новинский бульвар 17 что за здание
Новинский бульвар 17 что за здание
В середине XVIII века владение №105 (где находится сейчас дом 17 по ул.Чайковского) составляло единое целое с соседним владением №103 и находилось на земле Семеновского монастыря, после раздела этих владений участок земли под №105 имел площадь 999 кв.саж.
В 1793 году это владение можно было найти по такому адресу: «приход девяти мучеников на Большой улице по Земляному валу, XII часть г.Москвы, 1 квартал, №1» [«Указатель Москвы»,М.,1793,с.125], тогда оно принадлежало прокурорше Анне Алексеевне Волынской, урожденной Грибоедовой. После смерти А.А.Волынской усадьба с домом перешла к ее племяннику Алексею Федоровичу Грибоедову, а позднее к его сестре Настасье Федоровне Грибоедовой, матери Александра Сергеевича Грибоедова. В 1802 году Грибоедовы жили уже в деревянном доме, доставшемся им по наследству от А.А.Волынской.
В 1806 году Н.Ф.Грибоедова подала прошение в Управу Благочиния, из которого следует, что она собиралась увеличить жилой дом небольшой пристройкой со стороны дворового фасада: «к деревянным хоромам пристроить деревянную жилую пристройку длиной и шириной по две сажени и по одному аршину»[ ЦГАМ, ф.105, оп.1, д.2024].
«Двор Грибоедовых был типичной небольшой городской дворянской усадьбой, отгороженной дощатым забором. Внутри его стоял деревянный одноэтажный дом с многочисленными службами (96 кв.саж.). Позади двора располагался сад» [М.В.Фехнер, с.125]. Изображений фасадов дома того времени не сохранилось, о его внешнем виде можно лишь догадываться по сохранившемуся плану 1806 года и по воспоминаниям современников и друзей А.С.Грибоедова, посещавших его дом. В.И.Лыкошин говорит о «большой открытой галерее и площади», с которой модно было любоваться гуляньем «под Новинским»; по свидетельству А.М.Скабичевского, вход в дом располагался во дворе, где находилось парадное крыльцо [М.В.Фехнер, с.126].
Чулков утверждает, что в августе 1820 года дом был «вновь совершенно перестроен и и занимал 8,5 покоев[Архив Чулкова в Музее истории и реконструкции г.Москвы], хотя ссылки на источник не даны. М.В.Фехнер же считает, что за период с 1816 по 1836 год дом «не подвергался каким-либо существенным переделкам» и ссылается при этом на планы 1816, 1820 и 1836 годов [М.В.Фехнер, с.128].
В 1826 году Н.Ф.Грибоедова еще владеет домом, который оценен в 20 тысяч рублей [В.Соколов, Указатель жилищ и зданий в Москве, М., 1826, с.265]. Н.Ф.Грибоедова умирает в 1833-34 годах, и в апреле 1834 года владельцем дома становится купец Иван Федорович Сидельников [Чулков, Архив в МИиРМ, папка 61]. В 1836 году в связи с перестройками в доме составляется новый план, на котором имеется изображение фасада, выходящего на переулок (возможно, первое известное нам изображение грибоедовского дома, так как акварель ПД датируется 40-ми годами XIX века). Со стороны переулка, видимо в 1835 году, был устроен вход (центральный оконный проем нижнего этажа превращен в дверь). В 1836 году «Сидельников увеличил дом двухэтажной каменной внизу и деревянной вверху пристройкой к торцу дома со стороны двора, чем исказил симметрию фасада по переулку» [М.В.Фехнер, с.129].
Во второй половине 50-х годов XIX века дом перешел во владение купцов Узковых. В 1872 году к дому была пристроена парадная лестница со входом с улицы (она деревянная «в каменных столбах»).
Возможно, эта заметка является свидетельством того, что уличные фасады дома не подвергались значительным изменениям во второй половине XIX века, и дом представлял собой интересный памятник архитектуры послепожарной Москвы.
В 1911 году Усковы разделили бывшее владение Грибоедовых на три части, одна из них (с домом) отошла С.В.Ускову, который сразу же после раздела предпринял капитальную перестройку дома по проекту архитектора Толстых (предполагалось устроить две квартиры внизу и одну наверху) [ГИНТА, д.143 по Пресненской части].
По мнению М.В.Фехнер, «при Грибоедовых парадная лестница дома могла быть расположена только вблизи входа через парадное крыльцо, ибо во всех двухэтажных жилых домах первой трети XIX века лестницы в парадные анфилады вторых этажей всегда вели непосредственно из главных сеней. Дом был с анфиладой парадных комнат и деревянной внутренней лестницей в центре; такая планировка типична для жилых домов послепожарной Москвы.» «Внутренняя отделка комнат, конечно, не дошла до нашего времени. Из дверей уцелела только одна в нижнем этаже, она типична для первой трети прошедшего столетия; на другой двери позднейшего времени сохранилась старинная ручка, перенесенная с более старой двери».