неверно что роль мать н а некрасова
Презентация к уроку
Цели урока: обобщить знания учащихся по лирике Н.А.Некрасова. Раскрыть тему матери в поэзии как основополагающую в лирике. Сопоставить женские образы героинь на фоне крепостничества с образом матери. Проследить общность характеров любимых женщин Некрасова.
Тип урока: урок-обобщение.
Школа: НОУ “СОШ “Эрудит” г. Москвы.
2. Постановка целей урока.
3. Формулировка проблемных вопросов.
Как повлияли на творчество поэта духовная связь и привязанность к матери у Некрасова?
Почему все женские образы поэзии Некрасова объединены общей тематикой?
Что нового через данную тему вы увидели в творчестве поэта?
4. Вступительное слово учителя. Слайд №1. Портрет Н.А.Некрасова.
Особенность Некрасова как лирического поэта – его гражданственность, народность и многообразие чувств. Эти чувства были сформированы его матерью Еленой Андреевной. Воспитываясь в доме строгого отца, Некрасов сумел взять от матери мысль о жизни во имя “идеалов добра и красоты”. Мать поэта была удивительно мягкой и доброй женщиной, была полной противоположностью своему мужу, отцу Некрасова. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, много читала им, играла им на фортепьяно и пела. По воспоминаниям поэта, она была “певицей с удивительным голосом”. Естественна была привязанность сына к матери. Вот почему первые свои строки он читает матери и посвящает ей сокровенные мечты.
Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование. Об этом времени позднее Н.Г.Чернышевский писал: “Мать хотела, чтобы он был образованным человеком, и говорила ему, что он должен поступить в университет, потому что образованность приобретается в университете, а не в специальных школах”[2], куда намеревался отдать его отец, мечтавший о военной карьере сына. Конечно, черты настойчивости, сформированные отцом, не пропали даром. Так, ослушавшись отца, без средств к существованию, так и не поступив в Дворянский полк, Некрасов смог выжить в Петербурге.
До конца своих дней Некрасов с особенной добротой вспоминает о матери. О ней он пишет в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, “Затворница”, “Баюшки-баю”, в поэмах “Несчастные” и “Мать”.
Творчество Некрасова не могло быть не замечено выдающимся критиком современности В.Г.Белинским. Если первые наброски поэта были встречены с опаской литературным обществом (его сборник “Мечты и звуки”), даже В.А.Жуковский не советовал печатать этот сборник, но тем не менее критик Белинский, хоть и отнес сборник к посредственному, в дальнейшем писал о том, что в произведениях молодого поэта “есть душа, и чувство”. Но далее отмечал: “Нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения духа. Но если этой способности в вас нет, то сколько вы ни пишете и как красиво ни издавайте своих стихотворений, вы не дождетесь от читателей ни восторга, ни сочувствия…”[1] Далее этот эпизод из жизни поэта будет отражен в его автобиографическом романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Белинский смог угадать в Некрасове высокоодаренного человека. По словам И.И.Панаева, Белинский полюбил Некрасова “за резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытывал так рано, добиваясь куска насущного хлеба…”[2 ] Слайд №2. Журнал “Современник”
5. Обзор и анализ стихотворений о матери.
Свое стихотворение, в котором присутствует образ матери.“Родина” (1844) Некрасов показывает именно Белинскому. Критик приходит в восторг и воодушевляет поэта на дальнейшую деятельность.Естественно, что стихотворение было запрещено цензурой, потому что обличало крепостничество.
— Найдите строки, отражающие безвыходное положение матери Некрасова в семье.
(“Я знаю отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я.
Навекиотдана угрюмому невежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…”)
Поэт вспоминал мать с глубокой благодарность и с искренней сыновьей любовью. В стихотворении “Рыцарь на час” (1862) он страдает от того, что, уехав из дома шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел матери. Она слишком рано умерла. Недалеко от Ярославля, в селе Абрамцево, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой являлась семья Некрасова. А рядом, за церковной оградой, находится могила матери поэта – Елены Андреевны Некрасовой. Слайд №3. Могила матери поэта
У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мы ещё увидеться с тобой,
И опоздал.
Стихотворение было опубликовано в журнале “Современник” в 1862 году. Лучшие люди России были потрясены стихами, многие просто плакали, читая эти проникновенные строки. Образ матери в стихотворении вышел далеко за рамки автобиографического сюжета, стал символом безмерного страдания многих женщин.
