неверно что относится к объектам исследования биологии
Неверно что относится к объектам исследования биологии
Близнецовый метод состоит в изучении различий между однояйцевыми близнецами. Этот мeтoд предоставлен самой природой. Он помогает выявить влияние условий среды на фенотип при одинаковых генотипах.
Генеалогический метод состоит в изучении родословных на основе менделевских законов наследования и пoмoгaeт установить характер наследования признака (доминантный или рецессивный).
Метод скрещивания и искусственного мутагенеза в генетике человека не применяется.
К частным биологическим методам исследования относится метод
Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.
А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический и т. д.
Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она
Единство живой природы доказала клеточная теория. все организмы состоят из клеток, а значит все имеют общего предка.
Если выбирать 2 то только в сумме с 1 ответом. Т.к. клетка элементарная структурная и функциональная единица живого, т.е. оба эти ответа НЕ ПОЛНЫЕ, поэтому НЕ ВЕРНЫЕ.
Отношения растений, животных, грибов в природе изучает наука
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К частным биологическим методам исследования относится метод
Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование. А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический и т. д. Методы цитологии: микроскопия.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
---|---|
Определение числа хромосом в кариотипе | |
Статистический | Распространение признака в популяции |
Гибридологический — генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.
Цитогенетический — изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.
Близнецовый — метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака.
Генеалогический — изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.
Популяционно-статистический — определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.
Число хромосом в кариотипе определяют цитогенетическим методом. В качестве правильного ответа также может подойти цитологический метод, как более общий метод любых исследований клеток и тканей с помощью светового микроскопа, и который включает в себя цитогенетический метод.
Метод | Применение метода |
---|---|
ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (или цитологический) | Определение числа хромосом в кариотипе |
Статистический | Распространение признака в популяции |
Ответ: цитогенетический, ИЛИ цитологический.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
---|---|
Изучение строения клеток кожицы лука | |
Биохимический | определение уровня гемоглобина в крови |
Микроскопия – изучение морфологии клетки.
Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.
Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.
Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.
Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.
Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.
Изучение клеток кожицы лука проводят методом микроскопии. В качестве правильного ответа также может подойти цитологический метод, как более общий метод любых исследований клеток и тканей с помощью светового микроскопа, и который включает в себя метод микроскопии.
Метод | Применение метода |
---|---|
МИКРОСКОПИЯ | Изучение строения клеток кожицы лука |
Биохимический | определение уровня гемоглобина в крови |
Ответ: МИКРОСКОПИЯ, или ЦИТОЛОГИЧЕСКИЙ, или МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
---|---|
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки по плотности |
? | Изучение строения клетки листа герани |
Микроскопия – изучение морфологии клетки.
Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.
Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.
Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.
Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.
Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.
Изучение клеток кожицы лука проводят методом микроскопии. В качестве правильного ответа также может подойти цитологический метод, как более общий метод любых исследований клеток и тканей с помощью светового микроскопа, и который включает в себя метод микроскопии.
Метод | Применение метода |
---|---|
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки по плотности |
МИКРОСКОПИЯ | Изучение строения клеток листа герани |
Ответ: МИКРОСКОПИЯ, или ЦИТОЛОГИЧЕСКИЙ, или МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ
Генеалогический метод исследования использует наука
Генеалогический метод – это составление родословной, это метод генетики.
здесь ошибка!правильный ответ генеалогия,а под цифрой правильного ответа(2) написано генетика!
Ответ верный. Генеалогический один из методов генетики
Особенности процессов онтогенеза изучает наука
Эмбриология — это наука, изучающая развитие зародыша. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.
Онтогенез — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни. У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития.
Систематика – это наука о разнообразии организмов, определяющая их место в системе органического мира.
Селекция — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.
Здравствуйте, я считаю в этом задании есть ошибка, хотя и верного ответа я не вижу. Эмбриология изучает стадии от образования зиготы, оплодотворения и до рождения. А от рождения до смерти это постэмбриональное развитие, т.е. онтогенез. Поправьте, если я ошибся. Спасибо.
Развитие зароыша часть онтогенеза, поэтому из представленных выборов и выбираем этот ответ
Наталья, вот именно. ЧАСТЬ онтогенеза. Вопрос, на мой взгляд, некорректен, так как его постановка создает ощущение, что спрашивают о науке, изучающей особенности ВСЕХ процессов онтогенеза, а не только некоторой их части.
Данный вопрос решается «методом от противного» 🙂 Убираем те ответы, которые 100% не подходят. Остается один верный.
Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции
Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
Известно, что в растительных клетках присутствуют два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Учёному, для изучения их структуры, необходимо разделить эти два пигмента. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?
Целесообразно применить метод хроматографии. Метод основан на разной скорости движения веществ смеси через адсорбент в зависимости от их молекулярной массы.
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Вклад биотехнологии в медицину состоит в
1) изучении родословных человека для выявления наследственных заболеваний
2) синтезе гормонов человека в бактериальных клетках
3) использовании химического синтеза для получения лекарственных препаратов
4) культивировании штаммов бактерий и грибков для производства антибиотиков в промышленных масштабах
5) создании гибридных пород животных и сортов растений
На современном этапе развития биотехнологии большое внимание уделяется разработке подходов к созданию новых процессов в медицинской биотехнологии. Это различные методы модификации микроорганизмов, растений и животных, в т.ч. культивирование растительных клеток как источника получения новых веществ; конструирование молекул, нанотехнологии, компьютерное моделирование, биокаталитическая трансформация веществ и т.д.
Таким образом, в получении лекарственных препаратов, производимых биотехнологическим способом, можно выделить как бы два пула — новые соединения, получаемые с помощью биотехнологических процессов, комбинаторной химии, и новые мишени, которые идентифицируются в процессе изучения геномов. Это дает возможность отбирать молекулы, обладающие новыми биологическими и физиологическими свойствами, которые и будут выполнять роль лекарств.
Из нескольких тысяч открытых антибиотиков львиная доля принадлежит актиномицетам. Среди актиномицетов наибольший вклад вносит род Streptomyces, один только вид Streptomyces griseus синтезирует более пятидесяти антибиотиков. Антибиотики используются грибами и актиномицетами в конкурентной борьбе в естественной среде обитания. Человек применил эти соединения для терапии инфекционных и онкологических заболеваний.
Неверно что относится к объектам исследования биологии
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
Данный сюжет иллюстрирует метод — измерение. Он измеряет пульс.
Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств). Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
К основным методам биологии относятся: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений; эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов; метод, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы; исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.
Метод моделирования позволяет воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. В настоящее время активно используется метод компьютерного моделирования. Это дает возможность прогнозировать последствия природных и техногенных катастроф, направление смены экосистем, воздействие новых лекарственных препаратов на организм человека и т. д.
Абстрагирование — метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач.
Источники: Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс — ДРОФА; Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10−11 класс — ДРОФА.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
Ископаемые переходные формы организмов | |
Анатомия | Строение внутренних органов |
БИОЛОГИЯ — комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология — наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) — наука о бактериях.
Микология — наука о грибах.
Ботаника — наука о растениях.
Зоология — наука о животных.
Антропология — наука о человеке.
Палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия — наука о внутреннем строении организма.
Биофизика — наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия — наука о химических процессах в организме.
Генетика — наука о наследственности и изменчивости.
Гистология — наука о тканях организмов.
Иммунология — наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология — наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология — наука о внешнем строение организма.
Селекция — наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика — наука о разнообразии организмов.
Физиология — наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология — наука о клетке.
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ископаемые переходные формы изучает палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
? | наследование генов, отвечающих за окраску шерсти собак |
цитология | строение клеток эпителия собаки |
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Наследование генов, отвечающих за окраску собак, т.е. наследственность, изучает генетика.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
---|---|
Экология | Пищевые цепи |
Проведение нервного импульса |
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Проведение нервного импульса, как и другие процессы жизнедеятельности организма, изучает физиология.
Раздел биологии | Пример |
---|---|
Экология | Пищевые цепи |
ФИЗИОЛОГИЯ | Проведение нервного импульса |
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
---|---|
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
Строение поджелудочной железы |
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Строение поджелудочной железы, как и других органов, изучает анатомия.
Раздел биологии | Пример |
---|---|
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
АНАТОМИЯ | Строение поджелудочной железы |
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Выработку условного рефлекса, как и другие процессы жизнедеятельности организма, изучает физиология.
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
---|---|
Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета | |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Фагоцитарную теорию иммунитета, предложенную Мечниковым И.И., изучает, как и другие процессы жизнедеятельности организма, наука физиология. Иммунитет – способность организма защищаться от чужеродных тел – также является предметом изучения иммунологии.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
---|---|
ФИЗИОЛОГИЯ | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
Ответ: ФИЗИОЛОГИЯ, или ИММУНОЛОГИЯ
Фагоцитоз происходит на клеточном уровне. Вполне подойдёт и цитология. Думаю задание не корректно.
Задание корректное, спрашивается кем был Мечников → он был физиологом, поэтому и ответ «физиология»
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
Экология | Взаимодействие организмов в биогеоценозе |
? | Строение и функционирование клеток |
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Бинарная номенклатура для названий видов организмов, предложенная К. Линнеем, лежит в основе изучения разнообразия и классификации организмов – предмета изучения систематики.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
---|---|
Сезонные изменения в живой природе | |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
Метод исследования — это способ, с помощью которого изучают объекты, процессы, явления. Выделяют общие и частные методы.
Общие методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание, измерение, сравнение, обобщение, абстрагирование, моделирование, исторический. Используются всеми биологическими науками.
Частные методы: цитологические, генетические, физиологические и т.д. Особые методы исследования, характерные для конкретной биологической науки.
Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью общего метода наблюдения.
Метод | Применение метода |
---|---|
НАБЛЮДЕНИЕ | Сезонные изменения в живой природе |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |
Какая наука изучает биологическую систему — клетку?
Цитология — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Физиология —наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Процессы ассимиляции и диссимиляции.
Морфология — научная дисциплина, изучающая форму и строение организмов.
Бионика — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги. Проще говоря, бионика — это соединение биологии и техники.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
? | Строение тканей собаки |
Анатомия | Внутреннее строение собаки |
Гистология — раздел биологии, изучающий строение, жизнедеятельность и развитие тканей живых организмов.
Анатомия — раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела, организмов и их частей.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
? | влияние факторов окружающей среды на численность популяции животных лошади |
палеонтология | ископаемые останки животных |
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
экология | влияние факторов окружающей среды на численность популяции животных лошади |
палеонтология | ископаемые останки животных |
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
генетика | наследование генов, отвечающих за окраску лошади |
? | строение тела лошади |
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
генетика | наследование генов, отвечающих за окраску лошади |
анатомия морфология | строение тела лошади |
Ответ: анатомия ИЛИ морфология.
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме, —
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме — молекулярная биология.
Молекулярная биология изучает явления жизни на уровне макромолекул (главным образом белков и нуклеиновых кислот) в бесклеточных структурах (рибосомы и др. ), в вирусах, а также в клетках. Цель молекулярной биологии — установление роли и механизма функционирования этих макромолекул на основе знания их структуры и свойств.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Селекция — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов
Органическая химия — наука, изучающая соединения углерода с другими элементами (органические соединения), а также законы их превращений.
Науку, объектом которой являются процессы исторического развития органического мира, называют
3) эволюционное учение
4) молекулярная биология
Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях исторического развития живого мира.
Цитология — наука о клетке;
экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой;
Доклеточный уровень включает молекулы, которые входят в состав клеток, белки, жиры, углеводы, ДНК. Этим занимается молекулярная биология.
Гипотеза, предполагающая, что сходство некоторых мух с пчёлами защищает их от врагов, проверяется
1) наблюдением в естественной среде
3) описанием других авторов
4) сравнением строения мухи и пчелы
Гипотеза, предполагающая, что сходство некоторых мух с пчёлами защищает их от врагов, проверяется экспериментально
Можно ли считать простым совпадением то, что эти мухи отличаются от своих близких родичей-комнатных мух-и похожи на неродственных им пчел? Современные биологи усомнятся в этом и выдвинут гипотезу, что окраска этих мух возникла в процессе эволюции, поскольку сходство с пчелами давало им какое-то преимущество (изучением эволюции мы займемся в гл. 2). В чем может заключаться это преимущество?
Для того чтобы ответить на такой вопрос, нужны какие-то идеи или гипотезы, которые позволят объяснить сделанные наблюдения. Так, можно предположить, что сходство с пчелами защищает мух от поедания хищниками или же что оно позволяет мухам, обманув пчел, проникнуть в улей и полакомиться медом.
Следующий шаг состоит в том, чтобы разработать и провести эксперименты, которые позволят проверить выдвинутые гипотезы. Некоторые гипотезы для науки бесполезны, потому что их нельзя проверить. Например, гипотеза о том, что «хищники принимают безобидных мух за опасных пчел», не поддается проверке, так как вы не можете узнать, о чем думает то или иное животное. Но даже если гипотезу можно проверить, это обычно не удается сделать непосредственно; надо прежде придумать какое-нибудь вытекающее из нее и поддающееся проверке предсказание.
