нейрофизиолог кто это и что лечит

Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин — о причинах тревожности и стресса

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

Об эксперте: Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Мозг как машина времени

В мозге каждого человека присутствует «внутренняя модель мира», основанная на деятельности нервных клеток, — информационный слепок с окружающей действительности. Мы всю жизнь выращиваем, холим и лелеем эту модель, добавляя все новые сведения и ассоциации, формируя обобщения. Она основа мышления и прогнозирования событий, наша личная «машина времени», позволяющая заглянуть в будущее. Работы в области нейробиологии показывают, что за эту функцию мозга отвечают высшие теменные, височные, лобные зоны коры больших полушарий.

Человек постоянно проверяет, верифицирует «внутреннюю модель мира» с помощью поведения. Спланировал и сделал что-то, достиг успеха — получи положительные эмоции. На фоне этих эмоций та часть модели, которая удачно сработала, укрепляется. В дальнейшем вариант поведения, который подтвердил свою эффективность, будет выбираться мозгом чаще.

Если что-то пошло не так, не получилось, то возникают негативные эмоции и, что очень важно, — посыл повторить попытку, отыскать и попробовать другие пути. Но, если этих путей не видно, успех крайне сомнителен и от надвигающихся проблем и опасностей никак не увернуться — тут негативные эмоции зашкаливают. Постоянный стресс начинает мешать работе мозга, постепенно истощать и разрушать организм.

Разрушение системы

Почему не удалось, почему никак не получается? Нередко потому, что наши представления об окружающей среде, о других людях и самом себе (все это — компоненты «внутренней модели мира») не полностью соответствуют действительности. Или же, что еще хуже, наша модель не просто кое-где неверна, а в принципе построена как-то не так, в ней отсутствуют некие важнейшие блоки данных. Тогда рано или поздно ее с высокой вероятностью придется ломать.

В психологии это обычно связывают с разрушением прежней системы ценностей, убеждений, установок («мой мир рухнул», «мой мир никогда не будет прежним»). Иногда это происходит как пришедшая извне катастрофа: обанкротилась фирма, предал близкий человек. Порой — как возрастной кризис: год за годом копится неудовлетворенность профессией, семейными отношениями или чем-то более глобальным, например экологией.

Не всегда такая ситуация негативна. Бывают и позитивные истории: любимая сказала «да», вы получили новую прекрасную должность или родился долгожданный ребенок.

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

Тревожность и неопределенность

В тот момент, когда перед нами возникают неожиданные препятствия или даже светлый, но не вполне ясный путь в будущее, мы чувствуем тревогу, страх. И дело, прежде всего, в недостатке информации: я никогда с этим не сталкивался; я не знаю, какую дорогу выбрать; я не до конца понимаю общую логику событий. Сразу вспоминается известная поговорка о том, что «человек боится не темноты, а того, кто прячется в темноте». А также рассуждения Стивена Кинга о технологиях создания саспенса и хоррора.

В нейробиологии есть классический тест на тревожность: белую крысу помещают в центр ярко освещенной круглой арены. Животное впервые тут оказалось, ему страшно, оно бежит к стенке и прижимается к ней, пытаясь спрятаться. Но проходит несколько минут — и крыса чувствует: ничего не происходит. В том числе — не происходит ничего страшного. И тогда она постепенно начинает исследовать арену, шаг за шагом осматривает, обнюхивает ее по периметру и даже, осмелев, выходит в центр.

На примере этой относительно простой ситуации мы видим, как в нервной системе конкурируют две программы — безопасности и любопытства. Обе они имеют врожденную основу, обе способны приносить положительные эмоции, но их выраженность и баланс у конкретного человека (и конкретной белой крысы) различны. Начиная с Гиппократа, выделившего меланхоликов и сангвиников, и кончая психологами, социологами, философами наших дней, этому вопросу уделяется огромное внимание. Для примера можно привести работы Анны Фрейд, развивающие концепцию психологических защит ее отца.

Не остаемся в стороне и мы, специалисты, занимающиеся нейрофизиологией и нейрохимией. Мозг изучается на уровне отдельных нейронов, нейронных сетей и макроструктур (амигдала, гипоталамус, инсулярная кора), анализируется генетическая база его функционирования, оценивается роль сигналов от эндокринной и иммунной систем. В настоящее время мы знаем десятки факторов, изменяющих реакцию человека на неизвестность, определяющих уровень его тревожности и «нейротизма». Более высокий нейротизм означает снижение способности регулировать отрицательные эмоции. Любой из этих факторов при серьезных отклонениях от «среднего уровня» — как постоянно существующих, так и временных, возникших, например, под действием некоего препарата или при заболевании — может повлиять на темперамент и всю структуру личности человека.