— Чтение стихотворения учащимися “Рыцарь на час”.
— Назовите кульминационные строки тоски поэта по матери?
(“Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других”)
— Что придает выразительность данному стихотворению? (повторы: “не сожмется грудь”, “не видна ее бедность нагая”)
— В чем сила эмоциональной насыщенности стихотворения? (в использовании глаголов – инфинитивов: “сосчитаться”, “предаться”, “совладать”, “рыдать”, а также использование побудительных предложений)
Тема матери и родины идут неразрывной связью у Некрасова. В стихотворении “Баюшки-баю”, через плач колыбельной песни слышится судьба страдающих людей:
Усни, страдалец терпеливый,
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю – баю – баю – баю!
6. Материнские образы в любимых женщинах Н.А.Некрасова.
Материнская тема прослеживается у Некрасова наряду с другими женскими образами – это, прежде всего образы его спутниц жизни. Так, своей гражданской жене и соратнику по литературному творчеству, Авдотье Панаевой он посвящает много стихотворений. Уже при расставании он осознает, что всю свою жизнь с Панаевой он связывал с образом своей матери, того человека, чье добро нельзя забыть. Он не отрицает, что впервые приобрел дом, семью и верного друга в лице Панаевой. Обращаясь к жене в стихотворении “Все, чем мы в жизни дорожили…”, поэт восклицает: Слайд №4. А.Панаева
Много добра и преданности получил Некрасов от своей второй жены Фёклы Анисимовны Викторовой, или Зиночки (так ласково называл её Некрасов). Материнской заботой окружила Зина поэта в последние годы жизни. В ней, как в матери, Некрасов нашел близкого по духу человека, их волновали одни и те же вопросы, объединяли общие стремления и надежды. Слайд №5. Зина
Слова любви и заботы о близком человеке звучат в стихотворении “Зине”:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет…
7. Русская женщина – мать и защитница в лирике Некрасова.
Наряду с тем, что Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своих стихотворениях сохраняет эту нежность к своим лирическим героиням. Русская женщина у Некрасова прекрасна и талантлива, как его собственная мать. Она не лишена ума, самоотверженности и вдохновения. Вот почему так прекрасны образы женщин Некрасова:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка!
Так пишет поэт в поэме “Мороз, Красный нос”.
Тяготы и лишения проходит некрасовская женщина:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом обвенчаться,
Вторая – быть матерью сына – раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.
— Это ли не строки о матери самого поэта? Это ли не размышления о несправедливости судьбы?
И тут же мы читаем в стихотворении “Тройка”, что нет прекрасней на свете, чем русская женщина во всей её красе:
На тебя заглядеться не диво
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных как ночь!
— Давайте вспомним стихотворения, в которых русская женщина выступает как защитница.
Это же, конечно, поэма “Русские женщины”, где темы матери, жены, защитницы слились воедино. Не прошло мимо Некрасова событие декабря. Подвиг жен декабристов поэт сумел воплотить в стихах. Женщины отправлялись за своими мужьями в далекую Сибирь. Сила и характер мужественной женщины встает на первый план некрасовской поэмы. Он верит в будущее, он верит в то, что сила русской женщины в доброте, в стремлении защитить своего ближнего, как когда-то защищала его мать. Слайд №6. Поэма “Русские женщины”
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего,
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Таким образом, подводя итоги урока можно сказать, что тема матери у Некрасова бесконечно простирается в стихотворениях. Можно внимательно изучать отдельные строки или целые отрывки из поэм, но мысль автора не утеряешь.
Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благодарность к своей матери, и с поразительной нежностью сумел воспеть её в стихах. Образ матери для Некрасова всегда был воплощением начала жизни, олицетворением беспредельного добра и высшей справедливости.
— Какие выводы делаете вы?
Образ матери у Некрасова – это символ добра на земле, воплощение начала жизни, высшая справедливость на свете.
Образ матери. Тема материнства в лирике Некрасова. Нужен доклад на эту тему, помогите материал найти.
Будешь жить ты в памяти людской, Пока в ней жить моя способна лира.
Н. А. Некрасов
Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань и русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не слишком часто, и до Н. А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Обычно образ матери упоминался вскользь или возникал где-то на заднем плане, и его присутствие ограничивалось кругом семейных обязанностей. Исключением можно считать лишь казачью колыбельную М. Ю. Лермонтова. В ней мать открывает для сына мир, в котором видит его воином и героем. Говорит поэт в этой песне и об извечном уделе матери томиться тоской, ждать и молиться за сына.
