неверно что тестовая методика должна содержать

Онлайн тесты на тему «Математические методы в психологи (обучение)- ответы на тест Синергия»

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

1. Таблицы совместного распределения частот двух или более номинативных признаков, измеренных на одной группе объектов, – это таблицы …
Тип ответа: Одиночный выбор
сопряженности
распределения частот
исходных данных
сгруппированных частот

2.Статистическая гипотеза о связях двух метрических переменных проверяется в отношении коэффициента корреляции …
Тип ответа: Одиночный выбор
r-Пирсона
t-Стьюдента
r-Спирмена
t-Кендалла

3.… распределения частот – это столбиковая диаграмма, каждый столбец которой опирается на конкретное значение признака или разрядный интервал.
Тип ответа: Одиночный выбор
Гистограмма
Полигон
График

4.Эксцесс– мера плосковершинности или остроконечности графика распределения измеренного признака

5.Обычно выделяют несколько видов статистических гипотез, в частности … гипотезу.
Тип ответа: Множественный выбор
Основную
вспомогательную
сравнительную
альтернативную

6. график распределения частот имеет одну вершину.
Тип ответа: Одиночный выбор
Модальный
Симметричный
Ассиметричный
Унимодальный

7. В зависимости от типа экспериментального плана выделяют четыре основных варианта ANOVA:
однофакторный
многофакторный
с повторными измерениями
одномерный
многомерный
стандартный

8. … распределение – это симметричное распределение, у которого крайние значения встречаются редко и частота постепенно повышается от крайних к серединным значениям признака.
Равномерное
Нормальное
Правостороннее

9. В случае Q-методологии психологического исследования, которая предполагает исследование изменчивости субъекта под влиянием различных стимулов, выборкой …
являются признаки
являются свойства объектов исследования
является множество испытуемых
является множество стимулов

10. Для порядковых переменных используют корреляцию …
r-Спирмена
t-Кендалла
r-Пирсона
t-Стьюдента

11. Экстремально малые или большие значения признака – это …
размах условия
факторные оценки
«выбросы»

12. Для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке, применяется …
коэффициент корреляции r-Пирсона
ранговый коэффициент корреляции r-Спирмена
z-преобразование Фишера
корреляция t-Кендалла

13. Измерение в … шкале предполагает возможность применения единицы измерения (метрики), а числа отражают не только различия между объектами на уровне выраженности свойства, но и то, насколько больше или меньше выражено свойство.
абсолютной
интервальной
ранговой
номинативной

14. Число, характеризующее выборку по уровню выраженности измеренного признака, – это …
мера центральной тенденции
оценка зависимой переменной
модальный интервал признака
мода

15. В случае R-методологии психологического исследования, которая предполагает изучение изменчивости какого-либо психологического свойства под влиянием некоторого воздействия, выборкой …
являются признаки
являются объекты исследования
являются свойства объектов исследования
является множество испытуемых
16. ANOVA с повторными изменениями применяется, когда … по внутригрупповому плану.
по крайней мере один из факторов изменяется
два и более факторов изменяются
ни один из факторов не изменяется

17. Наиболее популярным и наиболее чувствительным (мощным) аналогом критерия t-Стьюдента для независимых выборок является критерий …
Т-Вилкоксона
?2-Фридмана
Н-Краскала–Уоллеса
U-Манна–Уитни

18. Статистические выборки в зависимости от процедуры их организации бывают …
зависимые и независимые
частично зависимые и частично независимые
постоянные и переменные
зависимые и частично зависимые

19. Распределение не имеет моды, когда …
распределение ассиметрично
все значения встречаются одинаково часто
два соседних значения встречаются часто и чаще, чем любое другое значение
отсутствуют выбросы

20. Главная цель факторного анализа –… исходных данных с целью их экономного описания при условии минимальных потерь исходной информации.
уменьшение размерности
увеличение размерности
увеличение количества

21. Статистическая достоверность результатов исследования определяется при помощи …
методов статистического вывода
дискриминантного анализа
факторной оценки
шкалы достоверности

22. Многофакторная математическая модель интеллекта и процедура факторного анализа для ее верификации были предложены …
Ф. Гальтоном
Л.Терстоуном
Ч. Спирментом
Р. Кеттеллом

23. Мода – это … признака.
частота
свойство
функция
значение

24. При … распределении частот все значения встречаются одинаково либо почти одинаково часто.
равномерном
нормальном
симметричном

25. Процедура упорядочивания объектов в сравнительно однородные классы на основе попарного сравнения этих объектов по предварительно определенным и измеренным критериям – это …
параметрический анализ
классификация
дискриминантный анализ
кластерный анализ

26. Проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции – это …
коэффициент корреляции
корреляционная матрица
частная корреляция
корреляционный анализ

27. Неверно, что тестовая методика должна содержать …
описание выборки стандартизации
наименование, характеристику стандартной шкалы
тестовые нормы – таблицы перерасчета «сырых» баллов в шкальные
характеристику распределения «сырых» баллов без указания среднего и стандартного отклонения

28. Нормальное распределение психологических свойств в генеральной совокупности характеризуется нескольким параметрами, в частности … отклонением.
Средним
переменным
постоянным
стандартным

29. … относится к методам, основанным на дистантной модели, непосредственными исходными данными для которых является информация о различных объектах.
Многомерное шкалирование
Кластерный анализ
Шкалирование предпочтений
Дискриминантный анализ

30. … – это точка на числовой оси измеренного признака, которая делит всю совокупность упорядоченных измерений на две группы с известным соотношением их численности.
Квантиль
Дисперсия
Каноническая ось
Дендрограмма

Источник

ПРИМЕРЫ_______________________________________________________

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

1. Значение IQ по шкале Векслера (Л/= 100; а = 15) некоторого тестируемого рав­но 125. Вопрос о степени выраженности интеллекта у данного индивидуума пе­реформулируем следующим образом: насколько часто или редко встречаются зна­чения IQ ниже или выше 125? Решение. Перейдем от шкалы IQ к единицам

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ

стандартного отклонения (г-значениям): г=(125-100)/15= 1,66. По таблице из приложения 1 находим площадь под кривой справа от этого значения, она рав­на 0,0485. Это значит, что IQ 125 и выше встречается довольно редко — менее, чем в 5% случаев.

2. Какова вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь 1Q по шкале Векслера в диапазоне от 100 до 120? Решение. В единицах стандартного отклонения Zi =0,0; Zi = 1,66. Площадь справа от Z\ —0,5, справа от Zj — пример­но 0,0918, следовательно, площадь между Z\ и г2 равна 0,5-0,0918 = 0,4082. Та­ким образом, вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ в диапазоне от 100 до 120, равна примерно 0,41.

Несмотря на исходный постулат, в соответствии с которым свойства в ге­неральной совокупности имеют нормальное распределение, реальные дан­ные, полученные на выборке, нечасто распределены нормально. Более того, разработано множество методов, позволяющих анализировать данные без всякого предположения о характере их распределения как в выборке, так и в генеральной совокупности. Эти обстоятельства иногда приводят к ложному убеждению, что нормальное распределение — пустая математическая аб­стракция, не имеющая отношения к психологии. Тем не менее, как мы уви­дим в дальнейшем, можно указать по крайней мере на три важных аспекта применения нормального распределения:

1. Разработка тестовых шкал.

2. Проверка нормальности выборочного распределения для принятия ре­
шения о том, в какой шкале измерен признак — в метрической или по­
рядковой.

3. Статистическая проверка гипотез, в частности — при определении риска
принятия неверного решения.

РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ШКАЛ

Тестовые шкалы разрабатываются для того, чтобы оценить индивидуаль­ный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами, полученными на выборке стандартизации. Выборка стандартизацииспециаль­но формируется для разработки тестовой шкалы — она должна быть репре­зентативна генеральной совокупности, для которой планируется применять данный тест. Впоследствии при тестировании предполагается, что и тестиру­емый, и выборка стандартизации принадлежат одной и той же генеральной совокупности.

Исходным принципом при разработке тестовой шкалы является предпо­ложение о том, что измеряемое свойство распределено в генеральной сово­купности в соответствии с нормальным законом. Соответственно, измерение в тестовой шкале данного свойства на выборке стандартизации также должно обеспечивать нормальное распределение. Если это так, то тестовая шкала яв-

ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

ляется метрической — точнее, равных интервалов. Если это не так, то свой­ство удалось отразить в лучшем случае — в шкале порядка. Естественно, что большинство стандартных тестовых шкал являются метрическими, что по­зволяет более детально интерпретировать результаты тестирования — с уче­том свойств нормального распределения — и корректно применять любые методы статистического анализа. Таким образом, основная проблема стандар­тизации теста заключается в разработке такой шкалы, в которой распределе­ние тестовых показателей на выборке стандартизации соответствовало бы нормальному распределению.

Исходные тестовые оценки — это количество ответов на те или иные воп­росы теста, время или количество решенных задач и т. д. Они еще называют­ся первичными, или «сырыми» оценками. Итогом стандартизации являются тестовые нормы — таблица пересчета «сырых» оценок в стандартные тестовые шкалы.

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

Существует множество стандартных тестовых шкал, основное назначение которых — представление индивидуальных результатов тестирования в удоб­ном для интерпретации виде. Некоторые из этих шкал представлены на рис. 5.5. Общим для них является соответствие нормальному распределению, а различаются они только двумя показателями: средним значением и мас­штабом (стандартным отклонением — о), определяющим дробность шкалы.