В качестве примера одной из наиболее цитируемых работ может служить исследование, опубликованное в 2016 году D.J. Smith et al. (Molecular Psychiatry, 21 (6), 749–757). Ученые провели полногеномный (на уровне всех молекул ДНК) анализ связи генов с нейротизмом на выборке в 106 тыс. человек. В результате сформирован список из примерно 40 генов, часть из которых отвечает за особенности внутриклеточного строения нейронов; часть — за специфику обмена веществ и даже устойчивость к инфекциям. Особое внимание привлекают гены, которые отвечают за общий баланс возбуждения и торможения нервных процессов (в предыдущих исследованиях они оказались связаны с частотой суицида). Кроме того, эти гены регулируют активность гормона кортиколиберина, который в значительной степени формирует ответ организма на стресс.

Природа или среда

Гены лишь на 40% определяют нашу реакцию на отрицательные эмоции. Остальные 60% — те особенности функционирования мозга, которые человек приобретает по ходу жизни и становления личности.

Интересно, что в том же 2016 году опубликовано аналогичное исследование экстраверсии (S.M. van den Berg et al., Behavior Genetics, 46, 170–182), в котором никаких явных связей с генами не обнаружено. Это, видимо, указывает, что такие характеристики личности, как общительность и любопытство, зависят уже не от десятков, а сотен генов. Подобное можно сказать и о другом члене «большой пятерки» — «открытости опыту» (M.H.M. de Moor, 2012).

Представим на минуту, что наше существование проистекает в полностью знакомой среде. Надежно, но скучновато. И тут появляются некоторые изменения, новые объекты или события. Если случившееся затрагивает лишь незначительную часть «модели мира», о тревожности и страхе речь обычно не идет; здесь, как правило, доминирует реакция любопытства. Что там в Китае? Новая эпидемия?

Но вот изменения нарастают. Они все более очевидны, и параллельно растут опасения за успех деятельности (благополучие, здоровье). Наконец, мы достигаем ее — точки перехода от любопытства к тревожности. Теперь нам уже не столько интересно, сколько страшно. Возникает, как говорят нейробиологи, «пассивно-оборонительная реакция»: хочется спрятаться и затаиться — может, еще обойдется?

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

Когда тревожность может быть полезной

Я, конечно, чудовищно упрощаю. Все гораздо сложнее — примерно в той же степени, в какой мозг человека сложнее мозга маленькой рыбки.

Источник

Профессия: нейробиолог

Как почувствовать себя детективом, изучая мозг и нервную систему

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

Нейробиология изучает устройство и развитие нервной системы, а также поведение человека с точки зрения генетики, биохимии и физиологии. До середины XX века нейробиологические исследования относили к разным дисциплинам. В 60-х годах университеты США стали открывать самостоятельные отделения нейробиологии для изучения психики и мозга.

Школьники, которые хотят помогать людям, часто выбирают медицинские профессии или становятся психологами. Современные проблемы развития и поддержки человека требуют новых подходов. Чтобы разобраться в причинах проблем, нужно выйти за рамки отдельных областей. Нейробиолог похож на Шерлока Холмса в сфере диагностики заболеваний. В этой статье мы рассказываем, что делает этот специалист и как стать нейробиологом, если в вузах такой специальности пока нет.

Как стать нейробиологом

Как я пришла в профессию

Я окончила факультет естественных наук и защитила кандидатскую диссертацию по биологии. В центре иммунологии я получила возможность исследовать влияние медикаментов на работу нейтрофильной фракции лейкоцитов.

В 2013 году у моего ребёнка диагностировали расстройство аутистического спектра. Тогда в Красноярске не было проверенных методик работы с такими детьми, и я искала способ помочь сыну. Я нацелилась на «запуск» его речи. Через восемь месяцев занятий ребёнок заговорил, но оказалось, что я решала не ту задачу: появилась речь, но не было коммуникации. Тогда я переквалифицировалась в олигофренопедагога и дефектолога — окончила курсы профессиональной переподготовки и сменила профессию.

Я начала работать в «Клинике коррекционных и развивающих технологий», использовать нейроэнергокартирование, изучать электроэнцефалограммы. Мне пригодились знания биохимии и цикл Кребса. При этом пришлось освоить много нового: методику невербального театра Ричарда Хейхау, ПЕКС (Picture Exchange Communication System) — коммуникацию с помощью картинок, floor-time подход — взаимодействие с ребёнком на полу, на его уровне.

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

Где учиться

Нейробиолог изучает головной мозг с разных сторон. Получить такое образование на одном факультете невозможно. Нейробиолог — это, пожалуй, не профессия, а призвание.

Стать нейробиологом может выпускник факультета естественных наук или медицины, поскольку для этого нужно изучать биохимию, биологию и патофизиологию. Безусловно, любому специалисту придётся дополнительно изучать какие-то научные области: нейропсихологу — физиологию мозга, биохимию и генетику; неврологу и нейрофизиологу — особенности функционирования головного мозга.

Что делает нейробиолог

Детективная работа

По статистике, каждый третий новорождённый имеет неврологические нарушения.

Нейробиолог — это учёный, а не врач. Он помогает семье разобраться в проблеме, если отдельные специалисты затрудняются с постановкой диагноза или лечение не даёт результатов.

Например, приходят ко мне на приём мама, папа и ребёнок. Родителей беспокоит отсутствие речи, нарушение движения, сна, гиперактивность ребёнка или другие симптомы. Невролог или дефектолог видят верхушку айсберга: аутизм или ДЦП (детский церебральный паралич). Это не помогает выработать стратегию поддержки. Я же могу выявить источник проблем и предложить комплекс коррекционных занятий. Для этого я изучаю все доступные данные о ребёнке: результаты анализов мочи и крови, ультразвуковых исследований, МРТ, электроэнцефалограммы, заключения неврологов, генетиков, кардиологов, психологов, дефектологов и других специалистов.

В этом году к нам обратилась мама ребёнка, который страдал нарушением функции поджелудочной железы. Невролог убедил родителей сделать ребёнку генетический скрининг. Стоимость таких исследований составляет от 50 до 250 тысяч рублей. Скрининг показал мутацию по некоему хромосомному плечу. Маме выдали список из 50 синдромов, которые могут быть вызваны данной мутацией. Проблема была в том, что ни один из синдромов у ребёнка диагностировать не удалось.

Во время работы с этой семьёй я заметила, что результаты биохимического анализа крови ребёнка с рождения отклоняются от нормы. Ферменты поджелудочной железы превышали допустимые значения в десять раз. После нейробиологической диагностики и беседы с родителями мы пришли к выводу, что у ребёнка инфекция.

Оказалось, что во время беременности у матери был герпес и два дня держалась высокая температура. Сдали анализы — подтвердилась цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Поэтому мы решили помимо телесной терапии с ребёнком подключить к работе иммунолога.

Иногда родители жалуются на проблемы со слухом, а сурдолог говорит, что ухо ребёнка функционирует нормально. В таком случае я направляю ребёнка на исследование вызванных потенциалов. Если на пути к головному мозгу звуковой импульс теряется, вероятно, нарушена миелинизация нерва, то есть он не полностью покрыт оболочкой. Даже если слуховой нерв недостаточно развит, лекарства помогают его восстановить.

Создание общей картины развития

Родители приносят в нашу клинику толстые медицинские карты своих детей. Отчаявшиеся мамы и папы платят за ненужные дорогостоящие обследования, но не получают внятного ответа на свои вопросы. При этом существенные отклонения в самых обычных анализах педиатр или участковый невролог иногда не замечают или игнорируют. В итоге у родителей копятся бумажки, а что делать с ребёнком и как ему помочь, никто не говорит.

Я не измеряю линейкой графики ЭЭГ, но могу понять заключение нейрофизиолога и рассказать родителям об альфа-, бета- и тетаритмах. Например, к нам приводят ребёнка с нарушением и говорят: «Врач сказал, всё нормально». Я объясняю, что означают результаты диагностики, предлагаю сделать нейропсихологические тесты. Нейроэнергокартирование, к примеру, может показать, почему ребёнку трудно учиться: интеллект сохранен, но нет связей между участками коры головного мозга.

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

Исследование работы мозга

Во время двухчасовой нейропсихологической диагностики я оцениваю сенсорные каналы: как ребёнок слышит, видит, реагирует на лёгкие прикосновения и ощутимое давление. Я расспрашиваю родителей об особенностях поведения, режиме сна и бодрствования, вкусовых предпочтениях, реакциях на различные раздражители и обстоятельства. Подобно неврологу я оцениваю коленные, локтевые, запястные, ахилловы рефлексы и рефлексы пирамидного пути. Важная часть сбора анамнеза — вопросы, как протекала беременность.

Работа в команде

На основе полученной информации я предлагаю родителям маршрут дальнейшего движения — какие занятия, терапию и обследования стоит провести. Эффективность работы с ребёнком зависит от специалистов, которые подхватят его на этом маршруте. Развивающие, поддерживающие, коррекционные занятия с ребёнком проводят логопед, невролог, нейропсихолог, телесный терапевт и массажист. Важно, чтобы все они говорили на одном языке, работали в едином подходе — это должна быть слаженная команда, а не отдельные профессионалы в разных центрах.

Доход и перспективы профессии

Стоимость консультации

Государственные медицинские центры пока не предоставляют консультаций нейробиолога. Можно пойти работать в НИИ и зарабатывать столько, сколько и другие учёные. Частные клиники более гибко реагируют на спрос.

Год назад моя консультация в Красноярске длилась 60 минут и стоила 800 рублей. Я набиралась опыта, училась, читала и использовала всё больше методик. Сейчас я провожу двухчасовую диагностику за 2000 рублей. В Москве это будет стоить примерно в три раза дороже. Доход нейробиолога зависит от объёма работы: если я буду проводить по две консультации каждый будний день, за месяц выйдет 80 тысяч рублей.

Два направления работы

С каждым годом растёт число людей с проблемами развития и функционирования психики. Чаще всего это дети и пожилые люди.

Некоторые дети имеют врождённые проблемы, но бывает, что здоровый с виду ребёнок внезапно перестаёт говорить, слышать, нормально двигаться. Помощь нейробиолога особенно эффективна на ранних этапах. Наш опыт показывает, что в течение первого года жизни удаётся нивелировать многие неврологические проблемы и даже снять диагнозы. Мы занимаемся ранней педагогикой: не только лечим ребёнка, но и учим родителей создавать благоприятные условия дома.

Люди старшего возраста сталкиваются с проблемами памяти, восприятия и мышления. К нам уже обращались пожилые люди с симптомами болезни Альцгеймера и Паркинсона, но пока мы не можем предложить им комплексную помощь. Чтобы работать с пожилыми людьми, нужна отдельная команда профессионалов, которые любят свою работу. Сейчас наш центр специализируется на работе с детьми и поддержке родителей.

Советы старшеклассникам

Проверьте, насколько вы готовы

Если вас заинтересовала профессия нейробиолога, лучше сразу проверить, насколько вам подходит медицинская специальность и работа с людьми с ОВЗ. Посмотрите документальные фильмы о работе врачей и физиологов, например, цикл видеоматериалов об экспериментах И. П. Павлова. Полезно хотя бы несколько дней поработать на подхвате в клинике, куда приходят люди с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна.

Прочтите книги

Если вы не брезгливы, вас не пугает шум и непредсказуемое поведение — беритесь за книжки. Рекомендую прочесть «Лабиринты мозга» Натальи Бехтеревой, внучки знаменитого российского физиолога. Она написана непростым языком, но лично у меня вызвала сильные эмоции и научный интерес.

Учебник «Патохимия» А. Ш. Зайчика и Л. П. Чурилова написан с юмором и читается как художественная литература. Чтобы понять феномен аутизма, советую учебник О. Б. Богдашиной «Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма» и статьи этого автора о нарушении работы сенсорно-перцептивного профиля людей с РАС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Отделение неврологии и клинической нейрофизиологии

Заведующий отделением: Каньшина Дарья Сергеевна, врач-невролог, врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии с курсом нейрохирургии.

Отделение неврологии и клинической нейрофизиологии оснащено современным диагностическим оборудованием, позволяющим провести весь комплекс функциональных исследований нервной системы, включающий в себя электромиографию (ЭМГ), диагностическую магнитную стимуляцию и исследование вызванных потенциалов головного мозга, электроэнцефалографию (ЭЭГ) и видео-ЭЭГ мониторинг, функциональные исследования тазовых нервов, интраоперационный нейрофизиологический мониторинг. В нашем арсенале портативное оборудование, позволяющее проводить обследование в условиях реанимации, у постели больного, на территории консультативно-диагностических центров ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, включая ДКДЦ (обследование проводится детям старше 1 года). С 2018 года отделение занимается анализом исследований, проведенных в амбулаторных условиях, благодаря системе удаленного доступа.

Основные направления диагностики и лечения

Заболевания центральной нервной системы

Нервно-мышечные заболевания

Методы нейрофункциональной диагностики

ЭНМГ (ЭМГ) представляет собой комплекс методик, позволяющий верифицировать уровень и степень тяжести поражения нервно-мышечной системы. В настоящее время насчитывается более 20 модальностей ЭНМГ (ЭМГ), наиболее распространены: стимуляционная, игольчатая, поверхностная ЭМГ.

Диагностическая магнитная стимуляция — воздействие импульсным магнитным полем на различные отделы коры головного мозга, спинного мозга, периферических нервов — широко используется при спинальных травмах, миелопатиях (поражение спинного мозга сосудистого генеза), демиелинизирующих процессах (рассеянный склероз и др.), период молчания, диагностика болезни Паркинсона.

Ультразвуковое исследование периферических нервов и мышц — не инвазивный метод исследования состояния нервно-мышечного аппарата, позволяющий выявить посттравматический, аутоиммунный характер поражения нервов, новообразования, а также степень выраженности отека ствола нерва при компрессионных туннельных невропатиях.

Эпилепсия

Методы исследования

ЭЭГ с функциональными пробами — рутинная ЭЭГ, которая выполняется согласно международным стандартам, длительностью 15-20мин с регистрацией биоэлектрической активности в покое и при проведении гипервентиляции и фотостимуляции. Скрининговая методика, позволяющая выявить аномалии активности нейронов головного мозга. Однако далеко не всегда такая запись позволяет верифицировать пароксизмальную (в том числе эпилептиформную) активность, в связи с чем требуется более углубленное обследование (как правило, у пациентов с подозрением на эпилепсию).

Видео-ЭЭГ мониторинг — многочасовая запись ЭЭГ с целью регистрации эпилептиформного приступа. Оценка ЭЭГ в сочетании с клиническими проявлениями заболевания.

Показания для проведения видео-ЭЭГ мониторинга:

Комплексная диагностика при поражении тазовых нервов

Диагностика тазовых нервов включает в себя исследование проведения по пудендальным нервам с применением электронейромиографии, магнитной стимуляции, вызванных потенциалов. Основными показаниями к проведению исследования являются: нарушение функции тазовых органов, нейропатическая боль в промежности, эректильная дисфункция. Полученные результаты исследования позволяют определиться с дальнейшей тактикой лечения (консервативная терапия или оперативное вмешательство).

Мультимодальное исследование центральной и периферической нервной системы при различных состояниях и заболеваниях (демиелинизирующие заболевания, болезнь Альцгеймера и т.д.)

Вызванные потенциалы (ВП): метод регистрации ответов различных структур головного мозга на внешние стимулы, слуховые, зрительные и соматосенсорные, оценка проведения по восходящим путям центральной нервной системы.

Вызванные потенциалы применяются при широком спектре поражений центральной нервной системы для объективизации поражения, определения его уровня и характера.

Интраоперационный нейрофизиологический мониторинг

Одна из новейших методик, представляющая собой комплекс исследований: электрокортикография, вызванные потенциалы и миография, используемые во время оперативных нейрохирургических вмешательств на головном и спинном мозге, при установке стабилизирующих систем, при оперативных вмешательствах по поводу поражения периферических нервов. Позволяет оценивать проводящую способность нервной системы, ее малейшие изменения в ходе оперативного вмешательства, тем самым снижая степень риска развития неврологического дефицита в послеоперационном периоде, улучшая качество жизни пациента. Согласно приказу Минздрава от 10.12.2013г № 916Н является обязательной методикой при высокотехнологичной нейрохирургической помощи населению в целом ряде неврологических патологий.

Также на базе Детского консультативно-диагностического центра НМХЦ им Н.И. Пирогова детям с 1 года проводятся следующие виды исследований: стимуляционная и игольчатая электронейромиография, диагностическая магнитная стимуляция, исследование проведения по тазовым нервам, видео-ЭЭГ мониторинг во время дневного сна (в палате дневного стационара).

Источник

Нейрофизиолог

Нейрофизиолог занимается:

Места работы

Заработная плата

Начальный уровень:

Продвинутый уровень:

в зависимости от места, опыта работы и графика занятости (полная/частичная), наличие научной степени является преимуществом

Подойдет ли это мне

План Б

Если захочется что-то поменять, можно стать:

Квалификация

Высшее биологическое образование.

Высшее медицинское образование.

Предметы, необходимые для поступления в вуз

Высшее медицинское образование

Полезные ссылки

На английском языке:

Интервью с экспертами

Примеры работодателей

нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть фото нейрофизиолог кто это и что лечит. Смотреть картинку нейрофизиолог кто это и что лечит. Картинка про нейрофизиолог кто это и что лечит. Фото нейрофизиолог кто это и что лечит

Cтатьи

Видео

Кружки и дополнительные курсы для старшеклассников

Биологические кружки. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Для кого? 9–11 классы.
Что дает? Знания по биологии, навык выполнения проектных работ, навык работы в лаборатории.
Преподаватели. Сотрудники биологического факультета МГУ.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Необходимо уточнять.
Подробная информация.

Школа юного психолога. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Для кого? 8–11 классы.
Что дает? Базовые знания, практические навыки в области психологии.
Когда? Ежегодно. Есть возможность отслеживать даты набора.
Преподаватели. Выпускники, студенты и аспиранты факультета психологии МГУ.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Как записаться? Необходимо посетить организационное собрание и зарегистрироваться. Существует возможность электронной записи.
Подробная информация.

Биологическое отделение Московской гимназии № 1543 на Юго-Западе.

Для кого? 7–10 классы.
Что дает? Углубленные знания биологии.
Преподаватели. Сотрудники МГУ, выпускники гимназии.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Обязательные требования. Необходимо пройти вступительные испытания.
Стоимость. Бесплатно (существует добровольный взнос).
Условия участия. Поступление в гимназию на полноценное обучение.
Подробная информация.

Для кого? Школьники, студенты.
Что дает? Знания в области физики элементарных частиц, химии, медицины, математики, нейрофизиологии, генетики, социологии, компьютерных наук; знание о том, как научные разработки применяются в реальной жизни.
Преподаватели. Высококвалифицированные специалисты, ученые
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. 9 000 р.
Условия участия. Необходимо отслеживать нужный курс. Зарегистрироваться на курс, оплатить обучение.
Подробная информация.

Малый мехмат. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Для кого? 9–11 классы.
Что дает? Углубленные знания математики, навык решения нестандартных математических задач.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Бесплатно.
Как записаться? Зарегистрироваться на сайте.
Подробная информация.

Поселок Кольцово. Наукоград

Биотехнопарк Кольцово. Научное общество «Спектр».

Для кого? 14–18 лет.
Что дает? Навыки планирования и выполнения собственных научно-исследовательских работ по общей биологии, физиологии и психологии.
Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. Бесплатно.
Как записаться? Позвонить по тел. 336-65-60.
Подробная информация.

Мастер-классы

«Нейрофизиология. Теория лжи».

Для кого? 12–18 лет.
Что дает? Знание о принципах работы и возможностях детектора лжи.
Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Продолжительность. 90 минут.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

«Строение и функции клетки» — урок в музее.

Для кого? 14–16 лет.
Что дает?

Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Продолжительность. 90 минут.
Особые условия посещения. Последний вторник месяца — санитарный день.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Мастер-класс «Математика, которая помогла технике».

Для кого? 13–17 лет.
Что дает?

Преподаватели. Руководитель лаборатории математики, преподаватель математики и физики с 1998 года.
Когда? Необходимо уточнять.
Продолжительность. 1 час.
Условия посещения. Участие двух-трех сопровождающих — бесплатно.
Стоимость. Сдвоенное занятие (2 группы по 15 человек) — 16 000 р.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Лагеря

Осенняя NeuroСмена «Профессионалы будущего».

Для кого? 13–17 лет.
Что дает? Знание тонкостей профессий, связанных с нейротехнологиями, навык создания собственных проектов. В программу включены психологические тренинги (коммуникация и выступление на публике, научное мышление, решение нестандартных задач и логический анализ).В лагере представлены два направления (на выбор): нейрокибернетика и нейробиология.
Стоимость. 28 500 р.
Продолжительность. 7 дней.
Условия участия. Необходимо оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Летняя физиолого-биохимическая школа.

Для кого? 14–17 лет.
Что дает? Основные знания в области физиологии и биохимии.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Необходимо оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

Лагерь по химии «Слон и жираф».

Для кого? 9–11 классы.
Когда? Ежегодно.
Что дает?

Примечание. Учебные программы меняются каждую смену, поэтому необходимо уточнять их содержание у организаторов.
Преподаватели. Высококвалифицированные практикующие медики разных специализаций, профессиональные биологи, ученые.
Стоимость. 32 000 р.
Условия участия. Необходимо подать заявку на сайте.
Подробная информация.

Лагерь по психологии «Слон и жираф».

Для кого? 6–11 классы.
Что дает? Общие знания по психологии; навыки психологии, применимые в повседневной жизни; навыки тренировки памяти, внимания и интеллекта; навыки способности принимать собственные решения; прохождение профориентационного тестирования.
Примечание. Программа меняется в зависимости от запросов участников. Подробности необходимо уточнять у организаторов.
Преподаватели. Учителя и преподаватели ведущих московских вузов.
Когда? Школьные каникулы. Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Продолжительность. 7–8 дней.
Стоимость. 38 500 — 41 100 р., в зависимости от времени проведения.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.
Подробная информация.

«Сириус». Образовательный центр. Направление «Наука». Смены — «Химия», «Биология».

Для кого? 10–17 лет.
Что дает? Углубленное знание профильных предметов, расширение кругозора и личностное развитие.
Преподаватели. Ученые, педагоги ведущих вузов, физико-математических и химико-биологических школ, тренеры национальных и региональных сборных по математике, физике, химии и биологии.
Когда? Ежегодно. Есть возможность отслеживать даты набора.
Обязательные требования. Глубокие знания профильных предметов, уровень всероссийских, международных олимпиад.
Стоимость. Бесплатно.
Как записаться? Оставить заявку на сайте. Возможен конкурсный отбор. Подробности необходимо уточнять у организаторов или отслеживать на сайте.
Подробная информация.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Биологический факультет. Кафедра высшей нервной деятельности.
Год создания: 1952.
Что дает? Готовит квалифицированных специалистов в области нейробиологии, физиологии поведения и психофизиологии.
Квалификация: бакалавр, срок обучения — 4 года, магистр, срок обучения — 2 года. В том числе интегрированная магистратура, срок обучения — 6 лет.
Подробная информация.

Факультет фундаментальной медицины.
Год создания: 1992.
Что дает? Первые три года студенты получают естественнонаучные знания — изучают математику, физику, химию, биологию. А в последующие три года преподаются в основном клинические дисциплины — от общей хирургии до кардиологии, гастроэнтерологии и стоматологии. Выпускники факультета получают общероссийский диплом по специальности «лечебное дело» и квалификацию врача.
Квалификация: специалист, срок обучения — 6 лет.
Подробная информация.

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

Факультет экологии и естественных наук.
Год создания: 1930.
Что дает? Готовит специалистов, способных к проведению исследований в области нейробиологии, например, исследованиях способностей, внимания и восприятия, нейромаркетинга, нейродефектологии, подбора кадров и профориентации, биомедицинских технологий. Программа разработана в сотрудничестве с ведущими специалистами Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (ИВНД и НФ РАН).
Квалификация: магистр, срок обучения — 2 года.
Подробная информация.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.

Лечебный факультет. Кафедра медицинской и биологической физики​.
Год создания: 1758.
Что дает? Готовит специалистов в области химии, физики, биологии, обладающих медицинскими знаниями.
Квалификация: специалист, срок обучения — 6 лет.
Подробная информация.

НИУ ВШЭ. Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию.

Обучение ведется на английском языке!
Год создания: 2014.
Что дает? Программа изучает связь активности головного мозга с познавательными процессами, поведением, принятием решений. В рамках этой специализации предусмотрены курсы по нейроэкономике, поведенческой генетике, нейробиологии восприятия и другим дисциплинам, объясняющим механизмы поведения человека.
Квалификация: магистр, срок обучения — 2 года.
Подробная информация.

Санкт-Петербургский государственный университет. Биологический факультет.

Год создания: 1930.
Что дает? Бакалавры-биологи подготовлены для участия в научно-исследовательской работе, для практической деятельности. Магистры подготовлены к самостоятельной научной работе в научно-исследовательских и научно-прикладных учреждениях.
Квалификация: бакалавр, срок обучения — 4 года, магистр, срок обучения — 2 года.
Подробная информация.

Казанский федеральный университет. Биологический факультет. Направление «биология».

Год создания: 1990.
Что дает? Готовит специалистов, обладающих фундаментальными теоретическими знаниями и способных решать практические вопросы современной нейробиологии и нейрофизиологии, проводить исследования на молекулярном, клеточном, системном уровнях организации живых систем.
Квалификация: бакалавр, срок обучения — 4 года.
Подробная информация.

Онлайн-курсы

«Реальная математика». Электронная школа «Знаника».

Для кого? 5–9 классы.
Что дает? Углубленное знание математики.
Когда? В любое время.
Преподаватели. Кандидаты физико-математических, педагогических наук, доценты, профессора и преподаватели ведущих вузов страны.
Как записаться? Необходима регистрация.
Подробная информация.

Виртуальная химическая лаборатория. Марийский государственный технический университет.

Для кого? 8–11 классы.
Что дает? Навык работы в химической лаборатории, выполнения опытов в режиме реального времени.
Стоимость. 3 500 — 9 000 р.
Условия участия. Оформить заказ на сайте.
Подробная информация.

LogicLike. Курс развития логического мышления.

Для кого? От 5 лет.
Что дает? Развитие логики и математического мышления.
Когда? В любое время.
Преимущества. Получение сертификата.
Стоимость. 600 — 3 200 р., в зависимости от срока доступа, выбираемого при подписке.
Особые условия. Можно ознакомиться с продуктом в демодоступе. Существует система скидок.
Условия участия. Необходимо оформить онлайн-подписку на сайте.
Подробная информация.

На английском языке:

Understanding the Brain: The Neurobiology of Everyday Life. Чикагский университет.

Для кого? Старшеклассники, студенты.
Что дает? Знания о том, как нервная система определяет поведение человека, базовые знания нейроанатомии.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала курса.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Продолжительность.10 недель.
Условия участия. Необходимо зарегистрироваться на курс на сайте.
Подробная информация.

The Fundamentals of Neuroscience, Гарвард.

Для кого? Старшеклассники, студенты.
Что дает? Знания о функциях мозга, нейронов.
Когда? В любое время.
Стоимость. Бесплатно.
Условия участия. Необходима регистрация (возможна через аккаунт соцсети).
Подробная информация.

Good Brain, Bad Brain: Basics. Бирмингемский университет, Великобритания.

Для кого? Старшеклассники, студенты.
Что дает? Знания о принципах работы человеческого мозга.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала курса.
Стоимость. Бесплатно (стоимость сертификата: 34–59 евро).
Продолжительность. 3 недели.
Условия участия. Необходимо зарегистрировать на курс на сайте.
Подробная информация.

The Mind is Flat: the Shocking Shallowness of Human Psychology. Уорикский университет, Великобритания.

Для кого? Старшеклассники, студенты.
Что дает? Знания о механизмах мыслительного процесса, о механизмах принятия решений, о детерминантах человеческого поведения с точки зрения нейрофизиологии.
Когда? Есть возможность отслеживать начало даты начала курса.
Стоимость. Бесплатно (стоимость сертификата — 34 евро).
Продолжительность. 6 недель.
Условия участия. Необходимо зарегистрироваться на курс на сайте.
Подробная информация.

What Is a Mind? Общественный университет в Кейптауне, ЮАР.

Для кого? Старшеклассники, студенты.
Что дает? Базовые знания о принципах работы мозга с точки зрения научных и философских концепций.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала курса.
Стоимость. Бесплатно (стоимость сертификата — 34 евро).
Продолжительность. 6 недель.
Условия участия. Необходимо зарегистрироваться на курс на сайте.
Подробная информация.

Виртулаб по химии на английском языке. Есть возможность настроить русский язык.

Для кого? Школьники.
Что дает? Навык работы в лаборатории с сотнями реагентов в режиме реального времени.
Когда? В любое время.
Стоимость. Бесплатно.
Подробная информация.

Детективно-химический виртулаб. Расследование преступления с помощью знания химии.

Для кого? Школьники, студенты.
Что дает? Навык применения знаний по химии в игровой форме.
Когда? В любое время.
Продолжительность квеста: 40–50 минут.
Стоимость. Бесплатно.
Условия участия. Загрузить программу на компьютер.
Подробная информация.

Лето 2017

Профильная летняя биологическая школа «Пилигрим».

Когда? Июль — август 2017.
Для кого? 8–11 классы.
Что дает? Знания в области биологии; знания о нюансах поступления и обучения в ведущих вузах страны, о способах получения льгот, о профессиональных перспективах после окончания вуза; навык работы в команде.
Преподаватели. Студенты старших курсов ведущих вузов страны.
Обязательные требования. Отбор по результатам тестирования для тех школьников, которые участвуют впервые.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Необходимо подать заявку на сайте.
Подробная информация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *