нетленные мощи что это такое
Что такое святые мощи и почему их почитают
О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.
Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.
О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*
– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).
В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).
Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.
Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.
Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).
Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост
Богатыри – не мы!
В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.
При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.
Через пост – к Богу
Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.
Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.
Образ жизни – затвор
Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.
Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:
«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».
После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.
День памяти святого – 15 декабря.
*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
В действительности далеко не всякие мощи нетленны. Конечно, нетленность тела является одним из критериев при сборе свидетельств для канонизации праведника. Однако этот критерий не основной.
Тем, впрочем, примечательнее факт нетленности мощей отдельных святых, как, например, святитель Спиридон Тримифунтский или преподобный Иов Почаевский. А таковых действительно немало. Однако ещё больше тех, чьи мощи нетленны лишь частично, а то и вовсе сохранились в виде отдельных костей. Как уже было сказано, нетление мощей не основной и не единственный признак святости человека. Поэтому святой остаётся святым независимо от того, в каком состоянии находится его тело после смерти.
Совершенно очевидно, что называть нетленными все мощи подряд, на основании того, что все они – святыня, неправильно и недопустимо. Собственно, все мощи Церковь нетленными не называет, да и не называла никогда. Безусловно, мощи любого святого являются святыми. Однако нетленными можно назвать только те мощи, которые с момента смерти святого не подверглись разложению. Расширительно и при желании это понятие можно применить ещё к тем мощам, которые сохранились нетленными частично, как, например, мощи преподобного Александра Свирского. Но не более того.
Предвосхищая вопрос: «Почему же происходит так, что тела одних святых полностью нетленны, а другие истлели до костей?» – объясню. Святость – это состояние, которое достигается посредством веры человека, его покаяния и жизни согласно Евангелию. Но, поскольку никакими человеческими усилиями святость недостижима, она всегда – дар Божий. И дар этот – исключительно личный. Иные же благодатные дары, в нашем сознании нередко сопряжённые со святостью, праведник получает уже не для себя. Известные нам по опыту общения с праведными людьми или хотя бы просто из книг прозорливость, старчество, дар исцеления и прочие дары даются святому ради тех, кому они могут принести пользу. Откройте жизнеописание любого из святых прошлого века, и вы увидите не один десяток свидетельств об исцелениях неизлечимо больных, чудесных предостережениях от поступков, чреватых трагическими последствиями, молитвенной помощи в безвыходных ситуациях. Ради всех таких свидетелей, участников, исцелённых, умудрённых, раскаявшихся и даются праведникам дары благодати. Нетление тела – явление похожего порядка. К нетленным мощам идут люди, возле них исцеляются, каются, обретают веру. В этой связи вполне понятна нетленность мощей, например, преподобных Киево-Печерских. Но представьте себе, что святой полжизни подвизался в пустыне, где и скончался. Или погиб во время массового истребления христиан где-то на ныне мусульманском Востоке, или сам завещал не воздавать себе посмертные почести и оставить тело где-нибудь в непроходимых дебрях. Или жил в такой местности, где почитания мощей не было как такового (а в период I–V веков таковые существовали). Есть ли смысл в том, чтобы тело такого святого не истлело? Кому и какую пользу это принесёт? А в чём прок нетленности ради нетленности, я, признаться, не знаю и сам.
Второй фактор, непосредственно и крайне негативно повлиявший на сохранность мощей многих святых, как ни странно, – ревность верующих людей. К мощам святых церковный люд всегда относился с благоговейным почтением. И на сохранности многих мощей это сказалось самым худшим образом. Их попросту разобрали по частицам. Тем более что в истории Церкви бывали и такие времена, когда интерес к мощам был буквально повальным. Можете представить себе, сколько целых, сохранившихся и, возможно, нетленных на тот момент мощей не сохранились до наших дней в целости только потому, что святой был известен и почитаем. Не подумайте, я не имею ничего против отделения от мощей частиц, тем более, в некоторых случаях это – необходимость. Без частиц мощей мучеников невозможно, например, ни престол освятить, ни антиминс для храма выдать. Но частицы частицам рознь. Если в наше время отношение к этому внимательное и благоговейное, то в VIII или XII веке едва ли кто отделял от мощей частицы по волоску. И снова-таки, если в нетленности тела святого есть ясный смысл, то какой смысл в нетленности отдельно взятой фаланги его пальца – непонятно.
На этом, полагаю, можно закончить. На том закончить, с чего начали. Да, далеко не все мощи нетленны, но, несмотря ни на что, любые останки святого – святые мощи. Отношение к святыне, как нам хорошо известно, должно быть почтительным и благоговейным независимо от того, что перед нами – нетленное тело в монументальной раке или маленькая косточка в мощевике на иконе.
Нетленные мощи что это такое
О нетленных мощах «святых угодников» в религиозных книгах написано немало. Авторы этих книг утверждали, что нетленность тела после смерти человека — это верный признак его святости. Нетленными якобы были все причисленные церковью к «лику святых». В царской России во многих монастырях и церквах хранились такие мощи. Они служили источником очень больших доходов церковников.
В первые годы Советской власти по требованию трудящихся многие мощи «святых угодников» были вскрыты. Происходило это в присутствии духовенства и народа. И что же оказалось? В подавляющем большинстве вместо нетленных тел в храмах хранились сгнившие кости, труха, истлевшая материя и другие, порой совсем неожиданные вещи, вроде женских ботинок. Так, например, в январе 1919 года были вскрыты мощи Тихона Задонского. В книге «Жития всех святых» протоиерея Бухарева, изданной за три года до этого, в 1916 году, утверждалось, что мощи этого церковного деятеля «найдены нетленными» через 63 года после его смерти. А что показало вскрытие? Предоставим слово документам, Вот что было записано в протоколе вскрытия этих мощей (подписанном, кстати сказать, несколькими церковнослужителями): «Снявши последнюю повязку, увидели вату, слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т. е. рассыпавшийся при прикосновении). Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне. Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками. Внутри картона вместо мощей оказалась вата».
Многие верующие знают, как церковь почцтает святого Сергия Радонежского. Его мощи также были вскрыты в 1919 году.’ И вот что было обнаружено: полу-развалившийся череп, кости, которые рассыпались, как только к ним притрагивались, прядь волос, вата, кусочки полуистлевшей материи.
Однако в истории известны и такие случаи, когда тела умерших людей действительно сохранялись в нетленном виде очень длительное время. Объясняется это, конечно, не святостью людей, а теми условиями, в которых оказывается мертвое тело. Как известно, гниение тел вызывают особые, гнилостные бактерии. А для их развития нужны определенные условия. Скажем, если тело находится в условиях вечной мерзлоты, то оно может пролежать тысячи лет и останется во многом неизменным — для развития гнилостных бактерий тут не создается благоприятных условий.
Не будут размножаться они и тогда, когда мертвое тело находится в очень сухом воздухе, в очень сухом грунте, а иногда и в воде. При омывании тела почвенной водой, содержащей много извести, оно может «обызвест-коваться», окаменеть.
Когда в такие условия попадают тела даже самых «грешных» людей, они с успехом могут сохраниться, и их можно выдать за святых. Еще чаще встречаются «нетленные тела» крыс, лягушек и т. д.
Известно, что в песках пустынь путешественники находят иногда неразложившиеся трупы людей и животных. Известны мумии монахов, похороненных в Киево-Печерской лавре и Псковско-Печорском монастыре.
В начале нашего века в русской прессе было рассказано об одном необычном кладбище в г. Гванахвато (Мексика). Оно представляет собой настоящий склад мумий. Могилы расположены на склоне холма, господствующего над городом, в толстых стенах. Тела умерших завернуты,точно мумии.
В сыром климате такое обращение с мертвыми телами было бы, конечно, невозможно. Но на большой высоте, где воздух сух, прозрачен и обладает редкостными асептическими свойствами, тело высыхает и в конце концов превращается в прах, не издающий гнилостного запаха. Сухость атмосферы превращает мертвеца в мумию!
Можно рассказать о совсем удивительном случае — когда в мумию превратился человек, умерший в Москве. В 1962 году в одном из домов по 2-й Мещанской, где проживает Мария Константиновна М., был обнаружен совершенно высохший труп женщины. Хозяйка квартиры пояснила, что это труп ее старшей сестры, умершей в феврале 1943 года. При этом около 20 лет тело находилось в комнате вместе с живым человеком.
М. рассказала подробности. Ее сестра страдала сердечно-сосудистым заболеванием. Незадолго до смерти она резко похудела. В суровые годы войны в комнате, где жили сестры, не работало отопление. Обитатели ее не снимали пальто.
Помещение хорошо проветривалось. Форточка в окне не закрывалась. Недели через три от трупа начал исходить неприятный запах, и М. ушла жить к знакомым. Через полторы — две недели она вернулась домой, запах исчез. Она переложила труп на деревянную полку, устроенную поперек комнаты над входной дверью. Это место еще лучше проветривалось.
В 1962 году, когда мумию обнаружили, был составлен такой акт: «При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что вес его — 4120 граммов, длина — 150 сантиметров. Поза трупа фиксирована: голова наклонена вперед и несколько повернута влево. Руки сложены на животе, передняя брюшная стенка подтянута к позвоночнику. Ноги вытянуты. Объем трупа, особенно конечностей, уменьшен. Кожа твердая, сухая, коричневато-бурого цвета. Анатомо-морфологические особенности строения скелета, степень изношенности зубов и данные рентгенологического исследования показали, что мумифицированный труп является трупом женщины в возрасте старше 50 лет.
Отождествление личности покойной производилось по признакам внешности с использованием метода фотосовмещения. В качестве отождествляющего личность Ольги Константиновны М. объекта была использована фотография, изъятая из паспорта. Сходство общих признаков и положительные результаты фотосовмещения позволили в данном случае дать категорическое заключение о том, что обнаруженная мумия представляет собой труп Ольги Константиновны М., 1888 года рождения.
Признаков насильственной смерти при судебно-медицинском исследовании трупа не установлено. Результаты исследования и состояние трупа не исключают возможности наступления смерти от какой-либо болезни в феврале 1943 года».
Так, вполне естественным путем, при соответствующих, благоприятных условиях, труп- превратился в «мощи», не сгнил.
Все приведенные выше примеры убедительно показывают, что, каким бы чудесным ни казалось то или иное явление, оно может быть объяснено наукой, и тогда обнаруживается, что в нем нет ничего таинственного, необъяснимого, нет места для религиозных суеверий.
Но в далеком прошлом все необычные природные явления, подобные описанным выше, религиозные проповедники часто истолковывали как «знамения божьи», распространяя в связи с этим множество всевозможных пророчеств, используя невежество людей, их тяжелое состояние во время всенародных бедствий.
Православная Жизнь
Является ли сохранность тела после смерти достаточной причиной святости, знает архимандрит Спиридон (Ходанич).
Нетленные мощи в пещерах Киево-Печерской Лавры
– Отче, только в Православной Церкви наблюдается нетление мощей?
– Нет, не только. До 1054 года Восточная и Западная христианская Церковь имела множество фактов нетленности мощей прославленных угодников Божиих, но и после раскола, в католической Церкви, как и в Православной, известны факты нетленности мощей. Так, например, у католиков: св. Бернадетта Субиру (7 января 1844 года – 16 апреля 1879 года) известна тем, что ей 18 раз являлась Дева Мария. Сохранилось ее подлинное нетленное тело, чудо нетления засвидетельствовано медицинской комиссией, во время медицинского вскрытия мощей в 1919 г. тело св. Бернадетты много лет пролежало в земле на кладбище; нетленно не только тело, но и одежда; из признаков «разложения» – цепочки, скрепляющие розарий, в руках святой покрылись ржавчиной, а сами бусины потускнели. И это не единичный пример, равно как и несравненно большее количество нетленных останков святых, прославленных Богом в нашей Православной Церкви.
Важно понимать, что принципиальные расхождения между православными и католиками состоят в основном в вопросах догматических, а тленность или нетленность мощей сама по себе никогда не была основанием для причтения к лику святых, т. е. канонизации подвижника. Решающее значение всегда имеет святость жизни, а останки святого Церковь почитает вследствие его подвига, а не само материальное явление нетленности как таковое. Мощи почитаются независимо от их нетленности, и именно с этим связано много заблуждений.
– Сохранность тела после смерти является достаточной причиной святости?
– Конечно же, нет! Решающим является, как говорилось выше, святость жизни, а также дар чудотворений от святых останков, ведь у нас есть многие примеры того, когда тело подвижника истлело частично (этот факт чуда больше всех поражает, так как естественный процесс разложения начался и остановился), также есть примеры обретения только косточек подвижника.
– Где в древности обычно хоронили христиан-мучеников, праведников?
– Известно, что уже во II веке христиане хоронили мучеников и единоверцев в катакомбах. Именно на надгробьях мучеников и совершались Литургии, и именно от совершения Литургий на надгробьях мучеников, которые выполняли функцию престолов, и ведет свое начало современное совершение Литургии на святых мощах. Следует также упомянуть, что практика совершать Литургию на святых мощах, согласно древнему обычаю, окончательно была закреплена в постановлении Папы Феликса от 269 года.
– Правда ли, что на Западе мощи в большинстве своем недоступны для поклонения, так как подвергались многочисленным осквернениям, например во время Французской революции?
– Действительно, во время Французской революции многие святыни Запада осквернялись и уничтожались, и, как мы знаем, даже была создана революционная комиссия для конфискации церковного имущества с целью уничтожения «предрассудков» и, в частности, мощей, которые поддерживают «эти глупые предрассудки». Так, мощи святой Женевьевы (ок. 420 г.), покровительницы Парижа, были сожжены на Гревской площади – традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся рака и фаланга руки святой хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Многое уничтожалось, но многое по милости Божией и сохранилось. Среди величайших сохранившихся святынь Франции, находящихся в Католической Церкви и почитаемых Православной Церковью, можно выделить: терновый венец Спасителя в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), нешвенный хитон Господень и плат Божией Матери, в Амьене в огромном соборе Амьенской Божией Матери покоится честная глава святого Великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в одном из районов Парижа на улице Сен-Дени в храме Сен-Ле-Сен-Жиль находится еще один источник помощи и утешения – мощи святой равноапостольной царицы Елены, в Париже, в соборе Святой Равноапостольной Марии Магдалины хранятся ее мощи.
Многие из этих святынь доступны для поклонения в определенные часы, некоторые – в определенные дни года, отдельные недоступны. Насколько известно, Католическая Церковь идет навстречу, и православные священники имеют возможность самостоятельно служить Литургию или молебны перед святынями, прикладываясь к ним.
– Нужны ли особые условия для хранения мощей?
– Место должно быть благоговейным.
– О чем говорит степень нетления мощей?
– При обсуждении вопроса о канонизации прп. Серафима Саровского в Синоде РПЦ вызвало смущение состояние его мощей, которые не сохранились в совершенном нетлении. Это помогло выявить подлинное учение Церкви о почитании святых мощей. В Древней Церкви, в отличие от позднейшей русской практики, нетленность мощей не была непременным условием канонизации – этот вывод имел большое значение для последующей практики канонизации, когда Церковь сталкивалась с фактом только частичного нетления мощей или когда мощи вообще не были обретены.
О тленности и нетленности мощей
Тимофей Китнис , историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе
Все лекции цикла можно посмотреть здесь .
Очень часто бытует мнение, что условием для святости является нетленность мощей. То есть, когда Господь прославляет человека после смерти нетлением. Такие случаи действительно есть, и это прежде всего связано со святым Александром Свирским, это связано с обретением мощей святого Симеона Верхотурского, когда собственно сначала обрели нетленные мощи и потом только установили, кому же они принадлежат. Это такой был парадокс. И очень часто в религиозном сознании эта мысль закрепляется, что все мощи нетленны. Что обязательным условием для прославления человека, даже более того, является, когда Господь прославляет человека нетлением.
Понятно, что, когда эти случаи происходят, они достаточно редки, но они все-таки есть, мы видим в этом очень редкий, но тем не менее некий прообраз надежды на то, что не только наш дух, но и тело в полной мере будет восстановлено нетленным. И как в свое время Силуан Афонский говорил, что святые люди настолько пропитываются благодатью Святаго Духа, что подчас бывают мощи. Он имел в виду – подчас нетление. Но это конечно в принципе не так. когда мы говорим о прославлении, о традиции прославления в западной, восточной Церкви она разная. У нас в православной традиции мы прежде всего прославляем святого за его жизнь, за свидетельство о том, насколько он в своей жизни уподобился Христу и соответствует идеалу христианства, это прежде всего – это является главным условием прославления, это его жизнь. Ну и второе – это конечно чудеса, которые действительно происходят от его святых мощей, но не обязательно они должны быть нетленны.
Наиболее показателен в этом смысле случай с прославлением святого Серафима Саровского в 1903 году, когда все были уверены и комиссия, которая вскрывала и исследовала мощи, и весь верующий народ, был совершенно точно уверен, что там будет батюшка Серафим нетленен. И когда были обнаружены белые косточки, то это явилось таким смущением даже для Синода, что удивительно, что они и были понятно еще кое-какие с точки зрения этой комиссии, которой надо было дополнительно исследовать, что сам факт настолько поразил даже синодальную комиссию, что возникла пауза. И сказали, что надо нам, наверное, дополнительно что-то еще узнать про жизнь святого Серафима. И по сути дела только росчерком императора Николая II, который написал резолюцию – немедленно прославить – случилось прославление Серафима Саровского. Очень известный диалог, когда одной матушке говорят: «Ну что, Серафим то оказывается истлел», — она говорит: «Мы Богу кланяемся, а не костям». В этом ответе на самом деле вся суть того, что мы собственно почитаем, что мы почитаем, когда происходит прославление человека. Да, мы действительно почитаем человека, его жизнь, а насколько Господь прославляет человека тлением, или нетлением – это уже дело Божье.
Кстати, в традиции, к примеру, греческой Церкви, к нетленности относятся очень подозрительно и там бытует прямо противоположное мнение, что, если человек после смерти какой-то монах прежде всего, не истлевает, то есть тело не подвергается естественному распаду – это значит, что земля не принимает. Я думаю, что это тоже точка зрения крайняя, опять же на примере святого Александра Свирского – это удивительный святой, жизнь которого не подвергается никакому сомнению. Он в ранние годы ушел и подвизался сначала семь лет в общежитии Валаамском, получил очень хорошую школу монашескую, потому подвизался, как отшельник, потом далее удостоился, согласно очень раннему житию, сохранилось непосредственное описание его жизни от его ученика, он даже удостоился лицезрения таинственной Святой Троицы – это очень таинственная вещь. Его Господь действительно прославил нетлением.
Но до XVIII века мы не видим, чтобы особо эта мысль как-то педалировалась – тление, нетление. если бы было нетление, хотя бы частичное, к примеру, могла десница, или глава быть нетленной, а все остальное тело истлевало – бывало и такое, то есть частичное нетление. Но в XVIII веке эта западная традиция, которая приходит действительно с запада, выходит распоряжение о том, чтобы мощи наиболее почитаемых святых, для того, чтобы их можно было, так скажем, почитать достойно, ну… делали, проще говоря, специальную благочестивую восковую куклу и подчас кости скреплялись, или даже полностью, если мощи истлевали, делалось такое скульптурное изображение святого. И уже к началу XX века история с Серафимом Саровским показала, что – что понимание того правильного отношения к прославлению святого, оно подчас из-за этой мысли о том, что условием для прославления должно быть обязательно нетление, оно настолько распространилось, что уже тогда после 1903 года появляются мысли, что надо бы конечно и показывать, и рассказывать церковному народу о том, что же являются мощи. Но, к сожалению, до революции надлежащей работы не было проведено информационной в этом смысле и поэтому большевики этим воспользовались.
Большевики, многие из которых были семинаристами, и не последними, что называется, когда начинается кампания по разоблачению мощей, они воспользовались этим и как к примеру, свидетельствует вскрытие мощей святого преподобного Сергия, очень известный фильм, который очень часто показывался, в том числе и во времена советской власти, когда открывалась рака с мощами, а там действительно были мощи, которые были соединены воском. И конечно то, что потом писала пресса коммунистическая – об обмане, о том, что на самом деле ничего нет, о том, что вы думали, а на самом деле – вот эта вся шумиха реально на очень многих людей действовала. И для многих людей это явилось, особенно очевидно для тех, кто более движимы чувством, а не рассуждением, для многих это явилось очень серьезной проблемой и даже свидетельством некоего обмана, в который был введен церковный народ. То есть, большевики этот момент очень талантливо к сожалению, использовали в качестве антицерковной пропаганды.
Сейчас уже в наше время это понимание о том, что мы прежде всего подражаем жизни святого, прежде всего должны, как святой в своей жизни подражал Христу, как апостол Павел писал: «Подражайте мне, как я подражаю Христу», — как святой подражал Христу, так и мы, особенно ближайшие по времени, вот новомученики, например, российские, да, должны подражать их жизни, их вере, их молитве, их образу жизни и прежде всего обращать внимание на это, безусловно почитая те останки, те мощи, которые Господь нам оставляет в знак того, что когда-нибудь и эти святые, и мы будем восстановлены, преображены, дай Бог и не только воскреснет дух, но и тело.