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ

Общая последовательность стандартизации(разработки тестовых норм — таб­лицы пересчета «сырых» оценок в стандартные тестовые) состоит в следующем:

1) определяется генеральная совокупность, для которой разрабатывается
методика и формируется репрезентативная выборка стандартизации;

2) по результатам применения первичного варианта теста строится рас­
пределение «сырых» оценок;

3) проверяют соответствие полученного распределения нормальному за­
кону;

4) если распределение «сырых» оценок соответствует нормальному, про­
изводится линейная стандартизация;

5) если распределение «сырых» оценок не соответствует нормальному, то
возможны два варианта:

• перед линейной стандартизацией производят эмпирическую норма­
лизацию;

• проводят нелинейную нормализацию.

Проверка распределения «сырых» оценок на соответствие нормальному закону производится при помощи специальных критериев, которые мы рас­смотрим далее в этой главе.

Линейная стандартизациязаключается в том, что определяются границы интервалов «сырых» оценок, соответствующие стандартным тестовым пока­зателям. Эти границы вычисляются путем прибавления к среднему «сырых» оценок (или вычитания из него) долей стандартных отклонений, соответству­ющих тестовой шкале. Пример, приведенный ниже, демонстрирует процеду­ру линейной стандартизации.

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать1 Обратите внимание, что левая граница каждого диапазона «сырых» оценок исключает гра­ницу интервалов, а правая — включает ее. Можно было бы сделать и наоборот, но главное, чтобы границы соседних диапазонов не совпадали, во избежание недоразумений при попада­нии индивидуального значения на границу интервалов.

ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

Табл ица 5.1 Тестовые нормы — таблица пересчета «сырых» баллов в стены

Стены
«Сырые» баллы34

Пользуясь этой таблицей тестовых норм индивидуальный результат («сырой» балл) переводят в шкалу стенов, что позволяет интерпретировать выраженность измеря­емого свойства.

В общем случае границы интервалов определяются по формуле г-преоб-разования:

где Xj — искомая граница интервала «сырых» оценок, stt граница интервала в стандартной тестовой шкале, Мх, ох, Msh osl средние и стандартные откло­нения «сырых» оценок (х) и стандартной шкалы (st).

Эмпирическая нормализацияприменяется, когда распределение «сырых» баллов отличается от нормального. Она заключается в изменении содер­жания тестовых заданий. Например, если «сырая» оценка — это количе­ство задач, решенных испытуемыми за отведенное время, и получено рас­пределение с правосторонней асимметрией, то это значит, что слишком большая доля испытуемых решает больше половины заданий. В этом случае необходимо либо добавить более трудные задания, либо сократить время решения.

Нелинейная нормализацияприменяется, если эмпирическая нормализа­ция невозможна или нежелательна, например, с точки зрения затрат вре­мени и ресурсов. В этом случае перевод «сырых» оценок в стандартные про­изводится через нахождение процентильных границ групп в исходном распределении, соответствующих процентильным границам групп в нор­мальном распределении стандартной шкалы. Каждому интервалу стандарт­ной шкалы ставится в соответствие такой интервал шкалы «сырых» оценок, который содержит ту же процентную долю выборки стандартизации. Вели­чины долей определяются по площади под единичной нормальной кривой, заключенной между соответствующими данному интервалу стандартной шкалы г-оценками.

Например, для того чтобы определить, какой «сырой» балл должен соот­ветствовать нижней границе стена 10, необходимо сначала выяснить, какому г-значению соответствует эта граница (z = 2). Затем по таблице нормального распределения (приложение 1) надо определить, какая доля площади под нормальной кривой находится правее этого значения (0,023). После этого определяется, какое значение отсекает 2,3% наибольших значений «сырых» баллов выборки стандартизации. Найденное значение и будет соответство­вать границе 9 и 10 стена.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержатьРассмотрим пример нелинейной нормализации. Допустим, разрабатываемый тест предполагает решение 20 заданий. Объем выборки стандартизации N= 200 чело­век. Сначала строится таблица распределения частот «сырых» оценок (табл. 5.2).

Таблица распределения частот«сырыхх» оценок
Оценка
Частота

Табл и ца 5.3 Пример нелинейной нормализации: пересчет «сырых» оценок в шкалу стенайнов

Стенайны
%
«Сырые» оценки0,05, то делают вывод о приблизительном соответствии данного эмпирического рас­пределения нормальному.

ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

Причины отклонения от нормальности.Общей причиной отклонения фор­мы выборочного распределения признака от нормального вида чаще всего является особенность процедуры измерения: используемая шкала может об­ладать неравномерной чувствительностью к измеряемому свойству в разных частях диапазона его изменчивости.

