нейродиагностика детей что это такое
Нейродиагностика детей что это такое
Нейропсихологическая диагностика и коррекция
Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.
Нейропсихологический анализ у нейропсихолога позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные недостаточной сформированностью и(или) индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка, а также предсказывать еще в дошкольном периоде, до какой степени индивидуальные особенности обработки информации будут влиять на развития психических функций и обучение данного малыша.
Ранняя нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) ребенка — важнейшее средство профилактики дизадаптационных проявлений в будущем.
В нашем Центре психологии и нейропсихологии Вы можете пройти нейропсихологическую диагностику (нейродиагностику) у нейропсихолога (клинического психолога с дополнительным профессиональным образованием по нейропсихологии), которая позволит выявить весь спектр нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемых функций, а также определить зону ближайшего развития этих функций. Анализ результатов тестирования соответствующей функции позволяет увидеть ее сильные и слабые стороны. В коррекционной работе мы опираемся на сильные стороны функций.
Программа нейрокоррекции
Мы советуем вам обратиться к нейропсихологу и пройти полную нейродиагностику, для выявления проблемных мест в развитии ребенка (память, мышление, внимание, логика, проблемы поведения и трудности обучения).
Все эти и другие нарушения успешно решаются нашими специалистами — нейропсихологами, психологами и дефектологами в рамках проводимой нейрокоррекционной программе.
Наш центр оборудован всем необходимым для проведения нейрокоррекционных двигательных (сенсомоторная коррекция) и когнитивных (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнений.
Наши преимущества:
Мы хотим помочь Вам справиться с трудностями в развитии ребенка.
Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.
Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.
Когда нужно обращаться к нейропсихологу?
Нейропсихолог – психолог, имеющий квалификацию клинического психолога.
В сферу деятельности нейропсихолога входят задачи нейропсихологической диагностики и нейропсихологической реабилитации и коррекции.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какие зоны мозга работают некорректно, то есть, позволяет установить причины тех или иных нарушений.
Нейропсихологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или формирование недостаточной функции через систему специально организованных воздействий
Нейропсихологическая коррекция основана на восстановлении правильной работы структур мозга за счет поэтапного прохождения всех этапов онтогенеза
Мы рекомендуем обратиться к нейропсихологу для проведения диагностики, если ребенок или взрослый:
При наличии одной или нескольких подобных жалоб мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к нейропсихологу.
Нейропсихологическая диагностика позволяет:
✅определить сильные и слабые стороны в развитии мозговых систем;
✅узнать готов ли ваш ребенок к школе;
✅выявить ведущую руку и особенности обработки информации мозгом;
✅понять причину различных нарушений в развитии (СДВГ, дислексия, дисграфия, трудности в математике,чтении и письме и другое.)
✅правильно, с учетом особенностей развития мозга, выстроить коррекционную программу или программу подготовки к школе
Обследование включает:
На основании проделанного исследования дается заключение с подробными выводами о работе мозговых систем и психических функций и рекомендации по дальнейшей работе.
Нейродиагностика проводится индивидуально (с детьми до 18 лет присутствуют родители) и включает задания разного уровня сложности.
Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1 часа (в некоторых случаях необходимы 2 встречи) и состоит из 3 этапов.
На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.
На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.
Специалист ЦНиР
Детский нейропсихолог, клинический психолог, преподаватель по нейро-йоге
Романова О.А.
Нейродиагностика детей что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Особенность детской нейропсихологии заключается в пластичности мозга человека в возрасте до 11 лет.
Статья:
Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т.д.
Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню и сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Нужна ли ребенку помощь нейропсихолога?
Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок приносит двойку или тройку, это не говорит о не способности учиться или патологической лени. Зачастую причина заключается в недостаточной сформированности высших психических функций и незрелости мозговых структур.
Детский нейропсихолог оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики.
Именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.
В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?
Функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, может проявляется:
Положение может усугубляться стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, разводом родителей, утратой близкого родственника, переездом в другой город и т. д.
Функциональная незрелость структур мозга зачастую возникает при перегрузке детей в раннем возрасте «развивашками». Если трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный, то в результате детский мозг не справляется в полученной нагрузкой.
Порой ребенок, формально полностью готовый к обучению, умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе.
Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, в то время как настоящая причина кроется не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.
Признаки нейропсихологических проблем:
Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.
С какого возраста можно посещать нейропсихолога?
В основном, детский нейропсихолог работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, именно в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно.
В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими и формируются медленнее. Подросток тоже может прийти к нейропсихологу, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.
Как работает нейропсихолог с детьми?
Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением, занимая примерно 1,5 – 2,5 часа.
Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез, т.е. нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».
При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни.
Программа состоит из трех этапов:
1. Восполнение энергетического потенциала: врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
2. Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
3. На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следованию правилам, соблюдению границ, действию по определенному алгоритму.
Каждый этап длится от 20 до 25 занятий, с обязательным включением всей семьи, для изменения сложившихся родительско-детских отношений.
В зависимости от тяжести случая, нейрокоррекция занимает от 4 месяцев до 4 лет. Родители должны понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.
Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье ребенка.
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.
Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.
Нейропсихологическая диагностика для детей и подростков
Нейропсихологическая диагностика для детей и подростков
Нейропсихологическое исследование психический функций ребенка – это процедура, которая обязательно проводится в присутствии родителей и занимает около полутора часов (время зависит от возраста ребенка и направления обследования). Подобная диагностика позволяет выяснить, как мозг ребенка справляется со считыванием и обработкой информации, насколько продуктивно функционируют правое и левое полушария, сильно ли эти показатели соответствуют возрастной норме и т.д. В целом обследование позволяет понять, насколько хорошо мозговые связи могут обеспечить ребенку нормальное поведение, эмоционально-волевую стабильность и способность к обучению.
Что представляет собой нейропсихологическое исследование?
В основном родители идут за помощью к нейропсихологу в тех случаях, когда сомневаются, готово ли их чадо к школе, либо, когда ребенок демонстрирует плохое поведение. Если речь идет о школьниках, то причиной посещения врача может стать плохая успеваемость, которая не поддается исправлению. Кроме того, причиной может стать беспокойство по поводу таких факторов, как:
Все эти проблемы в основном становятся заметны на стадии обучения в детском саду или школе, однако истоки их часто лежат в гораздо более раннем возрасте. Формирование всех этих недостатков начинается во время беременности. Любые отклонения от нормы во внутриутробном периоде могут вызвать какие-либо из перечисленных нарушений. Также причина может заключаться в наследственных родовых заболеваниях. Кроме того, повлиять может позднее поднесение к груди и недолгий период кормления, гипер и гипо-тонус, нарушения порядка психомоторного развития (к примеру, ребенок сначала научился вставать, а потом уже садиться). Все вышеперечисленное может стать причиной более поздних проблем с речью, письмом или чтением.
Согласно статистическим данным, полученным от Института материнства и детства, около 85% детей в Москве и области появляются на свет с какими-либо родовыми травмами. В более позднем периоде часто выявляется неполноценное развитие рано созревающих мозговых структур – это патология, которая влечет за собой искажение всех этапов роста ребенка. Все негативные факторы, которые плод мог ощутить, находясь в утробе матери, все генетические проблемы, полученные от родителей, все болезни первого года жизни – все накапливается в мозговых структурах ребенка. Другой важной причиной появления болезней у ребенка является изменившиеся внешние условия и этапы развития.
Современные дети проходят совсем другие этапы развития, чем люди, родившиеся 20 лет назад. Сегодня психическое и соматическое здоровье детей оставляет желать лучшего. В медицине наблюдается парадокс: при неадекватном поведении ребенка, наличии у него трудностей с обучением, постоянных конфликтов с окружающими и склонности к девиантному поведению врачи оценивают состояние ребенка как соответствующее норме.
Специалисты, занимающиеся детскими болезнями – педиатры, клинические психологи, пихотерапевты, логопеды, дефектологи и др. – констатируют, что нынешние дети часто обладают сниженным иммунитетом, эпи-готовностью, гиперактивностью, повышенной агрессивностью, дефицитом внимания и воли. У школьников часто возникают трудности с целеполаганием и контролем, замечено увеличение количества левшей.
Дети, приходящие сегодня на нейропсихологическое исследование, часто страдают от общей моторной неловкости, обладают задержкой развития мелкой моторики рук, частой дизартритей или повышенной подвижностью. При беге такие дети могут врезаться в углы и часто падать, во время другой деятельности могут проявляться патологические содружественные движения (к примеру, когда ребенок пишет, у него двигается нога или другие конечности). Родители часто говорят про отсутствие внимания и неумение сконцентрироваться, слабую память, заторможенность или наоборот, расторможенность дитя.
Обследуемые дети часто не могут запомнить, где право, а где лево, не любят рисовать и срисовывать. У школьников могут наблюдаться проблемы с письмом (зеркально написанные буквы, какие-либо частые простые ошибки и пропуски) и почерком. И это лишь часть имеющихся симптомов.
Чем нейропсихологическое исследование и коррекция может помочь?
Нейропсихология занимает особое место в ряду научных дисциплин. С ее помощью можно выявить первичные механизмы развития психических функций и найти необходимые корректирующие программы. Теоретические и практические базы у нейропсихологического направления в нашем Центре основываются на классических научных разработках основателя нейропсихологии – российского ученого А.Р. Лурии, а также на новейших научных достижениях в области изучения мозга.
Нейропсихологическое обследование является длительным и сложным процессом, включающим в себя самые разные показатели – от фиксации вегетативных реакций и двигательных проявлений до тестирования конкретных функций психики. Такое обследование включает сбор анамнеза, исследование двигательных и тактильный функций, объема зрительной и слуховой памяти, а также выявления уровня владения правой и левой рукой.
Кроме исследования непосредственно высших психических функций, внимание уделяется также гипер- и гипотонусу, мышечным зажимам, синкинезии, тикам, глазодвигательным функциям. Выявляется уровень пластичности и ригидности в ходе выполнения каких-либо действий или при смене деятельности. Фиксируется уровень истощаемости и утомляемости, смены внимания и изменения эмоционального фона.
Все эти факторы могут сигнализировать о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга – и, если эти подозрения подтвердятся, человеку нужна будет направленная коррекция, поскольку перечисленное отображает уровень непроизвольной саморегуляции. Данный уровень не зависит от воли и желаний ребенка, он запрограммирован на генетическом уровне – однако именно он во многом определяет вектор развития высших психических функций. Уже к концу первого года эти структуры развиваются до «взрослого» состояния и благодаря этому становятся фундаментом для дальнейшего роста мозга.
Во время обследования учитывается, насколько ребенок склонен упрощать увиденное, легко ли может переключаться между действиями, слушает ли до конца инструкцию или действует импульсивно, не стараясь вникнуть в то, что от него хотят. Также определяется, насколько часто ребенок отвлекается, может они внятно формулировать свое мнение, оценить результаты собственной работы (к примеру, найти свои ошибки и исправить их). Все эти факторы говорят об уровне произвольной саморегуляции.
Родители! Обратите внимание!
И сейчас ваш ребенок:
— запишитесь на прием к специалисту нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическое обследование и помощь – наиболее эффективные на сегодняшний день способы устранения данных проблем.
Нейропсихологическая коррекция
“Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка.”
— Стандарты качества ЦНиР
Нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция
ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА на Ялтинской 2, проводит нейропсихологическую диагностику, нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию для детей с:
Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские нейропсихологи, клинические психологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов психических функций ребенка, в том числе на формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка
Нейропсихологическая коррекция — что это такое?
Нейропсихологическая коррекция — цикл занятий с нейропсихологом с целью устранения проблем в работе высших психических функций, являющихся первопричиной проблем в развитии и обучении.
Изначально систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Эта система включала три этапа: первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д.).
С течением времени нейропсихологические занятия доказали, что является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.
В текущее время нейропсихологическая коррекция включает все три этапа, а также несколько других, необходимых для достижения полноценного эффекта.
Нейропсихологическая коррекция — в каких случаях она необходима?
С научной точки зрения:
Процедуры и порядок работы
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЙ И РАБОТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГА
ВАЖНЫЕ ПРИНЦИПЫ, о которых должны знать родители
В процессе работы с ребенком нейропсихологи руководствуются следующими основными принципами:
Формы нейропсихологических занятий:
Нейропсихологические сенсомоторные (двигательные) занятия
С помощью серии специальных коррекционно-развивающих упражнений достигается нормализация высших психических функций. Занятия включают в себя дыхательные и глазодвигательные упражнения, нейрохореография, а также различные виды ползания, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. В ряде случаев в программу включаются упражнения для развития переключаемости, стоп-игры и т.д.. Параллельно может применяться специальная форма внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности.
Сенсомоторные нейроррекционные занятия — один из самых эффективных средств не только восстановления, но и профилактики различных отклонений в развитии ребенка.
Нейропсихологические когнитивные коррекционные занятия
Когнитивные коррекционные занятия применяются в комплексе с другими видами нейрокоррекции, как правило при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии). К когнитивной сфере относятся познавательные функции головного мозга: мышление, память, речь, а у детей школьного возраста — умение читать, писать, считать. При нарушениях когнитивной сферы ребенок испытывает трудности с усвоением обучающих материалов, соответствующих его возрасту. На сеансе когнитивной нейрокоррекции проводится работа непосредственно с различными психическими функциями — памятью, пространственной ориентацией, речью, зрительным, слуховым, тактильным восприятием, а также соматогнозисом (восприятием собственного тела). Кроме того прорабатываются отдельные проблемные аспекты каждой функции: артикуляции, ориентации в пространстве, умение правильно называть предметы и явления, понимание предлогов. Постепенно подключаются задания на развитие процессов мышления, логические и творческие задачи..
Сенсомоторная нейрокоррекция он-лайн
Нейропсихологические занятия (групповое занятие, группы 3-5 чел)
Успешность любой коррекционно-развивающей программы обеспечивается комплексным подходом, когда в работу с ребенком включаются несколько специалистов (логопед-дефектолог, психолог). С этой целью мы используем новые технологические приемы, например, тройственное обследование.