новое качество жизни государственная программа что входит
Как повысить качество жизни: насколько эффективны социальные программы Правительства РФ?
«Новое качество жизни» обещает россиянам выполнение 14 госпрограмм, входящих в направление с данным названием. Что это за программы, как выполняются и каковы перспективы их успешной реализации — в нашем обзоре.
Цена вопроса — 4,6 трлн рублей. Все 14 госпрограмм в рамках направления «Новое качество жизни» можно отнести к социально-значимым. Они нацелены на социальную поддержку и обеспечение личной безопасности граждан, повышение доступности образовательных услуг и качества здравоохранения. Среди целей — обеспечение граждан жильем, развитие культуры и туризма, физкультуры и спорта. В рамках данного блока также решаются проблемы миграции, экологической безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Бюджетные расходы на реализацию данного блока госпрограмм определены в размере 4680,2 млрд рублей. Для сравнения: финансирование госпрограмм по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики» составляет 1785,2 млрд рублей, «Эффективное государство» — 1561,1 млрд рублей, а «Сбалансированное региональное развитие» — 1115,0 млрд рублей. Таким образом, основное внимание и ресурсы господдержки сосредоточены преимущественно вокруг решения социальных проблем. Это в значительной степени должно сказаться на росте качества жизни российских граждан.
Проблемные точки. Из долгосрочных целей госпрограмм указанного направления можно судить о ключевых проблемных областях, в решении которых государство наиболее заинтересовано. Так, в рамках программы «Развитие здравоохранения» целями до 2025 года являются увеличение ожидаемой продолжительности жизни россиян до 76 лет, заметное снижение смертности и повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи (до 54%). Можно сказать, что данные цели вполне достижимы, учитывая своевременность выполнения промежуточных показателей (о чем свидетельствуют данные официального портала programs.gov.ru).
Если же посмотреть на показатели госпрограммы «Доступная среда», то к 2025 году в ней ставится несколько амбициозных задач. Конкретно: увеличение доли субъектов, сформировавших систему комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей, до 100% и увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста до 51,7%.
Но здесь могут возникнуть проблемы. Это недостаток региональных ресурсов для своевременного и полного достижения целевых показателей, а также нежелание работодателей создавать рабочие места для инвалидов на фоне потери стабильности на региональных рынках труда и рисках неустойчивого социально-экономического развития государства.
Одна из важнейших для социально-экономического развития страны госпрограмм — «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Ее цель — развитие рынка арендного и некоммерческого жилищного фонда для граждан с невысоким уровнем дохода. Здесь также может возникнуть препятствие в виде ограниченности региональных ресурсов на возведение жилья необходимого качества.
Также сложно говорить о реальности цели по снижению отношения средней рыночной стоимости типовой квартиры общей площадью 54 м2 к среднему годовому доходу семьи из 3 человек (коэффициент доступности жилья) до 2,3. Таких показателей нужно добиться на фоне непрерывного падения реальных доходов населения с 2014 года и большой концентрации предложений на рынке недвижимости от крупных застройщиков.
Однако в последние годы мы наблюдаем развитие и стимулирование государством ипотечных программ. При сохранении ключевой ставки ЦБ РФ эти меры помогут поддержать платежеспособный спрос на жилье в среднесрочной перспективе. Но цель — создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет — представляется абстрактной, так как прямую корреляцию между наличием условий и фактической покупкой жилья качественно нового уровня проследить крайне сложно. Проведение подобных оценок — задача больше исследовательская, нежели управленческая.
Различие целей с работодателями. Достижение большинства целевых показателей госпрограмм направления «Новое качество жизни» тесно связано с ростом уровня заработной платы и снижением безработицы, а также эффективной структурой и устойчивостью рынка труда, особенно в регионах. Так, цель госпрограммы «Содействие занятости населения» — создание условий для формирования гибкого и эффективно функционирующего рынка труда. В задачи входит сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы с 24% в 2013 году до 42% в 2024 году, создание рабочих мест для инвалидов, а также развитие программ профобучения в соответствии с потребностями рынка труда путем развития системы профстандартов.
Программа предполагает снижение к 2024 году числа занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 39 до 35,6% от общей численности работников. Еще — соблюдение трудовых прав граждан и рост социальной стабильности в обществе. Безусловно, данные цели немаловажны для повышения качества жизни граждан. Но их достижение потребует значительных мер господдержки работодателей, то есть вливаний из бюджетов разных уровней ограниченных финансовых ресурсов, что уже является проблемой.
Ждать от работодателей, за исключением крупных госкорпораций и госструктур, заинтересованности в реализации социальных программ и улучшения условий труда для сотрудников не приходится. В современных реалиях цель предпринимателя — минимизация издержек всеми возможными способами. В противном случае компания теряет конкурентоспособность и банкротится, что также усугубляет ситуацию на рынке труда.
Абстрактная перспектива. В завершение хотелось бы обратить внимание на госпрограмму «Реализация государственной национальной политики». Она важна для приграничных территорий и крупных городов с развитыми рынками труда. Цели программы звучат амбициозно: построение эффективной системы взаимодействия власти и общества по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации, эффективное использование потенциала молодежи для решения задач нацполитики, рост эффективности межрегионального сотрудничества в сфере реализации нацполитики, поддержка коренных малочисленных народов, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество.
Полагаем, достижение указанных целей может повысить качество жизни населения, однако выглядят они весьма абстрактными, сложно поддаются измерению и оценке эффективности. Например, если измерить уровень затрат на вовлечение определенного числа молодых людей или создание инфраструктуры для малочисленных народов несложно, то провести оценку эффективности подобных вложений, учитывая множество косвенных проявлений, затруднительно.
Как следствие, реализация данной госпрограммы может столкнуться с неэффективностью расходования бюджетных средств и качественным образом не повлиять на проводимую государством национальную политику.
Максим Соколов, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова
Национальные проекты — новое качество жизни для миллионов граждан России
Масштабной федеральной программе, объединенной названием «Национальные проекты», исполняется год. Главная ее задача — решение проблем важных, что называется, для всех и каждого. Комфортное жилье, поддержка семей с детьми, чистый воздух, достойный уровень медицины — цели более чем амбициозные. Только в минувшем году на все это из бюджета была выделена огромная сумма — больше триллиона рублей.
Счастливые глаза новоселов на Зеленой улице в сахалинском поселке Березняки тоже один из результатов федерального проекта по расселению аварийного жилого фонда. И, может быть, один из главных результатов. Да и цифры впечатляют. В прошлом году новое жилье по этой программе получили более 30 тысяч человек — втрое больше, чем планировалось.
«С той квартирой, что у нас была, не сравнить. Это был старый деревянный дом 60-х годов постройки. Сейчас в этой замечательной квартире хорошо, тепло, замечательно», — сказала жительница поселка Березняки Светлана Панкратова.
Налицо успехи и нацпроекта «Демография». Более 9,5 миллионов российских семей стали обладателями материнского капитала, его размер увеличился и составил 453 тысячи рублей. В этом году поддержка семей с детьми будет расширена. Если доход на каждого человека меньше двух прожиточных минимумов, то такие семьи могут рассчитывать на дополнительную ежемесячную выплату. Ее средний размер — около 12 тысяч рублей. Причем пособие будет выплачиваться, пока ребенку не исполнится три года. В прошлом году эти деньги получали до полутора лет.
По нацпроекту «Здравоохранение» в регионах создаются национальные медицинские центры, специализированные отделения для ранней диагностики рака, в селах открываются фельдшерско-акушерские пункты.
Новый ФАП недавно появился и в селе Белкино в Ярославской области. Здесь можно измерить внутриглазное давление, сделать электрокардиограмму и проверить уровень холестерина. А главное — местным жителям не надо часами добираться до районной поликлиники.
«Транспорт здесь не ходит, поэтому дети с колясками и взрослые передвигались пешком. Отдаленность примерно километров девять», — говорит старшая медсестра поликлиники №1 Ярославской центральной районной больницы Галина Седова.
Цель нацпроекта — повысить продолжительность жизни россиян. А это невозможно без профилактики и реабилитации. Так, как, например, это организовали в участковой больнице села Юдиново в Брянской области. В селе меньше тысячи человек. Но здесь свой стационар, поликлиника, станция скорой помощи и настоящий реабилитационный центр с залом для лечебной физкультуры. Лазерная терапия, своя грязелечебница. Самое современное оборудование для восстановительного лечения после инфарктов и инсультов. Например, аппарат для магнитотерапии не в каждой областной клинике встретишь.
«Полностью организм охватывает, улучшает кровообращение, лимфообращение. Это последнее изобретение», — рассказывает главный врач Юдиновской участковой больницы Курбанали Ибрагимов.
А ведь это то самое первичное звено сельской медицины, которое в последнее время вызывает столько нареканий. Получается, если подойти к делу с умом, то и на селе можно добиться хороших результатов.
«С нашей области ездили кто в Белоруссию, кто в Крым, а сейчас приезжают к нам», — говорит главный врач Юдиновской участковой больницы Курбанали Ибрагимов.
И где еще занятие начинается с угощения яблоками?! В Школе фермеров основы садоводства преподают старшеклассникам тамбовских школ. Это одно из направлений нацпроекта «Образование» — максимально приблизить теорию к практике, чтобы учебный процесс не замыкался исключительно в школьных стенах.
«Наша задача — доказать, что садоводство — одна из лучших отраслей, с которой можно связать свою жизнь, и работать, и зарабатывать хорошо, и не надо никуда далеко уезжать», — говорит профессор Мичуринского государственного аграрного университета Игорь Муханин.
Нацпроект «Экология» — один из тех, где волонтеры чуть ли не главные действующие лица. Более 900 тысяч россиян в прошлом году участвовали в акциях по очистке рек и озер от мусора.
А в национальном парке «Красноярские столбы» волонтеры из «заповедного десанта» агитируют за раздельный сбор бытовых отходов. Пока это не у всех вошло в привычку, и работы по экологическому просвещению у волонтеров непочатый край. А ведь преимущества очевидны.
«Благодаря тому, что часть отходов вывозят на переработку, экономия наша составила миллион рублей, то есть ощутимые такие денежные средства, которые мы потом вкладываем в инфраструктуру, проекты, экологические праздники», — рассказывает замдиректора заповедника Татьяна Юшкова.
В рамках нацпроекта в этом году в 12 крупных промышленных городах будет создана система мониторинга качества воздуха. Через пять лет вредные выбросы должны сократиться на 20%. Результаты анализа будут доступны в интернете. Так что наблюдать за исполнением нацпроекта сможет каждый.
Новое качество жизни государственная программа что входит
Экономическое развитие страны зависит от государственной поддержки, от инструментов поддержки, их эффективности. Государственные программы являются одним из инструментов политики государства. Система финансирования экономического и социального развития государства меняется: бюджет, федеральные адресные целевые программы, государственные программы, федеральные целевые программы, национальные проекты, федеральные проекты. Существуют противоречивые подходы по поводу их эффективности и целесообразности. Так, отдельные ученые считают, что государственные программы копируют федеральные целевые программы и не являются инструментом модернизации экономики, подвергаются рискам недофинансирования [1]. Проведенный в исследовании анализ подтверждает факт того, что государственные программы недофинансировались в отдельные годы, в процессе реализации часто изменялись: по срокам, суммам, индикаторам реализации. Принятие большинства государственных программ берет свое начало с 2012-2013 годов, сначала они принимались на период до 2015 года, потом в них вносились изменения до срока окончания программы и продлевались до 2020 года с измененным объемом финансирования. Государственные программы включали систему подпрограмм, количество которых периодически увеличивалось, либо изменялось, отдельные программы включали в себя федеральные целевые программы (ФЦП). В 2018 году было принято решение о переходе к проектному финансированию, что предполагает постепенный перевод расходов по государственным программам к реализации через Национальные проекты. В настоящее время определено 13 национальных проектов, направленных как на развитие социальной сферы, так и на развитие и инноваций, экономики, бизнеса, инфраструктуры и т.д.
К основным проблемам реализации государственных программ можно отнести такие как периодические изменения, неполное финансирование, несоответствие отдельных индикаторов целям программы, недостаточное финансирование со стороны бюджетов субъектов при условии софинансирования, сложность в определении эффективности. Несмотря на глобальные затраты государства на социально-экономическое развитие страны не отмечается экономический рост, рост ВВП в запланированных объемах, не достигнуты показатели инновационной активности, социальной защищенности.
Цель исследования – показать действующую систему государственных программ, в особенности направление «Новое качество жизни», ее эволюцию и тенденции развития, динамику финансирования, выделить проблемы и недостатки.
Материал и методы исследования
Методологическую основу исследования составил обзор и анализ трудов отечественных исследователей по вопросам финансирования государственных программ, эффективности бюджетного финансирования; обзор нормативно-правовых актов, отчетных документов исполнительных органов власти.
В исследовании применялись методы анализа, синтеза, сравнительного анализа, группировки, методы статистического анализа, в том числе корреляционно-регрессионный.
Государственная политика, в том числе и в сфере социальной политики, предполагает многоканальность финансирования: бюджетные, внебюджетные средства, средства организаций. По своей сути социальные отрасли не способствуют реализации рыночных принципов, что увеличивает нагрузку на бюджет [2]. Что касается источников финансирования этой сферы, то отмечают налоговый характер, что выражается в уплате налогов и страховых взносов. Прямое влияние на финансирование социальной сферы оказывают взносы во внебюджетные фонды [3].
Государственные программы являются важнейшим инструментом как стратегического планирования, так и инструментом реализации государственной политики, достижения социального-экономического и инновационного развития, обеспечения безопасности страны. Данный инструмент реализуется начиная с 2011 года, и в настоящее время их уже более 45. В их основе отраслевой принцип, согласно которому они сгруппированы в 5 блоков: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство» [4].
Как видно из рис. 1 больше всего затрат (4 184,4 млрд. руб.) предполагает направление «Новое качество жизни», включающее 11 программ, на «Инновационное развитие и модернизация экономики» направляется 1 924,5 млрд. руб., включающее 20 программ. Всего на 47 государственных программ должно быть выделено 8787,5 млрд. руб., что сопоставимо с 8 % ВВП.
Начало перехода к программному финансированию берет начало с 2011 года. Так в 2011 году по направлению «Новое качество жизни» были предусмотрены бюджетные расходы, а в 2012 год начинается финансирование направлений «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Сбалансированное региональное развитие», а с 2013 года – «Эффективное государство». Данные по направлению «Обеспечение национальной безопасности» не предоставляются в полном объеме. Также внутри каждого направления есть расходы, доступ к которым ограничен, что несколько осложняет проведение исследований.
Рис. 1. Система государственных программ
Объемы финансирования государственных программ, млн. руб.
«Новое качество жизни»
«Инновационное развитие и модернизация экономики»
«Сбалансированное региональное развитие»
«Обеспечение национальной безопасности»
Примечание. * Таблица составлена автором на основе данных сайта https://programs.gov.ru/Portal/analytics/structureFin.
Рис. 2. Программные расходы федерального бюджета, млн. руб.
Из таблицы и рис. 2 видно самое значимое по объемам финансирования – «Новое качество жизни», начиная с 2013 года каждый год на это направление выделялось от 2,3 до 4,2 триллионов ежегодно. Следующее по объемам финансирования является программа «Инновационное развитие и модернизация экономики», на которое ежегодно стабильно выделялись от 1,6 до 2,1 трлн. рублей. По направлению «Эффективное государство» с 2013 по 2018 годы выделялось от 267 до 333 млрд руб., а в 2019 году резко возросли до 1578 млрд. руб., в 2020 году планируется 1631 млрд рублей. По направлению «Сбалансированное региональное развитие» постепенно увеличивалось финансирование с 609 до 925 млрд рублей с 2013 по 2017, затем с 2018 года – более 1 трлн. рублей ежегодно.
Рассмотрим самое емкое по объемам финансирования программу.
Направление «Новое качество жизни» является социально-значимым, реализующим социальную политику, включающее 11 программ. Одним из важнейших и первых является «Развитие здравоохранения», состоящее из 11 подпрограмм [5]. Изначально финансирование было определено в размере более 6 трлн рублей в течение 8 лет, которое было увеличено до 13 трлн рублей, большая часть средств средства федерального фонда ОМС. С 2018 года программа была продлена до 2024 года, финансирование увеличено до 30 трлн рублей. Также изменения связаны с переходом к проектному финансированию, в связи с чем был принят Национальный проект (НП) «Здравоохранение». Направления, принятые ранее в государственной программе, теперь реализуются посредством НП «Здравоохранение» и «Демография», на первый проект выделяется 1,725 трлн рублей, на второй – 11,5 млрд рублей [7, 8]. В рамках первого проекты выделяется 8 федеральных проектов, из которых самыми емкими являются программы, связанные с борьбой с онкозаболеваниями, детским здравоохранением, развитием медицинской инфраструктуры, цифровизацией в этой сфере.
Не менее важным значением обладает программа «Развитие образования». Первоначальный вариант включал 5 подпрограмм и федеральные целевые программы с объемом финансирования 3,992 трлн рублей, где большая часть приходится на подпрограмму 1 «Развитие профессионального образования» [8]. В 2014 году внесенные изменения увеличили количество ФЦП без увеличения финансирования, а в 2017 году принимается обновленная программа с общим объемам финансового обеспечения более 31,6 трлн. рублей, из которых средства федерального бюджета – 4,4 трлн. рублей, консолидированные бюджеты субъектов – 27,3 трлн. рублей, внебюджетные средства – 0,021 трлн рублей. Выделено 5 подпрограмм, которые реализуются в рамках приоритетных проектов. В 2019 году вновь принимается новая программа на 2018-2025 годы с общим объемом финансового обеспечения 5 трлн рублей, на реализацию проектов – 0,918 трлн. рублей. Рассмотрим Национальный проект «Образование», включающий 10 проектов. Всего предусматривается выделение 784,453 млрд рублей, из которых большая часть средства федерального бюджета [9]. Распределение средств по федеральным проектам Национального проекта «Образование»:
– Современная школа – 295,1 млрд. руб.
– Молодые профессионалы – 156,3 млрд. руб.
– Экспорт образования – 107,5 млрд. руб.
– Успех каждого ребенка – 80,5 млрд. руб.
– Цифровая образовательная среда – 79,8 млрд. руб.
– Социальная активность – 27,3 млрд. руб.
– Учитель будущего – 15,4 млрд. руб.
– Новые возможности для каждого – 9,2 млрд. руб.
– Поддержка семей, имеющих детей – 8,6 млрд. руб.
– Социальные лифты для каждого – 4 млрд. руб.
Для решения жилищных проблем существует программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», действующая с 2012 года с финансированием в объеме 2,4 трлн рублей, из которых половину составляют внебюджетные средства, 27 % – консолидированный бюджет субъектов, 23 % – федеральный бюджет [10]. Данная программа одна из немногих, где велика роль внебюджетных средств. Программа предполагает софинансирование со стороны субъектов Федерации, однако не все регионы имеют достаточные средства в своих бюджетах, существует высокая дифференциация. Так, разница среднедушевых расходах по регионам различается в десятки раз, что является фактором межрегионального неравенства [11]. В рамках данной программы выделялось 3 подпрограммы, 3 ФЦП – «Жилище на 2011-2015 годы», «Чистая вода на 2011-2017 годы», «Жилище на 2016-2020 годы». В 2014 году программа была дополнена еще одной ФЦП, затем была продлена до 2025 года финансовое обеспечение составляло более 1,2 трлн рублей. Позднее в 2017 году объемы ресурсного обеспечения возросли на 1 трлн рублей. После введения проектного финансирования данная программа реализуется через Национальный проект «Жилье и городская среда» с бюджетом 1,066 трлн руб., при этом федеральный проект «Жилье» имеет бюджет 271,2 млрд руб., проект «Формирование комфортной городской среды» – 287,9 млрд. руб., «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» – 507,2 млрд руб., по проекту «Ипотека» по нет информации о финансировании [12].
Программа «Доступная среда» изначально включала 2 подпрограммы с финансированием из федерального бюджета в объеме более 160 млрд рублей, внебюджетных источников – 269 млрд рублей. Периодически вносились изменения в объемах финансирования, количестве подпрограмм, этапах реализации. В 2019 году программа была продлена до 2025 года, общий объем финансирования достиг 716 млрд рублей [13].
Программа, реализующая социальную политику, «Социальная поддержка граждан» направлена на защиту отдельных категорий граждан, некоммерческих организаций, изначала включала 4 подпрограммы на период до 2020 года с бюджетов около 9,5 трлн рублей. Неоднократно увеличивалось финансирование до 13,7 в 2017 году, до 22,7 в 2019 году с продлением сроков до 2024 года, в марте 2020 года – до 23 трлн рублей. [14]
Программа «Содействие занятости населения» была разработана на срок с 2013 по 2020 годы. Примечательно, что по данной программе вносимые изменения до 2019 уменьшали объем финансирования с 579 до 500 млрд рублей. В 2019 году программа была продлена до 2024 года с ростом финансирования до 807,7 млрд рублей, половина из которых приходилось на период с 2019-2024 годы [4]. С переходом на проектное финансирование данная программа реализуется посредством национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Демография», «Образование».
Развитию культуры способствует Программа «Развитие культуры и туризма», принятая в 2014 году на период до 2020 года с объемом финансирования 84705 млрд рублей на реализацию 4 подпрограмм и 2 ФЦП [4]. Внесенные изменения то увеличивали количество подпрограмм, то уменьшали финансирование. В марте 2019 году программу продлили до 2024 года увеличив финансовое обеспечение до 975,8 млрд рублей, но при этом не определены источники финансирования для 2022-2024 годов, что связано с принятием нового Национального проекта «Культура», бюджет которого утвержден в размере 113,5 млрд рублей сроком до 2024 года [6]. Реализовываться будет посредством федеральных проектов: «Культурная среда», на которую будет направлено 85,5 млрд рублей, «Творческие люди» – 22,6 млрд рублей, «Цифровая культура» – 2,03 млрд рублей. Еще одной государственной программой этого направления является ГП «Развитие физической культуры и спорта», рассчитанная до 2020 года, включающая 4 подпрограммы и 1 ФЦП. Ресурсное обеспечение реализации программы составляло более 1,7 трлн рублей, из которых большую часть составляло направление по подготовке спортивного резерва и проведение Чемпионата по футболу. Затем финансирование сократили до 450,8 млрд рублей, позднее приняли новую подпрограмму по развитию хоккея. В марте 2019 года дополнили подпрограммами с продлением до 2024 году и увеличением финансирования до 721,5 млрд.
Природоохранную политику реализовала через ГП «Охрана окружающей среды», принятая на период 2012-2020 годы, включала 5 подпрограмм и 1 ФЦП, направленную на охрану озера Байкал, с объемом финансирования в 268,4 млрд рублей [4]. В 2014 году введена ФЦП, финансирование увеличивается, затем принимаются подпрограммы, которые позднее были включены в приоритетный проект «Чистая страна». Продление программы до 2024 года потребовало увеличение финансирования до 748,5 млрд рублей. В 2018 году был принят Национальный проект «Экология», бюджет которого 4 041,0 млрд рублей, включающий 11 федеральных проектов, таких как, «Чистый воздух» с бюджетом 500,1 млрд рублей, «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» с бюджетом 296,2 млрд рублей, «Чистая вода» – 245,1 млрд рублей, другие [6]. Проект «Внедрение наилучших доступных технологий» имеет самый большой бюджет в 2 427,3 млрд руб., но по данным Счетной палаты РФ еще не финансировался в 2019 году.
Последней государственной программы по направлению «Новое качество жизни» – программа «Реализация государственной национальной политики», утвержденная в декабре 2016 года. Она включала 8 подпрограмм с объемом бюджетных средств 25,9 млрд рублей на период с 2017 по 2025 годы. В марте 2018 года сократилось финансирование на 10 млрд рублей, в марте 2019 – еще на 6 млрд рублей и в настоящее время составляет 243,7 млрд рублей [4].
Рассмотрим оказывает ли влияние реализация программ на развитие экономики страны. Проведенный корреляционный анализ данных о финансировании государственных программ за 2013-2019 год и данных ВВП показал тесную связь, что подтверждает коэффициент корреляции = 0,87.
Корреляционно-регрессионный анализ показал положительное влияние финансирования государственных программ на величину ВВП, график и получившееся уравнение, коэффициент детерминации = 0,756, показывает, что в 75.6 % случаев модель описывается формулой:
Рассмотрим влияние программ в отдельности на социально-экономическое развитие на примере программ по развитию здравоохранения и образования. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ по направлению «здравоохранение» не дал однозначных результатов. Так, между расходами по государственной программе «Здравоохранение» и продолжительностью жизни населения анализ не выявил значимую модель, корреляция получилась обратная. Между расходами федерального бюджета по разделу «Здравоохранение», расходами по приоритетному проекту «Здравоохранению» и продолжительностью жизни населения связи нет. Аналогичная ситуация и с коэффициентом рождаемости. Только между расходами фондов обязательного медицинского страхования и продолжительностью жизни коэффициент корреляции = 0,92, корреляционно-регрессионная модель: y = 0,0019x + 68,831, R 2 = 0,8462. Модель описывает 84,6 % наблюдений, однако коэффициент 0,0019 показывает очень низкое влияние. Так, при расходах ФОМС в размере 2 трлн рублей даст прирост продолжительности жизни 3,8 лет и составит (68,8 + 3,8 = 72,6 лет)
Проведение корреляционное-регрессионному анализу влияния Государственной программы «Развитие образования», приоритетного проекта «Образование», расходов бюджетов на образование усложнено выбором конкретного индикатора развития образования. Так, по результатам исследования не выявлено связи и зависимости между финансированием расходов по ГП «Развитие образования» и долей охваченных образованием детей до 18 лет, количеством поступивших за счет бюджетных средств, общим количеством поступивших на программы бакалавриата и специалитета, долей магистерских программ. Также не обнаружена связь указанных показателей с расходами на приоритетный проект «Образование», расходами федерального бюджета по разделу «образование». Поиск связей между расходами консолидированного бюджета РФ дал противоречивые результаты, согласно которым получается, что чем больше расходов из бюджетной системы на образование, тем меньше поступивших студентов на программы бакалавриата и специалитета. Положительная связь обнаружилась лишь между расходами консолидированных бюджетов и долей охваченных образованием детей до 18 лет. Анализ данных показывает, что не всегда рост бюджетных расходов на образование приводит к росту индикаторов образования. Это можно объяснить множество показателей, конкретными направлениями государственной политики, например, по сокращению количества вузов, количества бюджетных мест.
Рис. 3. Корреляционно-регрессионный анализ связи ВВП и финансирование государственных программ
Рис. 4. Корреляционно-регрессионный анализ связи расходов ФОМС и продолжительностью жизни граждан
Несомненно, что финансирование государственных программ, проектов, связано с выполнением индикаторов, эффективности. Так, к принципам расходования относят плановость, уровень исполнения бюджета как по доходам, так и по расходам, учетная дисциплина, а критериями результативности – управленческие показатели реализации программ. В целом система финансирования государственным программам, по мнению Наумовой Л.В., представляет собой «систему взаимодействия участников программного исполнения бюджета посредством методов и инструментов управления бюджетными расходами, способствующих интеграции финансового обеспечения государственных программ» [15].
Развитие страны, уровня его социально-экономического развития, зависит от вложений государства, что доказывает проведенный анализ связи размера ВВП и объема бюджетных средств, выделенных в рамках государственных программ. Положительно то, что государство работает в различных направлениях, расходует значительные бюджетные средства, с одной стороны, но насколько это эффективно, рационально, это другой вопрос. К сожалению, не все расходы государства в итоге способствуют изменениям и улучшениям индикаторов, надо которых они созданы. Постоянная смена инструментов реализации государственной политики не отражается на конечных результатах. Не имеем особенного значения расходы финансируются через государственную программу или через национальный проект или целевую программу. Важно, чтобы результаты были достигнуты максимальные результаты при определенных затратах. Для этого целесообразно четко определить критерии эффективности, обеспечить их прозрачность. Также важно, чтобы индикаторы и показатели коррелировали со стратегией развития страны в соответствующем секторе и с самой программой непосредственно.