ПРИМЕР

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержатьПредположим, выраженность некоторой способности определяется количеством выполненных заданий за отведенное время. Если задания простые или время слиш­ком велико, то данная измерительная процедура будет обладать достаточной чув­ствительностью лишь в отношении части испытуемых, для которых эти задания достаточно трудны. И слишком большая доля испытуемых будет решать все или почти все задания. В итоге мы получим распределение с выраженной правосторон­ней асимметрией. Можно, конечно, впоследствии повысить качество измерения путем эмпирической нормализации, добавив более сложные задания или сократив время выполнения данного набора заданий. Если же мы чрезмерно усложним из­мерительную процедуру, то возникнет обратная ситуация, когда большая часть ис­пытуемых будет решать малое количество заданий и эмпирическое распределение приобретет левостороннюю асимметрию.

Таким образом, такие отклонения от нормального вида, как право- или левосторонняя асимметрия или слишком большой эксцесс (больше 0), связа­ны с относительно низкой чувствительностью измерительной процедуры в области моды (вершины графика распределения частот).

Последствия отклоненияот нормальности.Следует отметить, что задача получения эмпирического распределения, строго соответствующего нормаль­ному закону, нечасто встречается в практике исследования. Обычно такие случаи ограничиваются разработкой новой измерительной процедуры или тестовой шкалы, когда применяется эмпирическая или нелинейная норма­лизация для «исправления» эмпирического распределения. В большинстве случаев соответствие или несоответствие нормальности является тем свой­ством измеренного признака, который исследователь должен учитывать при выборе статистических процедур анализа данных.

Заметно ли «на глаз» отличие распределения от нормального вида?
X

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержатьВ общем случае при значительном отклонении эмпирического распреде­ления от нормального следует отказаться от предположения о том, что при­знак измерен в метрической шкале. Но остается открытым вопрос о том, како­ва мера существенности этого отклоне­ния? Кроме того, разные методы ана­лиза данных обладают различной чувствительностью к отклонениям от нормальности. Обычно при обоснова­нии перспективности этой проблемы приводят принцип Р. Фишера, одного из «отцов-основателей» современной статистики: «Отклонения от нормально-

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПИСАНИЯ ДАННЫХ

Задачи и упражнения

1. Некоторое свойство измеряется при помощи тестовой шкалы СЕЕВ
(Л/=500, о= 100). Какая приблизительно доля генеральной совокупно­
сти имеет балл от 600 до 700?

2. В генеральной совокупности значения IQ в шкале Векслера распределе­
ны приблизительно нормально со средним 100 и стандартным отклоне­
нием 15. С помощью таблиц определите следующие вероятности:

а) вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ
между 79 и 121;

б) вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ
выше 127; ниже 73.

3. Определите при помощи квантильного графика, соответствует ли нор­
мальному виду распределение переменной со следующими значениями
процентилей:

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

В области каких значений шкала, в которой измерен признак, обладает большей дифференцирующей способностью (чувствительностью), а в какой — меньшей?

ОБРАБОТКА НА КОМПЬЮТЕРЕ

Критерии асимметрии и эксцесса. Выбираем Analyze > Descriptive Statistics > Descriptives. В окне диалога переносим из левого окна в правое интересующие нас переменные. Нажимаем кнопку Options. ставим флажок Distribution >

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать1 Цит. по: Справочник по прикладной статистике: В 2 т. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана. М., 1989. Т. 1.С. 270.

ГЛАВА 5. НОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

Kurtosis, Skewness,нажимаем Continue,затем ОК. В таблице результатов стол­бцы Kurtosisи Skewnessсодержат значения асимметрии (Kurtosis)и эксцесса (Skewness) и соответствующие им стандартные ошибки (Std. Error).Распреде­ление соответствует нормальному виду, если для соответствующей переменной абсолютные значения асимметрии и эксцесса не превышают свои стандартные ошибки.

Графический способ.Выбираем Graphs> РР. — графики накопленных ча­стот (или Graphs> QQ. — квантильные графики). Открывается диалог Р-Р Plots (Q-Q Plots).Переносим из левого в правое окно интересующие нас пе­ременные. Нажимаем ОК. В окне результатов просматриваем графики Normal Р-Р Plot. (Normal Q-Q Plot. ),на которых по горизонтальной оси отложены соответствующие эмпирические значения, а по вертикальной оси — теорети­ческие значения. Чем ближе точки графиков к прямой линии, тем меньше от­личие распределения от нормального вида.

