неверно что пейзаж в романе обломов выступает как

Пейзаж и его функции в романе «Обломов»

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.
В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Заключение

Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.

Источник

Пейзаж и его функции в романе «Обломов», описание природы – сочинение по теме

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.
В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Заключение

Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.

Источник

Сочинение: Пейзаж в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

(694 слова) Одним из главных произведений Ивана Александровича Гончарова является социально-психологический роман «Обломов». В нем писатель рассказывает судьбу русского дворянина Ильи Обломова. Этого героя можно отнести к типу «лишних людей», ведь он не смог найти себе места в быстро меняющейся России. Особое значение в раскрытии идеи романа играет образ природы. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт пейзаж в произведении Гончарова «Обломов».

Природа тихой Обломовки, описываемая писателем сквозь сон главного персонажа, является наиболее запоминающимся пейзажем. Это место автор называет «благословенный уголок», «чудный край» и т.д. Писатель изображает тихую, беззаботную и отдалённую от города деревню, где царят спокойствие и безмятежность. Здесь нельзя встретить беспокойных морей, дремучих лесов, ветреных степей, высоких гор. Природа Обломовки является максимально простой и тихой. Это средняя полоса России, автор чаще всего описывает летнюю пору. Для Обломова в деревне было «вечное лето, вечное веселье».

«солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам». Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».

Ленным настроением пропитаны овраги и поля. Так, веками над обрывом нависает изба, где живут крестьяне Сусловы, и никто ничего не предпринимает: жизнь течет «на авось». В Обломовке преобладает размеренное течение времени — не линейное, а циклическое, которое люди мерили только лишь сменами времён года или церковными праздниками. Дни были похожи один на другой, как и пейзажи родной деревни. Глухая деревня была изолирована от внешнего мира, поэтому могла похвастаться девственными лесами и нетронутыми полями:

«крестьяне возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами и более никаких сношений ни с кем не имели»

Для Обломова с раннего возраста идеальный мир состоял из красоты пейзажей родной деревни. Будучи мальчиком, главный персонаж желал поподробнее узнать всю прелесть окружающего его мира. Однако все стремления главного героя разрушились под воздействием чрезмерной опеки родителей. Впоследствии Обломов впитал в себя тот ленный и размеренный жизненный ритм, который присущ родной деревне. Повзрослев, персонаж осознал, что этот темп для него является самым комфортным. Его идеалы воплощены в описаниях досуга на природе:

Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…».

Картины природы в произведении выполняют и другие смысловые функции. Так, состояние природы олицетворяет эмоциональное состояние главного героя. Читатель видит, что хрупкая ветка сирени становится символом любви между Обломовым и Ольгой. Когда героиня даёт эту ветку герою, он заявляет в ответ, что больше предпочитает ландыши. Ольга расстраивается и роняет ветку. Однако, осознав чувства девушки, персонаж приходит на следующее свидание с той же веткой. Ветка сирени в романе символизирует весну и зарождение новой жизни, нового Обломова, готового на активные действия ради Ольги. Тихая летняя природа олицетворяет расцвет отношений двух героев.

Совсем другие картины природы вырисовываются, когда к Обломову приходят сомнения. Автор описывает дождливую погоду, серое небо, холод и сырость. Героиня видит, что сирень уже отцвела, словно завяла и их любовь. Таким образом, осенний пейзаж показывает отдаление персонажей. Облетевшие листья и кричащие вороны символизируют печальное расставание. Герои больше не в состоянии прятаться за свежей зелёной листвой. Также символом расставания становится снегопад, под который попадает главный герой. Светлое чувство, которое символизировала ветка сирени, погибает под воздействием снежного покрывала холода. Можно заметить, что любовь двух героев, которая началась весной и закончилась осенью, совпадает с естественным течением времени картин природы. Смена времени года символизирует рождение новых чувств — Ольги — к Штольцу и Обломова — к Агафье. В конце произведения читатель видит пейзаж на кладбище, где похоронен главный герой. Весьма символично то, что рядом с могилой Обломова растет сирень, будто напоминание о весне сердца, которую он пережил.

Можно утверждать, что картины природы в романе Ивана Гончарова «Обломов» выполняют важные смысловые функции. Они раскрывают характеры людей. Илья и Ольга умеют тонко чувствовать красоту природы и восхищаться ее каждым проявлением. Читатель видит, что, выйдя замуж за Штольца, Ольга теряет прекрасную способность чувствовать каждое явление природы, которая у него была в период любовных отношений с Обломовым. Кроме того, пейзаж олицетворяет внутреннее состояние главных персонажей в конкретный момент времени. Также природа родного края определяет и объясняет ментальность главного героя. Видя Обломовку, читатель понимает, почему Илья стал таким.

Источник

Сочинение: Роль пейзажа в романе Ивана Гончарова «Обломов»

Автор: Guru · Опубликовано 14.08.2021 · Обновлено 14.08.2021

(761 слово) Рассмотрим одно из наиболее значимых творений отечественного писателя Ивана Гончарова, знаменитый психолого-социальный роман «Обломов», в котором автор открывает нашему взору жизнь представителя высшего сословия Ильи Обломова. Дворянин Обломов является «лишним человеком», поскольку ему не было места в стране, которая стремительно менялась в то время. В повествовании Гончаров отводит особое место природе, она у него не застывший пейзаж, а с ее помощью раскрываются темы и идеи книги.

Рассмотрим, как представлен пейзаж в романе.

Изначально окружающая деревню Обломовку природа описывается через сон Ильи Обломова, и предстающий пейзаж кажется очень ярким. Писатель называет сие место чудным краем и благословенным уголком. Автором показана спокойная и размеренная жизнь в деревне. Деревня безмятежна и спокойна. В ней неторопливый, размеренный ритм; ничего не создает треволнений для жизни в ней. Все пейзажи, окружающие деревню, источают покой, типичный для средней полосы страны, причем, в летнее время. Впрочем, для Ильи Ильича в сельской глубинке все времена года были одинаковыми – вечное лето.

Лень чувствуется во всем пейзаже, жизнь идет своим чередом, тянется медленно – столетиями на грани обрыва стоит изба крепостных Сусловых, однако, ничего не предпринимается для исправления сего безобразия – изба нависает над обрывом, рискуя сорваться со всеми жильцами вниз. Но все оставлено на извечное русское авось. Сама Обломовка живет не просто размерено и медленно, а циклами. Время крестьянами измеряется лишь по сменам времен года, да по церковным праздникам. Все было похожим, следующий день был практически полностью похож на предыдущий. Эта деревня располагалась в самой глуши, ее леса были не тронуты топорами лесорубов, а степи не были распаханы на пашни земледельцами.

Крестьяне Обломовки взаимодействовали лишь с волжской пристанью, где сбывали ненужное и покупали необходимое. В другие места они не ездили.

Сам Илья Обломов с самого раннего детства привык к этому миру, ставшему для него идеалом – окружающая деревню природа, которая, как и сама деревня, были его отчим и родным краем. Он идеализировал этот мир для себя. Еще в юношеском возрасте он занимался познаванием своего края, этого мира. Но его тяготения были уничтожены родителями, которые проявляли к своему чаду излишнюю опеку, которые сами были людьми богатыми и ленивыми. По их стопам пошел и их сын, привыкший к их жизни и ставший ее продолжателем.

Как жили помещики, так жили и крестьяне – разумеется, в плане лености во всем происходящем. Поэтому, на становление Обломова влияли не только родители, но и окружающая его атмосфера. И он определился с образом жизни, уже став взрослым человеком, и свято ведет этот образ жизни. А идеальность в мире достигается досугом, проводимым на природе этого самого мира – он хотел сидеть в тени деревьев, попивая чаек да поглядывая на пруд.

Но описываемый пейзаж несет в себе и другие функции — природа является отражением внутреннего мира главного героя. Например, ветвь сирени олицетворяет любовь Ильи и Ольги. Так, Ольга подает Илье эту веточку, на что тот отвечает, что ему больше по нраву ландыши. Девушка расстроилась и выронила веточку, но Илья, поняв, что полюбил Ольгу, пришел на другое свидание с этой самой веткой.

Эта ветка является не только символом любви между двумя людьми, но и символом весны. А, кроме того, показывает процесс зарождения иной жизни – иной жизни главного героя, который теперь другой, который теперь готов проявить активность для возлюбленной. А природа летом, которая тиха, показывает, как расцвели отношения Ильи и Ольги.

Однако абсолютно по-иному описывается природа в моменты, когда Обломов стал сомневаться – природа стала дождливой, небо посерело, стало сыро и прохладно. А Ольга видела отцветшую и теперь уже увядшую сирень, будто увяла их любовь. Пейзаж, которым показана осень, олицетворяет отчуждаемость между влюбленными, а начавшие облетать листья и появившиеся вороны символизируют собой их расставание, ведь они больше не могут прятаться за зеленью, которой уже нет.

Также расставание символизирует и метель, в которой оказался Обломов. Те чувства, о которых говорила сирень, умерли так же, как и сама она под снежным покровом.

Хорошо заметно, что отношения Ольги и Ильи пошли параллельно временам года – сначала жизнь чувств зародилась, потом расцвела летом, подобно цветку, а потом отцвела по осени.

Кроме того, со сменой времен года сменились и чувства главных героев – так Ольга полюбила немца Штольца, а Илья влюбился в Агафью. В финальном пейзаже, на котором представлено кладбище, автор показывает сирень у могилы Обломова, которая намекает на первую и последнюю весну в его сердце.

Описание природы, которое имеет крепкую взаимосвязь с главными героями, помогает глубоко раскрыть их характеры и их самих – Ольга и Илья умели чувствовать природу и жили ею, радовались каждому ее проявлению.

А разменяв друг друга на других людей, они утратили это умение – Ольга, выйдя замуж за Штольца, ощутила недостаток романтики, хоть их союз и был крепким, а Обломов, полюбив Агафью, и вовсе скончался.

Кроме того, описание пейзажей родных для Обломова краев показывает, почему сам Илья Обломов стал таким, каким представлен взору читателя.

Источник

Роль пейзажа и образов природы в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.


Ответы на вопросы про сон Обломова, Упражнения и задачи из Литература

4. Как Обломовы воспринимают время и пространство?

Медленно, тягуче, время воспринимается жителями как вечный цикл, где все закономерно и

повторяется год за годом.

5. Отношение к чужакам.

Они очень настороженно настроены к чужакам. Никто из жителей Обломовки не стремился выйти из

этого мира, ибо там – чужое, враждебное, их вполне устраивало счастливое «житьё – бытьё», и их мир

– самостоятельный, целостный и завершённый

6. Как происходит воспитательный надзор за сыном

Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, какого – либо

напряжения. Сумма воспитательных наказов няньки состоит из бесконечных «нет» и «не». Постоянные

запреты, неутомимая опека, в итоге формировался характер бесформенный, пассивный.

7. Что является символом обломовской жизни?

Жизнь в Обломовке безмятежна, легка и проста. Её выразительнейший символ — гомерический,

8. Каковы первейшие жизненные потребности обломовцев?

Забота о пище была первая и главнейшая забота в Обломовке.Там царит настоящий культ пирога.

Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую

строго по календарю, из недели в неделю, из года в год.

9. Какие сказки слышал Илюша в детстве? В чем их особенность? Как воспринимал их ребенок?

В детстве Илюша слышал от няни сказки, восхваляющие идеалы вольготной жизни. Эти сказки, а также

и былины о подвигах богатырей, побеждающих страшных ворогов («Илиада русской жизни», которую

няня рассказывала «с простотою и добродушием Гомера»), пленили воображение ребёнка и исказили его

восприятие жизни: «Населилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели

надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё

мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где так хорошо и кормят и одевают

10. Отношение обломовцев к труду

В Обломовке не любят ничего менять и испытывают страх перед новым, незнакомым. Труд воспринимали

как наказание: избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений,

перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

11. Каковы обряды и обычаи обломовцев?

Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон, не только у помещиков, но и

у крестьян. А также забота о пище была наиважнейшей в Обломовке: еда готовилась в изобилии, она

была сытной и вкусной.

12. Отношение обломовцев к приметам

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его,

диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свеча, «». И дальше начнётся заинтересованное

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Роль пейзажа и образов природы в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Назначение пейзажа (как и многих других художественных приёмов в данном произведении) подчинено основной цели – показать историю возникновения такого человеческого характера, как Обломов, историю формирования его личности и особенности его образа жизни.

В восьмой главе романа автор упоминает о любимой мечте Ильи Ильича – жить в деревне. И картины этой жизни всегда связаны не только «со сладкой едой и сладкой ленью», но и с замечательной сельской природой. Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…». Обязательно видятся Обломову «вечное лето, вечное веселье» и много еды для гостей с «неувядающим аппетитом».

Почему так? Почему он такой, а «не другой»? Этот вопрос возникает как у читателей, так и у самого героя. Иногда Обломову становится «грустно и больно за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…». Особенно страшно становилось, когда в душе вдруг зарождалось «представление о человеческой судьбе и назначении…», и он «болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…», но «глубоко и тяжело завален клад дрянью». Понимал Обломов, что надо бы сбросить всё это наносное, весь этот хлам, мешающий жить полнокровно, и … мысль послушно возвращала его в мир, где всё прекрасно, где чудесные картины природы позволяли забыть о тревогах, уйти от беспокоящей душу реальности. Своеобразная, «обломовская» любовь к природе, соединённая с мечтательностью, вносила в жизнь героя успокоение и даже ощущение счастья.

В девятой главе Гончаров рисует мир, где герой романа мог бы жить счастливо, если бы никогда не покидал родную Обломовку. Именно здесь мы находим ответы на многие вопросы и понимаем, почему душой стремился Илья Ильич в этот «благословенный уголок».

Гончаров не сразу начинает главу с описания «чудного края». Он даёт сначала пейзажные зарисовки в виде сменяющих друг друга прекрасных картин, очень контрастных по отношению к природе Обломовки, что также позволяет понять, почему этот край и эта природа способствовали зарождению обломовского характера. Здесь «нет моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». И автор объясняет отрицательный взгляд обывателей на экзотические пейзажи: образы бушующего моря, мощь стихии или вид неприступных скал, грозных гор и пропастей наводят тоску, страх, тревогу на душу, терзая её, и «сердце смущается робостью…». Такая природа не способствует «увеселению» жизненного настроения, не успокаивает, не «убаюкивает», а помогает формированию деятельного и энергичного характера, который способен преодолевать препятствия, бороться с трудностями.

Страницы: Страница 1, Страница 2

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу. В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Анализ образа времени в романе «Обломов»

В основе всего романа лежит приём параллелизма — природа, внешний мир, смена времен год неразрывно связаны с внутренним миром главного героя, его жизнью. Потому описания природы, время действия романа играют в нём свою особую, возможно, на первый взгляд малозаметную, но очень важную роль.

В связи с этим, история Обломова начинается весной, 1 мая. Весна, в данном случае, есть символ пробуждения, начала, зарождения. Зарождения новой жизни. «Пробуждению» Ильи Ильича, во-первых, способствуют появившиеся «два несчастья»: переезд и письмо старосты из деревни.

Они заставят его встрепенуться и задуматься вообще о каком-либо движении. И, во-вторых, конечно же, прибытие Штольца стряхнет с Обломова апатию и лень: «Теперь или никогда!». И что за весна без любви? Знакомство с Ольгой заставляет Илью Ильича покинуть свой диван и проснуться, пусть даже и ненадолго. Обломов начинает чувствовать жизнь.

Дружба и развитие отношений с Ольгой Сергеевной у Обломова приходилось как раз на летнее время. Лето, как всем известно, пора тепла, солнца, энергии, бодрствования природы, которая в это время живет «деятельною жизнью». То же самое происходило и в душе Ильи Ильича, внутри него «всё двигалось, ползало, суетилось», так как с появлением Ольги в жизни Ильи Ильича появился смысл, причины вставать с утра с дивана, повод вырваться из своей клетки под названием «обломовщина». Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И также лето напрямую связано и с расцветом любви героев, с цветением той самой сирени, которая являлась символом их любви, цвета жизни.

Но и этому суждено было вскоре закончится: «..листья облетели, видно всё насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно». «Неприятно» — слово, описывающее всё состояние Ильи Ильича с наступлением осени, с началом его хлопот о женитьбе, деревне, квартире. Мысль о женитьбе начинает его тяготить, так как он начинает понимать, что в действительности любовь состоит не из одной романтики и в ней тоже занимает довольно большую часть проблемы материальные, требующие решительности, стойкости, действий, ответственности. Осенний холод медленно, но навязчиво пробирается и в его душу. Страх брать ответственность, стыд перед Ольгой заставляли его вновь «прятаться» в своей квартире; лень и апатия снова стали возвращаться к нему: «..он не брился, не одевался, лениво перелистывая французские газеты.. не смотрел беспрестанно на часы и не хмурился, что стрелка долго не подвигается вперед».Ольга замечает, что «сирень отошла» — отошла любовь, главное вдохновение для Обломова, «цвет жизни опал».

И за осенью неминуемо следует зима. Невозможность Обломова быть тем самым деятельным и решительным мужчиной, которого так не хватало Ольге, наконец-то она полностью осознает: «..ты готов всю жизнь проворковать под кровлей.. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то ещё..». Этот разрыв, это осознание, это опустошение от произносимого самим же Ильей Ильичом слова «обломовщина» приводят к зиме и внутри героя, к его застою, как личности, и уже полного отрицания возможности изменить себя, свою натуру, свою жизнь. Наиболее ярко это состояние безмолвного отчаяния, тоски передает отрывок из последней главы третьей части:

«- Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывавший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засыпал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном», — снег засыпал и самого Илью Ильича, вернувшегося к состоянию сна и покоя.

Времена года, как и всё в природе, цикличны, однообразны. Так и жизнь Ильи Ильича состоит из повторяющихся одних и тех же моментов пробуждения, желания жизни, попыток к действию, смирения и лени, которые однообразно повторяются в его жизни по закону Сансары. И выбраться из этого замкнутого круга, разорвать его, наконец-то решиться на что-либо, таким героям, как Обломов, практически невозможно. Только у Ильи Ильича под конец круг застыл: после разрыва с Ольгой в его жизни наступила вечная зима, укрепившаяся браком с Агафьей Матвеевной. Весна, пробуждение уже вряд ли наступят. К сожалению, даже любовь, сила которой невероятна, не смогла вытащить Илью Ильича Обломова из этого круговорота, из цепких лап «обломовщины».

Полезный материал по теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *