ницше и лошадь что произошло
Последние годы жизни Ницше. Туринский инцидент Фридриха Ницше.
Никогда не находил я столько счастья в себе, как в самые болезненные, самые страдальческие времена моей жизни…
Фридрих Ницше «Ессе Homo»
Биографическая литература, как правило, хронологически структурирована: в таком-то году было то, в следующем – это и так далее. Мы же несколько отошли от этого обыкновения и сделали несколько тематических экскурсов в жизнь нашего героя. Но пора уже вернуться к привычному нам порядку жизнеописания. Мы остановились на рубеже 1880-х годов, когда Ницше наконец добился отставки от службы в университете и с некоторым пожизненным содержанием от него был предоставлен сам себе.
Летом 1879 года Ницше некоторое время жил в швейцарском местечке Зильс-Мария – особенном и знаковом в его жизни и творчестве. Именно здесь родилась (правда, не в этот, а в следующий приезд) идея самого известного и «программного» его произведения «Так говорил Заратустра». Произведения сколь философского, столь и личного. Мысль о неизменности «вечного возвращения» всего сущего в сочетании с осознанием себя создателем и носителем нового учения породила вопрос: а кто из былых великих «возвратился» в его лице? Почему таковым Ницше увиделся древнеиранский пророк Заратустра, почему в его уста он вложил свои мысли? Трудно сказать определенно.
Осенью того же года нескончаемые приступы привели его домой – новый 1880 год он встретил в родном Наумбурге у матери. Несколько оправившись от болезни, едва не приведшей к смерти, в феврале Ницше возобновил свои переезды по южной Европе. Сначала Рива-дель-Гарда, оттуда – в Венецию, с Петером Гастом. Этот город задержал его на некоторое время своим легендарным очарованием. Но летом путешествие продолжилось.
Вообще по этому периоду жизни Ницше можно попутно изучать географию северной и центральной Италии (и не только): Мариенбад, Локарно, Стреза на озере Маджоре, Генуя. Глядя со стороны, Ницше можно только позавидовать. Молодой (нет и сорока лет) свободный человек со скромным, но зато гарантированным доходом разъезжает по прекрасным местам, любуется красотами, занимается философией, общается с кем хочет об искусстве и прочих утехах интеллектуалов, никому ничем не обязан, даже государству никакому не принадлежит – полная свобода. Всем бы так жить – если не знать о растущей плате за эту видимую вольницу. А плата велика: болезнь, непонимание, одиночество. Все еще завидуете.
«Ибо человек предпочитает хотеть Ничто, чем ничего не хотеть»
(«Ecce Homo»)
Путешествуя, Ницше постоянно пишет. Из-под его пера выходит объемная рукопись «Утренней зари» – около двухсот страниц не очень разборчивым почерком плохо видящего человека. Можно представить себе дружескую преданность Петера Гаста, взявшегося отредактировать это набело для последующего издания!
Летом – тот самый знаковый визит в Зильс-Марию. По значимости для Ницше родившегося там замысла «Заратустры» это место и время – его «Болдинская осень», всплеск и расцвет как философа, хотя и в весьма узком кругу читателей и еще более узком кругу ценителей.
Осенью 1881 года Ницше попал под обаяние творчества Жоржа Бизе – его «Кармен» в Генуе он слушал около двадцати раз!
Весна 1882 года – новое путешествие: из Генуи на корабле в Мессину, о которой чуть позже Ницше напишет цикл стихов «Мессинские идиллии». А в конце апреля началась уже описанная история любви – в Риме он встретил Лу Саломе. Весь последующий год прошел под знаком этих отношений: плавание в Орту, приезд в конце мая в Наумбург, жизнь в Лейпциге, после – снова всю весну Генуя, затем Рим и Зильс-Мария.
В 1883 году вышли в свет две первые части «Заратустры», в начале 1884 года – третья. Осенью 1883 года – вынужденный приезд в Наумбург на помолвку к сестре. Совсем недавно Фридрих вроде бы помирился с Элизабет и матерью после истории с Лу Саломе, а тут впору рвать отношения снова – выбор сестры сродни «плевку в душу» Ницше, уже давно не выносящего все связанное с великогерманством и антисемитизмом.
Отбыв эту «повинность вежливости», Ницше снова кочует: Базель, Генуя, Виллафранка и наконец Ницца. Этот городок не раз еще становился местом «зимовки» Ницше, если это понятие применимо к благодатному европейскому югу (вообще «открытие юга» – довольно своеобразный феномен Ницше). Он не поехал в столь манящий и желанный некогда Париж, не посетил, имея возможность, другие страны и даже относительно близкие к Наумбургу Берлин, Северную Германию, Данию (где несколько позднее о его работах даже прочтут цикл лекций) – его тянуло к Средиземноморью. Причин тут видится две. Одна – климатическая: воздух, климат этих мест для человека с уровнем болезненности Ницше были однозначно предпочтительнее прочих. Но влекло Ницше сюда отнюдь не только и не столько это обстоятельство. Иная атмосфера жизни – вот что привлекало его. На улицах какого-нибудь итальянского городка запросто можно представить танцующую в полноте страсти Кармен – не то, что в холодном Берлине или заскорузлом бюргерском Наумбурге.
«Переоценка всех ценностей – это моя формула для акта наивысшего самосознания человечества, который стал во мне плотью и гением»
(«Ecce Homo»)
Когда-то отказавшись от немецкого гражданства, Ницше все больше отказывался от всего немецкого, что для него воплотилось в сытом самодовольном немецком лавочнике, патологически неспособном на высокие устремления духа. Где уж тут «учить о Сверхчеловеке»!
В начале 1885 года Ницше завершил четвертую часть «Заратустры» и до начала лета прожил в Венеции, все с тем же Петером Гастом. Об этом городе Ницше писал: «Единственное место, где мне постоянно было хорошо и приятно…»
«Чтобы видеть многое, надо научиться не смотреть на себя: эта суровость необходима каждому, кто восходит на горы»
(«Так говорил Заратустра»)
Затем он снова уехал в Зильс-Марию до осени.
Но дела с изданием книг Ницше так или иначе периодически требовали поездок в Германию (ведь писал он на немецком). Дела эти шли из рук вон плохо. «По ту сторону добра и зла» никто не хотел издавать, и Ницше оплатил минимальный тираж из своих невеликих средств, но и тот остался почти нераспроданным – жестокое доказательство пропасти между Ницше и современниками. Даже былой друг Эдвард Роде описал свое впечатление от встречи с Ницше так: «Словно бы он пришел из какой-то страны, где еще никто не жил…»
А перемещения по северной Италии продолжались, и продолжалась работа над философскими эссе. Иногда философия уступала место поэзии и музыке. Так, в октябре 1887 года в Ницце вышел на суд публики «Гимн к жизни» – одно из немногих завершенных музыкальных произведений Ницше, к которому сам автор относился с грустной полупрощальной самоиронией: «Когда-нибудь, в близком или далеком будущем, его будут петь в память обо мне, в память о философе, у которого не было настоящего и который даже не хотел иметь его». Вот такие, едва ли не лирические мысли посещали «демона философии».
«Туринский инцидент»
Месяц спустя Фридриха ждала небольшая радость: он получил письмо от датского ценителя его трудов Георга Брандеса – того, кто с начала следующего года будет читать в Копенгагене лекции о его философии. Ницше не могли не понравиться такие строки: «Вы принадлежите к немногим людям, с которыми мне хочется говорить». Завязалась переписка.
«Условие существования добрых есть ложь: выражаясь иначе, нежелание видеть во что бы то ни стало, какова в сущности действительность»
(«Ecce Homo»)
В это время у Ницше возникла странная идея переосмыслить и переписать все ранее написанное – явление, в чем-то очень показательное. Творчество обычно не бывает обратимым – оно всегда устремлено вперед. И сам Ницше так жил и работал – разрывая с отжившим и не оглядываясь на прошлое. Так учил и его Заратустра. А теперь он вдруг остановился, новые мысли сменились перетряхиванием старых – признак угасания творческого начала (вспомним также мудрую поговорку «Лучшее – враг хорошего»).
Тем не менее Ницше приступил к этой объемной работе. Знал бы он, чем это обернется для его памяти и доброго имени! Из набросков и заготовок к «Переоценке всех ценностей» через несколько лет его сестра и новая распорядительница творчества скомпилирует и издаст печально известную «Волю к власти», ставшую нацистской библией. И это тоже будет Ницше. Только не Фридрих, а Элизабет. Фёрстер.
Но напоследок Ницше блеснет еще мыслью: вторая половина 1888 года – это «Антихрист», «Сумерки идолов» и лебединая песнь угасающего разума – «Ессе Номо», самохарактеристика и самоисследование пополам с философией.
В это время Ницше жил в недавно открытом для себя Турине – городе, где закончилась его жизнь и началось существование. Спусковым крючком для этого стал так называемый «туринский инцидент». На улице Турина Ницше увидел, как извозчик избивает лошадь (или так, преувеличенно, ему показалось). Что замкнулось в его голове в тот момент? Быть может, оставшаяся с армейских времен любовь ко всем лошадям? Или ему привиделся его жеребец Балдуин? Или это был всплеск жалости к невинному живому существу? Или что-то еще. Об этом много писали, но мало выяснили.
«К сверхчеловеку лежит сердце мое, он для меня первое и единственное, – а не человек: не ближний, не самый бедный, не самый страждущий, не самый лучший»
(«Так говорил Заратустра»)
Так или иначе это событие привело Ницше к апоплексическому удару и ввергло в помраченное состояние души и рассудка. Дальше были безумные письма знакомым, приезд Фридриха Овербека и матери, клиника в Базеле, клиника в Йене, доктора, рояль в больнице…
В мае 1890 года мать забрала его из больницы домой – мелькнула надежда на выздоровление. Но она становилась тем призрачнее, чем сильнее было материнское желание этого.
Приехавшая осенью того же года сестра начала готовить к изданию все работы Ницше, но тут не обошлось без конфликтов: вмешательство Элизабет в содержательную часть проекта натолкнулось на сопротивление Гаста. Издание затянулось до 1894 года, когда вышла лишь часть работ, а затем в 1899 году появилось третье – полное издание сочинений Ницше. К этому времени Элизабет имела все права на них, она примирилась с Петером Гастом, работа шла, а Ницше жил в каморке дома в мире своих туманных мыслей – живой труп философии.
Так продолжалось вплоть до августа 1900 года, когда Фридрих Ницше умер.
Читать о жизни Ницше: подробная биография. Интересные биографические статьи о Фридрихе Ницше с цитатами.
Федерико Ницше снялся в одной из самых трогательных сцен в истории западных мыслителей. Это был 1889 год, и философ жил в доме на улице Карло Альберто в Турине (Италия). Было утро и Ницше направлялся к центру города, когда вдруг обнаружил сцену, которая изменила его жизнь навсегда.
Он видел, как кучер сильно ударил свою лошадь, потому что он не хотел двигаться вперед. Животное было полностью истощено. У меня не было сил. Тем не менее, его владелец бросил кнут, чтобы продолжить идти, несмотря на усталость.
«Кто с монстрами сражается, кто заботится о том, чтобы стать монстром по очереди. Когда вы долго смотрите на пропасть, пропасть также заглядывает внутрь вас«.
Ницше был в ужасе от происходящего. Он быстро подошел. После обвинительного поведения кучера, он подошел к лошади, которая упала и обняла его. Затем он начал плакать. Свидетели говорят, что он что-то прошептал ему на ухо, что никто не слышал. Они говорят, что последние слова философа были:Мама я глупая». Тогда он был без сознания, и его разум рухнул.
Однажды утром это изменило все
Ницше перестал разговаривать 10 лет, до самой смерти. Он никогда не мог вернуться к своей разумной жизни после коня. Полиция была предупреждена о том, что случилось. Философ Он был арестован за нарушение общественного порядка. Вскоре после того, как его доставили в психиатрический санаторий. Оттуда он написал пару писем с бессвязными предложениями двум своим друзьям.
Один из его бывших знакомых отвез его в санаторий в Базеле (Швейцария), где он оставался в течение нескольких лет. Один из самых умных и умных людей XIX века оказался в зависимости от своей матери и сестры практически во всем. Мы никогда не возвращались, чтобы установить прямой контакт с реальностью.
Деменция Ницше
Он давно стал очень небрежным со своей внешностью и личной гигиеной. Те, кто знал его, заметили, что он изменил свою гордую походку небрежным маршем. Он не был таким же подвижным мыслителем, как раньше. Он говорил прерывисто и прыгал с одного предмета на другой.
В психиатрическом санатории он постепенно утратил когнитивные способности, в том числе язык. Иногда он был агрессивен и пришел, чтобы ударить некоторых из его товарищей по команде. Всего за несколько лет до того, как он написал несколько работ, которые бы определили его как одного из лучших философов в истории.
Плач Ницше
хотя Многие видят эпизод с лошадью как простое проявление иррациональности, продукт психического заболевания, есть и такие, которые придают ему менее случайный, глубокий и осознанный смысл. Милан Кундера в «Невыносимой легкости бытия» рассказывает, как Ницше обнимает избитого коня и плачет рядом с ним..
Для кундеры, слова, которые Ницше шептал на ухо животному, были просьбой о прощении. По его мнению, он сделал это во имя всего человечества за дикость, с которой человек относится к другим живым существам. Потому что мы стали их врагами и поставили их на службу.
Ницше никогда не отличался «животным» или особой чувствительностью к природе. Но, несомненно, эпизод жестокого обращения оказал на него огромное влияние. Эта лошадь была последним существом, с которым он установил реальный и эффективный контакт. Больше чем с самим животным, именно с его страданием он нашел идентичность, которая вышла далеко за рамки непосредственного. Это была идентификация с жизнью.
Ницше не был хорошо известен широкой общественности в то время, хотя он был профессором с отличной репутацией. Его последние годы были в основном несчастными. Его сестра сфальсифицировала несколько своих работ, чтобы они совпали с идеями немецкого нацизма. Ницше ничего не мог с этим поделать. Он был погружен в глубокий сон, от которого проснулся только со своей смертью в 1900 году.
Почему Ницше думал, что мы больны? Ницше считал, что неудовлетворенность человека является одновременно источником и продуктом нашей болезни. Но почему он так думал? Читать дальше «
Философ сомнений и противоречий
Нигилист, критик традиционной религии, морали, культуры – таким представляют Фридриха Ницше. Факты и мифы о нем нередко сложно отличить друг от друга.
Почему Фридрих?
Ницше появился на свет 15 октября — в день рождения короля Фридриха Вильгельма IV. В честь прусского короля он и получил свое имя.
Человек без гражданства
До 1869 года Ницше был гражданином Пруссии. Став профессором в Базельском университете, он аннулировал прусское гражданство. С тех пор до самой своей смерти философ оставался апатридом.
Военный опыт
25-летний Ницше служил санитаром во время Франко-прусской войны. Подбирая раненных и убитых на поле боя, он заболел дифтерией и дизентерией. В одном из писем с фронта назвал Пруссию «силой, которая чрезвычайно опасна для культуры».
Ницше и музыка
В детстве мыслитель учился играть на рояле. Он сочинял, хотя его симфоническая поэма «Эрманарих» (о короле остготов) осталась незавершенной. В то же время несостоявшийся композитор положил на музыку стихотворение Пушкина «Заклинание». Несколько лет Ницше дружил с Рихардом Вагнером. После их разрыва была написана работа «Казус Вагнер». Один из тезисов Ницше об искусстве гласит: искусство необходимо понимать со стороны художника.
Туринская лошадь
3 января 1889 года на туринской площади Карло-Альберто Ницше увидел, как извозчик бьет кнутом свою лошадь. В слезах очевидец бросился к несчастному животному. Переживание было настолько сильным, что вызвало аффект. Ницше сошел с ума. Некоторое время он провел в базельской психиатрической больнице, затем его забрала мать. Однако творческая деятельность мыслителя после инцидента прервалась. Он прожил еще 11 лет, к концу жизни потеряв способность двигаться и разговаривать. Развязка наступила 25 августа 1900 года.
Ницше и нацизм
На нацистских идеологов повлияли книге Ницше «Воля к власти» и «Так говорил Заратустра». Экземпляр последней даже был торжественно положен Гитлером в склеп Гинденбурга (вместе с «Моей борьбой» и «Мифом двадцатого века» Альфреда Розенберга). Сестра Ницше Элизабет поддерживала НСДАП, принимала фюрера в музее своего знаменитого брата.
С другой стороны, Ницше был популярен в Третьем рейхе, хотя при жизни не раз говорил о своих польских корнях, а о немцах заявлял следующее: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением».
Нацистский термин «недочеловек» («Untermensch»), использовавшийся для описания евреев, славян, цыган отчасти связан с ницшеанским «сверхчеловеком» («Übermensch»). Пропагандистский штамп НСДАП был позаимствован из книги американского расиста Лотропа Стоддарда. Тот, в свою очередь, мог использовать идею Ницше в «обратном» удобном для своей риторики ключе. Сам философ никогда не связывал «сверхчеловека» с расовыми признаками.
Влияние на Россию
Широкая популярность Ницше в России пришлась на рубеж XIX — XX вв. Ни один крупный русский мыслитель не мог обойти стороной его творчество. Главными отечественными исследователями наследия немецкого философа были Владимир Соловьев, Лев Шестов, Евгений Трубецкой. Его влияние заметно в стихах Гиппиус и романах Мережковского. На «пророка новой веры» был большой спрос: Серебряный век был временем религиозных исканий и экзистенциальных рассуждений.
Нигилизм Ницше (критика христианства, идеи о том, что «Бог умер») приходился по душе многим революционерам. Рассуждавшие в подобном ключе русские марксисты (Луначарский, Горький, Богданов) сформировали течение богостроительства. Для православных мыслителей Ницше был «разрушителем христианства». Отношение к нему в Советской России в целом испортились во время Великой Отечественной войны, когда наследие философа стало ассоциироваться с фашизмом.
Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche ), 1844-1900
Как известно, Ницше, как и любой другой великий философ, обладает своими изюминками. В его высказываниях ощущается острота, однако она умеренная, а мысли являются точными. Мнения немца напоминают злую правду жизни. Некоторые эпизоды из книги могут показаться черным юмором, однако они имеют основания. Фридрих не любил объясняться большим количеством слов, он предпочитал в краткую фразу заложить глобальную мысль. Рассказать философию студентам очень тяжело, для преподавателей эта задача из разряда вон выходящих. Наука подвластна далеко не каждому человеку, но с помощью такого издания ребята смогут разобрать многие аспекты философии.
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche). Родился 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз. Дата смерти — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя. Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.
По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.
Биография Фридриха Ницше
Годы детства
Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина, а также впервые познакомился с музыкой Вагнера.
Годы юности
В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем. Однако и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.
Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.
Дружба с Вагнером
8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации. В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став для того практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться.
Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора.
Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой «Казус Вагнера» (Der Fall Wagner), 1888, где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе.
Кризис и выздоровление
Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, тяжелую бессоницу, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли и бессонница, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Сам он описывал это время следующим образом:
«Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года, с неё начался новый этап творчества Ницше — этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.
Заратустра
В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе, оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его мыслей. Он сделал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою дружбу. Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Реё они организуют своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая передовые идеи философов. Но через несколько лет ему суждено было распасться: Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Лу на её брата и по-своему разрешила эту проблему, написав той грубое письмо. В результате последовавшей ссоры Ницше и Саломе навсегда разошлись. Вскоре Ницше напишет первую часть своего ключевого произведения «Так говорил Заратустра», в котором угадывается влияние Лу и её «идеальной дружбы». В апреле 1884 года одновременно выходят в свет вторая и третья часть книги, а в 1885 году Ницше издаёт на собственные деньги четвёртую и последнюю в количестве всего 40 экземпляров и раздает часть из них в кругу близких друзей, среди которых Хелене фон Друсковиц.
Последние годы
Заключительный этап творчества Ницше — это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.
Гражданство, национальность, этническая принадлежность
Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого национального государства, называемого Германией, на момент его рождения ещё не существовало, а был союз германских государств, и Ницше был гражданином одного из них, на то время Пруссии. Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришел в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года. До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без гражданства.
В соответствии с распространенным мнением, предки Ницше были поляками. До конца своей жизни Ницше сам подтверждал это обстоятельство. В 1888 году он писал: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие)». В одном из высказываний Ницше ещё более утвердителен по отношению к своему польскому происхождению: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови». В другом случае Ницше заявил: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением». В одном из писем он свидетельствует: «Меня воспитывали относить происхождение моей крови и имени к польским вельможам, которые величались Ницкие, и которые оставили свой дом и титул около ста лет назад, уступив в результате невыносимому давлению — они были протестантами». Ницше считал, что его фамилия могла быть германизирована.
Большинство ученых оспаривают мнение Ницше о происхождении его семьи. Ганс фон Мюллер опровергал выдвинутую сестрой Ницше родословную в пользу благородного польского происхождения. Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что все предки Ницше носили немецкие имена, даже семьи жен. Олер утверждает, что Ницше вышел из давнего рода немецких лютеранских священнослужителей по обе стороны его семьи, и современные ученые рассматривают утверждения Ницше о его польском происхождении «чистым вымыслом». Колли и Монтинари, редакторы сборника писем Ницше, характеризуют заявления Ницше как «безосновательное» и «ошибочное мнение». Сама по себе фамилия Nietzsche не является польской, но распространена по всей центральной Германии в этой и родственных ей формах, например, Nitsche и Nitzke. Фамилия происходит от имени Николай, сокращенно Ник, под влиянием славянского имени Ниц сначала приобрела форму Nitsche, а затем Nietzsche.
Неизвестно, почему Ницше хотел, чтобы его причисляли к знатному польскому роду. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла, утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его «кампании против Германии».
Отношения с сестрой
По словам самого Ницше антисемитизм сестры стал причиной разлада с ней. Некоторое время Фридрих Ницше был в напряжённых отношениях с сестрой, но к концу жизни нужда в заботе о себе заставила Ницше восстановить отношения. Элизабет Фёрстер-Ницше была распорядительницей литературного наследия Фридриха Ницше. Она издавала книги брата в собственной редакции, а для многих материалов не давала разрешение на публикацию. Так, «Воля к власти» была в плане работ Ницше, но он так и не написал эту работу. Элизабет издала эту книгу на основании отредактированных ею черновиков брата. Она также изъяла все ремарки брата касательно отвращения к сестре. Подготовленное Элизабет двадцатитомное собрание сочинений Ницше являлось эталоном для переизданий до середины XX века. Только в 1967 году итальянские учёные опубликовали без искажений ранее недоступные работы.
В 1930 году Элизабет стала сторонницей нацистов. К 1934 году она добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии. Экземпляр книги «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» и «Мифом двадцатого века» Розенберга были торжественно положены вместе в склеп Гинденбурга. Гитлер назначил Элизабет пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством.
Философия
Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.
Структурные и стилистические особенности ницшевского наследия
Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма следует отнести также (в духе философии самого Ницше с её пестуемым amor fati, иначе любовью к судьбе) к осознанному выбору философа, считая результатом развития его убеждений.
Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее воспроизводя опыт жизни. Жизнь, так открытая в мысли, оказывается доказанной по самому факту прочтения афоризма, внешне бездоказательного.
Воля к власти
Воля к власти является тем фундаментальным концептом, который лежит в основании всего ницшевского мышления и пронизывает его тексты на каждом участке. Будучи онтологическим принципом, она вместе с тем представляет собой основополагающий метод анализа и социальных, и психологических, и природных явлений — ракурс, с которого философом интерпретируется их протекание: «Что именно волит здесь власти?» — вот вопрос, которым имплицитно задается Ницше во всех его исторических и историко-философских изысканиях. Учитывая все вышесказанное, ясно, что его понимание является принципиальным для понимания ницшевской философии.
С содержательной точки зрения, воля к власти в философии Ницше представляет собой ответ не только на вопрос «Что такое жизнь?», но и на вопрос «Что есть сущее в своей глубочайшей основе?» Она, таким образом, есть сущность и живой, и неживой природы, в том числе, разумеется, и человеческого поведения. При этом следует остерегаться понимать «власть» в этом словосочетании по аналогии с социальной властью, властью одного живого существа над другим, поскольку следствиями воли к власти являются в том числе альтруистические побуждения, воля к творчеству, познанию, вообще все жизненные явления, которые не представляется возможным вписать в столь узкую мотивировку и т.д. Подобное упрощение этого понятия приводит и приводило к глубоко ошибочному толкованию всей ницшевской мысли. Как отмечает О.Ю. Цендровский, «ключ к его корректной интерпретации содержится в импликациях немецкого слова Macht. Macht обозначает не некоторую возможность, имеющийся у нас в распоряжении диспозитив, как мы это понимаем, говоря: «У меня есть власть». Немецкое Macht подразумевает актуальный процесс, это не то, что может быть использовано сейчас или припасено на потом, а то, что действительно всегда, постоянно проявляется. Таким образом, немецкое Macht, особенно в контексте ницшевской философии, было бы лучше передать словом “властвование”. Воля к власти есть воля к властвованию, а еще точнее: само властвование, непрестанно самоосуществляющаяся сила, схваченная в аспекте ее экспансивной природы. Властвование является глубочайшей природой всего сущего, способом его всегдашнего существования, а не какой-то внеположной целью, одной из многих. Всякая постановка цели, движение к ней уже есть акт властвования».
Далее, метафизика воли к власти предполагает присутствие на наиболее фундаментальном уровне двух важнейший этически окрашенных оппозиций. Она вводит различие между следующими режимами функционирования определяющей все сущее воли к власти: утверждением и отрицанием, активностью и реактивностью. Утверждение выражает экспансивную природу воли к власти, ее исходное устремление к неограниченному росту, развитию, созиданию. В режиме же отрицания — по существу, служебном, — воля к власти реализует себя через разрушение, противление. Непосредственным выражением отрицания является установка на разрушение чего бы то ни было, на уничтожение, осмеяние, отвержение (в том числе мира сего во имя потустороннего мира в христианстве).
С другой стороны, всякая сила обладает способностью функционировать в активном и реактивном режиме. Активная сила разворачивает свои возможности во всей их полноте, до предела, она полностью реализует себя. Реактивный режим, напротив, предполагает подавление максимального самоосуществления наличной силы — процесс сам по себе необходимый, но приводящий к патологии в случае его доминирования в жизнедеятельности. «Реактивный, или пассивный, образ поведения отделяет жизнь от ее высших возможностей, подавляет деятельность. Посему он выражается в приспособлении, подлаживании, инертности в отношении себя и других: бытие становится не творческой, экспансивной волей, а реакцией, голым поддержанием существования. Реактивность проповедует смирение, воздержание, недеяние, послушание, отказ от власти и имущества, от сильных чувств – все способы опреснения и обескровливания. В сочетании с отрицанием она порождает аффекты мелкой злобы, зависти, мстительности: подавленные реакции, не нашедшие выхода в полноценном действии против того, что вызвало раздражение, — рессентимент, как называет это Ницше».
Доминирование данных установок, позже названное Ницше нигилизмом в широком смысле этого слова, является патологией и порождает деструктивность во множестве ее психологических, социальных и культурных проявлений.
Таким образом, различение между утверждением и отрицанием, активностью и реактивностью составляет центр притяжения наследия философа и его метафизики воли к власти, образуя прямой ее переход в область этики. Все оппозиции, вокруг которых организованы сочинения Ницше, – великое и посредственное, благородное и низкое, свободный ум и связанный ум, мораль господ и мораль рабов, Рим и Иудея, прекрасное и безобразное, сверхчеловек и последний человек – уходят корнями в эту основополагающую бинарность его учения. Меняются лишь аспекты рассмотрения исходного противопоставления позитивного (здорового) и негативного (нездорового) способа существования.
Вечное возвращение
«Соединяя идею воли к власти с допущением об ограниченности энергии-материи и бесконечности времени, мы закономерно получаем вторую метафизическую идею Ницше: вечное возвращение того же самого (хронологически, однако, оформившуюся ранее, — в августе 1881 г.). Движимая волей к власти ограниченная материя обладает ограниченным же количеством возможных форм и комбинаций, поэтому в бесконечном времени они не только все должны быть осуществлены единожды, но повторяться вновь и вновь».
Проблема нигилизма
В ходе своих исторических изысканий, проводимых с позиций метафизики воли к власти, Ницше констатирует простершееся над тысячелетиями господство описанных выше отрицающих и реактивных сил, которые он объединяет общим именем — нигилизм. Их носителем является «нисходящая, расслабленная, усталая, осуждённая жизнь». Они пронизывают доминирующие религии, политические учения, социальные институты, привычки действия и мышления. Образцовым продуктом нигилизма является вера в сверхчувственный мир и проистекающие из нее идеалы. На протяжении большинства эпох в существовании цивилизации эта вера обесценивает и отравляет действительность. Она подавляет здоровые инстинкты, отвращает взор от жизни и, обкрадывая ее, переносит в потустороннее все высшие надежды и цели.
Как подчеркивает Цендровский, «прозрение в историю как историю нигилизма явилось углублением и расширением первоначальных наблюдений за клеветой господствующих учений на все активное и утверждающее, великое и исключительное, здоровое и полное сил. Воля к власти, познанная как бытие сущего, вручила Ницше метод познания, добывший его философии это открытие: генеалогию. Генеалогия предписывает познавать смысл всякого явления, замысла, оценки, идеи, поступка, личности, исходя из движущих ими сил – устанавливать отношения этих сил к целям роста жизни для вынесения морального суждения. Стоит только узнать, кто и что здесь “волит” власти, “кому выгодно?”, – и тотчас перед нами раскрывается сокровенное существо предмета».
Ницше сосредотачивает на феномене нигилизма и проблеме его преодоления все свое внимание. О ней всегда ведется речь, и будет трудно найти даже пару фрагментов, где бы она прямо или косвенно не разбиралась. Не будет преувеличением сказать, что это — путеводная нить философии Ницше, ее глубинное содержание.
Этика и этические идеалы философии Ницше
Из критической части учения Ницше, в которой он опознает и аналиризует господство нигилистических сил в истории, логически следует необходимость противопоставить этим разрушительным и тлетворным ценностям положительный идеал.
Денатурализованная мораль, оторванная от природы и всякой действительности, должна быть поставлена на имманентное основание активных и утверждающих ценностей и исходить из условий развития понятой как воля к власти жизни. Свою миссию Ницше видит в том, чтобы «подготовить человечеству момент высшего самосознания, великий полдень», когда станет возможной широкая работа по критическому исследованию ценностей с тем, чтобы провести их оздоравливающую переоценку, а через нее – культивирование нового человека и общества.
Новая мораль отвергает сверхъестественное целеполагание. Она постулирует ценности, опираясь не на фиктивное трансцендентное бытие, а на реальное конечное сущее, каким является человек. Смыслом существования становится устремление к воплощению высших возможностей жизни. Словом, ницшевская этика приобретает вид «телесно-духовной дисциплины»и строится на принципе высочайшей строгости человека к себе, интеллектуального, этического и эстетического совершенства.
«Обеспечение господства режимов жизнеутверждения и активности, – пишет Цендровский, – вот два фундаментальных принципа ницшевского проекта переоценки ценностей, на которых покоится его этика».
Но конкретная реализация данного принципа представляет собой проблему, и Ницше формулирует ее так: «…Какой тип человека следует взрастить, какой тип желателен, как более ценный, более достойный жизни, будущности»?. В ходе ответа на этот вопрос Ницше формулирует четыре основных этических идеала: свободный ум, великий человек, благородный человек, сверхчеловек, каждый из которых обладает своим специфическим и принципиально важным для его системы содержанием.
Свободный ум
«Самоосуществлению жизни, раскрытию её высших возможностей препятствуют ошибочные представления, направляющие по ложным, хотя и хорошо проторенным путям. Становление человека в обществе склоняет к некритическому восприятию веками копившихся, переплетавшихся и громоздившихся друг на друга заблуждений. Усвоение фикций потустороннего и посюстороннего, повиновение вкрадчивому голосу привычки, потакание недомыслию, обычаю, долгу и расхожим идеалам выкрадывает человека у самого себя. Полнота и богатство бытия невозможны для того, кто коротким поводком привязан к столбу несобственных, узких и поверхностных взглядов, ущербных жизненных форм. Должно вернуться к «истинным потребностям». Поэтому хронологически первым императивом, сформулированным в собственно ницшевской философии, стало освобождение ума, обретение суверенности, внутренней свободы как условий развития личности».
Другими словами, высшая жизнь невозможна, покуда познание не может эффективно выполнять возложенные на него задачи, а дух не высвободился из препятствующих развитию предрассудков. Поэтому суверенный, критический и творческий ум должен очиститься от заблуждений, и прежде всего религиозных, склоняющих человека к отрицающему и реактивному существованию. Однако когда из нашей жизни исторгнуты сверхчувственные идеалы, в ней на время воцаряется пустота, и им на смену приходит позиция не менее опасная — нигилизм (во втором смысле) как состояние на грани воли к небытию, возникающее вследствие обесценивания высших ценностей, когда происходящее ощущается как тщета. Установка нигилизма есть следующий по силе враг свободного ума после Бога. В этом смысле ницшевский человек, ницшевский свободный ум получает прекрасную и ёмкую дефиницию: он есть «победитель Бога и Ничто».
Великий человек
И все же свободного ума не достаточно, чтобы была воплощена «высочайшая могущественность и роскошность типа человек», для этого требуется в первую очередь сильная воля. Свобода-от, обретённая в рамках первого идеала, должна быть дополнена могучей творческой составляющей. Ведомая душевными силами борьба должна быть упорядочена одним доминирующим устремлением, которое направит волю к самоосуществлению. Описанное свойство Ницше называет «способностью к продолжительной решимости». «Великий человек, личность предельно концентрированная и сопрягающая цельность с разносторонностью, обладает, поэтому, способностью к «продолжительной решимости» как своей определяющей чертой». Одержимость целью, неустанное и нередко фанатичное служение некоей потребности, замыслу с давних пор угаданы как отличие сильнейших экземпляров человека». К существу величия Ницше причисляет следование долговременной логике поведения, неуклонную и неустанную волю к поставленным задачам, труду и жертвам ради них.
Благородный человек (аристократический идеал)
Рассматривая человеческую природу, Ницше придерживается позиций твердого биологического детерминизма. Философ настаивает на том, что потенциал и характер склонностей индивида определяются врожденными силами, расширительно именуемыми им инстинктами. Следовательно, свобода ума, как и величие являются не предметом выбора, а актуализацией уже имеющегося в человеке потенциала: нужно родиться свободным, чтобы им стать, нужно родиться великим, чтобы им затем стать. «Специфика идеала благородства в том, что он сосредотачивает в себе ключевые составляющие здорового функционирования воли к власти на наиболее фундаментальном для живого организма уровне: инстинктивном. Благородство есть господство базовых здоровых инстинктов, конструктивных режимов властвования», то есть биологическая предрасположенность к активности и утверждению. Именно идеал благородства является условием возможности, первой и базовой ступенью реализации в индивиде всех остальных идеалов: свободного ума, величия и сверхчеловека.
Сверхчеловек и принцип amor fati
Наконец, венчает ницшевский идеал сверхчеловек, одержавший победу не только над Богом и Ничто, но и над главным врагом, над самим истоком практического нигилизма, главным антагонистом Заратустры – духом мщения. Мщение в такой интерпретации есть основополагающий настрой на самоутверждение через разрушение и аффекты ненависти. Все наши институты и моральные представления пронизаны им. Долг и возмещение, наказание и вознаграждение, добро и зло, ответственность, нечистая совесть, даже толкование причины и следствия уходят корнями в дух мщения. Главный его объект, как подчеркивает М. Хайдеггер, — это время: то, что было, есть и будет, говоря проще, — судьба. Ответ Ницше духу мщения содержится в этическом посыле вечного возвращения, а именно — в идеале amor fati (лат.: любовь к судьбе). Сверхчеловек есть потому сверх-человек, что посредством «дионисийского-да-сказания миру как он есть, без изъятий, исключений и разбора», он преодолевает мщение как глубинную человеческую природу. Он пробивается до торжества всеприятия, желания вечного возвращения всех вещей, не скатываясь тем не менее в пассивность. «Человек, преодолевший дух мщения, — пишет Цендровский, — сделавший своей волей вечное возвращение всех вещей, все принявший, но не подчинившийся, преодолел в себе человеческое — он стал сверхчеловеком. Дефиниция сверхчеловека такова: «римский цезарь с душой Христа». В нём сочетаются полное отсутствие злопамятности и мщения Спасителя с экспансивностью, повышенной витальностью римского владыки».
Именно в этой точке вторая после воли к власти метафизическая идея Ницше, вечное возвращение, обнаруживает свою сугубо этическую ориентацию. Вечное возвращение всех вещей — это не столько описание некоего положения дел, то есть не столько онтологическая концепция, сколько императив, формула, по которой узнается сверхчеловек, которому присуща amor fati. По словам Делёза, оно «наделяет волю не менее строгими правилами, чем кантовские. Как этическая мысль, вечное возвращение представляет собой новую формулировку практического синтеза: Воли того, чего ты волишь, так,чтобы при этом ты волил также и его вечного возвращения».
Философ будущего
Здоровое и упадочное
В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности, построенное на метафизике «бытия становления», а не данности и неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью. Выходящие на первый план рассмотрения ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и разложение. Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся событием. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает попытку переоценки ценностей, до сих пор некритично подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.
Дионис и Аполлон. Проблема Сократа
Источник здоровой культуры Ницше усматривал в дихотомии двух начал: дионисийского и аполлонийского. Первое олицетворяет собой необузданную, роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной мировой гармонии и единству всего со всем; второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров», позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению трагедии. Наблюдая за развитием культуры Древней Греции, Ницше заострил внимание на фигуре Сократа. Тот утверждал возможность постижения и даже исправления жизни посредством диктатуры разума. Таким образом, Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический схематизм. Совершённый насильный перекос и является источником кризиса современной Ницше культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности, мифов.
Смерть Бога. Проблема христианства
Критика
Антиковед Вильгельм Нестле в 1890 году указывал на своевольную интерпретацию ранних греческих философов со стороны Ницше.
Начиная с 1890-х годов философ Владимир Соловьев вел полемику с Ницше и в прессе, и в своих философских сочинениях. На создание главного его труда, посвященного вопросам морали, “Оправдание добра” (1897), его побудило несогласие с ницшевским отрицанием абсолютных нравственных норм. В этой работе Соловьев пытался соединить представление об абсолютной ценности морали с этикой, допускающей свободу выбора и возможность самореализации. В 1899 году в статье “Идея сверхчеловека” он выражал сожаление, что философия Ницше воздействует на русское юношество. По его наблюдениям, мысль о сверхчеловеке относится к числу наиболее интересных идей, завладевших умами нового поколения. К ним же можно отнести, по его мнению «экономический материализм» Маркса и “абстрактный морализм” Толстого. Подобно другим противникам Ницше, Соловьев сводит философию морали Ницше к надменности и своеволию.
“Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения – во-первых, себе единолично, а затем себе коллективно, как избранному меньшинству “лучших”, господских натур, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, — вот очевидное заблуждение ницшеанства”
— В.С.Соловьев. Идея сверхчеловека//В.С.Соловьев. Собрание сочинений. СПб., 1903. Т.8. С.312.
Мифология
Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определённую мифологию:
Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего.
Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьбы за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!»
Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все так называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс).
Ницше как композитор
Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы.
Основными влияниями на раннее музыкальное развитие Ницше были венская классика и романтизм.
Ницше много сочинял в 1862—1865 годах — фортепьянные пьесы, вокальную лирику. В это время он работал, в частности, над симфонической поэмой «Эрманарих» (1862), которая была завершена лишь частично, в виде фортепьянной фантазии. Среди песен, сочинённых Ницше в эти годы: «Заклинание» на слова одноимённого стихотворения А. С. Пушкина; четыре песни на стихи Ш. Петёфи; «Из времен юности» на стихи Ф. Рюккерта и «Течет ручей» на стихи К. Грота; «Буря», «Всё лучше и лучше» и «Дитя перед потухшей свечой» на стихи А. фон Шамиссо.
Среди более поздних сочинений Ницше — «Отзвуки новогодней ночи» (первоначально написано для скрипки и фортепиано, переработано для фортепианного дуэта, 1871) и «Манфред. Медитация» (фортепианный дуэт, 1872). Первое из этих сочинений раскритиковал Р. Вагнер, а второе — Ганс фон Бюлов. Подавленный авторитетом фон Бюлова, после этого Ницше практически перестал заниматься музыкой. Последним его сочинением стал «Гимн дружбе» (1874), который много позднее, в 1882 году, он переработал в песню для голоса и фортепиано, позаимствовав стихотворение своей новой знакомой Лу Андреас фон Саломе «Гимн жизни» (а несколько лет спустя Петер Гаст написал аранжировку для хора и оркестра).