Более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Некрасова. До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Но все они говорят о том, что Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою.
В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой» :
Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих:
В произведениях Некрасова мы видим образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская — жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, — отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но в конечном счете она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее. Более того, она считает, что если не поедет к тому, кому она сейчас нужнее, сын со временем, разобравшись в ситуации, будет презирать ее за то, что она лишила отца утешенья:
Зачем не пошла ты за бедным отцом?
И слово укора мне бросит.
Образ матери и материнства в творчестве Н. А. Некрасова
Особое место в поэзии Н. А. Некрасова занимает тема печальной судьбы русских женщин. Независимо от сословия они были совершенно бесправны. Прототипом несчастных женщин в творчестве поэта стала мать Некрасова, которая смиренно терпела унижения супруга.
В стихотворении «Орина мать солдатская», которое было написано в 1863 году, Николай Алексеевич рассказывает о материнской любви женщины-крестьянки, похоронившей любимого сына.
Перед стихотворением поэт ставит эпиграф, отражающий смысл произведения.
Николай Алексеевич пишет стихотворение в виде диалога между женщиной-крестьянкой и лирическим героем. В роли лирического героя выступает сам Некрасов.
В произведение преобладает огромное количество деминутивов: «кумушка», «думушка», «кручинушка», «солдатик» и много других. Они передают особенность речи крестьянки, свойственную простому русскому народу.
Произведение начинается строками поэта о том, что он едет с охоты к «ночлегу прошлогоднему». Он уже знаком с крестьянкой, у которой остановится на ночлег.
В этот приезд Николай Алексеевич замечает, что женщина «насупилась». Некрасов очень переживал за нелёгкую судьбу простых русских людей, поэтому попросил рассказать крестьянку, что ее беспокоит. Он надеялся, что сможет помочь — «размыкать».
И Орина рассказала печальную историю, которая произошла с её сыном.
Женщина проводила сына в армию и больше «свидеться не чаяла», потому что служба затягивалась на долгие двадцать пять лет. Вернувшись, сын мог уж и не застать мать живой.
Неожиданно через восемь лет её сын Иван возвращается в «бессрочные…». Раньше времени солдат отпускали со службы либо чтобы продлить свой род, либо умирать. Мать не могла нарадоваться приезду сына: истопила баню, напекла блинов.
Но радость была не долгой. Оказалось, что Ваня вернулся с серьезным заболеванием. По ночам его «кашель бьёт» и платок «в крови мокрёхонек». Поэт называет болезнь Ивана эпитетом «хворость окаянная». Промучился Ваня девять дней, а на десятый «преставился…»
Женщина описывает сына эпитетами: «богатырского сложения» и «здоровенный детинушка». Чтобы построить избу матери, брёвна «он один таскал сосновые…» Даже генерал «подивился» такому крепкому парню.
Вспоминая сына, в словах Орины звучит сравнение — «русы кудри как шелковые…». Это говорит о том, что Иван был не только сильным, но и красивым юношей.
Вернувшись домой, Ваня понимал, что умрёт. Напоследок он старался всё успеть: подремонтировал дом, поставил забор вокруг огорода. Но ни разу не обмолвился о тяготах военной службы и никого не винил в своей болезни. Во-первых, потому что крестьяне с малых лет привыкли беспрекословно выполнять непосильную работу, молча перенося все трудности. Во-вторых, Иван был верующим человеком, что следует из слов «немота перед кончиною подобает христианину». Эта фраза говорит о том, что перед смертью ни в коем случае нельзя никого обвинять и проклинать, чтобы не гневить Бога. Ведь «гневить всевышнего» – это «бесов радовать». Поэтому женщина не расспрашивала сына ни о чём, чтобы после его смерти никого не осуждать.
И вот ночью накануне смерти сына «бесталанная» мать увидела страшную картину. В бреду Ивану «служба представлялась».
Описывая последние часы жизни Вани, поэт использует глаголы, которые придают эмоциональное напряжение: «чистит амуницию», «набелил ремни», «пел песни хватские», «артикул выкидывал», «носок вытягивал». От этих действий даже «домишка вздрагивал». И Орина поняла, что сына сгубили постоянные военные тренировки — муштра.
Утром к Ивану «память воротилась». Он попрощался с матерью и «погас … словно свеченька», то есть умер быстро, как сгорает восковая свеча.
И осталась у матери только «горя реченька бездонная. » Любящая мать не роптала на судьбу, она просто тихо страдала.
В произведении автор использует много восклицательных знаков, которые помогают передать сильное волнение.
Несколько раз в стихотворении встречается многоточие в словах любящей матери. Этим поэт показывает, что женщина, погружаясь в грустные воспоминания, не может сказать ни слова.
Образ матери в русской литературе
По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе – это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов.
Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать.
Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).
Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь – это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.
Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.
Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.
Чрезмерная материнская любовь
Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:
И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.
Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.
Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой – они обе являются изображением образа домашнего тирана.
Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями – любовью к своим детям.
Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.
И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.
Образ матери в прозе
Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.
В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.
В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви.
В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи.
Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.
Квинтэссенция образа матери в русской литературе – это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери – выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.
Образ матери в поэзии
Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.
В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.
Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:
Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.
В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.
«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина – это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.
Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:
Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.
У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына – с муками распятого Христа. Этот образ – приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.
Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”.
Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”. Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.
Образ матери в русской поэзии — Letopisi.ru
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии.
Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней.
Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.
История развития образа матери в русской поэзии
Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.
В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю.
Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».
По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.
В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.
Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.
Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения “Внимая ужасам войны…”)
В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.
До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.
Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.
Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А.
Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».
Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.
Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:
Внимая ужасам войны,При каждой новой жертве боя…
Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:
Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.
Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.
Им не забыть своих детей,Погибших на кровавой ниве,Как не поднять плакучей ивеСвоих поникнувших ветвей…
С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один “герой”, но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.
Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения “Письмо матери”)
В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.
Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта.
Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней.
Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:
Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом.
Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.
Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.
И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.
Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.
Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.
Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла “Памяти матери”)
Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как “Матери”, “Песня”, “С одной красой пришла ты в мужний дом…” и др.
Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери – и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях “Сын”, “Мать и сын”, “Ты робко его приподымешь…
“, особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма “Дом у дороги”).
В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери».
Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней.
Перевозчик-водогребщик,Парень молодой,Перевези меня на ту сторону,Сторону — домой…
Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.
Давней молодости слёзы,Не до тех девичьих слёз,Как иные перевозыВ жизни видеть привелось. Как с земли родного краяВдаль спровадила пора.Там текла река другая —Шире нашего Днепра.
В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери – как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.
Презентация для внеклассного занятия
Образ матери в русской поэзии
Материалы из Википедии
Советуем почитать [1], [2], [3].
История создания
Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.
Анализ стихотворения Некрасова Мать
Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»
Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»
Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство поэта прошло в родовом имении, где отец-тиран издевался не только над крепостными, но и над домочадцами. Поэтому простые неграмотные крестьяне, у которых мальчик скрывался от побоев, фактически заменили ему семью.
Неудивительно, что впоследствии в своем творчестве Некрасов уделял много внимания вопросам жизни и быта простых людей, пытаясь привлечь к их проблемам внимание общественности.
Сам факт наличия крепостного права в России возмущал поэта до глубины души, и он всячески пытался бороться с этим пагубным явлением.
Соответственно, угнетали Некрасова и многие другие явления в современном обществе, среди которых – солдатская служба, срок которой составлял 25 лет. Это означает, что молодые крестьянские парни, призванные в русскую армию, возвращались домой стариками.
Если, правда, доживали до того момента, когда уже были непригодны к строевой службе. Правда, бывали и исключения, когда русских солдат раньше срока отпускали домой умирать. Именно о такой ситуации рассказывает Некрасов в своем стихотворении «Орина, мать солдатская».
написанном в 1863 году.
С этой пожилой женщиной поэт повстречался совершенно случайно, и она поведала ему свою печальную историю. Отправив сына в армию, она уже не чаяла увидеть его вновь. Но прошло всего восемь лет, и Ванюша вернулся домой.
Но не для того, чтобы порадовать свою старушку-мать, которая протопила баню и выставила на стол все имеющиеся в доме запасы еды. Через 10 дней ее сын скончался от чахотки. Обращаясь к своей героине, поэт спрашивает: «Что сгубило сына милого – чай, спросила ты детинушку?».
Однако Орина так и не смогла ответить на этот вопрос, потому что русские солдаты не привыкли жаловаться на свою долю.
Обладая богатырским здоровьем, Ванюша растратил его в казармах, но даже родной матери ни словом не обмолвился о том, что ему пришлось пережить за эти годы. «Все ему перед кончиною служба эта представлялася», — призналась Орина.
Но при этом женщина не сказала ни одного худого слова в адрес тех, кто, возможно, был повинен в смерти ее сына.
И эта покорность судьбе, это удивительное смирение до глубины души тронули поэта, который всеми доступными способами пытался облегчить участь своего народа, понимая, что помочь всем и каждому ему не под силу.
Сочинения по темам:
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская»
Анализ стихотворения Николая Некрасова «Мать»
В молодые годы Н. А. Некрасов познал много горя. Заметный отпечаток на всю жизнь оставила судьба его мамы – Елены Андреевной. После возмужания, он решил написать поэму о своей горячо любимой маме. В лаконичном названии «Мать» Некрасов попытался детально раскрыть вечные темы – взаимопонимание в семье и тяжелую женскую долю в 19 веке.
Центральный образ поэму – мама Некрасова – мечтательная и добрая женщина, а также горячо любящая своего мужа – прямую противоположность ей самой.
Она духовно богатая и образованная женщина, он – образованный, но жестокий и грубый «мужлан», ценящий только увеселенья и попойки.
Большую часть свободного времени ее муж проводит в веселых разъездах и охоте на зайцев, не забыв, при этом, как следует напиться и проиграть солидную сумму денег в карты.
Поэт, описал печальный образ женщины, сидящей целыми днями у рояля и напевающей тягостные песни о любви, надежде и доброте. «Она была певица с прекрасным голосом», — как то в одной газете поэт отозвался о маме. Впоследствии эти тягостные песни легли в основу многих его стихотворений.
В поэме Некрасов подымает тему бесправья крестьян, которым постоянно грозился пьяный муж жестокой расправой. В такие моменты жена пыталась защитить беззащитных крестьян, лесными словами утихомиривая его гнев.
Но доброй женщине не всегда удавалось успокоить своего мужа, и он обрушивал всю лавину гнева на бедную жену, иногда доходило даже до избиения. Такие ужасные сцены, безусловно, наложили заметный отпечаток на сына.
Некрасов очень любил свою маму, ведь это она познакомила его с поэтами с мировым именем. Она часто рассказывала о жизни самых поэтах, цитируя их творчество. Впоследствии, молодой Некрасов начнет писать стихотворения на разные темы, используя в качестве информативной базы, рассказанные ему стихотворения мамой.
Стоит отметить, что мало кто с поэтому так часто обращался к образу матери, как Некрасов. Очень хорошими стихотворениями о маме считаются «Родина», «Рыцарь и час», «Мать» и другие.
Он всеми силами отстаивал права женщин на собственное мышление, на политические и равные материальные права.
К борьбе за сравнение в правах женщин и мужчин побудили его собственные воспоминания о частых страданиях его мамы.
Впоследствии он не раз жалел о том, что в малом возрасте не мог ничего противопоставить отцу-тирану. И, по истечении времени, он решил выразить всю свою любовь и ненависть к несправедливости в прекрасном стихотворении «Мать».
Николай Некрасов — Она была исполнена печали ( Мать )
Ona byla ispolnena pechali,I mezhdu tem, kak shumny i rezvyTri otroka vokrug neye igrali,Yee usta zadumchivo sheptali:«Neschastnye! zachem rodilis vy?Poydete vy dorogoyu pryamoyuI vam sudby svoyey ne izbezhat!»Ne omrachay veselya ikh toskoyu,Ne plach nad nimi, muchenitsa-mat!No govori im s molodosti ranney:Yest vremena, yest tselye veka,V kotorye net nichego zhelanney,
Prekrasneye — ternovogo venka.
Ghtrhfcytt — nthyjdjuj dtyrf///
«Орина, мать солдатская» Н.Некрасов
«Орина, мать солдатская» Николай Некрасов
День-деньской моя печальница, В ночь — ночная богомолица, Векова моя сухотница…
Чуть живые, в ночь осеннюю Мы с охоты возвращаемся, До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.
— Вот и мы! Здорово, старая! Что насупилась ты, кумушка! Не о смерти ли задумалась?
Брось! Пустая эта думушка!
Посетила ли кручинушка? Молви — может, и размыкаю.- И поведала Оринушка
Мне печаль свою великую.
«Восемь лет сынка не видела, Жив ли, нет — не откликается, Уж и свидеться не чаяла,
Вдруг сыночек возвращается.
Вышло молодцу в бессрочные… Истопила жарко банюшку, Напекла блинов Оринушка,
Не насмотрится на Ванюшку!
Да недолги были радости. Воротился сын больнехонек, Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
Говорит: «Поправлюсь, матушка!» Да ошибся — не поправился, Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился…»
Замолчала — не прибавила Ни словечка, бесталанная. — Да с чего же привязалася
К парню хворость окаянная?
Хилый, что ли, был с рождения. – Встрепенулася Оринушка: «Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!
Подивился сам из Питера Генерал на парня этого, Как в рекрутское присутствие
Привели его раздетого…
На избенку эту бревнышки Он один таскал сосновые… И вилися у Иванушки
Русы кудри, как шелковые…»
И опять молчит несчастная… — Не молчи — развей кручинушку! Что сгубило сына милого —
Чай, спросила ты детинушку?-
«Не любил, сударь, рассказывать Он про жизнь свою военную, Грех мирянам-то показывать
Душу — богу обреченную!
Говорить — гневить всевышнего, Окаянных бесов радовать… Чтоб не молвить слова лишнего,
На врагов не подосадовать,
Немота перед кончиною Подобает христианину. Знает бог, какие тягости
Сокрушили силу Ванину!
Я узнать не добивалася. Никого не осуждаючи, Он одни слова утешные
Говорил мне, умираючи.
Тихо по двору похаживал Да постукивал топориком, Избу ветхую обхаживал,
Огород обнес забориком;
Перекрыть сарай задумывал, Не сбылись его желания: Слег — и встал на ноги резвые
Только за день до скончания!
Поглядеть на солнце красное Пожелал,- пошла я с Ванею: Попрощался со скотинкою,
Попрощался с ригой, с банею.
Сенокосом шел — задумался, — Ты прости, прости, полянушка! Я косил тебя во младости!-
И заплакал мой Иванушка!
Песня вдруг с дороги грянула, Подхватил, что было голосу, «Не белы снежки», закашлялся,
Задышался — пал на полосу!
Не стояли ноги резвые, Не держалася головушка! С час домой мы возвращалися…
Было время — пел соловушка!
Страшно в эту ночь последнюю Было: память потерялася, Всё ему перед кончиною
Служба эта представлялася.
Ходит, чистит амуницию, Набелил ремни солдатские, Языком играл сигналики,
Песни пел — такие хватские!
Артикул ружьем выкидывал Так, что весь домишка вздрагивал: Как журавль стоял на ноженьке
На одной — носок вытягивал.
Вдруг метнулся… смотрит жалобно… Повалился — плачет, кается, Крикнул: «Ваше благородие!
Ваше. »- вижу — задыхается;
Я к нему. Утих, послушался — Лег на лавку. Я молилася: Не пошлет ли бог спасение.
К утру память воротилася,
Прошептал: «Прощай, родимая! Ты опять одна осталася. » Я над Ваней наклонилася,
И погас он, словно свеченька Восковая, предыконная…»
Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная.
Средства выразительности
Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.
Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.
Анализ стихотворений«Вновь я посетил» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, жанр, образы
Анализ стихотворений«Бесы» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – образы, средства выразительности, композиция, разбор
Вариант 2
Лирическое произведение, повествующее о горе матери, потерявшей сына, одновременно имеет соей целью расшатать основы самодержавного строя. Автор подводит читателя к мысли о несправедливости существующих порядков, хотя и не утверждает ничего прямо.
Автор рисует картину встречи охотников и крестьянки. Спрашивая о ее горе, они узнают о смерти сына своей случайной знакомой. Некрасов ничего не говорит о притеснениях, котором подвергался сын крестьянки Орины в армии, о телесных наказаниях, которые тогда применялись очень широко и которых вряд ли можно было избегнуть в течение многолетней службы. Мало того, при описании болезни отставного солдата автор говорит о кровохаркании. Это указание на обычный туберкулез, который в те времена не умели лечить. Заражение инфекционным заболеванием, конечно, нельзя напрямую связать с военной службой.
Автор, желая, чтобы читатели сделали сами вывод о несправедливости действующих законов, вкладывает в уста умирающего солдата отказа объяснить, в чем причина его болезни. Ссылка на нежелание прогневить Бога своим ропотом на судьбу также подчеркивает крестьянскую покорность. В стихотворении никто из героев не жалуется не только на господ и начальство или жестокие законы, но и на свою тяжкую долю. Указание на терпение простого народа важно для Некрасова тем, что именно им он объяснял нежелание крестьян подняться на борьбу против угнетателей, за установление боле справедливого строя.