рафаэль преображение господне описание

Последняя картина Рафаэля Преображение

Рафаэль.Преображение. 1516—1520.Дерево, темпера. 405 ; 278 см
Ватиканская пинакотека, Ватикан

Вазари так описал эту картину.
«В этой истории он изобразил Христа, преображенного на горе Фавор, у подножия которой его ожидают одиннадцать учеников. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. В отроке же, который, судорожно вытянувшись всем телом, кричит и закатывает глаза, мы видим всю муку, глубоко проникшую в его плоть, в его жилы и в его кровь, зараженные нечистой силой, и мертвенную бледность этого тела с его вымученными и испуганными движениями.

Фигуру эту поддерживает старик, который не побоялся ее обнять и, широко раскрыв глаза с бликами на их зрачках, высоко поднял брови и сморщил лоб, выражая этим одновременно и силу духа своего, и обуявший его страх, а судя по пристальному взгляду, обращенному им на апостолов, кажется, что он, в надежде на них, сам себя ободряет.

Есть там и одна женщина в числе многих других, которая, будучи главной фигурой на этой картине, стоит на коленях впереди всех остальных и, повернув к ним голову, протягивает руки к бесноватому, как бы указуя на его страдания. Апостолы же, кто стоя, кто сидя, а кто склонив колена, проявляют величайшее сочувствие к его беде.

Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль представил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем. А на земле под ними распростерты Петр, Яков и Иоанн, лежащие в различных и прекрасных положениях: кто склонил голову к земле, а кто, затенив очи руками, защищается от лучей и непомерного блеска, окружающего фигуру Христа, который, облаченный в белоснежные одеяния, распростерший руки и воздевший чело, словно являет собою единосущность и божественную природу всех трех лиц святой Троицы, сосредоточенных в одном лице великим совершенством искусства Рафаэля.

И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть».

Рафаэль Санти (1483-1520)http://www.rafaelsanti.ru/txt/12end.shtml

Крайний рубеж творчества

Рафаэль выходил на какой-то крайний рубеж своего творчества. Стала расслаиваться, раздваиваться такая единая прежде в своем светлом великолепии жизнь. Спокойное и возвышенное искусство, сочетающее интеллект, фантазию и изящество, уже не удовлетворяет его.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ может рассматриваться как художественное завещание художника, жизнь которого была насыщена волнениями, вдохновением, поисками. Именно Риму Рафаэль отдал все силы, способствуя превращению города после веков запустения и упадка в великий центр культуры и искусства. Ныне последний шедевр Рафаэля составляет славу Ватиканской Пинакотеки.

Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. Весь Рим оплакивал тридцатисемилетнего Рафаэля. В полном расцвете творческих сил умер выдающийся художник, признанный главой римской художественной школы.

«Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала деи Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио. » (Вазари).

Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя Мадонны с надписью:

«Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Источник

Шедевр Рафаэля Санти- Преображение Христово

Рафаэль Санти- Преображение Христово, 1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Спустившись с горы, апостолы и Иисус встречают толпу людей, которые сопровождают отца и его сына, одержимого дьяволом, чтобы обратиться к Христу с просьбой о его излечении.

И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.
На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Все эти люди указывают на Христа, их лица полны трепетного волнения. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика, — здесь много искусственной патетики, в живописи появилась неприятная чернота. Симптоматично, что именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.

В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию, и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. Следующая реставрация, проведенная уже в семидесятых годах XX века, максимально приблизила вид картины к тому, который она имела четыре столетия назад.

Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.

На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика.

Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием, исходящим от фигуры Христа. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ О СОВМЕЩЕНИИ ДВУХ КАРТИН РАФАЭЛЯ.( Версия из инт.)

Картина Рафаэля Уход.

Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых – великий итальянский художник Рафаэль Санчо (Raphael Sanzio/Santi). Складывается впечатление, что кто-то намеренно «передвинул» вторую картину вниз, чтобы обрезать верх с «опасным» обьектом – великолепно изображенённой «летающей тарелкой». Что в реальности и было абсолютной правдой.

Рафаэль был весьма необычным человеком, часто идущим наперекор святейшей церкви. Как его назвал в своих трудах знаменитый Вассари – он был «атеистом с богатым воображением». Первая картина (слева) была написана в последний год жизни художника (1520) и называлась «Уход».

Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовал вторую картину, как бы передвинув всю композицию вниз, и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.

Назвал он вторую картину «Преображение» (Transfiguration). К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.

Источник

Русские «Рафаэли»: проданные, отданные и оставшиеся

Биография

Рафаэль родился в 1483 г в городке Урбино в семье придворного живописца Джованни Санти. Отец не обладал такими талантами, как Рафаэль, однако любовь сыну к искусству привил именно он. Джованни расписывал храмы и брал мальчика с собой, Рафаэль сидел и спокойно разглядывал фрески, а иногда, с позволения отца, смешивал краски.

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание

Мать умерла в 1491 году, позже умер отец. Рафаэль стал сиротой в 11 лет, но благодаря связям отца продолжал заниматься живописью с придворными преподавателями.

Зрелость художника

С помощью Пьетро Перуджино Рафаэль перешел на новый уровень мастерства и уже с полученными навыками уезжает во Флоренцию – столицу итальянского искусства.

Во Флоренции он начал писать с натуры. Рафаэлю посчастливилось работать с Микеланжело, у которого он учился передаче эмоций через позы и ракурсы. Многие его работы посвящены Богоматери, именно поэтому художника стали называть «Поэтом образа Мадонны».

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание

Слава мастера дошла до Рима, папа Юлий II пригласил Рафаэля в этот город, где художник прожил до конца своих дней. По приезде получил важное и почетное поручение – расписать парадные покои Ватиканского дворца. 1508 году Рафаэль начал украшать фресками комнаты (по-итальянски — «станцы»). Каждая стена станцы украшена композицией, то есть в комнате по четыре фрески. Лучшей из фресок считается «Афинская школа», она признается одним из лучших творений Ренессанса.

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание

Рафаэль Санти прославился еще и как архитектор, после смерти Браманте занял пост архитектора собора Св. Петра.

Анализ картины[ | ]

Диаграмма Тёрнера, ок. 1810
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. В культурно-историческом смысле иконография картины интерпретируется как предназначение её для защиты Нарбонны от повторных нападений сарацин, так как Каликст III объявил 6 августа праздником в честь победы христиан при осаде Белграда в 1456 году[3]. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи[5].

Согласно распространённой теории смысл картины кроется в сочинениях Амадея Португальского, известного монаха-францисканца, папского духовника, целителя, прорицателя и ватиканского дипломата. После смерти Амадея в 1502 году из его сочинений и проповедей был составлен сборник «Apocalypsis Nova

», служивший духовным руководством Гильому Брисонне, предшественнику Джулио Медичи на должности архиепископа Нарбонны, и хорошо известный самому кардиналу, который мог повлиять на окончательную композицию картины. В «
Apocalypsis Nova
» проводится аналогия между попыткой изгнания нечистого из одержимого отрока и Преображением, как прообразом Страшного суда и окончательной победы над Дьяволом, которая под силу лишь Христу, но не апостолам[17]. По мнению кардиолога Гордона Бендерски внешние медицинские признаки указывают на то, что сцена действительно изображает непосредственно момент исцеления мальчика Христом.[18]

В своей лекции 7 января 1811 года Уильям Тёрнер продемонстрировал геометрическую композицию верхней части картины в виде пирамиды, составленной из треугольников, с Христом в центре неё[19].

Сияние Христа ассоциируется с лунным светом, что отражает традиционное предубеждение о связи эпилепсии с Луной (отсюда — лунатик

). Во времена Рафаэля эта мистическая связь была настолько пугающей, что эпилептиков нередко сжигали на костре[20]. Научное опровержение такой связи было дано лишь в 1854 году Жаком Жозефом Моро[21].

Стилизованные и искривлённые тела в нижней части «Преображения» можно рассматривать как прообраз маньеризма, а их выразительное напряжение и насыщенное использование светотени — баро́чной живописи.

Весьма вероятно, что Рафаэль воспринимал «Преображение» как вершину своего творчества, следуя канонам живописи Возрождения: затемнённый фон нижней части, символизирующий пещеру; указующие персты персонажей; еле заметный фоновый пейзаж вдали; Иисус, разительно превосходящий своим величием обычных смертных — всё это позволяет Рафаэлю удовлетворить самые высокие требования Римско-католической церкви, отдать дань почтения своим предшественникам и заложить основы грядущего барокко.

Для Ницше дихотомия картины заключалась в противопоставлении аполлонийского начала дионисийскому:

В Преображении мы видим на нижней половине в бесноватом отроке, отчаявшихся вожатых, беспомощно перепуганных учениках отражение вечного и изначального страдания, единой основы мира: иллюзия здесь отражение вечного противоречия — отца вещей. И вот из этой иллюзии подымается, как дыхание амброзии, новый, видению подобный, иллюзорный мир, невидимый тем, кто внизу охвачены первой иллюзией, — сияющее парение в чистейшем блаженстве и безболезненном созерцании, сверкающем в широко открытых очах. Здесь перед нашими взорами в высшей символике искусства распростёрт аполлонический мир красоты и его подпочва, страшная мудрость Силена, и мы интуицией понимаем их взаимную необходимость[22]

Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной

Преображение. 1518-1520

Картину «Преображение» Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Вокруг картины существуют споры о том, вся ли она написана рукой Рафаэля.

Есть предположения, что Р. Санти не успел закончить картину в связи со скоропостижной смертью, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена: Христос и апостолы. А сюжет в нижней части картины исполнен учениками Рафаэля Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.

По другой версии, вся картина написана Рафаэлем и лишь несколько фигур были закончены учениками.

Известно лишь, что умирая творец показал своему ученику Джулио Романо жестом на картину «Преображение», призывая его закончить произведение.

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание

Картина Рафаэля Санти «Преображение» описывает библейский сюжет, написанный в евангелиях. Христос решил показать свой истинный облик, взял он Иакова, Иоанна и Петра. Пошел на высокую гору, где были лишь они, и преобразился. Лицо его засияло, как солнце, одежда стала белая, как свет. Когда они пришли к народу, подошел к Иисусу человек и приклоняя колено просил исцелить своего бесноватого сына. Христос исцелил мальчика и бес вышел из него.

Долго Рафаэль не знал, как написать эту картину. Как изобразить эти сложные сюжеты, это чудо. Он старался представить себя на месте апостолов, которые лицезрели происходящее, но он не мог приблизить себя к этим неземным ощущениям.

Кропотливо он начал писать картину. Несколько раз менял положение фигур, изменял композицию.

Иконография[ | ]

Эскиз Святого Матфея. Сангина, 328 × 232 мм

В нижней половине показаны апостолы, неспособные избавить несчастного отрока от одержимости нечистым. Однако тот не бьётся в припадке и стоит на ногах, рука воздета к Христу, а рот широко открыт, чтобы выпустить демона — эти внешние признаки указывают на то, что Рафаэль (чьё имя на иврите означает «Бог исцелил

» — רָפָאֵל, Рафа’эль) соединяет обе евангельские сцены в одну, окончательно утверждая исцеляющую силу преображённого Христа. Гёте пишет о картине: «
Они едины: внизу — страдание, нужда, вверху — спасительное; это — взаимодействие и взаимовлияние. Можно ли, говоря иными словами, воздействие идеальное отделить от действительного?
»[12] Апостол Матфей (по другой версии — Андрей[3]), изображённый в левом нижнем углу на уровне глаз зрителя, делает предостерегающий жест, словно просит не подходить, выполняя таким образом функцию посредника между зрителем и происходящими на картине событиями[1], о которой ещё за век до Рафаэля, в 1435 году, писал Леон Баттиста Альберти:

Мне нравится, если в истории кто-нибудь обращает наше внимание и указывает на то, что в ней происходит, или манит нас рукой посмотреть, или сокрушённым лицом и смущённым взором предупреждает нас не подходить к тем, кто на картине, или обнаруживает либо какую-нибудь опасность, либо какое-нибудь чудо, или приглашает тебя вместе с ними поплакать или посмеяться[13]

Эскиз головы Иуды Искариота

Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»[2], написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине

»[14]. Преклонив колено в контрапосте, она образует композиционную связку между группой апостолов и семейством одержимого отрока, не замечаемая никем, кроме Матфея[5]. Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе
figura serpentinata
, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции[5].

Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении — вероятнее всего апостол Андрей. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока[1]. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот[15]. Полномасштабный эскиз его головы сохранился вместе с пятью другими эскизами, впервые описанными Оскаром Фишером в 1937 году[16] и являющимися специальными трафаретами — припорохами

, позволяющими живописцу с высокой точностью переносить эскиз на картину путём набивания красящего порошка через проколотый контур.

Рафаэль Санти «Преображение»: описание

Фигура Христа вызывает восхищение, как передан свет, создается ощущение возвышения, полета. Это настоящее чудо, апостолы ослеплены от увиденного.

Низ картины контрастирует верху, здесь полумрак, все теснятся, толкаются. Это все людская суета и суматоха. Это все низменно по сравнению с тем, что мы видим в лице Христа.

Картина признана мировым шедевром. В 1797 году войска Наполеона конфисковали «Преображение». Картину поместили в Лувр, где ее изучали художники, она стала примером – идеалом. Сам Наполеон считал Рафаэля гением, а «Преображение» — самой грандиозной его работой. Лишь в 1815 году картину вернули в Ватикан.

Из-за переездов картина была повреждена. Дважды подвергалась реставрации.

Загостившаяся

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание
Михаил Володин. Спасение картин Дрезденской галереи. 1972–1978. Центральный музей Вооруженных сил СССР

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание
Сикстинская Мадонна. 1512–1513. Дрезденская галерея

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание
«Сикстинская Мадонна» на выставке в ГМИИ. 1955 год

«Сикстинская Мадонна» — одна из знаковых картин в творчестве Рафаэля, его визитная карточка. Сегодня она хранится в Дрезденской галерее, куда попала в 1754 году при короле Августе III. Однако почти десять лет работа провела в СССР. Дело в том, что в феврале 1945 года Дрезден был превращен в пыль бомбардировкой американской и английской авиации. Но галерея, к счастью, была к тому времени эвакуирована. В мае того же года советские войска нашли картины, в том числе «Сикстинскую Мадонну», в товарном вагоне в заброшенной каменоломне. Вместе с другими немецкими сокровищами, в том числе троянским «золотом Шлимана», они были вывезены в СССР.

Долгие годы трофейное искусство хранилось под спудом — например, о том, что троянский клад находится в ГМИИ, музей сообщил только в 1996 году. Картинам из Дрезденской галереи повезло больше: они отсутствовали всего десять лет. В 1955 году их торжественно возвратили «социалистическим немцам» в ГДР. Перед отправкой в стенах Пушкинского музея прошла выставка, главной звездой которой была «Сикстинская Мадонна».

Конец жизненного пути

Многие творцы при жизни не были ни знамениты, ни признаны. Но Рафаэль Санти не был в их числе, художника почитали, даже называли «божественным». Благодаря его талантам он имел могущественных покровителей и жил в роскоши.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

ШЕДЕВР РАФАЭЛЯ Преображение Христово 1519-1520 годы.

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание

Рафаэ́ль Са́нти- Преображение Христово 1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Спустившись с горы, апостолы и Иисус встречают толпу людей, которые сопровождают отца и его сына, одержимого дьяволом, чтобы обратиться к Христу с просьбой о его излечении.

рафаэль преображение господне описание. Смотреть фото рафаэль преображение господне описание. Смотреть картинку рафаэль преображение господне описание. Картинка про рафаэль преображение господне описание. Фото рафаэль преображение господне описание

И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.

На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Все эти люди указывают на Христа, их лица полны трепетного волнения. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика, — здесь много искусственной патетики, в живописи появилась неприятная чернота. Симптоматично, что именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.
История картины.

В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию, и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. Следующая реставрация, проведенная уже в семидесятых годах XX века, максимально приблизила вид картины к тому, который она имела четыре столетия назад.

Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика.

Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием, исходящим от фигуры Христа. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).

Рубрики:Живопись и графика

Метки: Преображение Христово Рафаэ́ль Са́нти

Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *