ни к чему не обязывающий вид подростка не
Полугодовая работа
Высокий уровень сложности
Просмотр содержимого документа
«Полугодовая работа»
по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1)В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль — были призваны оберегать от злых духов, болезней и прочих неприятностей, поэтому в Новый год полагалось срывать их со стен и сжигать накануне праздника, а на их место вешать новые. (2)Однако традиционно новогодними праздниками дело вовсе не ограничивалось: лубки печатались и по случаю Праздника начала лета, Праздника середины
часть лубочных картинок — классические обереги, в которых переплелись воедино древние культы почитания предков и духов земли с даосскими и буддийскими традициями.
1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) На китайских лубочных картинках изображали сцены из китайской традиционной оперы, религиозные и историко-литературные сюжеты.
2) Лубочные картинки в Китае — это обереги, которые защищают от духов, болезней и неприятностей, поэтому ритуалы с ними совершали в праздники и важные моменты жизни.
3) На Новый год китайцы срывали со стен лубочные картинки и вывешивали новые, чтобы защититься от злых духов, болезней и неприятностей.
4) В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль, что определяется
древними даосскими и буддийскими традициями.
5) Значительные события в жизни и праздники в Китае отмечали с использованием особых оберегов — лубочных картинок, защищавших от всевозможных неприятностей.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
1) Специальная площадка, на которой происходит представление. Вращающаяся сцена.
2) Театр, театральная деятельность. Жизнь, отданная сцене.
3) Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах.
4) Происшествие, эпизод. Наблюдать за уличной сценой.
5) Крупный разговор, объяснение. Семейная сцена.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
завсегдАтай вИшневое (варенье) (нет) шарфОв слИвовый (компот) щавЕль украИнский подкИсленный
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В скачках принимали участие только МАСТИСТЫЕ лошади.
В заливе были в достатке НИТЧАТЫЕ и листовидные водоросли.
Холст с ОБОРОТНОЙ стороны пропитали тёплым клеем.
Никому не доверяя, генеральный директор сам руководил ПОВЕРКОЙ всей документации.
На лесистом берегу притаилась богатая РАСКОЛЬНИЧЬЯ деревня.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
Обеспеченность населения централизованным водоснабжением-это среднесуточный отпуск воды на одного жителя обследуемой территории.
7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТЫСЯЧЕЙ солдат пара ДЖИНСОВ ГРЕЧЕСКАЯ сандалия полезные КРЕМЫ АДРЕСА школ (купить) ДЕВЯНОСТА килограммов муки КАРДИНАЛЬНЫЕ изменения потерять ТАПКУ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Парадокс заключается в том, что Англия, страна молчаливых покорителей морей и земель, воспитывающих своих детей в строгости и не терпящих чрезмерного проявления эмоций, создала самую богатую детскую литературу.
2) В июльском номере журнала «Природа и люди» французский химик Муассан описал свой эксперимент.
3) Японский торговец Микимото создал технологию выращивания круглого жемчуга, открыл сеть ювелирных
магазинов и становится миллионером.
4) В июле 1953 г. на шахте «Капитальной» началась забастовка.
5) 26 июля 1953 г. группа вооружённых патриотов во главе с Кастро попытались захватить армейские казармы в городе Сантьяго-де-Куба.
6) Киты и дельфины в поисках добычи прощупывают пространство вокруг себя эхолотом, слушая и анализируя эхо, вернувшееся к ним в ответ на звуковые сигналы.
7) 15 минут в день, проведённых на солнце, достаточно светлокожему европейцу, чтобы получить суточную дозу витамина D.
8) Ястребы, под покровительством которых спасаются колибри, ждут добычу, сидя неподвижно на ветке.
9) Писатель показывает «маленького человека» и как его проблемы могут стать проблемами всего общества.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) наслаждение; измерительный (прибор); зажимать; отварить (овощи); примирение (сторон);
2) расположиться (на отдых); собираться (у друзей); разгорелся (спор); застелить (постель); прилагаемые (усилия);
3) блистать (в обществе); убирать (комнату); упираться (ногами); коснуться (вопроса); зажимать (пальцем);
4) загорелась (бумага); обжигать (пальцы); ростовщик; вытереть (посуду); растирать (ушиб);
5) сгореть (от стыда); выращенный (цветок); протереть (окна); обгоревшая (свечка); заклинатель (змей).
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред_юбилейный; ад_ютант; двух_ярусный; с_экономить;под_ячий;
2) пр_имущество; пр_вратиться; пр_думанный; непр_ступная (крепость); пр_людия;
3) и_черпать; чере_чур; во_требовать; не_говорчивый; бе_церемонный;
4) с_митировать; без_нтересный; из_мать; пред_юльский; пред_нфарктный;
5) пр_образ; пр_тотип; пр_российские (санкции); р_зданный (материал); пр_ступок.
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) мороз_ц; письм_цо; лестн_чка; червоточ_нка; кож_ца;
2) бахч_вой; гуттаперч_вый; форел_вый; неотъемл_мый; переливч_тый;
3) юрод_вый; муч_мый; упрям_ца; соч_нский; переклад_нка;
4) флот_кий; узбек_кий; француз_кий; рыбац_кий; скольз_кий;
5) алимент_ик; бакен_ик; кровель_ик; фонар_ик; асфальт_ик.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) завед_вал (кафедрой); вывед_вал (тайны); они заклад_вают (фундамент); (малыш) посматр_вал; погляд_вал (по сторонам);
2) леле_мый (мамой); колебл_мый (ветром); (он) выздорове_т; обессил_ть (от болезни); обезлошад_ть (во время войны);
3) кол_щий (дрова); та_щий (на солнце); чу_щий (боль); ма_щийся (зубами); се_щийся (дождь);
4) исследу_мый (объект); колебл_мый (ветром); ненавид_мый (всеми); (вполне) разреша_мый; двига_мый (желанием);
5) замеш_нное (тесто); завеш_нное (окно); смеш_нные (леса); расковыр_нная (рана); замасл_нный (рукав).
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ) ДОГОВАРИВАЯ главного, свидетель смотрел на следователя.
Ни к чему (НЕ) ОБЯЗЫВАЮЩИЙ вид подростка не вызывал симпатии учителей.
Начальник отдела (НЕ) ВОЛЕН решать кадровые вопросы.
Этот юноша на сей раз ответил далеко (НЕ) УВЕРЕННО.
Редактору (НЕ) СЛЕДУЕТ заниматься пустыми разговорами.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Кот ел (ДО) СЫТА и был (ПО) ПРЕЖНЕМУ доволен жизнью.
В (ПРЕСС) СЛУЖБЕ (ГОС) КОРПОРАЦИИ вакансий не было.
На картине мы видим (БЕЛО) СНЕЖНУЮ равнину и (ЯРКО) ГОЛУБОЕ небо.
Климат (ВОСТОЧНО) ЕВРОПЕЙСКОЙ равнины ВСЁ (ТАКИ) привычен для нас.
(В) СЛЕДСТВИЕ нарушений дисциплины Егорова предлагали отчислить из техникума, но, (ВО)ПРЕКИ мнению руководителя, решили не торопиться.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Перед кожа(1)ым диваном, изрядно потрёпа(2)ым, на стекля(3)ом круглом столе, покрытом льня(4)ой скатертью с штопа(5)ми –перештопа(6)ыми бархатными цветами, возвышался огромный купле(7)ый на блошином рынке жестя(8)ой кофейник, наполне(9)ый ароматизирова(10)ым шоколадом.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1)Сегодня были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель».
2) По мере того как бричка близилась к крыльцу глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
3) Иван Иваныч идет к Петру Петровичу и все в городе знают об этом.
4) Большой художник Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества неразрывно связанного с Рязанщиной.
5) Морозило и за снежными полями на западе тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),
на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Казалось (1) на этом пустынном берегу никогда не появлялся человек. Все по-прежнему (2) казалось (3) ясным на небе и тихо на земле. Эта безлунная ночь (4) казалось (5) была все так же великолепна, как и прежде. Казалось (6) ураган не умчался далеко, на запад, а прекратился сам собою. Исхудавшее и обросшее густой короткой черной бородой лицо его (7) казалось (8) сердито.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перед вечером (1) когда заря ещё не закраснелась на небе (2) но неподвижные тени от деревьев уже легли (3) и чувствовался в траве холодок (4) который предшествует росе (5) я прилёг на дорогу невдалеке от телеги (6) в которую Кондрат не спеша впрягал наевшихся лошадей (7) и
вспомнил свои вчерашние весёлые мечтания.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А (1) если посмотреть на деревья (2) окрашенные золотым цветом осени (3) на купола колоколен и храмов (4) если обратить внимание на то (5) что на
улице в доме через дорогу находится булочная (6) в которой мягкие (7) сдобные булки с изюмом и баранки (8) усыпанные маком (9) тогда вообще захочется пожить в этом провинциальном (10) тихом (11) русском городке (12) затерявшемся где-то недалеко от шумной Москвы.
21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Для большинства читателей ответ на вопрос: «Кто открыл Америку?» — очевиден. (2)Мы с детства помним, что сделал это Христофор Колумб — великий мореплаватель, уроженец города Генуи — в 1492 году. (3) Однако в качестве реальных соперников великого генуэзца называют скандинавских викингов. (4)Исландские саги —сказания XII–XIII веков — рассказывают о плаваниях в легендарную «Виноградную страну». (5)Её, по мнению исследователей, почти наверняка следует связывать с расположенными на атлантическом побережье США штатами Мэн, Род-Айленд, Массачусетс. (6)А в Гренландии почти 500 лет существовали две колонии викингов, жители которых регулярно ходили под парусом в Америку за древесиной и пушниной. (7)Наконец, в 60-х годах ХХ века норвежский путешественник, юрист и писатель Хельге Ингстад обнаружил на северной оконечности Ньюфаундленда остатки древнего норманнского поселения. (8)Это уже прямое подтверждение того, что европейцы — а называли их викингами — за пятьсот лет до Колумба не только добрались до северо-восточного побережья Америки, но и пытались там обосноваться. (9)Аргументы оказались настолько весомыми, что осенью 1964 года президент США Джонсон подписал законопроект о ежегодном праздновании 9 октября Дня
Лейфа Эйрикссона — викинга, который первым высадился на северо-восточном побережье американского материка.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце.(4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из сердцевины земли». (6) Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно.
(9)А человек шумит. (10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея, что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум.
(22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать. »
(28)И снова. (29)И снова. (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33) Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки.
(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум. (По И. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский философ, правовед, литературный критик, публицист.
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.
2) Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.
3) Рокот моря, звуки горных обвалов или визг автомобильных шин — всё это докучливый шум, мало что дающий человеку.
4) Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создает таинственные и величественные звуки.
5) Плохая книга или плохой фильм — тоже шум.
23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) 21 предложение текста является выводом рассуждения, представленного в предложениях 18-20.
2) В предложении 22-27 представлено рассуждение.
3) Предложения 16-21 содержат рассуждение и описание.
4) В предложениях 35-37 представлено описание.
5) В предложении 23 есть повествование.
24. Из предложения 24 выпишите термин.
26. «Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как (А)___ (предложение 42). Противопоставляя (Б)___ (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своё отношение к шуму, способному прогнать и музу, которая изображена с помощью такого приёма, как (В)___ (предложение 41). (Г)___ («экстравертная установка» в предложении 24) помогает дополнить отношение автора к шуму».
1) риторический вопрос 2) ряды однородных членов 3) лексический повтор 4) термин 5) эпитеты 6) олицетворение 7) цитирование 8) сравнительный оборот 9) риторическое восклицание
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Контрольная работа за 1 полугодие
по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
( 1)В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль — были призваны оберегать от злых духов, болезней и прочих неприятностей, поэтому в Новый год полагалось срывать их со стен и сжигать накануне праздника, а на их место вешать новые. (2)Однако традиционно новогодними праздниками дело вовсе не ограничивалось: лубки печатались и по случаю Праздника начала лета, Праздника середины
часть лубочных картинок — классические обереги, в которых переплелись воедино древние культы почитания предков и духов земли с даосскими и буддийскими традициями.
1) На китайских лубочных картинках изображали сцены из китайской традиционной оперы, религиозные и историко-литературные сюжеты.
2) Лубочные картинки в Китае — это обереги, которые защищают от духов, болезней и неприятностей, поэтому ритуалы с ними совершали в праздники и важные моменты жизни.
3) На Новый год китайцы срывали со стен лубочные картинки и вывешивали новые, чтобы защититься от злых духов, болезней и неприятностей.
4) В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль, что определяется
древними даосскими и буддийскими традициями.
5) Значительные события в жизни и праздники в Китае отмечали с использованием особых оберегов — лубочных картинок, защищавших от всевозможных неприятностей.
1) Специальная площадка, на которой происходит представление. Вращающаяся сцена.
2) Театр, театральная деятельность. Жизнь, отданная сцене.
3) Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах.
4) Происшествие, эпизод. Наблюдать за уличной сценой.
5) Крупный разговор, объяснение. Семейная сцена.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
завсегдАтай вИшневое (варенье) (нет) шарфОв слИвовый (компот) щавЕль украИнский подкИсленный
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В скачках принимали участие только МАСТИСТЫЕ лошади.
В заливе были в достатке НИТЧАТЫЕ и листовидные водоросли.
Холст с ОБОРОТНОЙ стороны пропитали тёплым клеем.
Никому не доверяя, генеральный директор сам руководил ПОВЕРКОЙ всей документации.
На лесистом берегу притаилась богатая РАСКОЛЬНИЧЬЯ деревня.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
Обеспеченность населения централизованным водоснабжением-это среднесуточный отпуск воды на одного жителя обследуемой территории.
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТЫСЯЧЕЙ солдат пара ДЖИНСОВ ГРЕЧЕСКАЯ сандалия полезные КРЕМЫ АДРЕСА школ (купить) ДЕВЯНОСТА килограммов муки КАРДИНАЛЬНЫЕ изменения потерять ТАПКУ
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами
В) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Парадокс заключается в том, что Англия, страна молчаливых покорителей морей и земель, воспитывающих своих детей в строгости и не терпящих чрезмерного проявления эмоций, создала самую богатую детскую литературу.
2) В июльском номере журнала «Природа и люди» французский химик Муассан описал свой эксперимент.
3) Японский торговец Микимото создал технологию выращивания круглого жемчуга, открыл сеть ювелирных
магазинов и становится миллионером.
4) В июле 1953 г. на шахте «Капитальной» началась забастовка.
5) 26 июля 1953 г. группа вооружённых патриотов во главе с Кастро попытались захватить армейские казармы в городе Сантьяго-де-Куба.
6) Киты и дельфины в поисках добычи прощупывают пространство вокруг себя эхолотом, слушая и анализируя эхо, вернувшееся к ним в ответ на звуковые сигналы.
7) 15 минут в день, проведённых на солнце, достаточно светлокожему европейцу, чтобы получить суточную дозу витамина D.
8) Ястребы, под покровительством которых спасаются колибри, ждут добычу, сидя неподвижно на ветке.
9) Писатель показывает «маленького человека» и как его проблемы могут стать проблемами всего общества.
1) наслаждение; измерительный (прибор); зажимать; отварить (овощи); примирение (сторон);
2) расположиться (на отдых); собираться (у друзей); разгорелся (спор); застелить (постель); прилагаемые (усилия);
3) блистать (в обществе); убирать (комнату); упираться (ногами); коснуться (вопроса); зажимать (пальцем);
4) загорелась (бумага); обжигать (пальцы); ростовщик; вытереть (посуду); растирать (ушиб);
5) сгореть (от стыда); выращенный (цветок); протереть (окна); обгоревшая (свечка); заклинатель (змей).
1) пред_юбилейный; ад_ютант; двух_ярусный; с_экономить;под_ячий;
2) пр_имущество; пр_вратиться; пр_думанный; непр_ступная (крепость); пр_людия;
3) и_черпать; чере_чур; во_требовать; не_говорчивый; бе_церемонный;
4) с_митировать; без_нтересный; из_мать; пред_юльский; пред_нфарктный;
5) пр_образ; пр_тотип; пр_российские (санкции); р_зданный (материал); пр_ступок.
1) мороз_ц; письм_цо; лестн_чка; червоточ_нка; кож_ца;
2) бахч_вой; гуттаперч_вый; форел_вый; неотъемл_мый; переливч_тый;
3) юрод_вый; муч_мый; упрям_ца; соч_нский; переклад_нка;
4) флот_кий; узбек_кий; француз_кий; рыбац_кий; скольз_кий;
5) алимент_ик; бакен_ик; кровель_ик; фонар_ик; асфальт_ик.
1) завед_вал (кафедрой); вывед_вал (тайны); они заклад_вают (фундамент); (малыш) посматр_вал; погляд_вал (по сторонам);
2) леле_мый (мамой); колебл_мый (ветром); (он) выздорове_т; обессил_ть (от болезни); обезлошад_ть (во время войны);
3) кол_щий (дрова); та_щий (на солнце); чу_щий (боль); ма_щийся (зубами); се_щийся (дождь);
4) исследу_мый (объект); колебл_мый (ветром); ненавид_мый (всеми); (вполне) разреша_мый; двига_мый (желанием);
5) замеш_нное (тесто); завеш_нное (окно); смеш_нные (леса); расковыр_нная (рана); замасл_нный (рукав).
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ) ДОГОВАРИВАЯ главного, свидетель смотрел на следователя.
Ни к чему (НЕ) ОБЯЗЫВАЮЩИЙ вид подростка не вызывал симпатии учителей.
Начальник отдела (НЕ) ВОЛЕН решать кадровые вопросы.
Этот юноша на сей раз ответил далеко (НЕ) УВЕРЕННО.
Редактору (НЕ) СЛЕДУЕТ заниматься пустыми разговорами.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Кот ел (ДО) СЫТА и был (ПО) ПРЕЖНЕМУ доволен жизнью.
В (ПРЕСС) СЛУЖБЕ (ГОС) КОРПОРАЦИИ вакансий не было.
На картине мы видим (БЕЛО) СНЕЖНУЮ равнину и (ЯРКО) ГОЛУБОЕ небо.
Климат (ВОСТОЧНО) ЕВРОПЕЙСКОЙ равнины ВСЁ (ТАКИ) привычен для нас.
(В) СЛЕДСТВИЕ нарушений дисциплины Егорова предлагали отчислить из техникума, но, (ВО)ПРЕКИ мнению руководителя, решили не торопиться.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Перед кожа(1)ым диваном, изрядно потрёпа(2)ым, на стекля(3)ом круглом столе, покрытом льня(4)ой скатертью с штопа(5)ми –перештопа(6)ыми бархатными цветами, возвышался огромный купле(7)ый на блошином рынке жестя(8)ой кофейник, наполне(9)ый ароматизирова(10)ым шоколадом.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1)Сегодня были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель».
2) По мере того как бричка близилась к крыльцу глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
3) Иван Иваныч идет к Петру Петровичу и все в городе знают об этом.
4) Большой художник Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества неразрывно связанного с Рязанщиной.
5) Морозило и за снежными полями на западе тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),
на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Казалось (1) на этом пустынном берегу никогда не появлялся человек. Все по-прежнему (2) казалось (3) ясным на небе и тихо на земле. Эта безлунная ночь (4) казалось (5) была все так же великолепна, как и прежде. Казалось (6) ураган не умчался далеко, на запад, а прекратился сам собою. Исхудавшее и обросшее густой короткой черной бородой лицо его (7) казалось (8) сердито.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перед вечером (1) когда заря ещё не закраснелась на небе (2) но неподвижные тени от деревьев уже легли (3) и чувствовался в траве холодок (4) который предшествует росе (5) я прилёг на дорогу невдалеке от телеги (6) в которую Кондрат не спеша впрягал наевшихся лошадей (7) и
вспомнил свои вчерашние весёлые мечтания.
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А (1) если посмотреть на деревья (2) окрашенные золотым цветом осени (3) на купола колоколен и храмов (4) если обратить внимание на то (5) что на
улице в доме через дорогу находится булочная (6) в которой мягкие (7) сдобные булки с изюмом и баранки (8) усыпанные маком (9) тогда вообще захочется пожить в этом провинциальном (10) тихом (11) русском городке (12) затерявшемся где-то недалеко от шумной Москвы.
21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Для большинства читателей ответ на вопрос: «Кто открыл Америку?» — очевиден. (2)Мы с детства помним, что сделал это Христофор Колумб — великий мореплаватель, уроженец города Генуи — в 1492 году. (3) Однако в качестве реальных соперников великого генуэзца называют скандинавских викингов. (4)Исландские саги —сказания XII–XIII веков — рассказывают о плаваниях в легендарную «Виноградную страну». (5)Её, по мнению исследователей, почти наверняка следует связывать с расположенными на атлантическом побережье США штатами Мэн, Род-Айленд, Массачусетс. (6)А в Гренландии почти 500 лет существовали две колонии викингов, жители которых регулярно ходили под парусом в Америку за древесиной и пушниной. (7)Наконец, в 60-х годах ХХ века норвежский путешественник, юрист и писатель Хельге Ингстад обнаружил на северной оконечности Ньюфаундленда остатки древнего норманнского поселения. (8)Это уже прямое подтверждение того, что европейцы — а называли их викингами — за пятьсот лет до Колумба не только добрались до северо-восточного побережья Америки, но и пытались там обосноваться. (9)Аргументы оказались настолько весомыми, что осенью 1964 года президент США Джонсон подписал законопроект о ежегодном праздновании 9 октября Дня
Лейфа Эйрикссона — викинга, который первым высадился на северо-восточном побережье американского материка.
(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце.(4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из сердцевины земли». (6) Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно.
(9)А человек шумит. (10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея, что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум.
(22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать. »
(28)И снова. (29)И снова. (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33) Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки.
(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум. (По И. Ильину*)
* Иван Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский философ, правовед, литературный критик, публицист.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.
2) Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.
3) Рокот моря, звуки горных обвалов или визг автомобильных шин — всё это докучливый шум, мало что дающий человеку.
4) Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создает таинственные и величественные звуки.
5) Плохая книга или плохой фильм — тоже шум.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) 21 предложение текста является выводом рассуждения, представленного в предложениях 18-20.
2) В предложении 22-27 представлено рассуждение.
3) Предложения 16-21 содержат рассуждение и описание.
4) В предложениях 35-37 представлено описание.
5) В предложении 23 есть повествование.
1) риторический вопрос 2) ряды однородных членов 3) лексический повтор 4) термин 5) эпитеты 6) олицетворение 7) цитирование 8) сравнительный оборот 9) риторическое восклицание
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Голощапова Галина Алексеевна МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбург