неверно что признаком сформированного понятия является его
1)неверно, что признаком сформированного понятия является его … а- конфигуративность б- сознательность в- 2) в отечественной науки о роли общей психо.
1)неверно, что признаком сформированного понятия является его …
а- конфигуративность
б- сознательность
в-
2) в отечественной науки о роли общей психологии и необходимо ее выделения среди других психологических дисциплин впервые
а- выготский
б- челпанов
в- леонтьев
Ответы
это может быть повреждение разъёма и может быть не проблема в наушниках! у тебя телефон падал с наушниками вылетал из гнезда?
Понимая необходимость компромисса, английская администрация разрешила создать общеиндийскую политическую организацию. В 1885 г. был основан Индийский национальный конгресс (ИНК). Вначале его лидеры выдвигали умеренные требования: национального равноправия англичан и индийцев, демократизации страны путём создания всенародно избранного парламента, самоуправления. Однако в Конгрессе имелись и более радикальные течения, представители которых обвиняли англичан в экономическом ограблении страны и доведении народа до полного обнищания. Так в ИНК формируются два политических течения: «умеренные» и «крайние».
Требования крайних: рассматривали лозунги как призыв к борьбе за национальную независимость Индии.
Требования умеренных: «Умеренные» утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с английскими властями
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Психология ГЭИТИ Тесты с ответами
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
В структуре деятельности не выделяют. Дополните предложение.
Какое из перечисленных понятий не относится к общепсихологическим свойствам деятельности?
Какое волевое качество не является вторичным?
уверенность в себе
Какой из перечисленных компонентов не включает в себя образ «Я»?
Какой из процессов памяти не существует?
Какой вид воображения характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы?
Как называется способность создавать что-то принципиально новое?
Как называется свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира?
Как называют побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей; материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются?
Как называется иерархически построенная система побуждений или мотивов, организующая деятельность личности и относительно независимая от ситуации?
К какой группе психических процессов относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь?
Кого принято считать основоположником психологии? P.s. Он же автор первого систематического трактата о душе.
На что делится вся нервная система?
на эмоции, рефлексы
на художественный, мыслительный и смешанный типы
+на центральную и периферическую системы
Укажите, что не входит в структуру личности.
Укажите функции речи.
+средство общения и мышления
Что является предпосылками развития способностей?
Чем определяются направленности в личности?
+теория рефлекторного отражения
Что следует понимать под термином «материальная основа психики»?
действие слова в качестве условного раздражителя
первая сигнальная система действительности
+высшая нервная деятельность, осуществляемая нервная системой
вторая сигнальная система действительности
Объедините описания и понятия.
Объедините понятия с их описаниями.
Дайте толкование функциям мышления, языка, речи.
Объедините виды мышления в группы с их описаниями.
Объедините операции мышления с их сущностью.
Объедините понятия с описаниями.
Укажите, соответствующие понятиям, определения.
Укажите соответствие между определениями и понятиями.
Создайте пары (описание + понятие).
Создайте пары типов образов «Я», соответствующие их описаниям.
Соотнесите формы мышления с их описанием.
Укажите пары: определения и понятия.
Укажите соответствие определений и понятий.
Укажите соответствие понятий и определений.
Укажите четыре типа взаимоотношений первой и второй сигнальных систем в соответствии с его сущностью.
Правильно ли выделены функции направленности: целеполагаюшая, смыслообразующая, активизирующая, избирательная, прогнозирующая?
Правильно ли указаны условия формирования сознания: 1. Усовершенствование труда. 2. Умение представить себя. 3. Тихая, спокойная речь?
Правильно ли указана структура сознания: 1. Совокупность знаний об окружающем мире, все познавательные процессы, при помощи которых человек получает знания. Познавательные процессы: ощущение, воображение, восприятие, мышление. 2. Различение субъекта и объекта. 3. Самопознание, самооценка. 4. Целеполагание (мотивы, принятие решений). 5. Эмоциональное отношение к миру. 6. Фиксация и передача опыта с помощью языка?
Правильно ли утверждение, что к первой сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое?
Правильно ли указаны характеристики деятельности: мотив (побуждение к деятельности, вызванное потребностями), цель (конечный продукт), предмет (то, с чем человек имеет дело в ходе деятельности), структура деятельности, средства достижения?
Является ли правильным утверждение: «В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий»?
Является ли правильным утверждение: «Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида»?
Является ли правильным утверждение: «Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека)»?
Является ли правильным утверждение: «Цель и мотив обычно не совпадают, и они не связаны друг с другом»?
Является ли выражение правильным: «Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею»?
Является ли правильным утверждение, что основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — это уникальность его результата?
Является ли правильным утверждение, что сила и качество эмоций определяются силой потребностей?
Является ли истиной то, что у темперамента отсутствует (в его обычных психологических характеристиках) единое содержание и единая система внешних проявлений?
Является ли правильным утверждение, что уровень эмоционального напряжения зависит от силы потребности?
Какая это речь: внешняя речь, направленная не на людей?
Как называется активность, направленная на других?
Как называются отдельные поведенческие действия? (Ответ в именительном падеже).
Какой психический процесс включает ряд операций, используемых нами: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение?
К какой области знания не относилось «знание о душе»: социология, философия, медицина, религия (религиевединие)?
К какому понятию принадлежит классификация на
Первым Аристотель предложил классификацию ощущений по органам чувств. Он выделил слух, зрение, обоняние, осязание. Что пропущено?
Что выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее?
О чем речь:
— это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний;
— это один из компонентов структуры личности. Это биологически обусловленное качество личности, определяющее динамику нашего поведения;
— это совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека; характеризующих динамическую и эмоциональную сторону протекания психических процессов и деятельности.
— это основа для формирования характера, связующее звено между характером и познавательными процессами?
Экология. Общая и экспериментальная психология. Общая и экспериментальная психология
Общая и экспериментальная психология
аббревиатуру iq предложил В.Штерн
автогенетические теории воли рассматривают волю как самостоятельный психический процесс, несводимый к другим психическим процессам
автором культурно-исторического подхода к изучению психической деятельности является Л.С. Выготский
автором метафоры «поток сознания», обозначающей функциональность и процессуальность сознания, является В. Джеймс
автором модели оппонентных эмоциональных процессов является Р.Соломон
англоязычным синонимом понятия «восприятие» является понятие «perception»
аспект проблемы, вопрос, который специально изучается в данном конкретном исследовании – это тема исследования
аффективно-защитная функция воображения заключается в предохранении от тяжелых переживаний и символическом разрешении конфликтов
ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение
в зависимости от функции все ощущения делятся на констатирующие и упреждающие
вид выборки, характеризующийся тем, что один и тот же признак измеряется у разных испытуемых не связанных между собой никакими отношениями – это независимая
вид гипотезы экспериментального исследования, включающий в себя такое объяснение его результатов, которое отличается от объяснения, содержащегося в другой гипотезе, конкурирующей с ней и оспаривающей ее справедливость – это альтернативная гипотеза
влияние внимания на порог расчленения фигур было доказано в рамках гештальтпсихологии
в межгрупповых экспериментальных планах главная угроза корректному выводу возникает по причине неэквивалентности групп
в настоящее время психологи выделяют 10 фундаментальных эмоций
в отечественной истории науки о роли общей психологии и необходимости ее выделения среди других психологических дисциплин впервые заявил Л.С. Выготский
в рамках психофизических исследований метод прямой оценки интенсивности стимула впервые применил С.Стивенс
в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на сенсорном (аналоговом) уровне
в результате проведенного а.н. леонтьевым и его сотрудниками экспериментального исследования с американскими сомиками был сделан вывод, что пища и преграда не воспринимаются сомиками как отдельные предметы
в соответствии со структурной моделью методологического знания в.п. зинченко и с.д. смирнова, выделяется 4 уровня методологии
в соответствии с теорией эмоций джеймса-ланге, физиологическое изменение возникает раньше субъективного переживания (эмоции)
в соответствии с формулировкой доктора психологических наук в.в. нурковой, психологический феномен памяти – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта
вытекающее из теории научное предположение о существовании явления, причине его возникновения или о наличии и характере связи между двумя и более явлениями, которое еще не подтверждено и не опровергнуто,– это гипотеза
г.в. гершуни при определении субсенсорного диапазона солдат, потерявших слуховую чувствительность вследствие воздействия ударной волны, применял метод определения улитково-зрачкового рефлекса
говоря о соотношении мотивов и потребностей, можно утверждать, что мотив является предметом потребности (потребность первична)
готовность к выполнению конкретного действия является моторной установкой
группировка понятий на основе случайного признака соответствует синкритическому мышлению
данные исследований п. экмана и о. салливана подтверждают, что, когда человек лжет, он непроизвольно говорит в более быстром темпе
двухфакторная модель интеллекта была предложена Ч.Спирменом
декларативная память подразделяется на семантическую, автобиографическую и эпизодическую
длительный, целеустремленный поиск нужного образа в художественной и писательской деятельности является проявлением произвольного активного воображения
для повышения объективности наблюдения и возможности последующего прочтения его результатов другими исследователями важно соблюсти требование поведения стороннего наблюдения
доказано, что кофеин ускоряет восприятие человеком времени
единственным механизмом работы сознания и психики английский философ и психолог джеймс милль считал ассоциации
если исследуемый расценивает свое участие в эксперименте как внимание к своей личности, то он стремиться подтвердить гипотезу экспериментатора – это эффект Хоторна (Мейо)
защитным механизмом личности, при котором происходит подмена действия, мысли, чувства, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами (по 3. фрейду), является реактивное образование
иконической памятью у. найссер называл сенсорный регистр в зрительной модальности
исследование единичного случая – это доэкспериментальные планы
исследования к. левина доказали, что уровень притязаний человека меняется в зависимости от успешности протекания деятельности
исследования к. черри доказали, что нерелевантная информация отсекается на основе анализа сенсорных признаков
как основной недостаток интроспективной психологии сознания отечественный психолог л.с. выготский отмечал отождествление в ней научного знания и переживания
качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств – это надежность психодиагностической методики
к интероцептивным ощущениям относится жажда
к. левин определил Квази-потребность как намерение совершить какое-либо целенаправленное действие
количество однородных предметов, которые внимание охватывает одномоментно,– это объем внимания
константа вебера-бугера раскрывает принцип возникновения едва заметного различия между стимулами
к основным параметрам креативности по дж. гилфорду относится способность усовершенствовать объект, добавляя детали
кратковременная память способна удерживать одновременно до семи элементов максимум 30 секунд
к уровню общенаучной методологии может быть отнесена теоретическая кибернетика
к фундаментальным специальным отраслям психологии относится нейропсихология
к экстероцептивным ощущениям относится осязание
л.с. выготский и а.р. лурия экспериментально обосновали положение, согласно которому уровни речевого мышления характеризуются видами обобщений, фиксируемых в слове
методика вторичной зондирующей задачи используется для определения приближающегося момента истощения внимания
методика двойной стимуляции, использовавшаяся в исследовании внимания в рамках культурно-исторической концепции, проводилась на материале игры в запрещенные цвета
методика двойной стимуляции, применявшаяся для изучения характера опосредованности психических процессов, не относилась некоторыми исследователями к экспериментальной, поскольку отсутствует контроль всех уровней независимой переменной, а, следовательно, невозможно сделать однозначный вывод о том, что являлось причиной изменения зависимой переменной
метод наблюдения как метод исследования в психологии существует в двух формах – объективного наблюдения и самонаблюдения
метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о явлениях путем очного или заочного общения – это анкета
мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания, состоящий в обнаружении неявных отношений между предметами и явлениями действительности и их целенаправленном преобразовании
надсознательные процессы отличаются от сознательных внезапным завершением
наиболее древними являются интроцептивные ощущения человека
наибольшее внимание конфигурации образа восприятия (выделению в нем фигуры и фона) уделяется в гештальтпсихологии восприятия
научное исследование, направленное на познание реальности с учетом практического эффекта от полученных данных – это прикладное исследование
научное исследование, состоящее в повторении ранее проводившихся исследований, направленное на получение дополнительных сведений об изучаемом объекте – это уточнение
неверно, что в качестве одного из измерений интеллекта кубическая модель дж. гилфорда рассматривает мотивы
неверно, что в качестве основного атрибута волевого акта д.н. узнадзе выделяет то, что воля всегда направлена на настоящее, на данный момент
неверно, что вниманию как высшей психической функции (по л.с. выготскому) присуще свойство непосредственности
неверно, что воображение классифицируют на эмоциональное и рациональное
неверно, что в психологии выделяют словесно-образное мышление
неверно, что в результате проведения корреляционного исследования может быть сделан вывод о том, что две исследуемые величины изменяются согласованно
неверно, что выделяют такие виды экспериментов, как контролирующий и измеряющий
неверно, что выделяют такую форму мышления, как абстрагирование
неверно, что г. айзенк выделил чувственный интеллект
неверно, что к методам исследования бессознательного в психоанализе относится методика прогрессивных матриц Равена
неверно, что к общенаучным эмпирическим методам относится метод моделироования
неверно, что к формам эмоциональных состояний относят ощущения
неверно, что л.с. выготский выделял периферический тип комплексов (речевых обобщений)
неверно, что на стадии элементарной сенсорной психики находятся рептилии
неверно, что одним из признаков продуктивной гипотезы является репрезентативность
неверно, что одним из свойств восприятия является контрастность
неверно, что одной из функций воображения является решение стандартных интеллектуальных задач
неверно, что по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую. память
неверно, что признаком сформированного понятия является его вербализуемость
неверно, что свойством сознания как потока, в соответствии с в. джемсом, является положение о том, что сознание активно
неверно, что, согласно современным представлениям, интеллект включает способность к волевым действиям
неверно, что формирование побуждения к волевому действию может быть достигнуто посредством внешнего принуждения (по в.а. иванникову)
неверно, что характеристикой первобытного (архаического) мышления является предикативность
невыделение горизонтальных перпендикуляров испытуемыми при выполнении задания на поиск всех перпендикуляров в буквах русского алфавита свидетельствует о несформированности понятия перпендикуляра и опоре на псевдопонятие
овладение речью является важным этапом в развитии воображения, поскольку позволяет ребенку включать в воображение не только конкретные образы, но и отвлеченные представления
одним из методов изучения бессознательного по 3. фрейду является метод свободных ассоциаций
онтогенетически более поздней формой мышления является словесно-логическое мышление
основанный на научном методе способ познания научной истины – это научное исследование
основателем направления «бихевиоризм» в психологии был д.уотсон
основоположником экспериментального исследования воли является Н.Ах
особый тип самонаблюдения, который предполагает наблюдение за своими внутренними переживаниями в процессе их осуществления, называется Интроспекция
отличительной особенностью экспериментального метода в психологии является активное вмешательство экспериментатора с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимой переменной на зависимую
относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы,– это настроение
Проприоцептивные ощущения делятся на кинестетические и вестибулярные и информируют человека о его собственных движениях и положении в пространстве
первая в мире лаборатория экспериментальной психологии появилась в 1879 году в Лейпциге университете
первой стадией волевого акта, по с.л. рубинштейну, является возникновение побуждения и предварительная постановка цели
переключение с релевантного на нерелевантный канал, согласно результатам исследования д. бродбента, занимает 1 с
планы дискретных временных серий – это квазиэкспериментальные планы
план экспериментального исследования для проверки эффекта матфея может быть определен как лоскутный план
по а.н. леонтьеву, при реализации волевого акта у взрослого человека социальный мотив побеждает биологический
по а.н. леонтьеву, способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью и является допсихической формой отражения мира организмом
повышенный уровень шума в классе понижает зрительную чувствительность учеников
по данным исследования р. стернберга, субъектов с высоким уровнем интеллекта отличает временное превалирование метапроцессов по сравнению с исполнительными компонентами
позиционный эффект при запоминании последовательных элементов заключается в том, что при заучивании ряда элементов хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда
по классификации методов психологического исследования, предложенной в.н. дружининым, взаимодействие между испытуемым и исследователем является максимальным в клиническом эксперименте
по мнению д.н. узнадзе, источником энергии волевого акта является личность человека
последним этапом научного исследования является формулирование выводов
практическое применение периферической теории эмоций джеймса-ланге проявилось в изобретении детектора лжи
предметом изучения интроспективной психологии было сознание человека
преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения – это наблюдение
представление о диалектическом взаимодействии противоположных по содержанию потребностей было введено в рамках психоанализа
примерами методов широкой и узкой репрезентативности являются проективные методики и метод контент-анализа
принцип гомеостаза лежит в основе функционирования познавательной потребности
присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение человека – это эффект аудитории (Зайонца)
процедура или метод математической статистики, основанный на анализе корреляций случайных величин и направленный на то, чтобы выявлять группы случайных величин, взаимно коррелирующих друг с другом – это факторный анализ
Процесс мышления осуществляется в следующей последовательности:
процесс целеобразования в ходе мыслительной деятельности у шахматистов во время игры фиксируется посредством регистрации траектории движения глаз
психолог дж. гилфорд объединил различные характеристики креативности в общее понятие «дивергентное мышление»
психологическое направление бихевиоризм рассматривает в качестве предмета изучения различные формы поведения человека
рассмотрение теории гештальта как общего объяснительного принципа функционирования психики означает непосредственный перенос положений и закономерностей на конкретный уровень
реакция испытуемого на нулевое воздействие, соответствующая реакции на реальное воздействие – это эффект плацебо
свойством воображения является осмысленность
система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата – это методология
сканирование информации в рабочей памяти происходит полным последовательным перебором
согласно гипотезе а. маслоу, степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности удовлетворения этой потребности в прошлом, особенно в детстве
согласно гипотезе лингвистической относительности, процессы мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка
согласно закону забывания г. эббингауза, около 60 % информации забывается в течение первого часа после ее получения
согласно закону оптимума мотивации йеркса-додсона,
Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).
согласно исследованиям психолога э. торренса, при iq свыше 120 баллов креативность и интеллект не зависят друг от друга
согласно концепции в. джеймса, главная функция воли заключается в принятии решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения
согласно концепции п.в. симонова, отрицательные эмоции снижают интенсивность потребности в достижении цели
согласно концепции трансформационной грамматики н. хомского, для освоения языка необходимо, прежде всего, изучить лексические единицы и морфемы
согласно концепции физиологии активности н.а. бернштейна, формирование навыка основывается на принципе сенсорных коррекций
согласно мнению а. маслоу, у среднестатистического гражданина западного общества потребность в самоактуализации реализована на 10%
согласно мнению а.н. леонтьева, объективный признак психики – это способность организма реагировать на абиотические свойства внешней среды
согласно определению а.н. леонтьева, деятельностью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов
согласно определению д.н. узнадзе, установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении
согласно определению ж. пиаже, интеллект – это средство адаптации в изменчивых условиях окружающей среды
согласно принципу «параллелограмма развития памяти» а.н. леонтьева, начиная со школьного возраста развитие показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее показателей внешне опосредованного запоминания
согласно формуле в. штерна, коэффициент интеллекта представляет собой отношение психического возраста к хронологическому возрасту человека, умноженное на сто
согласно экологической теории, восприятие горизонтальной поверхности, уходящей в перспективу, объясняется увеличением плотности светового потока
согласованное однонаправленное изменение двух признаков, выявленное в корреляционном исследовании, свидетельствует о положительной корреляции
специальное графическое изображение распределения нескольких дискретных величин в выборке, представляет собой совокупность расположенных рядом друг с другом и вытянутых вверх прямоугольников или прямоугольных столбиков, высота которых прямо пропорциональна частоте встречаемости каждого из значений переменной в выборке – это гистограмма
стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентацией на установленные нормы оценок – это тест
статистические данные, полученные в сша и основывающиеся на сравнении коэффициента интеллекта обучающихся с их последующей успешностью в жизни, свидетельствуют, что один год обучения увеличивает материальный доход на …
стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу – это рандомизация
сформированное в контексте связи тех же переменных утверждение, противоположное по содержанию основной гипотезе, называется конкурирующей гипотезой
теория деятельности а.н. леонтьева может быть отнесена к теориям верхнего уровня
теория мимической обратной связи является вариантом периферической теории эмоций Джеймса Ланге
тесты строятся основе эмпирического метода – измерение
тот факт, что после просмотра фильмов ужасов страх сменяется спокойствием и радостью, а бурный восторг – печалью и апатией, объясняет модель оппонентных эмоциональных процессов
трехкомпонентная теория восприятия цвета была создана в рамках экологической теории восприятия
умение ребенка подчиняться речевой инструкции взрослого определяет регулирующая функция речи
уровень значимости статистического теста предполагает вероятность отвергнуть нулевую гипотезу, когда она верна
успехи известного гипнотизера в.г. мессинга в поиске и нахождении предметов, спрятанных зрителями в зале в демонстрационных целях, основывались на чтении мыслей
Установите соответствие между видами неосознаваемых психических процессов и их примерами:
ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться.
Установите соответствие между зарубежными теориями внимания и авторами данных теорий:
Моторные теории – Т.Рибо и Н.Н.Ланге
Установите соответствие между научными гипотезами возникновения психики, выделенными А.Н. Леонтьевым, и их содержанием:
1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).
2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).
3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).
4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).
Установите соответствие между научными гипотезами возникновения психики (по А.Н. Леонтьеву) и учеными, придерживающимися той или иной гипотезы:
Нейропсихизм – Ч.Дарвин, Г.Спенсер
Установите соответствие между основными видами эксперимента (по Дж. Кэмпбеллу) и их содержанием:
Доэкспериментальный план. Неэквивалентность исследуемых групп или отсутствие контрольной группы Отсутствие или низкие возможности контроля угроз валидности Наличие значительного количества угроз внутренней валидности и отсутствие возможностей внешнего контроля Невозможность вывода об однозначной каузальной связи
Квазиэкспериментальные планы. Проведение эксперимента в естественных условиях, при трудностях контроля Наличие контрольной группы или серии измерений эффекта экспериментального воздействия Возможность сравнения результатов экспериментальных групп или результатов одной группы до и после экспериментального воздействия Ограниченные возможности управления переменными
Установите соответствие между подходами к изучению мышления и учеными, применявшими данные подходы:
Механистический подход – (Г. Мюллер, Е. Толмен, Г. Саймон и др.)
Деятельностный подход- (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин и др.)
Установите соответствие между подходами к пониманию предмета экспериментальной психологии и учеными, разработчиками и приверженцами того или иного подхода:
Экспериментальная психология – это подлинно научная психология, бизирующаяся на естественно-научном подходе к изучению психических явлений – Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др.
Установите соответствие между стадиями развития интеллекта по Ж. Пиаже и возрастом человека на каждой из этих стадий:
Дооперационная интуитивная (2 – 7летт)
Конкретно операционнальная (дети в возрасте от 7 до 11 лет)
Формально-операциональная (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет)
Сенсомоторная (дети в возрасте от рождения до 2 лет)
Установите соответствие между теориями восприятия и авторами этих теорий
Теория перцептивного цикла – У.Найссера
Установите соответствие между теориями восприятия и утверждениями, характеризующими ту или иную теорию:
Структуралистская теория восприятия . Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция — метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа — они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из : Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.
Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.
Установите соответствие между теориями речевого развития и учеными-авторами той или иной теории:
Концепция становления речевой деятельности – А.А.Леонтьев
Культурно-историческая концепция – С. Выготский
Генетическая теория интеллекта – Ж.Пиаже
Бихевиористская теория – Дж. Уотсон
Установите соответствие между теориями эмоций и положениями той или иной теории:
Установите соответствие между уровнями развития психики (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри) и их характеристиками:
Данный уровень характеризуется наличием выраженной раздражимости, т.е. способности реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Двигательная активность этих животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера, готовность к ассоциативному научению у них отсутствует.
Этот уровень характеризуется появлением первых элементарных ощущений, чувствительности. У животных появляются специализированные органы, осуществляющие сложные манипуляции организма с предметами внешнего мира. Такими органами у низших животных являются щупальцы и ротовой аппарат.
Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Животные, относящиеся к этой группе, способны к элементарному обучению. У наиболее продвинутых представителей возникают элементы инстинктивного поведения.
Высший уровень перцептивной психики
К высшему уровню элементарной сенсорной психики следует отнести низших многоклеточных, не имеющих сложно устроенных органов чувств и развитого «центрального» управляющего аппарата в нервной системе, т.е. головного ганглия, координирующего деятельность всей нервной системы. Это некоторые подвижные формы кишечнополостных, низшие черви, иглокожие, примитивные моллюски.
Этот уровень характеризуется появлением первых элементарных ощущений, чувствительности. У животных появляются специализированные органы, осуществляющие сложные манипуляции организма с предметами внешнего мира. Такими органами у низших животных являются щупальцы и ротовой аппарат.
Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Животные, относящиеся к этой группе, способны к элементарному обучению. У наиболее продвинутых представителей возникают элементы инстинктивного поведения.
Установите соответствие между функциями волевого действия человека и их описанием (по В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской):
установлено, что в среднем наибольшая концентрация внимания наблюдается у человека в утренние часы от 8 до 12 и …
факторный эксперимент отличается от других экспериментальных планов учетом изменения более чем одной независимой переменной
форма синтеза представлений в процессе воображения, при которой происходит соединение несоединимых в реальности качеств предмета, называется агглютинацией
хорошо определенные задачи могут не поддаваться решению в связи с тем, что субъект концентрирует внимание на одном элементе задачи
эгоцентрическая речь, согласно культурно-исторической концепции л.с. выготского, является проявлением эгоцентрической позиции ребенка, характерной для данной стадии онтогенетического развития
экспериментальная психология – это наука, изучающая системы методов и методик, применяемых в исследованиях
экспериментальный план – это тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента
эксперимент, на который ссылаются – это планы ex – post – facto
эксперимент, направленный на установление вида связи между зависимой и независимой переменными, называется подтверждающий
эксперимент, направленный на фиксацию уровня развития исследуемого на данный момент, называется констатирующий
эксперимент, проводящийся с целью проверки всех возможных гипотез и подтверждения одной из них, называется критический
эксперименты г. эббингауза были направлены на изучение репродуктивного аспекта памяти
эксперименты к. лэндиса доказали, что внешнее (мимическое) выражение спонтанного проявления эмоций у разных людей индивидуально: невозможно найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций