никитины воспитание детей что стало с детьми
Как сложилась судьба детей Никитиных, которые обучались особым способом и бегали в одних трусах по морозу (Как они сейчас выглядят)
Семья Никитиных была широко известна в Советском Союзе в 60-х – 80-х годах. Многодетные родители и педагоги по образованию Борис Павлович и Лена Алексеевна разработали систему раннего развития детей. Они создали, так называемую, «школу будущего», основанную на нескольких принципах:
· физическое развитие и закаливание с младенческого возраста;
· тесное общение детей и родителей;
· познание мира без лишних запретов;
· воспитание самостоятельности;
· интеллектуальное и творческое развитие.
Родители не старались вырастить вундеркиндов, а хотели, чтобы их отпрыски стали самостоятельными, умными, творческими людьми.
Дети Никитины пошли в школу раньше сверстников и переходили из класса в класс с опережением. Но из-за разницы в возрасте, у них не получалось дружбы с одноклассниками. Повседневная жизнь семьи осложнялась публичностью. В дом приходили сотни самых разных посетителей. Повзрослев, дети сравнили родительский кров с аквариумом, где посторонние наблюдали за ними, как за декоративными рыбками.
Свою жизнь младшие Никитины строили самостоятельно. Они не стали звездами или публичными людьми, но родители и не ставили перед ними такие цели. Все дети выросли интеллигентными, образованными людьми, создали крепкие семьи, подарили Борису Павловичу и Лене Алексеевне 27 внуков.
Алексей (61 год) – с детства демонстрировал независимый характер. В 14 лет ушел жить к бабушке, поскольку сильно тяготился публичностью семьи. В 18 лет женился, имеет дочь и сына. Живет и работает в Лондоне, занимается разработкой электронной аппаратуры. На выбор профессии оказала влияние мастерская в родительском доме и инженерные разработки отца.
Большая семья Никитиных
Антон (60 лет) – закончил химический факультет МГУ, работает по специальности. Сначала возглавлял лабораторию, затем перешел на производство, где занимал руководящие должности. Живет в Подмосковье, вырастил сына и дочь.
Ольга (58 лет) – дипломированный юрист, училась в МГУ, возглавляет юридический отдел крупной компании. Раннее развитие помогло в освоении профессии: пригодилось умение быстро читать, запоминать большой объем информации и логически ее структурировать. Мама двух дочерей.
Анна (56 лет) – своим призванием считала медицину, поэтому стала детской медсестрой. Ей всегда нравилось возиться с маленькими детьми, и, повзрослев, Анна стала многодетной мамой – воспитала двух сыновей и двух дочерей.
Анна с внучкой
Юлия (54 года) – журналист, возглавляет пресс-службу крупного предприятия. Известность семьи мешала ей строить личные отношения, но она все-таки смогла создать крепкую семью и вырастить двух дочерей.
Иван (51 год) – предпоследний ребенок в семье, с ним экспериментировали меньше других. Вырос разносторонне развитой личностью, любит техническое творчество. Основная профессия – оператор телевидения, режиссер. Воспитал пятерых детей.
Лена Алексеевна в окружении детей и внуков, 2011 г.
Любовь (49 лет) – три года работала библиотекарем в детской библиотеке. На выбор профессии повлияло раннее обучение чтению и любовь к книгам. Рано вышла замуж, стала домохозяйкой и многодетной мамой – у нее 10 детей.
Анна с внучкой Варварой
Анна, Ольга, Юля, Любовь живут в г. Королев, в соседних коттеджах. В своих семьях все Никитины практикуют закаливание и физическую подготовку. При воспитании детей и внуков используют многие принципы родителей, но своих отпрысков не отдавали в школу раньше времени и не практиковали ускоренное обучение.
Фестиваль семьи Никитиных, посвященный развивающим играм
Дети и внуки проводят регулярные фестивали семьи Никитиных. Никитины помнят, как известность осложнила их жизнь, поэтому оберегают свои семьи от публичности.
Дети Никитиных о себе
Закончил школу № 444, г.Москва (1974), Щелковский химико-механический техникум (с отличием, 1977), Химический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1982). Специальность – химик. Сейчас работаю в должности зам. нач. производственного отделения.
Как вы выбирали свою профессию? Помогло ли вам в этом «раннее развитие»?
Что дало вам «раннее развитие» творческих и других способностей? А еще чем «вооружила» вас семья в детстве?
Как вы воспринимали известность семьи – она вам помогала или мешала?
В большей степени, наверное, мешала.
Что вы считаете главным в работе БП и ЛА как педагогов-практиков, новаторов? Какую книгу (игру) Никитиных вы любите больше всего?
Какие элементы «системы воспитания по Никитиным» вы перенесли в свои собственные семьи? Что из опыта Никитиных-старших вы не стали повторять и почему?
Вот этот подход и перенесли. А что не стали повторять, так это перескакивание через классы в школе. Хотя, разумеется, это перескакивание никак нельзя отнести к «системе воспитания по Никитиным».
Сколько у вас детей?
Детей двое. Алексей (1983) и Дарья (1986).
Зачем нужен сайт семьи Никитиных?
Сайт нужен обязательно и по многим причинам. Во-первых, как средство продолжения дела Никитиных. Во-вторых, как место, где могут общаться все, кто считает себя продолжателями дела, кто просто читал книги Никитиных и пытается что-то взять оттуда для себя, кто в чем-то несогласен с Никитиными и хочет высказать свою точку зрения. В-третьих, для того, чтобы по возможности, положить конец огромному числу мифов, сплетен и клеветы, которые окружают нашу семью, семью Никитиных. В-четвертых, чтобы понять востребованность в современном обществе других подходов к образованию и воспитанию (особенно в условиях деградации и того и другого 🙁 ).
А выбор был достаточно случаен. Может быть, повлияла бабушка Дина – мамина мама. Она всегда была образцом спокойствия, уверенности, уважительного отношения к людям, пользовалась огромным уважением и непререкаемым авторитетом у огромного количества жителей нашего поселка – Болшево. Проработав более 50 лет в школе, будучи уже на пенсии, она была председателем товарищеского суда, и к ней бесконечным потоком шли люди за помощью и советом. И она мое намерение попробовать поступить на юрфак поддержала и была за меня очень рада.
Конечно, семья (родители) дала здоровье (до сих пор не жалуюсь, хотя из-за лени не предпринимаю практически никаких усилий для его поддержания) и умение любить и ценить близких людей. Быть уверенным в любви и поддержке родных. Это очень помогает в жизни.
Известность семьи в детстве скорее мешала – довольно неприятно, когда буквально «тыкают пальцем» и удивленно-неодобрительно высказываются и про твоих родителей и про тебя, соответственно. С возрастом я стала более спокойно к этому относиться, уже понимать начинаешь, что люди разные и не то что не очень тактичные, а и просто не очень хорошие встречаются. И тут как раз детская «закалка» помогала научиться спокойнее воспринимать чужое, пусть даже негативное, мнение и уметь отстаивать свое.
Их книги, как ни странно, нравятся все. Они разные, и вроде знаю их хорошо, и читала не один раз, но если попадет в руки – оторваться трудно. И не только потому, что «про себя» читаешь, а и потому, что много действительно интересных и ценных мыслей и чувств открываешь каждый раз.
Из «развивающих игр» – люблю с детства «Сложи узор», наверное, потому что много играли с папой, и рисовали задания, и кубики раскрашивали сами. С папой все было интересно делать.
По поводу «системы воспитания по Никитиным». Не люблю выражения «системы воспитания». Оно очень примитивно-поверхностное. Я думаю, системы как таковой не было. И в этом, в действительности, сильная сторона – любая система имеет специально обозначенные рамки и ограничения, которым надо соответствовать, в этой системе находясь. А у наших родителей, кроме нормальных, общечеловеческих, никаких искусственно созданных рамок и ограничений в отношениях с детьми не было. Была очень живая, разная, всегда искренняя и заинтересованная жизнь. Наполненная и обычными бытовыми проблемами, и удивляющим меня до сих пор огромнейшим желанием поделиться своим опытом (и достижениями, и неудачами, чтобы предостеречь), помочь другим людям. Всем людям. Всему человечеству, как любивший красивые выражения, мог бы сказать папа. Я думаю, что такая направленность на помощь другим людям, такой действительно искренний и действенный альтруизм – это в характере целых поколений людей, чье детство и молодость пришлись на «рассвет» советской эры, когда вера в прекрасные идеи была искренна, идеалы казались реально доступными, когда принцип «раньше думай о Родине, а потом о себе» был действительно руководством к действию. Поэтому и папа, и мама, увидев и поняв на себе и своем опыте, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО дети могут ЛЕГКО И БЕЗ УСИЛИЙ научиться читать в 2-3 года, выучить цифры, считать в уме, бегать по снегу и т.д. и т.п., и что это детям ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПОЛЬЗУ, не могли не поделиться этим своим ЗНАНИЕМ с другими людьми. Ну, а потом это искреннее, хотя и довольно наивное (наше поколение уже более цинично смотрит на мир и отношения) намерение со временем разрасталось. Где-то это принесло очевидную пользу: многие родители заинтересовались проблемами здоровья и воспитания детей, опыт БП и ЛА помог научиться думать и поступать самостоятельно, не брать на веру многочисленные и, как сейчас очевидно, бестолковые и даже вредные рекомендации официальной педагогики и медицины. А где-то и вред, в первую очередь самой нашей семье: открытость и откровенность наших родителей повлекли за собой и сплетни, и глупые, а иногда злые и гнусные, публикации; дала возможность множеству незнакомых с нами вообще людей, обсуждать, осуждать или просто болтать «о Никитиных».
В свою собственную семью постаралась «взять» здоровый образ жизни (простая пища, легкая одежда, босиком дома и во дворе, спортснаряды дома), чтение до школы, разнообразие занятий в детстве. Ну и общее для многих, не только нашей семьи, наверное – чтение вслух, совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи и т.п.), поездки с детьми. А самое главное, опять же вроде не из «системы», а из просто большой и дружной (несмотря ни на что) семьи – большое желание быть друзьями своим детям, заслужить их доверие и искреннее отношение.
Еще считаю очень спорным, а в нашей современной школе вообще тяжелым испытанием, перескакивание через классы (или более раннее, на 1-2 года, обучение). Не в смысле трудностей с учебой (тут как раз все довольно просто), а в свете социально-адаптационных проблем для ребенка в школьном коллективе. Пока не будет перестроена система образования и общественное сознание таким образом, что к подобным вещам будет спокойное и дружелюбное отношение, нужно быть очень осторожным.
Зачем нужен сайт семьи Никитиных? Для того, чтобы:
а) опыт, размышления, находки, огромная информация о детстве как важнейшем периоде жизни человека, которые за свою жизнь собрали БП и ЛА продолжали служить людям, т.е. той цели, ради которой они работали, наблюдали, размышляли, спорили и вообще жили. Может быть, я тоже несколько наивна, но очень многое людям действительно неоткуда почерпнуть! А люди думающие, размышляющие и небезразличные должны хотя бы знать об опыте, мыслях и жизни предыдущих поколений. Учиться на них, переосмысливать их для себя и своей жизни.
б) была информационная площадка для возможности посоветоваться, поделиться размышлениями, тревогами, объединить усилия и мысли при необходимости.
Закончила Московское медицинское училище № 3, специальность «детская медсестра», диплом с отличием. Работала в Морозовской детской больнице, процедурной медсестрой в хирургическом отделении районной больницы в Пермской области, в медицинском школьном кабинете.
Остальные навыки и умения – инструменты для основной деятельности как мамы и бабушки (вязание, стрижка волос, шитьё, бисероплетение, выпечка «фирменных» тортов и печений, постановка домашних спектаклей, гитара и фортепиано, сочинение стихов и песен…)
Моё дошкольное Детство дало мне многие необходимые «инструменты» для дальнейшего обучения и вообще жизни:
Раннее выразительное чтение помогло чувствовать красоту своего родного языка и подарило нормальную грамотность;
Быстрый устный счёт и папины игры – практически исключили проблемы с математикой; кроме того, игры (и интеллектуальные, и спортивные 🙂 ) наградили упорством и умением рассчитывать свои силы и возможности.
А вообще СЕМЬЯ напитала меня радостью ОБЩЕНИЯ с родными людьми, доверием и интересом к другим людям – в этом помогала разность характеров всех нас и безусловное доверие друг к другу, возможность заботиться о маленьких и больших.
Очень важна для моего (и не только моего) будущего была занятость наших родителей интересными делами В ДОМЕ. Даже только смотреть, КАК они что-то делают – было просто захватывающе! Папа владел многими слесарными и столярными инструментами – вся простая мебель в доме сделана его руками; а мама часто оформляла дома плакаты-выставки для библиотеки – тушью рисовала. Очень важны были общие дела и игры: допустим, заготовка дров к зиме или наша любимая игра в «волка», или мамино чтение вслух – всё было по-своему здорово!
В детстве любила что-нибудь считать 🙂 и читать сказки. Конечно, нравилось играть в разные общие игры (в «волка», «индейцев», «бедных людей»), делать вместе концерты к праздникам (костюмы сооружать, стихи вслух читать, цыганку или французскую певицу изображать…), где-то после 12 лет – обожала печатать на машинке и играть на пианино (осваивала самостоятельно). Всегда нравилось помогать папе и маме – рисовать и чертить новые задания к играм, переписывать карточки библиотечные, печь пироги… А еще очень нравилось, когда папа или мама рассказывали что-нибудь из своего детства и тихонько целовали в лобик перед сном…
Из игрушек нравились маленькие деревянные фигурки (игра «Волшебный мешочек»), а из папиных игр – «Внимание-Угадай-ка!», «Кирпичики», «Дроби», «рамки Монтессори» (да все папины игры интересны, кроме «Конструктора», в который я почему-то не играла).
Конечно, оба были великолепными ораторами, а их честность, искренность, стойкость и неподкупность не могли не растопить других людей на встречах и выступлениях. Поэтому то, что они не отказывались от этих встреч – настоящий подвиг. Очень многих людей они повернули лицом к Детству.
Книги Никитиных люблю все. Не могу выделить какую-либо – каждая по-своему хороша, хотя где-то и поспорить хочется :).
Зачем нужен сайт семьи Никитиных?
Кроме того, надоели распространенные в Интернете пасквили* на нашу семью – особенно больно здесь за папу с мамой. Не хочется давать и дальше расти этой плесени.
Под словами «раннее развитие», как термином, которым наградили «воспитание по Никитиным», я понимаю максимально большие возможности для всевозможной ранней ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенка – самостоятельной, интересной, небессмысленной и ответственной. Вместе и одному. Именно такое «раннее развитие» я буду поддерживать.
* «Любовь и система» С. Самоделовой в МК 2000 г. – прежде всего.
В нашей большой семье я больше всего ценю атмосферу взаимного доверия и открытости, готовность сразу прийти на помощь друг другу.
«Раннее» развитие воспринималось как нормальное, никакого насилия над собой в семье я никогда не чувствовала. Плюсы так называемого раннего развития: 1. начальную и во многом среднюю школу прошла легко, на домашнем багаже знаний; 2. хорошее здоровье и хорошее физическое развитие. Вплоть до института выступала в разных соревнованиях по легкой атлетике и гимнастике фактически без дополнительных тренировок; 3. привычка к «здоровому образу жизни».
Минусы. 1. знания в детстве дались слишком легко и не приучили учиться. Это пришлось нарабатывать в зрелом возрасте. 2. Разница в возрасте с одноклассниками в 2-2,5 года изолировала от сверстников, создало трудности в общении. 3. Слава родителей и известность семьи на меня, чрезвычайно впечатлительного ребенка и подростка, повлияли негативно, мешали строить собственную жизнь.
Сколько себя помню, пишу, и всегда хотела писать и общаться с людьми. Так что, в общем, детские мечты осуществились.
Из книжек БП и ЛА люблю «Правы ли мы», «Мы и наши дети». Из «развивающих игр» мне больше по душе так называемые пособия – таблицы, географические карты на стенах, часы, термометр и т.п. Сами игры были интересны с папой, со своими детьми я занималась ими мало.
Появление Сайта семьи Никитиных в какой-то момент стало назревшей необходимостью. Я очень благодарна главным вдохновителям, моим племянницам и молодым мамам, которые смогли свежим взглядом посмотреть на работу БП и ЛА, и помогаю им по мере сил и возможностей.
Спустя годы для меня главным в истории нашей семьи оказались не «новшества», а все-таки иное. Вся наша жизнь в большом доме была озарена творчеством, энергией, открытостью, светом, требовательностью к себе этих двух удивительных личностей – наших отца и матери. Для всех своих многочисленных внуков они сумели найти в себе еще больше любви. В кабинет дедушки мог прибежать каждый в любое время. При этом Борис Павлович, казалось, любил каждого встречаемого им малыша не меньше, чем собственного. Во всех конфликтах взрослых и детей (то есть своих собственных выросших детей – со своими маленькими внуками) бабушка Лена всегда принимает сторону «слабого»…
Я считаю, что на сегодня все семеро братьев и сестёр Никитиных, как состоявшиеся личности (младшей Любови – уже 40), явно не дотягивают до уровня своих родителей. Хотя папа был убежден, что дал нам все возможное для дальнейшего творческого расцвета. Почему же потенциал реализован далеко не полностью?
Собственно, здесь для меня закопана одна из целей нашего сайта. Что могут сделать родители для своих детей? Всё, что предлагали Никитины – да, могут. Но главное – не инструменты, а суть отношения родителей и детей. Об этом написаны сотни замечательных книг. И еще раз сказать об этом – одна из задач сайта.
Главным в работе БП и ЛА как педагогов-практиков я считаю:
1) Научный, исследовательский, максимально непредвзятый подход к предмету исследования – будь то книга, собственные или чужие дети.
2) Дотошная фиксация этих исследований в письменном и фотографическом виде с указанием всех объективных показателей (даты, имена, место события, ссылки на источники и т.д. и т.п.).
3) Внимательнейшее изучение всех новейших научных достижений в прикладных областях и вдумчивое соединение их с практикой. Это давало возможность правильно предвидеть и прогнозировать результат (теперь это уже подтвердило время), уметь выделять главное, выдвигать перспективные научные гипотезы.
Из книг БП и ЛА больше всего люблю «Гипотезу возникновения и развития способностей».
Сайт очень нужен. Считаю необходимым двигаться дальше, развивая достижения БП и ЛА. Пока намерения и движения, мои по крайней мере, малы и недостаточны.
Закончила библиотечный техникум, проработала три года в детских библиотеках г. Москвы. Думаю, что «раннее развитие» в выборе профессии роли не сыграло, кроме раннего чтения и, как следствие, – любви к книге вообще. Вышла замуж, и с тех пор – домохозяйка. В дневниках родителей записано, что «хотела стать мамой». Так и получилось. У меня десять детей.
Семья дала хорошее здоровье, которым, надеюсь, поделилась со своими детьми. И дала возможность относиться к детям, нахождению дома вообще – не как к «каторге в четырех стенах», а просто как к жизни, во всем ее многообразии.
Для меня главное в семье моих родителей – это ОБЩАЯ жизнь детей и родителей. Им было интересно с нами, нам – с ними, и это В ДЕЛАХ, не только разговорах. И еще важно, что не было ощущения, что родители жили «для нас» или мы «для них». Очень многое, что делали папа и мама, объединяло, а не разобщало (игры, соревнования, чтение, измерения папины и т.п.). Это очень актуально сейчас, когда и у родителей, и у детей большинство интересов вынесены ЗА границы дома. Из развивающих игр люблю «Кубики для всех» и «Сложи квадрат», любимые книги БП и ЛА – «Мы, наши дети и внуки» и «Отчий дом».
В моей семье все ходят босиком дома и во дворе, дети много двигаются, все рано начали читать (младшие учились у старших), устраиваем общие чтения вслух любимых книг. Не стали отдавать детей раньше в школу, как и перепрыгивать через классы. Тут сказался мой негативный опыт: два года разницы с одноклассниками с самого начала учебы в школе – это много (я пошла в 1-й класс в 5 лет). И ради чего экономить год или два после школы?
Судьба детей Никитиных, которых отдали в школу в пять лет и бесконечно закаляли
Воспитание самостоятельного ребенка — цель многих родителей. Но как далеко они готовы зайти, чтобы добиться результата? Ведь очень часто родительские амбиции утихают, когда сталкиваются с давлением близких родственников и собственного окружения.
Однако даже в советское время находились те, кто не хотел быть, как все. Даже когда речь шла о воспитании детей. И тут особняком стоит семья Никитиных, чей подход к воспитанию никого не оставлял равнодушным. И сегодня редакция «Так Просто!» предлагает вспомнить, как жила та удивительная семья.
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА
Инженеру Борису Павловичу Никитину не нравились методы воспитания подрастающего поколения, которые существовали в СССР. Мужчина живо интересовался педагогикой и даже порывался открыть школу с собственным подходом к воспитанию. Однако разрешения ему, конечно же, не дали.
Судьбоносной оказалась встреча Никитина с учительницей Еленой Алексеевой. Она была моложе на 14 лет, однако общие интересы быстро сблизили их. А потому они скоро поженились и именно в собственном доме организовали ту самую школу, которая казалась невозможной в советское время.
Какие же подходы к воспитанию своих семерых детей Никитины считали правильными?
© Depositphotos
Главные принципы воспитания
© Depositphotos
Конечно, сегодня подобным мало кого можно удивить. Однако в 60–70 годах прошлого века в нашей стране это считалось неслыханной дерзостью, движением против системы. А потому о семье Никитиных скоро узнала вся страна. Появились как сторонники их подхода, так и противники.
Нашлись те, кто считали неправильным закалять детей, заниматься с ними гимнастикой, рано приучать к чтению и позволять малышам излишнюю самостоятельность. Никитины же не скрывали, что дети уже с 3–4 лет мастерят себе игрушки и активно помогают по дому.
Необычным родителям приходилось постоянно доказывать, что их подход имеет право на жизнь. Дети действительно росли смышлеными и открытыми, редко болели, умели читать уже с трех лет. Прекрасно учились в школе и постоянно перескакивали через классы. А потому оканчивали школу быстрее других.
© Depositphotos
Какие ошибки были допущены
Хотя сами Никитины признавались, что некоторых ошибок им избежать не удалось. Огромное внимание к семье порождало массы пересудов, от которых невозможно было защитить детей. Популярность, когда все воспринимают тебя как выскочку, — такое себе удовольствие.
Не хватало детям и общения со сверстниками. Ведь в садик они не ходили, а в школе постоянно оказывались младше других одноклассников. Это мешало заводить дружбу и находить общий язык с детьми из других семей.
Еще одним минусом стало отсутствие жесткой дисциплины в семье. А потому во взрослой жизни, когда нужно было учиться или работать через силу, это оказалось проблемой. Приходилось восполнять пробелы.
Как же сложилась жизнь всех семерых детей? Довольно успешно. Каждый нашел свое место в жизни, каждый вырос интеллигентным человеком. Да, они признают, что полезные привычки, которыми они обзавелись в детстве, упростили их жизненный путь в зрелые годы. Они и собственных семьях используют родительский опыт. Хотя своих детей раньше времени в школу никто из них так и не отправил.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов