расписание пасхи по годам 2020 2030

Пасхалия

Пасха́лия система рас­чета, поз­во­ля­ю­щая по спе­ци­аль­ным таб­ли­цам, опре­де­ля­ю­щим вза­и­мо­связь боль­шого коли­че­ства кален­дарно-аст­ро­но­ми­че­ских вели­чин, опре­де­лить даты празд­но­ва­ния Пасхи и пере­хо­дя­щих цер­ков­ных празд­ни­ков для любого задан­ного года (отсюда и назва­ние – пас­ха­лия). На осно­ва­нии особых вычис­ле­ний состав­ля­ется кален­дарь празд­ни­ков. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь для вычис­ле­ния даты празд­но­ва­ния Пасхи и пере­хо­дя­щих празд­ни­ков поль­зу­ется тра­ди­ци­он­ным юли­ан­ским кален­да­рем, создан­ным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот кален­дарь назы­вают «старым стилем». Запад­ные хри­сти­ане поль­зу­ются гри­го­ри­ан­ским кален­да­рем, вве­ден­ным в 1582 г. рим­ским папой Гри­го­рием XIII. Он обычно име­ну­ется «новым стилем».

О дате Пасхи Матфей Вла­старь в своей Алфа­вит­ной Син­тагме пишет: «Отно­си­тельно нашей Пасхи необ­хо­димо обра­щать вни­ма­ние на четыре поста­нов­ле­ния, из кото­рых два содер­жатся в Апо­столь­ском пра­виле, а два ведут начало из непи­сан­ного пре­да­ния. Первое – мы должны празд­но­вать Пасху после весен­него рав­но­ден­ствия ( μετά ισημερίαν έαρινήν ), второе – не празд­но­вать ее вместе с иуде­ями в один день; третье – не просто после рав­но­ден­ствия, но после пер­вого пол­но­лу­ния, име­ю­щего быть после рав­но­ден­ствия ( μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον ), и чет­вер­тое – после пол­но­лу­ния не иначе, как в первый день сед­мицы».

Таким обра­зом, день празд­но­ва­ния Пасхи ока­зы­ва­ется в пре­де­лах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Кален­дарь празд­но­ва­ния Пасхи и неко­то­рых пере­хо­дя­щих празд­ни­ков на 2018–2030 годы (по новому стилю)

ГодПасхаВоз­не­се­ние Гос­поднеДень Святой Троицы
20188 апреля17 мая27 мая
201928 апреля6 июня16 июня
202019 апреля28 мая7 июня
20212 мая10 июня20 июня
202224 апреля2 июня12 июня
202316 апреля25 мая4 июня
20245 мая13 июня23 июня
202520 апреля29 мая8 июня
202612 апреля21 мая31 мая
20272 мая10 июня20 июня
202816 апреля25 мая4 июня
20298 апреля17 мая27 мая
203028 апреля6 июня16 июня

расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть фото расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть картинку расписание пасхи по годам 2020 2030. Картинка про расписание пасхи по годам 2020 2030. Фото расписание пасхи по годам 2020 2030

Кано­ни­че­ские норма пра­во­слав­ной Пас­ха­лии и про­блема дати­ровки Пасхи в усло­виях нашего вре­мени

Д.П. Огиц­кий, про­фес­сор Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии

Статья пуб­ли­ку­ется в сокра­ще­нии.

Еще до Никей­ского Собора при­об­рело обще­цер­ков­ный харак­тер пра­вило о празд­но­ва­нии Пасхи в вос­кре­се­нье после 14 нисана (чаще это было первое вос­кре­се­нье, в неко­то­рых слу­чаях — второе).

Новый вопрос, кото­рый пред­сто­яло решить Никей­скому Собору, состоял в сле­ду­ю­щем: всегда ли сле­дует счи­тать 14 нисана то пол­но­лу­ние, кото­рое счи­та­ется 14 нисана у евреев, или же хри­сти­а­нам сле­дует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весен­нем лунном месяце и его 14 дне само­сто­я­тельно, с учетом более точных аст­ро­но­ми­че­ских данных?

Вопрос был вызван рас­хож­де­нием в прак­тике раз­лич­ных церк­вей. Хри­сти­ане «Востока», — точнее, Сирии, Месо­по­та­мии и отча­сти Кили­кии, — при­дер­жи­ва­лись пер­вого реше­ния, т. е. всегда без­ого­во­рочно сле­до­вали за еврей­ским кален­да­рем, празд­нуя свою Пасху, хотя и в вос­кре­се­нье, но непо­сред­ственно после Пасхи еврей­ской. Хри­сти­ане Европы, Африки, Малой Азии, пред­став­ляв­шие боль­шин­ство хри­сти­ан­ского мира, к тому вре­мени уже осво­бо­ди­лись от такой зави­си­мо­сти от евреев и не сле­до­вали без­ого­во­рочно еврей­скому кален­дарю, ссы­ла­ясь на несо­вер­шен­ство послед­него. В тех слу­чаях, когда еврей­ская пасха при­хо­ди­лась ранее весен­него рав­но­ден­ствия, т. е. до момента, счи­та­ю­ще­гося нача­лом весны и есте­ствен­ным тро­пи­че­ским рубе­жом года, хри­сти­ане назван­ных стран счи­тали 14 нисана сле­ду­ю­щее пол­но­лу­ние. В таких слу­чаях разрыв между Пасхой у хри­стиан «Востока» и у прочих хри­стиан состав­лял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы поло­жить конец таким рас­хож­де­ниям, Никей­ский Собор после того как уда­лось уго­во­рить восточ­ных отка­заться от их прак­тики 1 опре­де­лял всем сле­до­вать второй прак­тике, осно­ван­ной на само­сто­я­тель­ном, неза­ви­ся­щем от еврей­ского кален­даря, реше­нии. Таков смысл никей­ского опре­де­ле­ния и запрета празд­но­вать Пасху «с иуде­ями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весен­него рав­но­ден­ствия.

Надо думать, что деталь­ной регла­мен­та­цией пас­ха­лии Никей­ский Собор не зани­мался, во-первых, потому, что все вни­ма­ние его, как видно из посла­ний св. Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского, было направ­лено на пре­одо­ле­ние глав­ной труд­но­сти на пути к уста­нов­ле­нию единой пас­ха­лии — при­вя­зан­но­сти «восточ­ных» к еврей­скому кален­дарю, во-вторых, потому, что те пас­ха­ли­че­ские вопросы, кото­рые вол­но­вали Цер­ковь ранее (напри­мер, о дне сед­мицы, в кото­рый должна празд­но­ваться Пасха и об отно­ше­нии этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызы­вали преж­них пре­ре­ка­ний, в‑третьих, потому, что деталь­ная и исчер­пы­ва­ю­щая регла­мен­та­ция тех­ники пас­ха­ли­че­ских вычис­ле­ний (вплоть до реше­ния про­блем, вызы­ва­ю­щихся неточ­но­стью юли­ан­ского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необ­хо­димо было все тех­ни­че­ские детали реше­ния вопроса о пас­ха­лии скреп­лять авто­ри­те­том все­лен­ского собора. Собор про­воз­гла­сил (едва ли, впро­чем, вызы­вав­ший у кого-либо сомне­ния) прин­цип одно­вре­мен­ного празд­но­ва­ния Пасхи всей Цер­ко­вью. Реаль­ный же вклад собора в реа­ли­за­цию этого прин­ципа состоял в том, что он устра­нил выше­ука­зан­ное глав­ное пре­пят­ствие, сто­яв­шее в то время на пути к осу­ществ­ле­нию этого прин­ципа.

Много сто­ле­тий спустя, когда глав­ный пред­мет пас­ха­ли­че­ских рас­хож­де­ний начала IV в. и сопут­ство­вав­шие обсуж­де­нию этого вопроса на все­лен­ском соборе обсто­я­тель­ства дела были осно­ва­тельно забыты, Никей­скому Собору стали при­пи­сы­вать кое-что такое, чего собор прямо не пред­пи­сы­вал, и даже нечто такое, что совер­шенно не соот­вет­ство­вало его линии.

Непра­виль­ные суж­де­ния о смысле кано­ни­че­ских пред­пи­са­ний о вре­мени празд­но­ва­ния Пасхи и, в част­но­сти, о смысле запрета празд­но­вать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы нахо­дим, прежде всего, у таких круп­ных кано­ни­стов пра­во­слав­ного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Валь­са­мон, Матфей Вла­старь. Они-то и содей­ство­вали, больше, чем кто-либо другой, попу­ля­ри­за­ции этих суж­де­ний у нас, в пра­во­слав­ной среде.

В тол­ко­ва­нии на 7‑е Апо­столь­ское пра­вило Зонара пишет: «Вся запо­ведь сего пра­вила заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем: хри­сти­а­нам празд­но­вать Пасху не с иуде­ями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непразд­нич­ный празд­ник должен пред­ше­ство­вать, а потом должна совер­шаться наша Пасха. Не испол­ня­ю­щий сего свя­щен­но­слу­жи­тель должен быть извер­жен. То же опре­де­лил и Антио­хий­ский Собор в первом пра­виле».

Зонара, а вслед за ним и другие кано­ни­сты, своим тол­ко­ва­нием кано­нов ставят сроки хри­сти­ан­ской Пасхи в прямую, посто­ян­ную зави­си­мость от сроков пасхи еврей­ской. Такое тол­ко­ва­ние кано­ни­че­ских правил стало у нас чем-то непре­ре­ка­е­мым, почти акси­о­мой. Дер­жатся его и такие видные пра­во­слав­ные кано­ни­сты позд­ней­шего вре­мени, как епи­скоп Нико­дим Милаш (Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями). Опе­ри­руют им многие и по сей день, когда затра­ги­ва­ются вопросы исправ­ле­ния кален­даря и пас­ха­лии.

Между тем, всё, что мы знаем об отно­ше­нии Никей­ского Собора к вопросу о вре­мени празд­но­ва­ния Пасхи, нахо­дится в резком про­ти­во­ре­чии с такой интер­пре­та­цией кано­ни­че­ских правил о Пасхе.

Ни в кано­нах, ни в других совре­мен­ных и близ­ких Никей­скому Собору доку­мен­тах, интер­пре­ти­ру­ю­щих никей­ское опре­де­ле­ние, нет речи о том, что должна быть исклю­чена воз­мож­ность слу­чай­ных сов­па­де­ний хри­сти­ан­ской Пасхи с еврей­ской, т. е. воз­мож­ность празд­но­ва­ния ее в неко­то­рых слу­чаях в один день с евре­ями. Нигде нет также запрета празд­но­ва­ния хри­сти­а­нами Пасхи раньше евреев. Такой запрет озна­чал бы зави­си­мость сроков хри­сти­ан­ской пасхи от сроков пасхи еврей­ской. А всё, что мы знаем о никей­ском опре­де­ле­нии, гово­рит о том, что никей­ские отцы были против какой бы то ни было зави­си­мо­сти хри­стиан от евреев в этом вопросе.

Никей­ский Собор запре­тил, таким обра­зом, не слу­чай­ные сов­па­де­ния, а прин­ци­пи­аль­ную зави­си­мость сроков хри­сти­ан­ской Пасхи от сроков пасхи еврей­ской. На языке кано­нов празд­но­вать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допус­кать слу­чай­ные сов­па­де­ния Пасхи хри­сти­ан­ской и еврей­ской, а значит при опре­де­ле­нии дня Пасхи хри­сти­ан­ской неуклонно дер­жаться еврей­ской пас­ха­лии, не допус­кая иных пас­ха­ли­че­ских рас­че­тов, и при­зна­вать для хри­стиан обя­за­тель­ным празд­но­вать Пасху в вос­кре­се­нье, непо­сред­ственно сле­ду­ю­щее за пасхой еврей­ской. Упо­треб­ляя выра­же­ние μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду прин­ци­пи­аль­ное согла­сие хри­стиан «Востока» с иуде­ями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные слу­чай­ные сов­па­де­ния в рас­че­тах и датах.

Ошибка Зонары и других тол­ко­ва­те­лей кано­нов яви­лась след­ствием, во-первых, непра­виль­ного, поверх­ност­ного и слиш­ком дослов­ного пони­ма­ния ими выра­же­ния μετὰ τῶν Ἰουδαίων без вся­кого учета кон­крет­ных исто­ри­че­ских усло­вий, в кото­рых роди­лась эта фор­му­ли­ровка, во-вторых, — след­ствием того, что они делали непра­во­мер­ные выводы из совре­мен­ных им фак­ти­че­ских данных пас­ха­лии. Дело в том, что в их время наши пас­ха­ли­че­ские таб­лицы, при­но­ров­лен­ные к юли­ан­скому кален­дарю, настолько уже отста­вали и от аст­ро­но­ми­че­ских данных и от еврей­ских рас­че­тов (став­ших, кстати ска­зать, к тому вре­мени чрез­вы­чайно точ­ными), что уве­ли­чив­ша­яся дистан­ция между Пасхой хри­сти­ан­ской и еврей­ской совер­шенно исклю­чала воз­мож­ность сов­па­де­ния их дат. Фак­ти­че­ски Пасха хри­сти­ан­ская во вре­мена Зонары была всегда только после пасхи еврей­ской. В этом фак­ти­че­ском поло­же­нии дела кано­ни­сты видели под­твер­жде­ние своих тол­ко­ва­ний об обя­за­тель­но­сти для хри­стиан соблю­де­ния такой после­до­ва­тель­но­сти и дистан­ции между празд­ни­ками еврей­ским и хри­сти­ан­ским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пере­смотре пас­ха­лии, нам необ­хо­димо реши­тельно отме­же­ваться от этих непра­виль­ных тол­ко­ва­ний кано­ни­че­ских правил и исхо­дить из того, что пра­вила эти не преду­смат­ри­вают ника­кой прин­ци­пи­аль­ной зави­си­мо­сти сроков нашей Пасхи от вре­мени празд­но­ва­ния пасхи у евреев.

Для точ­ного опре­де­ле­ния дня Пасхи на каждый год раз­ра­бо­таны особые пра­вила, име­ну­е­мые “пас­ха­лией”. Согласно прин­ци­пам Алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии, при­ня­той на Востоке, день Пасхи при­уро­чен к пер­вому воскре­сенью после той 14‑й луны, кото­рая при­хо­дится не ранее дня Весен­него рав­но­ден­ствия, 21 марта. В насто­я­щее время эти аст­ро­но­ми­че­ские прин­ципы на Право­сла­вном Востоке не соблю­да­ются из-за сохра­не­ния рас­че­тов пас­ха­лии по юли­ан­скому кален­дарю, отста­ю­щего от аст­ро­но­ми­че­ского на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навя­зан­ной визан­тий­скими кано­ни­стами посто­ян­ной зависи­мо­сти сроков хри­сти­ан­ской Пасхи от Пасхи иудей­ской.
Так, в 2002 году первое воскресе­нье после аст­ро­но­ми­че­ского рав­но­ден­ствия (21 марта) и пол­но­лу­ния (это еврей­ская Пасха, 15 нисана = 28 марта, чет­верг) при­шлось на 31 марта. Это и был закон­ный день Пасхи у запад­ных хри­стиан, и он соот­вет­ство­вал всем нормам пас­ха­лии, при­ня­тым I Все­лен­ским Собо­ром 325 года. Но по юлиан­скому кален­дарю это вос­кре­се­нье дати­ро­ва­лось 18‑м марта и не могло быть пас­халь­ным, т. к. услов­ное юли­ан­ское «рав­но­ден­ствие», отста­ю­щее от истин­ного на 13 суток, еще «не насту­пило»! Поэтому право­славные празд­но­вали Пасху уже после вто­рого весен­него пол­но­лу­ния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так про­ис­хо­дит в каждом 5‑м, 8‑м, 11‑м, 16‑м и 19‑м годах 19-лет­него цикла. Тем самым Пра­во­слав­ная Цер­ковь «явно нару­шает те же поста­нов­ле­ния, за выпол­не­ние кото­рых всё ещё про­дол­жает бороться».
Ю. Рубан

Источник

Пасха: история и традиции

Слово «Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Светлое Воскресение Христово называется Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви; «Праздников праздник и Торжество из торжеств». Потому что воскресение из мёртвых Господа Иисуса Христа — основа христианской веры. И поэтому богослужение на Пасху отличается величием и особой торжественностью.

Какого числа празднуется православная Пасха

19 июня 325 года I Вселенский собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан. Даты празднования Пасхи и переходящих праздников определяются пасхалией — специальной системой расчёта. Вычисляются даты по Юлианскому календарю. По этому календарю (по старому стилю) Пасха празднуется в пределах между 22 марта и 25 апреля.

В приведённой ниже Пасхалии (2019-2030 гг.) даты указаны по Григорианскому календарю. По этому календарю (по новому стилю) Пасха празднуется в пределах между 4 апреля и 8 мая.

Пасхалия с 2019 по 2030 год

ГодНачало триодиПрощёное воскресеньеВербное воскресеньеПасхаВознесение ГосподнеТроицаПетров пост
201917 февраля10 марта21 апреля28 апреля6 июня16 июня18 дней
20209 февраля1 марта12 апреля19 апреля28 мая7 июня27 дней
202121 февраля14 марта25 апреля2 мая10 июня20 июня14 дней
202213 февраля6 марта17 апреля24 апреля2 июня12 июня22 дня
20235 февраля26 февраля9 апреля16 апреля25 мая4 июня30 дней
202425 февраля17 марта28 апреля5 мая13 июня23 июня11 дней
20259 февраля2 марта13 апреля20 апреля29 мая8 июня26 дней
20261 февраля22 февраля5 апреля12 апреля21 мая31 мая34 дня
202721 февраля14 марта25 апреля2 мая10 июня20 июня14 дней
20286 февраля27 февраля9 апреля16 апреля25 мая4 июня30 дней
202928 февраля18 февраля1 апреля8 апреля17 мая27 мая38 дней
203017 февраля10 марта21 апреля28 апреля6 июля16 июня18 дней

Исторически Пасха — самый первый христианский праздник, берущий своё начало с апостольских времён. Поэтому даты всех церковных праздников зависят от даты Пасхи. Например, если отнять от даты Пасхи семь недель, то получим день, с которого начинается Великий пост. Если отнимем восемь недель, то понедельник восьмой недели будет днём начала Масленой недели (Масленицы).

Пасха — «Праздников Праздник»

В честь праздника Пасхи — самое торжественное и самое красивое богослужение. Празднество состоит из пасхальной полунощницы; ночного крестного хода вокруг храма с зажжёнными свечами и пением хора; радостной светлой утрени и пасхальной литургии. Во время утрени во всех храмах вот уже более полутора тысяч лет священники зачитывают «Слово огласительное на Святую Пасху«.

Следующие шесть дней пасхальной недели называются Светлой седмицей. В эти праздничные дни поста нет. Богослужение в эти дни происходит с открытыми Царскими вратами в знак того, что Воскресением Христовым побеждён ад. А людям вновь открыты двери рая. Потому что закончен семинедельный Великий пост.

Как готовятся верующие к встрече Пасхи

Готовиться к встрече Пасхи верующие начинают с Великого четверга. То есть, на Страстной седмице, за три дня до Пасхи, пекут куличи; делают творожные пасхи; красят пасхальные яйца. А в Великую субботу идут освящать их в церковь.

расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть фото расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть картинку расписание пасхи по годам 2020 2030. Картинка про расписание пасхи по годам 2020 2030. Фото расписание пасхи по годам 2020 2030

Итак, в Великую субботу, с самого утра и до вечера идут люди в церковь. Идут для того, чтобы осветить куличи, пасхи и яйца. Людей в храме всегда много. И места, на приготовленных внутри храма столах, не хватает. Поэтому во дворе ставят дополнительные столы. Именно на них верующие выставляют куличи с воткнутыми в них горящими свечами. А какие красивые творожные пасхи и яйца украшают этот стол! Яйца крашены луковой шелухой, обклеены наклейками, бисером, разрисованы красками, украшены золотыми буквами «ХВ».

Мало того, многие прихожане составляют целые композиции. Для их создания они используют куличи, пасхи, яйца. И укладывают это всё в специальные круглые формы — пасхальницы. В центре такой формы кулич, а по краям — углубления для яиц.

Вдоль столов проходит священник, а за ним пономарь несёт большую чашу со святой водой. Священник с молитвой кропит святой водой куличи, пасхи, яйца. В это же время прихожане складывают свои пожертвования в большую корзину, которую несут за пономарём. На Светлой седмице священнослужители будут раздавать эти пожертвования прихожанам; повезут их в больницы и тюрьмы. Таким образом они поздравят с Пасхой тяжелобольных и заключённых. Люди идут на освещение в течение всего дня. Через какой-то промежуток времени священники сменяют друг друга. В семь вечера освящение прекращается, потому что пора готовиться к долгой ночной службе.

Ночная пасхальная служба

Около десяти часов вечера в храме начинают чтение «Деяний святых апостолов«. В 23.30 священники начинают служить пасхальную полунощницу. А ровно в полночь начинается торжественный крестный ход.

К этому времени верующие уже стоят перед храмом с зажжёнными свечами. У многих в руках стеклянные пасхальные фонарики со свечами внутри.

Из дверей храма торжественно выходит крестный ход: священнослужители и хоругвеносцы в белом облачении. Во время крестного хода певчие поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити!».

Затем Предстоятель зачитывает «Слово огласительное на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста. После этого поются часы перед литургией. И, наконец, начинается сама Божественная литургия. Божественную литургию, уже в красном облачении, совершают священники. Ночная служба заканчивается в 3-4 часа ночи. После неё начинается разговение.

Разговение на Пасху

В небольших приходах прихожане разговляются вместе с клириками в церковных трапезных. В больших приходах, конечно, нет возможности разместить несколько тысяч человек. Поэтому чай и яйца раздают на улице возле храма.

расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть фото расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть картинку расписание пасхи по годам 2020 2030. Картинка про расписание пасхи по годам 2020 2030. Фото расписание пасхи по годам 2020 2030

Все христосуются, обмениваются пасхальными яйцами. Затем расходятся по домам. После длительного поста есть скоромное нужно очень осторожно. Как правило, разговение ограничивают куском кулича, куском пасхи и яйцом. Запивают бокалом красного вина или глинтвейна. А то и просто чашкой горячего молока или травяного чая.

Кулич, пасха и яйца имеют символическое значение. Кулич символизирует присутствие Христа на трапезе. Пасха символизирует Гроб Господень. А красное яйцо — это символ Воскресения и начало новой жизни.Обязательно на праздничной трапезе должно быть вино.

Кроме обязательных кулича, пасхи и яиц готовятся и мясные блюда. Такие как: домашняя ветчина, окорок или буженина; запечённая курица, гусь или утка; бараний бок или телячьи отбивные; молоко, сметана, масло. Из напитков бывает не только вино, но и более крепкие напитки. А к чаю подают сдобную выпечку.

Празднование Пасхи не ограничивается Светлой седьмицей, а продолжается все сорок дней до Вознесения Господня. И христиане всё это время приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!».

Святая Пасха до революции

Как праздновал Пасху народ? В обеих столицах России все дни недели, начиная с понедельника, проходили народные гуляния. Для простого народа устанавливали качели и карусели. В балаганах представляли комедианты.

Те, кто побогаче, разъезжали с визитами по родным и знакомым, катались на лошадях.

В городах и сёлах до вечерен не смолкал колокольный звон. Причём, каждый желающий мог забраться на колокольню и звонить в колокол.

Удивительно, но даже такой Светлый праздник сопровождали языческие ритуалы, приметы. Строго говоря, от весеннего языческого праздника Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц и т. п.

Яйцо от первого христосования сохраняли целый год, до нового христосования. Потому что свято верили, что оно поможет узнать колдуна во время заутрени. Лишь бы колдун повернулся спиной к алтарю.

Также простой народ был убеждён в том, что до самого Вознесения Христова «сатана в аду лежит ничмя, не шелохнется». Потому что Христос в это время ходит по земле.

Солнце на Пасху играет

Так как исчисление Пасхи связано с астрономическими условиями каждого года, нельзя считать народные приметы безосновательными.

Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру» солнца. На этих наблюдениях были основаны предсказания будущего урожая. В народе убеждены, что солнце «играет» пять раз в году.

Кстати, некоторые считают, что солнце «играет» ещё и на Петров день — 12 июля. Все даты указаны по новому стилю (по Григорианскому календарю).

Народные игры на Пасху

Некоторые старинные народные забавы дошли и до наших времён. Например, биться красными яйцами. Кстати довольно давно этим занимались преимущественно мужчины. Зато теперь крашеными яйцами бьются дети. Хотя, может быть, я чего-то и не знаю…

Катали крашеные яйца с каточков. Водили хороводы, парни и девушки катались на качелях.

Как биться крашеными яйцами

Играющие выбирают себе по крашеному яйцу. Некоторые на игру приходят со своими, уже «проверенными» в домашних боях, крашеными яйцами. Бьются острыми краями. Тот, у кого яйцо уцелело, забирает разбитое себе.

С детства помню, что яйцо надо крепко зажать в руках, оставив на виду только острый край яйца. Бить следует неожиданно и резко. Откуда взялась такая традиция? До сих пор идут жаркие споры на эту тему.

Катание яиц на Светлой седмице

Кстати, катать яйца в праздник, на Пасху, нельзя. Взрослые говорили: «Христа прокатаешь». Что конкретно значат эти слова? Не берусь судить. Но играли в эту игру с понедельника.

расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть фото расписание пасхи по годам 2020 2030. Смотреть картинку расписание пасхи по годам 2020 2030. Картинка про расписание пасхи по годам 2020 2030. Фото расписание пасхи по годам 2020 2030

Игра была настолько популярной, что для катания яиц изготавливали специальные лоточки с бортиками. Катали яйца на дальность. Побеждал тот, у кого яйцо катилось дальше всех.

Я помню, как мальчишки заранее готовили шифер для катания яиц. Если им удавалось раздобыть почти целый лист, то игра становилась намного интереснее и «честнее». Одновременное катание быстро позволяло установить победителя. В другом же случае часто возникали споры. Яйцо для игры выбирали округлое, или, как говорили «покороче». Наигравшись вдоволь, мальчишки обменивались яйцами и тут же съедали их с превеликим удовольствием. Так играли младшие.

У старших же игра была посерьёзнее. Выигравший забирал крашенки проигравших. Между прочим, катать яйца не так уж и просто. Были умельцы, которые делали это мастерски, с подкручиванием. Но всё равно в конце игры победитель не забирал себе выигрыш, а возвращал проигравшим. И можно было выбрать себе яйцо другого цвета, или с кем-то обменяться.

Пасха в СССР

В настоящее время все говорят о том, что празднование Пасхи запрещалось в Советское время. Мне за всех не ответить. Я просто расскажу вам о том, как это было в нашей семье.

Вот говорят, что куличей в магазинах не было. Да, были кексы весенние. Но для них готовилась обмазка и присыпка.

А у нас в доме всегда были куличи. Я знала, что их пекла для всех какая-то женщина с маминой работы. А потом и мама научилась печь куличи. Какой запах стоял в доме!

Яйца красили луковой шелухой, свекольным и морковным соком. Сейчас многие говорят об этом, как чуть ли не об ущемлении прав верующих в России. Глупости какие! Я, например, не признаю нынешнего полиэтилена даже с очень красивыми картинками. Луковая шелуха — самая экологичная краска. И с её помощью можно, если захочешь, получить разные оттенки. Но мне нравятся красноватые.

Утром в этот день мама всегда готовила творог с изюмом. Творог был не из магазина. К Пасхе покупали творог, сметану и масло у знакомых, которые держали корову. К тому времени, как мы просыпались, на плите уже стояла кастрюля с готовым гуляшом. Когда только мама всё успевала?

Однажды на Пасху

Когда я уже училась в институте, то была однажды на пасхальной полунощнице. Видела ночной крестный ход вокруг храма. Пение хора меня просто потрясло. Должна заметить, что выстоять службу очень непросто неподготовленному человеку. Бабушки с узелками в руках присаживались вдоль ограды. К ним спешили люди в белых халатах. У церкви дежурила «скорая помощь».

Когда собиралась в церковь, мама предусмотрительно предупредила меня: «Смотреть-смотри, но не лезь куда не надо». Я пожала плечами, но сделала всё как надо: я просто наблюдала. Мама, как всегда, оказалась права.

Через две недели, на семинаре по научному коммунизму, преподаватель с возмущением нам рассказала, что двое студентов участвовали в крестном ходе. Оказалось, что они верующие. Ребят не допустили к экзамену по научному коммунизму, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Парней я не знала — они учились на другом факультете. Их было искренне жаль. Вот такие нахлынули воспоминания…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *