расписание практики горный университет
Организация производственных и преддипломных практик студентов Университета
Для руководства практикой от университета назначается руководитель из числа профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры.
Руководитель практики от выпускающей кафедры составляет заявку на проведение практик, распределяет студентов по местам практик, обеспечивает программой практики, выдаёт индивидуальное задание, оказывает методическую помощь.
Места проведения практик подбираются из числа профильных организаций Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Северо-Западного региона, а также других субъектов РФ, с учетом их расположения в горно-металлургических, нефтегазовых регионах.
К практикам допускаются студенты, прошедшие медицинское освидетельствование в соответствии с профессиональными требованиями и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Основанием для направления на производственную и преддипломную практику является приказ по личному составу студентов, который формируется в деканатах факультетов и подписывается первым проректором университета.
В приказе по организации производственных и преддипломных практик указывается ФИО, место прохождения практики каждого студента, наименование предприятия или организации, оговариваются вопросы оплаты проезда и выплаты суточных.
В соответствии с приказом, перед выездом на практику, деканаты факультетов оформляют и выдают студентам путевку-удостоверение.
В соответствии с требованиями предприятий, по прибытии к месту практики, студентам необходимо при себе иметь:
В соответствии с заключенным договором организация предоставляет места для прохождения производственной и преддипломной практик и назначает руководителя практики от предприятия.
При наличии вакантных должностей студенты зачисляются на рабочие места. С момента зачисления практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на предприятии.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении практики определяется статьями 91 и 92 Трудового кодекса РФ и составляет:
— для студентов до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
— для студентов от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;
— для студентов в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.
По окончании практики студенты оформляют и защищают на кафедре отчет по практике.
Отчет по производственной и преддипломной практике предоставляется в семидневный срок (с момента начала занятий в осеннем семестре) руководителю практики от университета.
К отчету прилагается индивидуальное задание, согласованное с руководителем практики, путевка-удостоверение, с отметкой руководителя практики от предприятия и документы, подтверждающие проезд к месту практики и обратно.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность.
Учебная деятельность
Бакалавр архитектуры подготовлен к обеспечению разработки авторского концептуального архитектурного проекта, разработке архитектурного раздела проектной документации объектов капитального строительства, осуществлению мероприятий авторского надзора по архитектурному разделу проектной документации и мероприятий по устранению дефектов в период эксплуатации объекта.
Выпускники, освоившие программу бакалавриата по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура», могут осуществлять профессиональную деятельность на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм, проектных и научно-исследовательских институтах в должности архитектора, старшего архитектора, ведущего архитектора, руководителя группы (при наличии опыта практической работы не менее одного года в области архитектурной деятельности).
Магистр архитектуры подготовлен к руководству проектно-изыскательскими и проектными работами (включая организацию и общую координацию работ по разработке проектной документации объектов капитального строительства), подготовке и защите проектной документации, осуществлению мероприятий авторского надзора за проектом объекта капитального строительства и работ по выявлению дефектов в период эксплуатации объекта, оказанию консультационных услуг, администрированию процессов управления проектом.
Выпускники, освоившие программу магистратуры по направлению подготовки 07.04.01 «Архитектура», могут осуществлять профессиональную деятельность на предприятиях и в организациях различных организационно-правовых форм, проектных и научно-исследовательских институтах в должности главного архитектора проекта (специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования), руководителя творческой архитектурной мастерской или структурного подразделения проектной организации (при наличии опыта практической работы не менее восьми лет в области архитектурной деятельности) и стаже работы на архитектурных должностях в организациях, осуществляющих подготовку проектной документации, не менее трёх лет.
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр (профиль «Архитектура»); магистр (профиль «Архитектура зданий и сооружений, градостроительство и подземная урбанистика»).
Производственные и учебные практики проводятся в Горном университете, а также на следующих предприятиях:
Программа повышения качества учебных и производственных практик включает проведение практик
по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура», профиль «Архитектура» (АГСМ):
по направлению подготовки 07.04.01 «Архитектура», профиль «Архитектура зданий и сооружений, градостроительство и подземная урбанистика» (АГСМ):
Студенты
В университете обучаются иностранные граждане из более чем 70 стран мира. Различные мировоззрение, расовая принадлежность, культурные, этнические и религиозные принадлежности, разница в социальном происхождении, уровне базовой подготовки, знании русского языка и многие другие факторы характеризуют особенности подхода к организации учебного процесса, жилищно-бытовых условий и досуга граждан, прибывших из-за рубежа.
В рамках организации учебного процесса в Горном университете для иностранных граждан предусмотрены:
-довузовская подготовка (подготовительное отделение);
-подготовка бакалавров, магистров, специалистов;
-подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура);
-дополнительное профессиональное образование (стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка);
-частичное обучение (по программе включенного обучения).
Обучение иностранных граждан осуществляется как за счет средств Федерального бюджета РФ, так и на контрактной основе.
Зачисление иностранных граждан в университет осуществляется на основании:
ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
готовит инженеров по следующим специальностям (обучение 5 лет):
08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений»
Специализация: «Строительство подземных сооружений»
11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы»
Специализация: «Радиолокационные системы и комплексы»
21.05.01 «Прикладная геодезия»
Специализация: «Инженерная геодезия»
21.05.02 «Прикладная геология»
Специализации: «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых»
«Геология нефти и газа»
«Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»
«Прикладная геохимия, петрология, минералогия»
21.05.03 «Технология геологической разведки»
Специализации: «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»
«Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»
21.05.04 «Горное дело» (обучение 5 лет 6 месяцев)
Специализации: «Шахтное и подземное строительство»
«Открытые горные работы»
«Подземная разработка пластовых месторождений»
«Подземная разработка рудных месторождений»
«Технологическая безопасность и горноспасательное дело»
«Горные машины и оборудование»
«Транспортные системы горного производства»
«Электрификация и автоматизация горного производства»
«Обогащение полезных ископаемых»
21.05.06 Нефтегазовые техника и технологии
Специализация: «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
БАКАЛАВРОВ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
(ОБУЧЕНИЕ 4 года):
05.03.06 «Экология и природопользование»
07.03.01 «Архитектура»
08.03.01 «Строительство»
Профиль: «Промышленное и гражданское строительство»
09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»
Профиль: «Автоматизированные системы обработки информации и управления»
09.03.02 «Информационные системы и технологии»
Профиль: «Информационные системы и технологии»
11.03.04 «Электроника и наноэлектроника»
Профиль: «Промышленная электроника»
12.03.01 «Приборостроение»
Профиль: «Приборы и методы контроля качества и диагностики»
13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Профиль: «Энергообеспечение предприятий»
13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»
Профили: «Электропривод и автоматика»
15.03.01 «Машиностроение»
Профиль: «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»
15.03.02 «Технологические машины и оборудование»
Профиль: «Оборудование нефтегазопереработки»
15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Профиль: «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»
18.03.01 «Химическая технология»
Профили: «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»
20.03.01 «Техносферная безопасность»
Профиль: «Безопасность технологических процессов и производств»
21.03.01 «Нефтегазовое дело»
Профили: «Бурение нефтяных и газовых скважин»
«Эксплуатация сетей газораспределения и газопотребления»
«Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»
«Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ»
«Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки»
«Разработка и эксплуатация углеводородных месторождений шельфа»
«Сооружение и ремонт объектов трубопроводного транспорта»
21.03.02 «Землеустройство и кадастры»
Профиль: «Городской кадастр»
22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов»
Профиль: «Материаловедение и технологии новых материалов»
22.03.02 «Металлургия»
Профиль: «Металлургия цветных металлов»
23.03.01 «Технология транспортных процессов»
Профиль: «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»
23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
Профиль: «Автомобили и автомобильное хозяйство»
27.03.01 «Стандартизация и метрология»
Профиль: «Метрология и метрологическое обеспечение»
27.03.03 «Системный анализ и управление»
Профиль: «Теория и математические методы системного анализа и управления в технических, экономических и социальных системах»
27.03.04 «Управление в технических системах»
Профиль: «Информационные технологии в управлении»
29.03.04 «Технология художественной обработки материалов»
Профиль: «Технология художественной обработки материалов»
38.03.01 «Экономика»
Профили: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«Экономика предприятия и организации»
38.03.02 «Менеджмент»
Профили: «Производственный менеджмент»
МАГИСТРОВ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
(ОБУЧЕНИЕ 2 года):
09.04.01 «Информатика и вычислительная техника»
Программа: «Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем»
09.04.02 «Информационные системы и технологии»
Программа: «Информационные системы и технологии»
11.04.01 «Радиотехника»
Программа: «Радиотехника»
11.04.04 «Электроника и наноэлектроника»
Программа: «Промышленная электроника»
12.04.01 «Приборостроение»
Программы: «Приборы и системы горного и технического надзора и контроля»
«Неразрушающие физические методы и средства контроля качества материалов, изделий и конструкций»
13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Программа: «Технологии производства электрической и тепловой энергии»
13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника»
Программы: «Электроприводы и системы управления электроприводов»
«Автоматизированные электромеханические комплексы и системы»
15.04.01 «Машиностроение»
Программа: «Технология автоматизированного машиностроения»
15.04.02 «Технологические машины и оборудование»
Программы: «Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений»
«Технологические процессы в машиностроении»
«Металлургические машины и оборудование»
15.04.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Программы: «Системы автоматизированного управления в металлургии»
«Системы автоматизированного управления в нефтегазопереработке»
«Системы автоматизированного управления в машиностроении»
«Системы автоматизированного управления в горном деле»
18.04.01 «Химическая технология»
Программы: «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов»
Химическая технология органических веществ
Химическая технология неорганических веществ
20.04.01 «Техносферная безопасность»
Программы: «Экологический менеджмент в горном производстве»
«Управление безопасностью на предприятиях минерально-сырьевого комплекса»
21.04.01 «Нефтегазовое дело»
Программы: «Моделирование разработки нефтяных месторождений»
«Бурение горизонтальных скважин»
«Разработка нефтяных месторождений»
«Эксплуатация скважин в осложненных условиях»
«Технология вскрытия нефтегазовых пластов»
«Технология буровых растворов»
«Технология вскрытия нефтегазовых пластов в осложненных условиях»
«Бурение в осложненных условиях»
«Техническая диагностика газотранспортных систем»
«Трубопроводный транспорт углеводородов»
«Ресурсосберегающие технологии транспорта и хранения углеводородов»
«Проектирование и управление объектами нефтегазодобычи»
21.04.01 «Землеустройство и кадастры»
Программа: «Производственно-технологическая деятельность»
22.04.01 «Материаловедение и технологии материалов»
Программа: «Материаловедение и технологии наноматериалов и покрытий»
22.04.02 «Металлургия»
Программы: «Металлургия цветных металлов»
«Теплотехника металлургических процессов»
23.04.01 «Технология транспортных процессов»
Программа: «Организация перевозок и безопасность движения»
23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
Программа: «Управление технической эксплуатацией автотранспортных средств, технологических машин и оборудования»
27.04.01 «Стандартизация и метрология»
Программа: «Метрологическое обеспечение и квалиметрия»
27.04.03 «Системный анализ и управление»
Программы: «Теория и математические методы системного анализа и управления в технических и социально-экономических системах»
«Системный анализ организационно-управленческой деятельности в больших системах»
«Системный анализ данных и моделей принятия решений»
27.04.04. «Управление в технических системах»
Программы: «Анализ и синтез технических систем с распределенными параметрами»
«Информационные технологии в управлении техническими системами»
38.04.01 «Экономика»
Программы: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в горной промышленности и геологоразведке»
«Экономика и управление на предприятиях минерально-сырьевого комплекса»
38.04.02 «Менеджмент»
Программа: «Стратегический менеджмент»
Список необходимых документов для поступления в Горный университет и оформления приглашения:
1) Анкета с вклеенной цветной фотографией кандидата.
2) Копия паспорта (четко читаемые страницы для оформления приглашения, содержащие установочные данные, сроком действия не менее 18 месяцев с даты начала действия въездной учебной визы).
3) Копия свидетельства о рождении с переводом на русский язык.
4) Копия медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для обучения, выданного официальным органом здравоохранения страны проживания кандидата.
5) Копия медицинской справки об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), выданной официальным органом здравоохранения страны проживания кандидата.
6) Оригинал и копия документа об образовании (аттестата о среднем образовании, диплома бакалавра, диплома инженера, диплома магистра), с приложениями, включающими перечень изученных предметов и полученные по ним экзаменационные (итоговые) оценки (баллы), легализованные в установленном порядке.
Для обучения по программам бакалавриата или по программам подготовки специалиста представляется документ об образовании, который признается эквивалентным в Российской Федерации документу государственного образца о среднем (полном) общем образовании или о среднем профессиональном образовании.
Для обучения по программам магистратуры представляется документ об образовании, который признается эквивалентным в Российской Федерации диплому бакалавра (не менее 4 лет) или диплому специалиста (не менее 5 лет).
8) заполненная форма-заявка.
Преимущественное право приема на обучение предоставляется кандидатам, оценки (баллы) которых по профилирующим предметам по избранной специальности не ниже 80 % от их максимального показателя.
Для кандидатов, не владеющих русским языком, срок обучения увеличивается на 1 год (подготовительное отделение для иностранных граждан).
Документы должны быть представлены в Горный университет до 10 июля.
Практика у горняков
Немного пригорело в посте Ассорти 90 с картинки про горняков. Далее многобукаф.
Штош расскажу пару слов про горных инженеров и практики во время обучения.
В начале упомяну, что горных инженеров существует достаточно много. Подземка дом родной не для все, а только наверное для Горных инженеров со специализацией: «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», коих традиционно выпускается только 20-30% от общего количества.
Но что касается практики, я могу рассказать здесь только о ситуации на ДВ, в частности в Магаданской области и на Чукотке.
Будучи студентом у тебя есть три варианта попасть на практику на действующее горнодобывающее предприятие (здесь я сразу уточню, речь не идет о родственных связях или какого-либо рода личных знакомствах).
1. Самый простой и понятный, но увы самый нерабочий. Идешь в предприятие говоришь, что хочешь к ним попасть на практику и заполняешь анкету как на трудоустройство и отдаешь ее вместе с хреновой горой копий документов.
На сайтах компаний заполнять анкеты студентов 100% нерабочий вариант. Я не знаю не одного человека из своих одногруппников, или старше, или младше потоков, кто бы так попал на практику.
2. Сложнее первого, требующий неких телодвижений. Относительно рабочий. Итак тебе придется покрутится на профессиональных мероприятиях связанных с горным делом и некоторых социально активных действий проводимых под патронажем того или иного предприятия. Там достать HR ответственный за работу со студентами (такие есть в каждой крупной компании) и сунуть разок, другой свое резюме. И далее ждать звонка.
3. Самый нервный и настолько же рабочий, что и второй вариант. Ждать когда университет сам тебя куда-нибудь засунет. Дело все в том, что компании сотрудничают с университетом, и поэтому частенько, на кафедрах работают люди, непосредственно связанные с компанией. И этих людей может попросить глава кафедры или декан факультета, чтобы пристроить тебя куда-нибудь на месяц другой.
Компилируя все вышеперечисленное, после третьего, а иногда и после второго курса, тебе однажды позвонят и радостно сообщать, что ты едешь в далекие дали на месяц или даже больше с полным пансионом и прочими приятностями.
Что получает студент: Срочный трудовой договор на определенный срок, но не более 2х месяцев. Должность определяется компанией и выбору не подлежит. Полный пансион (питание, проживание, проезд туда и обратно, медкомиссия, все оплачивает компания). Несколько денежных знаков от десятка тысяч до сотен тысяч.
Что подтвержу ниже представленным пруфом.
Что получает компания: Достаточно геморройного, необученного, а зачастую и ленивого работника, которого ни штрафом наказать, ни премией покарать. И возможно личинку будущего линейного руководителя.
Однако здесь я уточню, ситуация указанная в той картинке, что сподвигла меня написать этот пост невозможна в силу того, что студент на практике это работник предприятия. Который обязан выполнять должностные инструкции и соблюдать все регламенты установленные компанией.
Так же следует указать, что медкомиссия может покупаться, но из-за того, что предприятие тебе указывает где конкретно проходить ее, вероятность купить уже уменьшается. Плюс так же согласно требованиям к рабочим специальностям указанным в соответствующих регламентирующих бумагах указано, кто по состоянию здоровья имеет право быть отправленным в шахту для выполнения своей рабочей инструкции, а кто нет. И поверьте, никакой разницы между тем кем ты уродился там нету. Если ты уже пошел в горные инженеры, а тем более в подзмещики, будь ты девочкой или мальчиком, ты оправишься вниз если тебе позволяет здоровье.
И немного про страхи. Штольни и автосъезды, зачастую достаточно безопасны. Закольщики там ходят каждый божий день по несколько раз и никому не надо, что бы там кто-то погибал. Основные травматические случаи в том числе и увы со смертельным исходом связанны с очистными забоями или грубыми нарушениями ТБ.
За все время обучения никто из моих одногруппников не отказывался от работы в подземке. Никто не ныл и не канючил. Просто все шли и выполняли свои нарезанные своими руководителями обязанности.
Там достать HR ответственный за работу со студентами (такие есть в каждой крупной компании) и сунуть разок, другой.
Ну, так в любую контору устроитья не проблема )))
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)