неверно что к задачам бюджетирования относится
Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория
Статья будет полезна тем, кто планирует начать работать с бюджетированием, так как в ней рассмотрены основные понятия: бюджет, бюджетирование, бюджетное планирование, ЦФО и прочие.
При написании статьи использовался теоретический материал из следующих источников:
Бюджетирование (бюджетное управление) – это делегирование финансовой ответственности с помощью системы бюджетов.
Например, если на предприятии внедрена подсистема «Бюджетирование», но фактически делегирование финансовой ответственности отсутствует, то предприятие применяет бюджетное планирование, а не бюджетирование.
Бюджет – это план, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов или других финансово-экономических показателей.
Структура практически любого бюджета может быть схематично представлена в виде:
Статьи бюджетов – составные части бюджетов, являющиеся единицей планирования и учета хозяйственных операций одного типа.
У любого бюджета есть период (бюджетный период), который зависит от размера и специфики предприятия. При определении бюджетного периода нужно помнить о принципе приоритета стратегических целей предприятия над его текущей деятельностью.
Недостаточно планировать финансовую эффективность только в краткосрочной перспективе (1-3 месяца), необходимо еще и долгосрочное планирование (1-3 года). Наиболее оптимально использовать несколько планов одновременно, которые имеют разный бюджетный период (горизонт планирования), например, месячный, квартальный, годовой и т.д.
Бюджетным циклом называют период времени от начала первой стадии бюджетного процесса (составления бюджетов) до окончания третьей (план-факт анализа исполнения бюджетов)
Важным этапом внедрения бюджетирования на предприятии является формирование финансовой структуры предприятия. Здесь основополагающее понятие – центр финансовой ответственности (ЦФО).
ЦФО – сегмент внутри предприятия (структурное подразделение, группа подразделений или бизнес), отвечающий за достижение определенных финансовых показателей, которые подчинены финансовым целям предприятия. Руководитель ЦФО наделен обязанностями, полномочиями и ресурсами для достижения показателей ЦФО.
При внедрении бюджетирования необходимо определить состав и иерархию центров финансовой ответственности (ЦФО). Для этого существует несколько способов, сравнительная характеристика которых представлена в таблице:
Существует деление центров финансовой ответственности по видам:
В 1С:УПП 1.3 финансовая структура компании находится в справочнике «Подразделения»:
От выбранной финансовой структуры предприятия зависит, какие виды бюджетов будут использоваться, регламент их подготовки, утверждения, исполнения и контроля.
При постановке бюджетного управления предприятию необходимо:
Считается, что универсальная модель бюджетирования может быть применена на любом предприятии, однако это не совсем так, данную модель необходимо адаптировать под специфику предприятия.
Универсальная модель бюджетов:
1С: Управление производственным предприятием (1С: УПП 1.3) позволяет:
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Планирование бюджета на 2022 год
Для начала определим, что бюджетом считается расчетная и ограничительная смета доходов и расходов на определенный период.
Планирование бюджета является важным и обязательным инструментом организации, оно позволяет успешно регулировать будущую деятельность предприятия.
Этапы бюджетирования:
Бюджетирование в компании
По сути, этот процесс объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов. Сюда же можно отнести управление и контроль за выполнением бюджетных показателей.
Все эти необходимые для планирование операции вы можете легко выполнить в программе БИТ.ФИНАНС.
При составлении бюджета можно выделить следующие шаги:
Главные функции бюджета:
Чтобы контролировать исполнение бюджетов, применяют двухуровневую систему:
Для того, чтобы провести контроль, необходимо подготовить отчеты по анализу и обоснованию отклонений по факту от бюджетных. Кроме того, рассчитать основные финансовые показатели в случае их изменения в зависимости от отклонений:
В решении БИТ.ФИНАНС есть возможность оценивать и контролировать текущее финансовое положение компании в любой момент времени.
Виды бюджета в компании
Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы всего предприятия.
Когда вы составляете основной бюджет, то создаются:
Обычно общий бюджет состоит из: операционного и финансового бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям. В свою очередь он состоит из бюджетов:
Сформируйте отчетность с любыми финансовыми показателями и разрезами: по контрагентам, договорам, статьям, проектам, ЦФО и т.д.
Финансовый бюджет состоит из:
Рекомендуется также кроме указанных бюджетов подготовить следующие документы:
Этапы составления бюджета
Работа по составлению бюджета состоит из следующих моментов:
Важно! Бюджет продаж является главным этапом всего процесса бюджетирования.
Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.
Доходная часть прогнозируется на основе плана продаж и плана денежных поступлений из прочих источников.
Расходная часть бюджета ДДС прогнозируется на основе:
Обратите внимание! В решении БИТ.ФИНАНС реализовано формирование БДДС и план-фактного анализа. Пользователю доступны все необходимые и актуальные отчеты.
Для того, чтобы планирование бюджета было легким и точным, планируйте в программе БитФинанс,
Если у вас есть вопросы по планированию бюджета в программе БИТ.ФИНАНС, свяжитесь с нашими менеджерами.
Построение бюджетирования на предприятии
Для чего предназначено бюджетирование?
Бюджетом называют совокупность расходов и доходов. В каждой компании, и небольшой, и очень развитой, необходимо учитывать доходы и расходы, чтобы на их основе планировать деятельность. В этом и заключается смысл бюджетирования. Переоценить его невозможно, ведь от него зависит работа всей компании.
В компании бюджетирование выполняет такие задачи:
Основные аспекты для эффективного ведения бюджетирования
Организация бюджетирования включает в себя большое количество мер, связанных с повышением эффективности контроля доходов и расходов. В каждой фирме существуют задачи, которые нужно разрешать через внедрение механизма общего контроля денег. Но есть и основные функции, актуальные практически для каждой компании.
Основные задачи бюджетирования:
Речь идёт о совокупности функций, целью которых стоит повышение прибыли компании и общей эффективности её работы. Такая система помогает быстрее достигать нужных целей. Важно, что она редко возникает спонтанно при разработке её руководством, она формируется постепенно соответственно особенностям и целям фирмы.
Анализируя проходящую в настоящее время деятельность, можно формировать направление движения фирмы как на микро, так и на макроуровне. Решается множество задач, при необходимости меняющих внутреннее устройство фирмы с целью улучшения её положения относительно ближайших конкурентов.
По определённым показателям за конкретную часть времени можно оценить, насколько эффективно компания работала в те или иные промежутки времени, определить, что конкретно необходимо дорабатывать и улучшать.
Оценивается эффективность работы всех менеджеров на всех уровнях. Каждый имеющийся в смете параметр определяет уровень квалификации того или иного человека и даёт возможность координировать действия всех сотрудников. Если показатели низкие, людей необходимо мотивировать. Чётко установленные простые задачи по нужным статьям доходов и расходов дадут возможность быстрее устранять проблемы.
Также в бюджетирование входит и улучшение взаимопонимания между сотрудниками на разных уровнях. Общие задачи и решаться должны совместно, таким образом коллектив становится более сплочённым и цели всей фирмы реализовываются быстрее и эффективнее.
Все подразделения должны информироваться о важных изменениях и текущих заданиях как можно более быстро.
Отдельный этап планирования, распределения доходов и затрат называют бюджетным циклом. Один цикл состоит из планирования, на котором изучаются имеющиеся показатели и составляется план для дальнейшего исполнения, реализации, во время которой ранее продуманный план приводится в исполнение (на этом этапе, как правило, следует чётко придерживаться намеченного плана, корректируя его лишь при крайней необходимости), и завершения, где сравниваются целевые показатели и достигнутые, соответственно, чему определяется эффективность работы компании.
Разумеется, выполнение стольких задач самостоятельно даже самым опытным руководителем не эффективно и не рационально, крайне ресурсозатратно и не исключает множества ошибок. Время сотрудников тоже могло бы расходоваться на другие цели.
Версия Управленческий учёт включает все необходимые возможности от версий Проф и Стандарт, а, помимо этого, помогает реализовать в рамках одной системы различные виды учёта соответственно единым изначальным документам. Это основывается на пяти главных планах счетов и уникальных механизмах настройки выполняемых операций.
Задачи, которые успешно решает использование Бит.Финанс:
БИТ.Финанс может построить следующие отчёты:
Чтобы заказать программу Бит.Финанс достаточно оставить заявку на нашем сайте. Наш специалист свяжется с вами для обсуждения оптимального варианта для вашего бизнеса.
Бюджетирование в 1С
Бюджетирование – это неотъемлемая часть процесса управления любой компании. Каждый финдиректор и/или руководитель анализирует доходы с расходами, подсчитывает планируемые остатки денежных средств, планирует затраты и принимает решение об эффективности расходов. Каждый из этих моментов считается элементом бюджетирования.
Что такое бюджетирование?
На самом деле определений бюджетированию довольно много. Мы собрали для вас самые основные моменты, которые раскрывают суть бюджетирования:
это процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
бюджетное управление, то есть планирование будущей деятельности предприятия и подготовки управленческих решений на основе анализа отклонений фактических показателей от плановых.
это практическая реализация в информационной системе концепции и методологии бюджетного планирования предприятия.
это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых и/или натуральных показателях на определенный промежуток времени.
Итак, подведем итог:
Бюджетирование – процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением.
Единого подхода к определению задач бюджетирования нет. Но, так или иначе, все сходятся на основном их перечне.
К числу основных задач бюджетирования относятся:
обеспечение текущего планирования;
обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
обоснование затрат предприятия;
создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
исполнение требований законов и контрактов.
При этом главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности.
Задачи определяют методы достижения целей. Другими словами цель – конечный результат деятельности, задачи – необходимые этапы достижения целей.
Таким образом, необходимость использования системы бюджетирования – обеспечение предсказуемости и управляемости работы предприятия.
Существуют разные классификации видов бюджетов компаний. Группируются они в зависимости от конкретных целей классификации.
Предлагаем пользоваться наиболее простой и понятной классификацией финансовых (итоговых) бюджетов предприятия:
бюджет доходов и расходов (БДР);
бюджет движения денежных средств (БДДС);
прогнозный баланс – бюджет по балансовому листу (ББЛ).
Это основные бюджеты, которые и образуют бюджетный процесс. Все остальные бюджеты необходимы для составления этих трех основных бюджетов и служат источниками информации для них.
Рассмотрим итоговые формы бюджетного процесса более подробно.
Бюджет доходов и расходов (БДР – прогнозный отчет о прибылях и убытках)
Здесь рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов.
Важнейший результат этой формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.
Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.
Состав статей БДР определяется в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.
Бюджет движения денежных средств (БДДС)
Он строится с учетом налога на добавленную стоимость и, по сути, отражает именно денежные потоки предприятия.
Второе отличие БДДС от БДР состоит в том, что затраты и доходы в бюджете движения денежных средств отражаются по оплате, а бюджет доходов и расходов отражает отгрузку продукции и списание затрат.
Третье отличие выражается различиями в структуре самих бюджетов. Некоторые статьи отражаются только в БДР и не отражаются в БДДС и наоборот.
Итоговая форма бюджетирования – прогнозный баланс
Позволяет прогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса:
кредиторская задолженность и др.
Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:
где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);
П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);
Сн — начальное сальдо (из отчетности);
Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);
Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).
Важнейший результат данной формы – оценка величины активов (средств предприятия) и пассивов (источников их образования), а также определение прогнозных величин дебиторской и кредиторской задолженности.
Обратите внимание, что все бюджеты компании должны составляться с использованием финансовой модели бюджетирования. Поэтому мы рекомендуем автоматизировать все процессы бюджетирования вашего предприятия.
Бюджетирование в 1С помогает эффективно управлять финансами. Вам будут доступны контроль исполнения и корректировка бюджетов, план-фактный и факторный анализы.
Решения содержат в себе подробный механизм для всех процессов бюджетирования:
Постановка целей предприятия и бизнес-планирование
Планирование бюджета предприятия
Учет фактических операций в разрезе ЦФУ, статей, бюджетов по периодам
Мониторинг и анализ исполнения бюджета
Проверка расходов на соответствие бюджету
Корректировка и актуализация бюджета.
Анализ план-фактных отклонений
Выявление причин, для принятия управленческих решений
Особо важным этапом является выбор программного продукта, поскольку от его грамотного и эффективного использования в целом зависит успешность внедрения автоматизации учета.
БИТ.ФИНАНС
Программное обеспечение интегрируется с продуктами компании 1С и позволяет автоматизировать различные процессы, в том числе:
контроль исполнения договоров;
формирование отчетности по МСФО;
контроль движения денежных средств;
консолидацию отчетности группы компаний.
Достоинствами использования БИТ.ФИНАНС считаются многосценарное планирование бюджета компании, ведение учета по международным стандартам параллельно с российскими, консолидация корпоративной отчетности в единой информационной среде, формирование отчетов с различными финансовыми показателями.
БИТ.ФИНАНС предпочтительнее использовать большим корпорациям и группам компаний, поскольку программа может обрабатывать и анализировать большой объем информации. Кроме того, БИТ.ФИНАНС имеет несколько конфигураций, учитывающих требования конкретных пользователей, к примеру, «Управленческий учет» для бухгалтерии, комплексной автоматизации, управления производственным предприятием, строительства.
Решение для оперативного планирования, согласования и контроля платежей
Обратитесь к специалистам Первого Бита по телефону в своем городе. Вам подберут самое выгодное и удобное решение для автоматизации бюджетирования.
Бюджетирование деятельности предприятия: цели, задачи и основные принципы
Есть вопросы, на которые не может ответить ни оперативный учет, ни регламентированный бухгалтерский. Например, почему отчеты показывают прибыль, а денег по факту нет? Как не задерживать выплаты поставщикам и сотрудникам? Может ли компания вложиться в новое направление? И что делать, если вдруг подскочит курс доллара или объем заказов снизится вдвое? Получить полную финансовую картину и ответить на эти вопросы поможет только бюджетирование деятельности предприятия.
Как внедряется бюджетирование в организации и какие ошибки при этом часто допускают менеджеры, мы разбирали ранее. В этой статье вы узнаете, что собой представляет бюджетирование и какие задачи выполняет в компании.
Что такое бюджетирование финансовой деятельности предприятия
Бюджетирование — это эффективный управленческий инструмент, которым пользуются финансовые директора и экономические службы для эффективного управления финансами компании.
Само понятие бюджетирования очень объемное и включает в себя несколько составляющих:
Финансовое бюджетирование на предприятиях — это не просто хранилище плановых данных, а целый процесс составления финансовых планов и смет, контроль за их исполнением и управленческая технология одновременно. В первую очередь бюджетирование необходимо руководителям и собственникам, чтобы финансово обосновать свои решения и повысить конкурентоспособность бизнеса на рынке.
Бюджетирование помогает оценить финансовую устойчивость бизнеса и прибыльность отдельных его направлений. Составляют бюджет все подразделения компании по общим принципам и правилам. Вместе с бюджетами на будущий период обычно составляются отчеты об исполнении предыдущих. Что позволяет увидеть, достигла ли компания поставленных целей, и вовремя скорректировать планы.
Цель и задачи бюджетирования в организации
Цель бюджетирования на каждом предприятии может быть своя. И будет зависеть для кого или чего составляется бюджет: для всей организации или только для отдельных ее подразделений.
Общие цели бюджетирования, конечно, существуют. К ним можно отнести координацию работы менеджеров, оценку эффективности работы предприятия и общее финансовое планирование операций.
Посмотрим, как это выглядит на практике.
Часто менеджеры используют бюджетирование, чтобы спланировать развитие бизнеса, выявить возможности и объекты инвестиций, а также определить их стоимости.
Например, сеть ресторанов быстрого питания планирует расширить возможности франшизы для партнеров. Менеджерам нужно создать такую систему бюджетирования, которая покажет, какие бизнес-процессы необходимо для этого улучшить, во сколько обойдется обучение, маркетинг, закупка оборудования и пр.
Система бюджетирования объединяет усилия менеджеров по достижению общей цели и мотивирует их оптимизировать затраты весь финансовый год. Также бюджетирование учит руководителей договариваться между собой и разумно распределять средства компании.
Например, руководитель отдела логистики использовал весь бюджет заработной платы для нужд собственного отдела, из-за чего менеджер по производству не смог нанять новых сотрудников.
Это одна из основных целей бюджетирования в организации. Система бюджетов позволяет распределить ограниченный объем средств и активов на различные нужды компании в течение года. А также подстраховаться и отложить средства на случай форс-мажора и непредвиденные трудности на предприятии.
Бюджетирование позволяет отследить, насколько эффективно компания работает в рамках выделенных ресурсов. Это может быть анализ расходов рекламного бюджета или оценка работы отдельных сотрудников по финансовым показателям.
Задачи бюджетирования в организации во многом перекликаются с целями. Сюда входит:
Рис. 1. Задачи бюджетирования
Главная цель бюджетирования в организации — обеспечить предсказуемость и управляемость работы всего бизнеса. А задачи, по-сути, уже определяют методы и этапы достижения поставленных целей. Что касается методов бюджетирования, их также существует несколько. Какой из них выбрать, можно узнать на бесплатном вебинаре «Инкрементальное бюджетирование VS Бюджетирование с нуля».
Принципы бюджетирования на предприятии
Основная причина, почему во многих компаниях не «прижилось» бюджетирование заключается в том, что при его разработке не были учтены определенные принципы. Их на самом деле не много, но они должны обязательно соблюдаться при разработке бюджетов.
Рис. 2. Основные принципы бюджетирования на предприятии
Посмотрим на примерах базовые принципы бюджетирования.
Например, компания составила стратегию на 5 лет и утверждает бюджет для достижения поставленной цели на 4 квартала. Бюджет будет пересматриваться по окончанию каждого квартала и снова продлеваться на 4 квартала.
Все утвержденные бюджеты нужно исполнить, используя систему поощрений и наказаний. Но если в компании случилась непредвиденная ситуация, форс-мажор, то должна быть предусмотрена возможность оперативного пересмотра бюджета.
Учет расходов «до копейки» необходим, чтобы видеть, куда уходят деньги компании, а менеджеры не смогли «нажиться» за ее счет. Расписать бюджеты можно по неделям, месяцам или даже по банковским дням (например, финансовый план движения денежных средств).
Финансовую структуру нужно создать еще до начала постановки бюджетирования. Для этого необходимо выделить центры учета (отделы или подразделения компании). Так компания поймет, кто участвует в сборе информации и сможет составить график утверждения бюджетов для каждого отдела.
Специалист по бюджетированию должен иметь доступ ко всем бюджетам на предприятии. Хорошо, если учетные центры автоматизировали процесс и ведут бюджеты в специальных программах или таблицах Excel с открытым доступом. Это помогает добиться «прозрачности» данных и пристальнее следить за работой менеджеров.
В итоге, что дает система бюджетирования компании при правильной ее организации? Она экономит ресурсы предприятия, упрощает документооборот, выявляет неиспользуемые активы и возможности, а также согласовывает работу подразделений и менеджеров между собой. И главное — бюджетирование делает более прозрачной экономическую деятельность организации, защищает бизнес от непредвиденных убытков и повышает его рентабельность.
Хотите разобраться в механизме построения системы бюджетирования в компании? Пройдите онлайн-тренинг «Практика бюджетирования в компании: от составления до контроля за исполнением», чтобы научиться управлять денежными потоками компании и стать экспертом-практиком по организации бюджетирования на предприятии!