расписание пасхи по годам 2020 2030
Пасхалия
Пасха́лия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».
О дате Пасхи Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия ( μετά ισημερίαν έαρινήν ), второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия ( μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον ), и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018–2030 годы (по новому стилю)
Год | Пасха | Вознесение Господне | День Святой Троицы |
2018 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2019 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
2020 | 19 апреля | 28 мая | 7 июня |
2021 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2022 | 24 апреля | 2 июня | 12 июня |
2023 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2024 | 5 мая | 13 июня | 23 июня |
2025 | 20 апреля | 29 мая | 8 июня |
2026 | 12 апреля | 21 мая | 31 мая |
2027 | 2 мая | 10 июня | 20 июня |
2028 | 16 апреля | 25 мая | 4 июня |
2029 | 8 апреля | 17 мая | 27 мая |
2030 | 28 апреля | 6 июня | 16 июня |
Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени
Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.
Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).
Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?
Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.
Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в‑третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.
Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.
Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.
В толковании на 7‑е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».
Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.
Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.
Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.
Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.
Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.
Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.
Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые “пасхалией”. Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскресенью после той 14‑й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта. В настоящее время эти астрономические принципы на Православном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависимости сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресенье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлианскому календарю это воскресенье датировалось 18‑м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому православные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5‑м, 8‑м, 11‑м, 16‑м и 19‑м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан
Пасха: история и традиции
Слово «Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Светлое Воскресение Христово называется Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви; «Праздников праздник и Торжество из торжеств». Потому что воскресение из мёртвых Господа Иисуса Христа — основа христианской веры. И поэтому богослужение на Пасху отличается величием и особой торжественностью.
Какого числа празднуется православная Пасха
19 июня 325 года I Вселенский собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан. Даты празднования Пасхи и переходящих праздников определяются пасхалией — специальной системой расчёта. Вычисляются даты по Юлианскому календарю. По этому календарю (по старому стилю) Пасха празднуется в пределах между 22 марта и 25 апреля.
В приведённой ниже Пасхалии (2019-2030 гг.) даты указаны по Григорианскому календарю. По этому календарю (по новому стилю) Пасха празднуется в пределах между 4 апреля и 8 мая.
Пасхалия с 2019 по 2030 год
Год | Начало триоди | Прощёное воскресенье | Вербное воскресенье | Пасха | Вознесение Господне | Троица | Петров пост |
2019 | 17 февраля | 10 марта | 21 апреля | 28 апреля | 6 июня | 16 июня | 18 дней |
2020 | 9 февраля | 1 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 7 июня | 27 дней |
2021 | 21 февраля | 14 марта | 25 апреля | 2 мая | 10 июня | 20 июня | 14 дней |
2022 | 13 февраля | 6 марта | 17 апреля | 24 апреля | 2 июня | 12 июня | 22 дня |
2023 | 5 февраля | 26 февраля | 9 апреля | 16 апреля | 25 мая | 4 июня | 30 дней |
2024 | 25 февраля | 17 марта | 28 апреля | 5 мая | 13 июня | 23 июня | 11 дней |
2025 | 9 февраля | 2 марта | 13 апреля | 20 апреля | 29 мая | 8 июня | 26 дней |
2026 | 1 февраля | 22 февраля | 5 апреля | 12 апреля | 21 мая | 31 мая | 34 дня |
2027 | 21 февраля | 14 марта | 25 апреля | 2 мая | 10 июня | 20 июня | 14 дней |
2028 | 6 февраля | 27 февраля | 9 апреля | 16 апреля | 25 мая | 4 июня | 30 дней |
2029 | 28 февраля | 18 февраля | 1 апреля | 8 апреля | 17 мая | 27 мая | 38 дней |
2030 | 17 февраля | 10 марта | 21 апреля | 28 апреля | 6 июля | 16 июня | 18 дней |
Исторически Пасха — самый первый христианский праздник, берущий своё начало с апостольских времён. Поэтому даты всех церковных праздников зависят от даты Пасхи. Например, если отнять от даты Пасхи семь недель, то получим день, с которого начинается Великий пост. Если отнимем восемь недель, то понедельник восьмой недели будет днём начала Масленой недели (Масленицы).
Пасха — «Праздников Праздник»
В честь праздника Пасхи — самое торжественное и самое красивое богослужение. Празднество состоит из пасхальной полунощницы; ночного крестного хода вокруг храма с зажжёнными свечами и пением хора; радостной светлой утрени и пасхальной литургии. Во время утрени во всех храмах вот уже более полутора тысяч лет священники зачитывают «Слово огласительное на Святую Пасху«.
Следующие шесть дней пасхальной недели называются Светлой седмицей. В эти праздничные дни поста нет. Богослужение в эти дни происходит с открытыми Царскими вратами в знак того, что Воскресением Христовым побеждён ад. А людям вновь открыты двери рая. Потому что закончен семинедельный Великий пост.
