, значит, любят. И уже потом папа или мама могут вложить в эту сказку или игру что-то назидательное. Но самое главное – чтобы ребенку было интересно. Какое-то приключение, сходить в поход, испечь картошку в костре… Например, мы ходим в походы на байдарках с приходскими детьми, так они целый год этого ждут.
Зловещая ухмылка – вот личина Хэллоуина.
Священник Валерий Духанин:
– Хэллоуин пришел к нам с Запада, а в самих западных странах он тянется с языческих времен. Конечно, современные участники данного «праздника», как правило, открещиваются от какой-либо мистики. Но достаточно посмотреть на атрибуты и символы Хэллоуина, чтобы увидеть духовно отрицательную суть этого явления.
Основные символы Хэллоуина запечатлевают в себе ужас, страх. Наряды и маски изображают всякую нечисть, персонажей из фильмов ужасов, каких-то фантастических призраков. Традиционные для Хэллоуина светильники, изготавливаемые из тыкв, мягко говоря, выглядят жутковато. Зловещая ухмылка – вот личина Хэллоуина. Для православного человека это всё, конечно же, неприемлемо.
В каком-то смысле Хэллоуин – заигрывание с темной силой. Конечно, основная масса участников «праздника» думает просто пощекотать себе нервы, попугать друг друга, а потом весело посмеяться и вернуться к обычной жизни. Но упоминание темной силы, а тем более воплощение образов зла в нарядах и масках никогда просто так не проходит. Всё это вторгается внутрь и со временем произведет свое действие.
Это ведь то же самое, как если произносить в шутку скверные, нечистые слова, упоминать лукавого. Человек – образ Божий и призван отражать в себе, своей жизни, своих трудах и досуге что-то Божие, чистое, доброе. Когда душа чиста, то и внутри больше радости, так что уже нет потребности в тематике зла, пусть даже с веселым контекстом.
Если кто-то принял участие в этом действе, надевал костюмы или маски монстров, страшилищ, то в этом надо исповедаться, покаяться, чтобы душа очистилась даже от малейших впечатлений и воспоминаний. И более к этому не возвращаться.
Насколько можно судить, в России данный «праздник» не прижился и не очень-то распространился. Кто-то пытается превратить его в мероприятие без темной символики. Но лучше этот западный день и его название вообще забыть.
В противовес этому «празднику» на Руси всегда было и есть множество добрых, светлых поводов и мотивов для празднования, веселья, игр. Причем наши праздники длятся дольше, чем какой-то одинокий западный день в конце октября. Святки – 12 дней, масленица – неделя, пасхальные торжества – неделя. На Руси тоже одевались в наряды, но не зловещие, а изображающие, например, волхвов, шествующих с Вифлеемской звездой ко Христу, устраивали игры, катания с гор, ходили по домам с песнями. Сейчас отчасти это возрождается. В наших праздниках больше и внутренней глубины, и душевной широты, и искреннего веселья со светлыми, чистыми мотивами.
Отличие наших праздников от упомянутого западного дня – радостная добрая улыбка, щедрая душа и – главное – чистые, святые образы, без какой-либо нечисти. Наши православные праздники питают душу, помогают отвлечься от дел, эмоционально разгрузиться и при этом всегда хранят в себе духовный смысл.
Хочется напомнить, что с вечера 31 октября и днем 1 ноября отмечается память таких святых, как мученик Уар, преподобный Иоанн Рыльский, а еще благоверный царевич Димитрий Угличский. Память царевича Димитрия отмечается трижды в году, и на упомянутое число приходится его день рождения. Это один из редких дней рождения святых, включенный в церковный календарь. Святой Димитрий Угличский был убит злодеями в детском возрасте. Задумаемся, насколько совместимо с его памятью устраивать карнавал в зловещих костюмах или одевать в такие костюмы своих детей?
По большому счету, Хэллоуин является навязанным России, чуждым нашей культуре и непонятным преобладающему большинству людей. Во многом он носит коммерческий характер, ибо к данному дню в магазинах продают соответствующую атрибутику. Мы вполне можем обойтись без этого «праздника». Постараемся переключить свое внимание на то, что возвышает, очищает и питает нашу душу.
И в игре человек должен оставаться христианином. Протоиерей Андрей Ефанов:
– Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло. Все эти шуточки про ведьм и бесов делают инфернальный мир частью человеческого быта, хотя бы и на день, срывают табу в отношении общения с нечистой силой. Нельзя быть христианином весь год и при этом один день превращаться в служителя преисподней.
Очень хорошо, когда дети, да и взрослые, живут общиной вокруг своего прихода. Тогда им несложно найти альтернативу любому недопустимому развлечению. Если же этого нет, тогда в семье можно придумать такие игры, которые не связаны с грехом. Например, нет ничего греховного в простом костюмированном представлении и невинных шутках.
Если дети из православной семьи хотят принять участие в развлечениях их неверующих друзей, то они должны понимать ту грань, за которую не следует переступать. Например, тыква со свечкой внутри не обязательно символизирует духов зла, а вот костюм ведьмы – это уже не игрушки. Надо понимать, что и в игре человек должен оставаться христианином.
Если же христианин допустил в своей жизни грех, неважно, в какой это было день, то это повод для покаяния на исповеди.
Подготовил Юрий Пущаев
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Практические советы
Следует ли на могилу помещать фотографию умершего? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?
Помещение фотографий на памятниках в советское время, когда возник этот обычай, было проявлением неверия в жизнь вечную, свидетельством о том, что всё, что остается у нас от наших усопших близких — это память о них, включая их образы, зафиксированные на фотографиях.
Показать полностью. Мы же приходим на кладбище в первую очередь для того, чтобы молитвенно помочь усопшим. Фотография на могиле перебивает эту настроенность: она побуждает не к молитве, а воспоминаниям.
Христиане устанавливают на могиле крест с именем усопшего, чтобы каждый мог помолиться о упокоении его души в Царствии Божьем. Иногда на кресте или могильной плите пишут душеполезные эпитафии.
А семейные фотографии полезно рассматривать дома, в кругу семьи, передавая младшим назидательный опыт старших поколений.
Обычай трапезы на могиле — отголосок языческой тризны. В особенности, если это сопровождается оставлением еды усопшим, выливанием алкоголя на их могилу. Давно уже нет тех нищих, для которых оставленная на могилах пища была бы реальным пропитанием. Что касается скамеечки, то в этом нет ничего предосудительного.
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Основы православия
Тема 305. Кто такие святые отцы?
Церковь Христова – не просто собрание единомышленников, но нечто несравненно большее. Она – живой организм, единое тело, которое Святой Дух наполняет сверхъестественной жизнью. Как говорит Господь, «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13).
Показать полностью. Как говорит Священное Писание, «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12).
Святые отцы – это выдающиеся деятели Церкви, которым Святой Дух даровал премудрость и разум, для того чтобы они верно хранили, передавали, возвещали и защищали от лжеучений Божественное Откровение.
Им мы обязаны огромным вкладом в формирование догматики, богослужения и устроения Церкви. Их труды до сих являются для нас источником наставления в истине.
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
(О преданности Богу).
I. Когда св. мученик Уар, память коего совершается ныне, живший в царствование римского императора Максимиана в Египте, за исповедание имени Христова среди ужаснейших мучений предан был мучительной смерти и тело его было выброшено мучителями вне града на съедение псам, то одна благочестивая вдова христианка, по имени Клеопатра, с преданными ей слугами ночью тайно взяла тело св.
Показать полностью. мученика и схоронила на время в доме своем. Эта Клеопатра была родом из Палестины и недавно лишилась своего мужа, бывшого военачальником. Она питала такую веру к св. мученику, что, возвращаясь на родину с единородным сыном своим Иоанном, она решилась взять с собою священные останки мученика, чтобы положить их на родовом своем кладбище. Клеопатра выпросила у правительства дозволение перенести тело мужа своего, но под видом его перевезла на родину тело св. мученика Уара. Такое усердие и почтение блаженной Клеопатры к памяти и священным останкам страстотерпца привлекли на нее Божие благословение: единородный сын ее благополучно приходил в совершенный возраст, готовясь вступить на службу царскую. Блаж. Клеопатра решилась устроить в честь св. мученика Уара храм, в который и были перенесены мощи св. мученика. В избытке радости при исполнении искренняго своего желания, Клеопатра во время совершения литургии в новоосвященном храме особенно усердно молила у св. страстотерпца ходатайства пред Богом за нее и сына ея, да устроит для них Господь по Своей благой и совершенной воле то, что им благопотребно и полезно. По окончании литургии Клеопатра сделала угощение духовенству, народу, нищим и странникам и сама вместе с сыном служила при столе. В тот же день к вечеру сын ее разболелся и к полуночи скончался. Пораженная неутешным горем мать побежала в церковь св. мученика Уара и, припадши к гробу его, вопияла: «угодниче Божий! такую ли помощь оказал мне за все мое усердие к тебе? Погибла надежда моя: кто в старости меня пропитает, кто предаст гробу тело мое? Возврати мне сына моего, как некогда Елисей воскресил сына Соманитяныни, или же возьми теперь душу мою». Так вопия от тяжкой скорби, Клеопатра заснула. Пред нею предстал св. мученик, держа в руках Иоанна: оба были в блистающих драгоценных одеждах и опоясаниях, имея венцы на главах. Св. мученик говорил скорбящей матери: «зачем ты вопиешь ко мне с ропотом? я помню все благодеяние, оказанное моему телу, и всегда молю Господа о роде твоем, среди которого ты положила меня, – наконец я умолил Господа о сыне твоем, чтобы он был сопричислен к лику святых ангелов, и вот ныне он предстоит в славе престолу Божию. Возьми сына своего и отдай на служение царю земному, если не хочешь, чтобы он был слугою Царю небесному и вечному». При этих словах отрок крепко обнял выю св. мученика и сказал ему: «нет, не отдавай меня опять в мир, полный неправд и всяких беззаконий, оставь меня навсегда в сопребывании святых. А ты, родительница, если любишь меня, радуйся моему счастию и не отвлекай от небесного царства в земное убожество. » Так чудесно утешена была блаж. Клеопатра в своей тяжкой скорби! Исполненная радости и веселия, она торжественно похоронила тело сына своего при гробе мученика, проводив его в могилу не как мертвеца, но как жениха в чертог брачный. Остальное время жизни своей она провела в уединенной келлии при храме св. мученика Уара, посвятив себя всецело благотворительности. По блаженном успении своем она была погребена рядом с сыном в том же храме.
II. Итак, братие, во всех несчастиях, постигающих нас, подобных несчастию, случившемуся с блажен. Клеопатрою, мы должны не роптать на Бога, но укреплять себя полною преданностью в волю Божию, зная, что Бог все творит с нами к лучшему.
а) Слово Божие учит нас всегда предаваться Богу и весьма сильно обличает неразумие бороться с определением Божиим: предай Господу путь твой и уповай на Него. Покорись Господу (Пс. 36, 5, 7). Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» (Ис. 45, 9). – Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкаго? (Рим. 9, 20–21). Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3, 11–12, Евр. 12, 5–6). Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, говорит Сам Господь. (Ис. 49. 13. 15). – Господь послал горе, и помилует по великой благодати Своей (Плач.3, 32).
б) Свв. отцы и учители церкви также увещевают нас предать себя в волю Божию. «Св. Иоанн Златоуст» говорит: «как глина принимает всякий вид, какой только дают ей руки обделывающого ее: так и человеку должно сообразоваться с тем, что повелевает Бог, и что Бог посылает, то и принимать с благодарностию, нисколько не противореча и не делая никаких изследований; потому что судьбы Божии непостижимы не для одних нас, но и для людей святых и чудных, которые жили прежде нас». (Св. Иоанна Злат. слова т. 3, стр. 276 и 277. Спб. 1850 г.).
«Все управляется благостию Владыки, пишет «св. Василий В». Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно трогало оно нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо; однако же должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно или нам самим по причине награды за терпение, или душе у нас похищенной, (т.е. чрез нашу смерть), чтобы она, замедлив долее в сей жизни, не заразилась пороком, водворившимся в мире» (Вас. В. в русск. пер., т. 6, стр. 239).
«Мы не знаем путей промысла Божия, пишет «св. авва Дорофей», и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до нас. Ибо если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя. Из всего, что творит Бог, нет ничего такого, чтобы не было благо, но все добро, и добро зело. Итак никому не должно скорбеть о случающемся, но все возлагать на промысл Божий и успокоиваться. В чем Божий промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. Во всяком случае мы должны взирать горе. Добро ли нам кто-нибудь делает, или злое потерпим от кого-либо, мы должны взирать горе и благодарить Бога за все, случающееся с нами, всегда укоряя самих себя и говоря, как сказали св. отцы, что если случится с нами нечто доброе, то это дело Божия промысла, а если злое, то это за грехи наши, ибо по истине все, что мы ни терпим, терпим за грехи наши». (Преп. Дороф. поуч. и посл., в русск. пер. 1856 г., стр. 215, 143, 154, 98).
в) Приведем и несколько примеров всецелой преданности Богу. «Кто не слыхал о «Иове», которого добродетель проповедывал Сам Бог пред собранием небесных сил? Но в чем состоит сила его добродетели, если не в преданности Богу, Которого непостижимым судьбам с благодарностию предал он себя, и детей, и богатство, и здравие, и чрез то соделал ничтожными все усилия врага добродетели и блаженства человеческаго? «Господь даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно» (Иов. I, 21). Такая преданность Богу есть безопасная ограда от всех искушений».
«Посмотрите и на «Моисея» в ужасную минуту, когда пред ним море, а за ним войско египетское. Народ вопиет к Богу, ропщет на вождя: но что вождь? Он не приготовляет народ к брани, не ищет пути к бегству, не воздвигает чудодейственного жезла, не произносит даже ни одного молитвенного слова к Богу.. Что это значит? – Он предался Богу, и вводит народ в эту преданность: «Господь поборет по вас, вы же умолкните» (Исх. XIV, 14). Все умолкло: но молчание это громко раздалось на небесах, и подвигло чудодейственную силу Божию. «И рече Господь Моисею: что вопиеши ко Мне? рцы сыном израилевым, и да путешествуют»; – «и да внидут сынове израилевы посреде моря по суху» (Исх. XIV, 15, 16). Здесь видно, что преданность Богу есть самая крепкая и действительная молитва». (См. «Слово митр. моск. Филарета в день Благовещения пресв. Богородицы»).
III. Имея такие примеры преданности Богу, предадим и мы, возлюбленные братия, себя Богу и не дозволим себе роптать на всеблагий и премудрый Промысл Божий, присно о нас пекущийся, хотя мы того не замечаем и хотя, заметивши, его не всегда понимаем. (Свящ. Григорий Дьяченко).