неверно что мотивы присутствуют в повести очарованный странник
Литература. 10 класс
Конспект урока
Урок № 27. Тема странничества в повести «Очарованный странник» и в истории
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Композиция повести предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.
Праведник — человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали; человек, придерживающийся заповедей, предписаний какой-либо религии; человек, святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях.
Странник — странствующий человек, путешественник, не имеющий определённой цели своего путешествия.
Основная литература по теме урока
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. 368 c.
Дополнительная литература по теме урока
Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-10 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. 278 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Художник слова, Николай Семёнович Лесков, в своих произведениях описывает важные вехи истории страны, передаёт черты русской культуры и самобытности народа. В повести «Очарованный странник» автор показывает человека, в котором сочетаются качества обычных людей и самоотверженных, высоконравственных героев.
Ивана Северьяновича Флягина, который был дворовым, а затем беглым, пленником, солдатом, монахом, сравнивают с былинным героем Ильёй Муромцем: «Это был (человек) огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…».
«Но при всём этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нём человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держится смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…», — таким изображён Иван Флягин в молодости.
У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя, это связано с разными событиями: «Голован» — прозвище в детстве и юности; «Иван» — так зовут его татары; под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. Он становится иноком, зовётся отцом Измаилом.
Неуёмная энергия толкает Флягина на безрассудные поступки. Он виновен в гибели людей: Грушеньки, татарина, старого монаха, который потом будет являться Ивану во снах: «А вот тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы». Герой осуждает себя: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник…». Флягин совершает в своей жизни множество неблаговидных поступков, но под конец раскаивается.
Тема странничества заявлена автором в самом названии повести и словно даёт отсылку к фольклору, к древней культуре России. Флягин идёт по своей земле. Он путешествует по разным местам: Подмосковье, Карела, Орловщина, Пенза, Николаев, Астрахань, Кавказ, Петербург, Соловецкие острова. На своём пути он знакомится с разными людьми. Так, по замыслу автора, Иван Северьяныч пытается найти своё место в жизни и ответить на вопрос «Зачем я пришёл в этот мир?». А мотив пути, за которым душевная неугомонность, поиски правды, внутренняя борьба и вера в Бога, помогает определить, что нужно-то жить по совести и соблюдать заповеди. Так о нём говорят: «. знаешь ли ты, что ты моленый сын? …а знаешь ли ты, что ты ещё и Богу обещанный?».
Ивана Флягина можно отнести к героям-правдоискателям. Все события, которые с ним происходят, помогают ему преобразиться, понять, что он теперь обязан помогать страждущему, любить ближнего своего, как самого себя. Так он говорит: «. дух одолевает. Всё своё внушает: «Ополчайся». Мне за народ очень помереть хочется».
Праведник Лескова — большей частью человек невысокого звания, который живёт среди людей, скромный, незаметный, чистый душой.
Тема праведничества встречается в рассказе «Матрёнин двор» Александра Солженицына. Образ Матрёны представляет всю православную Русь, которая под ударами судьбы будет стоять, «пока есть праведники на земле её». Автор пишет: «. выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. Не гналась она за обзаводом. Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Многие писатели и поэты обращаются к этой теме в своих произведениях: самыми известными являются «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева; «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. И каждый литератор предложил свой образ странника: у Некрасова это правдоискатель; у Гоголя — авантюрист; у Лермонтова — скиталец-изгнанник.
В стихотворении «Странник» Александра Сергеевича Пушкина герой — «духовный труженик», который понимает быстротечность человеческой жизни. Лермонтовские «тучки небесные, вечные странники» являются отголоском жизненного пути самого автора. А путешествия Печорина из романа «Герой нашего времени» символизируют неустроенность его жизни, поиски истинного смысла бытия. Образ странствующего героя позволил Николаю Васильевичу Гоголю показать в своём романе «Мёртвые души» «всю Русь»:чиновничью, помещичью, народную. Вместе с Чичиковым читатель посещает дворянские усадьбы: наблюдает нравы, царящие в конторах, убеждается в том, как тяжело живётся крепостным. Герои Некрасова отправляются странствовать в поисках ответа на вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?». Мужики-правдоискатели олицетворяют русский народ, стремящийся к истине.
Также большое количество стихотворений, в которых затрагивается эта тема, есть у Сергея Есенина. Например, в ранних «Шёл господь пытать людей в любови», «По дороге идут богомолки» мотив дороги тесно связан с образом странствующего монаха, монашки, богомольца. Богомолки идут на канон туда, где на вратах надпись: «Успокою грядущих ко мне». Они идут помолиться, посмотреть, счастливы ли люди на земле, и сам лирический герой, двойник поэта, выходит в путь «смиренным иноком иль белобрысым босяком»:
«Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой».
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
Сколько лет Ивану Флягину?
48 лет
52 года
54 года
60 лет
Правильный вариант / варианты:
52 года
Подсказка: «. Я уже стар: пятьдесят третий год живу…».
Кем по профессии был отец Ивана Флягина?
Правильный ответ: кучер.
Обратимся к тексту. Так Иван Флягин говорил об отце: «Мой родитель был кучер Северьян. ».
Анализ повести «Очарованный странник» (Н.С. Лесков)
Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.
История создания
Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.
Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.
Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев.
Жанр и направление
Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее.
Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.
Композиция
Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования.
Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику.
Смысл названия
Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей.
У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании».
Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.
Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.
Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:
Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым.
Проблемы
Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:
Основная идея
Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.
Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям.
Чему учит?
Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.
Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.
Критика
Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:
«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6)
А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:
«…Михаил Никифорович* после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сергии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.)
Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:
Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем оконченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кончается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.)
Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:
«В русской жизни, растекающейся на огромные пространства, с различною природою и различными народностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… …Лесков, с его впечатлительностью и отзывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… … распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлекательно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.)
«Очарованный странник»: краткое содержание и анализ
«Очарованный странник»: YouTube/CinemaUssr teatr
Писатель Николай Лесков любил экспериментировать с литературными формами. Результатом одного из таких таких экспериментов стало произведение «Очарованный странник». Краткое содержание повести даст понять, чем особенно авторское повествование и какие темы стремился затронуть Лесков в своем творчестве.
«Очарованный странник»: краткое содержание
«Очарованный странник» Лескова — непростое для восприятия произведение. Чтобы понять авторскую задумку и хорошо подготовиться к уроку литературы, предлагаем краткий пересказ повести:
Николай Лесков: «Очарованный странник» вкратце
Путешественники, среди которых был и рассказчик, находятся на пароходе. В разговоре всеобщее внимание привлекает один из пассажиров — монах, отслуживший в армии. Спутники заинтересовались и уговорили его рассказать свою историю.
Иван Флягин начал рассказ со своего детства:
Однажды мальчик стегнул кнутом монаха, тот попал под копыта лошадей и погиб. Ночью он явился Ивану во сне и рассказал: мать обещала своего сына Богу, поэтому он должен идти в чернецы. Юноша не принял слова монаха всерьез, но вскоре с ним стали происходить странные вещи:
«Очарованный странник» кратко: скитания главного героя
В Николаеве Ивана нанял барин-поляк, чтобы нянчить его маленькую дочь. Ее мать сбежала с другим. Юноша привязался к девочке, носил ее к лиману.
Но однажды задремал, а когда проснулся, то заметил возле младенца женщину. Это была мать девочки. Она хотела забрать ребенка, предлагала деньги, но Иван отказал.
Однажды приезжал ее новый муж, офицер: тоже хотел заплатить за ребенка и даже подрался. Не сразу, но Иван все же сжалился над матерью. Ему пришлось уехать с ними в Пензу.
Кадр из фильма «Очарованный странник»: YouTube/Путь и Истина и Жизнь
Без паспорта оставаться в доме офицера было нельзя, герой ушел в степь и попал к татарам. Чтобы не убежал, они надрезали на пятках кожу, набили туда конских волос и зашили обратно. Герой прожил в степи больше десяти лет:
К татарам часто заезжали странники, пытались обратить в свою веру. Были среди них и христиане, но они не хотели помогать Ивану. А однажды пришли двое, чтобы купить лошадей. Они стали пугать местных своим огненным богом и запускать фейерверки. Иван увидел, как татары испугались, и сам стал пускать фейерверки.
Долгий путь к праведности
Однажды на ярмарке Иван помогал людям выбрать хороших лошадей. То, как герой это делал, привлекло внимание князя, и тот взял героя к себе на службу.
Иван верно служил ему три года, стерег казенные деньги. Как-то раз князь уехал на ярмарку продавать любимую кобылицу Ивана. От грусти герой связался с незнакомцем и запил, но все время проверял, на месте ли деньги. Тем вечером героя очаровала певица-цыганка Груша, и он потратил все деньги на нее.
Сначала князь рассердился, но потом выкупил Грушу из табора. Она близко сдружилась с Иваном и полюбила князя, но тот постепенно становился все холоднее. Все усугубилось, когда девушка забеременела. Цыганка подозревала, что у князя в городе есть любовница, и отправила Ивана проверить.
Кадр из фильма «Очарованный странник»: YouTube/Путь и Истина и Жизнь
Иван направился к секретарской дочке, бывшей возлюбленной князя, и подслушал их разговор:
Иван сломя голову бежал от места смерти Груши. По пути он встретил печального старика — его сына хотели забрать в рекруты. Иван решил пойти в войско вместо парня. Пятнадцать лет воевал на Кавказе, за отличную службу его отправили в Петербург в отставку. Иван пробовал и в адресном столе служить, и с труппой выступать, но все не задавалось. Тогда он ушел на послушание в монастырь.
«Очарованный странник»: анализ произведения
Понять авторский замысел, представленный в запутанном сюжете повести, поможет ее анализ. «Очарованный странник» — необычное во всех смыслах произведение. Его особенности рассмотрим ниже:
История написания
Подобраться к основной мысли произведения поможет его история создания. «Очарованный странник» был задуман как повесть о богатыре, у которого нет дома, но есть моральный стержень. Эта идея посетила Лескова, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. В этом месте обитали многие монахи, атмосфера там царила особенная, возвышенная.
Николай Лесков: Wikipedia/В. А. Серов
Вот еще несколько фактов о том, как создавалось произведение:
«Очарованный странник»: жанр и композиция
Произведение «Очарованный странник» Лесков определял как рассказ, хотя большой объем и сложная сюжетная линия указывают на то, что это скорее повесть. Однако произведение выходит за рамки привычной классификации и сочетает в себе особенности разных жанров:
Более того, повесть написана от лица главного героя: автор передает манеру разговорной речи Ивана, читатель слушает историю из первых уст.
Композиционно повесть состоит из двадцати глав. Авторское повествование сложно назвать классическим: оно раскрывает не те события, которые важны для развития сюжета, а случайные воспоминания главного героя, о которых он посчитал нужным рассказать.
Кадр из фильма «Очарованный странник»: YouTube/Путь и Истина и Жизнь
Тема и проблематика
Лесков изобразил жизнь людей, какой она была в 1820–1830-х годах, поэтому в повести раскрыт целый спектр житейских вопросов. Однако есть главные идеи философского характера:
Тема религии и праведности
В повести «Очарованный странник» герои часто руководствуются верой и религией. Но на примере главного героя Лесков показывает, что истинная праведность — это не слепое следование церковной догматике. Праведным он называет того, кто многое пережил и совершал ошибки, но сумел осознать их и искренне раскаялся.
Тема предназначения человека
Яркая характеристика Ивана Флягина изложена в эпизоде, в котором он скучает по дому: его не радуют ни дети, ни жены. Герой прошел долгий путь, многое повидал и попробовал, но нигде не смог задержаться. Однако Лесков показывает, что рано или поздно судьба приводит человека к его предназначению.
Подобное произведение может показаться сложным для детей школьного возраста. Но краткий анализ поможет выделить основные посылы и станет подспорьем для собственных размышлений.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Н. С. Лесков «Очарованный странник»: анализ
История создания произведения
Замысел «Очарованного странника» появился у Н.С. Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Начинает свое произведение писатель в 1872 году, а в 1873 году под названием «Черноземный Телемак» заканчивает и неуспешно пытается опубликоваться в «Русском вестнике». Позже Н.С. Лесков меняет название на «Очарованный странник» и публикуется в «Русском мире» в том же 1873 году.
Повесть «Очарованный странник» повествует о событиях 1820-1830-х годов. Она включает в себя одну сюжетную линию, связанную со странствиями Ивана Флягина. На протяжении всего повествования главный герой проходит жизненные испытания, а в финале произведения уходит в монастырь, где и обретает душевное спокойствие, очистившись от прошлых грехов.
Свою повесть автор посвящает знакомому генералу С.Е. Кушелеву, у которого и была впервые прочитана повесть.
Жанр произведения
Жанровая специфика «Очарованного странника» необычна. Принято считать, что произведение Н.С. Лескова – повесть, хотя при первых публикациях оно называлось рассказом.
Помимо этого, «Очарованный странник» включает в себя признаки приключенческого романа, который предполагает странствия персонажа, выделяющегося своими внешними и внутренними качествами, и динамичность сюжета.
Есть в произведении элементы жития, связанные со скитаниями и хождениями главного героя. Сюда также относятся мистические элементы, сновидения.
Наблюдается и связь «Очарованного странника» с притчевой формой повествования. Автор делает отсылку к притче о блудном сыне, тем самым поднимая вечные общечеловеческие вопросы.
Название произведения и его смысл
Слово «странник» говорит о тех странствиях, которые выпали на судьбу главного героя. Он путешествует и ищет правильный путь не только на земле, но и в собственном душевном мире.
Слово «очарованный» говорит о том, что герой обладает способностью восхищаться окружающим миром и очаровываться им. Второе значение этого слова заключается в том, что странник будто кем-то зачарован, поэтому все его путешествия связаны с предопределением судьбы.
От чьего лица ведётся повествование?
Н.С. Лесков использует сказовую форму повествования. Рассказ о жизни странника ведется от лица нескольких повествователей. Это рассказчик и сам главный герой произведения.
Такая форма является средством характеристики образа центрального персонажа, так как речь рассказчика и Ивана Флягина отличается друг от друга, позволяя увидеть особенности стиля главного героя.
В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.
Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.
Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.
Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.
Проблемы
Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.
Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.
Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.
Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.
Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.
Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.
Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.
Характеристики героев
Иван Флягин
Груша
Князь
Граф К.
Второстепенный персонаж, хозяин Ивана Флягина во младенчестве. Однажды Иван спас его с супругой от смерти, когда лошади внезапно понесли с обрыва. За это граф предложил выполнение любой просьбы, и Иван выбрал гармонь, которую украли на следующий день. После того, как Иван отрубил хвост любимой кошке графини, граф выгнал его из конюшни и заставил мостить дороги.
Композиция произведения
Повесть включает в себя 20 глав, которые объединены единым образом Ивана Флягина.
Композиционной особенностью является наличие «рассказа в рассказе». Это позволяет использовать различную лексику и разные стили повествования.