неверная цифровая подпись пользователя согласие осаго что делать
Что делать, если требуется исправить ошибку в электронном полисе ОСАГО? Основные нюансы
С 2015 г. у автовладельцев появилась возможность приобрести страховку ОСАГО через интернет. Естественно, что все данные по транспортному средству нужно вводить самостоятельно. Стараясь сделать все как можно быстрее, можно допустить ошибки или опечатки, которые позднее окажутся в самом договоре автострахования. А это уже значит несоответствие фактическим данным, что может обернуться неприятностями со страховщиком или ГИБДД. Ниже описан шаблон действий для исправления допущенных ошибок.
Особенности е-ОСАГО
Полис ОСАГО – документальное подтверждение действующих договорных отношений между страхователем и страховой компанией. В нем отражается информация не только о транспортном средстве, но и о его владельце. Основные данные:
Причины некорректности данных
Ошибкой считается неверно указанные сведенья о машине, водителях или владельце. Их причинами могут быть:
Некоторые рекомендации, чтобы избежать популярных ошибок:
Возможные последствия
Последствия ошибки в полисе зависят от типа расхождения с фактическими данными:
В этом случае страховая компания вправе подать на клиента в суд для взыскания всех выплат пострадавшим в аварии, виновником которых он является. Иногда возбуждается уголовное дело по факту мошенничества. Пример такой ошибки, не соответствие мощности двигателя: указано 249, а по факту более 250 л.с.
Если же ошибки незначительны:
Что делать в первую очередь?
Единственное правильное решение по корректировке данных электронного ОСАГО – это личное обращение к своему страховщику. Об этом говорится в ФЗ №40 от 25.04.02 «Об ОСАГО».
Обращаться нужно непосредственно в официальный офис страховой компании, так как брокерские подразделения вправе только заключать страховые договора ОСАГО.
Как правильно исправить?
Заявление на внесение изменений в договор составляется в произвольной форме. Но есть информация, которая должна обязательно фигурировать в нем:
При подаче запроса на корректировку нужны будут:
Если изменения касаются технических характеристик машины при себе нужно иметь:
Получить страховой договор с внесенными корректировками можно в течение 2-х дней.
Вся ответственность за ошибки в электронном полисе ОСАГО возлагается на владельца машины. Они могут быть допущены из-за невнимательности при заполнении формы или же по причине несоответствия данных, поданных в РСА страховой компанией.
Последствия обладания договором с ошибками зависят от того в какой части расхождения: личных данных или характеристиках ТС. Исправить ситуацию можно только путем подачи заявления в официальный офис страховщика. Процедура несложная и спустя 2 дня ситуация будет улажена.
Электронная подпись для онлайн-ОСАГО: что это такое, нужна ли она?
Наличие у страхователя электронной цифровой подписи значительно облегчает процедуру приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответственности. В такой ситуации мероприятие проводится при помощи возможностей всемирной сети.
Для получения полиса обязательного страхования гражданской ответственности не обязательно посещать страховую компанию. Современные возможности позволяют решить проблему, не выходя из дома. Зарегистрировавшись на сайте государственных услуг, а также получив электронную подпись, купить полис можно через всемирные сети. Страховой договор оформляется в виде электронного документа, который заверяется владельцем транспортного средства посредством электронной подписи.
Что такое электронная подпись для онлайн ОСАГО?
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) является аналогом личной подписи гражданина. С ее помощью визируется электронная документация, а также гарантируется ее целостность и подлинность. Элемент позволяет аутентифицировать источник сообщения и контролировать процесс отправки документа. Электронная подпись несет в себе информацию об отправителе, в результате чего получатель документа сможет оперативно его идентифицировать. Она также позволяет определить целостность файла и его подлинность.
ЭЦП бывает простой и усиленной. Для отметки в страховом договоре, страхователю, являющемуся физическим лицом, достаточно стать владельцем простого элемента. Он представлен в виде кодов и паролей, подтверждающих факт подписания документа определенным лицом. Электронный документ, подписанный такой подписью, будет считаться равнозначным его бумажному эквиваленту в случае выполнения всех требований, регламентированных законом, а также условиями соглашения между его участниками.
Если страхователь является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность с печатью, то подписать документ простой подписью не удастся. В данной ситуации придется получать усиленную квалифицированную или неквалифицированную подпись. Она позволяет не только идентифицировать лицо, подписавшее документ, но и защитить его от внесения несанкционированных изменений.
Договор е-ОСАГО со стороны страховщика в обязательном порядке должен быть подписан квалифицированной (усиленной) ЭЦП. Со стороны страхователя в некоторых случаях такой подписью могут считаться пароль и логин, введенный при регистрации на сайте страховой компании либо непосредственно письмо-подтверждение с электронного почтового адреса гражданина, желающего приобрести е-ОСАГО. Эти положения, разъясненные Минкомсвязью РФ, считаются действительными только по обоюдной договоренности сторон, заключающих договор.
Законодательное регулирование
Порядок проведения всех юридически значимых действий, требующих личной подписи участников, которые можно заменить их электронным аналогом, регламентируется Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 года № 63-ФЗ. Нормативно-правовой источник определяет требования к элементу:
Какую силу имеет ЭЦП?
Подпись является обязательным реквизитом бумажного документа, имеющего юридическую силу. Она свидетельствует о волеизъявлении сторон договора о сотрудничестве. Для обеспечения подписи электронных документов были разработаны специальные технологии, функционирование которых обеспечивает специфическую отметку в документе. Ее сила идентична с действием личной подписи человека, о чем свидетельствуют законодательные нормы, регулирующие правомерность использования программных средств идентификации электронных документов.
Как получить ЭЦП?
Получение электронной подписи осуществляется в соответствии с определенным алгоритмом:
Выбор вида подписи
Страховой полис на транспортное средство может быть выдан физическому или юридическому лицу. Вид ЭЦП следует выбирать в зависимости от статуса страхователя. Простой инструмент подойдет только для физических лиц, подпись которых не нужно заверять печатью. Юридическим лицам следует обратить внимание на усиленный квалифицированный элемент.
Выбор центра для оказания услуг
Удостоверяющий центр является сертифицированным юридическим лицом, в уставе которого прописана основная деятельность по формированию и выдаче электронной цифровой подписи. Перед оформлением договора о сотрудничестве, клиент имеет право потребовать предъявления разрешительной документации. При выборе центра, следует обратить внимание на параметры:
Оформление заявки
Заявка составляется в произвольной форме. В ней должна содержаться идентифицирующая информация о заявителе и его просьба об изготовлении подписи. Документ должен быть передан представителю компании посредством личного визита в офис. В качестве альтернативного варианта заявку можно оформить на официальном сайте компании. Сразу же после ее получения, с заявителем связывается менеджер для уточнения необходимых для оказания услуг данных. Он также проконсультирует об их стоимости и условиях сотрудничества.
Оплата счета
Средняя стоимость услуг по изготовлению ЭЦП составляет 1500-7000 рублей (в зависимости от количества ресурсов, включенных в данную услугу). Счет на оплату выставляется сразу же после обработки специалистами заявки. Услуги оказываются по принципу стопроцентной предоплаты, которая может быть проведена в наличном или безналичном виде. Клиент оплачивает:
Документы
Для получения ЭЦП, заявитель должен предоставить регламентируемый нормативно-правовым источником пакет документов. Для каждого типа клиентов предусмотрен отдельный их список.
Представителям бизнеса следует побеспокоиться о подготовке к предъявлению регистрационных и уставных бумаг, а также идентифицирующих личность руководителя документов. Физическим лицам достаточно предъявления паспорта, идентификационного налогового номера и номера счета, открытого в Пенсионном Фонде для осуществления обязательных отчислений с полученных доходов.
Получение подписи
Получение подписи осуществляется в специальных пунктах выдачи. Информацию об их месторасположении можно получить на сайте специализированного сервиса. Выдача продукта осуществляется по предъявлению оригиналов документов для проведения контрольной сверки с их ксерокопированными версиями.
Сроки
Срок действия ЭЦП составляет один год, по истечению которого требуется ее продление или перевыпуск. Изготовление продукта осуществляется за временной период, не превышающий три дня. В некоторых центрах за дополнительную плату возможно оказание услуги по срочному оформлению и выдаче продукта.
Как хранить?
Хранение электронной цифровой подписи должно гарантировать ее сохранность и защиту от несанкционированного использования. Процедура может быть осуществлена несколькими методами: локальным, в облаке или на токене.
Локальное хранение
При локальном хранении, зашифрованная информация об ЭЦП содержится в файле, размещенном в компьютерной технике. Метод исключает мобильность ключа, а также возможность постоянного контроля.
Хранение в облаке
Хранение информации в облаке подразумевает ее размещение на удаленном сервисе, защищенном от взломов специальными программами. При необходимости информативного извлечения из облака, пользователю придется пройти многоступенчатую аутентификацию, которая занимает много времени.
Хранение на токене
Токен формирует ключевую пару и ЭЦП. Доступ к ней осуществляется только через ввод ПИН-кода. При неудачных трех попытках, токен блокируется, в результате чего злоумышленнику не получится воспользоваться данными.
Как пользоваться?
Использование ЭЦП предполагает осуществление операции с документами, оформленными в разных форматах. Алгоритм процедуры предполагает действия:
Заключение
В эпоху сплошной компьютеризации электронная подпись является незаменимым элементом документооборота. Она сэкономит время, поскольку предоставляет своему обладателю доступ к решению страховых проблем из любого места, где есть интернет. Электронная схема обеспечивает алгоритмы генерации подписи и проверки. Технология использования элемента несложна и зависит от его типа.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Ошибка вышла: страховая оставит без полиса и не вернет деньги
Из-за ошибок при оформлении ОСАГО в режиме онлайн автомобилисты могут остаться без полиса и потраченных на него денег. Страховщики предупредили: если клиенты спутают категорию своей машины, ошибутся в мощности двигателя, договор можно правомерно аннулировать, а премию не возвращать. Каких ошибок нельзя допускать и как автовладельцам доказать, что они не мошенники, разбирались «Известия».
Проверять стали тщательнее
Страховые компании стали тщательнее проверять данные, вносимые при оформлении электронных полисов ОСАГО. Если раньше проверки велись чаще всего выборочно, то теперь практически каждый договор проходит тотальное изучение после подписания по всем параметрам.
Оказалось, что не все знают о ловушке при оформлении страховки в режиме онлайн — если в данные даже случайно закрадется ошибка, страховая компания оформит полис, а вот когда неточность вскроется, расторгнет договор в одностороннем порядке.
«В таких случаях расторжение страховщиком полиса является правомерным. При этом уплаченная страховая премия возврату не подлежит в соответствии с правилами ОСАГО», — объяснили «Известиям» в Центробанке. Одновременно регулятор подтвердил и наличие жалоб на односторонние расторжения полисов ОСАГО с удержанием уплаченных средств. При этом в пресс-службе Центробанка отметили, что отдельной статистики по таким обращениям не ведут.
«В период с декабря 2020 по февраль 2021 года в Банк России поступило несколько десятков обращений от заявителей из различных регионов, часть которых может быть связана с расторжением договоров ОСАГО в связи с намеренным представлением страхователями ложных сведений для уменьшения размера страховой премии», — сообщили в Центробанке.
В ЦБ объяснили, что недобросовестные страхователи могут указывать недостоверные сведения в отношении мощности транспортного средства, а также целей его использования.
«Вместе с тем в ходе рассмотрения обращений выявляются факты неправомерного расторжения договоров ОСАГО в одностороннем порядке. В этих случаях со страховщиками проводится надзорная работа с помощью различных инструментов поведенческого надзора по устранению нарушений и недопущению их в последующем», — уточнили в Центробанке.
Что говорят страховщики
В ПАО СК «Росгосстрах» рассказали «Известиям», что механизм расторжения договоров страхования автогражданской ответственности за предоставление ложных сведений работает уже очень давно. Перерыв на пару месяцев был сделан только на период перехода на АИС ОСАГО 2.0.
Проверку проходят все полисы: указанные клиентом данные сверяют с теми, которые содержатся в государственных базах данных.
«К сожалению, пока не налажен прямой информационный обмен между страховщиками и органами исполнительной власти. Поэтому нельзя делать проверку в течение того времени, пока оформляется договор. Приходится делать проверки уже постфактум», — посетовал директор департамента моделирования и анализа ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.
По словам представителя «Росгосстраха», чаще всего причиной для расторжения договоров становятся неверные сведения о цели использования автомобиля.
«Например, страхователи «случайно» забывают про оформленную накануне лицензию такси. Или неверно указана категория ТС — не все автолюбители помнят, что некоторые внедорожники входят в категорию C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше восьми — в категорию D, не говоря уже о том, что иногда в категорию А пытаются отнести популярные кроссоверы. Бывают ошибки и в указании мощности двигателя — в том числе и ее сознательное занижение», — поделился примерами Володяев.
В «Росгосстрахе» также рассказали, что расторгают договоры тогда, когда «очевидно идет речь о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил». На таких основаниях компания расторгает не более 1,5% договоров ОСАГО. При этом восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.
Иногда водители редких или модифицированных автомобилей не имеют возможности выбрать на сайте подходящие параметры, в том числе и по мощности двигателей своих транспортных средств. И тут снова есть риск попасться в ловушку. В случае если параметры автомобиля не соответствуют данным, которые предлагает калькулятор ОСАГО, в «Росгосстрахе» советуют выбрать опцию «Другое ТС» и ввести все данные вручную либо обратиться в офис или к агенту страховщика.
Практика тотальных проверок
В «Страховом доме ВСК» система выборочной проверки полисов ОСАГО на соответствие информации, указанной в полисе/заявлении о страховании, работает с 2020 года.
«Частота расторжений договоров носит единичный характер. Такие случаи связаны в основном с искажениями в указанной категории/типе транспортного средства, а также с занижением мощности, информации о территории преимущественного использования, — рассказал представитель страховой компании. — Чтобы избежать расторжения договора, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору».
В «АльфаСтраховании» сообщили, что из-за ложных сведений в среднем в месяц расторгается всего 1–2% от общего числа заключаемых договоров е-ОСАГО.
«Такой показатель достигается за счет тщательной проверки данных при заключении договоров и разъяснительной работы с партнерами, агентами компании, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании. — Проверки проходят с лета 2020 года в автоматизированном режиме. Их цель — выявление случаев, когда страхователи намеренно занижают размер страховой премии по ОСАГО».
Страховщик также заверил, что ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями единичны и рассматриваются в индивидуальном порядке.
Как обманывают посредники
Водители могут остаться без денег и страховки не только из-за собственных ошибок. Иногда оформить ОСАГО по низкой цене предлагают недобросовестные посредники, якобы имеющие связи в страховых компаниях. Нередко оказывается, что такие помощники вовсе не связаны со страховым бизнесом. От имени владельца они просто заполняют заявку, занижая ключевые параметры и внося ложные данные о самом страхователе.
«После получения от страховщика подписанного договора е-ОСАГО в формате PDF такой посредник с использованием специальных программных средств указывает в нем правильные данные автовладельца. После этого он направляет автовладельцу договор е-ОСАГО с его данными, а разницу в страховой премии забирает себе. Больше всего таких недобросовестных посредников работает в «красных» регионах с высокими рисками мошенничества в ОСАГО», — предупредили в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В «Росгосстрахе» подтвердили, что сталкивались с такой практикой.
«Автомобилист даже не догадывается, что его ответственность не застрахована — узнать об этом сегодня он может, только обратившись с таким полисом в компанию после страхового случая для урегулирования убытка. И отказ становится для него неприятной неожиданностью. По нашим данным, количество обращений в «Росгосстрах» с подобными полисами колеблется от нескольких десятков до сотни случаев ежемесячно», — предупредили корреспондента «Известий».
Причина «ошибок»
Эксперт и юрист в области автострахования Сергей Беляков в разговоре с «Известиями» высказал мнение, что подавляющее большинство ошибок, связанных с расторжением договоров, возникает из-за умышленных действий страхователей. При этом Беляков считает, что некоторым водителям приходится идти на такие шаги, потому что иначе страховые компании им просто отказывают — в первую очередь это относится к таксистам и жителям проблемных регионов.
«Такси — это убыточный сегмент, их многие просто не страхуют, — объясняет Беляков. — Есть также проблемные регионы, например Ульяновск, Ингушетия, Владивосток — там страховщики ни в какую работать не хотят и пробуют отменять договоры в надежде, что с ними не будут долго разбираться или судиться. Но в основном водители действительно пытаются занизить премию осознанно, и самый простой способ — уменьшить количество лошадиных сил. Округляют их в меньшую, а не большую сторону в надежде, что этого не заметят. Еще одна распространенная ошибка — смена адреса регистрации. Например, водитель оформил полис в Костроме, застраховался и переехал в Москву, где прописался. Конечно, в Костроме коэффициент будет ниже, но страховка работает по адресу регистрации страхователя, а не машины».
Беляков уточнил, что некоторые водители несерьезно относятся к заполнению анкеты, хотя она ничем не отличается от составления договора в офисе компании. «Проблема это не массовая, но поводов для страховых давать нельзя. По моей оценке, раньше так строго за ошибками в ключевых параметрах следили не все страховщики, но после либерализации тарифов ОСАГО в сентябре 2020 года водителей стали проверять тщательнее», — заключил эксперт.
Что делать добросовестному автовладельцу
В РСА признают, что водители действительно жалуются на случаи расторжения полисов е-ОСАГО, но пока такие случае единичны. Как объяснили в ассоциации «Известиям», если при заполнении данных на сайте страховщика автомобилист по ошибке ввел неверные данные, то ему предлагается их скорректировать на стадии заключения договора е-ОСАГО.
Внести последующие изменения в договор е-ОСАГО можно с доплатой части премии страховщику — если правильные данные привели к ее увеличению. Если же окажется, что с правильными данными полис ОСАГО стоит меньше, то часть премии, напротив, вернут. В случае если договор расторгли по причинам, с которыми водитель не согласен, сами страховщики советуют обращаться к ним в офис, чтобы разобраться в ситуации.
«При ошибочном расторжении договора автомобилист, безусловно, может его восстановить. Для этого необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании и представить оригиналы документов. Также ВСК всегда становится на сторону клиента, если ситуация носит неоднозначный характер или клиент опечатался при заполнении некритичных параметров», — высказали в ВСК свою позицию.
А вот в Центробанке предлагают действовать более жестко и обращаться сразу к ним.
«Если гражданин считает, что его права нарушены, он может обратиться с жалобой в Банк России любым удобным способом», — посоветовали в ЦБ.
Какие ошибки по осаго можно исправить в ЛК страховых компаний?
Прежде чем аннулировать полис, попробуйте внести изменения через личный кабинет страховой компании. Чаще всего вход происходит через телефон, почту клиента или по номеру полиса.
Для входа по почте используется сгенерированная почта, которая указана на 3-м этапе оплаты и получения полиса.
Альфастрахование
Вход по логину или почте (задается при регистрации, не обязательна как при оформлении):
— ФИО страхователя, собственника, водителя (с загрузкой сканов документов)
— вин, марка, модель, год выпуска, мощность (с загрузкой документов)
— гос номер, птс, Дк (без загрузки документов)
— цель использования, аренда авто (без документов)
— класс (кбм) на начало страхования (с загрузкой скана ву)
— срок страхования, период
Ингосстрах
Вход по логину или почте либо можно зарегистрироваться по номеру полиса.
— Водители
— Данные по ТС
— Период использования
— Собственник
Росгосстрах
Вход по почте.
— добавить/удалить/изменить водителя
— увеличить/уменьшить период использования ТС
— данные собственника
— ФИО или док-ты страхователя
— номер кузова или регистрационных документов
— гос.номер
— добавить/убрать прицеп
— перевести полис на без ограничение
СОГАЗ
Вход по почте
— данные ТС (тип серия, номер выдача)
— гос.номер
— добавить/убрать прицеп
— Документ ТО
— добавить/удалить водителя
— данные водителей
— увеличить/уменьшить период использования ТС
— данные собственника
— ФИО или док-ты страхователя
Ренессанс
Вход по почте
— ФИО страхователя, собственника, водителя (с загрузкой сканов документов)
— вин, марка, модель, год выпуска, мощность (с загрузкой документов)
— гос номер, птс, Дк (без загрузки документов)
— цель использования, аренда авто (без документов)
— класс на начало страхования (c загрузкой ву)
— срок страхования, период
— добавить водителя/сделать без ограничений
МАКС
Вход по номеру телефона
Согласие
Через обращение в чат поддержки, а мы через куратора страховой компании.
— период
— добавить/удалить водителя/без ограничений
— гос номер
— марка/модель
Тинькофф-страхование
Вход в ЛК по номеру телефона
Внесение изменений по телефону горячей линии 88007558000 или 88005551010
ВСК
Вход по указанному телефону
— период
— добавить/удалить водителя/без ограничений
— гос номер
— марка/модель