Допустим, что вы на основе своей первой гипотезы (о том, что окраска мухи защищает ее от хищников) делаете следующее предсказание: если данный хищник был ужален пчелами и научился не трогать их, то он не станет нападать на муху, которая выглядит как пчела. Это предсказание можно проверить.
Для проведения соответствующего эксперимента нужен хищник, питающийся насекомыми. Таким хищником может быть, например, жаба, которая ловит насекомых, летающих или ползающих поблизости от нее. Если в садок с «неопытной» жабой, ранее не встречавшейся с пчелами, выпустить этих насекомых, то она поймает несколько штук, поймет, что они жалят, и откажется от дальнейшей охоты. Если затем, поместив в садок муху, имеющую полосатую, черную с желтым, окраску, мы убедимся, что жаба откажется от этой мухи, то, следовательно, наша гипотеза, согласно которой сходство мухи с пчелой спасает ее от хищников, подтверждается.
Но, быть может, пчелы здесь совсем ни при чем. Быть может, жабы просто не едят полосатых мух. Чтобы проверить это, придется использовать еще одну «неопытную» жабу. Если окажется, что жаба охотно пожирает мух в черную и желтую полоску, то, значит, вы получили дополнительное подтверждение гипотезы о том, что преимущество полосатого наряда мухи объясняется его сходством с окраской пчелы.
Настоящий научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным экспериментом, который отличался бы от основного эксперимента одним (и только одним) фактором. В рассматриваемом здесь случае необходимо, чтобы обе используемые жабы практически не отличались друг от друга, т.е. принадлежали к одному виду, были одного пола, одного возраста и имели одинаковые размеры. Их следует содержать в одинаковых садках, при одинаковых условиях освещения, температуры, влажности и т.п. Единственное различие между ними должно состоять в том, что одна жаба до того, как ей предложат муху, уже имела возможность столкнуться с пчелой, а другой жабе такой случай не представился. Без контрольного эксперимента может возникнуть мысль, что жаба отказывается от полосатых мух по какой- то иной, не учтенной нами причине, например потому, что она не голодна, вы же делаете ошибочное заключение, что дело здесь в сходстве с пчелами. (Фактически вы можете провести еще один контрольный эксперимент, предложив первой жабе безобидную комнатную муху после того, как она откажется от полосатой мухи; это позволит проверить, действительно ли жаба сыта.)
Итак, вы провели хорошо поставленный научный эксперимент. Какие выводы вы можете сделать? Вернемся снова к гипотезе: «сходство мухи с пчелами защищает ее от хищников». Удалось ли вам доказать это? Нет; вы всего лишь показали, что одна жаба отказалась от полосатой мухи после того, как она научилась отказываться от пчел, тогда как другая жаба, никогда не имевшая дела с пчелами, поедала полосатых мух.
Исследователи не принимают результаты эксперимента до тех пор, пока не убедятся в их воспроизводимости. Возможность многократного воспроизведения результатов позволяет избежать ошибок. Достоверность результатов можно повысить, если многократно повторить эксперимент, используя большое число жаб и в точности воспроизводя те же условия. Сколько следует использовать жаб? Чем больше, тем лучше, но было бы непрактично (и утомительно) проводить эксперимент на всех жабах земного шара. На самом деле существуют статистические методы, позволяющие определить, насколько «надежны» результаты при данной величине выборки.
Вы можете также подвергнуть проверке предсказание о том, что окраска мух отпугивает «знакомых с пчелами» хищников; для этого следует проделать дополнительные эксперименты, используя вместо жаб лягушек, птиц, ящериц и других хищников, питающихся насекомыми. Чем больше альтернативных гипотез вам удастся опровергнуть и чем большее число разных хищников откажется от полосатых мух после близкого знакомства с пчелами, тем убедительнее вы докажете правильность своей гипотезы.
Гипотеза, подтвержденная многочисленными и разнообразными данными, полученными в результате воспроизводимых экспериментов, обычно считается теорией и в конце концов рассматривается как научно установленный «факт».
П. КЕМП, К. АРМС. Введение в биологию. Информация о книге. / П. КЕМП, К. АРМС. Введение в биологию. Раздел 1