расписание богослужений в храме похвалы пресвятой богородицы в ярославле
Расписание богослужений в храме похвалы пресвятой богородицы в ярославле
приход храма святого Димитрия Солунского
Зимний храм Похвалы Пресвятой Богородицы
престольный праздник суббота 5-ой седмицы Великого Поста-Суббота Акафиста
Основание прихода относится XIV веку и связано с возведением деревянного храма Вмч.Димитрия Солунского небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле, вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев, ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм с воинским кладбищем приобрели мемориальный характер памятника победы над Татарами. К концу XVI века на приходе было уже две деревянные церкви: одна летняя с пределами Смоленской иконы Божией Матери и Вмч.Димитрия Солунского, вторая зимняя с пределами Похвалы Пресвятой Богородицы и Вмч.Георгия Победоносца. В 1671-1673 годах на месте обветшавших и потому разобранных деревянного храма бал возведен каменный с центральным пределом посвященным Смоленской иконе Божией Матери в то время особенно прославившейся чудотворейиями в городе Шуе. В 1748 году рядом с храмом Смоленской иконы Божией матери был возведен зимний каменный храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Оба храма прекратили свои Богослужения вместе с арестом своего бессменного в течение 15-ти лет лихолетий настоятеля протоиерея Флегонта Понгельского в 1929 году. Священномученик Флегонт принял мученическую кончину в 1938 году и в 2001 году был причислен к лику святых (день памяти 23 апреля).
В 1990 году храм Похвалы Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви, а в 1991 году Архиепископом Платоном был освящен его престол.
Каждую пятницу (кроме тех дней когда служится всенощное бдение) после вечерней службы совершается молебен с пением Акафиста Пресвятой Богородице. Каждое воскресение вечером в 17-00 (кроме дней, когда служится всенощное бдение) совершается молебен с чтением канона, пением Акафиста св.страстотерпцу царю Николаю, после молебна проводятся катехизаторские беседы с прихожанами.
При приходе действуют иконная и книжная лавки расположенные в притворе храма Похвалы Пресвятой Богородицы.
ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ
ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ запись закреплена
ДРУЗЬЯ!
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ЦЫБЫШЕВА
21 ноября состоится паломническая поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Отправление от храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы после Божественной литургии.
По всем вопросам обращаться к Татьяне Михайловне т. 920-061-19-33
Стоимость места для взрослых 750р, для детей 300р.
ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ запись закреплена
12 НОЯБРЯ (пятница) в 18:15
состоится музыкально-поэтический вечер
«СОЗВУЧИЯ ДУШИ»
Прозвучат
Показать полностью.
проникновенные, философские по глубине стихи нижегородской поэтессы Ирины Монич,
песни на ее стихи авторов музыки Анны Исаевой и Ольги Корепановой в авторском исполнении
Состоится презентация сборника стихов «Созвучия души»
Приглашаем вас обычным пятничным вечером перенестись в удивительный творческий мир!
Место: Храм Похвалы Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород, ул. Заломова, д. 21А).
Для участия просьба заполнить форму регистрации, для того, чтобы организаторы понимали примерное количество участников
ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ запись закреплена
ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ запись закреплена
24 октября День памяти Собора всех святых в Оптиной пустыни просиявших.
Показать полностью.
Молите Бога о нас все святые старцы оптинские!
Я́ко к целе́бному исто́чнику,/ притека́ем к Тебе́, Амвро́сие, о́тче наш,/ ты бо на путь Спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в теле́сных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же сми́рению, терпе́нию и любви́ науча́еши;/ моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.
Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив,/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к Тебе́./ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Амвро́сие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов/ и собесе́дниче
Собору оптинских старцев
Правосла́вныя ве́ры свети́льницы,/ мона́шества непоколеби́мии столпи́,/ земли́ Росси́йския уте́шителие,/ преподо́бнии ста́рцы Óптинстии,/ любо́вь Христо́ву стяжа́вшии/ и ду́ши своя́ за ча́да полага́вшии,/ моли́теся ко Го́споду,/ да утверди́т земно́е Оте́чество ва́ше в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.
Вои́стину ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ пу́стынь Óптину я́коже вертогра́д ста́рчества яви́вый,/ иде́же богопросвеще́ннии отцы́,/ та́йная се́рдца челове́ческаго ве́дуще,/ наро́да Бо́жия печа́льницы до́блии яви́шася:/ си́и бо на путь покая́ния грехо́м отягоще́нныя наста́виша,/ в ве́ре коле́блюшияся све́том Христо́ва уче́ния просвети́ша/ и Бо́жии прему́дрости научи́ша,/ стра́ждущим и немощны́м спострада́ша и исцеле́ния дарова́ша./ Ны́не же, во сла́ве Бо́жии пребыва́юще мо́лятся непреста́нно о душа́х на́ших.
ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ запись закреплена
ЦЕНТР СОЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ запись закреплена
14 ОКТЯБРЯ ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ МОЛИ БОГА О НАС!
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
Показать полностью. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В ХIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 41
Основные достопримечательности: церковь Похвалы Божией Матери (1677 г.), церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери (1673 г.)
Святыни: Смоленская икона Божией Матери, частица мощей великомученика Димитрия Солунского
Координаты: 57°37’18.6″N 39°52’52.8″E
История строительства Дмитровского и Похвальского храмов
Самая первая Дмитровская церковь известна со второй половины XIV века. Она стояла в пригороде Ярославля, возле места, где в Коротосль впадала речка Нетеча. Церковь была построена после возвращения ярославской военной дружины, и стала символом победы русского войска на Куликовом поле. Поэтому храм освятили в честь небесного покровителя князя Дмитрия Донского – великомученика Дмитрия Солунского.
Слева направо: церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери, церковь Похвалы Божией Матери
Письменные свидетельства о существовании деревянной церкви приходятся на середину XVI века. В них упоминается о существовании храма святого Димитрия на Нетече. Известно также, что 1580 году церковь эта сгорела, но была отстроена вновь и простояла до 40-х годов XVII века.
О церкви Похвалы говорится в письменных свидетельствах начала XVII века. Известно, что этот деревянный храм имел два алтаря. Второй его престол был посвящен святому Георгию. Со временем церковь Похвалы Богородицы сильно обветшала, и в 1645 году священник и прихожане обратились к митрополиту за разрешением разобрать старый храм и на его месте возвести новый. Получив согласие, горожане построили два новых деревянных храма – Дмитровский и Похвальский.
Известно, что расписывали Дмитровскую церковь изографы Макарий и Василий Агафоновы. В то время оформлении храмов стали меньше использовать воинскую символику. С Куликовской битвы прошел немалый срок, и город пережил много новых потрясений. Так, в 1654 году после эпидемии моровой язвы, на воинском церковном кладбище было погребено много простых жителей.
Вид на церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери со стороны Мукомольного переулка
История прихода с XVII века по настоящее время
Главный алтарь каменной Дмитровской церкви освятили в честь почитаемого образа Богоматери Смоленской и Шуйской. Выбор этот не был случайным. Этот вариант иконы был написал шуйскими мастерами в честь окончания эпидемии чумы и напоминал ярославцам о родственниках, умерших от страшной болезни в середине XVII века.
Вскоре, в 1677 году, с разрешения митрополита Ионы Сысоевича, Похвальскую церковь также отстроили в камне. В отличие от холодного Дмитровского храма, богослужения в котором проводились только в теплое время года, небольшая Похвальская церковь стала зимним, теплым храмом прихода.
В 1686 году Дмитровский храм украсили внутри настенной живописью. А в начале XVIII века к нему с двух сторон пристроили крытые галереи. В 1748 году и Похвальскую церковь перестроили практически заново, применив в новом здание новые архитектурные и художественные приемы.
На протяжении всей истории приходскую жизнь поддерживали благотворители. На их деньги проходили необходимые перестройки и ремонты. По документам конца XIX – начала XX века известно, что Дмитровский приход получал значительные финансовые вклады от ярославских купцов Спиридона Анисимовича Полетаева и Николая Максимовича Кузнецова. На их средства построили новую строжку, заказали новый иконостас, украсили церковные стены новой живописью, а также закупили серебряную утварь для богослужений и венцы для храмовых икон.
Во время левоэссеровского восстания против советской власти в 1918 году, оба храма сильно пострадали от осколков и снарядов. В Дмитровской церкви была разбита глава, уничтожен шатер колокольни, а также в некоторых местах насквозь пробиты стены. Спустя 6 лет прихожане провели в церкви реставрационные работы, руководили которыми специалисты из ярославских реставрационных мастерских.
Потом согласно новой политике государства из обоих храмов конфисковали все ценное имущество. Дмитровский храм был закрыт для верующих с 1929 года, а Похвальский – с 1935 года. В Дмитровской церкви поначалу разместили склад, которым владела местная кондитерская фабрика, а также жилые квартиры горожан. Чуть позже здание сильно обезобразили, разобрав оставшуюся главу. С начала 1970-х по начало 1980-х годов в Дмитровском храме проходила полномасштабная реставрация.
Вид на церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери с ул. Собинова
Архитектура и внутреннее убранство
Дмитровская и Похвальская церкви на протяжении своей истории неоднократно перестраивались. Двухстолпный Дмитровский храм изначально был пятиглавым и имел подзакомарное покрытие. В XIX веке четыре главы разобрали, а кровлю заменили более практичной – четырехскатной. Чуть позже с запада к храму пристроили крыльцо в классическом стиле, заметно диссонирующее с основным ансамблем. Сейчас кубическая в основании церковь увенчана одной главой, расположенной на световом барабане.
Дмитровский храм не имеет подклета и стоит на фундаменте из булыжников или, как раньше говорили, на «диком камне». Композиционно он похож на церковь Николы Надеидина, которая послужила в свое время образцом для многих ярославских культовых зданий. Очень красивый декор имеют наличники этого храма. Они украшены тонкими перетяжками и выразительным килевидным верхом.
С севера запада от основного объема установлена колокольня. Она имеет мощное четырехугольное основание и шатровое завершение, с прорезанными слуховыми отверстиями (или люкарнами).
Несмотря на живописный внешний вид, главное богатство церкви Дмитрия Солунского находится внутри. Это настенные фрески, сохранившиеся с 80-х годов XVII века. Известно, что изографические работы были выполнены артелью мастеров под руководством знаменитого иконописца, известного далеко за пределами Ярославля, Дмитрия Плеханова. Всего мастера создали 186 живописных клейм, раскрывающих основные евангельские сюжеты. Специалисты считают эти росписи одними из лучших образцов ярославской художественной школы.
Похвальская церковь представляет собой зимний приземистый четырехугольный храм, имеющий одну широкую алтарную абсиду. Как и Дмитровская церковь, Похвальский храм возведен на фундаменте из булыжника. Свои нынешние классические черты этот храм приобрел при последней капитальной перестройки 1809 года. Его основной объем накрыт полукруглым деревянным куполом, который венчает единственная тонкая изящная по форме главка. С двух сторон к зданию пристроены портики, украшенные колонами, а также приземистая трапезная под двухскатной кровлей.
Вид на северный фасад церкви Шуйской Смоленской иконы Божией Матери
Современное состояние храмов
Обе церкви – действующие. В Дмитровском храме существует три престола – в честь великомученика Дмитрия Солунского, святого Георгия и цесаревича Алексея. Теплый Похвальский храм относится к Дмитровскому приходу.
Как добраться до церкви Дмитрия Солунского
Дмитровская церковь расположена в Ярославле на ул. Бол. Октябрьская (бывшая Рождественская), 41.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Дмитрия Солунского составляет 3 км. До нее можно пройти пешком или подъехать на такси.
Храм Димитрия Солунского (Ярославль)
Содержание
История [ править ]
Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – « Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею. При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского.
ЦЕРКОВЬ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО в Ярославле
Находится на ул. Б. Октябрьская ( бывш. Рождественская), 41. Два отдельных каменных храма.
Холодный, в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии, построен в 1671—1673 «заботами священника Иоанникия» на месте старой деревянной церкви, разобранной в 1645. На его сооружение, как явствует из грамоты царя Алексея Михайловича, было использовано 100 000 кирпичей, оставшихся от постройки каменных башен земляного вала в Ярославле. В храме было освящено три придела: на правой стороне алтаря во имя Великомученика Димитрия Солунского, на левой стороне во имя Великомученика Георгия Победоносца, и в паперти в честь девяти мучеников Кизических.
В архитектурном отношении Дмитриевская церковь являет собой образец двухстолпного храма в ярославском зодчестве XVII в. Около 1700 к церкви была пристроена небольшая паперть. Первоначально церковь имела пятиглавое завершение, но в 1830-х четыре боковые главы были разобраны. Тогда же со стороны западного входа было пристроено небольшое крыльцо, выдержанное в классицистическом стиле. Колокольня у северо-западного угла церкви имеет форму приземистого шатра, покоящегося на массивном четверике.
Тематика росписи, состоящей в целом из 186 сюжетных клейм, ограничена сценами из Евангелия и акафиста Богородице. В куполе барабана « Вседержитель», между окнами 8 пророков в рост, на парусах евангелисты. На западной лобовой части паруса « Спас на убрусе». На восточной подкупольной арке « Ветхозаветная Троица». Своды заняты десятью композициями праздников: на северо-восточном — «Рождество Богородицы» и «Благовещение», на юго-восточном — «Рождество Христово» и «Сретение», на северо-западном — «Вход в Иерусалим» и «Воскресение», на юго-западном — «Богоявление» и «Преображение». Центральный западный свод занимает не одна, как обычно в Ярославле, а две композиции — «Распятие» и «Вознесение». На подпружных арках помещены изображения 12 апостолов по два в рост. Над капителями столпов в медальонах шесть апостолов из числа семидесяти.
На столпах в два ряда мученики в рост в обрамлении рисованных арок-киотов. Среди них на южной стороне правого столпа необычно изображение пророка Илии, сидящего на камне.
Северная и южная стены разделены разгранками на 6 ярусов. Четыре верхние из них сюжетные ( их ширина 1,5 м), пятый ( 2 м) — орнаментальный и шестой — подзор. Два нижних яруса записаны в XIX в. масляной краской. В люнетах южной стены помещены композиции « Похвала Богоматери» и «Брак в Кане Галилейской», в люнетах северной — «Сошествие Святого Духа» и «Изгнание раба с брачного пира». Во втором ярусе 10 картин, иллюстрирующих земную жизнь Христа и притчи. В третьем и четвертом ярусах росписи воплощена храмовая тема. Здесь расположены 24 клейма торжественных песнопений — кондаков и икосов из Акафиста Богородице. Это единственный акафистный цикл в ярославских стенописях XVII в. На откосах окон по три медальона с полуфигурами святителей, мучеников и преподобных. В замковых арках эмблемы Христа и ангелов. Всю западную стену занимает монументальная композиция Страшного Суда, где очень выразительны фигуры « немцев», осужденных на «муку вечную».
Особое благородство стиля и совершенство пропорций отличают хорошо сохранившуюся живопись алтаря. В центральную алтарную конху вписана совершенная по рисунку и нарядная по цветовому строю композиция « О тебе радуется», являющаяся одной из лучших интерпретаций этой темы в ярославских фресках. Живописный декор апсиды выполнен в двух регистрах. В верхнем, в обрамлении рисованных киотов, имитирующих барочную резьбу, помещены крупные фронтальные фигуры русских и вселенских святителей. В нижнем регистре, над горним местом, расположены 10 медальонов с изображениями мучеников. На откосах алтарного окна сцена « Благовещение», на западной стене алтаря — «Отечество».
Оформление жертвенника, где располагался придел Георгия Победоносца, и диаконника ( придел Димитрия Солунского) сходно между собой. В конхе Георгиевского придела изображена Богоматерь в образе Царицы небесной, а в конхе Дмитриевского придела « Похвала Богоматери». В обеих апсидах написаны преподобные в рост. Их подбор напоминает о вселенской роли Русской Церкви. Наряду с греческими святителями здесь изображены основатели крупнейших русских монастырей: Авраамий Ростовский, Макарий Желтоводский, Савва Звенигородский, Сергий и Никон Радонежские и др. Житийные циклы, посвященные воинам-мученикам Георгию и Димитрию, ограничены в каждом приделе четырьмя крупными композициями, занимающими свод и стены. В драматических сценах пыток ( колесования Георгия, истязания Димитрия по приказу императора Диоклетиана) святые сохраняют спокойную красоту, в них царит гармония и умиротворенность. На алтарной преграде в приделе Георгия написана Ветхозаветная Троица, а приделе Димитрия — деисусная композиция с изображением апостолов в кругах. Крупный масштаб фигур, их четкая объемная моделировка, тонкая проработка ликов и орнаментов, органическая взаимосвязь с формами архитектуры — все это выдает руку очень большого мастера.
В 1872 году в церкви Димитрия Солунского был крещён мальчик Леонид Собинов — будущий великий певец.
Теплый одноглавый храм во имя Похвалы Богородицы с завершением в виде большого купола построен в 1749 на средства прихожан. Он был расписан и имел двухъярусный иконостас. Интерьер храма не сохранился.
Церковь Димитрия Солунского была закрыта в 1929. Церковь Похвалы Богородицы возвращена Ярославской епархии в 1991 году, церковь Димитрия Солунского — в начале 2000-х ( сейчас в ней идут реставрационные работы).
Празднование Смоленской иконы Божией Матери совершается 28 июля ( 10 августа). День памяти Димитрия Солунского в Православной церкви — 26 октября ( 8 ноября).
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.