неверно что воспитательному процессу присущи такие функции как
Воспитательному процессу присущи следующие функции:
а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
б) организация учебно-воспитательной деятельности детей;
в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка;
г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность; е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.
Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.
1.2. Воспитание в целостной структуре образовательного процесса.
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.
В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей;
2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.
Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.
1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.
2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.
3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Обучение и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику.
Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности.
Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок;
процесс воспитания не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.)
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.
Содержание воспитания – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, которыми должны овладеть учащиеся.
Выделяют следующие формы воспитания:
По количеству охватываемых процессов воспитания детей формы делятся на:
Число учащихся в группе колеблется от 5 – 7 до 25 – 40 человек, а при массовых формах воспитания верхний предел числа неограничен
функция побуждения к самовоспитанию;
функция мобилизации на выполнение конкретных задач;
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя.
Основные принципы воспитания :
содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).
Наиболее популярные и значимые современные российские концепции воспитания:
концепция системного построения процесса воспитания;
концепция формирования образа жизни, достойной Человека;
концепция воспитания ребенка как человека культуры;
системно-ролевая теория формирования личности ребенка;
концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития;
концепция воспитания на основе потребностей человека;
концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка;
концепция самовоспитания школьника.
Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
18. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей. Понятие самовоспитания.
Цель воспитания – выражает общую устремленность воспитания
Цели воспитания: Воспитание нравственности, Воспитание уважительного отношения к людям, Воспитание воли, мужества, самостоятельности, Формирование самосознания и самовоспитания.
Общественные нормы воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
1) самообязательство – добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать те или иные качества;
2) самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;
3) осмысление собственной деятельности иповедения – выявление причин успехов и неудач;
4) самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый педагогами в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. Сущность воспитания состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) к этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. 2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. 3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Закономерности педагогического процесса- это причинно-следственные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса. Принципы педагогического процесса– система основных требований к обучению и воспитанию.
Вопрос
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1730 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Особенности воспитательного процесса его функции и структура
Особенности воспитательного процесса:
2. процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.
3. Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь. Ещё одна особенность воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
6. Процесс воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).
7. Воспитательному процессу присуща – вариативность и неопределённость.
8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:
· От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),
· От воспитанника воспитателю (обратная связь).
т.к. управление процесса строится на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Структура воспитательного процесса.
1. Этап. Знания:
Осознание требуемых норм и правил поведения.
2. Этап. Убеждения:
Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.
3. Этап. Чувства:
«Без чувств не может быть искания истины»
4. Этап. Деятельность, поведения:
В них отражаются нормы и правила поведения.
Функции воспитательного процесса:
1. Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.
2. Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.
3. Прогностическая–целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
4. Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.
5. Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.
6. Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Сущность воспитания и воспитательный процесс
Сущность воспитания
Воспитание – это процесс формирования личности. Он объединяет обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье.
Педагогическая трактовка процесса воспитания – организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. В данном определении делается акцент на активную деятельность объекта воспитания. Это так называемый личностно-деятельный подход к воспитанию. Он широко распространен в отечественной теории воспитания.
Современная теория предполагает, что воспитание это не прямое воздействие, а в большей степени социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Результат работы педагога выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.
Основные категории, характеризующие российскую концепцию воспитания:
воспитательные отношения,
социальная ситуация развития.
На практике воспитывать, значит организовывать содержательную часть жизни и развивающую деятельность детей вместе с взрослыми. В таком взаимодействии у каждого свои роли, цели, взаимоотношения.
На воспитательный процессоказывает влияние множество факторов:
искусство и культура,
социально-экономическая ситуация и другие.
Такая многофакторность делает воспитание, с одной стороны богатым, легким, но и параллельно сложным. При большом количестве факторов, влияющих на процесс трудно им управлять, он подвержен стихийности и негативно действующим влияниям. Таким примером могут быть СМИ, которые носят полярный характер влияния на образование.
Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.
Гуманизация воспитательного процессавозможна при реализации целого комплекса следующих принципов:
безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
осознание и признание права личности быть не похожей на других;
предоставление права на свободный выбор;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
учет индивидуально-психологических и личностных особен-ностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной концепции, активность и т. д.).