Как готовятся верующие к встрече Пасхи
Готовиться к встрече Пасхи верующие начинают с Великого четверга. То есть, на Страстной седмице, за три дня до Пасхи, пекут куличи; делают творожные пасхи; красят пасхальные яйца. А в Великую субботу идут освящать их в церковь.
Итак, в Великую субботу, с самого утра и до вечера идут люди в церковь. Идут для того, чтобы осветить куличи, пасхи и яйца. Людей в храме всегда много. И места, на приготовленных внутри храма столах, не хватает. Поэтому во дворе ставят дополнительные столы. Именно на них верующие выставляют куличи с воткнутыми в них горящими свечами. А какие красивые творожные пасхи и яйца украшают этот стол! Яйца крашены луковой шелухой, обклеены наклейками, бисером, разрисованы красками, украшены золотыми буквами «ХВ».
Мало того, многие прихожане составляют целые композиции. Для их создания они используют куличи, пасхи, яйца. И укладывают это всё в специальные круглые формы — пасхальницы. В центре такой формы кулич, а по краям — углубления для яиц.
Вдоль столов проходит священник, а за ним пономарь несёт большую чашу со святой водой. Священник с молитвой кропит святой водой куличи, пасхи, яйца. В это же время прихожане складывают свои пожертвования в большую корзину, которую несут за пономарём. На Светлой седмице священнослужители будут раздавать эти пожертвования прихожанам; повезут их в больницы и тюрьмы. Таким образом они поздравят с Пасхой тяжелобольных и заключённых. Люди идут на освещение в течение всего дня. Через какой-то промежуток времени священники сменяют друг друга. В семь вечера освящение прекращается, потому что пора готовиться к долгой ночной службе.
Ночная пасхальная служба
Около десяти часов вечера в храме начинают чтение «Деяний святых апостолов«. В 23.30 священники начинают служить пасхальную полунощницу. А ровно в полночь начинается торжественный крестный ход.
К этому времени верующие уже стоят перед храмом с зажжёнными свечами. У многих в руках стеклянные пасхальные фонарики со свечами внутри.
Из дверей храма торжественно выходит крестный ход: священнослужители и хоругвеносцы в белом облачении. Во время крестного хода певчие поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити!».
Затем Предстоятель зачитывает «Слово огласительное на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста. После этого поются часы перед литургией. И, наконец, начинается сама Божественная литургия. Божественную литургию, уже в красном облачении, совершают священники. Ночная служба заканчивается в 3-4 часа ночи. После неё начинается разговение.
Разговение на Пасху
В небольших приходах прихожане разговляются вместе с клириками в церковных трапезных. В больших приходах, конечно, нет возможности разместить несколько тысяч человек. Поэтому чай и яйца раздают на улице возле храма.
Все христосуются, обмениваются пасхальными яйцами. Затем расходятся по домам. После длительного поста есть скоромное нужно очень осторожно. Как правило, разговение ограничивают куском кулича, куском пасхи и яйцом. Запивают бокалом красного вина или глинтвейна. А то и просто чашкой горячего молока или травяного чая.
Кулич, пасха и яйца имеют символическое значение. Кулич символизирует присутствие Христа на трапезе. Пасха символизирует Гроб Господень. А красное яйцо — это символ Воскресения и начало новой жизни.Обязательно на праздничной трапезе должно быть вино.
Кроме обязательных кулича, пасхи и яиц готовятся и мясные блюда. Такие как: домашняя ветчина, окорок или буженина; запечённая курица, гусь или утка; бараний бок или телячьи отбивные; молоко, сметана, масло. Из напитков бывает не только вино, но и более крепкие напитки. А к чаю подают сдобную выпечку.
Празднование Пасхи не ограничивается Светлой седьмицей, а продолжается все сорок дней до Вознесения Господня. И христиане всё это время приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!».
Святая Пасха до революции
Как праздновал Пасху народ? В обеих столицах России все дни недели, начиная с понедельника, проходили народные гуляния. Для простого народа устанавливали качели и карусели. В балаганах представляли комедианты.
Те, кто побогаче, разъезжали с визитами по родным и знакомым, катались на лошадях.
В городах и сёлах до вечерен не смолкал колокольный звон. Причём, каждый желающий мог забраться на колокольню и звонить в колокол.
Удивительно, но даже такой Светлый праздник сопровождали языческие ритуалы, приметы. Строго говоря, от весеннего языческого праздника Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц и т. п.
Яйцо от первого христосования сохраняли целый год, до нового христосования. Потому что свято верили, что оно поможет узнать колдуна во время заутрени. Лишь бы колдун повернулся спиной к алтарю.
Также простой народ был убеждён в том, что до самого Вознесения Христова «сатана в аду лежит ничмя, не шелохнется». Потому что Христос в это время ходит по земле.
Солнце на Пасху играет
Так как исчисление Пасхи связано с астрономическими условиями каждого года, нельзя считать народные приметы безосновательными.
Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру» солнца. На этих наблюдениях были основаны предсказания будущего урожая. В народе убеждены, что солнце «играет» пять раз в году.
Кстати, некоторые считают, что солнце «играет» ещё и на Петров день — 12 июля. Все даты указаны по новому стилю (по Григорианскому календарю).
Народные игры на Пасху
Некоторые старинные народные забавы дошли и до наших времён. Например, биться красными яйцами. Кстати довольно давно этим занимались преимущественно мужчины. Зато теперь крашеными яйцами бьются дети. Хотя, может быть, я чего-то и не знаю…
Катали крашеные яйца с каточков. Водили хороводы, парни и девушки катались на качелях.
Как биться крашеными яйцами
Играющие выбирают себе по крашеному яйцу. Некоторые на игру приходят со своими, уже «проверенными» в домашних боях, крашеными яйцами. Бьются острыми краями. Тот, у кого яйцо уцелело, забирает разбитое себе.
С детства помню, что яйцо надо крепко зажать в руках, оставив на виду только острый край яйца. Бить следует неожиданно и резко. Откуда взялась такая традиция? До сих пор идут жаркие споры на эту тему.
Катание яиц на Светлой седмице
Кстати, катать яйца в праздник, на Пасху, нельзя. Взрослые говорили: «Христа прокатаешь». Что конкретно значат эти слова? Не берусь судить. Но играли в эту игру с понедельника.
Игра была настолько популярной, что для катания яиц изготавливали специальные лоточки с бортиками. Катали яйца на дальность. Побеждал тот, у кого яйцо катилось дальше всех.
Я помню, как мальчишки заранее готовили шифер для катания яиц. Если им удавалось раздобыть почти целый лист, то игра становилась намного интереснее и «честнее». Одновременное катание быстро позволяло установить победителя. В другом же случае часто возникали споры. Яйцо для игры выбирали округлое, или, как говорили «покороче». Наигравшись вдоволь, мальчишки обменивались яйцами и тут же съедали их с превеликим удовольствием. Так играли младшие.
У старших же игра была посерьёзнее. Выигравший забирал крашенки проигравших. Между прочим, катать яйца не так уж и просто. Были умельцы, которые делали это мастерски, с подкручиванием. Но всё равно в конце игры победитель не забирал себе выигрыш, а возвращал проигравшим. И можно было выбрать себе яйцо другого цвета, или с кем-то обменяться.
Пасха в СССР
В настоящее время все говорят о том, что празднование Пасхи запрещалось в Советское время. Мне за всех не ответить. Я просто расскажу вам о том, как это было в нашей семье.
Вот говорят, что куличей в магазинах не было. Да, были кексы весенние. Но для них готовилась обмазка и присыпка.
А у нас в доме всегда были куличи. Я знала, что их пекла для всех какая-то женщина с маминой работы. А потом и мама научилась печь куличи. Какой запах стоял в доме!
Яйца красили луковой шелухой, свекольным и морковным соком. Сейчас многие говорят об этом, как чуть ли не об ущемлении прав верующих в России. Глупости какие! Я, например, не признаю нынешнего полиэтилена даже с очень красивыми картинками. Луковая шелуха — самая экологичная краска. И с её помощью можно, если захочешь, получить разные оттенки. Но мне нравятся красноватые.
Утром в этот день мама всегда готовила творог с изюмом. Творог был не из магазина. К Пасхе покупали творог, сметану и масло у знакомых, которые держали корову. К тому времени, как мы просыпались, на плите уже стояла кастрюля с готовым гуляшом. Когда только мама всё успевала?
Однажды на Пасху
Когда я уже училась в институте, то была однажды на пасхальной полунощнице. Видела ночной крестный ход вокруг храма. Пение хора меня просто потрясло. Должна заметить, что выстоять службу очень непросто неподготовленному человеку. Бабушки с узелками в руках присаживались вдоль ограды. К ним спешили люди в белых халатах. У церкви дежурила «скорая помощь».
Когда собиралась в церковь, мама предусмотрительно предупредила меня: «Смотреть-смотри, но не лезь куда не надо». Я пожала плечами, но сделала всё как надо: я просто наблюдала. Мама, как всегда, оказалась права.
Через две недели, на семинаре по научному коммунизму, преподаватель с возмущением нам рассказала, что двое студентов участвовали в крестном ходе. Оказалось, что они верующие. Ребят не допустили к экзамену по научному коммунизму, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Парней я не знала — они учились на другом факультете. Их было искренне жаль. Вот такие нахлынули воспоминания…