Братья и сестры! В Богоявленский кафедральный собор г.Москвы требуются на работу православные продавцы за свечной ящик. За более подробной информацией просим обращаться по телефонам: 8-499-267-75-91; 8-499-261-69-13
Расписание Богослужений на конец октября 2021 г.
Мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Келсия
Вечерня и утреня с акафистом святителю Николаю
Святителя Афанасия Исповедника
Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господнем
Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери «Казанская»
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Апостола и Евангелиста Луки
Вечерня и Утреня с акафистом Святителю Алексию
Расписание Богослужений на ноябрь 2021 г.
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского
Вечерня и Утреня с акафистом иконе Божией Матери Взыскание погибших
Расписание Богослужений Богоявленского Кафедрального Собора
Литургия в 8:00 часов, после Литургии Молебен с освящением воды; вечером начало службы в 17:00 часов в зимнее время и в 18:00 часов в летнее время.
Службы с Акафистом вечером:
по Воскресным дням: свт. Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу — (рака с мощами)
по Вторникам: перед образом Божией Матери «Взыскание погибших» (чтимый образ)
по Средам: свт. Николаю — чудотворный образ
по Пятницам: перед образом Божией Матери «Казанской» — чудотворный образ
По Воскресным и праздничным дням
две Литургии в 6:30 и в 9:30
Таинство крещения совершается:
По субботам и воскресеньям — в 9:00, 12:00, 15:00 часов. В остальные дни недели в 11:00 часов и в 15:00 часов.
Таинство венчания совершается с участием хора — по воскресеньям, понедельникам, средам и пятницам.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ: С собой нужно иметь: — Крестик (на веревочке или на цепочке); — Крестильная рубашка белая; — Пеленка для маленьких, простыня для взрослых; — Полотенце; — Тапочки для взрослых новокрещаемых; — Памперс для маленьких; Восприемниками (крестными родителями) могут становиться верующие крещенные православные люди. Крестным может стать бабушка или дедушка ребенка.
Крестные должны понимать факт, что вступают в духовное родство и осознавать всю серьезность духовной ответственности за крестника. Крестные родители обязаны принимать активное участие в духовном воспитании восприемника (крещаемого человека). Молиться за него/нее, водить в Храм. Делать всё возможное, чтобы крестник регулярно исповедовался и приобщался Святых Христовых Таинств.
Подробнее о Таинстве Крещения необходимо справиться непосредственно в Храме.
По благословению Настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы в Елохове
Дорогие братья и сёстры!
Богоявленский кафедральный собор приглашает вас на экскурсии! Вы увидите древнейшие святыни Православной Церкви, услышите замечательные истории Божиих чудес, явленных через старинные иконы Собора, к которым ежедневно приезжают паломники со всей России, узнаете, почему во время советской власти Собор так и не удалось превратить в кинотеатр и почему именно здесь пожелал обрести место упокоения Святейший Патриарх Алексий II. Вашему вниманию будут предложены следующие экскурсии:
• Богоявленский собор. Обзорная экскурсия. Экскурсионная программа познакомит с историей и архитектурой Богоявленского собора. с его святынями и иконами.
• История Богоявленского собора в XX веке. После разрушения и закрытия храмов именно Елоховскому собору с середины 1930-х годов суждено было стать Кафедральным собором города Москвы. Здесь проходили важнейшие события того времени: интронизации патриархов Сергия, Алексия I, Пимена, Алексия II. Здесь шла горячая молитва о даровании победы в Великой Отечественной войне, здесь были собраны денежные средства на танковую колонну «Дмитрий Донской». Здесь соборной молитвой началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Здесь в 1993 году молились об избавлении России от вражды и кровопролития. Об этих и других событиях и о том, как сохранили Русскую Православную Церковь, пойдет речь на этой экскурсии.
• Христианство как мировая религия. Что такое Христианство? В чем отличие Православия от других христианских конфессий? Почему мы почитаем иконы и мощи святых? Где происходит главное Таинство Церкви? Зачем и как правильно ставить свечи в храме? Перед каким образом лучше молиться? На эти и другие вопросы вы получите ответ на экскурсии. Экскурсия подходит для взрослых и старшеклассников, изучающих историю и мировые религии в школе.
• Искусство иконописи на примере икон Собора. Искусство иконописи – важнейшая часть православной культуры, оно имеет свои законы и правила. На иконе ничего не изображается просто так, без определенного смысла, но каждый мазок кистью, каждая деталь имеет глубокое символическое значение. Не всегда мы умеем правильно «прочитать» икону, проникнуть в ее символы, постичь ее догматическое значение. Но всему этому мы научимся на тематической экскурсии в Соборе, а в качестве примеров возьмем древние чудотворные образы, пребывающие в нашем храме и сыгравшие огромную роль в истории православной России.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Экскурсии в Соборе проводятся по предварительной записи. В будние дни и субботу – с 11.00 до 16.00. В воскресенье с 12.00 до 16.00. Предварительная запись по телефонам: +7 (985) 022-21-99, +7 (925) 340-79-30 с 10.00 до 19.00 Для сборных групп экскурсии проводятся в воскресенье в 15.00
Продолжительность экскурсий 1 час 15 минут.
Храм Богоявления, что в Елохове, уже более двух веков неразрывно связан с важнейшими событиями в истории Русской Православной Церкви. Именно он, по Божией воле, в самые тяжелые годы стал главным Кафедральным собором страны, и многие десятилетия вплоть до воссоздания храма Христа Спасителя нес на себе и славу и тяготы главного собора Русской Православной Церкви. Изо дня в день нескончаемым потоком люди приходят в Богоявленский собор и обращаются к Царице Небесной, молясь перед ее святым чудотворным Казанским образом, и обращаются с молитвой к святителю Алексию, митрополиту Московскому и получают здесь духовное укрепление и поддержку. Кто однажды побывал в Богоявленском соборе, навсегда сохранит в сердце память об этом событии.
Историческая часть экскурсионной программы составлена на основе собраний архивов и материалов библиотек, трудами замечательных людей:
Любартович В.А. – ктн, профессор, а с 1990-годов – исследователь по истории и культурному наследию России. Юхименко Е.М. – дфилн, сотрудник Отдела рукописей Государственного Исторического музея.
Наш адрес: Москва, Спартаковская ул., д. 15
О соборе
Кафедральный Богоявленский Собор является одним из важнейших центров духовной жизни России. Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г. До 1717 г. храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове, в народе больше известен как просто Елоховский. Он любим и дорог сердцам многих тысяч верующих. Нельзя пройти мимо него равнодушным любому человеку, рожденному в XX веке.
История собора
Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.
Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.
В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.
По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.
И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.
А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.
Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.
О других храмах столицы:
У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.
Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.
То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.
Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.
Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны.
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.
Великие личности Богоявленского собора
По преданию, в декабре 1469 года на паперти церкви в селе Елохово родился Святой блаженный Василий, московский чудотворец. Тот самый знаменитый юродивый, который на пиру у Ивана Грозного тремя кубками вина затушил пожар в Великом Новгороде и, посланный царем гонец, подтвердил этот факт. Когда святой умер, его гроб на своих плечах нес сам царь. Самый известный в мире собор носит имя блаженного Василия. Там же покоятся и его святые мощи.
8 июня 1799 года в Елоховской церкви крестился другой великий москвич — Александр Сергеевич Пушкин.
С 1938 года по 1991 год храм, по сути, являлся патриаршим. Здесь состоялась интронизация четырех святейших патриархов: 12 сентября 1943 года интронизация Святейшего патриарха Сергия, 4 февраля 1945 года — Патриарха Алексия І, 30 июня 1971 года патриарха Пимена, 10 июня 1990 года — Алексия ІІ.
Случайно или нет, но три Алексия сыграли выдающуюся роль в судьбе храма.
14 октября 1947 года святейший патриарх Алексий І по разрешению Сталина перенес из Успенского собора Московского кремля, ставшего на тот момент уже музеем, мощи Святителя Алексия, митрополита Московского в Елоховский собор. Предлогом для перенесения святыни было празднование 800-летия Москвы.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, был другом Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника на посту митрополита. Но преподобный Сергий по великому смирению отказался. Святитель Алексий был опекуном и воспитателем Дмитрия Донского.
Широко известен факт, что по его молитве от слепоты была исцелена ханская жена Тайдула. Святитель многое сделал для объединения русских земель, утверждения православия и возрождения отечества в трудное время владычества Золотой орды.
До 1928 года его честные нетленные мощи хранились в основанном им Чудовом монастыре, пока богоборцы его не взорвали. От уничтожения святые мощи были спасены выдающимся реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, который в день разрушения Чудова монастыря вывез на телеге мощи святителя Алексия в Успенский собор Кремля.
Для многих наших современников Богоявленский храм связан с именем святейшего патриарха Алексия ІІ. Часто видели его совершающего служение в этом соборе. Патриарх оставил завещание быть похороненным именно в этом соборе, рядом со своим небесным покровителем. Его воля была исполнена.
Сюда приезжают верующие, чтобы поклониться, отдать дань уважения и любви святейшему патриарху Алексию.
До 1918 года в храме служил замечательный священник Иоанн Березкин.
А на торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память столетию со дня рождения Пушкина здесь молилась великая княгиня и будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.
Для сведения! Одним из почитаемых людей в Богоявленском храме является священник Матфей Стаднюк, который был его настоятелем долгие годы.
Незаменимым старостой Елоховского собора был Николай Семенович Капчук. Он служил здесь 45 лет. Он делал всё возможное, чтобы главный храм страны приобрел благолепный вид и свой знаменитый салатовый цвет. Именно при его рачительном попечении о соборе были проведены масштабные строительные и реставрационные работу, в буквальном смысле преобразившие облик храма.
Святыни собора
Самая почитаемая святыня собора да и всей православной Руси — это мощи Московского митрополита Алексия, возглавлявшего русскую церковь в середине XIV века.
В конце 80-х годов в Богоявленский собор были перенесены для поклонения верующих такие святыни, как частица древа Животворящего Креста Господня, десница апостола Андрея Первозванного, частица мощей Святителя Николая Чудотворца.
В храме пребывают особо почитаемые образы Пресвятой Богородицы:
Люди идут приложиться к образу Преподобного Серафима Саровского с частицей камня, на котором молился Преподобный и с частицей его облачения.
Никогда не иссякает поток верующих и к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери.
Читайте о других почитаемых иконах:
Расписание богослужений
Этот уникальный красивый храм, богатый своей историей и святынями можно сравнить с драгоценным камнем в сокровищнице православной Москвы. А найти его в Москве просто: 7 минут пешком от метро Бауманская, улица Спартаковская, дом 15.
Настоятель храма протоиерей Александр Агейкин. Официальный сайт: www.elohovosobor.ru
Каждый день совершаются богослужения: в 8.00 — 8.30 — утреннее богослужение и в 17.00-17.30 — вечернее.
И в праздники, и в будни народ со всех концов России стремится к золотым куполам Елохова. Здесь люди разного возраста, достатка, социального положения, но одной веры. Они тянутся к Божьему свету и намоленности чудотворных святынь.
Богоявленский Елоховский собор в Москве. Иконы в соборе
Богослужение ежедневное Литургия в 8:00 часов, после Литургии Молебен с освящением воды; вечером начало службы в 17:00 часов в зимнее время и в 18:00 часов в летнее время.
Службы с Акафистом вечером: по Воскресным дням: свт. Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу — (рака с мощами)
по Вторникам: перед образом Божией Матери «Взыскание погибших» (чтимый образ)
по Средам: свт. Николаю — чудотворный образ
по Пятницам: перед образом Божией Матери «Казанской» — чудотворный образ
По Воскресным и праздничным дням две Литургии в 6:30 и в 9:30
Таинство крещения совершается: По субботам и воскресеньям — в 9:00, 12:00, 15:00 часов. В остальные дни недели в 11:00 часов и в 15:00 часов.
Таинство венчания совершается с участием хора — по воскресеньям, понедельникам, средам и пятницам.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ: С собой нужно иметь: — Крестик (на веревочке или на цепочке); — Крестильная рубашка белая; — Пеленка для маленьких, простыня для взрослых; — Полотенце; — Тапочки для взрослых новокрещаемых; — Памперс для маленьких; Восприемниками (крестными родителями) могут становиться верующие крещенные православные люди. Крестным может стать бабушка или дедушка ребенка.
Крестные должны понимать факт, что вступают в духовное родство и осознавать всю серьезность духовной ответственности за крестника. Крестные родители обязаны принимать активное участие в духовном воспитании восприемника (крещаемого человека). Молиться за него/нее, водить в Храм. Делать всё возможное, чтобы крестник регулярно исповедовался и приобщался Святых Христовых Таинств.
Подробнее о Таинстве Крещения необходимо справиться непосредственно в Храме.
История строительства
В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.
Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.
Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.
В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.
Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.
В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.
Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы
В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов.
Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.
Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.
Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.
Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
22 мая 1953 года в день перенесения мощей Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, ныне прославленный Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассказывал в Крыму о любимом русским народом святом. Великий святитель Божий Николай, которого вы все так любите, жил в IV веке по Рождестве Христовом и в том же веке почил.
Его святое тело 700 лет пребывало в земле в Мирах Ликийских, где он святительствовал.
А через 700 лет, в XI веке попустил Господь быть страшному нашествию турок, печенегов и половцев, переплывших Черное море, на всю Малую Азию, Сирию и Палестину вплоть до Иерусалима. Страшно было это нашествие, ибо варвары все разрушали на своем пути, все уничтожали, убивали мужчин, а женщин и детей уводили в плен.
Из Священного Писания, из истории Ветхого Завета мы знаем, что все тяжкие и страшные вражеские нашествия на народ израильский бывали тогда, когда евреи оставляли поклонение Истинному Богу – Иегове и начинали кланяться идолам – Ваалам и Астартам.
Господь посылал тогда пророков Своих, чтобы вразумили их, но пророков они преследовали и убивали и слушать их не хотели. Тогда не оставалось Господу Богу ничего иного, как тяжко наказать их, предавая их в руки врагов их. Если так бывало всегда в Ветхом Завете, если Святая История поучает нас, что страшные нашествия врагов Бог посылает на людей за тяжкие грехи их, то думаю я, что и это жестокое нашествие на всю Сирию – а Миры Ликийские были в Сирии – послано было Богом за тягчайшие и нетерпимые грехи народов, населявших Малую Азию.
Но когда опасность вражеского нашествия приблизилась к Мирам Ликийским, когда угрожало поругание мощам великого Святителя от варваров, тогда великий Чудотворец Николай явился во сне праведному благочестивому иноку, жившему в Италии, в городе Бари, и сказал ему: Богу неугодно, чтобы мощи мои оставались в Мирах Ликийских, поэтому перенеси их в твой город Бари и здесь их положи.
Что за изумительное событие! Сам Бог заботится о сохранении мощей великого Святителя.
Бог не защищает мужчин, избиваемых врагами, женщин и детей, уводимых в плен, испытывавших такие тяжкие страдания, оставляет их без помощи Своей. И оставив десятки и сотни тысяч живых людей, Он заботу Свою направляет на сохранение мощей Святителя Николая.
Понимаете ли вы всю глубину значения этого удивительного факта? Это значит, что не только сам великий Святитель Николай воссиял, как солнце, в царстве Отца своего, по слову Господню, и сияет там доныне, но даже мощи его имеют в очах Божиих такое огромное значение, такую святость, что Господь заботился о них, а не о живых людях.
Праведники – это те, ради которых Господь щадит до сих пор грешный мир.
Праведники – это друзья Божии, это братья Христовы, это великие светочи, сияющие уже и ныне на небе подобно тому, как сияют солнце и луна, как сверкают яркие или слабые звезды. А их мощи, остающиеся на земле, хранит Сам Господь Бог. Их мощам дал Он изумительную чудотворную силу.
Когда мощи Святителя Николая прибыли в город Бари, то уже в первый день пребывания там мощей от них получили исцеление сто одиннадцать человек. И потом не оскудевал от них огромный поток исцелений.
Бог Сам дает честь, и великую честь даже костям святых, ибо известно нам, что святое тело великого Святителя Николая не сохранилось нетленным, сохранились только кости его, почивающие и ныне в Бари, источая целебное миро. Что значит, что Сам Бог чтит даже кости Своих великих угодников, не оставляет их без внимания и защищает, когда грозит им поругание? Это значит, что и кости святых есть великая святыня, ибо только святыня, только великая святыня может удостоиться чести от Бога и забот Его.
Почему это так? Уже не раз говорил я вам, что когда живет человек в теле, то нераздельно действуют в нем дух, душа и тело, ибо, по слову апостола Павла, естество человеческое трехчастно, и между телом, душой и духом в течение всей жизни происходит глубокое взаимообщение. Все то, что творит тело, все то, о чем мыслит и чего желает душа, отпечатывается навеки неизгладимо в духе. Дух человеческий имеет свое происхождение от Духа Божия, ибо когда сотворил Господь Адама из персти земной, то вдунул в него Дух Свой – душу живую.
Тела праведных людей, всех Божьих угодников, всех святых, мучеников святых, всех преподобных и праведников суть храмы Духа Святого. В них живет дух Святой, при жизни их живет. Что же, оставит ли их без внимания и чести, когда умрут? Не оставит, ибо Дух Святой освящает даже кости их. Не теряют связи души праведных, души заслуживших любовь Божию с телами своими, даже с костями их. Святой Дух освящает и мощи и кости всех праведников, всех святых. Вот почему Господь Бог позаботился так чудесно о мощах Святителя Николая, вот почему велел перенести их из Мир Ликийских в Бари, когда свирепствовали изверги, варвары вблизи Мир Ликийских.
Вот это событие, эту заботу Божию о мощах великого Святителя Николая воспоминаем мы ныне, в сей день, в который совершилось перенесение мощей великого Святителя. А для себя какое поучение вынесем из этого праздника, из прославления Самим Богом мощей великого Святителя? Познаем, что оправдано этим почитание мощей угодников Божиих, ибо если Бог почитает их, то кто смеет не почитать?! Как смеют несчастные сектанты издеваться над нами за почитание мощей, как смеют изрекать хулы на мощи, которые хранит Сам Бог?
Помните это и заткните уши свои, когда стараются вас соблазнить сектанты, не чтущие не только святых мощей, но и самих святых. А помня, какую славу воздал Сам Бог мощам великого Святителя, почтим и мы ныне мощи его и постараемся быть хоть в малой степени достойными войти туда, где немеркнущий свет Божий сияет, и где как солнце воссиял Святитель Николай. А мы, по милости Божией, да будем в этом Царстве Божием хотя бы самыми маленькими, едва мерцающими звездочками. Аминь.
В Елоховском Богоявленском Соборе в этот день Престольный праздник.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. ПРАВИЛО ВЕРЫ
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. ОБРАЗЕЦ ВЕРЫ, КРОТОСТИ И ВОЗДЕРЖАНИЯ
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИЛОСТИВЫЙ ЧУДОТВОРЕЦ
СТАРЕЦ С ВОКЗАЛА СПАСАЕТ КИТАЙЦА
Судьба храма в XX веке
После революции в молодом Советском государстве начались гонения на церковь. Многие храмы были закрыты, но богослужения в Елоховском соборе продолжились.
В начале 1920-х годов по всей стране проходила кампания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Богатый московский храм буквально разграбили. Когда это произошло, к собору пришли возмущенные прихожане. Они попытались остановить варварскую конфискацию, но верующих разогнал вооруженный отряд московской милиции.
Потом собор в Елохове получил статус памятника церковной архитектуры и был поставлен на учет, как один из музейных объектов Москвы. В годы тотальной антирелигиозной кампании храм планировали передать под казарму для военных, кинотеатр и Музей керамики. Здание хотели разрушить в связи со строительством первой ветки московского метрополитена, однако этого не произошло.
Вид на купола Елоховского собора
В конце 1930-х годов в собор переехала Патриаршая кафедра, и церковные службы стал проводить митрополит Сергий (Старогородский). Когда в городе закрывали храмы и монастыри, древние иконы и редкую богослужебную утварь верующие приносили в собор в Елохове.
Последний раз городские власти поставили вопрос о закрытии собора в июне 1941 года, но началась война, и решение отменили. Когда вся страна оборонялась от фашистов, в Елохово продолжали вести богослужения и собирали пожертвования для Красной Армии. На храмовой колокольне постоянно дежурили зенитчики. За 4 года верующие и духовенство передали в фонд обороны более 800 тысяч рублей, а свыше 500 тысяч рублей собрали на подарки фронтовикам.
В послевоенные годы в храме провели масштабную реставрацию. Мастера подновили резной иконостас, заново расписали стены и алтарь, и изготовили бронзовую раку для мощей святителя Алексия. В 1970-е годы храм получил два новых входа и полноценное отопление.
Вид Елоховского собора со стороны Плетешковского переулка
Духовенство
ФОМА, ЕПИСКОП ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ (МОСОЛОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ)
Дата рождения: 30 ноября 1978 г.
Дата хиротонии: 6 декабря 2020 г.
Дата пострига: 3 апреля 1999 г.
День ангела: 3 апреля
Родился 30 ноября 1978 г. в с. Секретарка Оренбургской обл. в семье рабочих. В 1985-1995 гг. обучался в средней школе с. Секретарка.
В 1995-1999 гг. обучался в Самарской духовной семинарии.
В 1999-2004 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии.
3 апреля 1999 г. архиепископом Самарским и Сызранским Сергием в домовом храме Самарской духовной семинарии пострижен в мантию с именем Фома в честь свт. Фомы, патриарха Константинопольского.
4 апреля 1999 г. рукоположен в сан иеродиакона и назначен преподавателем Истории Поместных Православных Церквей в Самарской духовной семинарии.
1 июля 1999 г. назначен на должность дежурного помощника инспектора Самарской духовной семинарии, 1 октября 2001 г. переведен на должность старшего помощника проректора по воспитательной работе, 16 января 2001 г. назначен на должность эконома, 1 сентября 2006 г. — на должность проректора по финансово-хозяйственной части.
29 декабря 2002 г. рукоположен в сан иеромонаха.
16 апреля 2004 г. указом архиепископа Самарского Сергия назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Самары.
В 2004 г. возведен в сан игумена.
В 2010 г. проходил переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления.
С сентября 2011 г. — настоятель строящегося храма Успения Пресвятой Богородицы г. Самары (с сохранением должности настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы и проректора по финансово-хозяйственной части Самарской духовной семинарии).
28 июля 2012 г. назначен и.о. настоятеля Воскресенского мужского монастыря г. Самары.
Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 24) назначен игуменом Воскресенского мужского монастыря городского округа Самара.
Решением Священного Синода от 22 октября 2020 г. (журнал № 66) избран епископом Жигулевским, викарием Самарской епархии.
26 октября 2020 г. в Иверском монастыре г. Самары митрополитом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 3 декабря 2020 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 6 декабря за Божественной литургией в Борисоглебском Аносином ставропигиальном монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 4 мая 2020 г. (журнал № 31) назначен Преосвященным Сызранским и Жигулевским.
Решением Священного Синода от 28 декабря 2020 г. (журнал № 135) утвержден в должности священноархимандрита Вознесенского мужского монастыря г. Сызрани.
Решением Священного Синода от 30 мая 2020 г. (журнал № 48) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Павлово-Посадский», с освобождением от управления Сызранской епархией. Назначен первым заместителем председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.
11 июня 2020 г. Святейшим Патриархом Кириллом назначен управляющим Западным викариатством, а также куратором Программы строительства православных храмов в Москве, указом от 13 июня — настоятелем храма Спаса Преображения — Патриаршего подворья в Переделкине г. Москвы.
В июле 2020 г. назначен на должность председателя Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 23 июля 2020 г. назначен руководителем Административного секретариата Московской Патриархии.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 июля 2020 г. освобожден от должности куратора Программы строительства православных храмов в Москве.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 26 июля 2020 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма свт. Николая Мирликийского в Хамовниках г. Москвы.
Решением Священного Синода от 30 августа 2020 г. освобожден от должности первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (журнал № 116), включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви (журнал № 114).
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 22 апреля 2020 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АРЖАЕВ
Дата рождения: 26 июня 1937 г.
Небесный покровитель: Преп. Александр, первоначальник обители «Неусыпающих», 16 июля
В 1955 – 1963 гг. поступил в Ставропольскую духовную семинарию.
В 1967 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия.
10 мая 1970 г. рукоположен во диакона в академическом храме епископом Филаретом Дмитровским.
14 июля 1970 г. рукоположен во ресвитера Патриаршим Местоблюстителем Пименом в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.
Служение проходил в храме Знамения иконы Божией Матери, что в Крестовском переулке в Москве, в храме Всех святых, что на Соколе. С июня 1985 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.
ПРОТОИЕРЕЙ БОРИС ОБРЕМБАЛЬСКИЙ.
Дата рождения: 20 апреля 1964 г..
Небесный покровитель: Блг. Князь Борис, 15 мая
1981 г., средняя школа, 1982 г. – ТУ.
1986 – 1990 гг. учился в Московской духовной семинарии 1990 – 1994 гг. учился в Московской духовной академии. 18 ноября 1993 г. рукоположен во диакона Епископом Истринским Арсением,. 30 января 1994 г. рукоположен во пресвитера Епископом Дмитровским Филаретом в Покровском храме МДА. С 11 апреля 2001 г. – штатный священник Богоявленского кафедрального собора.
ИЕРЕЙ МИХАИЛ РАЙЧИНЕЦ
Дата рождения: 16 ноября 1966 г.
Небесный покровитель: Святой Архистратиг Михаил, 21 ноября
1988 – 1991 гг. учился в Одесской духовной семинарии.
1991 – 1995 гг. учился в Московской духовной академии.
6 марта 1994 г. рукоположен во диакона Епископом Каширским Марком.
10 сентября 1994 г. рукоположен во пресвитера Епископом Дмитровским Филаретом.
В 15 ноября 1994 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, будучи студентом МДА, командирован в Богоявленский кафедральный собор г. Москвы
ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ АРТАМОНОВ
Дата рождения: 19 июня 1980 г.
Небесный покровитель: Прп. Алексий, человек Божий 30 марта
8 февраля 2004 г. рукоположен в сан диакона высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, в МДАиС.
С 11 августа 2004 г. служил в Храме св. вмц. Екатерины на Всполье.
25 декабря 2005 г. рукоположен во пресвитера высокопреосвященнейшим Евгением, архиепископом Верейским, в МДАиС.
В 2006 г. закончил Московскую духовную семинарию.
С 5 июня 2006 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
В 2010 г. закончил Русскую Христианскую Гуманитарную Академию С.-Пб. (бакалавр).
В 2020 г. закончил Руссскую Христианскую Гуманитарную Академию С.-Пб. (магистр).
В 2020 г. закончил Общецерковную Аспирантуру и Докторантуру имени Кирилла и Мефодия (магистр).
ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ КОЗЛИВСКОВ
Дата рождения: 2 мая 1965 г.
Небесный покровитель: Прп. Алексий Человек Божий, 30 марта
1985 – 1991 гг. учился на филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
2000 – 2003 гг. учился в Московской духовной семинарии (заочный сектор).
8 июня 2000 г. в храме Всех Святых, Патриаршем подворье на Соколе г. Москвы рукоположен в сан диакона Высокопреосвященным архиепископом Бронницким Тихоном
5 октября 2003 г. в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря г. Москвырукоположен в сан пресвитера Преосвященным епископом Орехово-Зуевским Алексием
С октября 2003 г. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы
ИЕРЕЙ КОНСТАНТИН КОРНЕЕВ
Дата рождения: 10 июня 1982 г.
1999 — 2004 гг. Государственный Университет по землеустройству. Юридический факультет. Московская духовная академия.
2004-2009 гг. учился в Московской Духовной семинарии (очное отд.)
2009-2012 гг. учился в Московской Духовной академии (экстернат)
2 декабря 2008 г рукоположен в сан диакона в Покровском Академическом храме Высокопреосвященнейшим архиепископом Евгением Верейским.
8 июня 2009 г. рукоположен в сан пресвитера в Покровском Академическом храме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
ПРОТОДИАКОН НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВ
Дата рождения: 4 августа 1968 г. Небесный покровитель: Святитель Николай, архиеп. Мир Ликийских, чудотворец 6/19 декабря
1983 – 1987 гг. учился в Зеленодольском строительном техникуме. 1989 – 1993 гг. учился в Московской Духовной семинарии
1993 – 1997 гг. учился в Московской Духовной академии (кандидат богословия) 11 апреля 1993 г. рукоположен в сан диакона в Храме Покрова Божией Матери при МДА Епископом Дмитровским Филаретом.
1993 – 1998 гг. служил диаконом в Храме Покрова Божией Матери при МДА.
С 1 сентября 1998 гг. служит в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
ПРОТОДИАКОН МИХАИЛ ГРЕЧИШКИН
Дата рождения: 9 октября 1959 г., Тульская область
Небесный покровитель: 8/21 ноября Архангел Михаил
1967-1977 гг. – средняя сельская школа Тульской обл.
1977-1979 гг. – служба в рядах ВС
1980 г. – Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ)
1987 г. – Московский машиностроительный техникум
1998-2002 гг. – Московская Духовная Семинария
27 сентября 1997 г. – рукоположен во диакона в Богоявленском Кафедральном соборе архиепископом Солнечногорским Сергием (Фоминым)
6 ноября-25 декабря 2012 г. – прошел курс повышения квалификации
ДИАКОН АЛЕКСИЙ КАТАННИКОВ
Дата рождения: 5 декабря 1977 г.
Небесный покровитель: Святитель Алексий митрополит Московский, 25 февраля
1994 – 1999 гг. учился в Педагогическом колледже г. Усмани (учитель начальных классов, учитель музыки).
1999 – 2002 гг. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (учитель музыки и культурологии).
2004 – 2012 гг. учился в Московской Духовной семинарии по сектору заочного отделения.
21 сентября 2006 г. рукоположен в сан диакона Преосвященным епископом Дмитровским Александром в храме святого пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы.
22 января 2013 г. назначен штатным диаконом Богоявленского кафедрального собора г. Москвы.
Архитектурные особенности собора
Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.
Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.
Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.
Вход в Елоховский собор
Современное обустройство
Очень серьезная реставрация собора началась в 1969 году, после избрания старостой Капчука Н. С., который возглавил ремонтные и восстановительные работы, затянувшиеся на 20 лет. В результате сделано очень много: полностью заменено сусальное золото и поставлены бронзовые ограды на кафедре и солее. Все полы заменены мраморными.
А под алтарем и солеями (в христианских храмах — возвышение пола перед иконостасом или алтарной преградой) пол поднят. Промыта настенная живопись, написаны новые витражи, построены реставрационные мастерские. Всего не перечислить. Собор прекрасен и достойно вписывается в обновленный центр Москвы. Но мнения о проведенной реставрации самые разные – от восторженных похвал до оценки «самоварщина». Елоховский собор в Москве (фото в полной мере передает необыкновенную красоту и пропорциональность одного из центральных культовых сооружений столицы) является национальным памятником архитектуры.
Интерьеры и святыни
Благодаря 12 арочным окнам и двойным рядам проемов в стенах, в Елоховском соборе светло, а его интерьеры выглядят очень празднично. Купол украшают росписи на тему Новозаветной Троицы, а своды – лики четырех евангелистов и сцены из Евангелия. Красивыми фресками на библейские темы оформлена западная стена храма. В большом алтаре находятся росписи, которые выполнил Афанасий Куликов. Масляную живопись можно увидеть и на сводах трапезной.
В храме хранится почитаемая верующими икона Казанской Божией Матери XVII века и рака из металлического сплава, в которой лежат мощи Митрополита московского святителя Алексия. В одном из приделов находится беломраморное надгробие, изготовленное по проекту академика Алексея Викторовича Щусева, над могилой Патриарха Сергия. С южной и северной стороны красуются необычные хоругвии, которые Елоховский храм заказал в 1896 году в честь коронации российского императора Николая II.
Гордость и главное украшение собора – уникальный шестиярусный иконостас высотой 18 м, выполненный в неовизантийском стиле в середине XIX столетия.
Затейливая деревянная резьба покрыта позолотой и смотрится очень эффектно. Роскошный иконостас вмещает 65 икон. Самые старые из них были написаны в XVII-XVIII веках. Собор славится богатой ризницей, где хранятся серебряные напрестольные кресты, Евангелия со старинными гравюрами, старые церковные книги и драгоценные богослужебные облачения.
Основополагающий период в строительстве собора
И вот уже в 1837 году на месте разобранной Елоховской церкви начинает возводиться по проекту архитектора Евграфа Тюрина (1796-1872) новый просторный храм. Этот зодчий известен тем, что вместе с О. И. Бове заканчивал работы над загородной резиденцией графа Юсупова в Архангельском. Он принимал участие в строительстве Московского университета на Моховой и университетской церкви во имя мученицы Татианы. Однако строительные работы из-за нехватки средств велись долго, но службы в незаконченных стенах справлялись всегда. К 1845 году был возведен традиционный для православия куб основного здания храма, увенчанный пятью куполами. Собор был возведен в стиле высокого позднего классицизма и в стиле ампир. Для того чтобы работы были все же закончены, купец 2-ой гильдии В. И. Щапов, ставший почетным гражданином Москвы, пожертвовал очень большую сумму денег – треть от общей стоимости работ. И только в 1853 году храм был освящен Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.
Полезная информация для туристов
Собор в Елохове – действующий православный храм, который играет огромную роль в духовной жизни россиян. Многие москвичи, и даже те, кто живет далеко от Басманного района, с почитанием относятся к старому храму. При соборе открыта воскресная школа для детей и взрослых.
Церковные службы проходят каждый день. Ранняя литургия начинается в 6:30, поздняя – в 8:00 или 9:30, вечерня и всенощное бдение – в 17:00. Полное расписание богослужений можно найти на официальном сайте собора.
Внутренне убранство Елоховского собора
На одной из стен закреплена мемориальная доска, которая напоминает о крещении под сводами собора Александра Сергеевича Пушкина.
Богатая история
Елоховский собор в Москве, расположенный в Басманном районе на Спартаковской улице, принадлежащий ЦАО, имеет свою славную историю. В нем крестили А. С. Пушкина (1799 год, на 8-й день от рождения). С 1938 года собор становится кафедральным, а с 1945 по 1991 год – Патриаршим (сейчас, после переноса кафедры Патриарха Всея Руси в Успенский собор в Кремле, Богоявленский собор остается кафедрой Московского Патриархата). Именно здесь в 1943, 1945, 1971 и 1990 годах проходили возведения вновь избранных предстоятелей церкви (епископов) на кафедру. Обряд интронизации происходит во время литургии. Иерарха одевают в одежды, соответствующие его сану. В 1925 году в праздник Сретения литургию в соборе служил патриарх Тихон. Елоховский собор в Москве знаменит тем, что в северном Никольском приделе похоронен, после отпевания в мае 1944 года, патриарх Сергий. Место его захоронения украшает надгробие из мрамора. Автором является знаменитый А. В. Щусев. Алексий II, 15 ПМ, тоже захоронен в этом соборе – в южном Благовещенском приделе, в 2008 году.