Критерий нормальности Колмогорова-Смирнова.Выбираем Analyze > Nonpa-rametric Tests > 1-Sample K-S. Открывается диалог One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test.Переносим из левого в правое окно интересующие нас пере­менные. Нажимаем ОК. В соответствующем переменной столбце находим Kolmogorov-SmirnovZ(значение критерия) и Asymp. Sig. (2-tailed)(вероятность того, что распределение соответствует нормальному виду). Если значение Asymp. Sig.меньше или равно 0,05, то распределение существенно отличает­ся от нормального вида. Если Asymp. Sig.больше 0,05, то существенного от­личия от нормальности не обнаружено.

Источник

Рекомендации к составлению тестов

Авторы: Е.Г. Тиссен, И.Г. Калугина, А.С. Спирина

Тестирование, как одна из форм аттестации, представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Тест – это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Педагогический тест определяется как система заданий (вопросов) определенного содержания и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний каждого испытуемого.

Традиционно рассматривается три основных критерия качества теста: действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (раз-личимость).

Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах контролируемых знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если уровень теста превышает запроектированный уровень обучения, выходит за пределы изученного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста обычно определяется статистическими методами.

Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью одного и того же теста или его равноценного заменителя. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий в рамках одной, конкретно обозначенной (проверяемой) темы и понижается при увеличении (большем разбросе) тематического, содержательного разнообразия вопросов. Надежность тестов также значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45 – 80% обучаемых. Характеристика дифференцированности связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, например, все обучающиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для усовершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым.

Кроме рассмотренных критериев используется и показатель эффективности теста. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным.

В разработке педагогических тестов можно выделить три этапа (Рис.7): планирование, написание заданий и анализ заданий, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя несколько обязательных стадий.

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

Как отмечалось выше (критерий действенности), тест должен соответствовать запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому первый шаг в планировании теста – это анализ соответствующих Государственных образовательных стандартов, всех разделов учебной программы, учебников и учебных пособий. Составителю теста необходимо иметь четкое представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной учебной дисциплине, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Задания теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями, навыками и умениями.

Для получения максимального результата от тестирования рекомендуется использовать тесты с целью:

На этом основании можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

Входящие (предварительные) тесты – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины. Главная функция подобных тестов связана с самооценкой. Содержанием является ключевой материал предшествующего этапа обучения или навыки, приобретенные в ходе повседневного взаимодействия с объектом изучения. Для обучающегося данные тесты являются средством актуализации имеющихся знаний и умений, необходимых для последующего освоения содержания учебного предмета. Входящее тестирование сочетается с требованиями коррекционного обучения, направленного на устранение пробелов в знаниях, умениях. Поэтому такие тесты уместно использовать не только в начале учебного года, но и в начале изучения нового раздела или при овладении новым комплексом умений. Текущие тесты – направлены на диагностирование хода учебного процесса, проверку одной из единиц содержания обучения (знания, умения, опыт), организацию экспресс-контроля осознания усвоенной информации. Данные типы тестов используются в повседневной учебной деятельности, имеют большое значение для стимулирования у обучающихся стремления к самостоятельной систематической работе, повышают интерес к учению, чувство ответственности за полученные результаты. Содержание этих тестов охватывает важнейшие элементы знаний, умений, освоенные обучающимися в ходе урока или на протяжении двух-трех уроков.

Промежуточные тесты – позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля, предметных умений и навыков в конце учебного периода (четверть, семестр, полугодие). Содержание таких тестов основано, как правило, на большом объеме материала. К промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и действенностью (валидностью), так как речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Оценка промежуточных тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными обра-зовательными стандартами.

Итоговые тесты – предназначены для контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) или по завершению изучения учебной дисциплины; оценки уровня учебных достижений обучающихся по основным компонентам содержания образования. Содержание тестов должно быть разработано на основе содержания блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах образования в школе.

Педагог может самостоятельно разрабатывать входящие, текущие и промежуточные тесты, имея для этого необходимые компетенции, или использовать готовые варианты.

Во избежание несбалансированности и диспропорции, охватываемых тестом тем, составлению заданий должна предшествовать разработка его спецификации. При подготовке тестов разработку спецификации следует начать с описания целей изучения данного предмета, а также охватываемого этим предметом содержания. Перечисляя цели, создатель теста должен проанализировать, к каким изменениям ведет освоение изучаемого предмета: скажется ли оно на приобретении и развитии интеллектуальных навыков, способах решения задач, а также на способностях, интересах и прочих подобных характеристиках.

Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий, инструкций к ним, баллов за выполнение каждого задания, общего тестового балла, рекомендаций по интерпретации результатов тестирования.

Тестовые задания включают в себя вопросы, отражающие содержание курса, которые выносятся на контроль. Исходным моментом составления тестовых заданий является выделение общей цели, преследуемой тестированием, и далее цели, с которой задание включается в тест. Такие цели должны предусматривать следующие требования к уровню знаний и умений обучающихся:

а) простое воспроизведение знаний, анализ и сравнение данных. Постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение учащимися материала на уровне запоминания, тренирует память;

б) анализ признаков понятия. При этом выявляется умение обучающихся находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых и т.д.;

в) умение распознавать схемы, рисунки;

г) понимание функций, выполняемых различными элементами (органами, звеньями, приборами, устройствами и т. п.), и процессов взаимодействия между ними. Вопросы такого типа позволяют проверить умение обучаемых вскрывать определенные причинно-следственные связи и отношения, оценивать роль и значение данного элемента для процессов, происходящих во всей системе;

д) приведение в логическую последовательность элементов множества, расположенных в беспорядке, т. е. умение решать задачи определенного класса, требующие обнаружения последовательности расположения элементов в информационном ряде объектов, тактических приемов;

е) творческий подход к рассматриваемым проблемам и вопросам, умение применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

Отличительная особенность тестовых заданий заключается в том, что все задания теста должны соответствовать следующим критериям, предъявляемым к форме и содержанию:

Правильность содержания означает, что из тестового задания должна быть полностью устранена двусмысленность. Тестовое задание формулируется из точных терминов и не должно содержать ни метафор, ни лишних слов, ни лишних знаков.

Конструирование тестовых заданий требует четкого деления изучаемого материала на логически законченные доли учебного материала, уровень усвоения которых можно было бы оценить кратко и однозначно. Эти доли не должны быть слишком малы, чтобы в целях контроля усвоения материала не приходилось ставить элементарные вопросы, не требующие усилий мысли обучающегося. Подобная часть учебного материала должна содержать не менее одного-двух новых понятий. При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второсте-пенными.

Логические требования к тестовым заданиям – это требования определенности, непротиворечивости и обоснованности содержания теста.

Определенность содержания теста образует предмет измерения. Довольно часто случается так, что правильные ответы на некоторые задания требуют знаний не только тестируемой дисциплины, но и ряда других, близость и связанность которых затрудняет точное определение предметной принадлежности измеряемых знаний. Чем меньше пересечение знаний одной тестируемой дисциплины со знаниями другой, тем определеннее содержание теста. В каждом тестовом задании заранее определяется, что́ однозначно считается ответом на задание, с какой степенью полноты должен быть правильный ответ. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него.

Непротиворечивость содержания заданий требует, чтобы относительно одной и той же мысли не возникали суждения, одновременно утверждающие и отрицающие ее. Недопустимо существование двух исключающих ответов на одно и то же задание теста. Не допускается содержание ответов, вообще не связанных с содержанием задания. Если при апробации теста обнаружатся ответы к заданиям, которые обучающиеся вообще не выбирают, то такие ответы из теста удаляются, потому что они не выполняют функцию так называемых дистракторов, призванных отвлечь внимание незнающих обучающихся от правильного ответа.

Обоснованность содержания тестовых заданий означает наличие у них оснований истинности. Обоснованность связана с аргументами, которые могут быть приведены в пользу той или другой формулировки заданий теста. В случае отсутствия доказательных аргументов в пользу правильности сформулированного задания, оно не включается в тест ни под каким предлогом. То же происходит, если в процессе экспертного обсуждения возникает хотя бы один контраргумент или допускается условие, при котором данное утверждение может оказаться двусмысленным или ложным.

Правильная форма заданий – это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Форма заданий правильная, если она позволяет точно выразить содержание, понятна для всех испытуемых, исключает возможность появления ошибочных ответов по формальным признакам.

Ответ на задание теста представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и форме с содержанием задания. Каждому заданию ставятся в соответствие ответы правильные и неправильные. Следует избегать применения таких ответов, как «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные». Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. Правильные ответы должны располагаться среди всех предла-гаемых ответов в случайном порядке. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других. Критерии правильности заранее определяются авторами теста. В идеале, вероятность правильного ответа на любое задание должна зависеть только от соотношения уровня знаний испытуемого и уровня трудности задания.

Наличие определенного места для ответов является одним из внешних признаков задания в тестовой форме. Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим тестируемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.

Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаковы ко всем испытуемым.

В целях формирования наибольшей наглядности тестового кон-троля, рекомендуется максимально использовать в тестах гра-фический материал.

На этапе написания заданий (Рис. 8) первостепенной задачей является выбор типа тестового задания. По форме предъявления ответа тестовые задания классифицируют на задания открытого типа и закрытого.

Задания открытого типа представляют собой тип тестовых заданий, предусматривающих свободные ответы обучающихся, по сути это задания без предлагаемых вариантов ответов. Предполагается, что тестируемый должен дать короткий и четкий ответ из одного, реже – двух слов (это следует указать в инструкции к тесту). Задания открытой формы часто разделяют на задания дополнения (предполагается, что заполнить пропуск можно строго однозначно) и задания свободного изложения. Данный тип теста часто используют в заданиях на математические вычисления.

1. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность называется ________________.

Правильный ответ: направленность.

Тестовые задачи данного типа позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию о знаниях обучающегося. Они применяются в случае, когда необходимо проверить знание фактического материала, способность обучающегося интерпретировать данные и применять правила, когда исключается фактор догадки.

Наряду с достоинствами, заданиям открытого типа присущи и определенные недостатки, основными из которых являются: сложность (иногда невозможность) формализации ответов и их оценки; неоднозначность, вызывающая затруднения в интерпретации (связанная иногда с необходимостью дополнительного расспроса), громоздкость процедуры и большие затраты времени на тестирование. Следует избегать применения данного типа заданий, когда возможен не один, а несколько правильных ответов. Компьютерная обработка подобных заданий затруднена.

При составлении заданий открытого типа необходимо учитывать следующие общепринятые правила:

Составление задания открытого типа можно проводить в следующей последовательности:

Правильный ответ: направленность.

Задания закрытого типа – тип тестовых заданий, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос, задачу. Из ряда предлагаемых ответов, тестируемый выбирает один или несколько, по его мнению, правильных.

В педагогической практике наиболее удобными и широко используемыми для дистанционного обучения являются задания с предписанными ответами (закрытые), которые в свою очередь делятся на следующие виды:

неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть фото неверно что тестовая методика должна содержать. Смотреть картинку неверно что тестовая методика должна содержать. Картинка про неверно что тестовая методика должна содержать. Фото неверно что тестовая методика должна содержать

Альтернативные задания предусматривают наличие двух вариантов ответов (типа «да» – «нет», «верно» – «неверно» и т.д.).

Пример: Выберите, на ваш взгляд, верный вывод о «состоянии» Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг.

1. Версальско-Вашингтонская система в 1930-е гг. была оплотом мира и спокойствия на международной аренеданет
2. Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушеныданет

Правильный ответ: Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушены

Достоинством этого вида заданий являются простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания. Этот тип заданий можно использовать для оценки способности тестируемого различать правильный и неправильный ответы, способности связывать причину и следствие. К недостаткам следует отнести высокую вероятность случайных ответов и то, что у обучающегося есть шанс «отгадать» правильный ответ. Поэтому не следует использовать данный тип заданий при оценке запоминания фактов, способности обучающегося синтезировать или анализировать сложную информацию. Основная сфера применения альтернативных заданий – быстрая проверка ориентированности обучающихся в учебной дисциплине, что может эффективно использоваться в текущем контроле.

Задания с множественным выбором предусматривают большее количество возможных ответов, как правило, от четырех и более. Задания с множественным выбором состоят из основы (вопрос или незавершенное предложение), правильного ответа и нескольких неправильных ответов, отвлекающих внимание. Есть, по меньшей мере, четыре вида задач с множественным выбором:

Инструкция: выбрать один правильный ответ.

Стрелецкий бунт, в результате которого на престол были возведены цари Иван и Петр при регентстве Софьи, произошел

В качестве тестовых заданий могут быть использованы последовательные цепочки вопросов.

Инструкция: к каждому вопросу выбрать один правильный ответ.

Человек находится под постоянным воздействием своего внутреннего состояния.

1. Изменение внутреннего состояния человека воспринимается:

а) сознанием; б) органами чувств.

2. Данное восприятие вызывает:

а) изменение в состоянии организма; б) ухудшение в состоянии организма.

3. Данная реакция приводит к:

а) стабильности организма; б) внесению изменений в поведение человека.

Цепочка может быть продолжена, причем ее могут составлять тестовые задания различных видов.

Инструкция: выбрать один, наиболее точный ответ.

Какое из суждений наиболее точно определяет личность:

Инструкция: выбрать несколько правильных ответов.

Какие факторы предопределили непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

Инструкция: выбрать правильный ответ.

Под конфликтом в психологии понимают:

В заданиях с множественным выбором вероятность угадывания ниже, чем в альтернативных задачах, вместе с тем процедура обработки практически не усложняется. Это делает данный тип тестовых заданий предпочтительным в большинстве случаев. Он используется тогда, когда необходимо провести оценку знаний: насколько хорошо усвоен материал, как полученные знания используются в практической работе.

Следует избегать использования данного типа заданий, когда оценивается способность вспоминать факты, так как в данном случае проверяется способность распознавать правильные ответы. Не следует пользоваться данным типом заданий при оценке оригинальных и творческих подходов.

При разработке заданий с множественным выбором, в целях исключения подсказок со стороны других вариантов ответов, которые явно могут контрастировать с правильными, требуется подбирать внешне правдоподобные и похожие на правильный ложные ответы. При разработке данного типа тестовых заданий формулирование подобных ответов представляет наибольшую трудность. Если они составлены неудачно, то правильный ответ выделяется на их фоне и может быть легко «расшифрован» даже недостаточно обученным учащимся. В таком случае задание теряет свою контролирующую функцию. Чтобы задание «работало», все ответы должны быть привлекательными, причем желательно, чтобы их правдоподобность была более или менее равнозначной, равновероятной. Только тогда задание с множественным выбором становится удачным.

Выбор таких вариантов ответов сложен и обычно проводится на материале опроса по данному пункту при открытой форме ответа. Наиболее часто встречающиеся варианты неправильных ответов обучающихся обычно дают материал для составления вариантов ответов. В целях снижения вероятности появления случайных правильных ответов порядковые номера (места) вариантов должны меняться по случайному закону.

Задачи закрытого типа, построенные по принципу восстановления соответствия частей, являются модификацией задач с множественным выбором. Здесь в блок объединяется ряд задач и ответов на них, при этом количество задач и решений может совпадать (что более типично) или число ответов может быть больше, чем число задач данного блока.

При оценке выполнения задания следует учитывать, что все задание рассматривается как одно. Если допущена хотя бы одна ошибка, то ответ считается неверным.

В качестве примера тестовых заданий по выбору соответствия можно привести следующие:

Инструкция: установить соответствие.

Виды ассоциацийОпределение
1. По смежностиА. В памяти возникают прямо противоположные факты и явления
2.По контрастуБ. Основаны на «пространственных» связях
3. По времениВ. Основаны на сходстве товаров
4. По сходствуГ. Взаимодействие предметов, следующих друг за другом
.Д. Товары предназначены на одну и ту же сферу применения

Возможно иное расположение материала задания.

Инструкция: установить соответствие.

А. Направленность психической деятельности на какой-либо объект.

Б. Целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира.

В. Запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятой информации.

Г. Познавательный и предметный процесс взаимодействия с окружающей действительностью.

Д. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Данный тип тестовых заданий может использоваться при оценке понимания принципов и концепций, способности классифицировать информацию. В сущности, одно тестовое задание данного типа включает в себя несколько задач соответственно количеству пунктов задания. Это позволяет повысить эффективность и экономичность теста.

Задание закрытого типа на установление правильной последовательности. С помощью таких заданий можно проверить последовательность протекания процесса, порядок решения какой-либо задачи, алгоритм действия. К этим заданиям дается следующая инструкция: «Установить правильную последовательность». В отличие от вопросов с выбираемыми ответами, здесь важен порядок следования номеров правильных ответов. Если допущена хотя бы одна ошибка, то ответ оценивается как неверный.

Принцип правильной последовательности может быть применен к заданиям на ранжирование элементов по возрастанию или убыванию их значимости, свойств, количественных характеристик.

Инструкция: установить правильную последовательность.

Указать страны в порядке возрастания доли расходов на вооружение:

Комбинацией открытого и закрытого типов заданий являются задания на подстановку:

Инструкция: закончить предложение, выбрав правильный ответ.

Инструкция: дополнить, выбрав несколько правильных ответов.

Красный цвет ___________ кровяное давление, вызывает __________, указывает на ________________ человека.

В случае выбора нескольких правильных ответов важен порядок ввода их номеров. Задания на подстановку подходят для текущей проверки знаний, которая носит контрольно-обучающий характер. Без слов-подсказок уровень трудности заданий существенно выше (открытые задания).

Очевидно, что один и тот же вопрос может быть выражен как в форме открытого, так и в форме закрытого задания, поэтому для предъявления вопроса обучающемуся нужно искать форму, наиболее полно отвечающую целям тестового задания и тестирования в целом.

Возвращаясь к этапам разработки педагогических тестов следует отметить, что на заключительной стадии (этапе анализа) следует уделить особое внимание определению трудности заданий и установить шкалу оценивания теста.

В процессе составления теста задания подбираются так, чтобы они соответствовали определенному уровню трудности. Педагогические тесты предназначены для как можно более точной оценки индивидуального уровня знаний и умений учащихся, и если в таком тесте никто не может справиться с заданием, то оно оказывается балластом. То же самое можно сказать о заданиях, с которыми справляются все.

Показателем трудности тестового задания (р) является доля обучающихся, выполнивших и не выполнивших задание. Чаще всего степень трудности задания определяется процентом тестируемых, давших правильный ответ. Чем легче задание, тем выше этот процент. Если только 20% тестируемых (р=0,20) решили задачу, ее можно оценить как трудную для данной выборки, если 80% (р=0,80), – как легкую.

Оценка «5» – Q = 100%≥90%;

Оценка «4» – Q = 100%≥80%;

Оценка «3» – Q = 100%≥70%.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *