расписание храма святой троицы город сходня
Троицкий храм г. Сходня
Престольный праздник: Святой Троицы (23 июня)
Настоятель: иерей Алексий Рыженков, 1987
Приделы: свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
Святыни храма: крест-мощевик с частицами срачицы, мантии и волосами преподобного Серафима Саровского, мироточивая икона святой благоверной княгини Анны Кашинской, икона святой блаженной Матроны с частицей мощей и особо чтимые Казанская и Владимирская иконы Божией Матери и святителя Николая.
При храме открыта воскресная школа. На ее базе созданы библиотека и видеотека. Издается приходская газета «Троицкое слово».
Из истории
На полустанке Сходня первый храм построили иждивением местных земледельцев и дачевладельцев в 1903 г. Он принадлежал приходу села Черкизово. Храм был летний, деревянный, без колокольни, освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1907 г. на средства купца И.Н.Проскурякова и пожертвования прихожан воздвигли теплый придельный храм во имя святителя Николая. Но в январе 1909 г. деревянная Троицкая церковь сгорела.
В конце июня 1909 г. завершилось строительство временного молитвенного дома. Тогда же в приходе началась подготовка к сооружению каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая на месте сгоревшего храма. Наблюдал за постройкой архитектор Ф.Ф.Воскресенский. Работы завершились в декабре 1910 г.
После малого освящения в новом Свято-Троице-Никольском храме начались богослужения. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Московский и Коломенский, предложил временный молитвенный дом «обратить в церковноприходскую школу».
В 1936 г. храм закрыли и использовали как кинотеатр и комбинат художественных работ, который устроил в храме литейный и камнедробильный цех, погубив здание.
В 1990 г. Троицкий храм был передан Русской Православной Церкви. 13 января 1996 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил главный Троицкий престол. 26 января 2003 г. Никольский престол освятил архиепископ Можайский Григорий.
В храме особо почитается блаженная Матрона Московская, которая последние годы жизни провела в Сходне. На территории храма построена часовня в ее честь, освященная 2 мая 2001 г. в день памяти угодницы Божией.
В настоящее время храм полностью восстановлен и являет собой красивейший памятник церковной архитектуры XX в.
Расписание храма святой троицы город сходня
О храме
Троицкий храм в Сходне за время своего существования пережил все перепады и несчастья, которые выпали на долю России в XX веке, можно сказать, разделив их с народом. Есть в его истории и закрытие, и разорение, и возвращение со всевозможными препятствиями – и сегодняшняя жизнь, когда постоянно ведутся службы, храм полон людей, которые и не вспоминают, как относились к этому святому месту их отцы и деды двадцать, пятьдесят и восемьдесят лет назад.
«Детство» Троицкого храма пришлось на начало века. Первый храм на полустанке Сходня построили за свои деньги местные земледельцы и дачевладельцы в 1903 году. Он принадлежал приходу села Черкизово, был деревянным и без колокольни, службы велись только в дачный сезон. Освятили его во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1907 году на средства купца Ивана Николаевича Проскурякова и пожертвования прихожан воздвигли теплый придельный храм во имя святителя Николая Чудотворца. Но в январе 1909 года деревянная Троицкая церковь сгорела.
На месте деревянного храма сразу же было решено строить каменный. Архитектором был выбран Флегонт Флегонтович Воскресенский, который лично наблюдал за постройкой. Он выбрал для будущей церкви характерный для начала века неорусский стиль, который сочетал в себе простоту и традицию. В 1910 году епископ Дмитровский, впоследствии митрополит, Трифон (Туркестанов) (вмиру Борис Петрович Туркестанов, 1861-1934 гг.) совершил великое освящение храма.
В советское время здесь был сначала склад, потом кинотеатр. В 1980-х в храме устроили мастерскую скульптуры.
Так храм стоял в запустении и осквернении до 1990 года, когда указом Управляющего Московской Епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Троицкого храма был назначен молодой священник Николай Рыженков. Храм находился в ужасном состоянии: это была настоящая «мерзость запустения». Отец Николай хотел начать переговоры о передаче здания Церкви, но его визита никто не ждал и более того не желал. В его адрес посыпались угрозы. Освобождения храма пришлось добиваться через арбитражный суд. Но даже когда храм передали Церкви, прежние «хозяева» не торопились с вывозом своего имущества. В течение пяти месяцев не было возможности приступить к организации каких-либо работ. Совершать богослужения также было негде, так как один алтарь был кабинетом начальника скульптурного цеха, другой служил местом для изготовления скульптур. Часть храма была завалена строительными материалами и скульптурами.
Как только храм освободили, сразуже закипела работа по подготовке храма к первому Богослужению. Первыми помощниками отца Николая были его родители и, конечно, супруга, матушка Вера. С начала привели в порядок Никольский придел и 14 декабря 1990 года после почти шестидесяти лет запустения совершили первую Божественную Литургию, за которой, по словам отца Николая, было большое количество людей.
Также по благословению митрополита Ювеналия Троицкий храм несколько раз посещал его первый викарий архиепископ Можайский Григорий.Первый раз Владыка посетил храм в 1998 году; другой приезд Владыки Григория 26 января 2003 г. был приурочен к освящению Никольского придела Троицкого храма.
В 2005 году архиепископ Григорий посетил Троицкий храм в Пасхальные дни и разделил радость Воскресения Господня со всеми прихожанами.
В 2006 году было построено церковное здание, включающее в себя Крестильный храм в честь св. Иоанна Предтечи с баптистерием, чин Великого освящения которого в 2007 году совершил Владыка Григорий. Также в этом здании находятся помещения для занятий воскресной школы, трапезная и комнаты отдыха духовенства.
Внешнийи внутренний облик храма постоянно преображался. К 2000-летию Рождества Христова по старым фотографиям полностью восстановили купола и звонницу, установили пять колоколов и поставили иконостасы в обоих приделах. В 2005 году для росписи храма пригласили Владимирских мастеров. Иконописцы в своей работе ориентировались на древнерусские образцы, и сегодня можно сказать, что внутреннее убранство храма завораживает и окрыляет душу.
В 2001 году на территории храма была возведена часовня в честь блаженной Матроны Московской, которая жила на Сходне в последние годы своей жизни и является небесной покровительницей нашего города.2 мая 2000 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня к будущей часовне, а через год (2 мая 2001 г.) освящение самой часовни совершил протоиерей Николай Ситников, бывший в то время настоятелемхрама Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Жизнь храма в наши дни
В 2013 году через сто лет после возникновения здесь первой, тогда еще деревянной церкви и в 110-летие своего основания Троицкий храм обрел свой первозданный внешний вид.
Отдавая дань памяти первому в новейшей истории настоятелю храма протоиерею Николаю Рыженкову, его сын и преемник в должности священник Алексий Рыженков продолжил дело восстановления замечательного памятника архитектуры начала XX века, выполненного в неорусском стиле. Руководствуясь сохранившимися фотографиями, архитекторы разработали проект воссоздания кирпичной кладки барабанов для четырех куполов, которые некогда были установлены по углам основного куба храма.
12 декабря четыре медных купола были подняты и установлены на специально подготовленные основания. На следующий день, после Божественной литургии, настоятель храма священник Алексий Рыженков совершил чин освящения крестов. После освящения к крестам приложились священнослужители и прихожане, которые стали свидетелями того, как четыре позолоченных креста заняли свое место рядом с крестами главных куполов и звонницы, отражая первоначальный архитектурный замысел.
Юбилей Троицкого храма
В 2015 году Троицкому храму исполнилось 105 лет и 25 лет возрождения приходской жизни, и 21 июня торжественное празднование этих событий возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который отметил епархиальными наградами всех, кто особо потрудился по восстановлению исторического вида Троицкого храма.Клирик храмасвященник Сергий Российкин был награждён правом ношения наперсного креста; медали «За жертвенные труды» III cтепени были удостоены настоятель Троицкого храма священник Алексий Рыженков и благотворитель храма А. Н. Центеров, Медаль «За жертвенные труды» II cтепени получили благотворители храма В. С. Орбис-Диас и И. В. Коротков.Клирики храма священник Глеб Курский и диакон Всеволод Орловский получили Благословенные грамоты митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
По окончании богослужения митрополит Ювеналийсовместно с духовенством совершил заупокойную литию на могиле протоиерея Николая Рыженкова, расположенной за алтарем храма.
Праздник продолжился в воскресной школе, где митрополита Ювеналия ожидало выступление, подготовленное ее воспитанниками и преподавателями. По завершении концерта дети преподнесли Владыке коллаж, выполненный учащимися Воскресной школы. Владыка подарил ребятам книгу и иконки Святой Троицы.
Расписание храма святой троицы город сходня
Жития преподобномучениц Сходненских Наталии, Екатерины и Елены
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА НАТАЛИЯ (ИНОКИНЯ БАКЛАНОВА НАТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА; 1890–1938 гг.)
(прихожанка Троицкого храма поселка Сходня)
Преподобномученица Наталия родилась в 1890 году в селе Шестово Подольского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Бакланова. Когда девочке исполнилось восемь лет, родители отдали ее в школу, по окончании которой она сначала помогала им по хозяйству, а в 1903 году поступила послушницей в Московский Новодевичий монастырь.
В 1922 году монастырь был закрыт и обращен в «Музей раскрепощения женщины». Наследницы разорённой обители не покидали своего гнезда. Одни устроились в музей реставраторами и хранительницами, другие работали при церкви уборщицами, дворниками, сторожами. Так и послушница Наталия работала сначала уборщицей, а когда пришлось покинуть стены разоренной обители, вместе с монастырскими послушницами, сестрами Евдокией и Анастасией Прошкиными поселилась в поселке при станции Сходня под Москвой и работала у разных людей по хозяйству. В 1931 году она устроилась уборщицей в институт Курортологии в Москве. Вместе с сестрами Прошкиными она стала постоянной прихожанкой сходненского храма Св. Троицы.
27 ноября 1937 года инокиню Наталию арестовали по обвинению в к/р деятельности. Следователь требовал признания в том, что она вместе со священником Малиновским и Прошкиными «устраивали сборища и вели к/р деятельность», приводил показания лжесвидетеля. Инокиня Наталия категорически отвергла все обвинения. Обвинение Тройки при НКВД от 7.12.1937 гласило: «К/р деятельность. Статья 58-10 УК РСФСР. Приговор – 8 лет ИТЛ». По этапу инокиню Наталию отправили в Сиблаг, Кемеровская область, г. Мариинск, где она находилась с 8 января 1938 года Однако в ледяных Гулаговских бараках она скоро заболела и скончалась в лагерной больнице 31 марта 1938 году Погребена была преподобномученица в безвестной могиле.
Определением Священного Синода от 16 июля 2005 года преподобномученица Наталия Бакланова была канонизирована в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских от Московской епархии. «прпмц. Наталия в центре»
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА (ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА КОНСТАНТИНОВА; 1887–1938 гг.)
Екатерина Григорьевна Константинова родилась в 1887 году в деревне Саврасово неподалеку от Москвы в семье зажиточного крестьянина, имевшего столярную мастерскую и бакалейную лавку. С приходом новой власти в 1917 году все имущество у семьи было конфисковано.
В настоящее время деревня Саврасово находится в черте микрорайона Сходня.
В 1905 году стала послушницей Московского Скорбященского монастыря, что располагался близ Бутырской заставы. Эта обитель, основанная в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», именовалась в народе Скорбященской. Учрежден монастырь был в 1890 году княжной А. В. Голицыной. Ко времени прихода в него послушницы Екатерины в обители имелось четыре храма и женское училище. В монастыре была на швейном послушании.
После революции монастырь был закрыт и Екатерина в 1918 году возвратилась на родину в деревню Саврасово Солнечногорского района. Поначалу вступила в колхоз, но затем по состоянию здоровья вышла из него. На жизнь зарабатывала тем, что стегала одеяла, чинила для колхоза мешки. Все годы вплоть до своего ареста матушка Екатерина вела монашеский образ жизни. Вместе со знакомыми монахинями закрытых монастырей постоянно ходила молиться в церковь.
24 февраля 1938 года матушку Екатерину арестовали и заключили в камере предварительного заключения Солнечногорского отделения милиции.
В следственном деле указано, что на вопрос следователя, с кем она имела связь из монашек и священников, матушка ответила: «…Имею еще ряд знакомых монахинь, вместе ходим молиться… Имею знакомых монашек на Сходне, встречалась я с ними только в церкви, в настоящее время они арестованы, на квартире у них я была один раз…» (Речь идет о преподобномученице Наталии Баклановой и находившихся вместе с ней на Сходне сестрах Прошкиных). Виновной себя в контрреволюционной деятельности не признала.
Следователем для дачи свидетельских показаний был вызван на допрос односельчанин, который рассказал, что «Екатерина Константинова в настоящее время обряд свой монашеский не бросила, имеет связь с попом Нарвским, систематически ведет среди населения и колхозников контрреволюционную агитацию. Имелся случай в последних числах октября 1937 года: она лично при мне подошла к парникам колхозным и говорит: «Вот сколько колхоз затратил денег на парники, а все равно овощей мало дают, и так во всех колхозах безобразие такое. Сколько ни строит советская власть, а все прахом идет. Смотри, какие овощи дорогие против прежнего времени. У нас, бывало, в монастыре и то лучше были огороды без всяких парников, и овощи дешевле были, да и лучше мы жили в сто раз. Вот что значит не почитают Господа Бога, Он за то вас и карает. И если будете работать, все равно пользы нисколько в колхозе не будет. При мирной обстановке с голоду помирают, а я когда была в монастыре, и в военное время у нас всего было много и дешево. Вот если бы руководство бы старое опять все ожило бы, а то вот теперь мучаетесь, бросили бы все и ушли, пусть бы сами коммунисты копались в огородах и строили парники».
11 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за «систематическую контреволюционную агитацию, высказывание террористических намерений, антиколхозные разговоры и распространение клеветы о голоде в СССР». Виновной себя не признала.
20 марта 1938 года послушница Екатерина (Константинова) в возрасте 51 год была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Преподобномученица Екатерина причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания по представлению Московской епархии. «прпмц. Екатерина»
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛЕНА (ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА КОРОБКОВА; 1879-1938 гг.)
Будущая преподобномученица Елена родилась в 1879 года в деревне Малеево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Коробкова, впоследствии служившего приказчиком в английском магазине в Санкт-Петербурге, и в крещении была наречена Елизаветой. Отец умер, когда Елизавете было четырнадцать лет, и она жила в деревне с матерью. К этому времени Елизавета окончила сельскую школу и, когда ей исполнилось двадцать четыре года, поступила в один из монастырей Московской губернии, где находилась до его закрытия во время наступивших при советской власти гонений на Русскую Православную Церковь; здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена.
После закрытия монастыря она поселилась при Троицкой церкви в городе Сходня Солнечногорского района Московской области, где пела на клиросе и занималась рукоделием, зарабатывая на жизнь шитьем одеял.
В 1937 году стали арестовываться не только священнослужители, но и активные прихожане. Вместе с такой группой прихожан была арестована и монахиня Елена. В справке на арест ей ставилось в вину, что она «распространяет среди верующих церковную литературу, так называемые духовные Троицкие листки… церковно контрреволюционно настроена и до сих пор своей контрреволюционной церковной деятельности не бросает».
Монахиня Елена была арестована 29 октября 1937 года и заключена в камеру при районном отделении НКВД в Солнечногорске. На допросе следователь спросил ее:
– Вы, будучи знакомы с церковниками… и монахинями, друг у друга собирались, обсуждали против советской власти вопросы, вели контрреволюционную деятельность?
– Бывать я бывала у верующих и церковников,– ответила монахиня,– но вопросов против советской власти мы не обсуждали, и контрреволюционной деятельности я не вела.
На этом допросы были закончены, и монахиня Елена была переведена в Таганскую тюрьму в Москве; 15 ноября 1937 году тройка при УНКВД по Московской области приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Обвинение: «будучи знакома с церковниками и монахинями, участвовала в к/р сборищах, вела а/с агитацию и к/р деятельность». (Дело ДП-27624 ГА РФ Ф. 10035). Монахиня Елена (Коробкова) скончалась в заключении 7 июня 1938 года и была погребена в безвестной могиле.
Преподобномученица Елена (Коробкова) канонизирована Определением Священного Синода от 26 июля 2010 года и включена с состав Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века по представлению от Московской епархии.