нижняя тавда что там есть

Достопримечательности малой Родины «По Нижнетавдинским местам»

Панина Ирина Юрьевна

МАОУ «Нижнетавдинская СОШ»

с. Нижняя Тавда

«По Нижнетавдинским местам»

Культурное и природное наследие является неотъемлемой частью жизни каждой народности, помогая нам узнать и понять историю формирования современного общества. В понятие культурного наследия входят не только объекты, созданные человеком, но и природные территории, вкупе образующие среду обитания человека.

Каждый уголок России – это место уникальное, со своей историей, природой, культурой. Нижнетавдинский район – не исключение. В этом живописном уголке Западной Сибири, именуемом нашими предками Слободой Тавдинской, а ныне Нижнетавдинским районом, сохранились не только памятники истории, культуры и природные комплексы и объекты, но также и особенно ценные территории, на которых сохраняется культурно-исторический и природный комплекс наследия. Они были организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, событиями, жизнью каких-либо выдающихся личностей. Эти места поистине можно назвать «чудесами» Нижнетавдинского района.

1. нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть
Экспозиция «Сибирское подворье»

Экспозиция «Сибирское подворье» как центр сибирской русской старины является одним из наиболее интересных объектов туризма в Тюменской области и входит в тур «Мир сибирской русской глубинки».

В селе Нижняя Тавда в первозданном виде сохранился только один крестьянский дом конца XIX века. Последним владельцам, Василию и Зое Косыгиным, он достался от прадеда. Глава семьи работал шофёром, его жена – школьным учителем. Косыгины воспитывали трёх детей, имели большое хозяйство, продавали мёд, молоко и масло.
Об их судьбе известно очень мало: семья жила уединённо, никого не приглашала в дом и даже за ворота не пускала. Ходила молва, что в 40-е годы фронтовик Василий привёз домой трофейное золото. Тогда-то Косыгины и перестали общаться с односельчанами, боялись, что кто-то узнает о драгоценностях. И облитое кровью золото принесло несчастье в дом: со временем семья распалась, все разъехались по разным городам и друг с другом больше не общались.

За массивными воротами подворья скрывается «другой мир». Деревянный дом с резными ставнями и скрипучей лесенкой позволяет «вернуться» в прошлое. Дом – шестистенок имеет две половины: избу и горницу. В избе русская печь, здесь же стоят лопаты, ухваты, чугунки. На полках, лавках и буфете расположена вся кухонная утварь. Изба оснащена широкими лавками и столом, на котором стоит самовар. Имеется красный уголок с иконами. И полати, и деревянная кровать, и колыбель – все украшено лоскутными покрывалами и цветными подушками.

Во дворе находится приусадебный участок, где выращивают разные овощи и ягоды. Дальше, за огородом, открывается вид на реку Тавда – зрелище красоты неописуемой!

Впечатления от увиденного останутся надолго!

2. нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть
Историко-краеведческий центр

Нижнетавдинский районный краеведческий музей образован в 1991 году, а в ноябре 2010 года был реорганизован в историко-краеведческий центр «Культура». На протяжении последних 22 лет историко-краеведческий центр выполняет функции сохранения, изучения и пропаганды историко-культурного наследия района с целью воспроизводства культуры, обеспечения преемственности поколений, просвещения, дополнительного образования, организации досуга населения. За это время у центра появились традиционные формы работы с детьми и взрослыми. Для жителей и гостей Нижнетавдинского района работниками историко-краеведческого центра организуются выставки, уроки краеведения, музейные праздники и музейные гостиные.

На момент открытия в 1991 году фонд музея насчитывал 124 единицы хранения, сейчас это около 4000 единиц хранения, среди которых археологические, палеонтологические коллекции, иконопись, декоративно-прикладного искусства и другие. На базе центра экспонируются передвижные и фондовые выставки.

Историко-краеведческий центр в последние годы становится историко-культурным и информационно-туристическим центром района.

3.

нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть

«Казачье подворье»

«…Там лес и дол видений полны, там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской».

