нейропсихология для детей это что такое
Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?
Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже самое короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?
Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.
Чем занимается нейропсихология?
Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.
Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.
В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?
Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:
Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.
Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.
Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:
Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.
С какого возраста можно посещать нейропсихолога?
Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.
Как работает нейропсихолог с детьми?
Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.
Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».
При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:
Каждый этап длится около 20-25 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.
Нейрокоррекция по времени занимает от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.
Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.
Дата публикации: 12.12.2018. Последнее изменение: 28.10.2021.
Зачем ребенку нейропсихолог
Психолог, кандидат психологических наук Сальникова Ирина Анатольевна рассказывает, когда ребенка нужно показать нейропсихологу и чем он поможет.
Чем занимается нейропсихология и кто такой нейропсихолог?
Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека (и ребенка) и его поведение.
Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.
А нейропсихолог — это клинических психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться.
Кто обращается за помощью к нейропсихологу? Какую помощь он может оказать?
Клиентом нейропсихолога может стать любой взрослый или ребенок старше 3-х лет. Головной мозг каждого человека развивается индивидуально и имеет как сильные (ресурсные), так и слабые (дефицитарные) стороны, которые не всегда приводят к патологическим изменениям высших психических функций, но могут влиять на продуктивность деятельности.
Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Например, ребенок плохо усваивает учебный материал, и психолог выясняет, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда ребенок может использовать зрительные подсказки, чтобы лучше успевать в школе.
Как проводится нейропсихологическая диагностика?
Обязательно в тихом, хорошо проветренном помещении, чтобы ничего не отвлекало, при достаточном освещении, за столом. Психолог использует специальные инструменты.
Диагностика состоит из заданий, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции обследуемого.
Многие задания можно оценить количественно (на сколько баллов развит навык у ребенка). Это нужно не чтобы сравнивать детей между собой, а чтобы следить за развитием самого ребенка (сколько баллов было год назад, сколько стало сейчас). Например, для исследования памяти и внимания используем задание «Запомни 10 слов».
С какими проблемами нужно обратиться к нейропсихологу?
Нейропсихология разрабатывалась для реабилитации людей с локальными поражениями головного мозга (после инсульта, черепно-мозговых травм). Сейчас нейропсихологи много работают с детьми, так как мозг ребенка более пластичен — если есть трудности, их можно быстро преодолеть, мозг быстро адаптируется.
Помощь нейропсихолога необходима, когда ребенок:
В чем заключается лечение в нейропсихологии?
Лечение в нейропсихологии называют нейрокоррекцией. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.
Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются — стоит только нейропсихологу подобрать правильное задание.
Например, у меня был мальчик 7 лет. Родители переживали из-за его гиперактивности, неусидчивости и плохого поведения и успеваемости в школе. После курса нейрокоррекции, ребенок стал более спокойным, мог себя контролировать и сдерживать, появилось произвольное внимание, что значительно повлияло на его успех в школе.
А сколько длится курс нейрокоррекции?
Это зависит от результатов диагностики: какие нарушения выявил психолог у ребенка и насколько они сильные. Специалист индивидуально разрабатывает программу занятий, так как курс идет от простых упражнений к сложным, а «простые» и «сложные» упражнения у каждого ребенка свои, в зависимости от его слабых и сильных сторон.
В среднем, чтобы «запустить» процессы в мозге в нужном направлении, нужно заниматься не меньше полугода 2 раза в неделю и с регулярными домашними тренировками. Я не рекомендую бросать занятия не дойдя до конца — тогда начатая «перестройка» останется незавершенной, проблемы могут вернуться и даже стать серьезнее.
Во время нейрокоррекции родители должны быть готовым к тому, что развитие не всегда происходит только в сторону прогресса, могут наблюдаться и временные ухудшения. Это нормально, мозг устает, сопротивляется изменениям. Главное — не бросать занятия в этот кризисный этап, набраться терпения и настроиться на результат.
В каком возрасте лучше приводить ребенка к нейропсихологу?
Наиболее продуктивны нейропсихологические занятия для детей от 5 до 12 лет. В этом возрасте мозг уже достаточно сформирован, чтобы ребенок осваивал и развивал навыки, но в то же время еще пластичен, чтобы легко перестроиться.
Детский нейропсихолог
Детский нейропсихолог может помочь, если ребёнок:
Нейропсихологическую диагностику рекомендуется проводить детям с трудностями обучения и поведения по назначению лечащего врача. Нейропсихологическая диагностика подходит для детей дошкольного и школьного возраста.
Нейродиагностику рекомендуется проводить детям у которых возникают сложности в освоении школьной программы (чтение, счет, письмо), трудности концентрации внимания. Своевременное обращение к специалисту поможет вовремя скорректировать подобные проблемы, улучшить адаптацию к школьному процессу, повысить успеваемость.
Детский нейропсихолог: с какими проблемами стоит обращаться
Детский нейропсихолог – это клинический психолог, основной задачей которого является помощь детям с трудностями обучения, социально-бытовой адаптации, нарушениями поведения. Специалист может помочь подобрать коррекционно-развивающие занятия для работы с имеющимися трудностями. К нейропсихологу могут обращаться дети от 4-х до 7-ми лет.
Переход к обучению в школе всегда является стрессовой ситуацией для ребенка и родителя. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму: слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв.
Что касается математики, то возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, в особенности обратного.
Чтение может сопровождаться различными затруднениями при понимании смысла прочитанного, чтения вслух.
Трудности в освоении учебных навыков важно вовремя обнаружить и подобрать соответствующие методы коррекции, чтобы способствовать успешному освоению школьной программы и предотвратить истощение психоэмоциональных ресурсов ребенка.
Нейропсихолог может помочь выявить причину трудностей в освоении какого-либо школьного предмета, например, математики.
Причины трудностей в обучении могут быть и более общими, например, недостаточная сформированность функций программирования регуляции и контроля, которая отражается на разных областях психической деятельности.
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая диагностика – комплекс диагностических заданий, направленный на исследования особенностей памяти, внимания, мышления и других функций ребенка с целью определения особенностей мозговой организации психических функций. Нейропсихологическая диагностика проводится посредством определенного набора методик, часть которых была разработана еще в середине прошлого века психологом с мировым именем А.Р. Лурией и адаптирована его последователями уже в наше время. Также для диагностики нейропсихолог может использовать наблюдение за ребенком, беседу с ребенком и его родителями, аппаратные методы диагностики.
В ходе обследования специалист выявляет особенности функционирования тех или иных зон головного мозга, которые могут быть связаны с трудностями обучения и поведения.
Результаты нейропсихологической диагностики служат опорой для определения «мишеней» коррекционного воздействия.
Нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости. Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами активностей, трудности освоения письма, чтения или счета – с помощью нейропсихологической диагностики, можно выявить в чем причина и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий. Нейропсихологическая коррекция также может быть полезна детям с особенностями сенсорной сферы (повышенная или пониженная чувствительность к определенным ощущениям), моторными особенностями.
Нейропсихологическая коррекция, подобранная по результатам тщательной диагностики, в сотрудничестве специалиста с лечащим врачом и родителями, может улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, последствиями органических поражений головного мозга, эпилепсией.
В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания и игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система «Саундбим» и др.).
Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:
— растяжки, массаж и самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию, психоэмоционального состояния, сенсорное насыщение;
— дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшение концентрации и переключаемости внимания;
— упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики;
— работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности;
Когнитивная коррекция включает бланковые (на листах) задания, различные настольные игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции, высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, пространственные представления, мелкую моторику.
В ходе занятий нейропсихологической коррекцией также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Упражнения с использованием специального оборудования направлены преимущественно на развитие управляющих функций (самоконтроль, переключение между различными видами деятельности, торможение, скорость реакции), а также крупной моторики, концентрации и переключаемости внимания, навыков ориентировки на инструкцию специалиста.
Специалист подбирает и комбинирует различные виды заданий с учетом результатов нейропсихологической диагностики, возраста, особенностей и интересов ребенка, а также рекомендаций лечащего врача.
Нейропсихологическая коррекция предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. В Центре им. Г.Е. Сухаревой мы рекомендуем родителям присутствовать на занятии и участвовать в них вместе с ребенком. Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома. Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.
Важно также помнить, что никакое коррекционное воздействие не будет эффективным, если оно не учитывает мотивацию ребенка к выполнению заданий. Поэтому нейропсихолог всегда старается сделать упражнения и игры максимально интересными для ребенка.
Нейропсихолог обращает внимание на текущее психоэмоциональное состояние ребенка, меняет структуру и формат занятия, если это необходимо. Например, ребенок устал и пока не готов к активным двигательным играм – значит специалист может уделить больше времени бланковым заданиям или настольным играм.
Детский нейропсихолог. Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ ведут прием детские нейропсихологи с опытом работы в условиях стационара. Записаться на консультацию нейропсихолога можно в Платном отделении Центра по телефону: +7 (495) 44-55-495.
В условиях стационара нейропсихологическая коррекция проводится бесплатно по назначению лечащего врача и после проведения нейропсихологической диагностики.
Специалисты проводят занятия с детьми индивидуально и в малых группах. Продолжительность занятий – 30-40 мин.
Зачем ребенку детский нейропсихолог?
В настоящее время проблема нейропсихологии актуальна как никогда. С каждым годом все больше детей рождаются с нарушениями психических функций. Проявляются они в речи, мышлении, восприятии, памяти и т.д. Мы не раз писали о том, что около 85% детей, рожденных после 1991 года, страдают нейропсихологическими нарушениями, а связано это со стволовыми изменениями мозга. Поэтому практически каждому современному ребенку требуется нейродиагностика для определения уровня его развития и выявления нейронарушений.
При каких проблемах необходима помощь детского нейропсихолога, и в каком возрасте можно достичь наилучших результатов?
Если из приведенного ниже списка Вы можете отнести к своему ребенку три и более утверждения, то Вам необходимо пройти нейродиагностику, по результатам которой будет решено, нужна ли помощь нейропсихолога далее или Ваш ребенок полностью здоров:
— ребенок испытывает трудности в школьном обучении (усвоение школьной программы, медленный темп работы, проявление лени и т.д.);
— у ребенка стоит или стоял диагноз: ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР, ЗПРР, РАС, ПЭП, имеет различные расстройства в области логопедии (алалия, дислексия, дисграфия, дизартрия и пр.);
— у ребенка была родовая травма, травма головы или операции под общим наркозом;
— ребенок родился с помощью КС;
— в поведении ребенка наблюдаются следующие трудности: моторная неловкость; «не слышит» с первого раза; у него нет «тормозов»; ничего не интересно; часто ленится; очень стеснительный; трудно находит контакт с другими детьми; проявляет агрессию; присутствует чрезмерная гиперактивность; бывает неуправляемым и т.д.
Самый эффективный возраст для нейропсихологического воздействия — от 4 до 12 лет, так как именно в этом возрасте заканчивается формирование всех мозговых структур ребенка, но мозг более пластичен, чем в более позднем возрасте. Чем раньше начать нейропсихологические занятия, тем эффективнее и проще будет достигаться положительный результат.
Что лечит детский нейропсихолог, и с какими проблемами к нему нужно обратиться?
Что лечит детский нейропсихолог? Детский нейропсихолог лечит нарушения психических функций без медикаментозного вмешательства. Нейропсихолог работает только с мозгом ребенка, приводя к балансу его различные области.
К детскому нейропсихологу обращаются с разными проблемами, но особняком все же стоят: трудности в школьном обучении, особенности развития и поведения в обществе.
Что такое нейропсихологическая диагностика и нужна ли она?
Нейропсихологическая диагностика – некое тестирование, которое проходит при помощи нейропсихологических проб (заданий). По итогам нейродиагностики специалист может сделать точный вывод об актуальном уровне развития высших психических функций ребенка (внимании, памяти, речи, мышлении, пространственных представлений), развитии его двигательной и эмоциональной сфер.
Нейропсихологическая диагностика должна проводится в любом случае, без нее начать лечение не может ни один высококвалифицированный специалист. Нейродиагностика нужна не только для того, чтобы определить, имеются ли у ребенка нейропсихологические дефекты, но и для того, чтобы подобрать индивидуальную методику для влияния именно на те нарушения, которые были выявлены у того или иного ребенка.
Нейропсихологические занятия: для чего они Вашему ребенку?
Занятия с нейропсихологом необходимы тем детям, у которых по результатам нейродиагностики были выявлены некоторые нарушения.
Если в дошкольном возрасте существует лишь симптоматика, которая указывает на наличие таких нарушений, то в недалеком будущем, на школьном этапе, они дадут о себе знать.
Дети с нейропсихологическими трудностями отстают от школьной программы, учеба им просто «не дается». Более того, появляется апатия и лень при выполнении домашнего задания или чтения. Им трудно писать, а задачки по математике вызывают сплошное непонимание. Позже неуспеваемость перерастает в «хроническую», формируя негативное отношение к учебе, вплоть до окончания школы.
Теперь, зная симптоматику и последствия нейропсихологических нарушений, обнаружив их в поведении и/или развитии своего ребенка, не пренебрегайте посещением детского нейропсихолога, его помощь даст свои результаты, которые Вы увидите уже в недалеком будущем.
Профессия нейропсихолога. Где пройти обучение и куда устроиться на работу?
В современном мире болезни постепенно перестают быть приговором для человека. Если раньше парализованный после инсульта взрослый или родившийся с ДЦП ребенок в большинстве случаев были лишены шанса на полноценную жизнь, то сегодня они успешно проходят реабилитацию. В решении этой непростой задачи им помогают специалисты, в том числе нейропсихологи.
Нейропсихолог – кто это? Чем занимается специалист?
Нейропсихология – наука, которая изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга. Соответственно, нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, получивший квалификацию клинического), который знает особенности развития мозга, владеет методом нейропсихологической коррекции. Он может выполнять нейропсихологическую диагностику, выделять зоны головного мозга, которым требуется дополнительная нагрузка, составлять индивидуальные программы занятий для своих пациентов. В такую программу входят различные физические и интеллектуальные упражнения, в случае с детьми – игры.
Ваша заявка отправлена!
Хотите работать психологом и вести частную практику?
Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.
Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту
С какими проблемами обычно обращаются к нейропсихологам?
Детские нейропсихологи чаще всего занимаются реабилитацией детей, у которых наблюдаются следующие заболевания и нарушения:
Ограниченные умственные способности (врожденные или приобретенные вследствие травм и заболеваний).
Проблемы с контролем поведения и внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Проблемы в эмоциональной сфере.
Проблемы с социализацией.
Трудности в освоении школьной программы и т. д.
Нейропсихологи работают и со взрослыми пациентами, у которых отмечаются различные нарушения психических функций, связанные с поражениями головного мозга и ЦНС. Чаще всего это люди, которые восстанавливаются после инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций и т. д.
Чем отличается нейропсихолог от психолога?
Объект профессионального интереса психолога – это эмоционально-волевая сфера человека, его эмоциональные и личностные проблемы, поведение человека. К специалисту обычно обращаются те, у кого не получается наладить отношения с людьми, возникают страхи, комплексы, нарушения поведения и т. д.
Нейропсихолог же изучает связь психических процессов с разными участками головного мозга. Он проводит нейропсихологическую диагностику и на основе полученных данных составляет комплекс коррекционных упражнений, направленных на развитие отстающей или повреждённой психической функции.
Где учат на нейропсихологов?
Выучиться на нейропсихолога можно по программам высшего образования. Это займет 4-6 лет. Для поступления на нейропсихолога нужно сдавать математику, русский язык и биологию. Но так как специальность пока новая, она есть лишь в нескольких российский вузах, большая часть из которых находится в Москве. Жителям регионов гораздо удобнее получить диплом психолога, медика или другое высшее образование, а затем пройти обучение на нейропсихолога по программам профессиональной переподготовки. Тем более они реализуются и в дистанционном* формате.
При выборе программы обучения учитывайте вашу специальность, уровень подготовки. Также важно понимать, какие знания и навыки вам нужно получить, в какой области вы собираетесь работать.
Для поступления необходимо иметь:
высшее психологическое образование;
высшее медицинское образование и диплом интернатуры или ординатуры по неврологии или невропатологии;
любое высшее образование и диплом профессиональной переподготовки по психологии в объеме более 1000 часов.
Продолжительность курса – 4 месяца. В ходе обучения вы узнаете:
актуальные принципы нейропсихологии ;
клиническую картину локальных поражений мозга;
порядок работы мультидисциплинарной бригады врачей (МДБ);
задачи нейропсихолога при реабилитации людей с разными поражениями головного мозга;
классификацию реабилитационных методов нейропсихологии;
порядок помощи пациентам с диффузным поражением мозга и многое другое.
По окончании дистанционных* курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке. Он позволит вам претендовать на должность нейропсихолога в государственных и коммерческих учреждениях.
Если вы уже получили образование нейропсихолога в вузе и хотите освежить, актуализировать или углубить знания в конкретной профессиональной области, вам подойдут короткие программы повышения квалификации:
Окончив эти курсы, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Где работать с дипломом нейропсихолога? Сколько зарабатывают специалисты?
В основном специалисты работают в различных учреждениях системы здравоохранения – нейрохирургических клиниках, реабилитационных центрах. Детский нейропсихолог может устроиться на должность педагога-психолога в учреждения образования, в медико-психологические центры. Также можно оказывать услуги психологического консультирования, диагностики, терапии в частном порядке.
В Москве нейропсихологам предлагают зарплату от 40 000-50 000 до 80 000-100 000 рублей в месяц. В регионах вакансий меньше, а уровень заработка находится между 20 000 и 40 000-45 000 рублей в месяц. Частные специалисты проводят консультации по цене от 400 до 2 000-3000 рублей в час в зависимости от уровня образования, стажа, наличия рекомендаций.
Нейропсихология – активно развивающаяся наука, в которой очень много направлений для профессионального роста и развития. Можно вести не только практическую деятельность, но и заниматься научными исследованиями, например, изучать взаимосвязь мозговых функций с самыми разными болезнями – от потери памяти до СПИДа. Поэтому специалистам, которые работают в области медицинской психологии, стоит уже сейчас задуматься о знакомстве с этим перспективным направлением.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.