независимая оценка качества образования что это

Независимая оценка качества образования что это

Статья 95. Независимая оценка качества образования

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ч. 1 ст. 95 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Источник

Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся. независимая оценка качества образования что это. Смотреть фото независимая оценка качества образования что это. Смотреть картинку независимая оценка качества образования что это. Картинка про независимая оценка качества образования что это. Фото независимая оценка качества образования что это

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают «бороться» за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги. Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги. Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений. независимая оценка качества образования что это. Смотреть фото независимая оценка качества образования что это. Смотреть картинку независимая оценка качества образования что это. Картинка про независимая оценка качества образования что это. Фото независимая оценка качества образования что это

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:

Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:

Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре. независимая оценка качества образования что это. Смотреть фото независимая оценка качества образования что это. Смотреть картинку независимая оценка качества образования что это. Картинка про независимая оценка качества образования что это. Фото независимая оценка качества образования что это

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования. При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений. Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации. независимая оценка качества образования что это. Смотреть фото независимая оценка качества образования что это. Смотреть картинку независимая оценка качества образования что это. Картинка про независимая оценка качества образования что это. Фото независимая оценка качества образования что это

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий. Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений. Итоги мероприятий позволят:

Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса. Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ. Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование. Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа. По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

Источник

Независимая оценка качества образования: в чем суть и каковы последствия?

«Руководитель автономного учреждения», 2013, N 3

Рынок образовательного аудита, независимой аккредитации и сертификации в сфере образования начал складываться в Европе в 80-х г. XX в. Позднее, в 1999 г., в Европе была подписана Болонская декларация, определившая единые принципы развития систем образования для разных государств. Обязательная независимая оценка качества образования и независимая аккредитация вошли в число требований этой Декларации.

Россия присоединилась к Болонскому движению в 2003 г., что дало сильный импульс к развитию рынка независимой оценки и аккредитации в нашей стране. Однако становление этого рынка, пришедшееся на 2005 г., было обусловлено не только переходом на принципы Болонского процесса, но и самой российской действительностью. Между образовательными учреждениями стала усиливаться конкуренция, у них появилась потребность в поиске дополнительных возможностей для развития, оптимизации своей деятельности. Как следствие, учебные заведения начали все чаще прибегать к внешней помощи профессиональных консультантов и аудиторов в сфере образования.

Мотивы таких обращений, как правило, следующие. Во-первых, привлечение экспертной организации, которая независимо оценивает состояние дел в образовательном учреждении, указывает на имеющиеся ошибки и проблемы, выдает рекомендации по повышению эффективности деятельности, позволяет учебным заведениям сохранить и повысить свою конкурентоспособность. Во-вторых, помощь внешних консультантов помогает получить дополнительную аккредитацию. Используя результаты независимого аудита, образовательные учреждения в дальнейшем проходят процедуры официальной аккредитации, сертификации, получают со стороны работодателей внешние авторитетные подтверждения о высоком качестве своих образовательных услуг. И это тоже элемент конкурентной борьбы, поскольку полученные подтверждения качества услуг используются учебными заведениями в маркетинге, привлечении абитуриентов, что, в свою очередь, приводит к увеличению количества студентов и еще большему усилению рыночных позиций вузов и колледжей.

Экспертиза плюс аккредитация

К настоящему времени рынок независимого аудита и аккредитации определенным образом структурирован. Он состоит из двух частей.

Таким образом, сегодня рынок представлен экспертными организациями, которые проводят независимую оценку образовательных программ, а также аккредитационными органами объединений работодателей, принимающими соответствующие решения на основе такой оценки.

Активны самые сильные

Несмотря на то что рынок независимой оценки и аккредитации в России уже сформировался, на нем пока нет большого количества участников. Кроме нашего агентства, пожалуй, существуют только экспертные организации, созданные при компаниях-работодателях. А вот органы аккредитации развиваются более активно. В частности, профессионально-общественную аккредитацию проводят Союз машиностроителей России, «ОПОРА России», Федерация рестораторов и отельеров России, Гильдия маркетологов, Ассоциация менеджеров России, Ассоциация юристов России. Многие из перечисленных объединений сотрудничают с АККОРК и проводят аккредитацию на основе наших независимых аудитов.

Кстати, часть организаций занимается как оценкой, так и аккредитацией образовательных программ. Например, сюда относятся компании «Роснано» (ведет оценку и аккредитацию программ дополнительного профессионального образования), «Росатом» (планирует заниматься мониторингом качества образования), «Объединенная авиастроительная корпорация» (проводит оценку образовательных программ).

Как показывает наша практика, экспертные услуги становятся все более востребованными среди учебных заведений. Например, в 2012 г. АККОРК провело более 400 оценочных и аккредитационных мероприятий. Предполагаем, что в текущем году их количество увеличится.

Отмечу, что объекты, в отношении которых проводятся те или иные мероприятия, могут быть разными. Профессионально-общественная аккредитация касается только образовательных программ, а независимая оценка качества может проводиться как на уровне образовательной программы, так и на уровне учебного заведения в целом (так называемый институциональный аудит). Однако эксперты АККОРК даже при аудите образовательной программы среди прочих показателей оценивают качество менеджмента, проявляемое на уровне конкретной программы. Ведь она состоит не только из учебного плана, учебно-методических материалов и профессорско-преподавательского состава, ведущего обучение, но и из технологий организации образовательного процесса и особенностей управления им. Как планируется образовательная деятельность на уровне конкретных специальностей? Как она организована? Какими способами образовательное учреждение контролирует качество учебного процесса по данной специальности? Разработана ли для той или иной образовательной программы стратегия развития? Придерживается ли ее учебное заведение, проводит ли актуализацию, контролирует ли этапы реализации? Ответы на эти и другие вопросы крайне важны при проведении образовательного аудита.

Проблемы, выявляемые при оценке

«Симптомы», по которым образовательное учреждение может определить, что ему необходима внешняя независимая оценка, в основном будут теми же, как и для любой другой организации или компании, планирующей шагнуть на новый уровень развития.

Второе обстоятельство противоположно первому: в организации все плохо, она стагнирует. И обращение к внешнему консультанту является попыткой сохранить управляемость процесса и вдохнуть в деятельность новую жизнь.

В свою очередь, в ходе внешней оценки качества образования очень часто выявляются следующие распространенные проблемы:

Результаты проведенных процедур

Что получают образовательные учреждения после прохождения оценочных и аккредитационных процедур? Итогом независимой оценки и экспертного консультирования является отражение сегодняшнего состояния учреждения, а также разработка конкретных рекомендаций по улучшению образовательного процесса и других сторон деятельности. Здесь не может быть выставлен положительный или отрицательный балл.

В то же время оценка, осуществляемая в рамках процедуры аккредитации, несколько иная. Суть ее заключается в том, чтобы подтвердить соответствие тому или иному критерию либо, наоборот, удостовериться, что критерий не выполняется, и описать, что именно не выполняется и почему. Отчет с подобными выводами направляется в аккредитационный совет, который и принимает положительное или отрицательное решение.

Как и в Европе, в России серьезно настроенные образовательные учреждения не пренебрегают этапом консультирования, особенно по тем образовательным программам, по которым не уверены в хорошем результате. Судя по нашей практике, примерно 90% таких программ не выходят на аккредитацию сразу после проведения аудита. Вузы и колледжи не хотят рисковать и сначала устраняют замечания экспертов.

Безусловно, вузы и колледжи проходят оценочные и аккредитационные процедуры в добровольном порядке. Но значение как внешней оценки качества образования, так и профессионально-общественной аккредитации в дальнейшем будет только возрастать. Вузы уже сегодня должны серьезно заниматься собственным мониторингом эффективности, а с 1 сентября 2013 г., когда вступит в силу новый Закон об образовании, сведения об имеющейся профессионально-общественной аккредитации образовательные учреждения должны будут подавать в аккредитационный орган, который станет рассматривать эти сведения при проведении госаккредитации.

Источник

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ статья 95 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 95. Независимая оценка качества образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 95 настоящего Федерального закона

См. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленные письмом Минобрнауки России от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02

Информация об изменениях:

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

Информация об изменениях:

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Информация об изменениях:

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети «Интернет» информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

Информация об изменениях:

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Источник

Цели и особенности независимой оценки качества оказания услуг в сфере образования

Независимая оценка качества образования является одним из способов эффективного взаимодействия государства и общества в этой сфере (статья 95 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в редакции от 02.12.2019 «Об образовании в РФ»).

Оценить можно как уровень подготовки учащихся в процессе реализации учебных программ (статья 95.1 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), так и качество условий осуществления образовательной деятельности (статья 95.2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Цели и тонкости в 2019 году

Оценить эффективность работы учреждения можно как по степени подготовки обучающихся, так и по тем программам обучения, которые использует в своей работе организация, предоставляющая образовательные услуги.

Целями проведения независимой экспертизы подготовки обучающихся являются:

Оценивание условий предоставления услуги проводится с интервалом в 1-3 года с целью:

С 2019 года в связи с дополнениями и изменениями, внесёнными Приказом Минфина РФ от 07.05.2019 № 66н и Приказом Минпросвещения РФ № 114 от 13.03.2019, в правилах проведения независимой оценки образовательных услуг появился новый критерий – доступность их для инвалидов.

Какие организации подлежат процедуре?

По качеству предоставления услуг и условий их оказания оцениваются принадлежащие различным ведомствам государственные учреждения, ведущие образовательную деятельность.

Критерии и показатели

Качество работы образовательных учреждений проверяется по общедоступной информации об этих организациях, вывешенной на их стендах и сайтах.

Образовательные услуги оцениваются по следующим критериям:

Возможность оценить условия образовательной деятельности должна быть предоставлена в виде анкетирования и (или) социологических опросов на добровольной и анонимной основах обучающимся старше 18 лет и родителям учащихся, не достигших совершеннолетия (потребителям услуги).

Кто проводит процедуру?

Независимая экспертиза проводится учреждением, подчиняющимся профессиональному органу управления образованием (центр оценки качества образования в субъекте РФ) или некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность социальной направленности и имеющей в своём составе специалистов необходимой квалификации.

Согласно статье 95.2 Закона № 273-ФЗ районные и окружные органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в образовательной сфере, образовывают общественные советы, задачей которых является оценивание качества условий оказания услуг муниципальными организациями. Такая проверка проводится независимо от того, в чьём подчинении находится её объект.

Результаты экспертизы собираются и обрабатываются организацией-оператором, с которой заключён государственный контракт по проведению оценки и обобщению информации. Результаты анализируются общественным советом по проведению независимой проверки качества услуги.

Обязательна ли она?

Внешняя оценка работы учреждения образования не является обязательной. Являясь подтверждением качества предоставляемых услуг, такая экспертиза пользуется спросом. Она позволяет учебному заведению не только обнаружить и нейтрализовать проблемы, но и занять чёткое место в рейтинге организаций данного профиля.

Что является результатами и где их можно посмотреть?

По результатам независимой экспертизы услуги образования общественный совет предлагает рекомендации по улучшению качества условий её предоставления (части 4-7 статьи 11 Закона № 392-ФЗ от 05.12.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…»).

Орган самоуправления, реализующий полномочия в сфере образования, при котором сформирован совет, доводит полученную информацию в течение месяца до учреждения, которому подчиняется образовательная организация и до самого учебного заведения.

Сведения о результатах экспертизы выставляются органами исполнительной власти субъектов РФ, реализующими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» https://bus.gov.ru/.

Результаты независимой оценки учитываются при выработке мер, принимаемых для улучшения образовательной деятельности.

По итогам проверки организация местного самоуправления, контролирующая деятельность учреждения, в котором проводилась проверка, разрабатывает план устранения недостатков и размещает документ и сведения об исполнении его предписаний на официальном сайте для публикации данных о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».

Независимая экспертиза образования позволяет предоставить участникам данных отношений в открытом доступе информацию об уровне реализации учебных программ в рассматриваемом заведении и качестве условий их реализации.

Результаты такой оценки не аннулируют аккредитацию или лицензию образовательной организации. Они дают возможность поднять уровень подготовки учащихся, улучшить условия предоставления услуг в этой сфере и занять определённое место в рейтинге учреждений данного профиля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *