неверно что г айзенк выделил интеллект
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка
Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, – это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не «материальны», они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вытекает из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей».
Такое объединение продемонстрировано на схеме:
Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Д. Векслер утверждает, что «любое работающее определение интеллекта должно в основе своей быть биологическим».
Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (g). Другими словами, перефразируя Боринга, то, что измеряется тестами интеллекта, есть не что иное как психометрический интеллект.
Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.
Тест Айзенка
— тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. На данный момент известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.
Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.
Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.
Первые пять тестов Айзенка довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.
Для тех людей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, Айзенком разработаны три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей.
Кроме того, Г. Айзенк разработал несколько тестов под шутливым названием «разминка для интеллектуалов», так как многие говорили о том, что задания в обычных тестах на IQ слишком просты.
Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 обычно квалифицируется как умственная отсталость.
Но в этих тестах не учитывается состояние человека, в котором он отвечает на вопросы. Допустим, если человек в депрессии, то количество правильных ответов естественно снизится, а значит, и коэффициент интеллекта будет выведен неверно.
IQ-тестирование ‒ объективно ли? Современный подход к оценке интеллекта и обучению. Теория Множественного Интеллекта
Все мы слышали неоднократно про тесты на IQ или тесты Айзенка, определяющие уровень интеллекта человека. Многие даже пробовали проходить такое тестирование. Существует около 8 типов тестов, определяющие степень развитости мозга человека в различных направлениях – математическом, гуманитарном, визуально-пространственном. Таким образом, тест IQ более-менее объективно сможет определить уровень интеллект для человека с любыми способностями (например, у кого-то больше гуманитарных склонностей, а у кого-то наоборот, выше логически-математические возможности).
Тесты доктора Айзенка сегодня зачастую подвергаются суровой критике в среде психологов. Дают ли эти тесты вразумительный ответ на вопрос − умен ли определённый человек?
Тесты Айзенка не подходят для объективной оценки уровня интеллекта человека
Есть популярная точка зрения, что IQ-тест определяет не столько ментальные способности и возможности мозга, сколько способность человека к обучению в образовательных учреждениях.
Понимание интеллекта в этом тесте основывается на логике и абстрактном мышлении, поэтому он просто не способен учесть остальные возможности мозга. Да и не всем нужно умение решать логические задачи, например, художники, актеры, спортсмены отлично ладят с людьми, умеют договариваться и заводить важные знакомства, обладают выносливостью и талантами. Однако тест Айзенка зачатую признает их способными «с трудом окончить десять классов».
«Гениальные идиоты» – так иногда называют в быту таких людей.
Новая теория вразрез с общепринятым мнением насчет интеллекта
Говард Гарднер был одним из многих учёных, заинтересовавшихся подобным феноменом. Исследуя строение мозга и особенности мышления таких людей, психолог вывел теорию, доказывающую, что нынешняя трактовка понятия «интеллект» не оценивает человеческий ум комплексно, такая оценка не подходит для всех без исключения типов людей. Говард Гарднер утверждает, что часть способностей незаслуженно отброшена из рассмотрения.
К исследованиям Говарда Гарднера многие ученые, психологи отнеслись весьма скептично, однако преподаватели во многих странах оценили ее по достоинству, даже изменив свои программы обучения, подкорректировав их под более полную оценку умственным способностей Гарднера.
Например, у некоторых людей могут возникнуть сложности с процессом обучения в школе – где ставка делается на лингвистические и логико-математические способности. Одновременно эти же личности имеют недюжинные способности к музыке или, обладая повышенным телесно-кинестетический интеллектом, могут быть отличными актерами, мастерами, ювелирами, портными.
Согласно серии тестов, IQ таких людей можно причислить к «умственно неполноценным», что в корне неверно. Теория множественных интеллектов
Тест Айзенка в этом отношении смотрится устаревшим.
Теория множественного интеллекта в противовес принятой в мире
Говард Гарднер для лучшего понимания теории множественного интеллекта на своем сайте приводит аналогию человеческого мозга с компьютером.
Основная общепризнанная теория интеллекта и способ его оценки по Айзенку изучает способности человеческого мозга как единое целое (как один компьютер и совокупность его возможностей) – в результате появляется градация на высокую производительность (или высокий IQ), среднюю производительность и низкую производительность (низкий IQ).
Теория множественных интеллектов рассматривает и оценивает интеллект человеческого индивида, как совокупность отдельных компьютеров, относительно независимых по отношению друг к другу. Мощность одного компьютера не означает силу (или наоборот слабость) в других.
Теория Множества Интеллектов утверждает, что интеллект человека следует рассматривать не как единое целое (логические способности), а как 9 различных интеллектов, каждый из которых имеет свою направленность. В той или иной мере все мы владеем этими «умами». Ниже представлены виды интеллекта, выделенные Гарднером.
Лингвистический или вербальный интеллект
Отвечает за восприятие текстов и речи, за ораторские способности, литературный дар.
Люди, у которых хорошо развит этот тип интеллекта, очень любят писать, обладают даром оратора, ценят анекдоты и афоризмы, легко запоминают фразы из разговоров, нередко графоманы.
Обыкновенно из них получаются хорошие журналисты, писатели, поэты или телеведущие.
Логико-математический интеллект
Он-то и отвечает за абстрактное мышление, и у многих людей, у которых не развит этот тип ума, бывают проблемы с учёбой в школе и институте.
Люди, у которых развит логический интеллект, легко решают в уме логические задачи, в школе любят математику и физику, они, как правило, хорошие счетоводы. Совсем как гражданин Корейко из романа «Золотой Телёнок». Они легко систематизируют знания, любят строить планы и алгоритмы.
Из них нередко получаются учёные, юристы, экономисты, программисты, инженеры и бухгалтера.
Визуально-пространственный интеллект
Отвечает за образное мышление, возможность представить себе полную картину происходящего (как говорил писатель Уильям Голдинг – «видеть внутри головы»), запоминать цвета и внешний облик предмета или явления.
Люди, у которых развит этот тип мышления, любят рисовать, ценят искусство, обладают ярко выраженным эстетическим вкусом и обладают хорошей памятью на лица; не страдают «географическим идиотизмом» в силу того, что легко запоминают то место, где уже один раз побывали, легко ориентируются в пространстве.
В рисунке они легко осваивают перспективу, видят объём, блики и рефлексы. Конечно же, это художники и графики, а также скульпторы. В сочетании с математическими познаниями люди с развитым «художественным видением» легко осваивают специальность архитектора или инженера, приобретают ценное умение легко читать карты и схемы.
Телесно-кинестетический интеллект
Отвечает за способность эффективно управлять своим телом. Люди, у которых развит этот тип интеллекта, обыкновенно ловки, подвижны, завороженно копируют движения знаменитых танцоров и гимнастов, много жестикулируют и любят подвижные игры.
Как правило, это хорошие танцоры, гимнасты, акробаты и хирурги, а также мастера спорта, разнорабочие и ювелиры.
Межличностный интеллект
Отвечает за организаторские способности, умение показать себя в обществе, способность понимать настроение, чувства и мотивы поведения других людей, воздействовать на них и использовать их слабости.
Обладатели высокого межличностного интеллекта обыкновенно очень любят общение, легко «читают» мимику и жесты других людей, безошибочно угадывают характер человека и хорошо видят различия между людьми.
Они всегда заводят «нужные знакомства» и добиваются уважения в коллективе не за счёт крепости локтей, а за счёт любви окружающих. Предпочитаемые профессии: педагог, социальный работник, священнослужитель, менеджер, управляющий компании.
Личностный интеллект
Отвечает за возможность самоанализа и самопознания. Человек с высоким личностным интеллектом, как правило, немного застенчив, часто задумывается о себе, ведёт дневник, умеет наслаждаться одиночеством и использовать его для самоанализа.
Всегда знает, чего хочет, знает о своих возможностях больше окружающих, а также легко планируют свою жизнь. Они – тонкие лирики и хорошие психологи, могут заниматься творчеством.
Природный или натуралистический интеллект
Отвечает за общение с природой, умение понимать природные инстинкты растений, животных и человека.
Люди с высоким уровнем природного интеллекта с детства любят животных, могут уловить характер того или иного домашнего любимца, любят заниматься садоводством и огородничеством. Такие люди не пропадут в лесу, они хорошо чувствуют настроение зверей и внимательно подходят к поиску съедобных и лекарственных растений.
Издревле такой интеллект ценился в обществе охотников и собирателей и до сих пор выбор профессий для «природного интеллектуала» очень широк: охотник, биолог, врач, агроном, ботаник, эколог, дрессировщик и так далее. Кроме того, обладатели высокого природного интеллекта, как правило, отличные любовники, тонко чувствующие партнёра.
Музыкальный интеллект
Малоизученный тип интеллекта. Отвечает за слуховое восприятие информации, помогает понимать музыку, слышать мелодии и фальшивые ноты.
Люди с развитым музыкальным интеллектом могут услышать мелодию в хаотичных звуках, умеют сочинять музыку, легко запоминают чужой голос, любят петь, лучше «впитывают» любую информацию под музыку определённого ритма, подбор которого сугубо индивидуален.
Также отмечается, что такие люди чаще всего религиозны, но обычную веру они, как правило, «додумывают» до своих собственных представлений. Предпочитают профессии певцов и музыкантов.
Экзистенциальный интеллект
Самый загадочный тип ума. Учёными однозначно не установлена даже область головного мозга, которая его контролирует. Отвечает за способность осознавать своё место в жизни, задумываться о жизни и смерти, следить за своим и чужим здоровьем.
Как правило, такие люди отличаются долголетием, умеют открывать секреты старения и молодости, имеют фантазии на тему иной жизни и бессмертия. О предпочтительной профессии здесь сказать трудно, ведь это может быть и военный, и хороший врач или целитель, и путешественник, и метафизик, и учёный-геронтолог.
Важное значение и практическое применение Теории Множественных Интеллектов
Сейчас в Америке и некоторых странах Европы уже разрабатываются образовательные программы, которые используют разносторонний подход и включают в себя развитие всех девяти типов интеллекта.
Осознание того, что каждый человеческий мозг обладает совершенно уникальной конфигурацией способностей, меняет в корне поход к обучению людей.
Представьте, что есть два ученика, оба учат таблицу умножения. Одному очень легко дается процесс запоминания, второй мучается, тратит в десятки больше времени. Но! Это не означает, что у второго ученика более слабые когнитивные способности, может даже действовать обратное утверждение – второй ученик возможно обладает более глубоким потенциалом к математике. Например, не пытаясь как первый ученик просто запомнить с помощью визуальной памяти без особого понимания, второй ученик старается рассмотреть и понять все более детально и глубоко.
Если изменить подход и способ донесения информации можно взрастить гениального способного человека. Разностороннее понимание мозга и интеллекта ученика помогает преподавателям успешно развивать и обучать детей, не способных к традиционным методикам образования.
Говард Гарднер утверждает, что важные идеи должны объясняться разными способами – соответственно способностям обучаемых – кто-то запоминает материал лучше всего в процессе игры, кто-то, просто читая материал, некоторые запоминают визуальные разъяснения и так далее.
Нельзя себя и других недооценивать. Каждый человек талантлив по-своему, имеет уникальный набор характеристик мозга, и, если какой-то из интеллектов развит слабее – это не приговор и не сигнал слабых способностей и возможностей человека. Нужно просто правильно оценить весь комплекс, все составляющие интеллекта и найти правильный способ обучения.
I. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава дети, опережающие свой возраст 7
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
§ 2. Интеллект
Общее понятие об интеллекте
Интеллект в широком значении — вся познавательная деятельность, в более узком – наиболее обобщснное понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека.
Существует много определений интеллекта, но до сих пор нет какой-либо общепринятой формулы. Два определения, с теми или иными оттенками, встречаются наиболее часто. Согласно одному, интеллект проявляется в оперировании абстрактными символами и отношениями. Согласно другому, интеллект выступает в приспосабливаемости к новым ситуациям, использовании приобретенного опыта, т.е. в основном отождествляется со способностями к обучению.
В связи с первым из этих определений нужно не упускать из виду, что способность к абстракциям — только одна сторона интеллекта, не менее важна и конкретность мышления. В связи со вторым следует заметить, что интеллект проявляется не только в приспособлении к ситуации, но и в активном воздействии на нее.
Судя по всему, самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет раскрывать закономерные связи и отношения в окружающем мире, познавать свои умственные процессы и влиять на них (рефлексия и саморегуляция), предвидеть наступающие изменения, дает возможность преобразовывать действительность.
Слово «интеллект» нередко используется в психологии как синоним слов «одаренность», «умственная одаренность». Так, тесты на интеллект называют «тестами одаренности», интеллектуальный коэффициент IQ — показателем умственной одаренности. И это естественно: ведь интеллект — характеристика познавательной сферы, самый центр, ядро умственных возможностей человека.
Согласно одной из современных теорий интеллекта, умственные достижения имеют в своей основе особым образом организованный индивидуальный опыт, т.е. то, как человек по-своему видит, понимает, истолковывает окружающее (СНОСКА: См.: Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. — 1990, № 5 ).
Умственные способности часто называют общими, в отличие от специальных (о чем уже упоминалось во введении). В самом деле, свойства ума (выступающие, например, в таких умственных процессах как сравнение, анализ, планирование и т.д.) проявляются очень широко, в самых разных видах занятий. В этом смысле они являются общими. т.е. общими для разных видов деятельности. При этом люди отличаются друг от друга не только по своим отдельным умственным особенностям, но и по интеллекту в целом, по общему уровню и общему своеобразию умственной деятельности.
Накопление знаний об индивидуальных различиях по интеллекту, чему посвящено множество исследований, представляет собой очевиднейший вклад в понимание и оценку неодинаковости умственного потенциала людей, т.е. в изучение феномена умственной одаренности.
Измерение интеллекта, изучение его структуры
Ранние попытки измерения интеллекта были основаны на двух различных концепциях. Идея Флальтона — Дж.Кеттелла состояла в том, что интеллект должен проявлять себя и в простых, отдельных функциях, а идея А.Бине — что признаки интеллекта всегда имеют более обобщенный, комплексный характер. Оба эти подхода широко использовались при конструировании тестов, многие из которых, с теми или иными изменениями, сохранились в практике тестологов до настоящего времени.
В последние годы предпринимается много попыток использовать физиологические показатели (главным образом, электроэнцефалографические) и время реакции для измерения интеллекта. Этими работами подтверждается значимость и перспективность идей, высказанных в свое время Ф.Галь тоном, о возможности использования некоторых специальных функции при оценке общей деятельности мозга, интеллекта в целом.
Издавна в психологии дискутируется вопрос о том, можно ли считать интеллект чем-то единым, является ли уровень умственных возможностей человека одинаковым в разных сферах деятельности.
В зарубежной психологии проведено множество исследований структуры интеллекта на основе самых разных тестовых методик посредством факторного анализа. Последний представляет собой особую систему обработки результатов испытаний, позволяющую судить о степени общности полученных Показателей, о выступающих в них «факторах».
Начало этим исследованиям положил английский психолог Ч.Снирмен, согласно которому существует общий для всех интеллектуальных тестов генеральный фактор. В противовес ему американский психолог Л.Терстон, разделявший взгляды своего соотечественника Э.Торндайка о множественности независимых друг от друга умственных способностей, разработал мультифакторную схему, согласно которой существует ряд «первичных умственных способностей». Подтверждения и опровержения этих крайних точек зрения породили огромную литературу. Острота различий между сторонниками первенствующего значения общего фактора интеллекта, продолжающими традиции Сппрмена, с одной стороны, и фактористами, следующими за Терстоном, с другой, постепенно сглаживалась. К настоящему времени практически всеми признается важная роль общих факторов в весьма различных способностях.
Модель интеллекта Дж. Гилфорда
Однако широко используется и ставшая знаменитой модель структуры интеллекта, разработанная американским психологом Дж. Гилфордом. Структура предусматривает возможность многих сочетаний тех или иных операций — способов умственной деятельности, содержаний мыслительных процессов и продуктов умственной деятельности.
Различаются, далее, четыре типа содержаний мыслительных процессов. Имеется в виду, что операции могут применяться по отношению к наглядно-образной информации (фигуративное содержание), или к информации, выражаемой знаками, т.е. буквами, числами, кодами (символическое содержание), или к вербальным идеям и понятиям (семантическое содержание), или, наконец, —.к информации, касающейся взаимоотношений людей (поведенческое содержание).
Выделяется также шесть типов продуктов мыслительной деятельности: единицы (отдельные, единичные сведения); классы (совокупности сведений, сгруппированных но их общим свойствам); отношения (отчетливые связи между вещами или понятиями типа — «больше, чем», «противоположный» и т.д.); системы (блоки информации, составляющие целостную сеть); трансформации (преобразования, переходы, переопределения информации); импликации (выводы, установление новых связей в имеющейся информации).
Таким образом, каждая из операций совершается в отношении какого-то типа содержаний и дает определенный вид продукта. Возможные сочетания этих трех параметров указывают на существование 120 различных, качественно своеобразных умственных способностей. Насколько далеко отслоят они одна от другой? Можно ли говорить о единстве интеллекта?
Несомненно, что в таком сложном явлении, как интеллект, могут быть выделены разные стороны и разные пласты. Показательна в этом отношении получившая распространение на Западе концепция Р.Кеттелла о двух видах интеллекта (соответствующих двум выделенным им факторам): «текучий» интеллект выступает в задачах, которые требуют приспособления к новым ситуациям; он зависит от наследственности и достигает максимального уровня к четырнадцати-пятнадцати годам; «кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, требующих навыков и использования прошлого опыта; он зависит по преимуществу от влияния среды и может расти до двадцати пяти — тридцати лет.
Виды интеллекта по Г.Айзенку
Английский психолог Г. Айзенк предложил различать три вида интеллекта. Один, называемый им «биологическим», имеет в своей основе структуры и функции головного мозга; без них невозможно никакое познавательное поведение, и они же отвечают за индивидуальные различия. Такой интеллект Г.Айзенк предложил обозначать как интеллект А. Другой интеллект — «психометрический». Имеются в виду познавательные возможности, измеряемые обычными тестами, т.е. характеризуемые IQ. В таком интеллекте уже во многом сказываются культурные факторы, воспитание в семье, образование и экономический статус. В то же время он зависит от интеллекта А. Наконец, «социальный» интеллект (такие сложные умственные функции, как критическая обработка информации, выработка стратегии и др.), различия в котором более непосредственно зависят от социальноисторических факторов, но все же в значительной степени определяются IQ. Такой интеллект он предложил обозначать как интеллект Б. При этом ясно, что интеллект Б гораздо шире, чем А, и включает в себя IQ. IQ, в свою очередь, шире, чем интеллект А, и включает его в себя (см. рис.).
Взаимовключенность различных видов интеллекта по Айзенку
О врожденных предпосылках интеллекта, об относительной роли наследственности и среды мы еще поговорим в IV части книги, а пока обратим внимание на сложность структуры интеллекта (см. также гл.5), на то, что с этим термином связана не позволяющая забывать о себе проблема его разноуровневой детерминации.
Интеллект и возрастное развитие
Интеллект человека, понимаемый как вся совокупность его умственных способностей, несмотря на многообразие своих проявлении сохраняет некоторое внутреннее единство. Как связано с возрастом это единство уровня и особенностей протекания умственных процессов?
Как показали исследования Ж.Пиаже, интеллектуальная деятельность представляет собой устойчивые и вместе с тем гибкие умственные структуры — систему внутренних действий (операций), которые проходят определенные стадии возрастного развития: сенсомоторная и дооперацнональная стадии сменяются операциональной; через стадию конкретных операций (в младшем школьном возрасте) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся в подростковом возрасте. Но Пиаже не изучал индивиуальных различий.
О решающей роли детских лет в становлении интеллекта свидетельствуют данные Я.А.Пономарева о возрастной динамике такой характеристики умственного развития, как «внутренний план действий» (ВИД).
Оказалось, что в кривой, выражающей ход развития ВИД, примерно к пяти с половиной годам положительное ускорение сменяется отрицательным, а уже к двенадцати годам развитие ВИД в основном завершается! Получается, что уже с этого возраста интеллект можно считать созревшим. О дальнейшем умственном развитии Я.А.Пономарев замечает, что в нем ведущее место занимают уже иные закономерности. (О закономерностях интеллектуального развития см. работы А.В.Бруш.тннского, A.M. Мйтюшкина, О.К.Тихомирова.)
Более общее и более специальное в интеллекте
Для проблемы одаренности весьма актуален вопрос:; является ли интеллект индивидуума одинаковым по уровню в разных своих проявлениях? Умный человек — одинаково умный во всем? Ученик с большими умственными способностями будет блистать в любом учении? Или этот ученик может быть в некоторых отношениях и недостаточно способным? Это давний и полностью не затухающий спор; во многом он основан на чрезмерном противопоставлении «общего» и «специального».
Правильный ответ — не в выборе между этими, казалось бы, несовместимыми мнениями (или — или), а в понимании относительности каждой из крайних точек зрения. Общий и специальный моменты интеллекта, как это отмечали С.Л.Рубинштейн и Б.М.Теплов, взаимопроникают, совместно развиваются в деятельности.
Дело в том, что интеллект у одного и того же лица может иметь вполне определенные характеристики, проявляющиеся очень широко, и одновременно — на таком фоне — и некоторые характеристики в относительно узкой сфере, имеющие более частное значение. При этом более общие и более специальные моменты неразрывно связаны между собой.
Велики индивидуальные различия между людьми по интеллекту, и эти различия, как мы уже знаем, подготавливаются, формируются в годы возрастного развития.
Важная характеристика интеллекта проявляется в чувствительности к противоречиям, в возникающих вопросах, в усмотрении проблемы (исследования А.М.Матюшкина).
У разных людей освоение одного и того же круга знаний дает различное продвижение в мышлении, в умственном развитии. Это связано, в частности, со способностью к обобщению, которое допускает перенос из одних условии в другие, с одного материала на другой. Одним из показателей уровня интеллекта может служить шпрота переноса.
Целостное представление об очень высоком уровне интеллекта дает исследование Б.М.Теплова о великих полководцах, где показано единство собственно интеллектуальных особенностей и волевых свойств (СНОСКА: См.: Теплов Б. М. Ум полководца //Избр. труды. — М., 1985. — Т.1 ). Автор подробно останавливается на таких умственных чертах, как конкретность мышления, способность нахождения быстрого решения, способность предвидения. При этом вскрывается своеобразная диалектика умственных способностей, а именно необходимость совмещения противоположных качеств мышления: быстроты и неторопливости, гибкости и устойчивости. Работа Б.М.Теплова знакомит с яркими примерами выдающейся умственной одаренности.
Индивидуальные различия по интеллекту не сводятся к различиям по его величине, по уровню. Очень важное значение имеют и различия по своеобразию интеллекта.
Это можно видеть, в частности, на примере динамической стороны умственных проявлений. Известно, что кроме различий, относящихся к содержательной стороне психики, весьма заметны и такие индивидуальные характеристики, которые выступают в силе реакций, в их скорости и устойчивости, в темпе и ритме психических процессов. В основе такого рода проявлений — врожденные свойства тина нервной системы. Установлено, что каждый из полюсов свойств нервной системы (сила — слабость, подвижность — инертность, актнвнрованность — ннактнвированность) имеет своп достоинства и ограничения. (Подробнее об этом см. ниже.) Индивидуальные различия такого рода — это различия не по совершенству нервной деятельности, а именно по ее своеобразию. Туг выступает индивидуальный стиль работы, определенным образом характеризующий динамические особенности интеллекта.
Другая линия глубоко укорененных индивидуальных различий по своеобразию интеллекта — принадлежность к «художественному» или «мыслительному» типу. Издавна в психологии известно, что у одних людей ведущую роль в мышлении играют наглядные, образные представления, а у других — общие идеи, понятия. Согласно И.П.Павлову, такого рода различия обусловлены соотношением между «первой сигнальной системой» (образы и впечатления, доставляемые органами чувств) и «второй сигнальной системой» (слова, понятия).
В дальнейшем значение такого рода различий между людьми получило подтверждение и объяснение в новых научных данных о роли левого и правого полушарий головного мозга. Установлено, что два полушария — не просто дублеры: они выполняют разные функции, дополняя друг друга. Левое ответственно по преимуществу за функции анализа, расчленения, за словесно-логическое мышление; правое ответственно но преимуществу за целостные, конкретные восприятия и действия, за непосредственный отклик на окружающее, за протекание чувств. Мозг работает как единое целое, но одно из полушарий может быть относительно главенствующим. От «иравополушарностн» (преобладание первой сигнальной системы) пли «левополушарноети» (преобладание второй сигнальной системы) во многом зависит соотношение образноэмоционального и понятийного в психике. (Об этом еще пойдет речь ниже.) Пока отметим, что такого рода индивидуально-психологические различия определенным образом характеризуют своеобразие одаренности.
Нередко уже в годы возрастного созревания обнаруживастоя у растущего челокека не такой, как у других, познавательный стиль, своя стратегия решения проблем. Не будем забывать, что не только уровень, но и своеобразие интеллекта — это предпосылки и творческих возможностей.
Как будет видно из дальнейшего наложения и как об этом уже говорилось, умственная одаренность не сводится к интеллекту. Интеллект — существеннейшая составляющая, но это еще не вся умственная одаренность.
§ 3. Креативность
Общее представление о креативности
Креативность («творческость») — одна из важнейших характеристик одаренности. ворчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации, формы жизни людей. Расположенность к ллюрчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Известно, что творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, готовность к волевому напряжению, чуткость к появлению проблем и многое другое. Считается, например, что научное творчество связано с поисками «логически возможного» в отличие от «логически необходимого»; это позволяет приходить к неожиданным результатам.
Вместе с тем креативность — это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. Исследования показали, что оценка интеллекта традиционными методами (вычисление IQ) не позволяет непосредственно судить о творческих возможностях.
«Творческость» означает прежде всего особый склад ума, особое качество умственных процессов. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества — в любой области деятельности — имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. Некоторые исследователи обращали внимание на то, что рождение новой идеи связано с «боковым» мышлением, т.е. достигается как бы попутно, неожиданно, само собой.
Мышление должно быть свободным, раскованным. Уже упоминавшийся американский психолог Дж.Гилфорд ввел получившее широкое признание понятие дивергентного (расходящегося) продуктивного мышления, направленного на возможное получение целого веера правильных ответов (в отличие от конвергентного — имеющего одно направление — продуктивного мышления, нацеленного на единственно правильный ответ). Именно дивергентное мышление и служит средством порождения новых идей и самовыражения.
Характеристика дивергентного мышления включает в себя четыре основных свойства: беглость (легкость) мысли — количество идей за единицу времени (причем в данном случае важно не их качество, а именно количество); гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую; оригинальность — способность порождать идеи, отличающиеся от обычных, общепринятых, возннкновение новых идей; точность (или законченность) — способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту.
Тесты на креативность
Существует много тестов, специально направленных на выявление творческих возможностей. В их основе — выявление способности испытуемого находить новые подходы к предлагаемой ситуации, например, создать необычный рисунок по заданным элементам или изобретательно выполнить словесное задание. (Подробнее об этом см. ниже.) Но не всегда внешняя оригинальность действительно свидетельствует о творческой силе. Такие гесты, как справедливо отмечают их критики, вряд ли могут предсказать поведение испытуемых в реальной жизненной ситуации. Сумеют ли они находить там значимые новые решения и отстаивать оригинальные подходы?
Интеллект и креативность
Нельзя не учитывать также, что творчество и интеллект не существуют в отрыве друг от друга. Реальные творческие достижения в большинстве областей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и не приводить к творческим проявлениям.
Обобщая имеющиеся в литературе данные по этому вопросу, В.С.Юркевич отмечает: для высокого развития творческих способностей необходим уровень умственного развития выше среднего (IQ не ниже 120); после достижения такого интеллектуального уровня дальнейшее его повышение (например, рост IQ до 150) не сказывается на творческом потенциале; когда интеллектуальный уровень очень высокий (например, IQ 170-180), то это, как и при недостаточной его величине, может мешать творчеству, т.е. влияние на становление творческих способностей снова станет отрицательным. Таким образом, связь между интеллектуальностью и креативностью определенно есть, но она не такая прямолинейная ( СНОСКА: С.м.: Чудиовскнн В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990. — С. 46—47 ).
Связь интеллекта и креативности может затруднять их «разведение» в опытах.
Творческие способности и личность
Особенно существенно, что творческие возможности, в частности, в умственной сфере, зависят не только от умственных свойств (например, от упоминавшейся легкости возникновения догадок, гипотез, быстроты комбинирования и перекомбиннрования извлекаемой из памяти информации), но и от определенных черт личности. Психологи уделяют много внимания изучению творческих личностей (их характера, внутренних установок, мотивов, стиля поведения), чтобы выяснить, какие же их черты благоприятствуют творческим проявлениям. Доказано значение для творчеста таких качеств, как умственная самостоятельность, смелость мысли, готовность к волевому напряжению, направленность личности на творчество.
Для нас важно отметил, что такие качества могут ярко обнаруживаться в годы возрастного созревания. В своих занятиях ребенок не просто повторяет что-то усвоенное или заданное кем-то — он субъект творчества. Характер умствен ной активности незаурядных детей побуждает к расширению и углублению поисков, к «скачкам в неизвестное». Именно творческие усилия наиболее соответствуют их потребности в умственном напряжении, в умственном росте.
Определенный интерес представляет обширный опыт исследований американских психологов, посвященных изучению развития творческих способностей. Особенно выразительные результаты дало обобщение сохранившихся в школах и вузах материалов о годах учения современных творчески работающих ученых. Оказалось, что показатели 1Q, равно как и успеваемость, и эрудиция, не имеют достаточной прогностической силы. Было признано, что наиболее многообещающие «предсказатели» творческой деятельности — не специальные тесты творческих способностей, а биографические данные (сведения о предпочитаемых с детства видах занятий, о независимости суждений, уверенности в себе, о мечтах и склонности «находить порядок в беспорядке»).
Разработки новых методик
За рубежом продолжают разрабатываться новые варианты методик, Индивидуальных и групповых, так или иначе включающих в себя оценку предпосылок творчества. Оригинальные экспериментальные подходы к изучению креативности, в частности в возрастном аспекте, разрабатываются и в нашей стране.
Известность получила методика «креативного поля» Д.Б.Богоявленской. (Она подробно описана ее автором в книгах «Путь к творчеству», 1981; «Интеллектуальная активность и проблема творчества», 1983, и во многих статьях.)
В.С.Юркевич на основе обзора литературы, наблюдений и собственной экспериментальной работы с одаренными старшеклассниками пришла к выводу, что творчески одаренные и интеллектуально одаренные — это разные типы личности, разные тины одаренности.
Дискуссионными остаются вопросы о том, является ли креативность стороной, компонентам умственной одаренности (как и других видов одаренности) или же ее следует рассматривать как самостоятельный, особый вид одаренности. Существует и точка зрения, что собственно одаренность — это и есть творческая одаренность.