новаторство карамзина в чем заключается

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Новаторство Карамзина

В русской литературе имеется множество авторов, которые писали свои работы в разном стиле, используя особенности и богатство русского языка. Несмотря на то, что большинство писателей придерживались существующих канонов, не выходя за рамки принятых стандартов, были и такие, что выступали новаторами, даря читателям произведения совершенно другого направления. Например, новатором в литературе можно назвать Николая Михайловича Карамзина. В чем же заключается новаторство в творчестве данного писателя? Ответить на этот вопрос несложно, достаточно познакомиться с произведениями его современников и сравнить их с работами Карамзина, что мы и сделали на одном из уроков литературы.

В чем заключается новаторство Карамзина

Изучив повести автора, мы можем ответить на вопрос, в чем же заключается его новаторство. Оказывается, до Карамзина писатели в своих произведениях никогда не затрагивали чувств своих героев, их внутренний мир, в то время как Карамзин наделяет героев чувствительной натурой. Его герои умеют анализировать свои ощущения. Такие работы были в диковинку для читателей восемнадцатого века, которые привыкли к строгому классицизму. Карамзин же, в свои работы привнес сентиментализм. Так, произведение Бедная Лиза рассказывает о бедной крестьянке и ее любви. История о том, как она была соблазнена, брошена, история ее самоубийства, становится настоящей сенсацией в литературе 18 века. Повесть потрясла публику своей новаторской стороной, где герои оказались чувственными натурами. При этом новаторством Карамзина в Бедной Лизе явилось и то, что писатель впервые открывает тему женской судьбы. И Карамзину удалось показать, что и крестьянки имеют душу, чувства, и умеют любить. Да и в остальных работах Карамзину удается раскрыть внутренний мир своих героев, создавая образы чувствительных людей. Сам же рассказчик относится к персонажам с сочувствием, выражая свои эмоции по отношению к главным героям произведений.

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Новаторским был и язык повествования в повестях Карамзина. Он был приближен к разговорным речам образованных людей, где местами прослеживалась и простота разговора, что делало работы писателя ясными и легкими. С помощью сравнений и других приемов Карамзину удается лучше передать чувственный мир людей и их внутренние переживания. После Карамзина с помощью естественного языка начинает говорить вся литература девятнадцатого века. В этом и заключается новаторство Карамзина, которое проявилось в его произведениях.

Источник

Семь главных заслуг Николая Карамзина

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Знаменитый писатель, переводчик, критик, историограф, поэт, Николай Михайлович Карамзин внёс значительный вклад в российскую культуру. Мы вспоминаем 7 главных заслуг этого разностороннего человека…

Бестселлер о двенадцати томах

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

В 1803 году, в год начала первой русской кругосветной экспедиции, Николай Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 рублей. Писатель получил доступ в архивы и библиотеки. Двадцать три года Карамзин работал над своим монументальным трудом. Современники читали «Историю» взахлёб и живо раскупали тираж – книга написана хорошим литературным языком.

Одним из преданных читателей Карамзина был Пушкин. Из «Истории» он почерпнул материал для трагедии «Борис Годунов». Либерально настроенные читатели критиковали Карамзина за проявленный этатизм, за то, что историю России автор преподносит как историю царей и самодержавия.

В пылу полемики журналист Николай Полевой даже начал писать «Историю русского народа», но книга успеха не имела.

Инновации языка и буква «Ё»

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Карамзин – один из виднейших реформаторов русского языка. Он нарочно отказывался от использования церковнославянизмов в своих произведениях и активно обновлял русский язык.

Кармазин ввёл в употребление целый ряд неологизмов, прочно вошедших в язык.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё». Новации Карамзина вызывали горячие споры. Начало XIX века стало временем ожесточенной полемики между обществом «Беседа любителей русского слова» во главе с Шишковым и обществом «Арзамас», который представляли Жуковский, Карамзин, Пушкин, Вяземский, Батюшков. В языковом споре история показала убедительную победу «Арзамаса».

Открытие «Хожения»

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Николай Карамзин был открывателем «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Отрывки из уникального произведения XV века писатель опубликовал в примечаниях к VI тому «Истории Государства Российского».

Первый профессиональный литератор

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения.

Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность.

«Воруют. «

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Знаменитой стала фраза: «Воруют. «, произнесённая Карамзиным во время путешествия в Европу, в ответ на вопрос соотечественника о родине.

В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так:
«Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
— Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
— Воруют, — ответил Карамзин. ».

Сентиментализм

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

До того, как Карамзин отдал свои силы созданию «Истории государства Российского», он стяжал славу первоклассного писателя и был одним из видных приверженцев сентиментализма.

Его повесть «Бедная Лиза», ставшая хрестоматийной, является классическим примером этого литературного направления. Карамзин менял отношение к литературному творчеству. Его признаками становились не высокий слог, а изящество языка, ценность героя стала определяться не социальным уровнем героя, а его душевной тонкостью, способностью к сопереживанию и добродетели.

С Кантом на дружеской ноге

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Карамзин был одним из первых «европейцев» российской культуры. Во время своего путешествия по Европе он встречался с «властителями умов» того времени; Кантом, Гердером, Лафатером, Бонне, Мармонтелем.

В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Презентация по литературе Традиции и новаторство в повести Н.Карамзина

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Описание презентации по отдельным слайдам:

Традиции и новаторство в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Урок-исследование

Франсуа Буше «Отдыхающие пастушка и пастух»

Франсуа Буше «Летняя пастораль»

Франсуа Буше «Летняя пастораль»

О. Фрагонара «Галантная пастораль»

Франсуа Буше «Отдыхающие пастушка и пастух»

Пастораль (от лат. слова pastoralis – пастушеский) –жанр античной пастушеской поэзии, воспроизводящий безоблачную жизнь пастухов и земледельцев. Идиллия – поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы.

Задание группе №1 Найдите в повести эпизоды, отражающие: счастливые моменты любви героев; круг чтения Эраста; мечты Лизы; описание крестьянского труда.

Задание группе №2 Найдите в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» фольклорные мотивы.

Задание группе № 3 Найдите в описании первой встречи Лизы и Эраста две важные художественные детали, которые в дальнейшем повествовании об истории отношений этих двух молодых людей станут символическими мотивами.

Символ – это художественный образ, имеющий много значений.

Задание группе № 4 1. Выписать цитаты из текста, характеризующие Эраста. 2. Чем отличается Эраст от людей своего круга? 3. Какова позиция автора в повести?

Домашнее задание: Напишите эссе, ответив на вопрос: «Актуальна ли повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» для современного читателя?». Аргументируйте свой ответ.

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Номер материала: ДВ-044430

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина

Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении “Письма русского путешественника”, вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма – романом “Сентиментальное путешествие” Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к “низкому” жанру писем, успешно использовав его возможности для свободной, ничем не скованной передачи

Новаторским в русской литературе было и то, что писатель положил в основу произведения свои личные впечатления от поездки по европейским странам. Разумеется, Карамзин был не первым русским, посетившим Европу, однако он был первым русским писателем, который, странствуя, образно говоря, “с пером в руке”, превратил путешествие по Европе в путешествие по глубинам человеческой

Описанная в нем история заканчивалась сценой самоубийства безнадежно влюбленного героя. Однако, несмотря на такое родство, карамзинская повесть была всецело самоценным и самобытным национальным произведением. Кроме того, она – впервые в русской литературе – утверждала глубоко демократичную мысль о том, что “и крестьянки любить умеют”, а вместе с ней – снова-таки впервые в русской литературе – открывала тему женской судьбы.

Следуя заветам сентиментализма, писатель поставил перед собой задачу раскрыть мир чувств и создать запоминающиеся образы “чувствительных” людей. Таковыми, однако, предстают в “Бедной Лизе” не только обманутая героиня и обманувший ее возлюбленный, но и сам рассказчик, всем сердцем сочувствующий персонажам повести и самым непосредственным образом выражающий свои эмоции. Такого рассказчика русская литература еще не знала.

Для автора же эта находка была логичным воплощением представления о том, что художественное произведение есть “портрет души и сердца писателя”.

Новым был и язык прозы Карамзина, максимально приближенный к разговорной речи образованного общества, местами даже чересчур простоватый, но зато ясный, прозрачный, легко передающий естественные движения сердца. По сути, с него началась новая эпоха в российской словесности: после Карамзина на естественном языке заговорила вся классическая русская литература XIX в.

Related posts:

Источник

«Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина»

Николай Михайлович Карамзин, знаменитый писатель и историк, родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии. «Я был загадкой для себя», — писал он о своей юности в одном из поздних стихотворений.

Николай Карамзин вступил во взрослую жизнь в ту эпоху, когда императрица Екатерина начала наступление на свободомыслие и общественные инициативы, на ростки российской свободы. Карамзин же был чувствительным и отзывчивым юношей. Он тянулся и к французской философии, и к русскому масонству, но не мог целиком принять ни того, ни другого.

В 1784 году он поселился в Москве. Его настроение в ту пору передают «Письма к Лафатеру», где перед нами раскрывается его тонкая душа. Он воодушевлён «богатырскими помыслами», хочет «небесполезно жить для людей», но «не знает цели и смысла жизни!». Карамзин говорит, что в груди его бьётся горячее сердце, что он ищет чего-то, к чему мог бы привязаться всей душой, но сам он не имеет определённого понятия, что же именно «должно пополнить пустоту его души и оживить его жизнь».

Российский Колумб

Карамзин воспитывал читателя. Грамотный соотечественник, читая его повести, проникался сочувствием к героям и автору. Карамзину удалось утвердить в России статус литератора — благородного в помыслах и гуманистически образованного человека. Он стал первым профессиональным писателем в России, добился материальной государственной помощи от Александра II для написания «Истории государства Российского». Карамзину удалось многое предвосхитить в русской жизни, и прежде всего — уважение к литературному труду, внимание к писательским мыслям, национальную привычку к регулярному чтению разнообразной по жанрам литературы. Для него печатное слово было куда весомее слова сказанного. Важные слова и выражения он выделял при печати курсивом, чтобы читатель случайно их не пропустил.

В борьбе за развитие русского литературного языка Карамзин победил своих оппонентов, и русский язык стал таким, на каком мы разговариваем сегодня, — открытым изменениям в жизни, в европейских языках и активно влияющим на них в свою очередь. Удивительно, но оппоненты, чьи идеи оказались невостребованными, вовсе не стали враждовать с Карамзиным. Напротив, его главный соперник по лингвистическим спорам Шишков был настолько очарован Карамзиным, что всегда подчёркивал своё уважительное и порой дружеское отношение к нему.

В 1789 году произошло событие, перевернувшее жизнь Карамзина: он отправился в полуторагодичное путешествие по Европе, побывал в Германии, в Швейцарии, во Франции и в Англии. В то время путешествовать было нелегко, да и путешественников было немного. Карамзин решил, что он должен поделиться своими впечатлениями с русскими читателями, и начал издавать «Московский журнал» (1791–1792), где по частям печатал «Письма русского путешественника», ставшие образцом этого жанра в русской литературе. За два года он открыл русскому читателю культурную жизнь Европы. «Письма русского путешественника» печатались из номера в номер. Эти письма не только дали огромный фактический материал, но и стали зеркалом души русского писателя. Автор выступает в «Письмах» как любознательный и очень любящий жизнь человек.

Выдающийся вклад Карамзина в русскую культуру — написание «Истории государства Российского», итог пятнадцатилетнего самоотверженного труда. Тщательный подбор источников (многие из которых были открыты самим Карамзиным) и критические примечания составляли главные достоинства этого сочинения Карамзина. К историческим трудам Карамзин относился как к литературному творчеству, поэтому и в истории его интересовали прежде всего характеры, личности российских государей и полководцев.

В 1803 году Николай Карамзин получает звание историографа, а в 1818 году напечатаны первые восемь томов его «Истории». Они вышли огромным для того времени тиражом: три тысячи экземпляров, которые разошлись за один месяц! Этот невероятный читательский успех был достигнут опытным писателем, уже добившимся читательского признания.

Сочинения

В русской литературе имеется множество авторов, которые писали свои работы в разном стиле, используя особенности и богатство русского языка. Несмотря на то, что большинство писателей придерживались существующих канонов, не выходя за рамки принятых стандартов, были и такие, что выступали новаторами, даря читателям произведения совершенно другого направления. Например, новатором в литературе можно назвать Николая Михайловича Карамзина. В чем же заключается новаторство в творчестве данного писателя? Ответить на этот вопрос несложно, достаточно познакомиться с произведениями его современников и сравнить их с работами Карамзина, что мы и сделали на одном из уроков литературы.

В чем заключается новаторство Карамзина

Изучив повести автора, мы можем ответить на вопрос, в чем же заключается его новаторство. Оказывается, до Карамзина писатели в своих произведениях никогда не затрагивали чувств своих героев, их внутренний мир, в то время как Карамзин наделяет героев чувствительной натурой. Его герои умеют анализировать свои ощущения. Такие работы были в диковинку для читателей восемнадцатого века, которые привыкли к строгому классицизму. Карамзин же, в свои работы привнес сентиментализм. Так, произведение Бедная Лиза рассказывает о бедной крестьянке и ее любви. История о том, как она была соблазнена, брошена, история ее самоубийства, становится настоящей сенсацией в литературе 18 века. Повесть потрясла публику своей новаторской стороной, где герои оказались чувственными натурами. При этом новаторством Карамзина в Бедной Лизе явилось и то, что писатель впервые открывает тему женской судьбы. И Карамзину удалось показать, что и крестьянки имеют душу, чувства, и умеют любить. Да и в остальных работах Карамзину удается раскрыть внутренний мир своих героев, создавая образы чувствительных людей. Сам же рассказчик относится к персонажам с сочувствием, выражая свои эмоции по отношению к главным героям произведений.

новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть фото новаторство карамзина в чем заключается. Смотреть картинку новаторство карамзина в чем заключается. Картинка про новаторство карамзина в чем заключается. Фото новаторство карамзина в чем заключается

Новаторским был и язык повествования в повестях Карамзина. Он был приближен к разговорным речам образованных людей, где местами прослеживалась и простота разговора, что делало работы писателя ясными и легкими. С помощью сравнений и других приемов Карамзину удается лучше передать чувственный мир людей и их внутренние переживания. После Карамзина с помощью естественного языка начинает говорить вся литература девятнадцатого века. В этом и заключается новаторство Карамзина, которое проявилось в его произведениях.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

«Карамзинисты» и «шишковисты»

Авторитет Карамзина сыграл решающую роль в развитии русского литературного языка. Именно Карамзину мы обязаны тем, что современный русский язык столь богат, красив и выразителен. Дискуссия о русском языке достигла кульминации в споре «шишковистов» (от фамилии Шишков) и «карамзинистов». Адмирал Александр Шишков в течение 28 лет был Президентом Российской Императорской академии. Его соратники настаивали на том, что русский язык не должен заимствовать иностранные слова. Из патриотических побуждений «шишковисты» пытались на самом деле «законсервировать» русский язык, затормозить его развитие. Карамзин же требовал «писать как говорят и говорить как пишут». Он активно использовал французские конструкции фразы, французский стиль изложения. Он добился от языка лёгкости, свободы выражения, гибкости. Карамзин стремился сблизить литературный язык с живой разговорной речью образованных дворян. Он стремился к приятному звучанию русского языка и лёгкому произношению.

Карамзин не только улучшил синтаксис, избавил русский язык от громоздких конструкций, но и предложил много новых слов взамен устаревших. Именно Карамзину мы обязаны появлением в русском языке слов общественность, усовершенствовать, человечность, промышленность, влюблённость.

Карамзин практически отменил деление на три стиля, введённое Ломоносовым. Он выработал единый гладкий стиль для любой письменной речи. Он писал совершенно одинаковым стилем и романтическую повесть о любви, и «Письма русского путешественника», и рассуждение о высокой морали, и объявление в журнале, и частное письмо, и политическую статью. Это был его личный язык, язык культурного человека в его понимании.

Позиция Карамзина была поддержана великим пушкинским талантом. Пушкин преодолел оторванность Карамзина от живого русского разговорного языка, что позволило русскому литературному языку развиваться по более органичному для него и прогрессивному пути.

Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина

Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литера­туре направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении «Письма русского путешественника», вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализ­ма — романом «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к «низкому» жанру писем, успешно использо­вав его возможности для свободной, ничем не скованной передачи чувств своего героя и привнесения в повествование тона задушевной исповедальности. Необычным показался и герой «Писем…» — человек, наделенный чрезвычайно «чувствительной» натурой и склонностью к анализу своих ощущений. Новаторским в русской литературе было и то, что писатель положил в основу произведения свои личные впечатления от поездки по европейским странам. Разумеется, Карамзин был не первым русским, по­сетившим Европу, однако он был первым русским писателем, который, странствуя, образно говоря, «с пером в руке», превратил путешествие по Европе в путеше­ствие по глубинам человеческой души. Материал с сайта //iEssay.ru

Впрочем, настоящий триумф русского сен­тиментализма состоялся одновременно с вы­ходом в свет повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), ставшей крупнейшей сенсацией в русской литературе XVIII в. Рассказанная в ней история любви бедной крестьянки к моло­дому дворянину, завершившаяся тем, что со­блазненная и брошенная героиня наложила на себя руки, буквально потрясла публику. Ближайшим «родственником» этой повести был еще более сенсационный роман «Стра­дания юного Вертера» немецкого писателя И. В. Гете. Описанная в нем история заканчи­валась сценой самоубийства безнадежно влюбленного героя. Однако, несмотря на та­кое родство, карамзинская повесть была всецело самоценным и самобыт­ным национальным произведением. Кроме того, она — впервые в русской литературе — утверждала глубоко демократичную мысль о том, что «и крестьянки любить умеют», а вместе с ней — снова-таки впервые в русской литературе — открывала тему женской судьбы. Следуя заветам сентимента­лизма, писатель поставил перед собой задачу раскрыть мир чувств и создать запоминающиеся образы «чувствительных» людей. Таковыми, однако, предстают в «Бедной Лизе» не только обманутая героиня и обманувший ее возлюбленный, но и сам рассказчик, всем сердцем сочувствующий персо­нажам повести и самым непосредственным образом выражающий свои эмоции. Такого рассказчика русская литература еще не знала. Для автора же эта находка была логичным воплощением представления о том, что худо­жественное произведение есть «портрет души и сердца писателя».

Новым был и язык прозы Карамзина, максимально приближенный к разговорной речи образованного общества, местами даже чересчур про­стоватый, но зато ясный, прозрачный, легко передающий естественные движения сердца. По сути, с него началась новая эпоха в российской словесности: после Карамзина на естественном языке заговорила вся классическая русская литература XIX в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Журналистика Карамзина

Карамзин фактически создал русскую журналистику: до «Московского журнала» успешно сотрудничал в журнале Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума», после издавал «Вестник Европы», а также альманах «Аглая».

«Детское чтение», в котором он принимал столь значительное участие, — первый детский журнал в России. В нём Карамзин отстаивал традиции гуманистической педагогики Жан-Жака Руссо: «Отсутствие принуждения и страха, отсутствие зубрения и телесных наказаний, развитие чувства и сердца — вот её основы».

В 1791 году «Московский журнал» был очень популярным и имел 300 подписчиков. Каждый его выпуск делился на две части: политическую и литературную. Именно здесь впервые появился раздел литературной критики.

«Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным в 1802 году, проложил путь для развития серьёзного литературно-политического журнала с одноимённым названием, появившегося в 1886 году.

Н.М. Карамзин – основоположник русского сентиментализма. «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826 гг.) – выдающийся историк, историограф, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном».

Карамзин вошёл в историю как великий реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791–1792 гг.) открыла в России эпоху сентиментализма.

«Бедная Лиза» (краткое содержание) – сентиментальная повесть Карамзина, написанная в 1792 году.

Сюжет. После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, разделяют постель. Однако с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход, и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает.

Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в озеро.

Художественное своеобразие. Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле») и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».

Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы – не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина – массу подражаний.

Однако, несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль.

Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!». Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.

Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов, высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *