но потому что мягкий характер марьи ивановны
Но потому что мягкий характер марьи ивановны
Екатерине Савельевне Гроссман
Над землей стоял туман. На проводах высокого напряжения, тянувшихся вдоль шоссе, отсвечивали отблески автомобильных фар.
Дождя не было, но земля на рассвете стала влажной и, когда вспыхивал запретительный светофор, на мокром асфальте появлялось красноватое расплывчатое пятно. Дыхание лагеря чувствовалось за много километров, – к нему тянулись, все сгущаясь, провода, шоссейные и железные дороги. Это было пространство, заполненное прямыми линиями, пространство прямоугольников и параллелограммов, рассекавших землю, осеннее небо, туман.
Протяжно и негромко завыли далекие сирены.
Шоссе прижалось к железной дороге, и колонна автомашин, груженных бумажными пакетами с цементом, шла некоторое время почти на одной скорости с бесконечно длинным товарным эшелоном. Шоферы в военных шинелях не оглядывались на идущие рядом вагоны, на бледные пятна человеческих лиц.
Из тумана вышла лагерная ограда – ряды проволоки, натянутые между железобетонными столбами. Бараки тянулись, образуя широкие, прямые улицы. В их однообразии выражалась бесчеловечность огромного лагеря.
Внимательный и небрежный глаз седого машиниста следил за мельканием бетонных столбиков, высоких мачт с вращающимися прожекторами, бетонированных башен, где в стеклянном фонаре виднелся охранник у турельного пулемета. Машинист мигнул помощнику, паровоз дал предупредительный сигнал. Мелькнула освещенная электричеством будка, очередь машин у опущенного полосатого шлагбаума, бычий красный глаз светофора.
Издали послышались гудки идущего навстречу состава. Машинист сказал помощнику:
– Цуккер идет, я узнаю его по бедовому голосу, разгрузился и гонит на Мюнхен порожняк.
Порожний состав, грохоча, встретился с идущим к лагерю эшелоном, разодранный воздух затрещал, заморгали серые просветы между вагонами, вдруг снова пространство и осенний утренний свет соединились из рваных лоскутов в мерно бегущее полотно.
Помощник машиниста, вынув карманное зеркальце, поглядел на свою запачканную щеку. Машинист движением руки попросил у него зеркальце.
Помощник сказал взволнованным голосом:
– Ах, геноссе Апфель, поверьте мне, мы могли бы возвращаться к обеду, а не в четыре часа утра, выматывая свои силы, если б не эта дезинфекция вагонов. И как будто бы дезинфекцию нельзя производить у нас на узле.
Старику надоел вечный разговор о дезинфекции.
– Давай-ка продолжительный, – сказал он, – нас подают не на запасный, а прямо к главной разгрузочной площадке.
В немецком лагере Михаилу Сидоровичу Мостовскому впервые после Второго конгресса Коминтерна пришлось всерьез применить свое знание иностранных языков. До войны, живя в Ленинграде, ему нечасто приходилось говорить с иностранцами. Ему теперь вспомнились годы лондонской и швейцарской эмиграции, там, в товариществе революционеров, говорили, спорили, пели на многих языках Европы.
Сосед по нарам, итальянский священник Гарди, сказал Мостовскому, что в лагере живут люди пятидесяти шести национальностей.
Судьба, цвет лица, одежда, шарканье шагов, всеобщий суп из брюквы и искусственного саго, которое русские заключенные называли «рыбий глаз», – все это было одинаково у десятков тысяч жителей лагерных бараков.
Для начальства люди в лагере отличались номерами и цветом матерчатой полоски, пришитой к куртке: красной – у политических, черной – у саботажников, зеленой – у воров и убийц.
Люди не понимали друг друга в своем разноязычии, но их связывала одна судьба. Знатоки молекулярной физики и древних рукописей лежали на нарах рядом с итальянскими крестьянами и хорватскими пастухами, не умевшими подписать свое имя. Тот, кто некогда заказывал повару завтрак и тревожил экономку своим плохим аппетитом, и тот, кто ел соленую треску, рядом шли на работу, стуча деревянными подошвами, и с тоской поглядывали – не идут ли Kostträger – носильщики бачков, – «костриги», как их называли русские обитатели блоков.
В судьбе лагерных людей сходство рождалось из различия. Связывалось ли видение о прошлом с садиком у пыльной итальянской дороги, с угрюмым гулом Северного моря или с оранжевым бумажным абажуром в доме начальствующего состава на окраине Бобруйска, – у всех заключенных до единого прошлое было прекрасно.
Чем тяжелей была у человека долагерная жизнь, тем ретивей он лгал. Эта ложь не служила практическим целям, она служила прославлению свободы: человек вне лагеря не может быть несчастлив…
Этот лагерь до войны именовался лагерем для политических преступников.
Возник новый тип политических заключенных, созданный национал-социализмом, – преступники, не совершившие преступлений.
Многие заключенные попали в лагерь за высказанные в разговорах с друзьями критические замечания о гитлеровском режиме, за анекдот политического содержания. Они не распространяли листовок, не участвовали в подпольных партиях. Их обвиняли в том, что они бы могли все это сделать.
Заключение во время войны военнопленных в политический концентрационный лагерь являлось также нововведением фашизма. Тут были английские и американские летчики, сбитые над территорией Германии и представлявшие интерес для гестапо командиры и комиссары Красной Армии. От них требовали сведений, сотрудничества, консультаций, подписей под всевозможными декларациями.
В лагере находились саботажники – прогульщики, пытавшиеся самовольно покинуть работу на военных заводах и строительствах. Заключение в концентрационные лагеря рабочих за плохую работу было также приобретением национал-социализма.
В лагере находились люди с сиреневыми лоскутами на куртках – немецкие эмигранты, уехавшие из фашистской Германии. И в этом было нововведение фашизма, – покинувший Германию, как бы лояльно он ни вел себя за границей, становился политическим врагом.
Люди с зелеными полосами на куртках, – воры и взломщики, были в политическом лагере привилегированной частью; комендатура опиралась на них в надзоре над политическими.
Во власти уголовного над политическим заключенным также проявлялось новаторство национал-социализма.
В лагере находились люди такой своеобразной судьбы, что не было изобретено цвета лоскута, отвечающего подобной судьбе. Но и индусу, заклинателю змей, персу, приехавшему из Тегерана изучать германскую живопись, китайцу, студенту-физику, национал-социализм уготовил место на нарах, котелок баланды и двенадцать часов работы на плантаже.
Днем и ночью шло движение эшелонов к лагерям смерти, к концентрационным лагерям. В воздухе стояли стук колес, рев паровозов, гул сапог сотен тысяч лагерников, идущих на работу с пятизначными цифрами синих номеров, пришитых к одежде. Лагери стали городами Новой Европы. Они росли и ширились со своей планировкой, со своими переулками и площадями, больницами, со своими базарами-барахолками, крематориями и стадионами.
Какими наивными и даже добродушно-патриархальными казались ютившиеся на городских окраинах старинные тюрьмы в сравнении с этими лагерными городами, по сравнению с багрово-черным, сводившим с ума заревом над кремационными печами.
Казалось, что для управления громадой репрессированных нужны огромные, тоже почти миллионные армии надсмотрщиков, надзирателей. Но это было не так. Неделями внутри бараков не появлялись люди в форме СС! Сами заключенные приняли на себя полицейскую охрану в лагерных городах. Сами заключенные следили за внутренним распорядком в бараках, следили, чтобы к ним в котлы шла одна лишь гнилая и мерзлая картошка, а крупная, хорошая отсортировывалась для отправки на армейские продовольственные базы.
2.4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным
Упражнение 48. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Укажите, чем прикрепляется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом). Расставьте недостающие знаки препинания.
А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли в чьих руках я находился (Пушкин). 2. Я ведь прекрасно знаю чьи это шутки (Гоголь). 3. Я тот чей взор надежду губит (Лермонтов). 4. Чей бы ты ни был заходи (Лесков).
Б) 1. Разве не понимаешь ты кто я такая? (Лесков) 2. Пусть та дочь и выручает отца для кого он доставал аленький цветочек (Аксаков). 3. Мы кто случился дома выскочили из своих комнат (Аксаков). 4. Это не обещало благополучия ни пешему ни конному кто бы ни подвернулся (Лесков).
В) 1. Он не дозволит себе того что могло бы бросить тень на его поведение (Лесков). 2. Что бы вы ни говорили я не поверю в его виновность (Лесков). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени что судорога перехватила ему горло (Лесков). 4. В котлетах что подавали за завтраком было очень много луку (Чехов). 5. Главным в их встрече было то что оба не смогли сказать друг другу (Гроссман). 6. Егорушка услышал тихое очень ласковое журчание и почувствовал что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (Чехов). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист вероятно оттого что я свистел недостаточно естественно (Тургенев). 8. Борис ещё поморщился немного что пьяница пред чаркою вина (Пушкин).
Г) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).
Д) 1. За разговором мы не расслышали как снова ударил колокол (Лесков). 2. В эти минуты бойцы уже знали как можно пробраться к берегу (Гроссман). 3. Часто как усядемся у лампы разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (Лесков). 4. Но всё было не совсем так как я думал (Лесков). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости как чувствует усталость тело после трудового дня (Пастернак). 6. Найдёшь дело как захочешь (Островский). 7. Как я ни упирался я должен был с ним рядом сидеть (Лесков).
Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург где пребывание его казалось очень опасным (Лесков). 2. Теперь не могу разобрать где именно стоял этот деревянный дом (Лесков). 3. Где больная хочет пусть там и будет (Лесков). 4. Где бы лосось ни жил нереститься он обязательно придёт в свою реку (Дикой).
Ж) 1. Теперь же когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета Пик обиделся ещё более (Лесков). 2. Вот и подошёл тот момент когда надо прощаться (Гроссман). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру заглохла б нива жизни (Некрасов). 4. И когда б я ни открыл глаза ты [мать] была всегда возле меня (Фадеев). 5. Ожидая в приёмной когда пригласят он снял свою соломенную в прошлом шоколадную а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (Федин).
Упражнение 49. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Назовите средства связи в сложноподчинённых предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания. Дайте полный разбор выделенных сложноподчинённых предложений.
1. Меня тянуло поискать нет ли пропавших денег здесь (Лесков). 2. Лишь только я удалился от берега в моей душе зародилось какое-то беспокойство (Лесков). 3. Они не желают знать о наших проделках ибо не желают быть о них спрошенными (Лесков). 4. Он уехал начисто так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (Лесков). 5. Не увлекайся до безрассудства дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (Лесков). 6. Люди придумывали себе пороки лишь бы не прослыть пресными (А.Н. Толстой). 7. Она была до того избалована что не знала меры своим прихотям (Лесков). 8. По мере того как он приходил в волнение он начинал пыхтеть свистать кричать (Лесков). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно как будто он Аксакову в газету передовицу писал (Лесков). 10. Он пошёл легко словно только из милости касался земли (Лесков). 11. Перед вечером она оправилась настолько что позвала Надю (Распутин). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск хоть поначалу она и собралась к мужу (Распутин). 13. Но в то время к которому относятся мои воспоминания в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов (Лесков). 14. Всё что можно было сделать уже сделано (Солоухин). 15. Разумихин был ещё тем замечателен что никакие неудачи его никогда не смущали (Достоевский). 16. Произошло то что обычно бывает с ребёнком (Липягин). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то что вовсе и не важно (Лесков). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений какими я мог похвастаться (Лесков). 19. Неужели он опять будет таким каким был когда-то? (Лесков). 20. Не до такой степени я глуп чтобы не разобраться в этом (Федин). 21. Из конца коридора с той стороны где был просторный ротмистрский номер послышалось несколько голосов (Лесков). 22. Бедняжке всё мерещился Август Матвеич и как раз такой какой он был на самом деле (Лесков). 23. Каждый кто называл Селивана «пугалом» сам был для него «пугалом» (Лесков). 24. До сих пор меня нельзя было считать бездарностью по той причине что я совсем не умел работать (Тендряков). 25. В её чёрных глазах было такое стремительное выражение будто она летела (Лесков). 26. Что есть тайна то и должно остаться тайною (Лесков). 27. Как начнёт рассказывать так животики надорвёшь от смеха (Лермонтов). 28. Бабушка мне чрезвычайно обрадовалась оттого что она меня никак не ожидала (М. Горький). 29. Благодаря тому что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево (Чехов). 30. Кадеты решили бросить военную карьеру несмотря на то что она могла им очень «улыбнуться» (Лесков). 31. И, царевна! Девица плачет что роса падёт (Пушкин). 32. А у тебя сосед знать чёрствая природа что на тебе слезинки не видать? (Крылов). 33. Я подглядел как Лёшка тайком от мамы сушил на печи хлеб (Аксаков). 34. Бабушка охватила внучков руками как наседка покрывает цыплят крыльями (Лесков). 35. По мере того как танцевальный вечер подходил к концу в столовой становилось шумнее (Куприн). 36. Всякий раз как мне приходилось нанимать извозчика я вступал с ним в беседу (Тургенев). 37. Как бы нас с бабкой в покое вовсе оставили так лучше бы было (Куприн). 38. Я говорила хозяйке чтобы она послала за полицией (Лесков). 39. Этой пенсии было довольно для того чтобы жить с дочерью в своём городке безбедно (Лесков). 40. Я отнюдь не говорил того будто вы не подходите для этой службы (Лесков). 41. Ему сделали замечание что так служить нельзя (Лесков). 42. Сколько я ни прислушивался я не мог различить ни одного звука (Паустовский). 43. Она так и не узнала почему её так и не отдали в гимназию тогда (Пастернак). 44. Но вероятно потому что мягкий характер Марьи Ивановны был противоположен её характеру она очень привязалась к Марье Ивановне (Гроссман). 45. Один из них ждал когда же начнётся этот откровенный разговор (Гусев). 46. На другой день мать сказала ей что нужно делать в таких случаях (Пастернак).
Образ и характеристика Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка»: описание, внешность, характер (Марья Ивановна)
Маша Миронова и Екатерина II. Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова |
Маша Миронова является одной из главных героинь знаменитого романа «Капитанская дочка» Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка»: описание внешности и характера героини.
Образ и характеристика Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка»
«. дочь заслуженного воина, погибшего за отечество. » (глава XII)
«Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою. » (глава III)
«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. « (глава III)
« Она оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило.» (глава XII)
«. увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал. « (глава V)
«Милый голосок Марьи Ивановны раздался из‑за дверей. » (глава XII)
«Незаметным образом я привязался к доброму семейству. » (Гринев о семье Мироновых, глава IV)
« Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию. Ин быть по-твоему! Провожу ее, ангела божия, и рабски буду доносить твоим родителям, что такой невесте не надобно и приданого». » (слуга Савельич о Маше, глава XIII)
«Милая, добрая Марья Ивановна. « (слова Петра Гринева, глава V)
«Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. » (глава III)
«. похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. » (глава XIV)
Маша настолько мила, что ее нельзя не полюбить.
«. нельзя было ее узнать и не полюбить. » (глава XIV)
«Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности. » (глава V)
«. Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок. » (глава XII)
« Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию. » (глава XIV)
«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» Тут она заплакала и ушла от меня. » (Маша дает Петру свободу, если он встретит другую девушку, глава V)
«Придется ли нам увидаться, или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце. » (слова Маши, глава XIII)
«. Смела ли Маша? – отвечала ее мать. – Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. » (глава III)
«Состояние бедной беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников. » (глава IX)
«У ней не было на свете ни одного родного человека. » (глава XII)
« Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. » (о родителях Гринева, глава XIV)
«Прощай, ангел мой, – сказал я, – прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Маша рыдала, прильнув к моей груди. » (Гринев о своих чувствах)
«. Милая Марья Ивановна! – сказал я наконец. – Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить. » (Петр Гринев о Маше)
«Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. » (глава XIV)
«. матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке. » (глава XIV)
«Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность.» (глава XIV)
«Я приехала просить милости, а не правосудия.» (Маша о себе, глава XIV)
«– Вы просите за Гринева? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
– Как неправда! – возразила дама, вся вспыхнув.
– Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. – Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.» (Маша рассказывает императрице свою историю, глава XIV)
«Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».» (слова императрицы, глава XIV)
Императрица Екатерина II берет сироту Машу Миронову под свою опеку, чтобы таким образом отплатить долг погибшему капитану Миронову. Вероятно, императрица дает Маше приданое, которого у нее не было:
«Знаю, что вы не богаты, – сказала она, – но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние. » (глава XIV)
Кроме того, Екатерина II лично пишет письмо к отцу Гринева, в котором оправдывает его сына Петра Гринева и хвалит капитанскую дочку Машу Миронову за ее ум и сердце:
«В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.» (глава XIV)
Вскоре Маша Миронова и Петр Гринев женятся, у них рождаются дети:
«Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. » (глава XIV)
Это был цитатный образ и характеристика Маши Мироновой (Марьи Ивановны Мироновой) в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание внешности и характера героини.
Маша Миронова
Маша Миронова. Актриса Ия Арепина. Х/ф «Капитанская дочка». 1958
Маша Миронова – ключевой женский образ повести «Капитанская дочка». Эта скромная, милая девушка – единственная дочь коменданта крепости капитана Миронова и его жены Василисы. На ее долю выпадает множество испытаний, под влиянием которых меняется ее характер. Но одно в ней остается неизменным – доброта, верность, жертвенность и бесконечная женственность. Прообразом Маши стала Марья Васильевна Борисова, дочь дворянина Василия Григорьевича Борисова. Пушкин встретил эту девушку во время рождественского бала 1829 года. Некоторые черты ее характера легли в основу образа Марьи Ивановны Мироновой.
Описание героя
Внешность, характеристика личности
В облике Маши нет ничего эффектного и броского, того, что сразу приковывает взгляд и производит впечатление. Скорее наоборот, она обладает средней, типовой, чисто славянской внешностью – круглое румяное лицо, светло-русая коса: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Вместе с тем, она необыкновенно мила, особенно поражает ее нежный, почти ангельский голос. Перед теми, кто узнаёт ее ближе, раскрывается ее духовная красота и богатство внутреннего мира. В этом заключена та притягательная сила, которая исходит от этой обыкновенной на первый взгляд девушки.
Маша представляет собой воплощение женственности. Ее чуткое сердце и впечатлительная натура остро реагируют на любую обиду. Грубоватое замечание Василисы Егоровны: «Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою» доводит ее до слез.
Маша и раненый Пётр. Иллюстрация А. Иткина
Этим она отличается от своей матери. В ней отсутствует то бабье мужество, которое присуще Василисе Егоровне. Когда начинается осада Белогорской крепости, звуки стрельбы и пушечных выстрелов вызывают у Маши обморочное состояние. Расправа Пугачева над ее родителями заканчивается для нее нервной горячкой. При одном взгляде на Пугачева (убийцу ее родителей) она лишается чувств. Любое волнение вызывает у нее слезы, голос ее срывается и начинает дрожать, в такие моменты Гринёва накрывает волна особенной нежности к этой слабой, впечатлительной девушке и острое желание быть ее защитником.
В то же время, в определенных ситуациях Маша способна проявить твердую волю. Примером служит ее отказ выйти замуж за Швабрина, хотя такое предложение для бедной девушки было более чем выгодным. Однако она решительно отвергает его ухаживания и подарки, так как врожденная проницательность позволяет ей увидеть в этом человеке его низкую и подлую натуру. Даже полюбив всем сердцем Гринёва, Маша не может переступить через моральные устои и не соглашается выйти за него без благословения его родителей.
Семья
Малой Родиной Маши была Белогорская крепость. Там прошло ее детство, там же она вступила в пору юности. За всю свою жизнь она никогда не покидала ее пределы, ее ближайшее окружение – это родители, Иван Игнатьевич и семья отца Герасима. В свое время она овладела русской грамотой, и с тех пор ее книгами были Священное писание и молитвенник, ничего другого она не читала. Все ее дни проходили в хлопотах по хозяйству и занятиях рукоделием, то есть в том, чем и должна заниматься девушка из семьи с патриархальным укладом.
Кадр из фильма «Капитанская дочка». 1958
«Они не могли ей дать светского лоска и блестящего воспитания, да они и не горевали о том; зато они окружили ее атмосферой честной бедности и несложных, но возвышенных и твердых взглядов на жизнь и людей, что имело на Марью Ивановну самое благотворное влияние». Девушка жила теми же идеалами, которые составляли основу жизни ее родителей, унаследовав от них самые лучшие черты. Слова проповедей, которые она слышала в Белогорской церкви, навсегда определили ее мировоззрение и сделали ее истинной христианкой. Родители же закрепили в ней это настроение, прививая ей те добрые и вечные истины, на которых вовеки держалась святая Русь.
Потеря родителей
Смерть родителей стала для Маши страшным ударом, но не поколебала ее стойкость. В этом она оказалась похожей на свою мать. Даже в заточении, куда ее силой поместил присягнувший Пугачеву Швабрин, она продолжала стоять на своем, отказываясь выйти за него замуж. Божьим даром она посчитала свое освобождение Петром Гринёвым. Его родители, к которым она приехала, приняли сироту, как родную дочь. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту». Они полюбили ее за кротость характера и верность их сыну. Свою преданность Петру она доказала после его ареста по подозрению в пособничестве Пугачеву. Отбросив все страхи, она поехала в Петербург, надеясь получить аудиенцию у царицы. «Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность».
Маша и Швабрин
Любовь Швабрина к Маше не вызывала у нее ответного чувства. Девушка насквозь видела подлую сущность Алексея и не испытывала к нему ничего, кроме отвращения. Осознав, что заполучить Марью Ивановну законным путем ему не удастся, он заключил ее под стражу, надеясь, что заточение сломит
Освобождение Маши. Иллюстрация А. Иткина
ее волю. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Однако даже в таких невыносимых условиях Маша не изменила своего решения.
Отношения Маши и Гринева
Совсем по-иному складывались отношения Маши с Гринёвым. Сначала девушка не произвела на него особого впечатления. Она казалась ему самой обыкновенной, скромной, немного забитой. Василиса Егоровна называла ее трусихой, а Швабрин и вовсе хотел выставить Машу в его глазах легкодоступной и легкомысленной дурочкой. Но для Петра Андреевича было важным самому составить представление о человеке, поэтому он не поверил Швабрину. Общаясь с девушкой, он понял, что в ней нет ничего от того образа, который пытался представить ему Швабрин. Постепенно между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, превратившаяся вскоре в настоящее глубокое чувство.
Еще больше укрепила чувства молодых влюбленных дуэль, после которой Пётр сделал девушке предложение. Но в письме, которое Гринёв получил от отца, был отказ в благословении этого брака. Петра очень огорчило это известие, Маша же приняла его покорно, решив, что сам Бог препятствует их союзу, а идти против его воли ей не представлялось возможным.
Несмотря на несогласие родителей, молодые продолжали встречаться. После смерти супругов Мироновых у Маши остался только один близкий человек – Пётр. С риском для жизни он вызволил Машу из заточения Швабрина, за что тот оклеветал его, представив предателем императрицы. Только благодаря Маше, Гринев избежал решения суда. Ее любовь оказалась настолько сильной, что она решилась на немыслимый для себя поступок – прошение за Петра перед императрицей. Ей удалось так расположить к себе государыню, что та не только простила ее жениха, но и написала письмо старому Гринёву, в котором сообщала, что с его сына сняты все обвинения.
Роль героя в произведении
А.С. Пушкин сумел создать образ, ставший примером для многих девушек и женщин. Маша – образец настоящей, верной подруги, которая может преодолеть любые испытания ради любимого мужчины. В ее характере органично переплетаются бесконечная мягкость и женственность с силой воли и твердостью. Несмотря на врожденную доброту и скромность, эта девушка способна отстоять не только свою честь, но и честь возлюбленного. Она готова принести в жертву свою любовь ради того, чтобы Пётр женился на девушке, которую одобрят его родители, потому что в первую очередь хочет счастья не для себя, а для любимого.
Кадр из фильма «Капитанская дочка». 1958
Маша оказала необыкновенно сильное влияние на Гринёва. Во многом благодаря ей, Пётр из юного барчука превратился в смелого и решительного взрослого мужчину, способного нести ответственность не только за себя, но и за других. Ему по-настоящему повезло встретить в жизни такой идеал, каким была Марья Ивановна Миронова.
Развитие героя по мере сюжета
В первое знакомство с героиней перед читателем предстает застенчивая девушка, фактически бесприданница, и это положение еще больше смущает ее. Постепенно истинный характер Маши раскрывается. Оказывается, что она не только умеет горячо и самоотверженно любить, но и способна постоять за свои принципы. Испытание любовью, которому подвергает ее автор, она выдерживает с честью. Своего благополучия она достигает не сразу, перед этим ей приходится выдержать множество ударов судьбы: ранение Петра на дуэли, запрет его родителей на брак с ней, домогательства Швабрина, гибель любимых родителей. Пугачевский бунт, который так внезапно ворвался в тихую жизнь Белогорской крепости, вопреки всему не разъединил сердца двух влюбленных, а наоборот, только укрепил их любовь.
Для героини равнозначны понятия долг и верность. В этом она очень похожа на своего отца – тихого и спокойного человека, который в критический момент своей жизни проявил верность офицерскому долгу и императрице. Скромная и робкая Маша тоже никогда не помышляла о подвигах, но когда на кону оказалась ее честь, она была готова скорее умереть, чем поступиться своей совестью. От испытания к испытанию эта девушка становится только сильнее, и к концу повествования читатель видит перед собой вполне зрелую и сильную личность.
Отношение автора к герою
Маша Миронова – один из самых любимых образов Александра Сергеевича, женский идеал, сотворенный им же самим. Та теплота, с которой он описывает семью капитана Миронова, говорит о том, что его героиня могла появиться только у таких родителей – хранящих патриархальные ценности, по-христианскому добрых и благородных людей. Эту чистосердечную и высокоморальную девушку он награждает простым русским именем Маша, которое так соответствует ее естественности. В ней нет ничего выдающегося и оригинального, она просто милая девушка. Но в ее облике сквозит какая-то неповторимая гармония возвышенности и привлекательности, словно она рождена для того, чтобы нести в этот мир свет и любовь.
Маша у императрицы. Иллюстрация А. Иткина
Пушкин намеренно подвергает героиню испытаниям и страданиям, потому что уверен, что она выдержит всё, раскрыв перед читателем дополнительные, самые лучшие качества души. В награду за это он дарит ей заслуженное счастье в виде прекрасной и вечной любви.
Прототипы
Существует официальная версия, что прототипом Маши Мироновой стала Мария Васильевна Борисова. Отец ее был помещиком в Тверской губернии, но рано умер. Поэтому его дочь воспитывал Павел Иванович Вульф – владелец села Павловское Старицкого уезда Тверской губернии. По воспоминаниям, Борисова «была очень красива, имела выразительные глаза и черные волосы. Воспитана она была просто». После знакомства с ней в 1829 году Пушкин так описывал ее в письме к своему другу А. Вульфу: «При сей верной оказии доношу вам, что Марья Васильевна есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море, и что я намерен на днях в нее влюбиться». В общении она была простая и наивная, но Пушкина восхищали ее честность, гордость и твердость характера. Все эти качества и легли в основу образа Марьи Ивановны Мироновой.
Экранизации героя
Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!
В поисках актрисы для главной роли режиссер остановил свой выбор на Ие Алексеевне Арепиной. К тому моменту зрители уже знали ее по фильмам «Большая семья», «Илья Муромец», «Борец и клоун». Каплуновский увидел в ней настоящую пушкинскую героиню – деликатную и очаровательную, покоряющую своей чистотой и светлостью. Роль в «Капитанской дочке» стала самой звездной для молодой актрисы, сыгравшей в этом фильме вместе с уже известными Олегом Стриженовым и Вячеславом Шалевичем. После выхода фильма героиней Арепиной восхищался весь мир, ее Маша Миронова и сейчас продолжает оставаться одним из лучших классических образов советского кино.
Арепина смогла передать всю чистоту своей героини в сочетании с необыкновенным обаянием. Маша в ее исполнении словно сошла со страниц пушкинской повести, чтобы влюбить в себя зрителя. Вместе со Стриженовым они представляли великолепный дуэт, полностью передающий дух пушкинской эпохи. Ия Алексеевна до конца жизни гордилась этой ролью и с достоинством называла себя единственной русской «капитанской дочкой».