Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Старая фотография 50-70-гг.
Отец Нафанаил (Поспелов)
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Аудиозапись Божественной литургии в неделю 19-ю по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Луки, 31.10.21
Валерия Старикова
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Памяти апостола Луки
Когда готовишься рассказывать о ком-либо, то всегда есть какое-то впечатление, которое хочется высказать первым. Вот про апостола и евангелиста Луку, чью память Церковь чтит в грядущее воскресенье, почему-то хочется первым делом сказать, что он был из тех талантливых людей, которые талантливы во всём. Показать полностью.
Прежде всего, мы знаем апостола Луку как автора одного из синоптических Евангелий и книги Деяний святых апостолов. Святитель Иоанн, прозванный народом Божиим «Златые уста», отмечал изящную безупречность языка, которым они были написаны. Но, помимо превосходного слога, эти две книги отличает, к тому же, и крайне продуманное, а во второй книге еще и, прямо скажем, смелое композиционное решение.
Евангелие от Луки – наиболее полное и наиболее хронологически выверенное описание событий Священной Истории Нового Завета. От рождества Иоанна Предтечи, о котором вообще только евангелист Лука и говорит, до Вознесения Господня, о котором он один говорит подробно. Но если Евангелие от Луки имеет безупречную композицию с началом и концом, то книга Деяний окончания вовсе не имеет – она обрывается почти на полуслове.
И это совершенно сознательный шаг автора. Ведь новозаветная история еще не закончена. Мы живем в новозаветные времена, где деяния апостолов продолжаются в деяниях мужей и жен равноапостольных, и где и мы, отдельные люди, и целые народы дозревают до решения: принять Евангельскую весть или отвергнуть. Апостол Лука имел, таким образом, не только изрядный литературный талант, но и глубоко продуманный взгляд на исторический процесс.
Кроме того, как всем известно, он был врачом и художником. Это сочетание более чем естественное: в наше время медики оперирующих специальностей также обычно способны и к рисованию, потому что и для того, и для другого потребны развитый глазомер и тонкая координация.
Апостол Лука был неизменным спутником апостола Павла, поэтому сложно переоценить его врачебную помощь во всех их многочисленных благовестнических путешествиях. И дело не только в том, что апостол Павел был человеком болезненным, нет. Вспомним, чем эти путешествия сопровождались – во времена, когда земной шар измерялся человеческими шагами! Сам апостол Павел называет Луку «врач возлюбленный».
Сейчас представление о врачебном даровании апостола Луки сузилось до рассуждения, что «ему молятся об исцелении от глазных болезней» – такая горькая ирония. Но здравый взгляд, как всегда, сохраняется в богослужебных текстах, где сказано:
Поскольку святой Лука был спутником апостола Павла, то и книга Деяний является повествованием преимущественно о его трудах. Но здесь нет никакого обидного перекоса, потому что и богослужение ублажает апостола Павла, как «паче инех трудившася» (первая стихира на Господи воззвах Великой вечерни).
Апостол Лука первый предложил иконографию образов Пресвятой Богородицы, а Пресвятая Богородица сказала, что Ее благодать будет с ними. И когда мы смотрим на ту же Владимирскую икону, то понимаем, что это так и есть.
Апостол Лука был одаренным человеком. А сверх того, все его способности получили надлежащую огранку хорошим образованием. И украсились трудолюбием. Но самое главное – он от юности был скромнейшим и смиреннейшим рабом Божиим. Именно в том, первоначальном значении выражения, где раб – это совсем необязательно бесправный человек, а просто работник.
Со всеми своими блестящими способностями он всегда был где-то на заднем плане, всегда «вторым номером», всегда – в помощь кому-то. В безукоризненную, многотрудную, самоотверженную помощь, со словами: «я работник ничего не стоящий; сделал лишь то, что был должен» (ср. Лк. 17, 10).
«В той день двое шли в селение, называемое Еммаус. имя единому Клеопа. » (Лк. 24, 13). А второму? А второй даже и не назван.