нигредо альбедо и рубедо что такое
Великое делание
Миниатюры из книги «Драгоценнейший дар Божий». Европа, XVII век Bibliothèque de l’Arsenal
Алхимики называли производство философского камня великим деланием — opus magnum. Этот процесс состоял из трех стадий: разложения (нигредо), возрождения (альбедо) и окончательного совершенства (рубедо). Каждой из этих стадий соответствовал определенный цвет: черный, белый и красный. Сначала неблагородные металлы смешивались в реторте Реторта — сосуд для получения дистиллята из твердых или жидких веществ. и окрашивались там в черный цвет. Затем в процессе дистилляции пары поднимались вверх, оставляя на стекле белый конденсат. В итоге получалась красная жидкость или порошок, который и называли философским камнем. Согласно алхимической теории, любой неблагородный металл при добавлении красного порошка превращался в золото.
В алхимических трактатах эти три стадии часто изображаются аллегорически. Среди таких аллегорий история короля и королевы — серы и ртути, — испытывающих любовное томление. Сперва они забираются в реторту, потом раздеваются (очищение), затем соединяются (смешение). Прах влюбленных сгнивает, однако спустя время в сосуде из их останков появляется прекрасная беременная женщина в белом (стадия альбедо). Эта аллегория иллюстрирует идею Аристотеля о гниении как начале жизни, воспринятую алхимиками: «смерть» металлов была необходима для их «воскресения» в лучшем состоянии. Женщина беременна принцем в красных одеждах — аллегорией философского камня.
Нигредо, альбедо, рубедо
Что, в сущности, мы знаем о нигредо? Начнем с общеизвестного. Уже из самого названия следует, что это темное состояние, которое может быть отчасти соотнесено с гуной тамас в индийской философии. Тьма, печаль, тоска, ужас, сатурническая тяжесть – любой из нас без труда найдет огромное количество синонимов, которые можно поверхностно соотнести с этим понятием. Собственно говоря, самым точным было бы высказывание «полное нигредо», под которым часто подразумевается «полная жопа». Философский, а в особенности, алхимический вопрос только в том, всякая ли жопа может называться нигредо или все-таки имеет смысл проводить некую систему классификации? Известно, что многим бывает весьма удобно выдавать состояние, вызванное личными проблемами, за нигредо, так поэтичнее, что ли. А можно ли назвать нигредо соматическую депрессию, по тяжести иногда приводящую к самоубийству, вызванную просто недостатком некоего вещества в крови? Очевидно, что достаточно обладать минимальным метафизическим чутьём, чтобы понять, что нигредо, если и жопа, то жопа совершенно особая.
Скажу больше: мало кто знает, что нигредо тоже бывает разное. Например, один из христианских святых (если верить Мережковскому, сам я этого святого не читал) выделял две стадии темной ночи (то есть христианский аналог нигредо) – темная ночь души и темная ночь духа. В первой можно разглядеть хотя бы ушами или кожей если не краски, то звуки и ощущения. А во второй… Впрочем, об этом лучше до поры даже не задумываться.
Значит, нигредо два вида. И первый является обязательной начальной стадией. Но почему? И что это значит?
Здесь нам следует провести небольшой экскурс в аналитическую психологию. Главное понятие аналитической психологии – индивидуация, то есть сотворение индивидуальности – эквивалентно великому деланию алхимиков и пути гностиков. Из этого следует, что в самом начале пути человек не обладает индивидуальностью, но только в лучшем случае зачатками оной. Чем он тогда обладает? Ничем. Обычный человек – это часть некой общей машины, бытие, впаянное в некую свинцовую общность различных эгрегоров, будь то религиозные, политические, родовые, культурные. То, что человек считает своим, есть лишь бессознательно привитые программы, соответствующие духу времени. Чтобы действительно стать собой, следует попотеть. Любой из нас знает, что мир – это иллюзия. Может быть, самым большим парадоксом современности является то, что высшие эзотерические тайны разбросаны на площади и их можно повторять сколько угодно, и все равно ничего не понять. Правда, есть один метод радикального разрыва, указанный в 22 стихе второй главы, но об этом пока не будем.
Так вот, нигредо наступает, когда адепт начинает понимать, что его окружает иллюзия, и более того (что намного хуже), он сам является частью иллюзии, после чего предпринимает попытку от неё освободиться. Я скажу сразу, что 98 процентов на этой стадии, как правило, срезаются и падают – кто-то с большим, кто-то с меньшим грохотом. Потому что иллюзия начинает мстить и испытывать… А кому приятно ощущать потерю связи с чем-то огромным и значимым? Отсюда тяжесть нигредо, тяжесть отъединения. Тот, кто до этого был лишь сыном своей матери, должен стать собой и «убить свою мать», разорвав с ней всякую связь. Под словом «мать» имеется в виду устоявшаяся матрица семейных и коллективных ценностей, разрыв с которой вызывает кризис одиночества, чуждости и прочего. Об этом уровне нигредо очень много у экзистенциалистов и абсурдистов, будь то Камю, Сартр, Ионеску, Беккет или еще кто. Более того, я могу утверждать, что эстетика экзистенциалистов и является эстетикой первого нигредо, нигредо отделения. Экзистенциализм пытается решить величайшую метафизическую задачу обретения себя, как меру всех вещей, и отделения себя от всего остального. Отсюда бесконечный ужас: «Если я отдельный, то я умираю» (ужас смерти), ибо пока сознание было в сонном состоянии идентификации с непреходящими ценностями, страх смерти мог появляться только в её непосредственной близости. Более того, на отделившийся атом падает вся тяжесть ответственности (ужас вины) и познания.
Здесь все решает выбор – остаться отъединенным в своем безграничным ужасе или согласиться на блаженное слияние. По сути, речь идет о всё том же выборе, показанном в «Матрице». Теперь понятно, почему, несмотря на крайне черные краски, экзистенциализм и декаданс кажутся нам более живыми и привлекательными, чем так называемая «эстетика жизнелюбия». Вся прелесть, все очарование экзистенциализма в его претензии на прохождение первой стадии делания, сепарации, с которой и связано первое мучительное нигредо. Эссе «Миф о Сизифе» раскрывает первую благородную истину гораздо лучше, чем тысяча буддийских ритуалов, а образы Ионеску обнажают фарсовость базовых паттернов культуры лучше любого моралите. Подлинный экзистенциалист обретает сознание ценой погружения в чистую субстанцию ужаса и отрицания, поселяясь на этом дне. Экзистенциалист говорит смерти тотальное «да», чтобы хоть на миг по-настоящему пожить, ибо жизнь возможна только в осознании смерти. Всякий внимательно читавший Вторую Главу Святой Книги Закона хорошо знает причину этого парадокса.
Таким образом, освобождение от механизма, выбывание из системы и есть экзистенциальная реализация нигредо, с которым связано три ужаса – ужас осуждения и отъединения, ужас смерти и небытия, и ужас познания. «Я желаю знать, каково оно бы ни было». Это и есть ключ к чистому нигредо – познание превыше всего, не опустить глаз, познать все. Это опыт чистого экзистенциалиста – «даже если все есть зло, я не опущу перед этим глаза». Если эта стадия не пройдена, то вино рискует скиснуть в уксус.
Теперь осторожно переключим внимание от нигредо к альбедо. Говорить о нем гораздо сложнее, чем о нигредо, поскольку известно не так много реально достигших этого состояния. Можно послушать альбомы «Наутилуса» «Крылья» или любой альбом «Аквариума» после «Детей декабря», в которых окончательно завершается этап нигредо. Зафиксировать переход от нигредо к альбедо очень сложно. Потому что само по себе нигредо может продолжаться очень долго, и при определенном раскладе в нем можно прожить всю жизнь. Здесь есть тонкая ловушка. Можно отъединиться от системы, но не отходить от неё далеко, поддерживая связь своим активным отрицанием. Ужас притирается и становится привычной формулой, теряя свою наполненность. Вначале экзистенциальная напряженность вызывает кошмарное содрогание и желание бежать в уютный детский рай первичной иллюзии, но через некоторое время можно легко говорить об экзистенциальной напряженности, не чувствуя её никоим образом. Точно так же, как если вы работаете в морге, трупы перестают быть носителями определенных идей ужаса, а становятся рабочим материалам. Такова судьба большинства сетевых сатанистов. Они уже знают (справедливо, причем), что они выше, чем 98 процентов населения, и остаются на этом уровне, не заметив, как их дискурс стал таким же запрограммированным, как и у этих 98 процентов. Однажды, читая их статьи, я понял, что они не лгут, когда говорят о нигредо. Они те, кому хватило смелости в него войти, но для того, чтобы выйти из него, смелости не осталось. По ним можно понять, что при кристаллизации в нигредо утрачивается новизна, свежесть, лишь по кругу тянутся скучные разговоры о то, что есть тьма, что значит «по трупам продвигается сверхчеловек» или «идешь к женщине – возьми плетку» и кого можно считать отъинвольтированным. Скучные для уже прошедших посвящение альбедо, конечно. Для тех же, кто только подходит, целое откровение в том, что можно мыслить по иным, нежели господствующий дискурс, векторам.
Но если в нигредо отъединение стало привычным и произошла некоторая кристаллизация, нужно срочно искать следующую ступень. Странная последовательность у нас получается, не правда ли? Нигредо, кристаллизация, а затем альбедо, которое все обратно растворяет. И тем не менее, это именно так. С альбедо связано гораздо больше непонимания, чем с нигредо. Некоторые представляют альбедо как своеобразный уровень святости, и это является ой какой ловушкой! Нигредо связано с тенью, а альбедо – с Анимой\\Анимусом. Потому механизмы нигредо универсальны, а альбедо, как я могу предположить, все же отличается для мужчин и женщин. И если мужчины оставили достаточное количество весьма откровенных исповедей индивидуации, как прямых (описания типа юнговской автобиографии или моей «Истории одного анализа»), так и косвенных (произведения искусства), то женщины, возможно, в силу большей скрытности, такого богатства материала не оставили.
Во-первых, альбедо – это опыт растворения. Исчезает граница между эго и не эго, и это воспринимается как тот самый высший уровень святости. Все бытие становится нежно-лунно-утонченно-ласково-эротичным, однако, видимо, по закону компенсации, из самого адепта сексуальность исчезает. Вообще, всё, что касается альбедо, можно прочесть в моей лекции по «Верховной жрице» и моем личном опыте в «Истории одного анализа» после пробуждения Кундалини. В этих работах подробно описываются опасности и возможности этого состояния. Самое неприятное то, что из этого состояния можно запросто рухнуть в еще донигредную фазу, и тогда, как говорят алхимики, «сосуд разбился, Меркурий сбежал, магистр сошел с ума». Ну, или полностью растворился в материальном мире.
Почему некоторые предпочитают держаться за остатки своего нигредо? Парадокс в том, что альбедо для эго оказывается страшнее, чем нигредо! Тем не менее, у альбедо есть очень важные стороны, без которых нет никакого делания: очищение и перерождение. Это сопровождается переживанием нежнейшего экстаза, но горе тому, кто начнет цепляться за этот экстаз. Воды альбедо – это одновременно воды очищения и воды нового рождения, после которого адепт, отдав все, выходит обновленным и готовым говорить на «птичьем языке». Птичий язык, или язык ангелов – это язык парадоксов. В мире нигредо парадоксов не существует. Есть зло, нет добра, есть ад, нет рая, есть черт, нет бога. (В мире преднигредного серого бытия есть только боженька, эдемчик и вкусная добренькая кашка, так, что ни говорите, нигредо все-таки предпочтительнее). Парадокс может постичь по-настоящему только прошедший альбедо и вышедший из этого, не повредившись умом. Я приведу один изысканнейший гностический парадокс, которым прошедший альбедо будет наслаждаться, вкушая каждую строку, точно гурман изысканное яство:
Великое Делание
Великое Делание, Великая Работа (лат. magnum opus) — в герметизме, алхимии и некоторых оккультных традициях, в том числе в Телеме, духовный путь, ведущий к трансценденции, совершенству и соединению с Божественным. В некоторых направлениях современной психологии термином «Великое Делание» обозначается процесс выведения бессознательных комплексов в сознание с целью реинтеграции [1]. Завершение Великого Делания, символом которого выступает Философский Камень, понимается как кульминация духовного пути, достижение просветления или освобождение человеческой души от сковывающих ее бессознательных сил [2].
Содержание
В герметизме
Элифас Леви (1810—1875), один из первых церемониальных магов Новейшего времени и один из вдохновителей Герметического ордена Золотой Зари, подробно рассматривает понятие Великого Делания, выводя его за пределы узкого алхимического контекста:
Сверх того, в природе существует сила, безмерно превосходящая своею мощью силу пара: один-единственный человек, умеющий управлять и руководить ею, способен преобразить с ее помощью лик земли. Сила эта была известна древним; она представляет собою некий универсальный агент, подчиненный принципу равновесия как верховному закону, а управление ею имеет самое прямое отношение к величайшей тайне высшей магии Этот агент в точности то же самое, что средневековые адепты именовали первоматерией Великого Делания. Гностики описывали его как огненное тело Святого Духа; в тайных обрядах Шабаша и Храма он был предметом поклонения, символически представленным в образе Бафомета, или Мендесского Андрогина.
Великое Делание — это, прежде всего, самосотворение человека, то есть полное и всецелое овладение своими способностями и своим будущим и, в особенности, совершенное освобождение своей воли [3].
В алхимии и психологии
В алхимии Великое Делание — название алхимического процесса трансформации первовещества в философский камень или Эликсир жизни. Усовершенствованием человека достигают воздействия на процессы в микро- и в макрокосме. 4 стадии алхимического Великого Делания — это нигредо («черный»), альбедо («белый»), цитринитас («желтый») и рубедо («красный»). Иногда выделяют лишь три стадии Великого Делания: разложение (нигредо), возрождение (альбедо) и окончательного совершенство (рубедо).
Знаменитый александрийский алхимик Зосима Панополитанский описывает цель алхимии как достижение совершенства, в результате которого алхимик устанавливает связь с божеством, заключенным в нем самом [4]; символом этого процесса служит Философский камень [5].
В даосской алхимии Великое Делание описывается как изготовление эликсира бессмертия и интерпретируется схожим образом — как открытие и реализация своей божественной природы. С этой целью даосский алхимик должен постепенно перейти в состояние недеяния, в котором ему и откроется собственное божественное естество [6]. Это божественное естество называется Великим Пределом, олицетворяющим абсолютную совокупность всего сущего.
В западной алхимии эквивалентом Великого Предела выступает Уроборос — змей, пожирающий собственный хвост. Это символ божественной природы, не имеющей ни начала, ни конца: она подвержена постоянным переменам, но не убывает и не возрастает.
Путь к завершению Великого Делания, или к соединению с Великим Пределом, описывается в алхимических метафорах. Практические методы трансмутации металлов, красок и сплавов, изложенные в алхимических текстах, служат аллегориями внутренних, психологических процессов. Алхимическое представление, согласно которому для трансмутации в золото металл сперва должен был сведен к своей простейшей форме (первоматерии), — аллегория психологического принципа, согласно которому для всякого преобразования личности необходимо предварительно разделить ее на базовые составляющие [7]. Это же представление о необходимости предварительного расщепления на простейшие элементы ради последующего воссоздания в новом качестве заключено в алхимической максиме «Solve et Coagula» (лат. «Растворяй и сгущай»), которая считается основным правилом Великого Делания [8]. Символ этого правила — алхимический образ феникса, умирающего и сгорающего, чтобы затем возродиться из пепла [9]. Алхимию называют искусством преображения, а принцип «Solve et Coagula» — основополагающая формула этого преображения, относящаяся к трансформациям не только в физическом мире, но и в мире внутреннем. Стадия «Solve» начинается тогда, когда сознательное эго встречается с бессознательным. Бессознательное гораздо обширнее, чем эго, поэтому в результате этой встречи эго начинает растворяться. На данном этапе алхимической работы старая, застывшая в определенной форме личность перестает функционировать, столкнувшись с необъятностью бессознательного. Это может вызывать смятение и страх; алхимики называют эту фазу «нигредо», то есть «почернение», погружение во тьму. Период нигредо, в течение которого эго человека растворяется, мучителен, но необходим для дальнейшего развития. После того, как «я» встретится со своей «тенью» и распадется на части, его можно будет воссоздать по-новому, и метафорой этого воссоздания служит алхимический процесс «Coagula» [10].
Известна и другая точка зрения на путь Великой Работы. В вышеописанном подходе средством преображения личности служил принцип двойственности, но существует метод, направленный на выход за пределы всякой двойственности и слияние с Великим Пределом. Даосы утверждают, что Инь и Ян, то есть двойственность, мешают нам увидеть совершенство Великого Предела. Поэтому свершение Великого Делания (восстановление целостности) основывается на объединении противоположных начал, именуемых в даосизме «Инь и Ян» [11]. Та же идея соединения противоположностей обнаруживается и в западной алхимии, где завершение Великого Делания описывается как союз Серы (символизирующей активное начало) и Ртути (пассивное начало). В теории йоги также идет речь о соединении мужского канала жизненной энергии (пингала) с женским (ида) [12]. В западной алхимии соединение противоположностей описывается как «coniunctio», или алхимическое бракосочетание, ведущее к рождению Философского камня, который символизирует завершение Великого Делания [13]. Эзотерический, внутренний смысл соединения противоположностей заключается в выходе за пределы психической двойственности. В ходе формирования эго некоторые элементы отвергаются и вытесняются в бессознательное, а некоторые принимаются и становятся частью сознательного «я». Из-за этого возникает внутренний раскол: «я» диссоциируется с «тенью». В этом контексте алхимический процесс понимается как процесс восстановления психической целостности — реинтеграции бессознательного с сознательным «я». В этом и заключается суть самореализации: в осознании того, что все элементы психики — части нашего «я». Некоторые из них могут казаться посторонними, но это лишь потому, что мы вытеснили их в бессознательное [14]. Итак, основной принцип внутренней алхимии — объединение сознания с бессознательным, в результате чего «я» обретает целостность [15].
В Телеме
В учении Телемы Великое Делание, или Великая Работа, в общем виде определяется как совокупность духовных практик, ведущих к мистическому слиянию Я со всем сущим. Алистер Кроули, основатель Телемы, придерживался точки зрения на Великое Делание как на путь объединения противоположностей:
Великая Работа — это соединение противоположностей. Под этим можно понимать соединение души с Богом, микрокосма — с макрокосмом, женщины — с мужчины, «я» — с «не-я», и так далее, и тому подобное [16].
Великая Работа понимается не только в узком смысле, как момент слияния личного начала с божественным, но и как духовный процесс во всей его полноте. В частности, Кроули говорит о Великой Работе как об осознанном процессе духовного развития. Свою личную Великую Работу он описывает в предисловии к «Магии в теории и на практике»:
На третьем году учебы в Кембридже я сознательно посвятил себя Великой Работе, разумея последнюю как Труд становления Духовной Сущностью, свободной от ограничений, случайностей и иллюзий материального существования [17].
Принцип сознательного посвящения себя Великой Работе чрезвычайно важен: осознанно обратившись внутрь себя и поставив своей задачей самосовершенствование, соискатель тем самым символически запечатывает свой vas hermeticum, свой алхимический сосуд. Внутренний жар душевных борений нагревает этот сосуд, способствуя растворению границ эго и интеграции сознания с бессознательным [18].
В системе магического ордена A.’.A.’. Великая Работа Послушника определяется как «приобретать научные знания о природе и способностях моей личности» [19]. Но при этом Кроули полагает, что Великая Работа должна быть встроена в повседневную жизнь:
Я настаиваю, что в частной жизни люди не должны давать полную волю своим страстям, потакая им и тем самым опускаясь до уровня прочих животных, но не должны и подавлять их, потому что это ведет к неврозам. Я настаиваю, что каждую мысль, слово и дело следует осознанно ставить на службу Великой Работе: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» [20].
Кроули нередко рассуждает об успешном завершении Великой Работы, но в то же время признает, что это бесконечный процесс:
Поход за Святым Граалем, Поиск Камня Философов — каким бы именем мы ни предпочли называть Великое Делание, — таким образом, бесконечен. Успех лишь открывает новые пути, сулящие новые великолепные возможности. О да, воистину и аминь! этой задаче нет конца, и нет пределов радостям, с ней сопряженным; ибо что такое вся Вселенная и всё сущее в ней, как не безграничное игралище для Венценосного и Победоносного Ребенка, для этого ненасытного, невинного, вечно ликующего Наследника Пространства и Вечности, имя которому — ЧЕЛОВЕК? [21].
Представление о бесконечности Великого Делания встречается и в классическом алхимическом контексте. Идея вечного круговращения, символом которого служит Уроборос, подразумевает непрестанный циклический процесс, в ходе которого личность постоянно разлагается на составляющие, воссоздается и разлагается вновь ради еще более совершенного перерождения. И эта же идея обнаруживается в теории глубинной психологии, где «я» непрерывно, циклически, сталкивается со своими элементами, вытесненными в бессознательное, чтобы снова интегрировать их и обрести целостность на новом уровне [22].
Термин «Великое Делание» содержится также в «Благословении», завершающем Гностическую мессу, где Жрец благословляет прихожан такими словами:
ГОСПОДЬ да приведет вас к исполнению вашей Истинной Воли, Великого Делания, к Величайшему Благу, Истинной Мудрости и Совершенному Счастью! [23].
Нигредо альбедо и рубедо что такое
Всем заинтересовавшимся феноменом АЛХИМИИ посвящается:
перепост очерка Фёдора Гайворонского
[Текст скорее символический, чем научный. Зато даёт осмысление категориального аппарата. Что важно]
. “Если ты имел несчастье удостоиться внимания принцев и королей, они не перестанут
спрашивать тебя: “Ну, мэтр, когда мы наконец увидим что-нибудь стоящее?”
В своем нетерпении они назовут тебя мошенником и негодяем и причинят тебе
все мыслимые неприятности. И если тебе не удастся прийти к благополучному концу,
ты ощутишь на себе всю силу их гнева. Если же тебе это, наоборот, удастся,
они будут держать тебя при себе в вечном плену,
намереваясь заставить тебя всю жизнь работать на них”.
Сад Философов — это наш обыденный человеческий мир.
Знания, среди которых присутствуют, помимо прочих, основные понятия и принципы алхимии, находятся в нём в виде плодов Мирового дерева — земного символа Матери – Природы, Мировой Души, Богородицы.
. Всякий желающий может сорвать эти плоды и съесть их, но для этого нужно залезть на Дерево с помощью лестницы.
Лестница — это инстинкт истины, внутреннее, личностное, исходящее из самой человеческой природы, возвышенное, искреннее и чистое стремление ищущего странника к обретению высшей правды Мировой Души, земным воплощением которой является зеленая Мать — Природа, рождающая на своем Дереве плоды познания её таинств.
Часть I Великое Делание (лат. Magnum Opus)
Слово “АЛХИМИЯ” восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь образов и символов алхимии с искусством плавки и литья металлов.
Ингредиенты для Делания:
— Человек — это земля (лат. Humus – гумус, перегной; созвучно со словом “homo” — человек и “humanus” — человеческий), красная глина (красная земля) или просто глина (Адам), в которой находятся минерализованные материальным миром нематериальные полезные ископаемые, в которых заключены частицы стихий — воздуха, огня, воды; человек относится сразу к трем царствам природы — минеральному (кости), растительному (вены, нервы), животному (плоть).
Грубая душа профана символизируется диким (иногда — зелёным) львом.
Лев с распущенной гривой подчеркивает “дикость”, необузданность, первобытность, близость к примитивным, естественным потребностям обитателей животного царства дикой Природы.
Также символом грубой души является Пан, Фавн, Зеленый человек (Greenman), обезьяна, Двурогий Шут.
Зелёный цвет вообще – цвет дикой Природы. И ещё — зелень цвет незрелости.
Человек (не Адепт) принадлежит стихии Земли, элементалы (духи) которой – гномы.
— Соль (Греческое – Hals, Латинское – Sal, созвучно слову “sol” – золото) — минерализованный в виде соединения свинца и серы (галенита) дух человека, природа которого идентична природе Мировой Души; принадлежит стихии воздуха, элементалы которой — сильфиды.
Относится к минеральному царству Природы. Часто, соль символически отображается тем, что относится к минералам и их добыче (кирка, рудокоп, шахты и т.п.). Соль, свободная от земных примесей, которая есть Первовещество, исходная субстанция Делания, обозначается также Белым Фениксом.
– Меркурий (Греческое – Hydrargos, Латинское – Mercurius, Hydrargyrum, созвучно со словом “гидра”) – жидкое серебро, универсальный растворитель, универсальность которого заключена в том, что он может служить растворителем разных металлов на разных стадиях Делания.
Духовное текучее вещество-река, соединяющее человеческую душу с Мировой Душой (Богородицей); принадлежит стихии воды, элементалы которой – русалки-ундины.
Относится к растительному царству Природы.
Участие меркурия в операции часто отображается всем, что связано с растениями, или свойственным воде холодным движением (змея, змеи, гидры).
Оборудование для Делания:
1. Колба стеклянная (в ней образуется Философское яйцо) – стеклянная потому, что представляет хрупкую человеческую душу. Имеет форму женской матки, так как в этой колбе происходит Делание – вынашивание нового человеческого существа. Ставится внутрь атанора – алхимической печи. Стеклянная колба (душа человека) перед началом Делания должна быть герметично (то есть герметически, так, как учил Гермес Трисмегист) закрыта от воздействий всех соблазнов, искушений, грехов и условностей материального мира людей, чтобы в течении всего Делания ничто не проникло в колбу извне.
2. Атанор – алхимическая печь, человеческое тело, как прибор, внутри которого, в душе (душа содержится в теле), происходит Делание. В атанор помещается герметично закрытая стеклянная колба. Если Делание остановилось на промежуточной стадии и не может продолжиться в силу индивидуальных личностных особенностей неофита, тогда атанор превращается в Пеликана – алхимический прибор с герметически закупоренными трубками для бесконечной круговой возгонки-дистиляции. Бесконечная и бессмысленная дистилляция изображается одним, или двумя Уроборосами, кусающими себя за хвост – крылатым и бескрылым, которая прекратится лишь тогда, когда неофит найдет в своей душе силы разорвать кольцо и продолжить Делание.
3. Ступка и пестик – необходимы на первой стадии Делания. Ступка и пестик – это неотвратимое и яростное желание неофита навсегда растолочь и перетереть все старое, дикое, примитивное и навсегда покончить с ним, превратив в прах. Из праха, растолченного в ступке рождается новое Существо. Лучшая ступка – из нефрита.
Потому что:
а) Слово “нефрит” – созвучно со словом “неофит”,
б) Название нефрита – минерала произошло от греческого слова nephros — почка. Почки – органы, в которых соли растворяются в воде и выводятся из человека с уриной. Под солями подразумевают вредные примеси в душе.
Замечательная особенность нефрита: исключительно высокая вязкость – обломки нефрита очень сложно расколоть на куски. Прочность нефрита соизмерима с хорошими сортами стали.
Цвет породы разнообразный, как меркурум – от почти белого через все оттенки зелёного (желтоватый, травянистый, изумрудный, болотный) до почти чёрного. Встречается ещё и красный нефрит, но он и очень ценится, и очень редок.
Окраска зависит от содержания железа и примесей (солей) хрома, марганца, никеля. Выше ценятся образцы с однотонной окраской, чем с неравномерной (полосатой, пятнистой, “облачной”).
в) Для того, чтобы растолочь собственные страхи, сомнения и привычки необходимы очень твердые ступка и пестик.
Цвета операций Делания
(не путать с цветами стадий Делания), металлы, и планеты Делания.
Меркурий сразивший Аргуса [Evrart de Conty]
(Бургундская вариация XV века на античный сюжет. Цветовая символика имеет значение)
* 1. ЧЕРНЫЙ: Сатурн, свинец (лат. – plumbum) – важнейшим минералом (солью) свинца является его соединение с серой – свинцовый блеск (галенит) PbS – главная руда для выплавки свинца.
Животное – волк.
* 2. БЕЛЫЙ: Луна, серебро (лат. – argentum) – под серебром зачастую понимается соединение жидкого серебра, то есть ртути и какого-либо металла (напрмер, свинца).
Животное – сова (вместо совы может быть Афина-Паллада, Мудрость – София)
* 3. СИНИЙ: Юпитер, олово (лат. – stannum) – Sn – от лат. stannum, что первоначально, в античные времена, понималось как сплав свинца и серебра;
с IV в. н.э. этим словом стали называть собственно олово.
Животное – дракон.
* 4. КРАСНЫЙ: Марс, железо (лат. – ferrum) – из железа под действием воды появляется красная ржавчина. Кроме того, чтобы получить сталь, железо закаляют погружением в воду.
Железным инструментом (киркою) добывается золотая руда.
Животное – петух.
* 5. ЗЕЛЕНЫЙ: Венера, медь (лат. – cuprum) – красный металл, на поверхности которого проступают зеленые пятна оксида.
Животное – голубь.
* 6. РАДУЖНЫЙ (многоцветие): Меркурий, ртуть (лат. – argentums vivum, hydrargyrum), живое серебро, жидкое серебро. Соединением золотой руды с ртутью, амальгамированием, получают золотую амальгаму, прокаливая которую получают золото в чистом виде.
Животное – павлин.
* 7. ЖЁЛТЫЙ: Солнце, золото (лат. – sol, созвучно слову “соль”, “sal”) – до сих пор на рудниках Южной Америки золото получают прокаливанием (кальцинацией) золотой амальгамы;
цвет Золота Философов – красный.
Животное – конь.
Операции Великого Делания:
. 1. Сатурн ==> Гниение (Разложение) – лат. Сaries.
Созвучно со словом “canis” – волк, отчего иногда символизируется образом волка (или собаки).
Процесс тления, отделения плоти от костей, сопровождающийся образованием остро и неприятно пахнущих токсичных веществ, содержащихся в теле. Плотское, земное, сгнивает. Остается лишь минеральная часть человека – соли, кости. Гниение происходит в природе с мёртвыми телами и останками.
Окисление (гниение) земной соли свинца (галенита PbS) с участием содержащейся в ней серы (дающей соли внутренний жар, как навоз нагревается в компостной яме) для придания свинцу хрупкости (чтобы его легче было измельчить и смешать в однородную серую сухую массу-прах для растворения в нем меркурия на следующей операции. При гниении из материальной земной соли (природного свинца-галенита, соединения свинца с серой) уходит всё земное.
Гниение является Добыванием (получением) из сгнившей человеческой соли, Первовещества, Философской соли, свободной от человеческого. Получением Философской соли, Первовещества, свинца Философов, наполненного земной серостью, заканчивается гниение.
Компостная яма (могила, где происходит гниение) часто представляется в виде некоего схематического готического строения с прямыми углами и покатым сводом, как правило, увенчанным розой – символом Философского камня.
1-я операция Делания принадлежит к стадии nigredo.
НИГРЕДО (nigredo) – греч. MELANOSIS, Почернение. (Подчинено стихии Земли).
Созвучно слову “меланхолия”. Поэтому меланхолия – символ Нигредо.
Кроме того, нигредо символизирует ворон и всё, что связано со смертью и гниением.
Как правило, символизируется животным (волк, собака, вол, лисица).
На стадии нигредо, как результат тяжелого опыта глубочайшей депрессии, обретается ЗНАНИЕ, о существовании которого неофит еще не подозревает, но оно уже находится в нем и будет использовано в дальнейшем для сравнивания и анализа последующих стадий Делания с нигредо.
Низшая стадия, состояние Профана, это Уроборос (дракон), или зелёный Лев.
В низшей стадии человек ходит по кругу в личном развитии (человек, который не умеет делать выводов из ошибок всегда приходит к тому с чего начал), постепенно приходя к распаду, к деградации, к проглатыванию Уроборосом своей второй, крылатой половины.
Низшая стадия преодолевается через нигредо, то есть через путь отрицания, когда человек начинает отрицать свою связь с миром и, как правило, впадает в глубокую депрессию, отрицая все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности.
Нигредо часто тянет человека к эстетике смерти, к черному цвету, страданию, мыслям о самоубийстве.
Высшая точка Нигредо – это душевное страдание такой силы, при которой хуже уже быть не может, когда остается лишь тонкая ниточка, не позволяющая человеку умереть. В этом случае человеку стоит только начать созерцать страдание со стороны, отрешившись от него, как страдание само по себе прекратится и этап нигредо закончится.
После нигредо человек чувствует себя опустошенным, как после долгой, продолжительной болезни, сопровождающейся поносом, рвотой, грязью, истощением и страданием. Как только придет ощущение обновления и очищения, а в месте с ним чувство победы над болезнью, начинается стадия альбедо.
2. Луна ==> Растворение – лат. – Solvere.
Обработка серого свинца Универсальным растворителем – меркурием.
Сухое растворение свинца в ртути, амальгамирование, отчего легкоплавкий свинец превращается в более твердоплавкое серебро.
Холодный и жидкий (как вода) меркурий (ртуть) впитывается свинцом, как вода губкой.
Но ртутный холод позволяет свинцу не расплавиться, а остаться твердым, сохранив форму.
Поэтому часто растворение свинца в ртути изображают как растворение во льду.
3. Юпитер ==> Возгонка / Сублимация – лат. Sublimo – возношу
(не путать с возгонкой жидкости).
Сублимация – переход твердого вещества в сухое (воздушное) состояние без промежуточного превращения в жидкость.
Жидкое состояние не допустимо, так как в этом случае серебро расплавится и вскипит, что приведет к взрыву атанора и отравлению неофита парами ртути. Поэтому сублимацию проводят крайне осторожно, чтобы не допустить превращения легкоплавкого серебра в жидкость – расплавления.
Благодаря сублимации серый свинец превращается в белое олово, тяжелая, земельная серость свинца изгоняется из него и остается на дне колбы. Получение в процессе Алхимической стирки белого воздушного олова (олово Sn, от станнум – сплав свинца и серебра), выбеленного (выстиранного) свинца.
Сублимация – защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, на творчество (определение Фрейда).
2 и 3 операции Делания принадлежат к стадии альбедо.
АЛЬБЕДО (albedo) – греч. LEUKOSIS, Выбеливание (под властью стихии Воздуха).
Удаление из свинца серого цвета земли. Алхимическая стирка, Баня, купание в Фонтане Философов.
Символ альбедо – белая птица (голубка, лебедь, Белый Феникс), кусковой мел.
На стадии альбедо обретается СИЛА, потраченная в стадии нигредо. Потому что сон и хорошие сны всегда возвращают силы. Но это сила совершенно иной природы, чем та, которая была потрачена человеком в стадии нигредо.
Альбедо это пассивная стадия созерцания, лунного растворения, в которой человек отрешенно наблюдает за миром как-бы со стороны, в лунном, мерцающем свете, приятном для утомленных глаз, видит все тайные, скрытые ранее нерезкие краски – всевозможные оттенки бледного, лунного, видит прекрасное во всем, что ранее казалось обыденным, так как лунный свет открывает человеческому взору внутреннюю природу вещей.
Это – погружение в страну эльфов, своего рода очищение через творчество, через позитив архетипов, жизнь внутри вдохновения, внутри детской чистой и доброй сказки, когда каждый предмет светится внутренним радостным сиянием.
Опасность Альбедо в том, что если альбедо затягивается, если человек остается в этом состоянии дольше времени, чем требуется для возврата сил и жизненной энергии, утраченной в нигредо, начинается оцепенение, сходное со сном хладнокровной ящерицы, человек входит в стадию Пеликана, когда кормит себя самим собой, своими размышлениями и думами, зацикливается в бесконечной, как Уроборос, круговой возгонке-дистиляции.
Эта бесконечная и бессмысленная дистилляция прекратится лишь тогда, когда неофит найдет в своей душе силы вырваться из заколдованного круга и продолжить Делание (пеликан в аллегории кормит своих детей своим мясом, но дети – это продолжение его самого, его собственная плоть).
В противном случае атанор, ставший на время пеликаном, перегреется, свинец расплавится, закипит и Пеликан взорвется. Тогда человек опять упадет в нигредо, но падение будет очень болезненным и может закончиться настоящей смертью.
Вот почему на гравюрах в изображении операции сублимации воду льют в пасть грифону (полульву – полуптице), овевая тело грифона воздухом.
Альбедо заканчивается тогда, когда человек просыпается из состояния сна лунной стадии – оцепенения и возвращается в активную жизнь в чистом, белом, свободном от серости приземленного существования состоянии. Этот возврат подобен тому, как если бы ты проснулся после долгого красивого сна в полумраке спальни, выспавшийся, бодрый, открыл дверь, вышел на крыльцо дома, погрузился ступнями в прохладную росу и тебя бы встретило прекрасное, чистое, свежее, ясное утро майского дня, наступившего после ночного дождя.
Дождь прибил всю пыль, весь прах и сделал воздух кристально-чистым и вкусным, как живая родниковая вода, в которой в отличии от мертвой речной, никто не утонул. Живая родниковая вода течет из недр Природы, это молоко Гайи.
В стадии образования конденсата под действием воздуха (кислорода) и воды-испарины (Майской росы) из станнума выделяется мужская составляющая – красноватая ржавчина, Рыжее Золото Философов.
Рыжее потому, что все еще содержит желтые соли-примеси предыдущих операций подобно моче-урине, которая представляет с одной стороны воду, но с другой стороны желта оттого, что в ней слишком много солей и оттого её нельзя пить. Без ржавчины-урины невозможно дальнейшее Делание.
Разделение станнума на мужскую и женскую половины подобно акту творения мира в античном мифе, когда Гея-Земля выделяет из себя мужскую сущность – Урана-Небо (Уран созвучно со словом Урина), который затем становится её мужем.
Также акт выделения ржавчины подобен акту рождения Спасителя из Богородицы, Мировой Души, Anima Mundi, которая есть предвечная Дева, родившая из себя и для себя – сына.
Операцию дистилляции можно описать так.
Гея помочилась и отделила от себя в виде урины – Урана свою вторую часть. Если делится существо бесполое – из его частей образуются мужчина и женщина.
Если делится существо, принадлежащее к определенному полу (в природе делиться могут только женские существа), то образуется мать и ребенок. Так как в данном случае дистилляции ребенок – мужского пола, он одновременно является и сыном, и мужем для родившей его сущности.
Заметим, что человеческую урину можно считать дистиллятом воды, присутствующей в организме. Операцию дистилляции можно описать так: “Марс помочился на Венеру”.
В меди после того, как на нее помочится Марс, появляется зелень, символизирующая, отчасти, дикую Природу. Эта зелень отчетливо видна на меди в виде оксидной зеленой пленки.
Зелёные оксидные пятна на меди похожи на пятна, которые оставляет сперма, когда высыхает.
Но зелень меди больше не дикая, она является необходимой составляющей для дальнейшей операции.
Иногда Дистилляция символизируется петушком, или курочкой с желтым гребнем.
Апофеозм дистилляции является совокупление Марса и Венеры с образованием единой целостности (алхимический брак, алхимическая свадьба).
4 и 5 операции Делания принадлежат к стадии цитринитас.
Подробности описания цитринитаса с точки зрения христианской, да и не только христианской, морали можно рассматривать как богохульственные и богомерзкие, поэтому алхимики времен Инквизиции в своих книгах опускали подробности цитринитаса, передавая их устно. Затем традиция устной передачи утратилась, отчего (на основании книг) укрепилось мнение, что цитринитас – необязательная стадия Делания, и что вслед за альбедо сразу начинается рубедо.
Это грубая ошибка.
Цитринитас – самая главная, сложная и тонкая стадия Делания, без которой невозможно получение Философского Золота.
Символом цитринитаса является золотой орел, урина, мочащийся Купидон (Писающий Мальчик).
На некоторых изображениях присутствует мужская сущность (Купидон), который мочится на свою мать (Венеру).
На стадии цитринитаса приобретается способность СМЕТЬ совершать что-либо, поскольку человек в цитринитисе действует уверенно, он знает что главное, а что ненужное и правильно выбирает свои цели (символизируется стрельбой, охотой).
Поэтому человек в цитринитасе часто изображается раздумывающим над своим разрубленным телом, и держащим в руках свою золотую голову.
В цитринитасе человек становится спокойным, потому что понимает, что все, что он делал ранее, он делал правильно. В цитринитасе человек рассудителен, уверен в себе и своей жизненной позиции, позитивен, настроен на творчество, не живет одним днем, заранее просчитывая свое возможное будущее и следствия своих поступков. Он готов не раздумывая бороться за вечные идеалы добра и справедливости, зная что ничего кроме пользы ему это не принесет.
В цитринитасе человек обладает большим творческим потенциалом, рисует, пишет, создает.
Он с терпением, трепетом и тихой глубокой любовью относится к близким, благодушно прощает окружающим их ошибки. Человек делает это не отрешенно, как в состоянии альбедо, а с глубоким внутренним удовлетворением и твердым пониманием смысла всех совершаемых им поступков.
Человек приобретает способность добиваться своей цели человечно, согласуя свои желания и цели с целями и желаниями других людей.
Цитринитас заканчивается тогда, когда все совершаемое человеком добро по отношению к другим людям становится обыденностью, привычным делом, когда человек перестает брать какую бы то ни было плату за совершаемое им добро, а плоды своих успехов безвозмездно, без тени в сердце, без капли сомнения, добровольно отдает другим людям.
6. Меркурий ==> Коагуляция – лат. Coagulatio — свёртывание, сгущение.
Коагуляция уравновешивает все составляющие предыдущих операций – медная зелень, всю полезность которой показал цитринитис, становится наравне с частями Марса и Венеры частью организма андрогина.
Мужская сущность Марса, рыжая урина, извергаясь из станнума, который оставшись без своей мужской половины стал женщиной (Венерой) оплодотворяет станнум и начинается коагуляция – уплотнение, подобно тому, как после попадания спермы в матку, начинается уплотнение спермы и образование зародыша (о существовании яйцеклетки алхимики средних веков не знали).
Акт коагуляции подобен свертыванию в подогреваемой кастрюле (Королевской ванне) молока (женской сущности станнума) в творог (сыр), где закваской является ржавчина. Коагуляцию можно также сравнить с образованием тела плода из женских вод, где ржавчина (сперматозоид, сперма, Молоко непорочности) коагулирует воды в плод.
Образование коагулята происходит взаимным растворением друг в друге ржавчины, меди и медной зелени при помощи Универсального растворителя – меркурия, что приводит к зачатию красного тела Ребиса, нового Существа (RE-BIS – лат., повторение двойного, то есть повторение совокупленных Марса и Венеры).
Коагуляция – это одновременно и зачатие, и преобразование супругов, следствие которого – превращение самих родителей, то есть Венеры и Марса, в их собственное дитя – в Ребиса.
Ребис – это уравновешенная тройственность,
он одновременно является как Марсом – мужчиной, Венерой – женщиной (как любящие супруги в счастливом браке являются единой плотью), так и их ребенком, совокупленном в себе самом со своими родителями (алхимический инцест).
Ребис – это совершенный человек, Адам-Кадмон, соединяющий в себе оба пола, как первый человек в Эдемском саду до разделения человека на мужчину и женщину.
Коагулятивное совокупление иногда символизируется королевской птицей Павлином, роскошный хвост которого имеет радужное оперение, или петушком с курочкой (голубем с голубкой), которые зачастую (в силу андрогинности меркуриальной операции) неотличимы друг от друга.
Можно считать, что андрогин был получен амальгамацией – растворением ржавчины и станнума в Универсальном растворителе – ртути-меркурии, подобно тому, как было получено серебро второй операции растворением ртути в свинце. Ребис представляет собой медную амальгаму – сплав ртути и меди с примесями металлов всех предыдущих стадий Делания, собранных в медную зелень.
Метод амальгамации, до сих пор используется в металлургии. Он основан на способности ртути образовывать сплавы – амальгамы с различными металлами, в том числе и с золотом. В этом методе увлажнённая (цитринитас – это и есть увлажнение) дроблёная порода смешивается со ртутью и подвергается дополнительному измельчению в мельницах – бегунных чашах. Амальгаму золота (и сопутствующих металлов) извлекают из получившегося шлама промывкой, после чего ртуть отгоняется из собранной амальгамы (например, прокаливанием) и используется повторно.
Метод амальгамации известен с I века до н.э.
Коагуляция заканчивается образованием внутри Колбы золотого Философского яйца с зародившимся в нем Ребисом.
7. Солнце ==> Кальцинация (прокаливание) – лат. calx – известь;
calcination, calcining – кальцинирование – нагрев коагулятивного андрогина.
Название созвучно со словом “calc” – копирование, так как итогом заключительная операция Делания является копированием макрокосмических процессов в микрокосме человеческой души.
Ребис совершенен.
Но его необходимо выпустить из Философского Яйца, в котором он находится. Вот почему необходимо прокаливание – кальцинация.
Нагрев Колбы происходит в огне Совершенной взаимной тройственной любви его частей (Супружеской любви – любви Марса и Венеры друг к другу; родительской любви – любви супругов, Марса и Венеры, к своему ребенку – радужному андрогину; любви к родителям – любви Ребиса к Марсу и Венере).
Так как медь — красноватая, в ней уже присутствует красное Золото Философов, которое извлекается из медной амальгамы прокаливанием. При этом пары ртути с осадками (следами металлов) всех предыдущих стадий Делания (отсюда — радужный цвет меркурия, и его символа – павлина), которые осели на стенках колбы и впитались в нее, испаряются из Колбы вместе с меркурием, иссушая ее стенки, кальцинируя их, делая хрупкими.
Осадки возвращаются в теле Универсального растворителя-меркурия к своему Истоку, к Мировой Душе, так как все металлы Делания, начиная с Философского свинца, заключенного в соли и освобожденного из соли посредством тепла серного гниения, являются частицами Мировой Души.
Символом такого вечного возвращения также является Уроборос, кусающий себя за хвост.
Итогом кальцинации является иссушение до полного испарения меркурия Колбы, обрушивание ее иссохших стенок, опадание высохшей до состояния пепла кальцинированной белой скорлупы Философского яйца и выход из него (рождение) Совершенного Человеческого Существа.
Его совершенство заключается в образовании целостной взаимообусловленной законченности в душе человека (микрокосме), неразрывно соединенной с Мировой Душой (макрокосмом, Богородицей), которая тоже есть целостная взаимообусловленная законченность.
В солнечной операции Делания исполняется главное герметическое правило Изумрудной Скрижали Трисмегиста: “то, что вверху – подобно тому, что внизу”.
Происходит соединение, при жизни человека, его собственной души с Мировой Душой в одно единое целое. Продукт этого соединения носит множество названий – Красное Золото Философов, Философский камень, Алая Тинктура, Магистерий, Наше Золото, Витриол (Vitriolvm), Панацея, Эликсир Жизни.
6 и 7 операции Делания принадлежат к стадии рубедо.
Символом рубедо является Совершенный (Двуглавый, Коронованный) Орел, или Красный Феникс.
На стадии рубедо неофит становится Адептом.
Мужская, деятельная, кипучая марсианская (солнечная) треть вечной души человека (красный феникс) уравновешивается успокаивающей и отрезвляющей женской венерианской (лунной) третью (белый феникс) и той земной (черной) третью (чёрный феникс), которая есть зелень меди.
Это равновесие с самим собой, своей зеленой Природой и всем миром, и есть Ребис.
Адепт понимает, что всё в мире едино и целостно.
Подобно тому, как в Ребисе сливаются все его части, и подобно тому, как при Кальцинировании Универсальный растворитель возвращает остатки металлов предшествующих операций Делания в их изначальное лоно, жизнь Адепта – вечное возвращение в Лоно Великой Матери.
В рубедо Адепт имеет возможность совершать любые поступки, однако он никогда не воспользуется этой возможностью, поскольку всегда следует голосу и выполняет все условия Матери Всего Сущего. Эти условия ограничивают его поступки строгими рамками, ради соблюдения Высшей Гармонии в себе самом и окружающем его мире.
Рубедо — это подлинное служение собой, всеми частями человеческой Природы Высшей Гармонии, такое служение, как собой служил Христос – до красного кровавого пота и, если потребуется, до распятия на кресте, если это распятие послужит сохранению Гармонии во Вселенной.
Распятие само по себе — есть символ борьбы Адепта (Христа) с дикостью грубых приземленных душ (крест — символ Земли). Распятие — это Великое Делание, это отрицание себя, отрицание своего “я” ради принятия в себя мирового “Я” как частицы себя, ради помощи Мировой Душе в установлении Гармонии людей друг с другом и с Природой.
Одним из главных качеств, которые Адепт приобретает в рубедо, является отсутствие какой бы то ни было аскезы. Рубедо – это не удаление в себя и от мира.
Рубедо — это жизнь в гармонии с инстинктами (драконоподобными львами) и в мире, среди людей.
Адепт живет обычной жизнью — у него есть жена и дети, он пьет и ест, испражняется, вступает в половую связь, потребляет вино, смеется, плачет, ругается.
Но всему в его жизни отведена определенная мера.
По этой причине факт достижения рубедо Адептами древности открывает многие интересные вещи. Например, нашумевший в последнее время вопрос о семье Христа и месте Марии Магдалины в его жизни отпадает сам собой, если принимать во внимание, что Христос достиг рубедо.
Лучше всего о состоянии человека в рубедо сказал Фулканелли в книге “Тайны соборов”, поэтому в заключении нашей работы будет самым уместным привести целиком небольшой отрывок из этого труда:
“Наконец, когда успех увенчает столько трудных лет, когда все желания будут исполнены, Мудрец, презирая мирское тщеславие, сольется с униженными, обездоленными, со всеми, кто трудится, страдает, борется, отчаивается и плачет здесь, внизу. Безвестный и молчаливый последователь вечной Природы, апостол вечного Милосердия, он останется верен своему обету молчания.
В интересах науки, в интересах Добра, Адепт должен всегда… …МОЛЧАТЬ.”
Важный акцент от составителя —
Духовная Алхимия от отцов современного психоанализа безусловно аргументированная и качественная система. Она оганично содержит символиарий алхимической базы. Но к Великому Деланию пятисотлетней давности отношения не имеет никакого! Иными словами, интересующиеся аргументами и предпосылками средневековых алхимиков должны отказаться от психоаналитических трактовок и обратиться к собственно средневековой католической ментальности.
Ситуация рубежа XVI-XVII веков уже разительно другая. Но тем более она отличается от алхимических опытов века XVIII и позже. Только это — уже совсем другая история.