«Подарочки для мальчиков!» Процесс изготовления и вручения подарков Каждый мальчик может стать солдатом, По небу лететь, по морю плыть, Охранять границу с автоматом, Чтоб свою отчизну защитить. (Андрей.
Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.
Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.
Оздоровительно-воспитательный проект: «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу» Актуальность. Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь.
Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.
Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.
Стенгазета «Юные звёздочки ГТО». Поэтапный процесс изготовления Зимой по стране пронеслась череда спортивных мероприятий по сдаче нормативов ГТО. Начиная с 2019 года Всероссийский физкультурно-спортивный.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Особенности воспитательного процесса
Родить ребенка — это еще половина дела. А вот воспитать личность — совсем другой разговор. У каждого родителя есть свои особенности воспитательного процесса. Важно, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения и воспитания в дошкольных и школьных учреждениях, которые посещает ваш ребенок. В таком случае потребности личности ребенка будут удовлетворены сполна.
Что такое воспитание?
Каждый человек проходит определенный путь развития. В некоторых моментах это развитие носит стихийный характер, но часто оно организовано и упорядочено. Воспитание как процесс формирования личности представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на духовное и физическое развитие человека. Данный процесс осуществляется через обучение, образование и организацию жизнедеятельности человека.
Компоненты воспитания
Процесс воспитания ребенка очень сложный. Именно поэтому в этом процессе принимают участие множество инстанций: непосредственно сама личность, ее окружение, семья, государственные образовательные учреждения, учебно-воспитательные учреждения, СМИ, а также развивающие центры.
Особенности воспитательного процесса
Как и любой процесс в образовании ребенка, воспитание имеет свои характерные особенности, которые и отличают этот процесс от других:
Целевая структура воспитания
Воспитание с точки зрения целевого критерия подразумевает выполнение определенного ряда последовательных задач. Цель воспитательного процесса в школе направлена на:
Последовательность осуществления воспитания
Существует ряд этапов воспитательного процесса, через которые он должен пройти, чтобы решить все поставленные задачи.
Основополагающим моментом, относящимся ко всем вышеперечисленным этапам и пронизывающим их, является деятельность. Реализация задач каждого этапа возможна только через деятельность. Чем больше времени уделено целенаправленной хорошо организованной деятельности, тем больший эффект будет получен от воспитания.
Связь и зависимость компонентов воспитания
Особенностью воспитательного процесса считается также взаимосвязь между его компонентами. Это выглядит следующим образом:
Последовательность педагогических действий
К особенностям воспитательного процесса относят определенную последовательность действий педагога по формированию личности воспитанника. Эта последовательность представляется в таком виде:
Счастливые родители — счастливые дети
Поскольку семья имеет очень большое значение в формировании и развитии личности ребенка, то этому вопросу в процессе воспитания уделяется большое внимание.
Формирование у детей в учебных заведениях тех или иных привычек должно совпадать и подкрепляться со стороны семьи и дома. Противоречия между этими двумя институтами социализации сводят на нет весь воспитательный процесс.
Современные родители готовы платить любые деньги, чтобы исправить погрешности в поведении своего чада. Отцы и матери готовы пойти на многое ради всестороннего и гармоничного развития. Однако они забывают, что именно родители прививают первоначальные нормы и правила поведения. Ведь, согласитесь, гораздо проще не совершать ошибку, чем потом стараться ее исправить.
Порой родители не могут понять, почему детский сад, кружки, секции, центры развития, психологи и психотерапевты не могут помочь их ребенку. А все потому, что достигнутые на занятии результаты не подкрепляются дома. К примеру, ребенка в детском саду учат уважительно относиться к старшим, и в то же время дома он видит как мама ругается и кричит на бабушку. Ведь не зря говорят: «Счастливые родители — счастливые дети». Они все перенимают от взрослых и родители выступают в качестве первого наглядного пособия.
Роль семьи в воспитании
Издавна слово «воспитание» ассоциировалось со словом «семья». Функция семьи в области воспитания заключается в духовном воспроизводстве населения. Воспитание в семье так же, как и в дошкольном учреждении носит двусторонний характер, так как воспитываются не только дети, но и родители. Принято выделять три аспекта воспитательной функции семьи:
Один мудрый человек сказал о том, что ребенок нуждается в меньшем количестве денег и в большем количестве внимания. Сложно не согласиться с ним, ведь дети — чистый лист, который отражает все то, что его окружает.