Но это всё там, в неизведанном сказочном Лукоморье. На территории Нижнетавдинского района, в окружении лесной чащи, недалеко от озера Сундукуль (22-й километр Велижанского тракта) есть подобное живописное местечко под названием «Казачье подворье». Всё здесь своё: и хозяйство, и быт, и обычаи. И «прекрасные витязи» здесь тоже есть. Это большая казачья братия во главе с атаманом.

На территории подворья находится русская изба в деревенском стиле. На его территории выращивают экопродукты: овощи, ягоды и фруктовые деревья.

Казаки практикуют экотуризм. Организуют оздоровительные конные прогулки на чистом воздухе, по сосновому бору, верхом, в санях или карете.

4. Астана Конченбургская

нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть

Две мечети Конченбурга

Благодаря острому выразительному силуэту минарета оно господствует над окружающей скромной застройке и неповторимо организует пространство села. Прямоугольный продольно-осевой план включает сени – вестибюль с лестницей на минарет и молитвенный зал с прямоугольным михрабом. Главный элемент композиции – минарет расположен над северной частью здания. Его стройный восьмигранный объем, обшитый тесом, венчает островерхий конический шатер с тонким металлическим шпилем и полумесяцем.
Декор бревенчатых фасадов мечети представлен только оконными наличниками, украшенными объемной накладной резьбой в виде стилизованных цветочных розеток по образцу местных русских деревянных домов. Внутренние пространства имеют барочные

Строительство новой мечети в Конченбурге было начато в 2002 году. Ее торжественное открытие состоялось лишь 23 июля 2011 года.

Старая мечеть невероятно интересна с точки зрения историко-архитектурного наследия.

5. нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть
Энеолитическое святилище Велижаны 2

Энеолитическое святилище Велижаны 2

Святилища – это своеобразный ключ для изучения мировоззрения древнего мира. Сегодня известно несколько святилищ эпохи каменного века в Зауралье, в том числе Велижаны 2 под Тюменью, которое датируется V веком до н.э.

Энеолитическое святилище Велижаны 2 находится в 40 км от Тюмени и 1,5 км к северо-востоку от деревни Велижаны, на левом берегу р. Иски. Это жертвенный комплекс, о чём свидетельствуют данные проведённых здесь раскопок и исследований. Он представляет собой два концентрических круга общим диаметром 19,2 м. Центральную часть комплекса составляет углублённая площадка диаметром 5,2 м. В центре площадки находится столб, к западу от него 2 кострища на разных глубинах, то есть огонь здесь разжигался в разные периоды. На дне центровой площадки лежали обгорелые плахи, вероятно, остатки деревянного сооружения, на плахи ставились сосуды с пищей, жидкостью, охрой. После совершения ритуала весь комплекс засыпался песком. На расстоянии около 2 метров от столба на площадке в южной, западной и восточной частях обнаружено 8 ямок с охрой. Вокруг центрального столба на расстоянии 2,8 м были поставлены столбы – меты. Раскопками выявлено 13 ямок от столбов. В западной части внешнего рва находилась яма глубиной около двух метров, плотно заполненная жирной углистой супесью с охрой и мельчайшими косточками, по-видимому, являющимися остатками сжигания жертвы. Дно ям, пространство возле них и сооружения заполнены сосудами Андреевской, липчинской, шапкульской культур, охрой, изделиями из глины и камня.

Святилище представлено орудиями, относящимися к разным видам хозяйственной деятельности. Инвентарь можно разделить на две почти равные функциональные группы: орудия, связанные с кожевенным делом, и орудия для обработки дерева, и камня, и использовавшиеся в рыбном промысле. Таким образом, на святилище могла происходить обработка шкур, возможно, связанная с жертвоприношением. Тушу животного приносили в жертву, потом поедали. Шкуры убитых животных подвешивались на столбы.

Данный объект интересен своей уникальностью, его называют уменьшенным аналогом Стоунхенджа.

Сохранится и воссоздастся ли это священное в глубокой древности место, которое может стать одной из главных точек притяжения туристов, покажет время. Можно лишь сказать наверняка, что свои «пирамиды» в Нижнетавдинском районе действительно существуют.

6. нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть
Озеро Ахманка

Озеро Ахманка расположено в Нижнетавдинском районе Тюменской области. Это озеро известно далеко за пределами области благодаря своей лечебной грязи. Целебность озера была открыта почти случайно – в 1918 году. Молодой доктор Яковлев Е.Я. очень любил леса Нижнетавдинского района. Он часто бродил в них в поиске грибов. Грибник еще тот был. Однажды он обратил внимание на местное озеро Ахманка. Удивительным было для него то, что у водоема очень часто животные собираются вокруг озера: плещутся в воде и лечат свои боевые ранки с помощью грязи. Не растерявшись, доктор взял пробы и грязи и отправил их на экспертизу в Свердловский институт, которая показала, что это очень хорошая белково-коллоидная грязь. Тогда Яковлев решил не привлекать внимание общественности к этому месту. Он занялся лечением и открыл баньку в деревне под забавным названием «Веселая Грива». Со временем эта банька превратилась в современный медицинский центр «Ахманка».

Озеро Ахманка небольшое и круглое, очень напоминает круглую тарелку, с песчаным дном. Глубина озера (до песка) достигает в самых глубоких местах полутора метров. Под песком находятся восемь слоёв общей толщиной восемь метров сапропелевой грязи. Поговаривают, озеро настолько богато грязью, что ее добыли всего 5% от имеющегося запаса. Остальных же залежей хватит еще на 500 лет вперед. Все слои грязи разного цвета: красного, бежевого, розового. Грязь Ахманки интересна тем, что, помимо коллоидов, витаминов, гормонов, и антибиотиков, в её состав входит белок. При нагревании свыше 60 градусов или замораживании белок лишается природных свойств, поэтому сапропель нельзя транспортировать.

Сегодня сюда со всех концов страны приезжают поваляться в эксклюзивной грязи.

нижняя тавда что там есть. Смотреть фото нижняя тавда что там есть. Смотреть картинку нижняя тавда что там есть. Картинка про нижняя тавда что там есть. Фото нижняя тавда что там есть
Поганое озеро

Наверняка многие слышали, что в своё время Ермак проходил по территории современного Нижнетавдинского района и даже бился неподалёку от современной Паченки, на «Поганом» озере. По-разному толкуют источники название этого озера. Но обе версии очень увлекательны и загадочны.

Речка Паченка сейчас совсем обмелела, а прежде была полноводной, и властвовал на ней у слияния с рекой Тавдой хан по имени Печенег. У Печенега между речкой и озером в устье Паченки стоял укреплённый городок. Ермак с казаками явились сюда ночью и устремились на приступ. Много татар порубили казаки. Тела убитых в бою атаман Ермак приказал побросать в воду. Сам же Ермак лично зарубил хана Печенега и бросил поверженного в озеро, которое с тех пор стали называть Поганым.

Красавица Зайнаб не смогла простить оскорбления. Одержимая жаждой мести, разыскала она прятавшегося в камышах реки Тары Кучума с остатками воинства и сообщила про то, как побили печенежцев и куда потом отправились казаки.

Сидя у костра на берегу Вагая, услышал атаман крадущихся врагов. Метнул в них копьё и угодил в самое сердце наводчицы Зайнаб, рухнула она в холодные воды реки. Раненый Ермак в тяжёлых кованых доспехах упал в воду и захлебнулся. Течение тянуло его вниз и через 3 дня и 3 ночи прибило Атамана вместе с Зайнаб к отмели. Бедный рыбак татарин похоронил их вместе.

Озеро у Паченки, где много утонуло русских и татар вместе с Печенегом и Ермаком, в народе нарекли Поганым, и таковым оно осталось до сих пор.

Каждый, кому хотя бы раз довелось побывать в Нижнетавдинском районе, посетить хоть одну его достопримечательность, согласится с утверждением о том, что каждая из «7 чудес Нижнетавдинского района» не только удивительна, но местами и вовсе уникальна.

Источник

Необычные места Нижнетавдинского района

Много интересных мест в Нижнетавдинском районе.

С середины XVI века полновластными владыками пермских земель стали Строгановы – династия купцов, владельцев соляных промыслов и обширных вотчин. Занятый борьбой с многочисленными врагами, царь Иван IV привлёк их для обороны восточных границ государства. Строгановы проявили немалую настойчивость, заселяя Приуралье крестьянскими слободками, создавая укреплённые городки, отражая набеги хана Кучума. Заручившись согласием государя распространить свои владения за Урал, они пригласили на службу известных воинским умением и дерзостью казаков, которыми предводительствовал атаман Ермак Тимофеевич.

Ермак – одна из самых загадочных личностей в русской истории. Сведения о нём и его походе в Сибирь основаны на зыбких первоисточниках – сибирских летописях XVII века, по крупицам вобравших воспоминания участников похода, устные народные предания, редкие письменные документы.

Вступив в поход 1 сентября 1581 года, дружина Ермака доплыла по Чусовой до притока Серебрянки, где зазимовала, а ранней весной по волоку перенесла в реку Тагил часть стругов, пушки, походный скарб. Пополнив флотилию тут же построенными судами, казаки вслед за ледоходом спустились до Туры, где вскоре вступили в первые столкновения с татарами и вогулами у юрт князя Епанчи (позднее здесь возникнет Туринск).

Короткие ятаганы и лиственничные луки с деревянными стрелами были бессильны перед свинцом и ядрами казаков, осененных иконой-знаменем архангела Михаила, озображённого на крылатом огненном коне в доспехах русского воина. Большие сражения разыгрались у древней столицы татар Чинги-Тура и вблизи урочища Бабасан на Тоболе. К осени подошло подкрепление от Строгановых в три сотни служилых людей, и Ермак повёл отряд на столицу Кучума – Кашлык. На подступах – у мыса Подчеваш на Иртыше – произошла знаменитая битва, ставшая распространенным сюжетом народных песен и легенд, запечатлённая на полотне великого сибиряка Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Поверженный Кучум увёл своё потрёпанное войско в степи, а русские подняли победный стяг над столицей Сибирского ханства. Остяцкие (хантыйские) и вогульские князцы потянулись с пушниной и другими дарами на поклон к новому правителю Сибири. В Москву отправился с пятьюдесятью казаками Иван Кольцо, увозя грамоту Ивану Грозному о принятии Сибири «под свою высокую царскую руку» и дар: 2400 соболей, 20 чёрных лисиц, 50 бобров.

Царь одарил казаков милостями и подарками, устроил в их честь застолье, а Строгановы получили новые привилегии. Ермак по государевой «похвальной» грамоте на короткий срок стал воеводой Сибири. Весной 1583 года он пленяет видного военачальника Маметкула и, зная о распрях Кучума с мурзами, смело отправляется в низовье Иртыша, лишь в случаях крайней необходимости прибегая к оружию. В результате похода все племена до Оби признали русское подданство. Экспедиция на Обь была повторена весной следующего года. Она же показала, что силы отряда таяли. Невосполнимые потери в стычках с татарами, болезни в суровых условиях похода, оскудевшие запасы пороха и свинца заставили казаков отказаться от дальнейших ясачных сборов.

Ермак направился на Тавду и Пелым, пожелав возвратиться на родные земли. Так объясняет решение предводителя отряда Кунгурская летопись. Но едва ли он хотел навсегда покинуть Сибирь. Для этого русские могли бы уйти с Оби старыми проторенными дорогами через Печору, имея дело с мирным населением, уже присягнувшим на верность царю. Выбор пути отступления через Пелымское, наиболее сильное вогульское княжество, был продиктован военными соображениями. За годы пребывания в Сибири казаки собрали подробную информацию о дорогах, которые вели из Сибири в Прикамье. Они уяснили, что пройденный ими маршрут через тагильские перевалы был наиболее труднопроходимым. Если бы поход на Пелым увенчался успехом, казаки овладели бы самым удобным путём из Пелыма в Кашлык. Позже эта дорога надолго стала для русских основным путём сообщения с Сибирью.

Разузнав от кошукских вогулов о проживающих выше по реке племенах, их обычаях и нравах, побывав на «болванском молении» в Чандырском городке, Ермак поднялся по Тавде до Таборинского городка, который занят был без боя. Здесь начинались владения непокорных пелымских вогулов. С ними атаман уже встречался раньше, защищая Строгановские вотчины на Чусовой. Пелымский князь Патлик и на этот раз, отправив женщин и детей на Конду, решил сражаться с русской дружиной, но потерпел сокрушительной поражение.

Ермак же отказался от планов продолжения похода по Тавде, убежденный местными шаманами в том, что никакого пути с Пелыма на Русь нет. Казаки 4 октября повернули обратно, увозя с собой меха, сушёную рыбу и хлеб, собранные с таборинских и кошукских аборигенов. Так закончился поход «ездившего воевать по Тавде» славного Ермака Тимофеевича. Между взятием Кошукского городка и гибелью в водах Вагая в предрассветный час 6 августа 1585 года судьба распорядила ему ровно год жизни.

Астана Конченбургская

Сибирские татары исповедуют ислам суннитского направления. В Западную Сибирь, в пределы её Обско-Иртышского бассейна, это вероучение возникло ещё в XIV веке. Его распространителями тогда стали среднеазиатские проповедники.

Первоначально ислам здесь насаждался насильственно. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы. В библиотеке Тобольского краеведческого музея хранятся две рукописи, рассказывающие о жестоких религиозных войнах, которые вели сторонники шейха Вагаутдина против тюркских племён Прииртышья. Содержание их следующее:

«…797 год по мусульманскому летоисчислению (с 27 октября 1394-го по 16 октября 1395-го по новому стилю) в азиатском мире стал годом начала всеобщего согласия и исламом. А началось всё в Священной Бухаре, во времена хана Абу-ль-лейса, с соизволения основателя Ордена мистиков «Накшбандия» имана ходжи Багау-ль-хакк-ау-Д-Дина. Именно здесь 366 шейхов, прибывших сюда из различных городов восточных и западных стран и ставших искренними последователями ислама, получили указание, в какую стороны следовать для внедрения исламской веры. Хан Шейбани, отправившись с оставшимися 252 героями в Среднюю Орду (в степные места) стал называться уже Вали-ханом (Святым ханом). Из 366 воинственных шейхов 300 погибли, трое из оставшихся в живых обосновались в Сибири, чтобы обучать основам своей веры местные народы. Остальные 63 миссионера вернулись в Священную Бухару к Иману ходже Багау-ль-хакк-ау-Д-Дину, чтобы доложить ему о выполнении задания…».

Так в Западной Сибири утверждалась исламская вера. Когда сюда открылись постоянные караванные пути, в поселения местных аборигенов стали регулярно наезжать исламские культовые служители и просветители. В их числе иман ходжа Давлетша и шейх Шерпети из Бухары, шейх Искандер из Хорезма, другие исламисты. Некоторые оставались навсегда. Именно с тех давних пор места захоронения видных шейхов, внедрявших ислам в татарских деревнях Тоболо-Иртышского региона, считаются у местного населения священными, и называются «астана» (от арабск. «астанэ» – порог двери, вход во дворец). Культовые места с аналогичным названием («остон») встречаются у таджиков Памира.

Культ «святых» и астана сибирских татар изучен крайне слабо. Между тем, в народном или традиционном (в отличие от «ортодоксального», коранического) исламе, данное культурное явление по-прежнему имеет актуальное значение. К настоящему времени в районах компактного проживания сибирских татар в пределах Тюменской (Уватский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Тюменский, Ялуторовский) и севера Омской (Усть-Ишимский) областей было зафиксировано более 60 астана. Неизученным, в частности, остаётся вопрос о времени их возникновения, достоверности фольклорных версий, связанных с конкретными астана, реальными историческими событиями и личностями. Часть из них возникла в период правления Кучума и была связана с проводимой политикой «вторичной» исламизации сибирских татар, а также в «пост-кучумовское время», т.е. в последней четверти XVI – второй половине XVIII вв.

В течение последних лет Институт гуманитарных исследований ТюмГУ занимался изучением памятника Астана в селе Конченбург Нижнетавдинского района. Исследуя историю возникновения данного захоронения на территории района, был выявлен ряд фактов, имевших отношение к распространению ислама в Сибири.

Существует несколько версий возникновения поселения и как следствие – захоронения.

По одной из них, образования татарских поселений (в том числе Конченбург) имеющих отношение к «исламизации», относят ко второму походу Шейхов, в 1563 году. По приглашению хана Кучума в Тобольск прибыли десятки шейхов, учёных, хаджей, имамов. Все они были размещены в аулах и городах Сибирского ханства. Среди них был младший брат Кучума – Ахмед Герей. Согласно рукописям Тобольского краеведческого музея с этой «делегацией» прибыли братья Абдуль-Менаф и Абдуль-Азиз – сыновья мудрого Сулеймана. Захоронение Абдуль-Азиза обнаружено в селе Каш Вагайского района, а место захоронения Абдуль-Менафа обнаружили юго-восточнее Конченбурга.

Астана находится в 10,4 км к югу от Конченбурга, в 6,5 км к юго-западу от железной дороги Тюмень – Тобольск, 0,6 км к югу от охотничей базы на озере Байрык и 50 м к северу от лесной дороги. Объект расположен на правобережье р. Иска, на относительно высокой пойменной террасе в лиственном лесу. Памятник представляет собой четырёхугольную металлическую оградку без входа. Внутри огороженной территории просматриваются фрагменты надмогильного сооружения.

Данный объект – это материальная часть истории исламизации Западной Сибири. Захоронение вызывает интерес у приверженцев исламской веры, и у всех, кто интересуется историей проникновения ислама в Сибирь.

Территория захоронения должна быть обустроена – постановка надмогильного сооружения, обозначение границ оградкой, обустройство подъездных путей и стоянки, площадка для осмотра. Закрепление за памятником смотрителя из числа местного населения.

Согласно статьи 2 закона Тюменской области «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области» от 16 февраля 2004 года №204, «Астана Конченбургская» по степени историко-культурной ценности соответствует категории – объект историко-культурного наследия.

Энеолитическое святилище Велижаны 2

Святилища – это своеобразный ключ для изучения мировоззрения древнего мира. Реконструкция ритуальной практики, проводимой на святилищах, служит основой для выявления мифологической картины мира. Сегодня известно несколько святилищ эпохи каменного века в Зауралье, в том числе Велижаны 2 под Тюменью, которое датируется V веком до н.э.

Энеолитическое святилище Велижаны 2 находится в 40 км от Тюмени и 1,5 км к северо-востоку от деревни Велижаны, на левом берегу р. Иски. Оно занимает южную часть мыса, образованного изгибом р. Иски и ручьём Шайтанкой. Высота мыса – 10 м, площадь – ок. 600 м2.

Это жертвенный комплекс, о чём свидетельствуют данные проведённых здесь раскопок и исследований. Он представляет собой два концентрических круга общим диаметром 19,2 м. Центральную часть комплекса составляет углублённая площадка диаметром 5,2 м. В центре площадки находится столб, к западу от него 2 кострища. На дне центровой площадки лежали обгорелые плахи, вероятно, остатки деревянного сооружения, на плахи ставились сосуды с пищей, жидкостью, охрой. После совершения ритуала весь комплекс засыпался песком. На расстоянии около 2 метров от столба на площадке в южной, западной и восточной частях обнаружено 8 ямок с охрой. Вокруг центрального столба на расстоянии 2,8 м были поставлены столбы – меты. Раскопками выявлено 13 ямок от столбов. В западной части внешнего рва находилась яма глубиной около двух метров, плотно заполненная жирной углистой супесью с охрой и мельчайшими косточками, по-видимому, являющимися остатками сжигания жертвы. Дно ям, пространство возле них и сооружения заполнены сосудами Андреевской, липчинской, шапкульской культур, охрой, изделиями из глины и камня.

Комплекс насыщен сакральной символикой, так как найденные здесь грузила символизируют водную стихию и обитателей вод – рыбу. Святилище, скорее всего, носило календарный характер, судя по ориентирам столбовых ям с наибольшим сосредоточением находок и видоизменяющих ров конструкций. Основные ориентиры направлены на восход и заход «высокой» луны в дни летнего солнцестояния и восход «высокой» и заход «низкой» луны дни весенне-летнего равноденствия. По лунным фазам измерялось время. Связь луны с водой проявлялась в ритуалах. Культовые действия производились в весеннее-осенне-летний период и связаны с 5 пунктами святилища, где находилось основное количество сосудов, каменных орудий и охры Святилище представлено орудиями, относящимися к разным видам хозяйственной деятельности. Инвентарь можно разделить на две почти равные функциональные группы: орудия, связанные с кожевенным делом, и орудия для обработки дерева и камня, и использовавшиеся в рыбном промысле. Таким образом, на святилище могла происходить обработка шкур, возможно, связанная с жертвоприношением. Тушу животного приносили в жертву, потом поедали. Шкуры убитых животных подвешивались на столбы.

Таким образом, энеолитическое святилище Велижаны 2 являлось крупным календарным сооружением, служившим местом ритуальных действий разных культур. Здесь фиксировалось положение святил в течение года, определялось время в течение суток, смена сезонов.

Данный объект интересен своей уникальностью, его называют уменьшенным аналогом Стоунхенджа.

Легенда о Ермаке

Речка Паченка сейчас совсем обмелела, а прежде была полноводной, и властвовал на ней у слияния с рекой Тавдой хан по имени Печенег. У Печенега между речкой и озером в устье Паченки стоял укреплённый городок. Ермак с казаками явился сюда ночью, скрытно и выслал разведку. Скоро стало ясно, что стража в городке ничего не подозревает, но было много псов. Вышел тогда среди казаков спор. Одни, испугавшись дальности пути, захотели без боя вернуться на Русь. Другие, наоборот, пожелали сечи. Большинство казаков высказались всё же за битву.

Для паники громыхнули из пушки и устремились на приступ. Много татар порубили казаки. Атаман Ермак лично зарубил хана Печенега и бросил поверженного в воду. Ермаку Тимофеевичу защитники крепости на Паченке предложили в дар единственную дочь Печенега красавицу Зайнаб. Много батыров при жизни хана заглядывались на неё, но ни одному не ответила она согласием. К Ермаку в шатёр пришла сама. Утром Ермак отпустил Зайнаб с миром, куда захочет. Не захотел Ермак взять с собой полонянку, не поймут его казаки, возропщут. Жена атаману обуза. Направились казаки дальше, вверх по Тавде, завоевать Пелымское ханство вогулов.

Красавица Зайнаб, оскорблённая поступком руса, пошла в другую сторону. Всё простила русу, даже гибель отца, а этого – нет. Её первый мужчина опозорил её. Затаила в себе обиду Зайнаб, одержимая жаждой мести, разыскала прятавшегося в камышах реки Тары Кучума с остатками воинства и сообщила про то, как побили печенежцев и куда потом отправились казаки.

Обманули татары Ермака, пустили предательски ложную молву о купцах с татарами. Сидя у костра на берегу Вагая, услышал атаман крадущихся врагов. Метнул в них копьё и угодил в самое сердце наводчицы Зайнаб, рухнула она в холодные воды реки. Раненый Ермак в тяжёлых кованых доспехах упал в воду и захлебнулся. Течение тянуло его вниз и через 3 дня и 3 ночи прибило Атамана вместе с Зайнаб к отмели. Бедный рыбак татарин похоронил их вместе.

Озеро у Паченки, где много утонуло русских и татар вместе с Печенегом, в народе нарекли Поганым, и таковым оно осталось до сих пор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *